Мысли о России. Ч. 2. «Модернизация» или МОДЕРНИЗАЦИЯ?
В кризисном 2008 г. нам предложили некую «модернизацию». Слово емкое и одновременно бессмысленное — за отсутствием конкретного содержания.
Могу даже предположить, кто был его автором. Довольно четко представляю, как он придумывал это понятие для всех нас, затягиваясь сигареткой. Впрочем, это лишь мои догадки.
Последние лет пять этой самой «модернизации» не дали каких либо значимых результатов, которые стоило бы обсуждать, по причине отсутствия конкретного содержания.
И все же, если не заниматься профанацией, то каким может быть конкретное наполнение этого термина?
Давайте представим себе некий автомобильный завод, который десятилетиями делает морально и технически устаревшую технику. На его конвейер завязаны десятки и сотни смежных предприятий, которые выпускают комплектующие для конечного продукта.
Так вот, если конечный продукт практически не меняется многие годы, то про какую, собственно говоря, «модернизацию» можно говорить?
МОДЕРНИЗАЦИЯ — это переход к выпуску принципиально НОВОЙ продукции, новой технически и морально.
Если на конвейер становится новый продукт, то все смежники просто вынуждены переходить на выпуск новых комплектующих. А для этого они вынуждены закупать новое оборудование и обучать работать на нем людей. Что и есть модернизация.
Следовательно, переход от фейковой «модернизации» к МОДЕРНИЗАЦИИ реальной возможен при переходе на выпуск современной, конкурентоспособной продукции путем внедрения новых технологий.
Что касается внедрения новых технологий, то тут все усложнено придуманным на Западе правом интеллектуальной собственности. Все изобретения и технологии патентуются, по перспективным направлениям создаются т.н. «патентные зонтики», которые не дают возможности легально выработать альтернативным путем и запатентовать на себя технологии.
Естественно, основными правообладателями абсолютного большинства патентов являются западные, в первую очередь, американские, корпорации.
Предоставят ли наши американские «друзья» доступ российским компаниям к своим передовым технологиям, — вопрос риторический.
Тут есть как минимум два базовых пути со множеством вариантов.
Первый путь:
А) Создание совместных предприятий на базе российских юридических лиц с передачей технологий. Но, к сожалению, санкции практически перекрыли это направление.
Б) Требование по локализации производств иностранных компаний. Это вполне реалистичный способ.
Очень многие компании имеют сборочные заводы в России, при этом большая часть комплектующих производится за границей. Это означает, что конвейер в России работает на иностранные экономики.
На мой взгляд, самой эффективной ответной санкцией России было бы требование по стопроцентной локализации любых производственных иностранных товаров, которые продаются в России.
На примере автопрома. Самого высокого уровня локализации достиг московский завод «Автофрамос» — 75 %. У калужского завода «Фольксваген Груп Рус» локализация составляет около 50 %, а петербургский завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» достиг локализации в 47 %, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей, которая осуществляется на территории предприятия. Средний уровень локализации комплектующих на российских заводах «Форд Соллерс», «Ниссан Мануфактуринг Рус» и «ПСМА Рус» (превышает 30 %). На остальных предприятиях, работающих в режиме промышленной сборки, уровень локализации составляет 15—20 %, что в основном объясняется более поздними сроками реализации их проектов.
Тут необходимо понимать, что локализуются наименее технически сложные комплектующие. Двигатели и коробки передач у нас стараются не локализовывать.
Перенос в Россию всей производственной цепочки даст дополнительный стимул развитию нашей экономики. Это будет означать появление новых высококвалифицированных рабочих мест, что создаст спрос на технические специальности в вузах. Появление новых предприятий даст дополнительные налоговые поступления в бюджет. Страна из сырьевого придатка начнет превращаться в индустриальную державу.
Можно доступно объяснить представителям иностранного бизнеса: хотите продавать свою продукцию в России, становитесь местными производителями с полным циклом производства. Отказываться от полной локализации производств иностранные компании вряд ли будут, это будет означать и потерю рынка сбыта, и потерю вложенных ранее средств.
Со своей стороны, государство должно будет помочь в ускоренном и упрощенном порядке открыть производства комплектующих в нашей стране, например, в формате частногосударственного партнерства.
Аналогичные программы обязательной локализации можно провести по всем производственным товарам: бытовая техника, электроника, смартфоны и прочие гаджеты, легкая промышленность и т.д.
Сочетанием административного давления, с одной стороны, и государственно-частного партнерства, с другой, можно не на словах, а на деле провести реальную МОДЕРНИЗАЦИЮ страны.
Есть и второй путь — китайский.
Можно просто начать заимствовать чужие технические решения, не «заморачиваясь» на такие понятия, как чужая интеллектуальная собственность. В Китае все претензии по поводу нарушения прав интеллектуальной собственности решаются в китайских судах (со всеми вытекающими последствиями).
Это очень специфический путь развития, но он будет иметь право на существование, если западные страны продолжат экономическое давление на нашу страну. В конце концов, почему мы должны будем беспокоиться о соблюдении прав интеллектуальной собственности американских и европейских корпораций, если они будут устраивать нашей стране «тяжелую жизнь»?
P. S. Я бы очень осторожно относился к идее выноса производства ИЗ России.
Буквально вчера была новость про совместный проект России и КНР по созданию широкофюзеляжного самолета.
С одной стороны, вроде бы хорошо. Уставный капитал и доступ к технологиям делится пополам. А с другой стороны, самолеты делать будут в Китае. Каков вклад промышленности РФ в проект? Согласно последним новостям, Россия будет делать для самолетов крылья!
Очень, конечно, "весомый" вклад в развитие нашей промышленности, даже если исходить из предположения, что у нас с КНР всегда будут хорошие отношения! А если не будут? Если через n-ое количество лет у нас испортятся межгосударственные отношения? С чем мы останемся? С заводом по производству крыльев?
Китайцы-то смогут быстро эти крылья создать у себя. Сможем ли мы воссоздать у себя остальной лайнер?..
Если и делать совместные проекты, то надо грамотнее проговаривать условия, например, локализацию в России высокотехнологичных узлов и агрегатов, например, двигателей и т.д. А еще лучше, наверное, договориться о постепенном дублировании производства в России.
Ну это так, мысли вслух.
Информация