КРЭТ разрабатывает «источник жизни» для полностью электрического самолёта

30
КРЭТ разрабатывает «источник жизни» для полностью электрического самолёта


Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) завершил научно-исследовательские работы (НИР) по созданию электроэнергетического комплекса полностью электрического самолета (ПЭС), которые проводились в рамках общей НИР по повышению электрификации самолётов. Комплекс обеспечивает все энергетические потребности и является ключевой для инновационного воздушного судна. Разработчиками выполнены необходимые чертежи, определены оптимальные параметры источников электроэнергии и сформированы технические задания. Исследования по выбору типа и параметров системы электроснабжения ПЭС проводились применительно к среднемагистральному самолёту.

«Работы по созданию электро-энергетического комплекса проводились под руководством нашего НИИ «Авиационного оборудования» и участии специализированных ОКБ с учетом новейших достижений в области микро- и силовой электроники, материаловедения и нанотехнологий, передовых решений в области источников энергии, – заявил генеральный директор КРЭТ Николай Колесов. – Для нашего концерна это была интересная задача, поскольку в соответствии со стратегией своего развития мы фокусируем внимание на эффективных инвестициях в НИРы по ключевым госпрограммам. Участвуя в программе полностью электрического самолета, КРЭТ рассчитывает укрепить свои позиции в качестве комплексного поставщика авионики для перспективных гражданских судов».

В настоящее время разработана Комплексная госпрограмма по созданию ПЭС для обеспечения конкурентоспособности перспективной отечественной авиационной техники с учетом созданного научного задела и запуска программ «Самолет 2020», второй генерации самолётов SSJ-100, МС-21 и других. Программа разработана применительно к ближне-среднемагистральному самолёту пассажиров вместимостью 130-230 человек. Реализация проекта позволит развить возможности российского авиапрома и решить задачу импортозамещения в отрасли.

Суть ПЭС состоит в единой централизованной системе электроснабжения, обеспечивающей все энергетические потребности самолета. Вырабатываемая энергия будет применяться для питания наиболее энергоемких систем (управления аэродинамическими поверхностями и взлетно-посадочными устройствами самолета, кондиционирования воздуха, противообледенительная, запуска авиадвигателя), которые традиционно использовали для своего функционирования гидравлическую и пневматическую энергию. Реализация концепции ПЭС позволит существенно уменьшить вес бортового оборудования (не менее чем на 3,5 т) и повысить топливную экономичность (на 15-20%), что приведет к повышению надёжности и ресурса самолёта, снижению стоимости эксплуатации, улучшению летно-технических и экологических характеристик.

Исследования по выбору типа и параметров системы электроснабжения ПЭС велись в НИИАО применительно к среднемагистральному самолёту. Они показали, что по совокупности показателей (масса, потери, надёжность) наилучшие характеристики обеспечивают система трёхфазного переменного тока переменной частоты. Разработанная энергосистема имеет определяющее значение для всего проекта в целом, т.к. ее внедрение позволит исключить громоздкие, тяжелые и дорогостоящие титановые трубопроводы, по которым передаются воздух и жидкости с высокими температурами и давлениями, а также обеспечит дальнейшее повышение эффективности бортового оборудования за счет совершенствования силовой электроники (пневмо- и гидросистемы достигли предела в своем развитии).

Это далеко не единственный проект КРЭТ для промышленных нужд. Для развития перспективных технологий в гражданской сфере планируется, в частности, использовать частно-государственное партнерство.Концерн уже сформировал ряд предложенийпо разработкам инновационных продуктов для государственных ведомств и компаний, которые могут стать ключевыми партнерами холдинга в гражданской сфере. Это, в частности, Роскосмос, РЖД, «Роснефть», автомобилестроительные компании, а также структуры, занимающиеся закупкой медицинской техники.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    25 ноября 2014 11:31
    Конечно, такую систему надо разрабатывать, если она сулит такие выгоды.
    1. +6
      25 ноября 2014 11:39
      Новейшие разработки всегда радуют. Хоть не стоим на месте, двигаемся вперед, с дальним прицелом на будущее. И извиняюсь не по теме. В Фергюсоне массовые беспорядки, откройте кто нибудь тему, очень интересные события. Извиняюсь. feel
      1. 0
        26 ноября 2014 01:44
        Так я не совсем понял, вроде турбины пока не электрические? Типа электрическое всё кроме главных турбин, так? Для начала наверное и это неплохо.
      2. 0
        26 ноября 2014 01:44
        Так я не совсем понял, вроде турбины пока не электрические? Типа электрическое всё кроме главных турбин, так? Для начала наверное и это неплохо.
    2. +1
      25 ноября 2014 13:02
      Цитата: Гигант мысли
      Конечно, такую систему надо разрабатывать, если она сулит такие выгоды.

      Давно ожидаемый принципиальный шаг вперёд! И не мелочь, и приятно.
  2. +2
    25 ноября 2014 11:33
    Я-то подумал типа Priusa самолетик. Гибридный.
  3. 0
    25 ноября 2014 11:37
    А куда там будут вставляться батарейки?..
    1. +2
      25 ноября 2014 11:42
      Пару дюжин белок в колесе будут крутить генераторы.. laughing
      А в серьез, то это дело нужное..
      1. avt
        +2
        25 ноября 2014 12:03
        Цитата: Баракуда
        Пару дюжин белок в колесе будут крутить генераторы..

        ,,Мадагаскар2" - обезьяны лучше , опять же банлерлогов делом занять можно . laughing Ну а так - почему нет ? Был же вариант у Туполева на водороде и атомный реактор мостырили на аэроплан .
    2. 0
      25 ноября 2014 16:55
      Цитата: Dragon-y
      А куда там будут вставляться батарейки?..

      Ма-а-а-аленькую такую атомную электростанцию поставят. laughing
  4. +1
    25 ноября 2014 11:37
    Очень перспективная разработка. Отказ от традиционных систем это шаг, нет два шага вперёд.
    Конечно, первичные генераторы будут раскручиваться от силовой установки.
  5. +5
    25 ноября 2014 11:44
    Полностью электрический самолёт это вроде и силовая установка должна быть тоже электрическая, а тут обычные реактивные двигуны))) Я так думаю)
    1. 0
      25 ноября 2014 14:49
      http://www.computerra.ru/98789/pervyiy-polnostyu-elektricheskiy-samolyot-airbus-
      vzletel/
      Вот такие сейчас полностью электрические.
      http://www.computerra.ru/87640/e-avia/
      Мечты
  6. +4
    25 ноября 2014 11:44
    Молодцы ребята, давно пора этим заняться.
    1. +2
      25 ноября 2014 11:48
      Конечно, это сложные разработки, но всё равно ими надо заниматься.
    2. Комментарий был удален.
  7. 0
    25 ноября 2014 12:01
    ДримЛайнер кажись тоже полностью электрический, таких колько у них проблем было, то какая-то цепь греется, то какой-то блок чудит, то аккумуляторы не аккумулируют. Сейчас вроде нормально летают.
  8. +1
    25 ноября 2014 12:04
    Зачем трехфазный ток там? Какие потребители на самолете могут запитываться от трех фаз? И с частотой непонятно. Если ток выпрямленный, то такое оборудование весит много. А если - "переменный ток с нестабильной частотой" - то информационные сети будут подвергаться воздействию магнитных полей.
    1. +2
      25 ноября 2014 17:24
      ку-ку, КПД выше на 40%, чем у постоянников. А инфосети можно экранировать. Их и так будут экранировать, в любом случае.
    2. +1
      25 ноября 2014 17:24
      ку-ку, КПД выше на 40%, чем у постоянников. А инфосети можно экранировать. Их и так будут экранировать, в любом случае.
  9. 0
    25 ноября 2014 12:08
    довольно прогрессивная идея! fellow
  10. +1
    25 ноября 2014 12:10
    Во-во, а коротнет где чего? Мне кажется мало будущего у таких вещей....
  11. -4
    25 ноября 2014 12:10
    Как механик могу сказать:с надёжностью таких самолетов-будут проблемы.Гидравлика и пневматика как раз и являются очень надёжными,а представьте себе миллионы контактов,сотни реле.Обслуживание таких самолетов будет очень сложным,а следовательно,дорогим.
    1. +2
      25 ноября 2014 13:14
      Цитата: Andrea
      Гидравлика и пневматика как раз и являются очень надёжными,а представьте себе миллионы контактов,сотни реле

      Какие реле? Реле - это прошлый век... Сейчас все на контроллерах собирают... По надежности современная электросистема не уступает гидро, пневмо системам...
      1. 0
        25 ноября 2014 15:54
        Цитата: ziqzaq (3
        Какие реле? Реле - это прошлый век... Сейчас все на контроллерах собирают... По надежности современная электросистема не уступает гидро, пневмо системам...

        Возможно...Но по опыту знаю-электронная составляющая вы летает чаще.
    2. 0
      25 ноября 2014 13:39
      Вы знаете что такое ПЛИСы? это было еще в 00, профессура кричала что за ними будущее. Вроде дожили...
      1. ev58
        0
        25 ноября 2014 14:22
        Идущий следом никогда не станет первым. Всё, что имеем - повторение не в лучшем виде: зарубежных гражданских и военных стандартов, т.н. "воспроизводство" - копирование ЭРИ зарубежного производства и т.п. Говоря Вашими словами "дожили". А до чего? Нужно развивать собственные технологии, разработки, свою промышленность, а не загружать её "воспроизводством" зарубежных образцов.
  12. 0
    25 ноября 2014 12:20
    Спецы-электромеханники! Смелей высказывайтесь по поводу ПЭС. А то лично я в электричестве как обезьяна в кедровых орехах. Хотелось бы понять насколько надёжна данная система и есть ли какие заморочки по поводу двух, трёх фаз?
    1. ev58
      +1
      25 ноября 2014 14:13
      1 Любой генератор переменного тока имеет несравнимо более высокие показатели надёжности, чем генераторы постоянного тока. Ставим "плюс"
      2 Вспомним курс физики и закон Ома, для того, чтобы понять, что ток в цепи будет уменьшаться пропорционально действующему значению напряжения в этой цепи. Значит - сечения электрических проводов будут меньше, а это - снижение массы (на сколько-вопрос). Не следует забывать, что из первичного напряжения нужно получить вторичное, которым будет запитана аппаратура и оборудование, а без потерь это сделать невозможно (вспомним о КПД) Ставим "ма-а-аленький, сомнительный плюсик".
      3 Три фазы - экономия массы в чистом виде. Ставим "плюсик"
      4 Переменная частота непригодна для некоторых систем, где частота электропитания является опорной частотой. (вспомним, например, о сельсинах, синусно-косинусных трансформаторах и т.п.) Ставим маленький "минус"
      5 Мало кто знает, какие выбросы напряжения, переходные процессы сопровождают коммутацию нагрузок на борту самолёта/вертолёта. Вся сеть будет "загажена" не только радиопомехами, которые беспрепятственно проникают между блоками, пультами, индикаторами, системами и другим оборудованием благодаря единой плоскости заземления - однопроводной системе электроснабжения, но и многочисленными переходными процессами, амплитудное значение которых измеряется не одной сотней вольт. Ставим твёрдый и жирный "минус"
      6 Самолёт становится полностью зависим от состояния СЭС и наличия напряжения в нужных цепях. Со словами:"Я лечу к тебе, земля!" можно не рассчитывать на возможность приземления полностью энергозависимого самолёта с отказавшей СЭС. Ставим жирненький "минус"
      7 Обсуждать тему можно долго и нудно. Пусть жизнь рассудит. Пусть новое, если это-достойное решение имеет право на жизнь. Не стоит хоронить проект заранее.
      1. +2
        25 ноября 2014 15:50
        ev58, слишком много ошибок у тебя. 1, 4, 5, 6 ошибочны.
        На борту самолёта всё электрооборудование присутствует и сейчас, просто источником электроэнергии является генераторы, вращаемые от вала отбора мощности с основных двигателей. Так же генераторы выдают переменный ток и так же он не стабилизированный и трехфазный. Так же с вала отбираются мощности на всякие помпы и компрессоры для гидравлики. Т.е. на основных двигателях сидят мощные потребители энергии и они теряют часть своей мощности. Суть идеи в том, чтобы разгрузить ходовые двигатели, а нагрузку брать с топливных элементов, питающихся от того же керосина. И к тому же всю гидравлику перевести на электропривод. Выгоды налицо. Все остальные перечисленные тобой проблемы легко решаемые при современной электронике.
        1. ev58
          0
          26 ноября 2014 08:51
          Не люблю безосновательных споров. Работаю в авиаприборостроительной отрасли с 1978 года. Отсутствие ощущений у человека при воздействии электромагнитных полей, например, или ионизирующих частиц КП, не означает их отсутствия. Отсутствие знаний в определённых аспектах у Вас не означает, что только Ваш взгляд и мнение верны. Совсем недавно конструктора и технологи также мне говорили "это невозможно", "это ошибочно", однако, изучив 7 государственных и отраслевых стандартов, аргументировав свою позицию, им ничего другого не оставалось, как согласиться с возможностью и справедливостью моих требований. Читайте стандарты, научно-технические сборники и техническую литературу. И никогда не говорите неаргументированно "Нет".
      2. Комментарий был удален.
  13. -1
    25 ноября 2014 12:33
    Не знай -не знай,лично я на таком самолетике не рискнул бы летать. основной принцип отечественного авиастроения был:чем проще-тем надежней
  14. sazhka4
    -2
    25 ноября 2014 12:50
    А раньше кроме двигателей что на чём работало ? Или двигатели плазменные будут ? Или на аккумуляторах реактивные двигатели. "Произведение" рыжего с медведом ?Ну тогда ваащее. Вундервафля? Нано это Вам не просто нано. А самое нанистое.
  15. -1
    25 ноября 2014 12:57
    Сколько денег "отмыли"?Красавцы.
    Вы сначала обычный то самолёт сделайте.
    "Кулибины" wassat
    1. 0
      25 ноября 2014 13:18
      нужно всесторонне развиваться)
    2. +1
      25 ноября 2014 14:24
      Алкоголик......Сколько денег "отмыли"?Красавцы.
      Вы сначала обычный то самолёт сделайте.

      Да это первая мысль, которая приходит в голову, зная современные нравы "конструкторов".
      Дурацкое название - "полностью электрический самолёт". Ни чего нового, я не увидел.
      Почти всё, что перечислил автор в статье давно (1970г) применено на самолёте Ту-154.
      Переменный ток двухфазный и трёхфазный 208 В, с частотой 50Гц.бытовая шина и 400Гц исполнительная,(впервые на пассажирском самолёте). Постоянный и переменный 36 В,постоянный 27 В. Большинство исполнительных агрегатов электрические с гидравлическим дублированием, или наоборот.В том числе и управление передним колесом (приведённый пример в статье).На самолёте 3 генератора по 60 кВ, на каждом двигателе по одному и дополнительная аварийная шина от генератора 40кВт на ВСУ на случай отказа всех трёх двигателей.Это кратко, по памяти.
  16. sazhka4
    0
    25 ноября 2014 13:10
    Чубайс не спит и даже не дремлет. Всегда на волне..Нано значит Нано.Сто лярдов запрошенных из Фонда Национального Благосостояния ведь как-то надо оправдать. И главное все поверят.. Новатор однако.Нанист.
  17. 0
    25 ноября 2014 13:26
    Пассажиры самолета: "Мы все тут долб..ые батарейки!" crying MATRIX has you bully
  18. 0
    25 ноября 2014 13:37
    Вещь конечно полезная, особенно если будут внедрять и в более приземленные отрасли. Это у нас пожалуй самое сложное-распространить технологию в наиболее широком плане.
  19. 0
    25 ноября 2014 14:29
    Все приходит с опытом а если ни чего не делать а ждать когда кто то что то придумает, так и будем закупать чужое и зависеть от санкций, введет не введут. Под лежачий камень вода не течет.
  20. 0
    25 ноября 2014 15:59
    Что же за тролли здесь собрались, то громко кричат нужно развитие технологий и эти же громче всех гадят, зачем нужны новые технологии, и без технологий хорошо, да это совсем не технологии или не такие технологии. Жесть.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      25 ноября 2014 16:55
      А что это по-вашему за зверь-новые технологии?
      Весь мир визжит от восторга покупая новые продвинутые телефоны,навороченные авто и прочую дребедень,вещи,по сути являющиеся лишь усовершенствованным повторением давно изобретенного. унитазы с электронной начинкой-вот венец современной цивилизации! все ,что не производится-лишь бы сладко сиделось и удобно ср...сь.И по-прежнему захламляем планету.Новые технологии,как мне кажется,должны быть основаны на новых принципах того-же движения в воздухе,в космосе и т.д. Реактивная тяга доведена до логического пика и является по сути тупиком,сколько бы прибамбасов на это не навешивалось.Будет принципиально новый двигатель-экологичный ,эффективный и с другими возможностями,вот тогда и скажем-да! Это действительно новые технологии и новый виток развития.А все ,что я сейчас наблюдаю,опять ,по-моему скромному мнению-тупое зарабатывание бабла и распихивание конкурентов.
  21. Gagarin
    0
    25 ноября 2014 16:28
    Цитата: ovgorskiy
    Что же за тролли здесь собрались


    А Вы просто не пытайтесь всем угодить, на форуме это не главное, просто высказывайте свое мнение.
  22. Dreamer
    0
    25 ноября 2014 16:41
    круть какая!