Авиабаза: ключ к победе

59

Если противник явится в большом числе, захвати первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе.
Сунь Цзы, "Искусство войны"


Начало военного конфликта определяет вопрос: есть ли поблизости авиабаза?

Если ответ "да", смело начинают войну. Если ответ другой, следуют подкуп и шантаж, проявление политической воли и блестящие инженерные решения. Ставки велики. Отсутствие поддержки с воздуха грозит потерей инициативы, резким увеличением потерь и недопустимым затягиванием конфликта. Ни одна из развитых держав не рискнет ввязываться в войну при отсутствии в регионе хорошего аэродрома. Суровая аксиома войны!

Итак, авиабазы поблизости нет. Как быть? Ответ: брать штурмом столичный аэропорт в той стране, где собрались воевать.

Классика жанра!

Начинаться может по-разному. В виде опоздавшей на свой рейс группы спортсменов с большими сумками (Прага-68). Или лобовой атакой "псковских головорезов", внезапно возникших из чрева приземлившегося Ил-76 (Баграм-79). Или рейдом наземной моторизованной колонны с задачей захвата и удержания важного объекта (бросок на Приштину-99).

Авиабаза: ключ к победе

Международный аэропорт Рузине, Чехословакия, 1968 год


Главная задача штурмовой группы — не допустить блокирования взлетно-посадочной полосы. Дальше идет по накатанному сценарию. Спецназ избивает опешивший персонал аэропорта, а в небе уже раскачиваются посадочные фары транспортных "Илов" с подмогой. Все рассчитано до минуты. Вторжение началось!

За последующие сутки в аэропорту Рузине приземлились 450 бортов с подразделениями 7 гв. воздушно-десантной дивизии.

События "Пражской весны".

Гениальный прием со столичным аэропортом позволяет в один миг парализовать противника, выбив инициативу из его рук и поставив того в смешное и удручающее положение. Прямо в сердце страны открывается "портал", через который хлещет лавина солдат и боевой техники. А скоро там появится и боевая авиация...

Ветер в окна задул, пыль подняв на беду. Это вам не Кабул, не восток и не юг. Здесь, в Шинданде — жара, хоть и север страны. И порой до утра слышен голос войны... Три километра первоклассной бетонки на высоте 1158 над уровнем моря. Наряду с Баграмом и Кандагаром Шинданд был ключевым опорным пунктом ОКСВА и крупнейшей авиабазой в западной части Афганистана. Туда на протяжении девяти лет нескончаемым потоком прибывали транспортные "Илы". Оттуда вылетали на задание "Грачи", там же базировались истребители-бомбардировщики и "вертушки".




Окрестности а/б Шинданд, наши дни


В декабре 1979 года, когда первые подразделения СА только начинали переправу через Амударью, в 200 км по другую сторону границы уже вовсю гремел бой. Подразделения ВДВ, не встречая организованного сопротивления со стороны афганцев, полностью блокировали аэродромы Баграм, Кабул, Шинданд и Джелалабад. Спустя три месяца с помощью вертолетного десанта был взят аэродром Кандагар на юге страны.

Система охраны авиабаз, расположенных посреди враждебных территорий, прямо в логове противника, заслуживает отдельной статьи. В окрестностях Шинданда было рассеяно с вертолетов свыше миллиона противопехотных мин. КПП, огневые точки, наземные и воздушные патрули, технические средства контроля периметра, что регистрировали изменения ёмкости электрического контура относительно Земли и приводили в действие взрывные устройства ("глаза шайтана"). Казалось, что прорваться извне на охраняемую территорию было нереально, однако стоянки регулярно подвергались минометным обстрелам. В другой раз душманы, подкупив охрану, проникали в афганский сектор авиабаз, где стояли самолеты ВВС ДРА. Тем не менее советским солдатам удалось предотвратить все крупные инциденты без тяжелых последствий. Все атаки были отбиты, работа авиабаз нарушена не была.

Несложно догадаться, как происходило вторжение в Афганистан в 2001 году и кто сейчас хозяйничает в Шинданде и Кандагаре.

Венгрия-56, Чехословакия-68, Афганистан-79, Сомали-93 (аэродром Могадишо, откуда летали "падающие "Черные ястребы"), Югославия-99 ("бросок на Приштину", целью которого был аэродром Слатина)...

Во всех перечисленных случаях применялся сценарий с захватом столичного аэропорта (или просто крупного аэропорта или авиабазы на вражеской территории). Всем скептикам подобной тактики можно ответить в духе Сунь Цзы: нужно уметь выбирать время, место и противника. То, что не годится для глобальной ядерной войны, отлично работает в условиях локальных конфликтов.

В истории известен случай с попыткой высадки на вражеском аэродроме даже в условиях идущей войны, когда был велик риск попасть под удар ПВО и истребителей противника. В ходе Фолклендской войны англичан очень беспокоила аргентинская авиабаза на Огненной Земле. Было решено пригнать через океан пару "троянских коней" (транспортных "Геркулесов" с опознавательными знаками ВВС Аргентины) и спокойно приземлиться на аргентинском аэродроме. Выбравшийся спецназ SAS должен был разнести всю базу в клочья. Впрочем, операцию "Микадо" пришлось отменить в связи со скорым окончанием войны.

Когда ты близок — кажись далёким, когда ты далеко — притворись, будто ты рядом

Сунь Цзы, "Искусство войны".

Натовская воздушная операция против Югославии проводилась в идеальных условиях. СРЮ попала под удары сотен самолетов, поднимавшихся с авиабаз в Италии, Германии, Франции, Венгрии, Испании, Великобритании, Македонии. Найти подготовленный аэродром в Европе не представляет труда. В ходе операции "Рассвет Одиссеи" (2011 г.) ближайшие авиабазы располагалась всего в 300 км от побережья Ливии ("Сигонелла" на о. Сицилия, "Сауда Бей" на о. Крит).

Но так получается далеко не всегда.

Когда подходящей авиабазы нет, а она очень нужна, в ход идет все, вплоть до сооружения за пару дней эрзац-аэродрома с металлической ВПП и простейшей инфраструктурой. Но прежде чем расчехлять лопаты, военные прибегают к более простым и очевидным приемам. Например, к размещению авиатехники в гражданских аэропортах на территории близлежащих союзных стран. Договориться можно со всеми.

В ходе подготовки к "Буре в пустыне" ВВС коалиции заполнили своими самолетами все аэродромы на Ближнем востоке. Боевая и вспомогательная авиатехника стояла даже в международных аэропортах в Каире и Дубае.


Транспортный узел ВВС США в международном аэропорту Манас, Киргизия



"Фантом" люфтваффе из состава "Воздушной полиции Балтии" (международный аэропорт Шауляй, Литва)



Погрузка боезапаса CF-188 ВВС Канады (международный аэропорт Шауляй, Литва)


Восточная Европа и Средняя Азия — вполне цивилизованные места, где при желании можно найти подходящий военный или гражданский аэродром. Но случается, что политические амбиции приводят в такие страны, где местное население самолетов сроду не видело, предпочитая передвигаться босиком или на горбу верблюда.

В этом случае на помощь приходит стройбат.

В 60-е годы прошлого века в связи с расширением советского присутствия на африканском континенте СССР принял решение оказать братскую помощь нищему народу Сомали, построив на территории этой страны первоклассный аэродром для базирования стратегических бомбардировщиков и самолетов морской авиации.

Всего за несколько лет в окрестностях Берберы был сооружен фантастический объект — взлетно-посадочная полоса 05/23 длиной 4140 метров. Самая длинная ВПП во всей Африке! После ухода СССР из Сомали, американцы внесли полосу в список резервных мест для посадки своих "Спейс Шаттлов".

Другая "стройка" окончилась грандиозным скандалом с кровопролитием. В 1982 году на о. Гренада началось строительство современного аэродрома, что не на шутку взбесило Вашингтон. По мнению американских аналитиков, аэропорт Пойнт-Салинас был очередным военным проектом СССР по размещению стратегической авиации в Карибском бассейне. Это и стало формальным поводом для вторжения на Гренаду. Любопытно, что основные бои между морской пехотой США и кубинскими строителями происходили как раз на территории аэропорта.

Во всех вышеописанных ситуациях под ногами военных строителей была твердая земля. Но однажды пришлось воевать на краю света. Там, где не было ничего, кроме тумана и тяжелых всплесков волн. Речь идет о самом необычном конфликте конца XX века — войне за Фолклендские острова. Британский флот оказался один на один с авиацией противника. Два легких авианосца с СВВП не смогли обеспечить надежное прикрытие с воздуха: треть эскадры оказались разбомблена, а сами британцы находились на волоске от катастрофы. От полного разгрома их спасла лишь общая слабость и неподготовленности противника.

В связи с отчаянным положением британским военным не осталось ничего другого, как срочно искать авиабазу в Южной Атлантике. И они её нашли! Помимо острова Вознесения, где базировалась стратегическая бомбардировочная и морская авиация, дипломатам удалось договориться о размещении эскадрильи разведывательных "Канберр" на чилийской авиабазе Аква Фреска (синьор Пиночет был всегда рад доставить неприятность своему аргентинскому соседу Леопольду Гальтиери). Чилийцы не возражали и против боевых "Фантомов", однако в правительстве Тэтчер решили отказаться от эскалации конфликта.

Но самое удивительное! Едва высадившись на Фолкленды, англичане принялись сооружать... аэродром! Передовая авиабаза Harrier FOB в заливе Сан-Карлос, на чьё строительство ушла одна неделя, представляла собой 400 метров металлической взлетно-посадочной полосы из планок PSP с простенькой инфраструктурой. Топливохранилище организовали прямо на берегу, закопав на пляже резиновые ёмкости с топливом. Установили системы ПВО. Изначально планы были ёще амбициознее: полоса длиной 1000+ метров. Увы, одно из судов, перевозивших материалы и технику для строительства аэродрома было потоплено на подходе к островам.





59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    8 января 2015 08:30
    Каково оно будет в новой войне...
    1. -74
      8 января 2015 10:33
      Ну Венгрией 56 и Чехословакией 98 гордиться не стоит..
      1. +64
        8 января 2015 11:17
        Цитата: Гражданский
        Ну Венгрией 56 и Чехословакией 98 гордиться не стоит..

        Почему не стоит, армия выполнила приказ как надо, а вы демократ? а знаете ли вы как наших солдат, которым в начале запрещали применять оружие, мадьярские демократы стреляли в спину, как они вешали за ноги тех которые были не с ними. Вы ещё голубчик не знаете, что это были за мадьяры-это те недобитки союзники фашистов 1945г. Прошло лишь 11 лет. А знаете какие бои были в Будапеште и Дебрецене. Если бы не наши войска СССР стал бы разваливаться раньше. Если Вы союзник тем силам, которых вооружал запад в 1956г., то вы настоящий демократ.
        1. -42
          8 января 2015 11:44
          Почему не стоит, армия выполнила приказ как надо, а вы демократ?

          Почему тогда армия не выполнила приказ 1991 году??? Вваливаться в чужую страну это агрессия, или вы Гитлера не осуждаете за нападение на СССР???
          1. +13
            8 января 2015 14:01
            Потому что приказа не было, .
            1. -18
              8 января 2015 22:44
              Цитата: Estrendor
              Потому что приказа не было, .

              Лжете!
              1. 0
                13 января 2015 21:53
                Цитата: Гражданский
                Лжете!

                Как раз таки нет. Не было нормального лидера, который бы принял на себя ответственность.
          2. +30
            8 января 2015 14:01
            Цитата: Гражданский
            Вваливаться в чужую страну это агрессия

            Напишите об этом Обаме, а то он, видимо, не в курсе... потычьте его носом в Устав ООН.
            1. +2
              10 января 2015 16:20
              Хорош бакланить,"генералы".
          3. 0
            10 января 2015 13:47
            Не несите чушь товарищ!
        2. +3
          9 января 2015 16:36
          Из Большой Советской Энциклопедии: Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть)
          форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д. в этой связи выступает прежде всего как форма государства. Термин «Д.» употребляют также применительно к организации и деятельности др. политических и социальных институтов (например, партийная Д., производственная Д.), а также для характеристики соответствующих общественных движений, политических курсов, течений социально-политической мысли... Отличиями Д. как формы государства от иных его форм (деспотия, автократия, открытая военная диктатура и др.) являются: официальное признание принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод, выборность основных органов государства, ведущая роль выборных представительских органов власти в системе государственных учреждений, верховенство закона и др.

          Вы, как видно из Вашего поста, сторонник скорее "деспотия, автократия, открытая военная диктатура и др.".
      2. +18
        8 января 2015 20:49
        Цитата: Гражданский
        Ну Венгрией 56 и Чехословакией 98 гордиться не стоит..

        Это Вы поторопились...
        В Венгрии, самом верном союзнике гитлеровской Германии, всего через 10 лет после разгрома организовался антисоветский мятеж.
        Причем вооруженный и весьма ожесточенный. Хотя я лично проходя службу в Венгрии в 80-х из общения с местными жителями понял, что далеко не всё население поддерживало его.
        Как майдан на Украине, только гораздо более кровавый.
        Войска при подавлении действовали вначале достаточно осторожно, затем весьма решительно, их вели в бой многие бывшие фронтовики. Да и "командовали парадом" Г.К.Жуков, И.С. Конев, ген.П.Н.Лащенко, Ю.В. Андропов...Знакомые все лица, хорошо "знавшие службу".
        Шансов у недобитков и к ним примкнувших не было.
        Что касается Чехословакии, то там боёв не было.
        1. +3
          9 января 2015 18:10
          Согласен с тем, что далеко не все венгры в 1956 г. поддерживали мятежников. Сейчас вспомнил про книгу венгерского писателя Яноша Фёлдеака "И снова рассвет" (переведена на русский язык в 1980-е годы). В ней автор, например, категорично осуждает выступления и пишет, что попытка путча была организована бывшими офицерами армии Хорти.
      3. +13
        9 января 2015 06:18
        А я ГОРЖУСЬ!!! И ненавижу тех, кто вывел войска из Германии, что сделало возможным, чтобы сегодня какой-то хмырь болотный с Украины позволял себе оскорблять память миллионов погибших за свободу от фашизма наших солдат и офицеров на земле Европы.
      4. +1
        10 января 2015 06:59
        Стоит-не стоит гордиться войной - это дело историков! Пример -сегодняшние Украина, Прибалтика - они совсем не гордятся ВОВ. А у нас - гордость!
        А вот любой Солдат гордиться умению воевать. Не даром любые удачные решения войсковых операций изучают в Академиях всех стан. Да и неудачи - тоже изучают без либерального высокомерия.
      5. 0
        30 января 2015 21:35
        И там и там наша страна отстаивала свои интересы. И в любом случае, есть такая поговорка: пусть моя страна не права, но это МОЯ страна. Может ещё покаяться и начать всем платить?
    2. +1
      9 января 2015 23:58
      Есть , как пример, Донецкий аэропорт...современная война
    3. антиГроссмейстер
      0
      11 января 2015 22:37
      вывод то какой? господа присяжные заседатели:пилите бетон, он золотой. бетонку разбомбить и захлебнется атака.
  2. +19
    8 января 2015 08:59
    Статье словно чего-то не хватает. Есть какая-то незавершенность материала.
    1. +9
      8 января 2015 10:17
      с Дона.
      Незавершенность статьи состоит в том,что сколько аэродромов,у нас пустует,зарастает бурьяном,городки ветшают.Некому хотя бы поддерживать в рабочем состоянии эти полосы.В 15 км. стояли :сухари:,В 40 км.базировались :крокодилы:. Всё закрыли ,пущено на самотёк!
  3. +16
    8 января 2015 09:33
    Важность авиабаз, военных аэродромов - огромна.

    Но эта важность - одновременно их уязвимость от внезапного удара.
    Поэтому ВВС будущего должен быть независим от них.
    Кто первым сделает это, будет "королем".
    Воздушные аппараты будущего должны быть абсолютно
    независимы от авиабаз. Т.е. вертикальные взлет и посадка
    должны стать обязательным для военных воздушных аппаратов.
    1. +8
      8 января 2015 10:01
      Цитата: voyaka uh
      Важность авиабаз, военных аэродромов - огромна

      Не в статье,не Вы не упомянули.Случай и масштаб немного другой и со стороны международного теперь НЕправа спорный,но всё же
      Операция «Энтеббе» — широко известное название проведённой 4 июля 1976 года операции Шаровая молния (ивр. כדור הרעם‎), позднее переименованной в Операция «Йонатан» — рейда особых подразделений Армии обороны Израиля для освобождения заложников — пассажиров захваченного 27 июня 1976 года террористами из организаций НФОП и Революционные ячейки самолёта компании «Эйр Франс», севшего по их приказу в аэропорту Энтеббе близ столицы Уганды Кампалы.

      Пассажиров и команду самолёта удерживали в старом здании аэропорта. 29 июня террористы отделили 83 заложника с израильскими паспортами от других заложников и перевели их в отдельную комнату. Пассажиры с неизраильскими паспортами и не-еврейскими именами были освобождены (всего 47 человек). На следующий день угонщики позволили 101 неизраильскому заложнику улететь на прибывшем самолёте «Эйр-Франс». Экипаж самолёта остался с заложниками по собственной инициативе. Всего осталось 105 заложников — израильские граждане, евреи и экипаж в главе с его командиром М. Бако. Они находились под угрозой гибели.

      Руководство ЦАХАЛа разработало и провело операцию по спасению заложников. Четыре самолёта с сотней коммандос пролетели 4 тыс. км до Уганды. Операция была разработана в течение недели, была проведена за полтора часа, в результате 102 заложника были освобождены и доставлены в Израиль. Пять коммандос были ранены, командир группы подполковник Йонатан Нетаньяху — убит. Трое заложников, все террористы и 24 угандийских солдата были убиты, 30 самолётов МиГ-17 и МиГ-21 угандийских ВВС были выведены из строя. 24 часа спустя угандийские офицеры убили заложницу, пребывавшую в близлежащем госпитале Кампалы.

      Операция получила название «Шаровая молния», но иногда её задним числом называют операцией «Йонатан» в честь погибшего командира группы Й. Нетаньяху.
      Политическую оценку оставим,не про политику разговор,сама операция грамотная
      аэропорт Энтеббе
    2. +1
      8 января 2015 10:22
      Это как они должны быть не зависимы?Аэродром, это не только ВВП, это и дозоправка и пополнение боекомплекта и многое другое....
      Воздушные аппараты будущего должны быть абсолютно
      независимы от авиабаз. Т.е. вертикальные взлет и посадка
      должны стать обязательным для военных воздушных аппаратов.

      Вы наверное про вертолеты не слышали....?
      1. +7
        8 января 2015 11:05
        "Аэродром, это не только ВВП, это и дозоправка и пополнение боекомплекта"///

        Именно! Как раз запасы авиа керосина, склады ракет и бомб и будут
        целью упреждающего удара противника.
        А все из-за неспособности современных боевых самолетов приземляться
        и взлетать с любого неподготовленного места. Где к нему может
        подъехать бензовоз, грузовик с бомбами/снарядами и "техничка".

        Самолеты с верт.взлетом/посадкой должны превратиться из "гадких утят"
        (толкько морское применение) в основную силу ВВС любой страны.
        1. +6
          8 января 2015 14:29
          Цитата: voyaka uh
          Самолеты с верт.взлетом/посадкой должны превратиться из "гадких утят"
          (толкько морское применение) в основную силу ВВС любой страны.

          Ну, это конечно хорошо бы, но боюсь, пока здесь проблем больше чем ответов....
          Да, и другие моменты неплохо бы тогда уригулировать - как то унификация по топливу, зап. частям, обслуживающему персоналу, оборудованию для обслуживания с наземной техникой. В принципе те же Су-27 или Миг-29 (про су-25 я вообще молчу, с неполной загрузкой он и с грунтовки летать в принципе может как и Ан-26) могут летать с куска очищенной от машин трассы - проверялось в реале. Дело в другом - для того что бы самолет летал в небе - нужна туева хуча барахла на земле. Организовать "аэродром подскока" на десяток - другой боевых вылетов и сейчас не большая проблема. А вот создать БАЗУ - тут извините - вертикальный взлет - дело десятое.
          1. +9
            8 января 2015 15:25
            Я согласен с Вами: проще сказать, чем сделать.
            Но что-то такое сделать придется.
            Посудите сами: крылатые ракеты и БР стали очень точными. Обычная
            бетонобойная боеголовка, попавшая точно в склад бомб или в хранилище
            горючего может подрезать ВВС на корню - самолеты не
            взлетят или будут безоружными. Т.е. децентрализация военных баз
            прямо просится на повестку дня. Но тогда не успеть подвезти
            горючее и боеприпасы вовремя к ВПП... Значи надо менять конструктивно
            и сами самолеты.
            Кстати, для Израиля это сверхактуально. Подлетное время ракет противника -
            несколько секунд, а баз всего пара-три... А ПВО/ПРО - это последний
            рубеж, на них не стОит особо уповать.
            Но и для других стран тоже важно.
            1. +4
              8 января 2015 20:46
              Согласен, но возможность вертикального взлета здесь не определяющая...
              Может стоит попробовать сделать нечто подобное для армейской авиации.... Вертолет он уже аппарат ВВП остается додумать как организовать все остальное....
              Кстати, вот мысль, как любит говорить один мой знакомый штурман: "Аэродром большой - туда сюда сходил - уморился" В рамках этого большого охраняемого аэродрома обычно организуется несколько хранилищ. С применением средств маскировки и пр... + ПВО + сами по себе помещения оборудуются.... В общем пока КР наведешь, да попадешь - умаешься.
              В случае "кочующей базы" возникает несколько вопросов:
              - где все это горючее и взрывоопасное хранить? в штабелях под брезентом? - тогда какая должна быть зона безопасности что бы с минометом не сделал всем "козу".
              Вопрос второй - подстрелить аппарат на взлете - посадке - то же, в общем то не сложно. - Опять нужна охранная зона.
              По этому, мне кажется, что проще организовать серьезную охрану/оборону 3-5 или там 10 объектов, а не очищать каждый раз пятачок радиусом километров 5-10 от всех подозрительных личностей. И, если в России или Америке сие, в принципе реализуемо в силу наличия малозаселенных территорий, то в Израиле, или, скажем Европе - с трудом.
            2. -1
              9 января 2015 03:07
              Цитата: voyaka uh
              Я согласен с Вами: проще сказать, чем сделать.
              Но что-то такое сделать придется.
              Посудите сами: крылатые ракеты и БР стали очень точными. Обычная
              бетонобойная боеголовка, попавшая точно в склад бомб или в хранилище
              горючего может подрезать ВВС на корню - самолеты не
              взлетят или будут безоружными. Т.е. децентрализация военных баз
              прямо просится на повестку дня. Но тогда не успеть подвезти
              горючее и боеприпасы вовремя к ВПП... Значи надо менять конструктивно
              и сами самолеты.
              Кстати, для Израиля это сверхактуально. Подлетное время ракет противника -
              несколько секунд, а баз всего пара-три... А ПВО/ПРО - это последний
              рубеж, на них не стОит особо уповать.
              Но и для других стран тоже важно.


              А что если сделать длинный (протяжённый) склад - чтобы его сложнее было разбомбить? А про противника - это вы Хамас имеете в виду?
          2. +1
            10 января 2015 07:36
            Вы правы,для ведения войны нужна куча вещей которые простому человеку не заметны,Этим я думаю и поддерживаем Новороссию.
        2. 0
          10 января 2015 07:34
          Полностью с вами согласен,для вылета одного самолета(вертолета) работают тысячи наземных специалистов.
        3. 0
          11 января 2015 12:55
          Цитата: voyaka uh
          Где к нему можетподъехать бензовоз, грузовик с бомбами/снарядами

          Спасибо поржал)).....
          Вы хоть представляете себе подготовку современного самолета ко взлету??)
          Это целый штат персонала , огромный комплекс мер от диагностики до подготовки ко взлету.....
          Боюсь там грузовиком не обойдешься)))))
      2. +1
        8 января 2015 16:10
        Было-бы интересно понаблюдать за воздушным боем истребителя и вертолёта.)
        Думаю у вертолёта были-бы не плохие шансы на победу, если он конечно будет для этого заточен, иметь АФАР и соответствующее вооружение.
        Во первых, вертолёту не нужна сверхманёвренность, может быстро направить оружие простым разворотом на месте.
        Во вторых, движки меньше фонят из за смешения выхлопа с холодным воздухом.
        В третьих, может укрыться опустившись на уровень наземных построек.
      3. +1
        9 января 2015 09:24
        Уважаемые, вы путаете термины "авиабаза" и "аэродром".

        В теории (оперативное искусство ВВС) и по задумке ГШ ВВС авиабаза представляет собой не только военный аэродром, с базирующейся на нём авиационной частью, но и с достаточным количеством запасов топлива, вооружения, АСП, СНОП и т.п. для обслуживания других авиачастей (как правило близких по роду авиации), которые могут быть туда переброшены в ходе боевых действий.

        Как вы знаете самолёты у нас в ВВС разных типов. И бессмысленно использовать аэродромы ДА для ФА (другие требования к базированию, разные АСП, марки топлива, СНОП, длина ВПП и т.д.).

        Но в этом есть смысл при переброске частей ФА (ША, ИА, ФБА) для усиления авиационной группировки, т.к. наземное обслуживание и обеспечение таких частей во многом сходно.

        Кроме того, авиабазы имеют "разряды" (зависит от численности, базирующихся самолётов (и могущих базироваться), а соответственно, и от возможностей такой авиабазы).
        1. -1
          9 января 2015 23:43
          Одна из самых защищенных авиабаз РФ- в Энгельсе.
          1. +1
            10 января 2015 05:07
            bekjan

            "Одна из самых защищенных авиабаз РФ- в Энгельсе."

            На основании чего вы сделали такой вывод?
            1. -1
              10 января 2015 10:30
              Цитата: aviamed90
              На основании чего вы сделали такой вывод?

              Практически, в центре страны... Попробуй, доберись.
          2. Комментарий был удален.
      4. Комментарий был удален.
      5. -1
        10 января 2015 07:32
        И чтобы воздухом заправляться
    3. +6
      8 января 2015 16:15
      Воздушные аппараты будущего должны быть абсолютно
      независимы от авиабаз. Т.е. вертикальные взлет и посадка
      должны стать обязательным для военных воздушных аппаратов.


      Знаете, вертолетный аэродром неприхотлив- полоса из стального настила, КДП и ближний привод мобильные, на колесах. Автономный генератор. Из машин- АПА и ТЗ , командирский УАЗик ,пара бортовых ЗИЛов, да кунги групп обслуживания и ТЭЧ. Всё это по тревоге за 40 мин заводилось и линяло вслед за вертолетами к месту рассредоточения. Но есть одна вещь , от которой никуда не денешься- склад ГСМ и склад вооружения. Нам доводилось "работать" с площадки подскока- с доставкой топлива и бомб такое "Жо..", а ещё куча вопросов по питанию, ремонту ,охране, больным и.т.д . Так что эта "автономность " мнимая, дай Бог на неделю. Без настоящих аэродромов во фронтовой полосе все равно не обойтись
      1. -2
        10 января 2015 07:40
        Да ,Но Вы забыли про роту солдат для строительства этой металлической взлетки.
    4. +1
      9 января 2015 23:41
      ВВС Тайвань уже с 2000года, с появлением крылатых ракет у НОАК проводят военные учения ВВС на центральных улицах городов, осознав, что аэродромы будут первыми объектами, которую будут атаковать китайцы.
    5. -2
      10 января 2015 07:06
      Это справедливо, когда мы связываем БД и МТО (главное-горючее). По идее для воздушных воин надо создавать долголетающие высокозащищенные платформы или сеть из мощновооруженных кораблей - москитная авиатехника с ДУ (6 поколение).
    6. 0
      11 января 2015 16:53
      Воздушные аппараты будущего должны быть абсолютно независимы от авиабаз.


      А что вы знаете об назначении этих самых авиабаз. Это ведь не только грузовой терминал где можно получить свой багаж, а системы приводов, а глисада, а обслуживание авиационных аппаратов, а системы вооружения и прочее, прочее, прочее.
  4. +1
    8 января 2015 10:28
    меня всегда поражает беспечность аргентинского командования - высадились они на Фолклендах, а авиабазу не построили! натаскать бетонных плит за месяц с материка, это было не то что легко! Это было необходимо сделать ещё за день до вторжения!
    такое впечатление что побеждать аргентинцы и не собирались!
  5. Комментарий был удален.
  6. +3
    8 января 2015 12:26
    Важность авиабаз никто не оспаривает. Но! И удары по известным авиабазам - первый закон войны. Авиабаз должно быть много, использовать как ВПП участки магистралей, иметь логистику, способную работать с распределенными малыми авиабазами.
    1. Аладин
      +2
      8 января 2015 17:52
      Статью лет 40 назад прочитали северокорейцы, понастроили подземных аэродромов, которые малоуязвимы, сделали 2 электросети - гражданскую плохую и военную стабильную. Более того, свою машину времени, на которой они отвезли гениальные мысли из статьи Ким Ир Сену они могут использовать и для бомбёжки - развесят бомбы по пространству-времени в соответствии с плановой историей, а тем только упасть в нужный момент останется. wassat
  7. 0
    8 января 2015 17:42
    Россия как не какая другая страна имеет в этом плане премущество это и территория и рельеф местности и развитая инфраструктура гражданских аэродромов,все остальное дело ,планируй,обучай,готовь и любой удар не будет внезапным,есть и богатый опыт,видел док. фильм,как в афгане наши согнали два тягоча и с них взлетал як-38причем один "работал другой экепировался,вот вам не стандартные решения,при умном подходе.Готовить экипажи к взлету и посадке с автодорог,с пригодных площадок,отрабатывать такие варианты с наземными службами ,в том числе и гражданскими
  8. -3
    8 января 2015 19:37
    Цитата: dauria
    Без настоящих аэродромов во фронтовой полосе все равно не обойтись

    Мда, вот раньше было, вся авиация могла взлетать с любой подходящей площадки.)
    Много топлива и вооружения не требовала. Кто придумал эту реактивную авиацию, только проблемы.))
    1. +2
      8 января 2015 20:48
      Ага, а боевые верблюды еще неприхотливее и дешевле smile
      1. -2
        10 января 2015 07:41
        А еще были боевые belay
  9. 0
    8 января 2015 20:14
    Довольно интересная статья
    1. -1
      8 января 2015 21:06
      Неплохая, но для Олега слабоватая. Видимо, переотмечал smile
  10. +3
    8 января 2015 21:36
    Поэтому так важен аэропорт Донецка. Переход аэропорта под полный контроль ДНР необходим для возможности быстрого подброса подкрепления из России(при необходимости). Конечно,власть в Киеве это понимает и потому не сдаст аэропорт Донецка, пока есть возможность его удерживать.В то же время ВПП уцелела, она в состоянии обеспечить посадку самолётам ВТА и тем самым,при благоприятных условиях, обеспечить высадку войск ВС Украины или другого союзного Киеву государства.
    Стараюсь максимально вежливо выражать свои мысли. Но по-моему, автор сам,своей недосказанностью статьи,намекает нам на данный аэропорт.
    1. +2
      8 января 2015 23:41
      Зачем. У ДНР есть авиация? Можно на трейлерах сухопутная граница есть.
    2. +3
      9 января 2015 09:32
      жарофф

      Аэропорт Донецка был важен на начальном этапе АТО.

      А теперь там от ВПП почти ничего не осталось из-за постоянных ответных обстрелов тяжёлой артиллерией и РСЗО.
      Как аэродром он утратил своё значение (для переброски войск и снабжения). Но зато как позиция для обстрела города наземными видами вооружения явно ещё актуален.
    3. Комментарий был удален.
  11. +5
    8 января 2015 22:23
    Цитата: Гражданский
    Ну Венгрией 56 и Чехословакией 98 гордиться не стоит..

    Не хочешь- не гордись. Но...молча! А другие-то тут причем?
  12. 0
    8 января 2015 23:40
    На мой взгляд он вояет мега оружия а его нет. Авиация эта конечно хорошо. Но абсолютным оружием она не является.
  13. +1
    9 января 2015 09:02
    Цитата: Гражданский
    Цитата: Estrendor
    Потому что приказа не было, .

    Лжете!



    Нет, уважаемый!

    Это вы лжёте!

    Я знаю о чём говорю - в эти дни я сидел направленцем КП авиаполка на КП авиадивизии и воздушной армии.

    Приказа действительно не было.
  14. +4
    9 января 2015 18:09
    Мне кажется, что всё таки главная мысль автора не высказана намеренно и мы, читатели, должны сами до неё дойти своим умом.
    И выглядит она примерно так:
    вероятный противник РФ обстоятельно подготовился к войне и окружил страну своими оперативными АВИАБАЗАМИ вблизи границы, кажется даже в Монголии есть, (вангую!!) удары нанесут со всех сторон одновременно и неожиданно, можно даже не успеть покакать кирпичами.
    1. -4
      9 января 2015 18:53
      Посмотрим. Кто кого схватит и что отхватит включая тебя.
      1. +1
        10 января 2015 02:57
        Та сматри - за посмотреть деньги не берут.
        а я не велика фигура шоб за меня бодатся, главное себе чего нить не отхвати из нужного.
    2. 0
      9 января 2015 23:49
      При дальних полетах авиации несколько десятков километров не играет значения. Гипотетически аэропорт Донецка могут заменить и соседние аэропорта Днепропетровска, Харькова и других областей.
    3. Цитата: BlackJack
      вероятный противник РФ обстоятельно подготовился к войне и окружил страну своими оперативными АВИАБАЗАМИ вблизи границы, кажется даже в Монголии есть
      Сомневаюсь... ВВП уже там побывал. Летом 2014, кажется, если не ошибаюсь.
  15. +2
    9 января 2015 18:17
    вы же не считаете всерьёз что 2 абрама и 17 страйкеров с черлидингом латышской "армии" предназначены для вторжения в РФ.
    их задача - ОХРАНА ударной авиационной групировки.
    1. 0
      9 января 2015 18:56
      http://www.youtube.com/watch?v=osT9cEmh8TU
      Значит кубинка получит абрамы в трофеи. Их у нас действительно ещё нет.
    2. 0
      10 января 2015 03:05
      тьфу, 5 абромов вроде, черлидеры толи латыши толи литовцы хто их разберёт, а защита от "псковских головорезов", эти монстры зубами перекусывают колючку и рабицу, а лбом разбивают лобовую броню танка.
    3. Комментарий был удален.
  16. ТЕХНАРЬ
    0
    9 января 2015 23:03
    Думаю у вертолёта были-бы не плохие шансы на победу, если он конечно будет для этого заточен, иметь АФАР и соответствующее вооружение.Ракеты воздух-воздух,пару ПТР,злых спецов.Ну,ещё пару самострелов. sad Вам плюс.Только из-за вашего незнания ситуации и надежды.Которая умрёт последней.
  17. 0
    10 января 2015 00:02
    Материалы этой статьи устарели. В Киргизии уже нет американской авиабазы. Подписанный контракт между властями Киргизии и США о предоставлении аэропорта истек 01-июня 2014 года и навсегда попрощались со штатами. Что самое интересное, Сергей Лавров рекомендовал властям Киргизии открыть эту базу еще вначале второго тысячелетия. В то же время, в 30 км от столицы была и есть военная база "Кант" и ВВС РФ, в которой два года назад побывал В.В.Путин и С.К. Шойгу.
  18. 0
    10 января 2015 16:31
    Примерно так и идет молотильня за аэропорты Лунганска (взят ЛНР, но ВПП разрушена) и Донецка ( Вовсю бьются). А раньше - за Краматорский аэродром.
  19. 0
    12 января 2015 13:07
    Вообще-то наличие на театре военных действий авиабаз не является ключом к победе.Оно может только способствовать развитию успеха группировок сухопутных сил при их выходе на оперативный простор. Стоит разделять понятие авиабаза и аэродром. На одной авиабазе могут размещаться несколько авиачастей, на аэродроме. как правило,одна авиачасть. Хорошо ли,когда на одной авиабазе сосредоточено много различных боевых машин? Не думаю,если вспомнить печальный опыт лета 1941 года. Почему же все повторяется? Мне кажется,что дело не только в финансово-экономической стороне дела. но и в том,что в современных условиях авиация считается дорогим, но недостаточно эффективным средством воздействия на противника, в сравнении с тактическими и оперативно-тактическими ракетами, некоторыми реактивными системами залпового огня,способными с высокой точностью поразить наземные цели ( аэродромы) на расстоянии до 1500 км от переднего края. Со временем специалисты МО и Генштаба разберутся,чего и сколько конкретно нужно,вот только как бы поздно не было.