Угольный кризис в «стране дураков»
Последняя новость: в Министерстве энергетики и угольной промышленности рассматривают вопрос поставок угля марки «Т» из Австралии и Вьетнама. Об этом в интервью «РБК-Украина» заявил первый заместитель главы Минэнергоугля Юрий Зюков. Он также сообщил, что от идеи закупки американского угля пришлось отказаться, потому что $130 без цены логистики – это очень дорого. А в Австралии можно взять по $70 за тонну (правда, не считая стоимости доставки). Кстати, в Мариуполь уже привезли судно угля из Австралии – 36 тыс. тонн. Правда, это сырье не для электростанций, а для меткомбинатов – имени Ильича и "Азовстали" и коксохимов (марки «тамур»). Вьетнамский уголь еще дешевле. Но опять же – стоимость доставки.
Пресловутый уголь из ЮАР, вокруг которого сейчас разворачивается крупный международный скандал с коррупционным оттенком, тоже поначалу казался дешевым – $86 за тонну. Планировалось, что его окончательная стоимость после доставки составит $110-112 за тонну. Однако на практике вышло от $120 до $140 за тонну.
В результате президент Петр Порошенко обвинил министра Юрия Продана в непрозрачности сделки – покупке угля по завышенной цене. На главу Минэнерго было заведено уголовное дело по статье о «растрате и присвоении имущества путем злоупотребления служебным положением».
Тем временем на рейде Ильичевского порта пришвартовался четвертый корабль с грузом южноафриканского угля в объеме 84,6 тыс. тонн. Но поставщик – британская компания Steel Mont Trading заявила, что не получила от Украины очередного транша оплаты в $7 млн.
Более того, компания обвинила украинских партнеров (со стороны Минэнерго это была компания «Укринтерэнерго») в том, что ей не заплатили и за третий груз, который был поставлен уже давно. Таким образом, общая сумма нашего долга перед поставщиками угля из ЮАР, по их словам, составляет уже $20 млн.
По словам владельца английской компании Раджеша Кумара Сарайа, оговоренная в контракте сумма составляет $50 млн. «Всего мы обязались поставить на Украину шесть кораблей с углем общим объемом около полумиллиона тонн. Четыре из них уже пришли на Украину, однако «Укринтерэнерго» сообщило, что не может заплатить нам очередной транш – около $7 млн., предусмотренных контрактом, ибо Нацбанк не продает ему валюту», – утверждает Раджеш Кумар Сарайа.
Если платежи не поступят, Steel Mont Trading будет искать другого покупателя на юаровский уголь, а на Украину подавать в международный суд за срыв контракта. Надо сказать, что вероятность такого развития событий достаточно высока. И дело тут не только в дефиците валюты.
Вокруг африканского угля уже разгорелись коррупционные страсти, которые вылились в уголовное преследование министра Продана, заключившего многообещающий контракт. Сразу после того, как 4 ноября Порошенко на заседании СНБО заподозрил его в умышленном завышении цены, Генпрокуратура провела первые обыски и допросы в Минэнерго.
Еще спустя четыре дня пошли слухи, что Продана могут арестовать. В понедельник, 10 ноября, он провел половину рабочего дня на допросе в ГПУ. После этого заявил, что будет сотрудничать со следствием и не имел личной заинтересованности в данном контракте. А также добавил, что Киев должен продолжить закупки альтернативного российскому топлива – из-за ненадежности Москвы как торгового партнера.
И тут снова стал вопрос российского угля. Изначально планировалось, что мы закупим у «врага» и «агрессора» 1,3 млн. тонн угля до конца года. И закупали. Но с 21 ноября, как сообщил источник «Интерфакса», поставки российского угля в Украину были прекращены. Причины назывались сугубо экономические: появилась информация, что Москва требует частичной предоплаты за поставки угля, на что у Киева денег нет.
«Украинские госкомпании получили от России уведомление, что нужна все-таки предоплата за поставки угля. Принцип такой – 20% предоплаты, и остальную часть надо оплатить, когда уголь приезжает. Но денег нет», – рассказывает в интервью российской газете «Взгляд» член наблюдательного совета украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Сложилась невеселая ситуация. Наши теплоэлектростанции и теплоэлектроцентрали потребляют в сутки около 86 тыс. тонн угля всех марок. В декабре потребление ориентировочно вырастет до 96 тыс. тонн в сутки, в январе – до 102 тыс. тонн, в феврале – до 104 тыс. тонн и только в марте начнет немного снижаться. На складах находится максимум 1,3 млн. тонн угля, причем разных марок (не все подходят для котлов). В то же время 14 украинских ТЭС (половина от общего объема) работают исключительно на антраците. По статистике к началу ноября запасы так называемого «энергетического угля» оценивались всего в 330 тысяч тонн. Это – капля в море.
Первый заместитель Продана Юрий Зюков в связи с этим заявил, что «если произойдет сбой с железной дорогой, растаможкой, погодными условиями или с чем-то еще, станции остановятся, и произойдет разбалансирование системы». Независимый эксперт Юрий Корольчук поясняет, чем это грозит населению: «Можно ждать, что будут плановые отключения электричества утром и вечером в пиковые нагрузки в сети. А когда на ТЭС будет критическая ситуация, т.е. угля не будет вообще, тогда система сама будет отключаться в любой момент. Например, раз – и выключили, и в Киеве все сидят в темноте в метро. Это не шутки…», – «порадовал» он.
Выходом из такой ситуации могло бы стать возобновление диалога с так называемыми сепаратистами и официальные закупки угля на Донбассе. Тем более что власти ДНР и ЛНР не раз заявляли, что не против экономического сотрудничества с «большой землей», которое не переходит в политическую плоскость.
Некоторые эксперты даже высказывали мнение, что Россия, запросив за уголь предоплату, которой у нас нет, подталкивает Киев к диалогу с Новороссией. Теоретически, может быть, и так, но практически вопрос донецкого угля – это еще один квест, который пока не может и не хочет решать наша власть.
Тема угля и дотаций всегда была болезненной для Украины. Донецкий уголь – более дорогой и менее качественный, чем российский – выкачивал из бюджета огромные суммы дотаций. Специалисты подсчитали, что за несколько лет эти дотации составили 60 млрд. грн.
Но… Есть одна важная деталь. Почему-то себестоимость угля на частных шахтах крупнейших коммерческих игроков (того же ДТЭК) составляла около $70 за тонну, в то время как у государственных шахт достигала $175. Почему так? Потому, что на госцену ложились коррупция, сговор директоров и чиновников, заинтересованность министерства в получении дотаций и прочее. Если разумно хозяйничать, можно было бы значительно снизить объемы субсидирования, но при этом сохранить работу шахт и дать возможность людям зарабатывать. В принципе, конфликт на Донбассе мог бы стать толчком к реформе угольного сектора. Но… не на тех нарвались.
Уверена, что правительство будет до последнего килограмма угля на ТЭС экспериментировать то с вьетнамцами, то с австралийскими аборигенами. Влезать в долги, создавать почву для скандалов неплатежей, сажать за решетку чиновников, ответственных за хозяйственные решения, но при этом упорно не делать шаги, которые могли бы привести страну если не к миру, то к сотрудничеству. А пока наверху изгаляются, рядовым потребителям советуют экономить электричество. И газ. И утеплять окна. И надевать поверх пижам ватники. И запастись памперсами и фонариками на случай остановки метро. А в лифт не садиться без воды и бутербродов. Бензина в стране тоже мало, поэтому «аварийка» может ехать исключительно долго…
Информация