Умные танки будущего: меньше брони, больше интеллекта

28
Умные танки будущего: меньше брони, больше интеллекта


Если раньше тяжелобронированной армейской технике приходилось действовать в самой гуще боя, то боевые машины будущего смогут применять так называемую умную стратегию поведения на поле боя, рассказывает корреспондент BBC Future.

У легкового автомобиля мало общего с танком. Водителям военной техники не приходится втискиваться в парковочные места перед супермаркетами или торчать в пробках по пути на работу. Однако некоторые технологии, реализованные в армейской технике, со временем внедряются и в гражданское автостроение.

Возможно, так произойдет и в случае с новой концепцией "умного" военного автомобиля. Агентство по перспективным оборонным и научно-исследовательским разработкам (DARPA) – подразделение министерства обороны США – работает над созданием легкой, маневренной машины Ground X-Vehicle Technology (GXV-T), которая вместо тяжелой брони и средств защиты от огневого поражения будет уходить от вражеского огня при помощи сенсоров и искусственного интеллекта. Благодаря технологическим решениям, реализованным в рамках этой программы, гражданский наземный транспорт в будущем также может стать более компактным, "интеллектуальным" и эффективным.

В прошлом DARPA неоднократно имело отношение к созданию прорывных технологий, которые впоследствии входили в наш повседневный быт – достаточно вспомнить интернет, робототехнику и технологии распознавания речи. А в 2004-2007 гг. агентство провело серию конкурсов с целью стимулирования исследовательских и конструкторских работ в области автономных систем пилотирования.

"Мы имеем дело с любопытным замкнутым циклом передачи технологий, – говорит Джереми Карлсон, ведущий аналитик по современным системам помощи водителю в американской аналитической компании IHS Automotive. – Очень многие технологические решения, внедренные в последнее время в области автономных систем наземного транспорта, зародились в рамках конкурсов DARPA несколько лет назад".

В области военной техники концепция GXV-T является революционной. Вместо толстого слоя брони экипаж будут защищать интеллектуальные системы. Задача заключается не в том, чтобы отразить вражеский огонь или минимизировать повреждения в результате попаданий боеприпасов, а в том, чтобы вообще не быть обнаруженным на поле боя и избежать огневого контакта с противником.

Армейский марсоход

"Цель проекта GXV-T – не просто усовершенствовать какой-то конкретный тип боевой машины или создать ему замену, а в том, чтобы переломить тенденцию к наращиванию веса брони и революционизировать концепцию защиты на поле боя для всех классов бронемашин", – отметил руководитель программы Кевин Масси в заявлении для прессы.


Новый военный автомобиль напоминает машины из компьютерной игры Halo


Судя по эскизам, GXV-T больше напоминает марсоход, чем традиционный танк. У него будет небольшой по размерам кузов с четырьмя колесами, укрепленными на концах длинных рычагов подвески. Рычаги будут обладают независимой друг от друга подвижностью, обеспечивая возможность езды по сильно пересеченной местности. "Мне этот автомобиль напоминает машины из игры Halo [футуристические машины пехоты, фигурирующие в классической компьютерной "стрелялке"]", – говорит Скотт Аугенбауг, заместитель директора Центра стратегических и международных исследований.

Оборудование водительского места будет включать систему индикации на лобовом стекле, проецирующую информацию непосредственно в поле зрения водителя.

"Напрашивается вывод, что в машине собираются применить ряд современных беспилотных технологий", – говорит старший консультант CSIS Марен Лид. Такой автомобиль мог бы передвигаться в автономном режиме, предоставив экипажу сосредоточиться на выполнении боевого задания. Автономность может быть как полной, так и частичной – с функцией дистанционного управления, подобно тому, как беспилотным летательным аппаратом управляет оператор с земли. Сочетание автономного и дистанционного режимов позволило бы одному удаленному оператору одновременно контролировать передвижение нескольких полуавтоматических машин, в то время как их экипажи занимались бы поиском вражеских целей.


Ведение боевых действий на улицах мегаполисов требует совсем другой военной техники


В армии США считают, что боевые действия в будущем могут разворачиваться в мегаполисах, говорит Аугенбауг. "Ширится понимание того, что проводить операции с участием тяжелых танков наподобие M1A1 Abrams в условиях городской застройки – не самая лучшая идея. Для таких задач нужны небольшие, маневренные машины".

"Специфические трудности"

"Но как защитить подобное транспортное средство в условиях боевых действий? – задается вопросом Лид. – В этом и заключается одна из трудностей, которую предстоит преодолеть DARPA".

"В автостроении существует множество готовых решений, основанных на разнообразных сенсорных технологиях", - поясняет Карлсон. Эти решения помогают машинам "видеть" и "слышать" при помощи радаров, видеокамер, лазеров, датчиков отраженного света и ультразвука.

"В широком смысле действительно можно перенести технологии, которые уже сейчас используются в автомобильной промышленности, на другие области применения, но имеются и определенные специфические трудности", – добавляет он.


Современный танк - такой, например, как израильский "Меркава" - вряд ли быстро перебросишь в другой регион земного шара


Американское военное ведомство признает, что в будущем ему может потребоваться обеспечивать оперативное присутствие в любой точке мира. Развертывать войска придется из мест постоянной дислокации в США, без возможности создания баз в других странах, как это было раньше. Существующие боевые машины слишком тяжелы для переброски воздухом, а доставка морем занимает слишком много времени. "Военная доктрина США сводится к простой мысли: нам может потребоваться выполнять какие угодно задачи, так что нужно быть готовыми ко всему", – говорит Лид.

"Интеллектуальный" танк, способный избегать огневого поражения, потребует существенно меньше броневой защиты, что приведет к значительному снижению веса машины. Автономность также положительно влияет на весовые характеристики и стоимость автомобиля – вероятность попасть в аварию снижается, поэтому отпадает нужда в объемных зонах деформации кузова и дорогостоящих системах защиты экипажа наподобие подушек безопасности.

"Беспилотный автомобиль будет избегать опасных ситуаций, которые могут привести к аварии", – говорит Карлсон. Благодаря уменьшенным габаритам и небольшому весу такую боевую машину можно будет поместить в грузовой отсек транспортного самолета C-17 – нынешней рабочей лошадки ВВС США, – а в район боевых действий доставлять на внешней подвеске вертолета.


По мнению американцев, слишком много брони не понадобится машинам, которые смогут избегать опасности


"Некоторые технологии, необходимые для создания такой машины, доступны уже сейчас, другие нужно довести до ума. Все вместе они до сих пор никогда не реализовывались на одной платформе, именно поэтому DARPA и собирается создать подобный автомобиль", – говорит Аугенбауг. Учитывая опыт предыдущих подобных проектов, он сомневается, что сроки создания GXV-T – к 2017 г. – будут выдержаны. Лид также настроен скептически, вспоминая судьбу программы модернизации армии США "Боевые системы будущего" (Future Combat System), анонсированной в начале 2000-х.

"В конечном счете программу закрыли из-за ее чрезмерной технологической сложности", - говорит Лид. Так что, возможно, с самым опасным противником машине GXV-T придется столкнуться вовсе не на поле боя.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    26 октября 2014 08:00
    Умные танки будущего: меньше брони, больше интеллекта
    По мнению американцев, слишком много брони не понадобится машинам, которые смогут избегать опасности


    Оцинковать и дело с концом. Как на укропии примерно.
    1. тюменец
      0
      26 октября 2014 19:34
      Цитата: a.s.zzz888
      Как на укропии примерно.

      На последней фотке укропы толпой смогут избежать опасности?
      По мнению американцев, слишком много брони не понадобится машинам, которые смогут избегать опасности
  2. +3
    26 октября 2014 08:03
    Современный танк - такой, например, как израильский "Меркава"

    А на фото МАГАХ! request
  3. 0
    26 октября 2014 08:28
    Ну,ну "умные машины" и все то же убивать и не нести за это не какой ответственности,на хитрую электронику есть очень простой способ-кувалда(утрирую конечно)
  4. +5
    26 октября 2014 09:03
    Автор слабак и картинки не в тему.
  5. +7
    26 октября 2014 09:26
    вообще-то в DARPA слишком уж много фантастики на ночь смотрят-отсюда и такие идеи.то что у них на ресунке-колёсный агрегат с активной системой защиты-только узконаправленная машина-типа скоростной дозорной-а нстоящий танк-ещё не одно десятилетие будит ездить на гусиницах и иметь пушку во вращающейся башне.
  6. +9
    26 октября 2014 09:48
    "Умные танки будущего: меньше брони, больше интеллекта".
    Короче - танки будущего будут прятаться, уворачиваться и убегать а стрелять им будет некогда и нечем. Что бы возить орудие и боеприпасы нужен мощный двигатель, а мощному двигателю много горючего и всё это нужно чем то прикрыть, иначе это не танк! Если только лет через 200 ядерный реактор будет размером с ведро и его мощности хватит и на силовое поле и на плазменную пушку! bully Тогда да, тогда конечно, ...!!!
    1. +1
      26 октября 2014 11:54
      Прыжок в право, влево, перекат через плечо и выстрел из чего сможется стабилизировать после этих ужимок и прыжков! Рывок с места с пробуксовкой всеми четырьмя колесами, чтобы уйти из зоны поражения... lol Но тут больше плазменного пистолета ничего не ассоциируется!!! Поскольку габариты чуть больше китайского скутера..... wink Ндаааа.... Но будем бдительны- нам тоже нужно думать о будущем! drinks
      1. +3
        26 октября 2014 14:32

        Современный танк - такой, например, как израильский "Меркава" - вряд ли быстро перебросишь в другой регион земного шара


        но на фотке,не "Морковка "((Мк-2,3,4))))это" Magach 6B Baz "(M60А3))) ....

  7. 0
    26 октября 2014 10:05
    танки будущего будут иметь 1-2 человека экипажа, остальное - электроника.я так думаю.
  8. +1
    26 октября 2014 10:22
    Мне кажется это всё бред, но вот к следующему столетию технологии изменятся , тогда можно, а так это компьютерная ерунда в параллельной вселенной,это я про Ground X-Vehicle Technology (GXV-T).
  9. +2
    26 октября 2014 11:37
    Это всё, конечно, круто, но каков смысл? Это точно не замена танку или БМП-БТР. Разве что разведывательная машина с одноразовым пилотом. Уязвимая к минному оружию, пулемётам и автоматическим пушкам, стрелковке...

    Короче, опять распил средств американьских налогоплательщиков.

    Ширится понимание того, что проводить операции с участием тяжелых танков наподобие M1A1 Abrams в условиях городской застройки – не самая лучшая идея. Для таких задач нужны небольшие, маневренные машины.

    Хех... Интересно, он участвовал в боях в городе?
    1. +1
      26 октября 2014 14:13
      Цитата: Лопатов
      Хех... Интересно, он участвовал в боях в городе?

      в боях, за иракский город Эль-Фалуджа ...
  10. +3
    26 октября 2014 12:18
    Ню-ню. В Ираке янкесы понял, что такое танк в городе и как тяжко без него. Если хотят антилектом заменить броню и пушку - в путь! Легче будет их бить.
  11. dipqrer
    +2
    26 октября 2014 12:34
    Вспомнился древний фантастический рассказ "Полигон",про умный танк.
  12. +1
    26 октября 2014 14:02
    В этой статье всё правильно написано, только для США. Это же сколько убитых амеровских презиков можно на это потратить!!!!! А дед с дробовиком, залпом волчьей дроби, располовинит такую интеллектуальную машину из-за дерева.
  13. +5
    26 октября 2014 14:39
    Про вооружение ничего толком не сказано. Что будет возить эта хреновина? Орудие? Ну так закон сохранения импульса никто не отменял, даже яйцеголовым умникам из ДАРПы это не под силу. А он, этот закон, говорит, что если хочешь послать снаряд с большой скоростью - изволь иметь лафет большой массы. Или передай импульс на грунт. Или соверши работу по противодействию силам отката. При этом центр масс всей конструкции следует опускать как можно ниже, чтобы не опрокинулась она при стрельбе. И до кучи опять закрыть все это дело броней, ибо тяжелый лафет с орудием никак не может быть мобильным и уворачиваться от снарядов аки Нео ему не светит.
    Хотят сделать танк будущего мобильной ракетной платформой? Ну так это даже не вчерашний день, а позавчерашний. Плавали, знаем...СССР был единственной страной, где ракетный танк официально принимался на вооружение. И уж все плюсы с минусами подобных конструкций были доскольнально изучены и разобраны. Минусов, кстати, набралось больше, потому что с вооружения ИТ-1 были сняты довольно быстро.
    Будущее БТ техники лежит в совершенствовании информационных систем, средств и методов коллективной и индивидуальной защиты, маскировке и малозаметности, повышении эффективности и могущества средств поражения, в качественной подготовке экипажей. Но уж точно не в маниловском стиле "...а хорошо бы построить мост хрустальный".
    1. 0
      27 октября 2014 16:59
      Речь идет не о ОБТ, а о беспилотной
      танкетке для разведки боем или уничтожение
      огневых точек противника с близкого расстояния.
      Для этого не нужно орудия главного калибра.
      Достаточно пулемета, ПТУРа, противопульной брони,
      скорости и высокой проходимости.
  14. +4
    26 октября 2014 16:17
    Танк будущего это не самокат и не бегающий облегченный автомобиль,хотя если смотреть по голливуду то голливуд единственный разработчик таких боевых машин,и умен и силен,только одно смущает а воевать то когда если прийдется бегать и очень шустро? ну время есть рекламный ролик о быстрых и боевых тараканах готовых укусить за ногу и всё.
  15. +2
    26 октября 2014 17:23
    В области военной техники концепция GXV-T является революционной. Вместо толстого слоя брони экипаж будут защищать интеллектуальные системы. Задача заключается не в том, чтобы отразить вражеский огонь или минимизировать повреждения в результате попаданий боеприпасов, а в том, чтобы вообще не быть обнаруженным на поле боя и избежать огневого контакта с противником.

    Это типа чемпион по прыжкам в сторону. Так разработка средств поражения тоже на месте не стоит.
  16. +1
    26 октября 2014 17:25
    А тем временем как конструкторы рассуждают какой танк нужен уменьшать броню или увеличивать в США создали новый бронебойно подкалиберный снаряд M829A4 c многосоставным сердечником из обеднённого урана.
  17. +1
    26 октября 2014 18:52
    в 2014 году компания BAE Systems,представила БМ,по программе:"наземная боевая машина GCV" (Ground Combat Vehicle)))))
    с гибридным двигателем(HED)))завершены 2000 мильные испытания на полностью интегрированной мобильной платформе...

    тендер на постройку перспективных бронемашин (GCV))был обьявлен в 2010 году...
    принимали участие :1 "БАЕ системз "(основной подрядчик), "Нортроп Грумман", "КинетиК Норт Америка, "Сафт"....
    2 . "Дженерал дайнемикс лэнд системз" (основной подрядчик), "Локхид Мартин", "Рейтеон»"....
    3 . "Сайенс аппликейшнс интернэшнл корп (SAIC)" (основной подрядчик), "Боинг", "Рейнметалл", "Краусс-Маффей Вегманн"....
    КОНКУРКНЦИЯ!!!

    вооружение : 30 мм пушка Bushmaster" и лазерной кинетической установки...

    GCV ATR (Automotive Test Rig)
    клик

    гибридный электродвигатель от фирмы "QinetiQ"

    компановка БМ: GCV с классическим моторно-трансмиссионным отделением и гибридной двигательной установкой,двигатели размещены на надгусеничяных полках в кормовой части машины
    1. +1
      26 октября 2014 19:14
      рекламный ролик БМ,гибридной энергоустановкой...
      инфа с :http://www.defensemedianetwork.com/stories/army-attempts-to-salvage-gcv-technolo
      gy-advances/
      http://defense-update.com/20121207_gcv_hed.html#.VD1KvRaS_qg).
      http://www.army-guide.com/rus/article/article_2506.html

      GCV ATR (Automotive Test Rig)

  18. +1
    26 октября 2014 21:06
    Идея интересная! Но если не будет надёжной и реальной защиты электроники такого танка, тады хана на 1,5-3.0 миллиарда....
    1. +1
      26 октября 2014 21:39
      Цитата: studentmati
      надёжной и реальной защиты электроники такого танка,

      будет...наверно....не fool же там....

      пробег- имитация полигонных испытаний,смоделированных ком... в разных режимах...по программе :"наземная боевая машина GCV"(Ground Combat Vehicle)))
      Первая Наземная боевая машина GCV (Ground Combat Vehicle) с гибридным электроприводом (HED) от компании BAE Systems успешно прошла 2000 миль испытаний на полностью интегрированной мобильной платформе Hotbuck, что стало важной вехой для программы GCV,

      инфа с :http://www.army-guide.com/rus/article/article_2506.html
      расход топлива,снижен на 20% по сравнению с тем, что было бы у GCV с обычной силовой установкой...увеличен объём забронированного пространства...
      клик

      инфа-фото с :http://snafu-solomon.blogspot.ru/2013/08/bae-ground-combat-vehicle-testing.html
  19. +1
    26 октября 2014 21:19
    нам же лучше амерские беспилотники садим на землю с помощью систем подавления так и эти танки захватывать легче будет.так как серьезный кипиш будет вопрос только времени.и думаю очень скоро.
    1. +1
      26 октября 2014 22:10
      по БМ"Stryker" на ГШ...инфа от General Dynamics Land Systems ,что "Stryker + Tr"для замены БТР- M113,так же будет иметь гибридную силовую установку(((ссылку найду выложу))
      бронекорпус,с двойным V-днищем..." Stryker" идёт активная доработка БМ...
      клик
      1. 0
        26 октября 2014 22:55
        прототип "Stryker + Tr"II,уже имеет по 6-т опорных катков на борт....тогда как прототип "Stryker + Tr"I,только по 4-е...
        предполагается,что " Stryker"на ГШ, будет иметь долее 60% узлов и агрегатов с колесной версии...
        инфа с:http://www.air-defense.net/forum/topic/15377-blindé-armored-multi-purpose-vehic


        l
        e-laprès-m-113/

        клик
        прототип ГШ "Stryker + Tr"I

        прототип ГШ "Stryker + Tr"II
  20. Комментарий был удален.
  21. 0
    27 октября 2014 07:22
    ИМХО! Мне кажется, что данный девайс имеет право на жизнь. Влетает на скорости в город, используя эффект внезапности, быстро высаживает десант, потом его забирает и все быстро уносят ноги. Типа наземного вертолета. Только наземную машину сделать тихой намного проще, чем вертолет, но опять пока все упирается в аккумуляторы.
  22. SKY INSPECTOR
    0
    1 ноября 2014 02:54
    Концепт имеет право на жизнь... Понятно, что над ним ещё надо много работать... Основной боевой танк он не заменит... но как разведывательно - диверсионная танкетка...очень даже найдёт применение... Наземный безпилотник... Ведь функционал такой техники можно развивать и развивать... В войнах будущего победит тот, кто смотрит дальше, находит решения, до которых никто не додумался... а не держится за старые модели и принципы ( хотя лучшее и проверенное надо сохранять...).