Кризисного менеджера вызывали? Два закона в одном флаконе
Подтверждает факт дальнейшего падения рубля и опыт дефолта 1998 года. Тогда падение рубля остановилось только после четырёхкратного снижения его курса, которое потом способствовало значительному повышению инвестиционной активности и быстрому восстановлению российской экономики. Будем надеяться, что рекорд 1998 года мы не перекроем. При этом надо иметь в виду следующий фактор: влияние на курс рубля дальнейшего падения стоимости нефти будет уменьшаться. В это время более важным фактором для курса рубля будет его покупательная сила, то есть способность рубля обмениваться на определённое количество товаров. В нашем случае эта способность будет выражаться в меновых пропорциях, складывающихся между рублем и, наверное, юанем. Данное обстоятельство позволит изначально не доминировать одной дружественной стране над другой дружественной страной. Конкуренция, конечно, должна быть, она — двигатель прогресса, но она не должна быть могильщиком нашей промышленности.
Итак, становится ясно, что без регулировки рыночного процесса государством рынок быстро превращается в хаос. В этот «час», как после дефолта, так и во время данного финансового кризиса, наступает «момент истины» для правительства любой страны. При одном правительстве происходит индустриальный прорыв страны и наступает эра процветания, при другом — хаос и опустошение. В первом приближении к российскому правительству замечаний нет, а если и есть, то только у людей, не знающих основ макроэкономики или политиков, которые всегда и всех критикуют. Критикуют, может быть, и талантливо, но не конструктивно.
Вместе с тем, похоже, правительство переоценивает тот факт, что падение курса рубля (и только это) будет способствовать инвестиционной активности в промышленном производстве. Может быть, в других странах это и так, но в нашем случае (при долгосрочных финансовых санкциях) этот путь на первом этапе индустриального прорыва закрыт. Причина — он основан в основном на привлечении иностранных инвестиций, которых не будет. И иллюзий здесь питать не надо. Корень зла — не в финансовых санкциях, а уже в финансовой войне, объявленной нам. Повод — не Сирия и даже не Украина, причина намного глубже. Основа конфликта, скорее всего, в том, о чем все забыли — в предложении президента Российской Федерации В. В. Путина Европейскому союзу по поводу формирования упомянутого Европейского союза от Лиссабона до Владивостока. Забыли, что переворот на Украине произошел во время Олимпийских игр и во время подготовки Европой ответа на предложение В. В. Путина. Забыли, что в это время (для эвакуации граждан США из Сочи???) в Германию переместилась военно-транспортная авиация США. Забыли, что в Черном море находился разведывательный корабль США, который прослушивал все переговоры на побережье и который «проспал» переворот в Украине. (Может, с него и руководили переворотом?) Явно планировалась гигантская провокация против России за ее позицию по Европейскому союзу. Не получилось!
Все это звенья одной цепи. Ведь шаг объединения Европы с Россией в перспективе ведет к падению мировой гегемонии США. Поэтому и закончилось 25-летнее мирное сосуществование нашей страны. «Взорвали» Украину — не помогло, только спровоцировало вхождение Крыма в состав России. Ввели санкции, в ответ тоже получили санкции. Добились разрыва отношений с Европой, улучшились отношения с Китаем. Тогда и последовало объявление этой войны, правда, пока только финансовой. Китай — «последняя капля» для США, здесь ведь просматривается европейско-азиатский союз — от Пекина до Москвы.
Поэтому России надо повышать инвестиционную активность в промышленном производстве в первую очередь опираясь на внутренние ресурсы. В этих условиях лучше обратиться к международному опыту, где в подобном случае стимулируются инвестиционные процессы в самой промышленности (путем освобождения от налогообложения прибыли, направляемой в развитие собственного, а может быть, и чужого, производства). Конечно, пострадает бюджет, здесь есть проблема. С другой стороны, если вместе с законом об освобождении предприятий от налогов на прибыль ввести закон о налогах на сверхприбыль, то бюджет вряд ли пострадает от этого закона. Сверхприбыль обычно определяется в процентах к части прибыли, превышающей среднюю прибыль за ряд предшествовавших лет.
Ведь при более тщательном анализе задач, стоящих перед правительством, уже сейчас видится серьезная проблема [2], которая пока не решается правительством на макроуровне. Хотя сырьевые товары, используемые в российском производстве, добываются в России, но их ценообразование происходит на основе мировых цен и в долларовом эквиваленте. Учитывая исторический опыт, здесь мы видим намечающийся конфликт интересов между государством и участниками сырьевой отрасли, а также производителями экспортной продукции, что сводит на нет возможность совершения индустриального прорыва. В нашем случае предприятия экспортной направленности получают необоснованные преимущества перед предприятиями, работающими на внутренний рынок. Конечно, нельзя уничтожать предприятия, несущие «золотые яйца», но в то же время нельзя им давать такую свободу, при которой у экспортеров вообще пропадет желание поставлять свою продукцию на внутренний рынок. Именно для того и существует государство, которое создает условия, равные для всех областей экономики.
В силу сложившихся обстоятельств прекрасно смотрится предложение о пакетном принятии законов (в отдельности они не будут работать). Это принятие закона об освобождении предприятий от налогообложения прибыли, инвестируемой на развитие производства и закона о налоге на сверхприбыль [1]. Совместное введение этих налогов решает проблему конфликта интересов между государством и производителями экспортной продукции, которые из-за низкого курса рубля будут получать сверхприбыль. При этом у предприятий появляется стимул для инвестирования своей прибыли в развитие собственного производства. Здесь или государство заберет большую часть сверхприбыли в виде налогов (налоги должны быть значительные, процентов 50-60, иначе идея не сработает), или полностью инвестировать эту прибыль в развитие собственного производства. Факт — производители экспортоориентированной продукции будут заинтересованы (во всяком случае, они не будут противиться) в поставках своей продукции на внутренний рынок, где цены будут ниже. Ведь вследствие принятия этих законов, прибыль усредняется, а баланс интересов предприятий и потребителей их продукции на внутреннем рынке устанавливается автоматически.
Однако введение таких законов может увеличить количество экономических преступлений. Предприниматели будут необоснованно завышать стоимость расходов, направляемых на развитие собственного производства. Поэтому эти законы должны идти в пакете с поправками к Уголовному кодексу об ужесточении наказания за мошенничество в сфере предпринимательства (должны быть «пряник» и «кнут»). В этом случае также необходимо введение ограничения на торговые надбавки, которые не должны превышать 20-30 процентов от цены производителя. Все это, вместе взятое, позволит в какой-мере уменьшить коррумпированную составляющую и закрыть лазейку для отмывания незаконно заработанных денежных средств.
Литература
1. Часть II. Второй этап. Начало изменения направления вектора экономического развития Российской Федерации // http://topwar.ru/65255-kratkiy-analiz-vozmozhnogo-napravleniya-vektora-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federacii.html
2. Часть I. Первый этап. Предпосылки к изменению направления вектора экономического развития Российской Федерации // http://topwar.ru/64761-pravka-kratkiy-analiz-vozmozhnogo-napravleniya-vektora-ekonomicheskogo-razvitiya-rf.html
Информация