Китайские самолёты ДРЛО

16


В 50-60-е годы авиация США и гоминдановского Тайваня многократно нарушала воздушную границу КНР. Китайские истребители многократно поднимались на перехват нарушителей. Над Тайваньским проливом шла настоящая воздушная война.

В этой обстановке Китай остро нуждался в самолёте дальнего радиолокационного обзора (ДРЛО), который мог бы обнаруживать самолеты-нарушители, вторгающиеся в воздушное пространство страны, пользуясь наличием на юго-восточном побережье КНР высоких горных хребтов, которые мешали работе наземных радиолокационных станций.

В середине 60-х в СССР был запущен в серийное производство самолёт ДРЛО Ту-126, оснащённый мощной РЛС «Лиана» с вращающимся грибовидным обтекателем антенны, расположенной на верхней части фюзеляжа. По тем временам это было революционное техническое решение, позволяющее осуществлять круговой обзор вне зависимости от положения самолёта относительно наблюдаемой цели. Впоследствии такое расположение антенны было реализовано на других самолётах ДРЛО.


Самолёт ДРЛО Ту-126


Ту-126 был создан на базе авиалайнера Ту-114, «предком» его, в свою очередь, был стратегический бомбардировщик Ту-95, многочисленные модификации которого надолго стали основой дальней авиации СССР.

Естественно, что при обострившихся в 60-е годы отношениях между Советским союзом и Китаем речи о поставках в КНР Ту-114, а тем более Ту-95 быть не могло.

В итоге китайские специалисты решили строить свой «летающий радар» на базе дальнего бомбардировщика Ту-4, который, в свою очередь, был скопирован с американского бомбардировщика B-29 «Суперфортресс».
В 1953 году 25 самолётов Ту-4 были переданы в КНР, где эксплуатировались до начала 90-х, намного пережив аналогичные самолёты в СССР и США.

РЛС с антенной диаметром 7 м и массой 5 т крепилась на фюзеляже самолета. Мощности четырех поршневых двигателей для самолета с антенной большого размера, увеличивавшей аэродинамическое сопротивление на 30%, оказалось недостаточно. Было принято решение оснастить самолеты мощными турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20К.

Двигатели АИ-20 использовались в КНР на военно-транспортных самолётах Y-8, который представлял собой лицензионную копию советского Ан-12. Освоение серийного выпуска Ан-12 в Китае началось непосредственно перед разрывом отношений с СССР. Параллельно с выпуском самолета в Китае осваивалось и производство двигателей АИ-20, получивших китайское обозначение WJ6, а также воздушных винтов.

Новые двигатели имели большую длину и вытянулись вперед на 2,3 м, что отразилось на устойчивости самолета и его управляемости. Инженеры решили эту проблему, увеличив площадь горизонтального стабилизатора на 2 кв. м и размах на 400 мм. Китайские инженеры полностью переделали бомбоотсек самолета для размещения операторов РЛС и бортового радиоэлектронного оборудования.

10 июня 1971 года прототип самолета ДРЛО, получивший обозначение KJ-1, вышел на летные испытания.

Китайские самолёты ДРЛО

Первый китайский самолёт ДРЛО KJ-1


Самолёт был построен в кратчайшие сроки. Китайцы потратили всего 1 год и 7 месяцев, чтобы создать прототип самолета ДРЛО. Винты прежних поршневых двигателей вращались вправо (вся аэродинамика Ту-4 была рассчитана на такой момент работы силовой установки), новые ТВД имели винты левостороннего вращения. Возник кренящий момент, и китайские инженеры решили оснастить самолеты взлетными ракетными ускорителями, чтобы нейтрализовать нежелательное рыскание самолета. Также возникла вибрация, вызванная воздействием антенны на киль самолета, в результате которого самолет так сильно трясло в воздухе, что экипаж сильно выматывался во время полёта. Однако вскоре и эта проблема тоже была решена.



В ходе испытательных полетов KJ-1 налетал несколько сотен часов. Было выяснено, что РЛС могла обнаруживать цель типа бомбардировщика Н-6 (Ту-16) на удалении 300-350 км, транспортные самолеты на расстоянии до 250 км. В одном из экспериментов надводная цель была обнаружена на дистанции 300 км. Но отставание Китая в области радиоэлементной базы не позволило в то время создать действительно эффективный самолет ДРЛО с удовлетворительными характеристиками надёжности радиолокационного оборудования и защищённости экипажа от СВЧ излучения.


В настоящее время первый китайский самолёт ДРЛО KJ-1 находится в Пекинском музее авиации


В следующий раз в КНР к теме создания самолёта ДРЛО вернулись в конце 80-х. С начала работ в этом направлении до практического воплощения в работоспособные образцы радиолокационных станций прошло более 15 лет.
Работы над самолетами дальнего радиолокационного обнаружения концентрируются в НИИ номер 38 корпорации CETC, расположенном в городе Хэфэй. Этот НИИ является крупным центром развития электроники и радиолокационной техники ведущем разработки в интересах вооруженных сил.

В 1998 году совершил первый полёт морской патрульный самолет Y-8J (AEW) с упором на задачи дальнего радиолокационного обнаружения. Он был создан на базе серийного транспортного самолета Y-8С, и, в отличие от предшественника, его застекленная носовая часть была заменена на обтекатель РЛС.


Морской патрульный самолет Y-8J


Самолёт в основном предназначен для контроля морской обстановки. Одновременно он может отслеживать 32 морские надводные цели, включая даже такие, как перископ подводной лодки. В китайских источниках сообщалось, что имеются возможности по обнаружению воздушных целей и наведению истребителей.

РЛС самолёта Y-8J создана на базе британской РЛС Skymaster. От шести до восьми таких систем были проданы в КНР британской компанией Racal в рамках контракта оцениваемого в 66 млн. долл.

РЛС Skymaster представляет собой импульсно-допплеровскую РЛС, работающий в I-диапазоне. Она имеет дальность обнаружения цели площадью 5 кв. м 85 км в режиме обзора нижней полусферы, 110 км верхней и 230 км надводной цели.

Всего известно об использовании четырёх самолётов Y-8J. По всей видимости, они являются временным решением для ВМС НОАК.

В связи со сложностью создания всего полноценного комплекса оборудования самолёта ДРЛО и отсутствием практического опыта и подходящей платформы руководство КНР решило подстраховаться и привлечь к этой теме зарубежных разработчиков.

В результате проведенных между Россией, Израилем и КНР переговоров в 1997 году был заключен контракт по совместной разработке, постройке и последующей поставке в Китай авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Предполагалось, что российский ТАНТК им. Г.М. Бериева создаст на базе серийного А-50 самолёт для установки на нем радиотехнического комплекса израильского производства с РЛС EL/M-205 «Фалкон» (PHALCON). Новый радиотехнический комплекс (РТК) предназначался для радиолокационного обнаружения летательных аппаратов противника, контроля воздушного пространства, а также для управления своими боевыми самолётами. Кроме того, китайский самолёт ДРЛО предполагалось оснастить аппаратурой радиоразведки, способной обеспечить перехват радиопереговоров и наблюдение за радиоэлектронной обстановкой в районе боевых действий.

Основой комплекса стала разработанная израильской фирмой «Эльта» (Elta) многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС EL/M-205. В ее состав входят три активные фазированные антенные решетки, образующие треугольник и расположенные над фюзеляжем в неподвижном грибовидном обтекателе диаметром 11,5 м (больше, чем у E-3 и А-50). По мнению разработчиков станции, довольно низкая несущая частота РЛС дециметрового диапазона (1,2-1,4 ГГц), в сочетании с высоким быстродействием используемых средств вычислительной техники и специальными устройствами подавления шумов обеспечивает потенциальные возможности по обнаружению крылатых ракет и самолетов, разработанных по технологии «стелс».

В течение двух лет с1997 по 1999 год в Таганроге прошло переоборудование одного из серийных А-50 из состава ВВС России с бортовым номером 44. После чего самолёт вылетел в Израиль для установки радиотехнического комплекса «Фалкон». Работы были в целом завершены к июлю 2000 года. Для ВВС НОАК предполагалась поставка в общей сложности четырех самолетов.

Но под мощнейшим нажимом США Израилю пришлось летом 2000 года сначала приостановить выполнение контракта, а впоследствии официально уведомить власти КНР о своем отказе от дальнейшего участия в проекте. Радиотехнический комплекс был демонтирован с самолёта, а сам он возвращён в Китай. После выхода из программы Израиля, руководство КНР приняло решение продолжать работы по программе самостоятельно, оснастив полученный ею самолёт радиотехническим комплексом с АФАР, средствами связи и передачи данных национальной разработки. Поскольку других подходящих на роль носителя радиотехнического комплекса ДРЛО у КНР не было, последующие серийные самолёты радиолокационного дозора решено было строить на базе части поставленных в 90-е годы в Китай транспортных Ил-76МД.


KJ-2000


Свой первый полёт самолёт, получивший обозначение KJ-2000(«Кун Цзин», можно перевести как «Небесное око»), совершил в ноябре 2003 года. Всего через год после начала лётных испытаний первого опытного KJ-2000 на заводе в Сиане приступили к изготовлению серийных комплексов ДРЛО.

В конце 2007 года четыре серийных самолёта ДРЛО KJ-2000 были официально приняты на вооружение. Достоверных данных о характеристиках радиотехнического комплекса в открытых источниках не имеется. Известно, что лётный экипаж KJ-2000 состоит из пяти человек и 10-15 операторов. Самолёт может выполнять патрулирование на высотах 5-10 км. Максимальная дальность полёта составляет 5000 км, продолжительность полета — 7 ч 40 мин. Внешне серийные KJ-2000 мало отличаются от прототипа, однако бросается в глаза отсутствие на них штанги для дозаправки в воздухе.


Спутниковый снимок Google earth: самолёты ДРЛО KJ-2000


Принятие на вооружение самолётов KJ-2000, несомненно, позволило значительно повысить возможности ВВС НОАК по обнаружению воздушных целей, включая низколетящие и малозаметные. Что же касается перспектив, то одного отряда самолетов ДРЛО состоящего из пяти (включая прототип) KJ-2000 для Китая явно недостаточно. Вполне вероятно, что следующие самолёты такого класса будут строиться на базе закупаемых в России самолётов Ил-76. В 2011 году был заключен контракт, по которому в 2013-2015 гг. будут поставлены десять Ил-76ТД из наличия российских ВВС. Кроме того, в КНР ведётся разработка собственного тяжелого транспортника Y-20.


Китайский военно-транспортный самолет Y-20


26 января 2013 года китайские СМИ сообщили о том, что первый прототип тяжелого военно-транспортного самолета Y-20 поднялся в воздух с аэродрома авиастроительного предприятия ХАС, расположенного в городе Яньлань.

Следующим китайским самолётом ДРЛО впервые поднявшийся в воздух в 2001 году стал KJ-200 (Y-8W). Платформой для него стал военно-транспортный самолет Y-8 F-200. Самолет оснащен РЛС, похожую на шведскую Ericsson Erieye AESA с дальностью обнаружения целей от 300 до 450 км. Новые самолеты оснащается турбовинтовыми двигателями компании Pratt & Whitney, они отличаются наличием новых высокоэффективных шестилопастных винтов JL-4, которые позволили увеличить дальность полета и снизить уровень шума.


KJ-200


Стоит отметить, что китайские инженеры после того как им удалось решить проблемы, связанные с электромагнитной совместимостью, охлаждением оборудования и защитой от излучения на самолёте KJ-2000, успешно применили полученный опыт при создании более поздних моделей.



Первый серийный KJ-200 взлетел 14 января 2005 года. В июне 2006 года он был потерян в катастрофе. При этом в числе погибших оказались испытатели и инженеры-разработчики радиотехнического комплекса, что по мнению экспертов, осложнило выполнение программы создания китайских комплексов ДРЛО. Тем не менее китайским специалистам удалось завершить испытания KJ-200 в достаточно сжатые сроки, и комплексы этого типа начали поступать на вооружение ВВС НОАК.



По оценкам зарубежных экспертов, в настоящее время в строю находится не менее шести самолётов.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО KJ-200


Развитием KJ-200 стал созданный по заказу ВВС Пакистана ZDK-03 Karakoram Eagle. В 2011 году Китай передал Пакистану первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения.


ZDK-03 Karakoram Eagle


Самолёт построен на базе транспортного самолета Y-8F-400. В отличие от KJ-200, на пакистанском самолёте установлена более привычная для самолётов ДРЛО грибовидная антенна. По мнению пакистанских военных такая компоновка антенной системы РТК в «классическом» вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем более соответствует требованиям пакистанских ВВС.

Поставленные Пакистану три самолета ZDK-03 стали первыми китайскими комплексами ДРЛО, направленными на экспорт. Производство всех ключевых компонентов радиолокационного комплекса, включая приемо-передающие модули АФАР, локализовано в Китае. Процессоры, применяемые для скоростной обработки данных, также разработаны и произведены в КНР.


Спутниковый снимок Google earth: самолёт ДРЛО ZDK-03 на аэродроме Масрур


По мнению экспертов, самолёт ДРЛО ZDK-03 по своим возможностям близок к американскому самолёту палубного базирования E-2C «Хокай». Постоянным аэродромом базирования ZDK-03 в Пакистане определён аэродром Масрур в окрестностях Карачи.

В 2011 году появились сообщения о разработке в КНР прототипа самолёта ДРЛО палубного базирования. Причём прототипы строились в двух модификациях, существенно отличающихся друг от друга компоновкой антенны РТК.

Базовой моделью для нового самолёта ДРЛО получившего обозначение JZY-01, стал транспортный Y-7, который, в свою очередь, является копией Ан-26.


На первой модификации самолёта JZY-01 антенна БРЛС была выполнена аналогично KJ-200




Вторая модификация, испытания которой, судя по всему, продвинулись дальше, имела классическую антенну в грибовидном обтекателе. Однако, по мнению некоторых экспертов, он выполнен не вращающимся, а неподвижным, и внутри него, как и на более крупном китайском самолете ДРЛО KJ-2000, треугольником размещены три активные фазированные антенные решетки, обеспечивая тем самым круговой обзор.

Серьезные изменения по сравнению с исходным Y-7 претерпела силовая установка. Штатные турбовинтовые WJ-5A (развитие советского АИ-24), вероятно, заменены более мощными двигателями типа WJ-6C с шестилопастными воздушными винтами JL-4 — такие, например, используются на новом китайском военно-транспортном самолете Y-9 и сухопутных комплексах ДРЛО KJ-200 и ZDK-03.



При этом самолет не имеет посадочного гака, необходимого для любого палубного самолета. Кроме того, китайский прототип не имеет специально модифицированных шасси, характерных для палубных самолетов. На крыльях отсутствует механизм складывания. Изображенный на фотографиях самолет, вероятнее всего, является прототипом для отработки аэродинамических характеристик палубного летающего радара.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёт ДРЛО JZY-01 на заводском аэродроме Сиань


Да и сама возможность базирования палубного самолёта, созданного на базе Ан-26, на не слишком крупном китайском авианосце «Ляонин» (в прошлой жизни «Варяг») водоизмещением 60000 т вызывает сомнения. Объем работ по изменению конструкции JZY-01 будет не меньшим, чем при разработке нового специального палубного самолёта. В настоящее время самолёт с круглой антенной РТК находится на заводском аэродроме в Сиане.

В КНР продолжается создание новых модификаций самолётов ДРЛО с более высокими характеристиками БРЛС. Китайская промышленность в сфере авиационных РЛС осуществила прорыв от РЛС с механическим сканированием к системам с активной фазированной антенной решеткой. Специалисты корпорации CETC создали трехкоординатный радар дальнего обнаружения с АФАР, т.е. радар, обеспечивающий электронное сканирование по высоте и азимуту.



В середине 2014 года появились сообщения о принятии на вооружение нового вариант «среднего самолета» ДРЛО с индексом KJ-500 на базе транспортника Y-8F-400. В отличие от варианта KJ-200 с «бревнообразным» радаром, новый самолет имеет круглую антенну РЛС на мачте.


KJ-500


KJ-500 похож на ZDK-03, которые были поставлены ВВС Пакистана, но оснащены новой РЛС, отличительной особенностью которой является наличие «волдыря» на верхней части антенны.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО KJ-500 на аэродроме Ханьчжун


Китайской промышленностью уже произведено несколько самолётов этого типа, которые поступили в строевую часть ВВС НОАК. В настоящее время эти машины базируются на аэродроме Ханьчжун.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО KJ-500, JZY-01, KJ-200 на заводском аэродроме Сиань


Строительство, ремонт и модернизация всех китайских самолётов ДРЛО осуществляется на предприятии Сианьской авиационно-промышленной корпорации (расположена в столице провинции Шэньси — г. Сиань).

Большим достижением китайской радиоэлектронной промышленности является локализация производства всех компонентов электронного оборудования самолётов ДРЛО в КНР. В бортовых системах обработки данных используются компьютеры, разработанные и произведённые в Китае, что повышает информационную безопасность. Ряд коммуникационных и информационных систем и программное обеспечение для них являются унифицированными для всех китайских самолётов ДРЛО, это, безусловно, удешевляет производство и облегчает обслуживание.

По материалам:
http://www.globalsecurity.org
http://www.noticierodigital.com
Спутниковые снимки любезно предоставлены Google Earth
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    1 декабря 2014 08:30
    У меня вопрос к специалистам: эти "бревна" только по бокам "смотрят", или вкруговую?
    1. +12
      1 декабря 2014 08:52
      Цитата: капрал
      У меня вопрос к специалистам: эти "бревна" только по бокам "смотрят", или вкруговую?

      Достоинствами такой компоновки являются меньшая масса и относительная простота конструкции неподвижной антенны. Кроме КНР, самолёты с "бревнообразной" антенной строятся в Швеции и Бразилии. Но, пожалуй, самыми необычными самолётами ДРЛО являются израильские «Эйтамы» на базе Gulfstream G550. Некогда элегантная машина украсилась громадными обтекателями по бортам, в которых скрывались антенны комплекса EL/W-2085. Дополнительные антенны размещаются в носовом и хвостовом обтекателях, что дает радару полноценный круговой обзор.
      1. +6
        1 декабря 2014 08:57
        Цитата: Bongo
        Но, пожалуй, самыми необычными самолётами ДРЛО являются израильские «Эйтамы» на базе Gulfstream G550

        Идеальное решение для самолёта ДРЛО. Менее всего влияет на аэродинамические характеристики машины...
      2. +1
        1 декабря 2014 10:30
        Извиняюсь не в тему но скоро антонов закроется
        Знаменитый авиационный концерн «Антонов» прекращает свое существование. Как сообщают источники, контракты разорваны (включая многомиллиардный на 80 самолетов с участием Венесуэлы и России), генеральный директор и одновременно главный конструктор Дмитрий Кива уволен, зарплаты не платятся.
  2. +5
    1 декабря 2014 08:32
    Хороший,познавательный обзор,Китай семимильными шагами мчится в будущее.
    1. +3
      1 декабря 2014 16:03
      С полной локализацией производства в Китае ! Надо подтягиваться и нам !
  3. +1
    1 декабря 2014 08:54
    Обзор 360. И по вертикали 180.
  4. +3
    1 декабря 2014 19:34
    Молодцы справились.А стой электронной промышленностью которую им свез весь мир и Америка скоро обгоняет всех.
  5. +2
    1 декабря 2014 21:37
    Как-то умалчивают об аппаратуре
    Естественно, что при обострившихся в 60-е годы отношениях между Советским союзом и Китаем речи о поставках в КНР Ту-114, а тем более Ту-95 быть не могло.
    В итоге китайские специалисты решили строить свой «летающий радар» на базе дальнего бомбардировщика Ту-4, который, в свою очередь, был скопирован с американского бомбардировщика B-29 «Суперфортресс».
    Самолёт,конечно дело немаловажное,но он всего лишь носитель аппаратуры.Специально под это дело никто самолёты не проектировал,приспосабливали те что были
    В ходе испытательных полетов KJ-1 налетал несколько сотен часов. Было выяснено, что РЛС могла обнаруживать цель типа бомбардировщика Н-6 (Ту-16) на удалении 300-350 км, транспортные самолеты на расстоянии до 250 км. В одном из экспериментов надводная цель была обнаружена на дистанции 300 км. Но отставание Китая в области радиоэлементной базы не позволило в то время создать действительно эффективный самолет ДРЛО с удовлетворительными характеристиками надёжности радиолокационного оборудования и защищённости экипажа от СВЧ излучения.
    Но всё равно показано что создавали как бы сами,хотя в других источниках:
    Разработка получила название «Проект 926». Единственным доступным для КНР радиотехническим комплексом был советский «Лиана-М», который уже использовался на Ту-126. В качестве самолёта-носителя рассматривалось несколько вариантов, но в итоге решено было остановиться на бомбардировщике Ту-4 с демонтированным вооружением.
    Китай как Китай ...
    1. +5
      2 декабря 2014 07:18
      Цитата: Денис
      Разработка получила название «Проект 926». Единственным доступным для КНР радиотехническим комплексом был советский «Лиана-М», который уже использовался на Ту-126.

      Сомнительно, что бы Советский Союз передал китайцам действующий образец и документацию по "Лиане". Эта аппаратура без сомнения была тогда Сов.секретной и относилась к прорывным образцам советской радиоэлектронной промышленности.
      Принятие на вооружение в СССР и начало серийного производства Ту-126 как раз совпало по времени с периодом наибольшего обострения в отношениях между двумя странами.
  6. +1
    1 декабря 2014 22:22
    Специально под это дело никто самолёты не проектировал,приспосабливали те что были


    Многие производители самолетов ДРЛО используют существующие платформы.
    1. +2
      2 декабря 2014 06:08
      Цитата: ma_shlomha
      Специально под это дело никто самолёты не проектировал,приспосабливали те что были

      Многие производители самолетов ДРЛО используют существующие платформы.

      Так будет правильней,отредактировали +
    2. +1
      2 декабря 2014 08:02
      Цитата: ma_shlomha

      Многие производители самолетов ДРЛО используют существующие платформы.

      Тут важно какая именно платформа используется. В СССР сделав верный первый шаг ушли не в ту сторону. Начав с базового пассажирского Ту-114 (отсюда комфортное размещение операторов, наличие комнаты отдыха) перешли на транспортный Ил-76 который гораздо дороже пассажирской машины при абсолютно нечеловеческих условиях работы операторов...
      Для сравнения:
      А-50

      Boeing 737 AEW&C

      E-3 Sentry
      1. +5
        2 декабря 2014 08:09
        Цитата: Nayhas
        Начав с базового пассажирского Ту-114 (отсюда комфортное размещение операторов, наличие комнаты отдыха) перешли на транспортный Ил-76 который гораздо дороже пассажирской машины при абсолютно нечеловеческих условиях работы операторов...


        Уважаемый Евгений, с чего вы взяли, что на Ту-126 были комфортные условия для операторов, лишь только из того, что этот самолёт был построен на базе пассажирского Ту-114? what При подготовке этой публикации, я перелопатил массу материала и ответственно заявляю - это далеко не так. Условия для операторов на Ту-126 были тяжелейшие.
        1. 0
          2 декабря 2014 08:28
          Цитата: Bongo
          Условия для операторов на Ту-126 были тяжелейшие.

          Из-за излучения которое не экранировалось. Это да...
          Но у них была комната отдыха, отапливаемый салон, о чём на А-50 даже не мечтают...ведь только на А-50У появился нормальный туалет, а не ведро...
          1. +4
            2 декабря 2014 08:35
            Цитата: Nayhas
            Но у них была комната отдыха, отапливаемый салон


            Комнатой отдыха, это помещение можно было назвать с большой натяжкой.
            Салон отапливался только во время полёта, операторы в зимнее время ( дислоцировались все Ту-126 в Прибалтике, а там зимой не очень жарко)садились в промороженные кресла, так что ревматизм, простатит и т.д. большинству операторов был обеспечен. Кроме СВЧ-излучения очень сильно доставала статика, прикосновение к любому металлическому предмету на борту сопровождалось чувствительным электрическим ударом.
      2. 0
        13 июня 2017 00:16
        вот хоть застрели, разницы не увидел. А ИЛ-76 наверно был просто более подходящий чем пассажирский. И вряд ли сидьно дороже
  7. 0
    2 декабря 2014 02:57
    Торопятся вооружиться, словно воевать собрались. Вот только, с кем, интересно?
  8. +3
    2 декабря 2014 05:59
    Цитата: insafufa
    Знаменитый авиационный концерн «Антонов» прекращает свое существование. Как сообщают источники, контракты разорваны (включая многомиллиардный на 80 самолетов с участием Венесуэлы и России), генеральный директор и одновременно главный конструктор Дмитрий Кива уволен, зарплаты не платятся.


    Вброс дерьма на вентилятор. На днях Киву, по суду восстановили. Так что "Антонов" ещё дышит. Может быть и жаль. Чем быстрее одичают, тем нам же проще и спокойнее будет. Увы, время такое...