"Мы идем в противоход"

12
Султан Акимбеков рассказал Марии Портнягиной о специфике новой экономической политики Казахстана


О начале новой экономической политики в Казахстане объявил на прошлой неделе президент Нурсултан Назарбаев. Подробности "Огонек" узнал у Султана Акимбекова, директора Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана

— Что несет в себе новая экономическая политика?

— Сегодня мировая экономика переживает сложный период. Понятно, что в такой ситуации каждая страна должна определить для себя программу действий. Цены на нефть падают — и это серьезный вызов. Ведь для Казахстана, России и других стран, также зависимых от цены на нефть, это означает сокращение доходной части бюджета. Между тем новый экономический курс Казахстана предусматривает повышение уровня расходов за счет ранее накопленных резервов. К настоящему моменту они достигли примерно 100 млрд долларов. В этом отношении мы идем в противоход общей тенденции. Основная идея состоит в том, чтобы создать импульс для будущего развития страны, увеличив объем инвестиций прежде всего в инфраструктурные проекты. Здесь на память может прийти классический пример из экономики — "Новый курс" Рузвельта, который был нацелен на преодоление кризиса в США в начале 1930-х годов. Но все-таки это не то же самое, хотя между ними и есть связь: в обоих случаях речь идет о том, чтобы стимулировать экономику через дополнительные госрасходы.

Каковы приоритеты нового курса Назарбаева?

— Это развитие инфраструктуры, в первую очередь транспортно-логистической. Казахстан в перспективе видится как крупный транзитный хаб, связывающий Восток и Запад, Юг и Север. Ряд проектов по проведению автомагистралей и железнодорожных линий уже реализуются, некоторые — в разработке. Правительство прорабатывает вопросы строительства и аренды терминалов в "сухих" и морских портах России, Китая, Ирана, на Каспии и Тихоокеанском побережье. Реализация этих проектов позволит создать более 200 тысяч новых рабочих мест и, главное, повысить экспортный потенциал Казахстана и в западном, и в восточном направлении — они оба нам интересны. Мы нацелены на создание комфортных условий, в том числе налоговых, чтобы заинтересовать страны в использовании нашей транспортной системы. Помимо того, планируется опутать транспортной сетью всю страну и связать все регионы с Астаной. У Казахстана большая территория, расстояние между населенными пунктами значительное, и это сказывается на ценообразовании. Вместе со строительством магистральных линий будут созданы логистические центры на местах. В целом это поможет развиваться малому и среднему бизнесу в Казахстане. По планам его доля в ВВП страны должна вырасти до 50 процентов к 2050 году.

Если говорить о партнерах, то для нас, безусловно, приоритет номер один — Россия. Так, в следующем году будет введена в эксплуатацию автомагистраль Западный Китай — Западная Европа, которая будет выходить к российской границе, Оренбургской области. Впрочем, пока не совсем понятно, как проект будет реализован уже на территории России. Конечно, мы хотели, чтобы такие проекты развивались быстрее, но есть определенные ограничения. Надеемся, что по ним удастся договориться уже в рамках Евразийского экономического союза.

— Что еще, помимо транспортной инфраструктуры, планируется развивать?

— Существует ряд проектов в области энергетики. Программа индустриализации, действовавшая в Казахстане последние пять лет, принесла свои плоды. Тем не менее в стране пока еще сохраняется дефицит электроэнергии в южных регионах и природного газа в центральных и восточных областях. К тому же планируется модернизировать систему ЖКХ, сети водо- и теплоснабжения. Также Казахстан будет дальше развивать социальную инфраструктуру: детские сады, школы (надо решать проблему трехсменки). Это, конечно, потребует значительных вложений. Однако все текущие социальные обязательства будут выполнены в полном объеме, как отметил президент.

— Какова цена вопроса?


— Средства будут направляться из Национального фонда. Ведь он и был создан, чтобы в нужный момент использовать его ресурсы. На сегодняшний день в нем около 76 млрд долларов. Ежегодно, в период с 2015 по 2017 год, из Нацфонда на инфраструктурные проекты будет дополнительно выделяться до 3 млрд долларов. Но, понятно, что в случае необходимости эта сумма может быть увеличена.

— Что может встать на пути нового экономического курса?

— Наибольшие опасения вызывает инфляция. К концу года она, вероятно, составит где-то 6 процентов. Это ниже, чем в России. Но в рамках Таможенного союза мы не можем не учитывать того, как меняется курс рубля. Более того, с началом действия ТС влияние российской стороны на Казахстан объективно возросло. Так, в 2013-м Россия поставила в Казахстан в 3 раза больше продукции, чем Казахстан в Россию: вы ввезли товаров на 18 млрд долларов, мы на 6 млрд. В 2014-м объем российского импорта снизился в связи с девальвацией тенге в феврале, которая, в свою очередь, была реакцией на ослабление рубля в конце прошлого года — начале нынешнего. Мы были просто вынуждены проводить девальвацию, ведь у нас все-таки взаимосвязанные экономики и вопрос цен на импорт для нас очень актуален. Поэтому мы внимательно следим за тем, что происходит на валютном рынке в России и за действиями Центробанка. Наш ЦБ заявляет, что накопленный резерв пока позволяет нам не принимать каких-то принципиальных ответных мер. Кроме того, в соотношении с Россией у нас меньше объем денежной массы, а после февральской девальвации тенге значительная ее часть была переведена в доллары. К этому можно добавить, что Казахстан не имеет таких расходов, как Россия. У нас пенсионеров в структуре населения 10 процентов, в России почти 27 процентов. У нас, безусловно, нет таких расходов на оборону. И, ко всему прочему, в Казахстане существует весьма значительная социальная прослойка, скажем так, мелкой буржуазии, которая надеется преимущественно на себя, а не на помощь государства. Но ослабление рубля для нас серьезный вопрос. И как будет развиваться ситуация, прогнозировать сложно, потому что она зависит от множества факторов. Сказывается и санкционная война.

Вскоре начнет работу Евразийский союз, и взаимные связи России и Казахстана усилятся. Не подвергнется ли новый экономический курс еще большим рискам?

— В совокупности союз позволит увеличить торговый оборот между нами, а также совместно развивать транспортную инфраструктуру. И для нас не закрыты зарубежные рынки капитала, при необходимости мы можем обращаться к ним.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 ноября 2014 06:45
    И для нас не закрыты зарубежные рынки капитала, при необходимости мы можем обращаться к ним.


    В итоге заграница проинвестирует выгодные и нам проекты. Все по закону, как говорится.
    1. +2
      26 ноября 2014 07:28
      Цитата: Sunjar
      В итоге заграница проинвестирует выгодные и нам проекты. Все по закону, как говорится.


      В октябре 2014 года Казахстан разместил 10-летние еврооблигации на сумму 1,5 миллиарда долларов и 30-летние еврооблигации на 1 миллиард долларов. Средневзвешенная ставка в районе 4.1% для 10-летних бумаг и 5.1% для 30-летних. Ставки по еврооблигациям были лучше, чем ставки на текущий момент в таких странах, как Бразилия, Польша и Россия.
      Последний раз Казахстан осуществлял выпуск облигаций в далеком 2000 году, когда правительство заняло у инвесторов сумму в $350 млн со сроком погашения в 2007.
  2. +5
    26 ноября 2014 06:54
    молодцы казахи-нефть подешевела а они не скулят как наши министришки а дальше продолжают жить и развивать экономику.вот пример для заботы как о государстве так и о народе.
  3. +2
    26 ноября 2014 07:14
    Казахстан нацелен на участие в российской программе импортозамещения. Я не давно публиковал здесь выдержку из выступления нашего вице-министра, приведу еще раз-
    В 2015 году на территории стран ЕАЭС начнет работу Кооперация автомобильной промышленности, сообщил сегодня на брифинге СЦК вице-министр инвестиций и развития РК Альберт Рау.
    "Кооперация автомобильной промышленности в условиях ТС начнет работать с 1 января 2015 года, а также вступят в силу меры господдержки развития автопрома", – сказал А.Рау.
    По его словам, наблюдается рост несырьевого экспорта из Казахстана в Россию.
    "Что мы делаем? Мы проанализировали весь российский импорт, наши коллеги из России дали нам свои потребности -это порядка 190 критичных позиций для них – из них мы отобрали то, что мы уже делаем и собираемся делать в ближайшее время. Соответствующее предложение мы дали своим коллегам. Из 190 мы дали больше 30 позиций. Общая сумма 6,7 млрд долларов", – подчеркнул он.
    По данным вице-министра, Кентауский трансформаторный завод получил техническое задание от ОАО "РЖД" на разработку техдокументации и производство тяговых трансформаторов для электровозов.
    "Надо Беларусь иметь в виду, при том, что у них в нашу сторону большой положительный баланс. Наши совместные проекты нуждаются в развитии. Для нас ключевой проект в кооперации – это проект, который начал совместно реализовываться с "АвтоВазом" в Усть-Каменогорске, поскольку он создает хорошие потоки, когда к нам заходят комплектующие", – добавил замглавы ведомства.
  4. +3
    26 ноября 2014 07:24
    То, что работа ведется, видно уже сейчас. В Шымкенте, после 20-ти лет простоя завезли из Германии новое оборудование и запустили в работу завод карданных валов. Буквально на днях заработали две текстильные фабрики. http://otyrar.kz/2014/11/tekstilnye-fabriki-melanzh-i-yuteks-vozobnovili-svoyu-r
    abotu/
  5. +1
    26 ноября 2014 07:35
    Если автомагистраль Китай - З. Европа построят будет удобнее по ней из Сибири на юг России ездить, чем по крюк по М51 + М5. Если только на границе и по трассе дурдом не сделают с пограничными делами и транзитом.....
    1. +4
      26 ноября 2014 07:46
      Цитата: Alex_on
      Если только на границе и по трассе дурдом не сделают с пограничными делами и транзитом.....


      О каком дурдоме может идти речь в ЕАЭС если ты гражданин страны члена ЕАЭС? Свободное перемещение без виз, регистраций,таможенного досмотра и прочей чепухи.
      1. avt
        0
        26 ноября 2014 09:47
        Цитата: Alex_on
        Если только на границе и по трассе дурдом не сделают с пограничными делами и транзитом.....

        Цитата: Lindon
        О каком дурдоме может идти речь в ЕАЭС если ты гражданин страны члена ЕАЭС?

        ЕАЭС - картельный сговор , если никто из участников его не нарушает - все ровно . Но когда по мнению какого нибудь из участников его интересы ущемлены , то включается своя национальная машина репрессий ,действующая по своим законам и понятиям . Что мы наблюдаем например сейчас с Бацкой , ну когда озвучили что он круто контрабандой европейских товаров занялся . Понять его можно , но вот простить .... ВВП не ,,Саня Бородач" из ,,Нашей Раши". laughing
        Цитата: Lindon
        . Глава государства заявил, что государство и международные финансовые институты выделят 24 миллиарда долларов на инфрастурные проекты и дороги.

        Если реально сделаете - сильный ход,особенно в плане транзита из Китая .
        Цитата: Lindon
        СНГ - это был мягкий развод для бывшего СССР.
        ТС и ЕАЭС - это уже обратный процесс.

        Ну это слишком оптимистично . Я бы сказал иначе - тоже СНГ , но отсечены все те кто не хочет работать по картельному сговору и норовит в наглую на...обмануть партнера . Ну так как это делала в СНГ украинская власть - что то подписывала, да порой и не ратифицировала , что то не подписывала, но квоты на ее продукцию на внутреннем рынке России дай , газ дай, да еще и дай денег на его оплату в виде кредита или еще как, то есть бесплатно , не дадите газ - сами возьмем из транзита. Вот и доигрались.
      2. 0
        26 ноября 2014 10:28
        Цитата: Lindon
        Цитата: Alex_on
        Если только на границе и по трассе дурдом не сделают с пограничными делами и транзитом.....


        О каком дурдоме может идти речь в ЕАЭС если ты гражданин страны члена ЕАЭС? Свободное перемещение без виз, регистраций,таможенного досмотра и прочей чепухи.


        ))))) в прошедем году пробивал по инету маршрут на юг, но ехать на авто так и не собрался. Однако по вопросу ехать по М51 через северный Казахстан или в объезд почти полное единодушие на форумах - если в Казахстане дел нет, то только в объезд. Иначе на границе и по территории РК всё кровь выпьют...
        Хотя брат частенько из Волгограда в Джанибек катается, там никаких проблем (видимо место малопроезжее))))
  6. +2
    26 ноября 2014 07:44
    11 ноября президент Казахстана озвучил послание народу, в котором заявил о новой экономической политике, которую будет проводить республика с учетом международной финансово-экономической и политической обстановки. Глава государства заявил, что государство и международные финансовые институты выделят 24 миллиарда долларов на инфрастурные проекты и дороги.

    Вообщем контрциклические вливания в инфраструктуру не должны дать просесть ВВП Казахстана в грядущий кризисный период совпадающий с очередными выборами президента в стране. В России выборы президента совпали с Сочи и АТЭС.
  7. +2
    26 ноября 2014 07:59
    Упомянутый Национальный казахский фонд, очевидно как и аналогичный российский хранятся по-соседству в американских банках - как в долларах, так и в "ценных" бумагах. Проблемы роста экономики и сотрудничества две близкие страны таможенного союза, республики бывшего Союза, решать будут через океан и в объемах, которые соблаговолят допустить американские "хранители" фондов при активном участии либерастических "своих" олигархов. Очень мило. Сколько лет существования СНГ, таможенного союза особых результатов не видно и не предвидится. Зато много планов и разговоров о чудесных перспективах. Пока средства от черного золота будут храниться в зеленых бумажках дальше разговоров дела не будет.
    1. +3
      26 ноября 2014 09:22
      к174ун7

      СНГ - это был мягкий развод для бывшего СССР.
      ТС и ЕАЭС - это уже обратный процесс.
      Фонды - это кубышки куда складывали на "черный день".
      Так уж случилось, что многие страны держат излишки в долговых бумагах США.
      Россия лишь 11 в списке, а Казахстан даже не входит в 20 ку.
      http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1382857620

      Однако аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко сообщил, что по данным министерства финансов США по итогам июля 2013 года, доля Казахстана в структуре держателей американского госдолга невелика и составляет лишь порядка десяти миллиардов долларов.

      Если рассуждать теориями заговора - то Казахстан входит в группу Ротшильдов, чем Рокфеллеров - поэтому особой любви к ФРС не питает.
  8. pahom54
    +1
    26 ноября 2014 10:03
    "стимулировать экономику через дополнительные госрасходы"...

    Хороший ход, НО при одном условии - при отсутствии коррупции...

    P.S. При хорошем раскладе и хороших отношениях между нашими странами Казахстан мог бы помочь нам обойти запрет на приобретение необходимых станков (ну, это мне так думается)...
  9. +2
    26 ноября 2014 10:44
    а кто и за что поставил минусы статье?
    1. avt
      +2
      26 ноября 2014 10:48
      Цитата: Гомель
      а кто и за что поставил минусы статье?

      А тут по разным веткам в таком составе и в одиночку походу пара бандерлогов салоукраинит,тихушничает.Не Вы первый спрашиваете , остальные уже как то привыкли и внимания не обращают на спам . Бывает что и оптом по комментам минусрятlaughing
      1. +2
        26 ноября 2014 11:10
        А это наверное те кто так активно плюсовал статью на ВО "о том как главный редактор интернет-телеканала "День" Андрей Фефелов поделился с Накануне.RU своим мнением о том, какие новые угрозы возникли перед Казахстаном, и о том, противоречит ли расширение так называемого Русского мира развитию Таможенного союза."