Занимательная геометрия

24


F11F был одним из последних истребителей, основным оружием которых были пушки. Стреляные гильзы выбрасывались наружу через специальные порты и иногда повреждали фюзеляж и стабилизаторы. Чтобы избежать этого, конструкция гильзоотводов была изменена. Эттридж должен был проверить работу новой системы при стрельбе на сверхзвуковых скоростях.



В двадцати милях от побережья Эттридж начал пологое пикирование с высоты 6 километров. Снизившись до четырех километров, он произвел короткую четырехсекундную очередь из своих четырех 20–мм пушек, выпустив около семидесяти снарядов, после чего включил форсаж, перевел самолет в более крутое пике и на высоте 2 километров расстрелял оставшиеся снаряды. В этот момент самолет затрясло, а фонарь кабины покрылся сетью трещин.

Занимательная геометрия

Calverton airbase


Эттридж решил, что его самолет столкнулся с птицей, сообщил о происшествии диспетчеру, отметив, что наблюдает большую пробоину в правом воздухозаборнике, сбросил скорость и направил самолет в сторону Груммановской авиабазы неподалеку от города Калвертон, штат Нью–Йорк. Однако настоящие проблемы только начинались — двигатель самолета оказался поврежден, тяга упала до 78 процентов от максимальной. Все попытки увеличить обороты двигателя приводили к сильнейшей вибрации. Стало ясно, что до базы самолет не дотянет. В конце концов двигатель окончательно отказал, и Эттридж, н е дотянув до взлетно–посадочной полосы всего километр, посадил самолет на брюхо в лес, прорубив стометровую просеку в зарослях. От удара самолет разрушился и загорелся, Эттридж со сломанной ногой и компрессионным переломом позвоночника чудом смог выпутаться из привязных ремней и отползти на безопасное расстояние.

Расследование инцидента дало поразительные результаты — самолет Эттриджа оказался поражен собственными снарядами первой очереди. Если бы самолет продолжил снижение под первоначальным углом, он бы пролетел над траекторией снарядов, но Эттридж увеличил угол снижения и скорость, скорость снарядов, наоборот, снизилась, и через некоторое время самолет и снаряды встретились в одной точке пространства.


Снаряд, извлеченный из двигателя
F11F "Tiger" Эттриджа


Один снаряд попал в фонарь кабины, второй попал в воздухозаборник и нарушил направляющее устройство, обломки которого попали в двигатель, третий снаряд пробил носовой обтекатель. На счастье Аттриджа, снаряды были учебными, с инертной боевой частью. Стреляй он боевыми — самолет был бы разрушен еще в воздухе.

После инцидента командование флота США рекомендовало пилотам отворачивать в сторону или по крайней мере уменьшать угол пикирования самолета после стрельбы из пушек, хотя по всеобщему признанию, случай Эттриджа был слишком невероятен для того чтобы повториться вновь.
Эттридж восстановился достаточно быстро и продолжил работу в качестве тест–пилота Grumman, а позже участвовал в работе над лунным модулем программы "Apollo".
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    30 января 2015 07:34
    Да,однако,бывает what
    1. +1
      31 января 2015 06:01
      Помните коронная фраза Задорнова: "Только наши!!!" Так вот, Только американец мог умидриться сам себя из пушки сбить!
    2. 0
      31 января 2015 15:59
      Да, бывает всякое. В годы Второй мировой войны на Тихом океане 24.10.1944 г. американская подводная лодка "Tang" потопила себя своей же торпедой, которая описала циркуляцию во время неудачной атаки. Это был не единственный случай, там же точно таким образом сама себя потопила американская ПЛ "Tullibee", дату запамятовал.
  2. +2
    30 января 2015 07:49
    Интересная статья,автору спасибо! Я читал что наш МиГ-25 умудрился в пикировании уйти от атакующей его ракеты-это был один из эпизодов заварушки арабов и израильтян
    1. +5
      30 января 2015 08:08
      Цитата: Серый 43
      Интересная статья,автору спасибо! Я читал что наш МиГ-25 умудрился в пикировании уйти от атакующей его ракеты

      Названием и типом ракеты не поделитесь?
    2. avt
      +6
      30 января 2015 09:24
      Цитата: Серый 43
      Я читал что наш МиГ-25 умудрился в пикировании уйти от атакующей его ракеты-это был один из эпизодов заварушки арабов и израильтян
      В фантастическом романе написанном ,,очевидцем",или бери выше -,,участником"??
      Вообще то его в разведывательных полетах просто не доставали . А вылеты наши тчательно планировали .Был даже случай когда под видом ,,рулежки при опробовании двигателей" пошел на взлет , так по воспоминаниям наших - казалось что пол аэродрома арабов срочно побежала кудато звонить по телефону. laughing
      1. +7
        30 января 2015 09:30
        Цитата: avt
        Вообще то его в разведывательных полетах просто не доставали .

        Имеющийся в то время в Израиле ЗРК "Хок" который являлся примерным аналогом нашего С-125 не "доставал" МиГ-25Р по высоте и скорости полёта.
        Реальную опасность представляла только атака истребителями противника на взлёте и посадке.
        1. jjj
          0
          30 января 2015 13:31
          Скорость израильских ракет была ниже, чем скорость самолета
          1. 0
            31 января 2015 16:14
            В авиационном журнале "Крылья Родины" по-моему за 1989 год была серия статей про истребитель МиГ-25. Так в одном из номеров была статья про боевое применение этой машины. Причем впервые истребитель в разведвательной модификации МиГ-25Р применялся для производства разведывательных полетов над территорией Израиля. При этом самолеты взлетали с аэродомов на территории Египта (причем их взлет прикрывали истребители МиГ-21, т.к. во время взлета был единственный момент когда МиГ-25Р был уязвим), а пролетев над Израилем, садились уже в Сирии. Израильтяне неоднократно пытались перехватить МиГи. Но так как полеты выполнялись в автономном режиме без уведомления арабского командования, утечка информации о взлете была исключена, поэтому евреи узнавали о вылете МиГов уже только после взлета и набора высоты. Единственное, чем израильтяне могли достать МиГ-25 были ракеты ЗРК "Хок". Однако наши летчики засекая пуск зенитной ракеты, просто уходили на потолок (максимальную высоту полета) в стратосфере и набирали максимальную скорость. При этом по воспоминаниям пилотов и данных объективного контроля набирали скорость за 3 Маха, тогда как паспортная максималка МиГа-25 составляла 2,87 Маха или 3000 км/ч. И "Хоки" попросту не успевали набрать скорость и высоту, чтобы догнать МиГ. В-общем жить захочешь и не так раскорячишься. Эти полеты продолжались вплоть до того момента, когда Анвар Садат выгнал советских советников из Египта. Кстати ни один МиГ-25 при этом не был потерян.
  3. +5
    30 января 2015 09:12
    Интересный момент для урока по физике с темой "Относительность движение тел".
  4. +2
    30 января 2015 10:02
    не знаю. У меня был знакомый, полковник авиации, я с ним познакомился во второй половине 80-х, к этому времени он давно не летал, так он мне рассказывал, что реактивный истребитель не может атаковать другой самолет пушкой, заходя на атаку сзади, только сбоку, в крайнем случае, на сходящихся курсах под углом. Причем, после выстрела ОБЯЗАТЕЛЬНО отвернуть в сторону, чтоб не столкнуться с собственной очередью, т.к. скорость снаряда после выхода из ствола резко падает, а скорость самолета нет.
    Хотя, может. наши инструкции писались именно после этого случая, или аналогичного у нас?
    1. +6
      30 января 2015 11:04
      Цитата: lelyk72
      не знаю. У меня был знакомый, полковник авиации, я с ним познакомился во второй половине 80-х, к этому времени он давно не летал, так он мне рассказывал, что реактивный истребитель не может атаковать другой самолет пушкой, заходя на атаку сзади, только сбоку, в крайнем случае, на сходящихся курсах под углом. Причем, после выстрела ОБЯЗАТЕЛЬНО отвернуть в сторону, чтоб не столкнуться с собственной очередью, т.к. скорость снаряда после выхода из ствола резко падает, а скорость самолета нет.


      Это справедливо только на сверхзвуковых скоростях. Но на такой скорости ведение манёвренного воздушного боя где возможно применение авиационных пушек практически исключено. В реальном ближнем бою при скорости 600-900 км/ч применение пушечного вооружения возможно в любом направлении относительно цели без риска поражения собственными снарядами.
    2. 0
      31 января 2015 04:08
      Аэродром ваш полковник подметал. Скорости снаряда и самолета несопоставимы и догонять будешь долго,ну и насчет непадения скорости, так вот ни хрена, у пушки отдача есть.
      1. anomalocaris
        +1
        31 января 2015 07:48
        Скорости снаряда и самолета несопоставимы и догонять будешь долго

        Да ну? Начальная скорость снаряда авиационных пушек колеблется в пределах 900-1100 м/с. Скорость истребителя 60-70 годов составляла 2000-3200 км/ч (550-890 м/с), что уже сопоставимо. Далее, снаряд, в отличии от самолёта, не имеет двигателя, который поддерживал бы его скорость, соответственно он её будет резко терять сразу же после вылета из ствола. Уже на дистанции в 300-400 метров снаряд потеряет минимум половину своей скорости, таким образом его скорость уже будет равна скорости самолёта.
        Насчёт отдачи пушки тоже глупость. Если не брать в расчёт монстрообразные системы, вроде GAU-8A или нашей ГШ-6-30, то отдача их для массы сверхзвукового истребителя вполне приемлемая. Безо всяких остановок в воздухе.
  5. +8
    30 января 2015 10:37
    Эттридж - первый пилот в мире который подбил сам себя
    1. +2
      31 января 2015 00:52
      Цитата: Гомель
      Эттридж - первый пилот в мире который подбил сам себя

      Не , не первый ,точнее не совсем первый ,- до появления синхронизаторов или при их неправильной настройке , пилоты и раньше отстреливали себе винт, хотя так качественно до него не было .
  6. +6
    30 января 2015 13:49
    Цитата: Гомель
    Эттридж - первый пилот в мире который подбил сам себя

    Красавчик...его в книгу рекордов надо...в категорию...убей себя самым оригинальным способом)))))!!!!Ну это конечно сарказм...а вот в реале пилоту уважение...он не бросил самолет...да и вообще всем летунам-испытателям уважение...у меня старший брат двоюродный летчик испытатель я когда фотки по шпане пацанам показывал,меня просто разрывало от гордости)))!!!
    1. +6
      30 января 2015 15:22
      Я представляю какой у него был шок когда расследование показало что это была его собственная очередь. А так да повезло. Ну и да мужество иметь надо - самолет не бросить. Да и вообще красавчик - даже в лунной программе поучаствовал. Профессионал.
  7. Dudu
    0
    30 января 2015 15:46
    В статье описан случай уникальной глупости пилота. Он дал очередь прямо по курсу, а потом пошёл в более крутое пике. Получается, что он поднырнул под свою собственную очередь, срезал путь до точки встречи со снарядами, которые летели по более пологой траектории выше него и, следовательно, по более длинному пути. Сам себя обхитрил!
    А вот при каких скоростях летит снаряд из пушки самолёта, чтобы его можно было догнать, это вопрос. Если начальная скорость снаряда принять за 1000 м\с то надо не менее 2,5 маха чтобы догнать затухающую скорость снаряда. Или я не прав?
    1. 0
      30 января 2015 18:22
      Пилот не глуп, глупых пилотов в испытатели не берут. Если бы такой разворот событий был бы очевиден, то была бы соответствующая инструкция или пункт в программе испытаний. А начальная скорость пуль особого значения не имеет, поскольку она очень быстро падает от сопротивления воздуха (для справки-убойная дальность определяется как раз скоростью пули на данном расстоянии). Хотя для самолета столкновение с неподвижным предметом черевато - его разрушит собственная скорость.
    2. 0
      31 января 2015 00:24
      Все зависит от угла выстрела к горизонту и дальнейшей траектории самолета.Сверхзвуковые скорости самолета совсем не обязательны. Чем угол выстрела к горизонту больше, тем меньше скорость нужна самолету для возможности встречи со своим снарядом.
      А вообще, для того что бы получить свою пулю не надо быть самолетом.Теоретически достаточно выстрелить вертикально вверх и дождаться когда ваша пуля свалится вам на голову ))
  8. +1
    30 января 2015 17:34
    Скорость снаряда из ШВАК не превышала 500 м/с. А это - примерно 1,5М. Не думаю, что американские 20 мм снаряды быстрее летели... Поэтому, вполне мог обогнать и схватить свой собственный снаряд...
    1. +1
      30 января 2015 18:58
      Цитата: ССИ
      Скорость снаряда из ШВАК не превышала 500 м/с. А это - примерно 1,5М.

      Вообще-то, 815 м/с. Другое дело, что из-за МГХ снаряда (короткий и лёгкий) эта скорость быстро падала.
      Что поделать - снаряд к ШВАК делали исходя из уже готовой конструкции пушки, которую в свою очередь взяли от ШВАК-12,7. Менять конструкцию было нельзя - завод с большим трудом отработал технологию для ШВАК-12,7 и любые существенные изменения срывали все сроки оснащения ВВС пушками. А за это в то время уже сажали и даже расстреливали (Таубин со своей разрекламированной 23-мм., обернувшейся фейлом, тому примером). Вот и получили уродца.

      На F11F стояли Colt Mk 12. У них начальная скорость была 1010 м/с.
  9. 0
    30 января 2015 20:28
    Старый доклад, хоть и интересный.Разные скорости - разные результаты, замечательные и адекватные на выходе. Хочется постоять сбоку от этих людей.
  10. aba
    0
    31 января 2015 01:06
    Да, пилот и впрямь заслуживает уважения.
    Никогда ранее не задумывался над таким феноменом.