Однодвухтрубный "Манассас"

15
12 октября 1861 у Хэд-оф-Пасса в устье Миссисипи состоялась битва флотов, в которой впервые принял участие броненосец. Этот корабль, названный "Манассас" и построенный в штате Луизиана по проекту Джеймса Кертисса, считается самым загадочным из всех броненосцев времен гражданской войны в США. Известно, что он был переделан из деревянного ледокольного буксира "Енох трэйн", имел длину 43 метра, ширину - 9 метров, водоизмещение - 387 тонн и экипаж из 34 человек. Паровая машина, работавшая на два винта, сообщала ему скорость до четырех узлов. Надводная часть корабля имела округлую форму черепашьего панциря и была обшита железными листами толщиной в один дюйм, уложенными на толстую деревянную подложку. Основным вооружением "Манассаса" был укрепленный на носу чугунный таран, а вспомогательным - гладкоствольное орудие калибра 64 фунта, которое могло стрелять только прямо по курсу.

Все вышерперечисленные технические данные зафиксированы в документах, однако не сохранилось ни фотографий этого корабля, ни его чертежей, нет даже рисунков с натуры, а все изображения "Манассаса" сделаны по словесным описаниям и очень сильно отличаются друг от друга. Американские историки до сих пор спорят о внешнем облике броненосца, причем среди них нет единодушия даже в вопросе о количестве его дымовых труб.

Битву у Хэд-оф-Пасса можно назвать одним из самых бескровных сражений в мировой истории, поскольку в ней с обеих сторон не было ни одного убитого или раненого. В этом сражении конфедераты пытались уничтожить или, хотя бы, отогнать флот юнионистов, который блокировал их кораблям выход из Миссисипи в Мексиканский залив. Основные надежды возлагались на считавшийся неуязвимым "Манассас", но он их не оправдал.

Броненосцу удалось таранить флагманский корабль северян - винтовой шлюп "Ричмонд" и проломить борт, однако удар не привел к гибели судна, так как он пришелся на заполненный угольный бункер. Уголь воспрепятствовал проникновению воды в трюм, корабль остался на плаву и даже не потерял боеспособности. А второго удара не последовало, поскольку при первом у "Манассаса" отвалился таран. После этого броненосец сделал по противнику несколько выстрелов из пушки, ни разу не попав, а в конце концов из-за неудачного маневрирования - налетел на отмель и застрял, повредив винты.
Тем временем, канонерки южан столь же безрезультатно вели перестрелку на больших дистанциях с кораблями северян, пока у обеих сторон не иссякли боеприпасы. На этом битва закончилась. "Манассас" стащили с грунта и увели на буксире в Нью-Орлеан, где он простоял в ремонте до весны. Следующая битва 24 апреля 1862 года у форта Джексон оказалась для него последней. 25-миллиметровая броня не выдержала попаданий снарядов из тяжелых 68-фунтовых и 70-фунтовых орудий северян. "Мансассас" получил несколько сквозных пробоин, на нем начался сильный пожар, и капитан, видя, что корабль обречен, приказал рулевому посадить его на мель, а команде - прыгать за борт. Так закончилась короткая боевая биография первого броненосца Западного полушария.

Однодвухтрубный "Манассас"


Довольно фантастичное изображение "Манассаса" в газете "Нью-Йоркский курьер" от 8 апреля 1862 года.



Рисунок 1866 года, изображающий "Манассас" в битве у форта Джексон. На обеих картинках хорошо видно, что у броненосца две трубы.



Рисунок 1904 года, автор которого почему-то решил изобразить "Манассас" однотрубным. Непонятно, на чем он основывался, однако в дальнейшем именно эта картинка стала "каноничным" изображением "Манассаса", которое присутствует во многих корабельных справочниках и монографиях. а заодно и в "Википедии".



Современная акварель, повторяющая сюжет рисунка 1866 года, но на ней корабли северян у форта Джексон атакует "Манассас" с одной трубой.



Компьютерная модель "Манассаса", автор которой решил восстановить историческую справедливость и вернуть броненосцу вторую трубу. Внизу - еще три ракурса этой модели.









Шлюп "Ричмонд", которого безуспешно таранил "Манассас".



68-фунтовое морское орудие северян. Огонь таких орудий 24 апреля 1862 года сокрушил слишком тонкую броню "Манассаса".
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    25 октября 2014 10:02
    Заря броненосцев,таран считался основным оружием...Да же Ж.Верн подводный "Наутилус" снабдил тараном...
  2. +1
    25 октября 2014 10:13
    Тараном пользовались и раньше, и намного позже.
  3. +2
    25 октября 2014 10:18
    маннасас похож на подводную лодку формой корпуса.а вообще-то интиресная посудина вышла.
    1. +3
      25 октября 2014 15:54
      Цитата: sv68
      маннасас похож на подводную лодку формой корпуса.

      А мне больше (особенно на первых двух рисунках) напоминает полуспящего кита wink
      1. 0
        27 октября 2014 18:02
        Есть амерская киношка "Сахара", там тоже похожая посудина фигурирует.
        1. +2
          25 декабря 2014 19:56
          Цитата: почти дембель
          Есть амерская киношка "Сахара", там тоже похожая посудина фигурирует.

          Там, ЕМНИП, нечто больше на "Мерримак" похожее. Сынуля даже удивился, что ЭТО смогло океан переплыть.
        2. +2
          25 декабря 2014 19:56
          Цитата: почти дембель
          Есть амерская киношка "Сахара", там тоже похожая посудина фигурирует.

          Там, ЕМНИП, нечто больше на "Мерримак" похожее. Сынуля даже удивился, что ЭТО смогло океан переплыть.
  4. +4
    25 октября 2014 10:45
    К сожалению, история войны Конфедеративных и Северных штатов очень слабо освещена в русскоязычной литературе. А ведь это была очень "интересная" война (если кровавую войну можно назвать "интересной"-заранее извиняюсь за это). В той войне впервые были применены на практике те "современные" методы ведения боевых действий которые, впоследствии заливали кровью весь земной шар.
    1. +1
      25 октября 2014 14:09
      очень многоплановая война велась - в этой точке мира, точнее в этом пятне, сошлись интересы многих государств и групп капитала
      интересно еще и тем что южане одерживая победы в сухопутных боях, в итоге, все же проиграли, практически, за одну битву...
      1. +3
        25 октября 2014 16:19
        Цитата: Костоправ
        интересно еще и тем что южане одерживая победы в сухопутных боях, в итоге, все же проиграли, практически, за одну битву.

        как и все почти войны -Экономика войны оказалась сильнее у северян.И правило--поражение не значит проигранная компания, было верно и на этот раз.
        В общем то план северян больше был настроен на общую компанию и побеждать всегда и везде они бы и не сумели. Зато промышленность и флот сделали свою решающую ставку.

        Цитата: Алекс
        я думал, что первым сражением первых броненосцев США была битва "Монитора" с "Меримаком"/"Вирджинией"

        в этом году было 150 летие первого использования подводной лодки.

        150 лет назад состоялась первая в истории успешная атака подводной лодки на боевой корабль. Во время Гражданской войны в США, 17 февраля 1864 года, субмарина конфедератов "Ханли", приводимая в движение вручную и вооруженная шестовой миной, пустила на дно Чарльстонской бухты паровой артиллерийский корвет северян "Хаусатоник". Сообщив успешной атаке, "Ханли" домой так и не вернулась. Таким образом, она стала и первой подводной лодкой, погибшей в сражении.
        Гражданская война в США родила и подлодку(бой) и бой броненосцев(до этого в Крымскую они обстреливали крепость) и множество других вещей впервые появившихся тогда.
        В общем войны после Крымской стали именно технологическими войнами...в полной мере..
        ЗЫ кстати состоялся возврат Тарана в морской бой. И следующая итало австрийская война в полной меер пытались использовать наработки и опыт гражданской войны. Уже броненосцы делали ставку на таран.
        Каждая новая Война начинается там где закончилась предыдущая!
    2. +1
      25 октября 2014 18:23
      Почитайте "Незвестная война. Тайная история США" А. Бушкова на "Флибусте". Очень интересно. Рекомендую.
  5. +5
    25 октября 2014 13:18
    Интересная информация, я думал, что первым сражением первых броненосцев США была битва "Монитора" с "Меримаком"/"Вирджинией".
    1. 0
      25 октября 2014 21:29
      - Под иллюстрацией так и написано...
  6. +4
    25 октября 2014 17:00
    Интересная статья.Как нож сквозь масло...Эдакая морская открывашка для корпусов противника.Тоже впервые увидел сие произведение инженерного искусства.Хотя, если вспомнить,то чего только конфедераты не напридумывали,подлодку "Hunley",например.Особенно, мне нравится её двигатель,почти 90%-й КПД!...Нет,нет вы чего не подумайте,просто из экипажа в 9 человек,8 были машинной командой вращавшей огромный ,идущий практически через всю длину лодки, коловорот при свете свечи.Свечка служила не только для освещения,но и была своеобразным индикатором кислорода,поскольку люки задраили и все,-дышим только тем,что выдохнули.И вот это чудо,вооруженное шестовой миной, темной февральской ночью 1864года подкралась и утопила корабль северян "Housatonic",который был вполне серьезным боевым кораблём,-12пушечный паровой шлюп,с винтовым движителем.А лодка тоже погибла от последствий подрыва, не сумев всплыть.Её подняли в 1995году и установили в мемореальном комплексе г.Чарльстона.
    P.S "Manassas"... увлечение компьютерной графикой приводит к неожиданным результатам.С одной стороны, вроде бы все наглядно,но с другой, так далеко от реальности...Наврядли,такой красивый обтекатель для орудийного порта,мог быть на самом деле.Скорее, он был таким, как изображено на иллюстрации в газетёнке тех лет.Да и внешний облик,думаю тоже заметно отличался,компьютер все сгладил,загладил превратив,грубую самоделку в изделие 21 века,а иначе, как бы у неё таран... отвалился?
  7. +2
    25 октября 2014 20:59
    Кстати, во время расцвета "таранной теории" одним из немногих, но ярых,её противников был (тогда ещё капитан 2 ранга) адмирал С.О.Макаров. Главным аргументом Степана Осиповича было следующее утверждение: От удара сам таранящий получает почти смертельные повреждения, котлы и машины сдвигаются с фундаментов, трубопроводы рвутся, валы гнуться и.т.д.
  8. dipqrer
    +1
    26 октября 2014 01:02
    Спасибо за интересную статью.Дизайн этого корабля и сегодня впечатляет,а уж 150 лет назад...
  9. 0
    28 октября 2014 17:29
    спасибо за интересную статью. дизайн этого корабля и впрямь впечатляет.