Из Аляски в Москву на раритетных самолётах

31
Началась подготовка к перелёту из США, через Аляску в Москву целой эскадры американских самолётов, которые Советский Союз во время Второй Мировой получал по ленд-лизу, сообщает Российская газета.

Из Аляски в Москву на раритетных самолётах
Александр Покрышкин, его однополчане и американская «Airacobra»


Инициатором экспедиции стало Российское авиационное общество, подписавшее с американским фондом полётов «BRAVO 369 Flight Foundation» меморандум о совместном проекте «Аляска-Сибирь 2015». Оргкомитет возглавил лётчик-космонавт Алексей Леонов.

«Самолёты, предоставлявшиеся СССР по ленд-лизу, доставлялись в нашу страну морским путем на транспортных судах и своим ходом, в том числе по трассе Грейт-Фолс (штат Монтана) – Фэрбанкс (Аляска) - Красноярск (Сибирь). Они пролетали над территорией США около 5000 км. Над территорией СССР только до Красноярска – 6400 км. А дальше разлетались по фронтовым местам назначения. В общей сложности американские машины, прежде чем вступить в состав советских ВВС, пролетали около 14000 км», – пишет газета.

Всего по этому маршруту было доставлено 7926 самолётов, которые внесли немалый вклад в общую победу над фашизмом.

На одном из них – Bell P-39 «Airacobra» – летал знаменитый советский ас Александр Покрышкин. На нём он сбил (1943-го по 1945 г.) 48 вражеских машин, доведя число своих побед до 59-ти.

В Советский Союз поставлялись разные самолёты – истребители, бомбардировщики, разведчики, транспортники и пассажирские. К сожалению, ни один из них не сохранился. Американцы же сохранили историческую технику и постоянно поддерживают её работоспособность. То, что не удалось сберечь, заменили точными копиями – так называемыми репликами.

До некоторых пор россияне не могли видеть самолёты, воевавшие во Вторую Мировую, если не попадали, конечно, на западные авиашоу. Но несколько лет назад ситуация изменилась. На аэродром в Жуковском для участия в авиасалонах и больших праздниках стали прилетать раритетные машины из-за рубежа.

Вот и в следующем году, предположительно в мае, в Жуковский, преодолев тысячи километров, прибудет авиагруппа из США. Её прилёт ожидается в канун открытия Международного салона «МАКС-2015». Боевые машины далёкой войны станут полноправными участниками авиашоу. Предполагается, что часть из них останется в России.

Презентация проекта «Аляска-Сибирь 2015» состоялась несколько дней назад в музее Вооружённых сил РФ.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    15 декабря 2014 14:16
    Радостнее бы звучало: "Из Аляскинского края в Москву..."!!!
    1. +5
      15 декабря 2014 14:18
      Очень хорошая идея, посвящённая 60-летию Победы.
      1. +3
        15 декабря 2014 14:23
        Извините Петр, поправлю Вас, к 70 летию Победы.
        1. -1
          15 декабря 2014 14:29
          Лучше так: "Перелет из Аляски в Москву в честь первой годовщины Победы над сша!".
        2. +2
          15 декабря 2014 15:21
          Прошу прощения за очепятку.
      2. +13
        15 декабря 2014 14:29
        А знаете, Аэрокобра P-39 в Америке считалась неудачным самолетом "не оставившем заметного следа в истории". Удивительный пример того , как театр военных действий может повлиять на судьбу машины. Сняли турбокомпрессор- и машина стала " ненужной " на западном фронте, где надо было летать высоко, сопровождая бомберы. А у нас отлично прижилась и пользовалась заслуженным уважением. Кстати , " в живую " видел Голубева, ведомого Покрышкина, уже пожилого тогда полковника. Сцуки, гниды украинские, у вас же в Киеве такие люди жили. Всё позабывали, тварюги
        1. +2
          15 декабря 2014 14:54
          Цитата: dauria
          А знаете, Аэрокобра P-39 в Америке считалась неудачным самолетом "не оставившем заметного следа в истории". Удивительный пример того , как театр военных действий может повлиять на судьбу машины. Сняли турбокомпрессор- и машина стала " ненужной " на западном фронте, где надо было летать высоко, сопровождая бомберы. А у нас отлично прижилась и пользовалась заслуженным уважением. Кстати , " в живую " видел Голубева, ведомого Покрышкина, уже пожилого тогда полковника. Сцуки, гниды украинские, у вас же в Киеве такие люди жили. Всё позабывали, тварюги

          Так что Вы на украинцев, там же окупанты бандеп гитлеровцы
        2. 0
          15 декабря 2014 15:39
          Цитата: dauria
          А знаете, Аэрокобра P-39 в Америке считалась неудачным самолетом "не оставившем заметного следа в истории". Удивительный пример того , как театр военных действий может повлиять на судьбу машины. Сняли турбокомпрессор- и машина стала " ненужной " на западном фронте, где надо было летать высоко, сопровождая бомберы.

          Она и на ТО особо не котировалась - для того ТВД она была слишком маломанёвренной. А "бум-зумить" без турбокомпрессора тоже было невозможно. Основными недостатками "Кобры" на ТО ТВД считались:
          отсутствие бронезащиты двигателя жидкостного охлаждения, выбивание масла из механизма изменения шага лопастей воздушного винта, выбитое масло забрызгивает лобовое стекло фонаря кабины, частые отказы вооружения, не достаточно прочная конструкция шасси, устаревшее радиооборудование, небольшая дальность полета, неудовлетворительные летные характеристики выше 18 000 футов.

          Парадокс, но в боях против манёвренных японских самолётов даже тяжёлые "лайтнинги" американцам нравились больше.
          1. 0
            15 декабря 2014 18:45
            Цитата: Alexey RA
            Основными недостатками "Кобры" на ТО ТВД считались:

            Добавлю,что "Кобра" легко входила в штопор и не просто выходила из него.А так же иногда на виражах ломался киль.Кроме того вал проходящий между ног мог причинять жуткие увечья,если летчик шёл на вынужденную.Не высокая скорость и скороподъёмность,следствие довольно слабого двигателя «Эллисон V-1710-39» (1090 л. с.), также не в её пользу.Но мощное вооружение,прекрасный обзор и комфорт не оставлял наших лётчиков равнодушными.Летать на "Кобрах" считалось удачей.Манёвр у неё был прекрасный,но требовал точности и кординации.
            1. 0
              16 декабря 2014 15:21
              И все таки нужно отдать должное инженерам компании "Белл", они старались оперативно устранять все замечания и вносить все необходимые изменения, которые формировались в у нас в ЛИИ, по результатам проводившихся испытаний.
    2. Комментарий был удален.
  2. +6
    15 декабря 2014 14:17
    Да, было бы замечательно. К сожалению многие, особенно подрастающее поколение, стали относиться в Великой Отечественной как к чему-то давно прошедшему, а потому не стоящему внимания. Надеюсь, что этот перелет даст импульс к интересу о истории страны, которая несмотря ни на что сломала хребет фашизму.
  3. +3
    15 декабря 2014 14:18
    осталось танкопробег до Берлина устроить feel
    1. 0
      15 декабря 2014 14:20
      в Берлине нет смысла останавливаться
      1. +3
        15 декабря 2014 15:17
        Молодцы ребята, что решили организовать такой перелёт.
        1. Виктор Кудинов
          0
          15 декабря 2014 16:56
          Иногда надо вспоминать старую дружбу, когда между американским и советским народами не было вражды, и они были настоящими союзниками. Этот перелет сегодня очень кстати - фашизм возрождается, и встает принципиальный вопрос: америка с нами или с фашистами? hi
  4. +3
    15 декабря 2014 14:19
    Вот чего у них не отнять - так это умение сберегать следы прошлого. У нас не в каждом крупном городе можно показать мальчишкам нашу технику времен войны. Только отдельные единицы. А ведь это и есть реальное патриотическое воспитание.
  5. +3
    15 декабря 2014 14:20
    деды летали. Посмотрим, как внуки справятся.
  6. +3
    15 декабря 2014 14:21
    Праздновать победу нужно, но по моему перелет с пиндо...ми сейчас не ко времени!
  7. +2
    15 декабря 2014 14:26
    Александр Иванович Покрышкин мой земляк. Чем очень горжусь.
    Легендарная личность! Сейчас новостью идет о СУ - 34 которые в Новосибирске делают. Видели бы вы как они над городом летают! Красота! Еще бы побольше летчиков таких как Александр Иванович.
    Тогда на Су - 34 не страшно и Москва - Аляска - Вашингтон.
  8. пиши-читай
    +2
    15 декабря 2014 14:48
    Целиком поддерживаю этот почин. Хотят или не хотят верхи Штатов наращиванию контактов между нашими странами, но простые люди и уважаемые ветераны Второй мировой всё равно будут сближаться. И никакие санкции этому помешать не в силах. Вечная ВАМ слава!
  9. ТЕХНАРЬ
    +7
    15 декабря 2014 14:52
    Наконец-то КЛАССНАЯ новость!!!Шикарно!Будем ждать.В Красноярске на дозаправку сядут.Авось поймаю!Ребят!Политики воюют,а простые люди на такое решились!Это-ли не дело! good
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    15 декабря 2014 15:00
    Американцы же сохранили историческую технику и постоянно поддерживают её работоспособность

    Давно это было, года два назад. Лето, погода хороша, У реки, тем более здорово. Слышу - гудит. Не на русском гудит. Пока глазом нашёл, пока аппарат взял, отснял. В хвост. Это 4 амерских времён войны самолёта летели в Москву на выставку, посвящённую столетию российских ВВС. Впечатление было приятное.
  12. ТЕХНАРЬ
    +2
    15 декабря 2014 15:03
    Посмотреть хочу.Просто - МОЛОДЦЫ! good
    1. 0
      16 декабря 2014 15:27
      Наши Бомберы Норт-Американовские Б-25-е любили гораздо больше отечественных Ил'ов-4-х за то, что 25-е предоставляли просто таки роскошный комфорт в условиях полета (просторная хорошо остекленная, отапливаемая кабина), высокую надежность и отменную живучесть. А еще за легкость в управлении, возможность горизонтального полета с одним неработающим двигателем (без снижения, даже с нормальной бомбовой нагрузкой) и мощь оборонительного вооружения.
      hi

      ПиЭс: бывали случаи, когда Б-25 уделанный фрицами просто таки в дуршлаг, с отсутствующими листами обшивки на крыльях и почти померших моторах... но все таки привозили наши экипажи обратно на аэродром - домой.
  13. +3
    15 декабря 2014 15:05
    Как жаль, что в СССР не уделили внимание сохранению экземпляров самолетов-участников ВОВ в рабочем состоянии. В матрасленде их немало,в частных коллекциях, и они летают.
    1. +4
      15 декабря 2014 15:44
      Цитата: novobranets
      Как жаль, что в СССР не уделили внимание сохранению экземпляров самолетов-участников ВОВ в рабочем состоянии.

      ЕМНИП, когда в СССР решили поставить памятник Ил-2, то внезапно выяснилось, что из почти 36,5 тыс. выпущенных машин ни в ВВС, ни на заводах не сохранилось ни одной. Пришлось искать сбитые и восстанавливать.
      1. +1
        15 декабря 2014 15:57
        Но один из восстановленных даже заводился и катался. Его использовали в каком-то фильме про Ильюшина, название не помню.
        1. +3
          15 декабря 2014 17:09
          Цитата: novobranets
          Но один из восстановленных даже заводился и катался. Его использовали в каком-то фильме про Ильюшина, название не помню.

          Дык... 100% реставрация.
          Но, блин, почему мы всегда сами создаём себе трудности, чтобы потом их мужественно преодолевать!?
          1. +1
            15 декабря 2014 17:16
            Цитата: Alexey RA
            Дык... 100% реставрация.

            Ну да , реставрация, а не реплика, это то и ценно. Самолет долго пролежал в болоте под Ленинградом.
        2. +1
          15 декабря 2014 19:33
          Цитата: novobranets
          Но один из восстановленных даже заводился и катался. Его использовали в каком-то фильме про Ильюшина, название не помню.

          "Особо важное задание".
          ИЛ-2, установленный у меня в Самаре, был найден в Карелии. На Авиационном заводе его восстановили, нашли летчика, который воевал на данном экземпляре и в 1975 году, к 30-ти летию Победы, его установили на подстамент.
  14. ТЕХНАРЬ
    +3
    15 декабря 2014 16:01
    Слав! hi Может этот?Могу ошибаться.Новосибирск.
    1. +1
      15 декабря 2014 16:15
      Вспомнил,what " Особо важное задание". В гл. роли Матвеев. А этот много позже восстановили, представь, какую колоссальную работу люди сделали.
      1. ТЕХНАРЬ
        +1
        15 декабря 2014 16:28
        Респект мужикам!Стоят за нашу историю.Преклоняюсь. hi
  15. +2
    15 декабря 2014 16:09
    Эх! Ведь были и есть в Америке нормальные люди! Спасибо тем, кто были за помощь, и спасибо тем, кто есть за то, что не забыли с кем фашистов били! Прям почти стихи получились...
  16. +2
    15 декабря 2014 16:17
    Здорово. Интересно было бы посмотреть.

    Цитата: dauria
    стати , " в живую " видел Голубева, ведомого Покрышкина, уже пожилого тогда полковника.


    Читал его книгу (он потом стал писателем) "В паре с сотым" ("сотый" - позывной Покрышкина). Тогда было интересно, а на каком самолете летал Покрышкин. Во всей книге даже намека на ЭТО не было. Позднее уже узнал.
    1. +1
      15 декабря 2014 16:21
      Р-39 имеет очень оригинальную компоновку. У него двигатель стоит за кабиной. И дверки как в машине. fellow
    2. 0
      15 декабря 2014 19:37
      Цитата: mamont5
      Читал его книгу (он потом стал писателем) "В паре с сотым" ("сотый" - позывной Покрышкина). Тогда было интересно, а на каком самолете летал Покрышкин. Во всей книге даже намека на ЭТО не было. Позднее уже узнал.

      Читал книгу Константина Сухова "Эскадрилья ведет бой". Сухов летал в одной эскадрилье с Покрышкиным. В этой книге везде было упоминание, что 16 ГИАП летал на американском истребителе Аэрокобра и тайны из этого никто не делал.
  17. 0
    15 декабря 2014 17:48
    есть ещё адекватные люди в штатах
  18. 0
    15 декабря 2014 17:56
    В 1964 году в бухте Провидения играли на таком в войну.Всегда удивлялись двери и где девались боеприпасы.А было мне тогда 11 лет.
  19. -1
    15 декабря 2014 18:12
    Цитата: Drew
    в Берлине нет смысла останавливаться


    Ввиду отказа тормозов остановиться у Гиблартара и Ла-Манша.
    good
  20. ТЕХНАРЬ
    0
    15 декабря 2014 23:05
    В 1964 году в бухте Провидения Однако!Удивили.В 64-м меня в плане небыло.Но в 82-м я там побывал. hiБыло мне 14 лет.Дядька,мамин брат там каботажем ходил.