Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф»

57
Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф»


Солнце сквозь листья и туман. Странные звуки и шорохи. Мягкие шаги партизан по устланной мхом земле. И громовой раскат над зеленью джунглей! Вниз по склону холма, прямо над кронами, пронеслись 16 серебристых молний. Эскадра "Тандерчифов" следовала привычным курсом на Ханой...

Один из самых мощных и совершенных самолетов своего времени, родоначальник класса маневренных тактических бомбардировщиков, способных постоять за себя в воздушном бою.

"Шило с ядерной начинкой", оснащенное прицельно-навигационным комплексом для скоростных маловысотных прорывов сквозь систему ПВО противника.

Самый крупный однодвигательный боевой самолет в истории авиации (по массе его превзошел лишь F-35, по габаритным размерам — никто).

Главная ударная сила ВВС США в войне во Вьетнаме.

Имя этому чуду — Republic F-105 Thunderchief ("громовержец") или попросту, "Громила" ("Тад").



Уникальную машину построил наш бывший соотечественник, авиаконструктор Александр Картвели (Картвелишвили). Вместе с другим русским эмигрантом, Александром Северским, — он основал фирму "Рипаблик Авиэйшен" и создал такие шедевры как тяжелый истребитель сопровождения P-47 "Тандерболт", главный "разрушитель" Корейской войны F-84 "Тандерджет", его версия со стреловидным крылом F-84F "Тандерстрик", разведчик RF-84F "Тандерфлэш" и истребитель-бомбардировщик F-105 "Тандерчиф". Последним творением фирмы Картвели стал противотанковый штурмовик А-10 "Тандерболт II".

Картвели строил своих монстров по единому принципу: выбирал самый могучий и тяговитый из существующих двигателей, присоединял крыло и "фаршировал" получившуюся платформу самым высокотехнологичным (на тот момент) оборудованием. В результате рождались очень крупные, необычные машины, хорошо приспособленные для ударных миссий и рейдов вглубь территории противника.

Исследования по проекту №63 (будущий "Тандерчиф") фирма "Рипаблик" вела в инициативном порядке, без каких-либо конкурсов и заявок со стороны ВВС. Еще за 10 лет до громкого инцидента с мистером Пауэрсом (уничтожение U-2 над Свердловском) Картвели осознал, что полеты на больших высотах — верная и неминуемая гибель. Быстрая эволюция средств ПВО и развитие радиолокации не оставляли иного выбора. Спасение — на малых и предельно малых высотах, куда не могли дотянутся лучи радаров. Концепция нового бомбардировщика предполагала отказ от идеи медлительных "летающих крепостей". Новый ударник должен был обладать всеми повадками истребителя и, при необходимости, быть готовым самостоятельно вступить в маневренный воздушный бой.

Хищный продолговатый силуэт. Выдающиеся вперед "зубья" воздухозаборников. Макс. взлетная масса 23,8 тонны. Макс. скорость 2,08 М. 1 двигатель. 1 пилот.

Прицельно-навигационный комплекс NASARR R-14A в составе сантиметрового радиолокатора AN/AGC-19 для обнаружения радиолокационно-контрастных наземных целей (автодорог, извилин рек, строений, мостов) и коррекции доплеровской навигационной системы. Кроме этого, станция могла определять наклонную дальность до цели, сигнализировать о препятствиях по курсу при полетах на малой высоте и осуществлять прицеливание в воздушном бою. Также в состав авионики "Тада" входил бомбардировочный прицел-вычислитель AN/ASG-19 Thunderstick, связанный с навигационным автоматом, обеспечивающий автоматическое бомбометание вслепую с горизонтального полета, с кабрирования и «через плечо».

Вооружение: шестиствольная пушка "Вулкан" с боезапасом 1028 снарядов. Внутренний бомбоотсек длиной 4,5 метра и 5 внешних узлов подвески. Боевая нагрузка 6,7 тонны. Боевой радиус с термоядерной бомбой Mk.28 и тремя ПТБ — 1252 км. В конвенционном варианте: с 16-ю 750-фунт. бомбами общего назначения и топливным баком в бомбоотсеке боевой радиус "Тада" достигал 500 км. Имелась система дозаправки в полете.

Александру Картвели было чем гордиться.

Полет первого прототипа YF-105A состоялся в 1955 году. Серийное производство началось в 1958 г. и продолжалось 6 лет, пока "Тандерчиф" не сменил более универсальный "Фантом". 833 построенных истребителя-бомбардировщика трех основных модификаций (F-105B, F-105D и F-105F) и две программы модернизации (EF-105F и F-105G).

К началу 60-х гг. истребители-бомбардировщики (носители ЯО) были развернуты на авиабазах в Зап. Европе, Сев. Африке и на Дальнем Востоке, готовые в любой момент стать основной силой для нападения на СССР. Но настоящим "часом истины" для "Тадов" стала война во Вьетнаме. Именно скромные герои F-105, а не излишне популярные "Фантомы" и Б-52, были главной ударной силой в первые годы войны (75% всех ударных миссий). Отличились они и позже, когда на смену им уже шли их преемники — "Фантомы" и бомбардировщики нового поколения F-111.

Они летали больше всех, им доверяли самые опасные миссии и атаку наиболее защищенных объектов. Главная нефтебаза в пригороде Ханоя, металлургический завод в Тайнгуене, ж/д мост через Красную реку на границе с Китаем, аэродром Катби, где проводилась сборка доставленных из СССР вертолетов, главное "логово МиГов" — авиабаза Фукйен... Мощные бомбовые удары так и не смогли сломить Северный Вьетнам. Янки напоролись на бешенное сопротивление: в районе Ханоя была построена беспрецедентная по плотности система ПВО за всю историю мировых войн: свыше 7000 зенитных орудий калибром свыше 37 мм, зенитно-ракетные комплексы (за годы войны Сев. Вьетнам получил 60 дивизионов ЗРК С-75 и к ним 7500 зенитных ракет), истребители МиГ.


"Тандерчиф" словил зенитную ракету


Потери янки оказались чудовищны — по официальным данным, янки потеряли во Вьетнаме 382 "Тандерчифа" (по др. данным, 395) — практически половину построенных истребителей-бомбардировщиков данного типа. Из них 17 были сбиты зенитными ракетами, 11 — истребителями МиГ, остальные потери — от огня ствольной зенитной артиллерии. В свою очередь, "Тады" выполнили порядка 20 000 боевых вылетов над Вьетнамом; по данным ВВС США, им было засчитано 27,5 воздушных побед.


МиГ-17 попал под очередь из шестиствольной пушки "Тада", воздушный бой 3 июня 1967 г.


Тяжелейшие потери не были результатом каких-либо просчетов в конструкции "Тандерчифа". Скорее, наоборот, F-105 обладал поразительной живучестью для однодвигательного самолета. Известен случай возвращения "Тада" с 87 пробоинами в плоскостях и фюзеляже — несмотря на ранение в руку и ногу, летчик сумел дозаправить поврежденную машину от воздушного танкера КС-135 и долететь до базы в Таиланде. В другой раз на базу вернулась машина с разбитой хвостовой частью — результат ошибочного наведения УР "Сперроу", выпущенной своим же истребителем "Фантом". Известен эпизод с разрывом 85 мм зенитного снаряда внутри плоскости крыла — несмотря на обширные повреждения силового набора, "Тад" сумел пролететь еще 500 миль.

Летчики и тех. персонал авиабаз отмечали такие проблемы, как непривычно высокий уровень шума, высокую посадочную скорость, сложности с обслуживанием многочисленной и еще "сырой" радиоэлектроники (трудозатраты на первых порах — до 150 часов на один час полета!), а также возможный помпаж двигателя, вызванный стрельбой из скорострельной пушки.


БРЭО "Тандерчифа"

Но фактически серьезных недостатков было два. Уже первые боевые вылеты показали, что слабым местом "Тандерчифа" является недостаточный запас топлива. При проведении глубоких рейдов на Север, увешанным бомбами F-105 требовалось не менее двух дозаправок в полете: по одной в каждую из сторон маршрута. В противном случае ограничение по топливу не позволяло энергично использовать форсаж и вступать в воздушные бои. Бомбардировщик с поврежденной топливной системой не имел шансов вернуться на базу.

Вторая проблема была связана с отсутствием резервной механической системы управления. Инженеры "Рипаблик" посчитали, достаточным продублировать гидравлику самолета, но реальная война доказала обратное: в определенных случаях, шальной снаряд мог вывести из строя обе гидросистемы — РУС уходила до упора на пилота и неуправляемый бомбардировщик оправлялся в свое последнее пике. По результатам многочисленных жалоб ВВС, было найдено компромиссное решение: аварийная механическая система, позволявшая заблокировать рули в нейтральном положении и управлять самолетом только с помощью триммеров.


"Супер Сейбр" наводит на цель пару F-105


С эскалацией конфликта в Юго-Восточной Азии "Тандерчифам" пришлось взять на себя еще более сложную и опасную работу — "Дикие ласки"! Специальные команды, чьей основной задачей было подавления систем ПВО, в первую очередь позиций зенитных ракетных комплексов.

Поначалу действовали предельно нагло и просто. Не имея средств заблаговременного обнаружения позиций ЗРК, "Тады" летели в район предполагаемого нахождения противника, готовые в любой момент увернуться от выпущенных по ним ракет. В то время как отвлекающее звено совершало энергичные маневры, ударное звено контратаковало позицию ЗРК огнем из бортовых пушек (4000-6000 выстр./мин.), обычными кассетными бомбами и ракетами с радиокомандным наведением.

Следующим логичным шагом было совмещение функций обеих самолетов в одном — специальная двухместная модификация F-105F "Комбат Мартин", охотник за радарами на базе учебно-боевого самолета. В состав бортового оборудования была включена аппаратура для пеленгации источников радиоизлучения и постановки активных помех в каналах связи между КП и пилотами вьетнамских МиГов. Основным вооружением стали противорадиолокационные ракеты AGM-45 "Шрайк" и тяжелые AGM-78 Standard ARM (модификация корабельной зенитной ракеты Standard с новой ГСН, наводящейся на сигналы РЛС).

С 1970-го года в войну в Индокитае вступили еще более совершенные машины — F-105G (Дикие ласки III). Увы, несмотря на всю свою мощь и тех. совершенство, новые "Тандерчифы" не смогли решить задачу по нейтрализации вьетнамской ПВО. Охотники все чаще становились жертвами. Известен боевой эпизод (лето 1973-го) когда один из "Тадов" был сбит зенитной ракетой С-75 в 150 км южнее Ханоя. В операции по спасению пилотов янки пришлось задействовать 75 самолетов и вертолетов.

Последние боевые вылеты F-105G состоялись в октябре 1974 года. Больше самолеты этого типа ни в каких боевых действиях участия не принимали. На экспорт не поставлялись. Устаревающие "Тандерчифы" постепенно выводились в резерв или передавались в эскадрильи авиации Национальной гвардии.

Последний раз "Громовержец" поднимался в небо в январе 1984 года.

К настоящему времени не сохранилось ни одного летающего экземпляра F-105, в то же время, эти стильные самолеты из 60-х входят в экспозиции многих авиационных музеев.

Отношение к любому образцу техники лучше всего характеризуют прозвища. Самолет F-105 имел огромное количество прозвищ, отражающих весьма неоднозначное отношение летчиков к этому летательному аппарату: от откровенно непечатных, через малопочтенное «Хог» («Hog» — свинья, боров) до нейтрально-ласкательного «Тад». Прозвище «свинцовые санки» («Lead Sled») отражало «впечатляющие» взлетно-посадочные характеристики аэроплана. Авторитетные пилоты брались утверждать, что если по экватору построить ВПП, то ее длины для взлета-посадки самолета F-105 может не хватить. Но через десять лет после принятия на вооружение, в 1969 г., у самолета осталось одно прозвище — «Тад», личный состав оценил машину, а у пилотов в ходу появилась новая поговорка: «Попробовав «Тад», вы не захотите летать ни на чем другом».



Кабина F-105D






По материалам журнала "Авиация и космонавтика", №7,8 за 2005 г.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    15 декабря 2014 07:56
    Вкупе с написанным текстом и историей, чуть подправим заголовок -
    "Гром в небе Вьетнама: истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф» словил ракету".
    1. Первуша Исаев
      +8
      15 декабря 2014 08:03
      слабым местом "Тандерчифа" является недостаточный запас топлива.


      тандерчиф из за недостатка топлива горел конечно хуже других ,но тоже ничего-красиво...
      1. +5
        15 декабря 2014 12:35
        Капцов достаточно объективно и подробно рассказал об F-105!Единственное что меня смутило, что недостаточно много рассказано о воздушных боях МиГ-17 с F-105.
        1. +10
          15 декабря 2014 14:44
          F-105 был неплохим истребителем-бомбардировщиком, более современным чем Миг 17, более быстрым, мог нести очень большое количество ракет.
          Но вьетнамцы их сбивали довольно часто в том числе и на миг 15/17 38 побед против 27 поражений, счёт явно в пользу стареньких мигов :)

          Поскольку американские истребители имели преимущество в скорости и ракетном вооружении вьетнамские пилоты мигов навязывали им "собачью тактику" Либо караулили их на путях маршрутов, либо заманивали на живца в ловушку, после чего использовали преимущество мигов в ближнем бою (манёвренность и пушечное вооружение).
          1. +6
            15 декабря 2014 17:25
            Цитата: ВВП
            Но вьетнамцы их сбивали довольно часто в том числе и на миг 15/17 38 побед против 27 поражений, счёт явно в пользу стареньких мигов :)


            Падающий и горящий F-105 американских карателей очень красиво смотрится! am
    2. +7
      15 декабря 2014 09:06

      Солнце сквозь листья и туман. Странные звуки и шорохи. Мягкие шаги партизан по устланной мхом земле. И громовой раскат над зеленью джунглей! Вниз по склону холма, прямо над кронами, пронеслись 16 серебристых молний. Эскадра "Тандерчифов" следовала привычным курсом на Ханой...
      жаль короткий рассказ-читал бы дальше ! yes
    3. 0
      15 декабря 2014 20:04
      На благо америкосов опять наши работают.
  2. +2
    15 декабря 2014 08:06
    Наши МиГи лучшие в мире!
    1. +7
      15 декабря 2014 09:06
      Цитата: karal
      Наши МиГи лучшие в мире!

      наши тоже...
    2. +14
      15 декабря 2014 12:20
      Наши МиГи лучшие в мире!


      Перестаньте уже. Машина- классический пример "рабочей лошади"
      Не забывайте, это середина 50-х, переход на сверхзвук, локаторы, гидроусилители и многое другое. У нас МиГ-19, Су-7 и куча вопросов по типу крыла , компоновке... Задача была- прорыв ПВО на малой высоте и ядерная бомба на борту на внутренней подвеске. В F-104 без погони за сверхцифрами увязана куча противоречивых параметров под решение этой задачи. Компоновка с заборниками по бокам - свободный нос под серьёзный локатор ( в Су-7 в носу заборник) . Большие по тем временам размеры? Так это определяется весом вооружения и требуемой дальностью- дальше растет вес двигателя для обеспечения тяговооруженности и планера для обеспечения оптимальной нагрузки на крыло. Машина вполне рационально и грамотно скомпонована, а если учесть , что толком никто не представлял, что действительно нужно в войне- то и удачно. Сравнивать надо не с МиГами , а с Су-7
      . И не скажу, что сравнение в нашу пользу во всём.
      1. +11
        15 декабря 2014 12:26
        Цитата: dauria
        И не скажу, что сравнение в нашу пользу во всём.

        По части БРЭО и бомбовой нагрузке Су-7Б он точно превосходил.
      2. +2
        15 декабря 2014 12:50
        Цитата: dauria
        Сравнивать надо не с МиГами , а с Су-7

        А почему с Су-7? Из за того ,что его задним числом записали в ИБ? Вообще ,становление у нас ИБ авиации весьма занимательное мероприятие вышло. Упразднили штурмовую авиацию (одна из версий череда побед КБ Ильюшина в конкурсах ,а военные не хотели монополии Ильюшина, после упразднения штурмовой авиации ,после упразднения ША , Ильюшин зарекся работать с военными).
        1. +8
          15 декабря 2014 16:05
          Машина для своего времени ПРОРЫВНАЯ,во первых ввиду того ,что в качестве"фактора прорыва"ПВО была принята не только скорость,как во всем остальном мире,но и полет на малых\предельномалых высотах.Во вторых была предпринята,вполне удачная попытка функционального соединения прицельной и навигационной систем в единый комплекс.Это обеспечило возможность такого прорыва в полуавтоматическом режиме.Сравнивать эту машину с ровесными советскими машинами смысла нет,не одна из них не имела бортовой РЛС,а значит могла наносить удар только по заранее разведанным координатам,т.к. визуальный поиск\опознование цели,на малых высотах и скоростям близких к М(и выше)практически не возможен.Полноценным отечественным аналогом можно считать только Су-30.Кстати формирование ИБА был вполне оправданный шаг(с точки зрения тактики)огромные потери китайских Ил-10м в кореи показали,что-"защищает не броня,но маневр"-.Другое дело,что сложность и дороговизна создания специализированных ударных машин,вынуждала решать вопрос,гарантированного поражения цели в условиях"высокоорганизованного района ПВО"по советски-количественным фактором и применеием атомных АСП.Используя при этом как можно более дешевые платформы,ввиду обоснованного ожидания значительных потерь.Однако уже к концу 60х такой подход военных не устраивал.Что касается воздушных боев МиГов с"Тэдами",то в подавляющем большинстве случаев последние были в более проигышном положении,двигаясь под"завязку"АСП,топливом,со строго определенной скоростью,в определенном строю.МиГи практически всегда действовали внезапно использовали тактику"бей-беги".Такое положение дел явилось следствием,в большей степени,тактических просчетов командования янкесов,чем ТТХ МиГов.
        2. 0
          23 марта 2015 12:19
          Хрущёв убил штурмовую авиацию, а Ельцин истребительно-бомбардировочную.
        3. 0
          23 марта 2015 12:19
          Хрущёв убил штурмовую авиацию, а Ельцин истребительно-бомбардировочную.
      3. +1
        16 декабря 2014 03:51
        Слова инженера) респект!
  3. +3
    15 декабря 2014 08:24
    Вот опять и тут наши постарались.
  4. +2
    15 декабря 2014 09:09
    Машины палачей. Дорога в ад им вместе с именами пилотов, а не в музеи.
    1. +10
      15 декабря 2014 09:19
      Тот еще был зверь - предыдущее творение Картвели, F-84 Thunderjet


      Подводя итоги использования самолетов THUNDERJET, американцы называли следующие цифры. Самолеты совершили 86 408 самолето-вылетов, сбросили 50 427 т бомб и 5560 т напалма, выпустили 5560 неуправляемых ракет. F-84 нанесли 10 673 удара по железнодорожным и 1366 по шоссейным дорогам. В ходе этих вылетов разрушено 200 807 зданий, уничтожено 2317 автомобилей, 167 танков, 4846 орудий, 259 паровозов, 3996 железнодорожных вагонов и 588 мостов. Летчики этих машин заявили об уничтожении 8 МиГ-15.

      В июне 1952 года в журнале "Арми Форс" по поводу F-84 написано: "Хотя самолеты F-84 THUNDERJET и составляют 40 процентов истребителей-бомбардировщиков, на их счет следует отнести 60 процентов всех разрушений". Если бы фирме Pepublic пришлось вновь давать название своему самолету, то скорее всего он получил бы имя "Разрушитель", которое он заработал в огненном небе Кореи.
  5. Крэнг
    0
    15 декабря 2014 09:26
    Самый крупный одноместный боевой самолет в истории авиации
    (по массе его превзошел лишь F-35, по габаритным размерам — никто).


    Это прикол да? Су-27 здоровее и больше. То же МиГ-25. То же Су-15.
    1. +6
      15 декабря 2014 09:32
      Цитата: Крэнг
      Самый крупный одноместный боевой самолет в истории авиации

      однодвигательный
  6. +1
    15 декабря 2014 09:54
    Устаревающие "Тандерчифы" постепенно выводились в резерв или передавались в эскадрильи авиации Национальной гвардии.

    "Хорошие" самолеты не устаревают. feel
    1. +9
      15 декабря 2014 11:02
      К настоящему времени не сохранилось ни одного летающего экземпляра F-105, в то же время, эти стильные самолеты из 60-х входят в экспозиции многих авиационных музеев.

      Как не странно не только в экспозицию музеев, эта линейка "Тадов" выстроилась на авиабазе Келли. Вид у них вполне ухоженный.
      1. -2
        15 декабря 2014 12:40
        Цитата: Bongo
        К настоящему времени не сохранилось ни одного летающего экземпляра F-105, в то же время, эти стильные самолеты из 60-х входят в экспозиции многих авиационных музеев.

        Как не странно не только в экспозицию музеев, эта линейка "Тадов" выстроилась на авиабазе Келли. Вид у них вполне ухоженный.


        На этой фото можно спутать с МиГ-21, если плохо присмотреться.
        1. +10
          15 декабря 2014 12:57
          Цитата: supertiger21
          На этой фото можно спутать с МиГ-21, если плохо присмотреться.

          Ну я бы не сказал, что они похожи what
          1. +8
            15 декабря 2014 14:52
            Цитата: Bongo
            Ну я бы не сказал, что они похожи

            Если так сверху смотреть то он больше похож на Як-28
            1. +7
              15 декабря 2014 15:03
              Цитата: saturn.mmm
              Если так сверху смотреть то он больше похож на Як-28

              Если только у Яка двигатели из под крыльев демонтировать. laughing
  7. Крэнг
    +8
    15 декабря 2014 10:00
    Парадокс но в условиях джунглей Вьетнама основополагающей оказалась все таки танковая война. Которую вьетконговцы благодаря нам уверенно выиграли. А авиация.... США понесли там настолько чудовищные потери в боевой авиации, что уже завопили было о конце эры пилотируемой авиации. Они самолетов и вертолетов потеряли больше чем вьетконговцы танков.
  8. -9
    15 декабря 2014 10:06
    Интересно,автор в курсе,что ЗРК С-75 как раз во Вьетнаме не было?А все ПВО было хоть и плотное,но древнее,как отходы мамонта.Причем по вполне понятной причине -пока вьетнамцы не определились,кто из старших братьев им ближе -СССР или Китай,их современной техникой не баловали.Кому охота,чтобы в том же С-75М или Шилке китайцы ковырялись
    1. Крэнг
      +9
      15 декабря 2014 10:09
      Цитата: sivuch
      Интересно,автор в курсе,что ЗРК С-75 как раз во Вьетнаме не было?

      ЗРК С-75 во Вьетнаме был.
    2. +1
      15 декабря 2014 10:11
      3PK C-75?? !
    3. +4
      15 декабря 2014 10:27
      Цитата: sivuch
      Интересно,автор в курсе,что ЗРК С-75 как раз во Вьетнаме не было?А все ПВО было хоть и плотное,но древнее,как отходы мамонта.Причем по вполне понятной причине -пока вьетнамцы не определились,кто из старших братьев им ближе -СССР или Китай,их современной техникой не баловали.Кому охота,чтобы в том же С-75М или Шилке китайцы ковырялись

      Вьетнамская война была триумфом С-75, посмотрите д/ф от "Крыльев России"
    4. +9
      15 декабря 2014 11:10
      Цитата: sivuch
      Интересно,автор в курсе,что ЗРК С-75 как раз во Вьетнаме не было?

      Обозначение С-75 обычно применяется ко всему семейству зенитных ракетных комплексов: СА-75, С-75, С-75М и др. Во Вьетнам первоначально поставлялся ЗРК СА-75М «ДВИНА».
      1. 0
        15 декабря 2014 11:40
        И потом тоже.До окончания Вьетнамской войны поставляли только СА-75,который совсем не С-75.Первые С-75М Волга -это только 1979 год
        Была же прекрасная справка в bmpd
        Поставки советских ЗРК ПВО страны за рубеж
        Можно сравнить с тем,что получали в это время арабы
        P.S.
        Может минусователь вылезет из кустов и объяснит свою точку зрения?
        1. +6
          15 декабря 2014 11:58
          Цитата: sivuch
          И потом тоже.До окончания Вьетнамской войны поставляли только СА-75,который совсем не С-75

          Это по сути две модификации одного комплекса, которые имеют очень много сходного. Из СА-75 "вырос" С-75, отличаются они в основном радиолокационными средствами, которые работали в разных частотных диапазонах 10-см и 6-см.

          С началом серийного производства в 1960 г. комплекса С-75 "Десна" производство комплексов СА-75 в СССР было постепенно свернуто, хотя ряд элементов этого комплекса еще много лет выпускался специально на экспорт.
          1. +1
            15 декабря 2014 12:42
            Вот именно.Для себя СА-75 перестали использовать еще в самом начале 60-х.
            А отличались не только длиной волны у СНР.Прежде всего -плмехозащищенностьюр:ежимы СДЦ и Подсвет+новая ракета,другой состав контейнеров.Интеграция с АСУ -в то время это были только АСУРКи.
            Вот собачьей будки,правда,не было
    5. +4
      15 декабря 2014 11:17
      Цитата: sivuch
      Интересно,автор в курсе,что ЗРК С-75 как раз во Вьетнаме не было?

      США с начала 1965 г. приступили к планомерным бомбардировкам ДРВ (Северного Вьетнама). Вскоре ДРВ посетила советская делегация во главе с А.Н. Косыгиным. Результатом визита стало начало крупномасштабных поставок в ДРВ вооружений, в том числе и ЗРК СА-75. К лету 1965 г. во Вьетнаме было развернуто два зенитных ракетных полка СА-75, укомплектованных советскими военными специалистами.
      1. +1
        16 декабря 2014 06:07
        С моим отцом в Харьковской академии (ВИРТА) учился офицер с орденом "Боевого Красного Знамени", который имел на счету несколько сбитых бомбардировщиков, в том числе и Б-52. Начальником академии был маршал артиллерии Бажанов. Я читал где-то, что въетнамцы умудрились доработанным 75-м комплексом попасть по авианосцу, только ракета оказалась не доработанной по надводным целям и не взорвалась, но и этого хватило, за достоверность не ручаюсь.
    6. +3
      15 декабря 2014 12:36
      Цитата: sivuch
      Интересно,автор в курсе,что ЗРК С-75 как раз во Вьетнаме не было?

      Вы придираетесь к аббревиатуре...Семейство-75 на столько богатое было...
      1. +1
        15 декабря 2014 18:02
        Разница между СА-75 и С-75 никак не меньше,чем между С-300 и С-400
    7. +2
      15 декабря 2014 12:53
      Цитата: sivuch
      ЗРК С-75

      А что тогда Б-52 сбивало? неужто вьетнамские девчушки с винтовками?
      1. 0
        15 декабря 2014 14:05
        Я уже написал -комплексами СА-75.Между ними и С-75М,которые тогда состояли на воружении ПВО страны разница более чем существенная.Прежде всего -в помехозащищенности.Хотя Давыдов в своей истории НИИЭМИ утверждает,что дивизион Круг-А во Вьетнаме тоже был и даже имеет 1 или 2 победы на В-52.Разумеется,проверить это невозможно.
        P.S.
        Я правильно понимаю,что один из минусов -Ваш?
        1. 0
          18 декабря 2014 07:51
          Вы сначала делаете неконкретное замечание, потом начинаете гнать пургу, чтобы затушевать факт своей ошибки.
          Привожу ссылку под более внятный материал
          http://pvo.guns.ru/s75/s75.htm
          Содержание
          ЗРК СА-75 "Двина"
          ЗРК СА-75М "Двина" с ракетой В-750В
          ЗРК CA-75M "Двина-А"
          ЗРК CA-75M "Двина" и CA-75MК "Двина"
          ЗРК С-75 "Десна"
          ЗРК С-75М "Волхов"
          ЗРК С-75М "Волхов" с ракетой В-760
          ЗРК С-75Д
          ЗРК С-75М "Десна"
          ЗРК С-75М1 "Волхов"
          ЗРК С-75М2 "Волхов"
          ЗРК С-75МЗ "Волхов"
          ЗРК С-75М4 "Волхов"
          ЗРК С-75 "Волга"
          ЗРК С-75 "Волга-М"
          Ракеты комплексов типа С-75 с прямоточными двигателями
          Ракета В-751 (Летающая лаборатория КМ)
          Ракета В-757
          Ракета В-758
          Варианты ракет для комплексов типа С-75
          Комплексы типа С-75 в отечественной ПВО и за рубежом
          Зарубежные варианты комплексов типа С-75
          Боевое применение комплексов типа С-75
          Ракеты-мишени
    8. +2
      15 декабря 2014 13:44
      С-75 Вьетнамцы по началу лупили в молоко Американцы их да же прозвали белые столбы и так продолжалось пока наши специалистов не прислали.
      а то дороговатый фейерверк получался...
    9. 0
      17 декабря 2014 02:20
      Китайцы С-75 сбили U-2 в 2 раза больше, чем наши, между прочим.
    10. 0
      18 декабря 2014 07:46
      Совершенно иное положение сложилось во Вьетнаме в ходе боевых действий в 1965-1973 гг. После первой "репетиции", состоявшейся в ходе "Тонкинского кризиса" в августе 1964 г., США с начала 1965 г. приступили к планомерным бомбардировкам ДРВ (Северного Вьетнама). Вскоре ДРВ посетила советская делегация во главе с А.Н. Косыгиным. Результатом визита стало начало крупномасштабных поставок в ДРВ вооружений, в том числе и ЗРК СА-75. К лету 1965 г. во Вьетнаме было развернуто два зенитных ракетных полка СА-75, укомплектованных советскими военными специалистами.

      Источник: http://topwar.ru/33460-boevoe-primenenie-zenitnogo-raketnogo-kompleksa-s-75.html

      Итог: sivuch, а Вы в курсе, что Вы не в курсе?
    11. 0
      23 марта 2015 12:27
      А какие, если не С-75? Эти ракеты давно показывали в материалах кинохроники.
    12. 0
      23 марта 2015 12:27
      А какие, если не С-75? Эти ракеты давно показывали в материалах кинохроники.
  9. +5
    15 декабря 2014 10:07
    Отличная статья.
    Почерпнул много интересного. А прозвище - свинцовые санки, лиид-слэд (лиид-слид) - вообще убило.
    Не оказать в юморе пилотам "шила в заднице".
    Олег, ожидаю еще. Про Фантомы, например.
    1. +6
      15 декабря 2014 10:42
      Цитата: Игарр
      Олег, ожидаю еще. Про Фантомы, например

      Уже было, хоть и не Олег писал.
      Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II «Уходящая легенда»

      http://topwar.ru/28894-makdonnell-duglas-f-4-phantom-ii-uhodyaschaya-legenda.htm
      l
      1. +3
        15 декабря 2014 12:04
        Спасибо, гляну.
  10. +2
    15 декабря 2014 11:00
    наверное самый сбиваемый амеровский аэроплан. после Вьетнама его быстренько затолкали на чердак, что бы не напоминал о потерях.
    1. +3
      15 декабря 2014 12:47
      Цитата: паниковский
      наверное самый сбиваемый амеровский аэроплан. после Вьетнама его быстренько затолкали на чердак, что бы не напоминал о потерях.

      Не правы!Самым сбиваемым я-бы назвал как раз F-4 Фантом.Причём от его недостатков в воздушных боях с МиГ-21, американцы пришли к выводу о создании истребителей нового поколения, какими впоследствии стали тяжёлый F-15 и лёгкий F-16.
      1. 0
        23 марта 2015 13:10
        Слышал, что большие потери нёс А-4 Скайхок во всех войнах
      2. 0
        23 марта 2015 13:10
        Слышал, что большие потери нёс А-4 Скайхок во всех войнах
  11. +3
    15 декабря 2014 11:26
    Да ладно Вы - хороший самолет для своего времени, со своими достоинствами и недостатками, америкосов я тоже не люблю, но техника то тут причем? Железу вообще по барабану чьи либо симпатии-антипатии.
  12. +4
    15 декабря 2014 12:30
    Истребитель -бомбардировщик F-105 «Тандерчиф», созданный в начале 60-х годов, относится к машинам, прошедшим реальную проверку боем и зарекомендовавшим себя вполне соответствующим своему предназначению, эффективным, надежным и простым. Это настоящий «фронтовик» и «самолет-солдат», такой, как американские Ф-86 «Сейбр», А-4 «Скайхок», Ф-8 «Крусейдер», советские МиГ-15,17,21. По составу и возможностям бортового электронного оборудования, в тот период, он был самым современным и существенно превосходил стандартный истребитель-бомбардировщик Варшавского Договора СУ-7б. Поэтому «Тандерчиф» не поставлялся за границу, в отличие от Ф-5Е, Ф-100Д или Ф-104. Конечно, идеальных конструкторских решений не бывает. Самолет, рассчитанный на доставку со «сверхзвуком» ядерных бомб, оказался весьма уязвимым в условиях применения обычного вооружения по территории размером « с копейку» при полетах с дозвуковой скоростью на средних и малых высотах. Рост потерь требовал новых подходов к тактике боевого применения, составу и эффективности вооружения, БРЭО, элементов конструкции самолета. В любой войне всегда есть те или иные трофеи, детально изучавшиеся специалистами противоборствующих сторон. По мнению некоторых летчиков, именно после Вьетнама, истребители-бомбардировщики Сухого подверглись существенной модернизации, а ряд документов по их боевому применению были полностью пересмотрены.
    1. 0
      18 декабря 2014 07:54
      Песня! winked smile good Не просто внятно, а, вот, аж, чуть ли не напевно! Конкретно, внятно и с расстановкой! good
  13. +1
    15 декабря 2014 12:56
    Интересное "шило", а по поводу сбивания самолётов, 1 сбитый на 50 вылетов при условии как их использовали разве такой плохой результат? поправьте если не прав
    1. 0
      15 декабря 2014 18:00
      Надо сравнивать с аналогами,например А-6.Но для ударной машины все-таки очень желательно 2 двигателя,причем разнесенные и со всем комплексом мероприятий -противопожарной перегородкой,2 КСА и т.д.
  14. +4
    15 декабря 2014 13:09
    Красивая машина. И честно отработавшая своё. Хоть и вражеская.
  15. +6
    15 декабря 2014 13:49
    В первом бою с МиГами 4 апреля 1965 года было потеряно два "Тандерчифа". В американской историографии их принято считать первыми потерями от действий северовьетнамской авиации; в то же время во вьетнамских источниках первой победой национальных ВВС считается F-8, сбитый днём ранее (что не подтверждено американцами). В тот день были также сбиты 3 МиГ-17. Американцы не зафиксировали побед своих летчиков в воздушном бою 4 апреля, возможно все три погибших вьетнамских летчика стали жертвами точной стрельбы "дружественной" зенитной артиллерии.
    7 июля 1966 г пара вьетнамских МиГ-21 из 921-го истребительного авиаполка в районе горы Тамдао перехватила группу Thunderchief’ов. В первом заходе один F-105D сбил ракетой К-13 летчик Трань Нгок Ксиу.
    "Черным воскресеньем" окрестили пилоты ВВС США 7 августа 1966 года, в этот день с боевого задания не вернулось сразу пять Thunderchief’ов — наибольшее количество потерянных в течение одного дня самолетов данного типа за всю войну. Всего в 1966 г. ВВС США потеряли над Северным Вьетнамом 85 Thud’ов.
    С точки зрения боевой живучести Thunderchief имел скорее больше плюсов, чем минусов. Известен случай, когда летчик привел на базу самолет, в "теле" которого насчитали 87 дырок от поражающих элементов ракеты комплекса С-75. Уже на поврежденном самолете пилот дозаправился топливом от КС-135, сам летчик получил ранения левой руки и ноги. В другой раз 85-мм снаряд разорвался внутри крыла и просто вырвал силовой набор плоскости на протяжении метра. Летчик воистину "на честном слове и на одном крыле" пролетел более 500 миль, после чего совершил посадку на своей базе.
    Год 1967 выдался "урожайным" на воздушные бои с участием Thud’ов. Капитан Макс Бристил из 354-й эскадрильи 10 марта за один день сбил два Мига. 27 марта командир 355-й тактического истребительного авиакрыла полковник Роберт Скотт доложил о сбитом им МиГ-17.
    Вьетнамцы взяли реванш 19 апреля. Над Суойратом летчик МиГ-17 сбил один двухместный F-105F. Согласно вьетнамским данным в этот день в воздушном бою был сбит еще и F-105D.

    23 августа расчет вьетнамской РЛС обнаружил группу из 40 воздушных целей, державшую курс из Лаоса в направлении Ханоя. На перехват подняли пару МиГ-21 и 4 МиГ-17. МиГи-17 отвлекали внимание пилотов американских самолетов, давая возможность МиГ-21 беспрепятственно нанести ракетный удар. Летчики МиГов в полной мере использовали фактор внезапности: сели на хвост замыкавшей группу паре Thunderchief’ов незамеченными — американцы форсаж не включали и сбили два F-105, в свою очередь пилоты МиГ-21 сбили два "Фантома". Вьетнамцы потерь не имели.
    В августе 1966 года впервые согласно американской статистике соотношение потерь в воздушных боях впервые за войну изменилось в пользу противника — со счетом 3:2 "вели" вьетнамцы. Осенью положение стало еще более печальным: с 1 сентября по 15 октября МиГи сбили четыре американских самолета, американцы — один МиГ.
    25 октября Нгуен Хаа Тао на МиГ-17 сбил очередной F-105D (американские данные победу не подтверждают).
    1. +3
      15 декабря 2014 14:01
      8 ноября 1967 года РЛС обнаружила приближение к Ханою со стороны Таиланда большой группы F-105, летевших в сопровождении Phantom’ов. На перехват была поднята пара МиГ-21. МиГи атаковали ударную группу. Два F-4 пытались атаку сорвать. Один Phantom получил ракету К-13, другому пришлось спешно залезать в облако дабы сорвать захват головки самонаведения ракеты. Вьетнамец подловил Phantom на выходе из облака и всадил таки в него вторую и последнюю ракету. Вьетнамцы не смогли атаковать Thunderchief’ы, тем не менее поставленную задачу летчики МиГов выполнили на все 100%. Зрелище двух взорвавшихся Phantom’ов подействовало на нервы командира ударной группы, который приказал облегчить Thunderchief’ы на величину полезной бомбовой нагрузки — "нагрузка" посыпалась в джунгли, а не на заранее определенную цель.

      До Thunderchief’ов пилоты МиГов добрались 12 декабря 1967 года, летчик МиГ-21 сбил один F-105D.

      По американским данным в 1967 г. 17 Thunderchief’ов стали жертвами вьетнамских зенитчиков, еще 11 F-105 было потеряно в воздушных боях в МиГами.
      С осени 1968 г. пальма первенства по количеству боевых вылетов стала переходить от Thunderchief’ов к Phantom’ам. Две эскадрильи 388-го крыла пересели на истребители-бомбардировщики F-4. Через год, в октябре 1969 г., на театре военных действий осталась единственная эскадрилья (44-я, которую передали из 388-го авиакрыла в 355-е), оснащенная самолетами F-105 в варианте "классического" истребителя-бомбардировщика. Последний боевой вылет F-105D состоялся в феврале 1971 г. Всего за годы войны во Вьетнаме ВВС США потеряли 397 истребителей-бомбардировщиков F-105 Thunderchief, что составляет пятую часть от всех потерь US Air Force.
      http://aviation.gb7.ru/F-105.htm

  16. +4
    15 декабря 2014 14:32
    Цитата: supertiger21
    Капцов достаточно объективно и подробно рассказал об F-105!Единственное что меня смутило, что недостаточно много рассказано о воздушных боях МиГ-17 с F-105.

    Поверьте, если бы американцы рвали МиГ-17 он бы рассказал.
  17. +2
    15 декабря 2014 19:18
    Цитата: паниковский
    наверное самый сбиваемый амеровский аэроплан. после Вьетнама его быстренько затолкали на чердак, что бы не напоминал о потерях.
    Американцев недолюбливаю,но у самолет у них получился.А ПОТЕРИ-они ожидаемые-это бомбардировщик,штурмовик.Всмомним наш ИЛ-2,великолепный самолет но потери-десятки тысяч.F-105 делали для ядерной войны но и в обычной себя показал. hiпс -статье +.
  18. +1
    15 декабря 2014 20:48
    Цитата: андрей юрьевич

    Солнце сквозь листья и туман. Странные звуки и шорохи. Мягкие шаги партизан по устланной мхом земле. И громовой раскат над зеленью джунглей! Вниз по склону холма, прямо над кронами, пронеслись 16 серебристых молний. Эскадра "Тандерчифов" следовала привычным курсом на Ханой...
    жаль короткий рассказ-читал бы дальше ! yes



    O воздушных боях в небе Северного Вьетнама читайте здесь (посты ##133, 139, 141) - http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=210&t=205742&start=120
  19. +5
    15 декабря 2014 23:18
    С эскалацией конфликта в Юго-Восточной Азии "Тандерчифам" пришлось взять на себя еще более сложную и опасную работу — "Дикие ласки"! Специальные команды, чьей основной задачей было подавления систем ПВО, в первую очередь позиций зенитных ракетных комплексов.

    Не помню уже точно автора, читал как-то лет пять назад мемуары янки, летавшего на "Тадах": там как раз действиям "ласок" посвящалась добрая треть с подробным разбором наработанного опыта и анализом понесенных потерь. Представляю, что испытывал и чувствовал пилот ведущей машины ("охотника"), когда "танцевал" в небе, вызывая огонь на себя и давая тем самым возможность напарникам ("убийцам") накрыть "вскрытые" позиции ЗАК и ЗРК. Железные парни были, надо признать, хоть и враги. К тому же эскадрильи "ласок", работавшие в основном свободнопадающими бомбами и позже "Шрайками", не только удачными вылетами, но и даже ценой потерь помогли наработать практику для уже более высокотехнологичных F-4G предпочитавших действовать уже управляемыми ракетами HARM с условно безопасного расстояния. Вообще, для своего времени машина впечатляющая.
    С ув. hi
    P.S.
    Олегу, как всегда, уважуха. Люблю, знаете ли, почитывать после трудового дня качественные технотриллеры (это я о вступлении, да).
  20. 677
    0
    16 декабря 2014 17:48
    довольно необычные у F-105 ВЗУ.Интересно,как они работали при скольжении самолёта и как обстояли дела с помпажом,нету ли где-нибудь на этот счёт сведений.