Елена Ларина. Мир — это война. Новые измерения жесткого противоборства
В конце 80-х годов американские неоконы начали разработку новой стратегии и средств ее реализации. На это ушло почти 15 лет. В 2002 году президент Дж. Буш — младший объявил о преэмптивной стратегии США в области национальной безопасности, которая была в 2006 году утверждена Конгрессом США. По поводу преэмптивной или упреждающей стратегии Дж. Буш заявлял: «Чем больше угроза, тем больше риск бездействия — и тем более обязательными становятся основания для принятия предупреждающих действий для обеспечения нашей защиты, даже если остается неясным время и место вражеской атаки. Чтобы предвосхитить и предотвратить такие враждебные действия со стороны наших противников, Соединенные Штаты, если это понадобится, будут действовать преэмптивно».
Однако каких-либо успехов в реализации стратегии преэмптивных действий президенты Дж. Буш — младший и Б. Обама не добились. В Ираке и в Афганистане Соединенные Штаты потерпели очевидное политическое поражение. Не достигли они и своих военных целей. Более того, сегодня, пожалуй, не найдется ни одного региона в мире, где действия в рамках упреждающей стратегии принесли Америке какие-либо ощутимые успехи.
Любимый тезис президента США Б.пОбамы об «американской исключительности» стал все более и более расходиться с возможностями страны, ее авторитетом и влиянием в мире. Для любого непредубежденного аналитика, в том числе и в самих Соединенных Штатах, становится все более понятным, что с течением времени возможности страны сокращаются, авторитет снижается, а влияние уменьшается. В этой связи в последнее время резко активизировались усилия по поиску новых средств и инструментов реализации упреждающей доктрины.
Высший американский военный истеблишмент и большая часть политиков, вне зависимости от их партийной принадлежности, по-прежнему сохраняют приверженность доктрине преэмпции или упреждения. Эта доктрина предусматривает три важнейшие фазы своей реализации, применительно к странам, которые в перспективе могут угрожать американским интересам: смена режима, изменение менталитета и уклада жизни населения страны и строительство (а более точно — воссоздание заново) государства на территории, откуда мыслится возможная угроза. Упреждающая стратегия, в отличие от превентивной, предполагает борьбу и устранение не актуальных, существующих, а потенциальных угроз, угроз завтрашнего дня для «американской исключительности». А главное, она предполагает устранение, как максимум, и деструкцию и ослабление, как минимум, субъекта подобных угроз — России или иного государства. Кроме того, в стратегии предусматриваются подобные действия и в отношении не государственных, а сетевых структур различного типа.
Значительная часть американского истеблишмента, проанализировав почти десятилетний опыт практического осуществления доктрины, пришла к необходимости ее подкрепления новыми методами, инструментами и способами реализации. В самые последние месяцы в США опубликован ряд ключевых документов по этим вопросам. Среди них необходимо выделить, прежде всего, новую оперативную доктрину армии США «Победа в сложном мире. 2020-2040», Третью инициативу оборонных инвестиций и инноваций и т.п.
Кроме того, на страницах американских военных журналов, в выступлениях на форумах по национальной безопасности появились призывы к коренной реорганизации ЦРУ, с приданием ему не только разведывательных функций, но и функций по проведению специальных активных операций в различных странах мира. Одновременно вместо ожидавшегося после разоблачений Э. Сноудена ограничения возможностей АНБ на практике происходит расширение его функций и полномочий, в том числе в направлении сращивания с киберкомандованием и вверенными ему кибервойсками.
Наблюдаются и еще более скрытые, подспудные процессы, прямо связанные с поиском новых инструментов реализации концепции упреждающих операций. Одним из людей, кому было доверено реформирование АНБ, стал чрезвычайно влиятельный советник, человек близкого круга Б. Обамы Касс Санстейн. Наряду с прочим он является одним из основных разработчиков широко применяемой в американской и британской политике так называемой теории подталкивания и разработанных на ее основе технологий. Совсем коротко суть «подталкивания» — в управлении поведением больших групп людей при помощи незаметных для них стимулов на основе использования повседневных человеческих привычек и стереотипов.
Сегодня становится все более понятным, что ключевая роль К. Санстейна в реформировании АНБ была связана с попыткой соединения наработок технологий «подталкивания» или как их еще называют «бихевиористских» наработок с гигантским информационным ресурсом АНБ. В перспективе это должно дать возможность Соединенным Штатам вести поведенческие войны со своими противниками, и прежде всего Россией и Китаем.
Также малозаметным для непосвященных является последовательное укрепление и расширение функций Офиса по вопросам борьбы с терроризмом и финансовой разведки министерства финансов США, возглавляемого Д. Коэном. Этот Офис и ранее являлся одним из 16 разведывательных агентств Соединенных Штатов. Сегодня же наряду с разведывательными функциями на него возлагаются задачи проведения активных, по сути боевых, операций в ходе тех или иных конфликтов в рамках упреждающей стратегии. Иными словами, финансовая разведка США становится не просто финансовой разведкой, а своего рода финансовыми войсками. Кстати, об этом совсем недавно была опубликована статья «Грядущие финансовые войны: новая эра финансовых конфликтов и противоборств» известного эксперта Х. Сарате.
К настоящему времени при активном участии бывшего командующего войсками США в Афганистане, известного военного мыслителя Х. Мак-Мастера, отца гибридных войн Ф. Хоффмана, ведущего разработчика повстанческих и контрповстанческих действий Д. Килкаллена и др., силами новых, влиятельных структур, включая Центр новой американской безопасности (CNAS), Центр умной обороны (CSD), Форум оборонных предпринимателей (DEF), Центр международной морской безопасности (CIMSEC) во главе с Центром стратегических и международных исследований (CSIS) разработаны контуры нового варианта упреждающей стратегии. А главное, не только контуры стратегии, но и соответствующий ей инструментарий и методы.
Прежде всего, постулируется, что между войной и миром нет больше четкой грани. Поэтому новая преэмптивная стратегия будет реализовываться не только в ходе традиционных военных конфликтов, а рамках жестких противоборств. Американцы вообще все чаще уходят от слова «война», заменяя его такими терминами, как «конфликт», «противоборство», «противостояние» и т.п. Фактически речь идет о том, что появляется новое состояние — «мировойна» или «войномир», уже достаточное для осуществления упреждающих действий по устранению потенциальных, возможных в будущем угроз.
При этом интенсивность конфликтов, его участники, поля боя и сферы противоборств являются переменными величинами. Как написал начальник штаба Армии США, генерал Р. Одиерно, представляя концепцию «Победа в сложном мире. 2020-2040»: «Нам предстоит участвовать в войнах, для которых сложно определить момент начала и завершения, где будет меняться все, за исключением необходимости упреждающего устранения возможных угроз национальной безопасности Америки и ее гражданам».
Сегодня в рамках нового подхода американские вооруженные силы должны быть готовы к военным действиям на пяти театрах: на суше, на море, в воздухе, в космосе и киберпространстве. При этом поставлена задача обеспечить скорейшее развертывание американских сил, их тыловых подразделений и структур логистики, чтобы быть в состоянии опережающим образом устранить источники, обстоятельства и субъекты возможных угроз в любой точке мира.
Однако главным является даже не это. Гораздо важнее другое. В рамках новой редакции, а по сути, кардинально переработанной концепции упреждающих действий, они должны и могут вестись в семи сферах, каждая из которых, по сути, является сферой войны, конфликта или жесткого противоборства. Это теперь становится практически одним и тем же. К этим семи сферам относятся: сфера традиционных военных действий, дипломатия, активные внутриполитические операции против стран — источников вероятной потенциальной угрозы, информационная, финансово-экономическая и технологическая сферы, и, наконец, целенаправленные воздействия на поведение больших групп населения и элитных структур стран — потенциальных источников вероятных угроз.
Инструментарий для эффективной реализации упреждающих ударов в семи сферах и на пяти полях боя разрабатывается в условиях непростой финансово-экономической ситуации в американской экономике и хронического дефицита государственного бюджета США. Нельзя также не учитывать, что последние несколько лет бюджет Пентагона не увеличивается, а даже несколько сокращается, хотя с учетом проведения военных расходов бюджета США по линии других ведомств, например, Минэнерго, это сокращение носит скорее номинальный, а не реальный характер.
С тем, чтобы обеспечить повышение эффективности военных расходов и создать в их рамках инструментарий и технологии, позволяющие на практике реализовать новую упреждающую стратегию, выдвинута Третья инициатива оборонных инвестиций и инноваций.
Главным ее содержанием является комплекс мер, направленный на стирание границ между оборонным и гражданским секторами экономики, нацеливание всех исследовательских, инновационных, производственных, информационных и промышленных ресурсов страны, вне зависимости от сферы деятельности, вида собственности или принципов финансирования, на обеспечение разработки технологий, инструментов и решений, требующихся для практической реализации стратегии упреждающих действий.
В этих условиях важно оперативно, досконально и без иллюзий изучить опыт американцев и их союзников по разработке инструментария упреждающей стратегии, оценить предпринимаемые ими усилия и найти на них своевременный, асимметричный и действенный ответ. Потенциал, возможности и ресурсы для этого в России имеются. Главное же, у страны и ее народа имеется опыт осуществления прорывов, которых никто от них не ожидал.
Информация