Дуновения божественного ветра

30
Дуновения божественного ветра


Утром 20 октября 1944 года в 201 воздушной группе японской морской авиации на Филиппинах впервые было сформировано подразделение самоубийственных атак — камикадзе. Подразделение состояло из четырех отрядов по шесть самолетов в каждом: «Ямато» (древнее название Японии), «Асахи» (восходящее солнце — символ Японии), «Сикисима» (поэтическое название Японии) и «Ямасакура» (цветок горной вишни).

Создатель отрядов камикадзе, командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Ониси Такидзиро заявлял: «Если летчик, видя вражеский самолет или корабль, напряжет всю свою волю и силы, превратит самолет в часть самого себя, — вот самое совершенное оружие. А разве может быть для воина более великая слава, чем отдать свою жизнь за императора и за страну?»

Однако к подобному решению японское командование пришло не от хорошей жизни. К октябрю 1944 года потери Японии в самолетах, а главное, в опытных пилотах, были катастрофические. Иначе как жестом отчаяния и верой в чудо, способное если не переломить, так хоть нивелировать соотношение сил на Тихом океане, создание отрядов камикадзе не назовешь. Отец камикадзе и командир корпуса, вице-адмирал Ониси и командующий объединенным флотом адмирал Тоёда прекрасно понимали, что война уже проиграна. Создавая корпус летчиков-смертников, они рассчитывали, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно приемлемых условиях.

Проблем у японского командования не было только с набором пилотов для выполнения самоубийственных задач. Немецкий вице-адмирал Гельмут Гейе в свое время писал: «Возможно, что и в нашем народе имеется некоторое количество людей, которые не только заявят о своей готовности добровольно пойти на смерть, но и найдут в себе достаточно душевных сил, чтобы действительно это сделать. Но я всегда считал и считаю, что такие подвиги не могут совершать представители белой расы. Бывает, конечно, что тысячи смелых людей в пылу сражения действуют не щадя своей жизни, это, несомненно, часто случалось в армиях всех стран мира. Но чтобы тот или иной человек добровольно обрекал себя на верную смерть заранее, — такая форма боевого применения людей вряд ли сможет стать общепринятой среди наших народов. У европейца просто нет того религиозного фанатизма, который оправдывал бы подобные подвиги, европеец лишен презрения к смерти и, следовательно, к своей собственной жизни...».

У японских воинов, воспитанных в духе бусидо, главным приоритетом было выполнение приказа, пусть даже ценой собственной жизни. Единственное, чем отличались камикадзе от обычных японских солдат, — это практически полным отсутствием шансов выжить при выполнении задания.

Японское выражение «камикадзе» переводится как «божественный ветер» — синтоистское обозначение бури, которая приносит пользу или является благоприятным знамением. Этим словом был назван ураган, который дважды — в 1274 и 1281 годах разбил флот монгольских завоевателей у берегов Японии. По верованиям японцев, ураган был послан богом грома Райдзин и богом ветра Фудзин. Собственно, благодаря синтоизму и сложилась единая японская нация, эта религия основа японской национальной психологии. В соответствии с ней микадо (император) является потомком духов неба, а каждый японец — потомком менее значимых духов. Поэтому для японцев император, благодаря своему божественному происхождению, находится в родстве со всем народом, выступает как глава нации-семьи и как главный жрец синтоизма. И для каждого японца считалось важным быть преданным прежде всего императору.


Ониси Такидзиро. Источник: pacyfik.net


Несомненное влияние на характер японцев оказал и дзен-буддизм. Дзен превратился в главную религию самураев, которые нашли в используемой им медитации способ полного раскрытия своих внутренних возможностей.

Конфуцианство также получило широкое распространение в Японии, принципы покорности и безоговорочного подчинения авторитету, сыновней почтительности нашли благодатную почву в японском обществе.

Синтоизм, буддизм и конфуцианство явились тем основанием, на котором сформировался весь комплекс морально-этических норм, составивших самурайский кодекс бусидо. Конфуцианство обеспечило морально-этическое обоснование бусидо, буддизм принес равнодушие к смерти, синтоизм сформировал японцев как нацию.

У самурая желание смерти должно быть полным. Он не имел права бояться ее, мечтать, что будет жить вечно. Все помыслы воина, согласно бусидо, должны быть направлены на то, чтобы броситься в гущу врагов и умереть с улыбкой.

В соответствии с традициями у камикадзе выработался и свой особый ритуал прощания и особая атрибутика. Камикадзе носили ту же форму, что и обычные летчики. Однако на каждой из семи ее пуговиц были выбиты три лепестка сакуры. По предложению Ониси, отличительной частью экипировки камикадзе стали белые повязки на лбу -- хатимаки. На них часто изображали красный солнечный диск хиномару, а также выводили черные иероглифы с патриотическими, а иногда и мистическими высказываниями. Самой распространенной надписью была «Семь жизней за императора».

Другой традицией стала чашечка саке непосредственно перед стартом. Прямо на летном поле накрывали стол белой скатертью — по японским поверьям, это символ смерти. Наполняли напитком чашечки и предлагали их каждому из выстроившихся в шеренгу летчиков, отправляющихся в полет. Камикадзе принимал чашечку обеими руками, низко кланялся и отпивал глоток.

Установилась традиция, согласно которой вылетающим в последний полет пилотам выдавалась бенто — коробочка с едой. Она содержала восемь маленьких шариков из риса, называемых макидзуси. Такие коробочки первоначально выдавали летчикам, отправлявшимся в длительный полет. Но уже на Филиппинах ими стали снабжать и камикадзе. Во-первых, потому что их последний полет мог стать длительным и требовалось поддерживать силы. Во-вторых, для летчика, который знал, что из полета не вернется, коробочка с едой служила психологической поддержкой.

Все смертники оставляли в специальных маленьких деревянных неокрашенных шкатулках обрезки ногтей и пряди своих волос для отсылки родным, как делал каждый из японских солдат.


Летчики-камикадзе пьют сакэ перед вылетом. Фото: Getty Images / Fotobank.ru


25 октября 1944 года в заливе Лейте была проведена первая массированная атака камикадзе против вражеских авианосцев. Потеряв 17 самолетов японцам удалось уничтожить один и повредить шесть авианосцев противника. Это был несомненный успех новаторской тактики Ониси Такидзиро, особенно учитывая то, что накануне Второй воздушный флот адмирала Фукудоме Сигеру потерял 150 самолетов, вообще не добившись успеха.

Практически одновременно с морской авиацией был создан и первый отряд армейских летчиков-камикадзе. Было сформировано сразу шесть армейских подразделений специальных атак. Так как в добровольцах недостатка не было, а по мнению начальства, отказников и быть не могло, то в армейские камикадзе переводили пилотов без их согласия. 5 ноября считается днем официального участия в боевых действиях армейских групп летчиков-самоубийц все в том же заливе Лейте.

Однако не все японские пилоты разделяли такую тактику, были и исключения. 11 ноября один из американских эсминцев спас японского летчика-камикадзе. Летчик входил в состав Второго воздушного флота адмирала Фукудоме, переброшенного с Формозы 22 октября для участия в операции «Се-Го». Он пояснил, что по прибытии на Филиппины не велось никаких разговоров о самоубийственных атаках. Но 25 октября группы камикадзе начали спешно создаваться и во Втором воздушном флоте. Уже 27 октября командир эскадрильи, в которой служил летчик, объявил своим подчиненным о том, что их подразделение предназначается для выполнения самоубийственных атак. Сам пилот считал саму идею таких ударов глупой. У него не было намерения умереть, и пилот совершенно искренне признался, что никогда не испытывал желания совершить самоубийство.

Как же осуществлялись атаки воздушных камикадзе? В условиях растущих потерь бомбардировочной авиации родилась идея атаковать американские корабли одними истребителями. Легкий «Зеро» не был способен поднять тяжелую мощную бомбу или торпеду, однако мог нести 250-килограммовую бомбу. Конечно, одной такой бомбой авианосец не потопишь, но вывести его из строя на длительный период было вполне реально. Достаточно повредить полетную палубу.

Адмирал Ониси пришел к выводу, что три самолета камикадзе и два истребителя сопровождения представляли собой небольшую, а потому достаточно мобильную и оптимальную по составу группу. Истребители сопровождения играли чрезвычайно важную роль. Им приходилось отражать атаки вражеских перехватчиков до тех пор, пока самолеты камикадзе не устремятся на цель.

Из-за опасности обнаружения радарами или истребителями с авианосцев летчики-камикадзе использовали два метода выхода на цель — полеты на предельно малой высоте 10–15 метров и на предельно большой — 6–7 километров. Оба метода требовали надлежащей квалификации пилотов и надежной техники.

Однако в дальнейшем пришлось использовать любые самолеты, включая устаревшие и учебные, а в летчики-камикадзе шло молодое и неопытное пополнение, которое просто не успевали достаточно обучить.


Самолет «Йокосука MXY7 Ока». Фото: AP


21 марта 1945 впервые была предпринята безуспешная попытка применить пилотируемый самолет-снаряд «Йокосука MXY7 Ока» отрядом «Боги грома». Этот самолет представлял собой аппарат с ракетным двигателем, спроектированный специально для атак камикадзе, и был оснащен 1200-килограммовой бомбой. Во время нападения самолет-снаряд «Ока» поднимался в воздух самолетом «Мицубиси G4M», пока не оказывался в радиусе поражения. После отстыковки пилот в режиме парения должен был подвести самолет как можно ближе к цели, включить ракетные двигатели и затем протаранить намеченный корабль на огромной скорости. Войска союзников быстро научились атаковать носитель «Оки», прежде чем он сможет выпустить самолет-снаряд. Первое успешное применение самолетов «Ока» произошло 12 апреля, когда самолет-снаряд, пилотируемый 22-летним лейтенантом Дохи Сабуро, потопил эсминец радиолокационного дозора «Маннерт Л. Абеле».

Всего в 1944–1945 годах было произведено 850 самолетов-снарядов.

В водах Окинавы летчики-смертники нанесли американскому флоту весьма серьезный урон. Из 28 кораблей, потопленных авиацией, камикадзе отправили на дно 26. Из 225 поврежденных кораблей камикадзе повредили 164, том числе 27 авианосцев и несколько линейных кораблей и крейсеров. Четыре британских авианосца получили пять попаданий самолетов камикадзе. Около 90 процентов камикадзе не попали в цель или были сбиты. Тяжелые потери понес корпус «Боги грома». Из 185 самолетов «Ока», использованных для атак, 118 были уничтожены противником, погибли 438 летчиков, в том числе 56 «богов грома» и 372 члена экипажей самолетов-носителей.

Последним кораблем, потерянным США в войне на Тихом океане, стал эсминец «Каллагэн». В районе Окинавы 29 июля 1945 года, используя ночную темноту, старый тихоходный учебный биплан «Аити D2А» с 60-килограммовой бомбой в 0-41 сумел прорваться к «Каллагэну» и таранить его. Удар пришелся в капитанский мостик. Вспыхнул пожар, который привел к взрыву боеприпасов в погребе. Экипаж оставил тонущий корабль. Погибли 47 моряков, 73 человека получили ранения.

15 августа император Хирохито в своем радиовыступлении объявил о капитуляции Японии. Вечером этого же дня в последний полет отправились многие из командиров и штабных офицеров корпуса камикадзе. Вице-адмирал ОнисиТакидзиро в тот же день совершил харакири.

А последние атаки камикадзе были произведены на советские корабли. 18 августа японский армейский двухмоторный бомбардировщик попытался в Амурском заливе у Владивостокской нефтяной базы таранить танкер «Таганрог», однако был сбит зенитным огнем. Как следовало из уцелевших документов, пилотировал самолет поручик Йосиро Тиохара.

В этот же день камикадзе добились своей единственной победы, потопив в районе Шумшу (Курильские острова) катер-тральщик КТ-152. Бывший сейнер — рыбный разведчик «Нептун» — был построен в 1936 году и имел водоизмещение 62 тонны и команду из 17 моряков. От удара японского самолета катер-тральщик сразу же пошел на дно.

Наито Хатсаро в своей книге «Боги грома. Летчики-камикадзе рассказывают свои истории» (Thundergods. The Kamikaze Pilots Tell Their Story. — N.Y., 1989, р. 25.) приводит число потерь морских и армейских камикадзе с точностью до человека. По его данным, в самоубийственных атаках в 1944–1945 годах погибло 2525 морских и 1388 армейских пилотов. Таким образом, всего погибло 3913 летчиков-камикадзе, причем в это число не вошли камикадзе-одиночки — те, кто самостоятельно принял решение отправиться в самоубийственную атаку.

В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили 34 потопленных и 288 поврежденных кораблей.

Но кроме материальных потерь от массовых атак летчиков-самоубийц, союзники получили психологический шок. Он был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках пилотов-смертников. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.


Моряки тушат пожар на авианосце «Хэнкок» после атаки камикадзе. Фото: Getty Images / Fotobank.ru


Тем не менее атаки камикадзе приводили в восхищение многих. Американцев всегда поражал боевой дух, демонстрируемый летчиками-самоубийцами. Дух камикадзе, берущий начало в глубинах японской истории, иллюстрировал на деле концепцию власти духа над материей. «Было какое-то гипнотизирующее восхищение в этой чуждой Западу философии, — вспоминал вице-адмирал Браун. — Мы завороженно наблюдали за каждым пикирующим камикадзе — больше как публика на спектакле, а не потенциальные жертвы, которых собираются убить. На какое-то время мы забывали о себе и думали только о том человеке, который находится в самолете».

Однако стоит отметить, что первый случай тарана самолетом вражеского корабля произошел 19 августа 1937 года во время так называемого Шанхайского инцидента. И произвел его китайский летчик Шен Чангхай. В дальнейшем еще 15 китайских пилотов пожертвовали своими жизнями, обрушив самолеты на японские корабли у китайского побережья. Они потопили семь небольших вражеских судов.

Видимо, японцы по достоинству оценили героизм противника.

Следует отметить, что в безвыходных ситуациях, в пылу боя, огненные тараны совершали летчики многих стран. Но никто, кроме японцев, не делал ставку на самоубийственные атаки.

Бывший премьер-министр Японии адмирал Судзкуки Кантаросам, не раз смотревший смерти в глаза, так оценивал камикадзе и их тактику: «Дух и подвиги пилотов-камикадзе, безусловно, вызывают глубокое восхищение. Но эта тактика, рассматриваемая с точки зрения стратегии, является пораженческой. Ответственный командир никогда не прибегнет к таким чрезвычайным мерам. Атаки камикадзе — яркое свидетельство нашего страха перед неизбежным поражением, когда не было никаких других возможностей изменить ход войны. Воздушные операции, которые мы начали проводить на Филиппинах, не оставляли возможности уцелеть. После гибели опытных летчиков в самоубийственные атаки приходилось бросать менее опытных и в конце концов тех, кто вообще не имел никакой подготовки».

Основой статьи послужила книга: Иванов Ю. Г. «Камикадзе: пилоты-смертники. Японское самопожертвование во время войны на Тихом океане». Смоленск, 2003.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    29 октября 2014 09:00
    Я по совести указу
    Записался в камикадзе,
    С полной бомбовой загрузкой лечу.
    В баках топлива до цели,
    Ну а цель, она в прицеле,
    И я взять её сегодня хочу.
    Рвутся нервы на пределе,
    Погибать так за идею,
    И вхожу я в свой последний вираж.
    А те, которые на цели,
    Глядя ввысь, оцепенели,
    Знают, чем грозит им мой пилотаж.
    Парашют оставлен дома
    На траве аэродрома,
    Даже если захочу, не свернуть. О
    блака перевернулись,
    И на лбу все жилы вздулись,
    И сдавило перегрузками грудь.
    От снарядов в небе тесно,
    Я пикирую отвесно,
    Исключительно красиво иду.
    Три секунды жить осталось
    И не важно, что так мало,
    Зацветут мои деревья в саду.
    Не добраться им до порта,
    Вот и всё, касаюсь борта,
    И в расширенных зрачках отражён
    Весь мой долгий путь до цели,
    Той, которая в прицеле,
    Мне взрываться за других есть резон.
    Есть резон своим полётом
    Вынуть душу из кого-то
    И в кого-то свою душу вложить.
    Есть резон дойти до цели,
    Той, которая в прицеле,
    Да потому что остальным надо жить.
    Есть резон дойти до цели,
    Той, которая в прицеле,
    Да потому что остальным надо жить.

    А.Розенбаум
  2. +2
    29 октября 2014 09:34
    Что ни говори, а отчаянные парни.
  3. +1
    29 октября 2014 09:37
    Что бы ни говорили о "религиозном экстремизме", фанатичности и т.п. - все эти стинания от осознания собственного бессилия совершить нечто подобное. Как говорят: человека уважают за то, чего сами совершить не могут.
    Камикадзе, лично у меня, вызывают восхищение. Несмотря на то, что это противник.
    Русских, "положивших душу за други своя" конечно не называли столь поэтично - "божественный ветер". Но сила их подвига нисколько от этого не умаляется.
    1. +4
      29 октября 2014 09:57
      Потому что основная цель советского летчика-уничтожение врага, поэтому и после тарана оставались живы и повторяли таран неоднократно. Причем известен случай повторения тарана в одном бою.
  4. 0
    29 октября 2014 09:38
    К большой печали, автор даже не потрудился(или не посчитал нужным) объяснить, что не было такого термина в Японии-камикадзе, а это лишь неверно прочтенная трактовка прочтения растиражированная журналистами.
  5. +4
    29 октября 2014 09:42
    Вот еще видеохроника атак на корабли,
  6. +1
    29 октября 2014 09:42
    Да и с "синтоизмом для самых маленьких" поаккуратней стоило бы.
  7. +1
    29 октября 2014 09:57
    Тем не менее японцы, со своими "божественными ветрами" нанесли большой урон мерикатосам и англам.
    И американские ветераны просыпаясь в кошмарном сне, все пытаются схватить гашетки "эрликонов"
    1. +4
      29 октября 2014 12:12
      С немцами вероятно вышло бы по другому. Те бы быстро нашли способ противостоять атакам камикадзе и не паниковали бы. Американцы и японцы достойны друг друга. Одни слишком мягкокожие, вторые слишком фанатичные. Отсюда и стратегия японцев.
      Про отвагу и героизм - и сегодня всякие шахиды себя взрывают. Но это просто зомбированные машины. Также как и камикадзе в то время. Подвиг - удел Человека. Кем и являлись советские летчики и бойцы, шедшие на таран и закрывающие собой амбразуры пулеметов осознанно.
      1. +6
        29 октября 2014 13:51
        НЕ СОГЛАСЕН, что "...как и камикадзе в то время..."..! stop
        В камикадзе японцы шли осознанно, а насчет того, что в камикадзе насильно отправляли - это послевоенная пропаганда. Для оправдания своих несвежих подштанников.
        Умирать никому не хотелось, и камикадэе тоже. Но НАДО, значит надо!
        И ещё, очень мало известно, что призыв к самопожертвованию был поддержан в сухопутных войсках - люди-мины (бросались под наши танки), многие приковывали себя к пулемётам в ДОТах, смертник, мол, и не уйду!
        Есть такая книга о кайтенс, аналог камикадзе-подводника - Мотицуро Хасимото "Потопленные". Он был командиром подлодки И-56, и рассказывает об использовании кайтенс. Лодка брала на палубу 6 человеко-торпед кайтен. Поучительная книга.
        Камикадзе - воины, они убивали других воинов. Это заслуживает уважения. soldier Это не напалмом Вьетконг поливать...
      2. +1
        29 октября 2014 22:35
        Сравнение японских камикадзе с шахидами некорректно и безграмотно. Камикадзе шли в открытый бой на своих боевых самолетах с опознавательными знаками, противник их прекрасно видел. Это не гражданских людей взрывать.
  8. +1
    29 октября 2014 09:59
    В советских источниках утверждалось, что атаки камикадзе не давали результатов. Оказывается не так.
  9. +1
    29 октября 2014 11:46
    Пишут, что у их военно-морских "коллег" на "Кайтенах" совсем грустно было...
    Погибнуть от собственного взрыва считалось большой удачей - водитель торпеды в большинстве случаев или задыхался в кабинке от отсутствия воздуха, или тонул вместе со свои агрегатом.
  10. +3
    29 октября 2014 11:52
    Надо отдать должное японскому боевому духу - они сражались достойно.
    1. 0
      29 октября 2014 19:09
      Надо отдать должное японскому боевому духу - они сражались достойно.

      Это так, однако будь в их распоряжении современная по тому времени техника - результат был бы иным, не потребовалось проводить самоубийственные атаки.
      Имей они самолеты сравнимые по характеристикам с американскими, подготовленных пилотов и мудрое руководство - высокий боевой дух сделал свое дело на все сто!
      Да, японские пилоты были героями, но увы, принесенными на заклание продажными марионетками.
  11. 0
    29 октября 2014 14:57
    Героическое самопожертвование во имя...заслуживает только уважения.Рад практически полному взаимопониманию!
  12. В0ЛХОВ
    0
    29 октября 2014 15:02
    Но кроме материальных потерь от массовых атак летчиков-самоубийц, союзники получили психологический шок. Он был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках пилотов-смертников. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.

    Но РФ далеко впереди Японии в этой теме - за 13...14 год целый флот стал "камикадзе", а в остальном традиционно - сохранение в тайне, цензура...
    Разница в том, что японцы шли на жертвы сознательно с ритуалами и почётом, а "россияне" - без понимания происходящего, хотя и с подходом к иконе.
    1. +1
      29 октября 2014 16:10
      "...за 13...14 год целый флот стал "камикадзе"..."- какой флот? Какой страны? В 13-14 годах какого века?
  13. 0
    29 октября 2014 15:43
    интересная статья, узнал много нового.спасибо автору. с удовольствием плюсую.
  14. 0
    29 октября 2014 16:08
    На кораблях - обьявлен АВРАЛ!!!!, готовы расчеты...Но кто бы знал из врагов -что это все зря...Нажал на газ японский пилот, как метеор упал самолет... И уничтожил вражеский крейсер в шквале огня.
    А кто нибудь знает имя Пилота? Ни кого не восхищает его мастерство? Не скажу, что светлая, не скажу, что вечная....Но за тех, кто прорывался без шанса на возвращение -я бы выпил
  15. -2
    29 октября 2014 17:48
    Перед войной отвергли программу массовой подготовки пилотов морской авиации, во время войны отвергли проект установки на Зеро двигателя Кинсей -62, затормозили проект нового истребителя Реппу, а под конец войны оставшихся пилотов слили в бессмысленных самоубийственных атаках на устаревшем хламе.
    Япония была и остается во власти Ротшильдов, вот и весь секрет...
    1. 0
      29 октября 2014 18:19
      Иван Тарасов вам для начала было бы не плохо ознакомиться с эффективностью подразделений камикадзе. при минимальных потерях в личном составе и технике они выводили из строя корабли на месяцы.
      единственно кто занялся бессмыленным самоубийством пилотов это третий рейх, создав подразделения рамягеров.
      1. +1
        29 октября 2014 18:36
        Иван Тарасов вам для начала было бы не плохо ознакомиться с эффективностью подразделений камикадзе.

        А вот у Американцев не было ни каких камикадзе и они выиграли, не подскажете почему?
        1. +1
          29 октября 2014 20:49
          простите. выиграли что?
    2. Комментарий был удален.
  16. +1
    29 октября 2014 19:51
    Цитата: Иван Тарасов
    Иван Тарасов вам для начала было бы не плохо ознакомиться с эффективностью подразделений камикадзе.

    А вот у Американцев не было ни каких камикадзе и они выиграли, не подскажете почему?
    Иван прав камикадзе выиграют войну только при том что твоих войск тупо намного больше а если даже паритет в силах то просто чтобы добраться до корабля нужно тратить минимум несколко самолетов которые дорого стоят с мизерным шансом на успех .В статье описаны удачные попадания а сколько было неудачных? И насколько они вообще задержали американцев? 81 корабль для смотриться конечно хорошо но сколько из них авианосцев не эскадренных переделок с торговцев а боевых,счет эсминцам шел на сотни при таких масштабах 80 кораблей можно и не заметить
    Клюквенное изображение атаки камикадзе на Red army
    1. -2
      29 октября 2014 21:01
      Krio
      вам бы научиться знаки препинания расставлять
    2. +1
      29 октября 2014 21:33
      Что это за АДСКИЙ БРЕД? Что за фильм (как я понимаю, японский)? Михалков отдыхает...
      1. 0
        30 октября 2014 17:53
        Цитата: Jager
        Что это за АДСКИЙ БРЕД? Что за фильм (как я понимаю, японский)? Михалков отдыхает...

        Замечательный корейский фильм "Мой путь".
  17. 0
    29 октября 2014 21:17
    Krio
    казнить нельзя помиловать
  18. 0
    14 ноября 2014 13:22
    Прочитал статью. Понравилась. Сразу вспомнил про ещё один вид подразделений японской армии--"человекоторпеды". Ещё в пионерском детстве прочитал не очень толстую, но потрясающую книгу японского автора Мотицура Хасимото--"Потопленные". Там было описание отряда "человекоторпед"--"Кикумидзу". Найду в сети и обязательно перечитаю.
  19. 0
    14 апреля 2017 14:19
    Читающим эти строки.
    Нас никогда не понять.
    Зачем мы сгорали взрывом
    Юности руша стать.
    Зачем хатимаки целуя,
    И выпив пиалу саке,
    В последний полёт уходили
    С полоскою шёлка в руке.
    Богам вознеся молитву,
    Товарищам письма отдав,
    Мы все вознеслись к небу,
    Флот вражеский разметав.
    Нас будут в веках потомки.
    Как юных богов вспоминать.
    А мы Тора-тора кричали,
    Готовясь пикировать.
    Пускай не поймёт Европа,
    Зачем было нам умирать,
    Сгорели мы не за мундиры.
    За солнца восход и за мать.

    Читающим эти строки.
    Нас никогда не понять.
    Как можно мальчишке в шестнадцать
    Божественным ветром стать.