Румынский флот: возвращение на круги своя
В середине 20-х годов XX века Румыния задумала осуществить грандиозный проект: построить 20 подводных лодок и несколько видов военных кораблей, чтобы полностью перевооружить свой военно-морской флот. Была разработана и принята специальная программа. Выделены значительные средства, на которые румыны переоснастили значительную часть флота, построили новую базу в Мангалии. Но вместо 20 подводных лодок на итальянской верфи была изготовлена одна лодка. Ее отдали румынам с большим скандалом только через пять лет, когда они заплатили по счетам.
Сегодня рано утром вместо формы офицера-командира румынского корабля он надел обычный гражданский костюм. Предстояло ехать в Англию и, по неофициальной инструкции, полученной от своего вышестоящего руководства, нельзя было привлекать к себе повышенное внимание при пересечении границы. Также в целях предосторожности офицерам запрещалось говорить своим родным и близким, в какую страну они направляются: румынскому правительству не хотелось, чтобы поползли слухи о явной причастности англичан к обучению отечественных моряков.
А нападок на румынский военный флот было предостаточно. Особенно в середине 20-х годов XX века.
Румынская печать относилась к своему флоту крайне пренебрежительно: практически все суда были получены Румынией в качестве "отступного" при разделе австро-германского военного имущества, которое радостно делили победители после завершения империалистической войны. В газетах появлялись публикации о том, что суда, построенные на австро-германских верфях не отвечают современным требованиям — необходимо создавать свой, национальный флот. Конечно же, журналисты высказывали на страницах газет мнение некоторых министров, заинтересованных не только в возрождении морского флота, но и в получении крупных военных ассигнований со стороны государства. Потому, что по пути "следования" государственных денег можно было немалую их долю положить к себе в карман, прикрывшись мощной агитационной завесой. И для этих целей все средства были хороши. Газеты в том числе.
Однако в прессе нужно было освещать как отрицательные, так и положительные стороны. Сентябрьские военно-морские маневры на Дунае, состоявшиеся в 1924 году, получили самые лестные отзывы. Журналисты, побывавшие на месте учений, написали немало хвалебных статей о том, что возрождающийся флот блестяще выполнил задачу по охране дунайских протоков.
Впрочем, до настоящего блеска было еще далеко.
Поэтому румыны обратились за помощью к английским коллегам, которые, в свою очередь, были заинтересованы в расширении своего присутствия на Черном море и постоянно искали союзников. В Румынию зачастил с неофициальными визитами первый морской лорд, начальник английского морского военного штаба Дэвид Битти. Адмирала Дэвид Битти называли лучшим английским флагманом первой мировой войны. Он практически единовластно решал основные вопросы морской политики. В 1924 году Битти обследовал черноморские порты, выбирая базы для нападения на СССР" (К.А. Залесский. Кто был кто в первой мировой войне. Биографический энциклопедический словарь. Москва, 2003).
Согласно достигнутым договоренностям, румынские военно-морские подразделения начали обучаться на основе планов, разработанных английскими офицерами. Учебный процесс осложнялся тем фактом, что в течение четырех лет на флот призывали румын, болгар, венгр, молдаван. И весь этот разношерстный состав надо было обучить премудростям морского военного дела. Численность личного состава румынского военно-морского флота достигало порядка 6,5 тысяч человек. Предположительно, большую часть их них нужно было подвергнуть достаточно жесткой английской муштре. Англичане надеялись, что специально разработанные для этих целей планы помогут иметь добиться хорошего результата от необразованных, как они считали, румын.
Обучение проходило строго по плану.
Но для специальной переподготовки большинство румынских офицеров посылали за границу.
Англичане обучали и юных моряков. Судно "Мирчеа" с румынскими юнгами ежегодно уходило в заграничное плавание по Черному морю.
Первые судостроительные государственные программы
Румыния в конце 20-х годов приняла две судостроительные программы. Первая программа была рассчитана на четыре года. И предусматривала постройку двух эскадренных торпедоносцев, одного крейсера, двух подводных лодок и четырех моторных катеров (истребителей). Также планировалось осуществить полное перевооружение двух эскадренных торпедоносцев "Мырешти" и "Мырешешти".
Кроме того, планировалось построить новую военно-морскую базу.
Согласно второй государственной программе, в течение 10 лет планировалось построить три крейсера, 16 эскадренных торпедоносцев и 18 подводных лодок.
Таким образом, в течение 14 лет, согласно программам, запланировано было построить 4 крейсера, 18 эскадренных торпедоносцев, 20 подводных лодок и 4 моторных катера-истребителя.
К осуществлению своих государственных программ Румыния реально приступила в 1926 году. Румынский совет министров в середине 1926 года принял постановление, согласно которому на новое судостроение было выделено 850 миллионов лей (около 105 миллионов итальянских лир).
Заказ на строительство получили разные страны.
Итальянская фирма "Паттисон" в Неаполе приступила к строительству двух эскадренных торпедоносцев. Строительство двух подводных лодок было заказано в Англии. Румынские газеты сообщали, что судостроительные верфи в итальянском городе Триесте получили заказ на постройку подводной лодки и плавучей базы для подводных лодок: румыны вели переговоры на строительстве еще нескольких лодок в Италии.
Одновременно с разработкой судостроительной программы, при несомненном участии англичан был разработан план создания базы вблизи города Мангалия (находится в 22 км от военно-морской базы Констанца). До этого военные корабли шли на базу вблизи города Констанца. Но город был открыт с моря и являлся крупным торговым портом. Все это сложно сочеталось с военными судами. Поэтому англичане порекомендовали строить новую базу в другом месте. По завершении стройки в Мангалии, румынский морской флот получил хорошо оборудованные и удобные стоянки для своих судов.
Надо признать, что две свои госпрограммы по строительству военного флота Румыния полностью не смогла выполнить. Например, планы по строительству подводных лодок с треском провалились: к середине 1941 года у Румынии на вооружении была только одна лодка «Delfinul», которую изготовили на итальянских верфях в 1929 году. Англичане румынский заказ не выполнили потому, что не получили из румынской казны те самые миллионы лей, что планировалось направить на создание нового флота. Куда пропали миллионы лей, остается загадкой до сих пор. Но, зная несложную схему обогащения военных чиновников, можно с уверенностью утверждать, что деньги были разворованы, как, впрочем, это обычно бывает.
Что было и что стало
Эскадренные торпедоносцы "Мырешти" и "Мырешешти" после окончания империалистической войны были куплены румынами у Италии. Они достигали значительной скорости хода — 38 узлов. Водоизмещение каждого из них, при полной нагрузке, равнялось 1,723 т. Они могли пройти без заправки 380 миль при скорости хода 35 узлов и 1 700 миль при 15 узлах. На каждом из торпедоносцев было установлено следующее: три 150 мм (40 калибров) зенитных орудия, четыре 76 мм зенитных орудия, а также четыре 45 см. торпедных аппарата. По государственной программе на торпедоносцах поставили по пять 120 мм артиллерийских орудий и торпедные аппараты в 533 мм.
Торпедоносцы типа "Вифор" ("Вифор", "Вартей", "Вижеле", "Сборул", "Налука" и "Змеул") постройки 1913-1915 годов, бывшие австрийские. У них было небольшое водоизмещение — 262 тонны. Они были оснащены 70 мм зенитными орудиями и тремя 45 см. торпедными аппаратами. Однако, на самом деле действительная скорость судов была значительно меньше заявленной и не превышала 21-22 узлов. Это значительно понижало боеспособность. Несмотря на этот факт, большая часть торпедоносцев отправлялась на боевые задания. Причем некоторые из них — "Сборул", "Налука", "Змеул" — использовались в качестве сторожевиков еще и во время второй мировой войны.
В 1920 году Румыния закупила четыре французских мореходных канонерских лодки "Локотенент Лепри Ремус", "Лок. командир Стихи" («Locotenent-commandor Stihi Eugen»), "Сублокотенент Гикулеску", "Капитан Думитреску", относящиеся к классу "авизо": их водоизмещение — 355 тонн (по другим данным — 430 тонн) , скорость хода -15 узлов, двигатели — два дизеля, вооружение — 102 мм орудия. Их тоже использовала, что называется "до потери пульса". Причем румынское командование было прекрасно осведомлено, что "эти канонерки были явно слабее не только советских сторожевиков типа «Ураган», но и тральщиков типа «Трал»" (А.В.Платонов «Черноморский флот в Великой Отечественной войне"). Тем не менее, все имеющиеся канонерки отправляли в боевое плавание и во время второй мировой войны. Справедливости ради стоит отметить, что "уже в ходе войны их вооружение заменили на 88-мм орудие, 37-мм и 20-мм зенитные автоматы" .
Морская авиация была невелика: существовала разведочная группа из шести самолетов, базирующихся в Мангалии, а также гидросамолеты типа "Савойа".
Также в состав военно-речных сил Румынии входили речные мониторы, торпедоносцы типа "Богдан", три речных канонерских лодки и несколько вспомогательных судов (вооруженные пароходы, катера, баржи, плавучие батареи).
Румынские речные мониторы стали советскими
"Несмотря на свой почтенный возраст (мониторы были построены на Австро-Венгерских верфях), они явно превосходили по огневой мощи корабли советской Дунайской флотилии" (А.В. Платонов «Черноморский флот в Великой Отечественной войне").
Самыми мощными из них были "Бассарабия" и "Буковина": водоизмещение — 540-580 тонн; ход — 12-13 узлов, два 120 мм орудия, три 120 мм гаубицы, два 70 мм зенитных орудия, от 6 до 12 пулеметов. Экипаж состоял от 86 до 106 человек.
Четыре других монитора — "Ион К.Братиану", "Михаил Когельничеану", "Александру Лаховари", и "Ласкар Катаргиу" имели водоизмещение 680 тонн, ход — 13 узлов, две 120 мм гаубицы, две 47 мм зенитки, два пулемета. Экипаж — сто человек.
Еще один монитор "Ардеал" — 440 т водоизмещением, ход 13 узлов — был оснащен 120 мм орудиями, двумя 120 мм гаубицами, одной 75 мм зениткой и тремя пулеметами.
Мониторы имели мощные бронированные корпуса: у некоторых мониторов поясная броня доходила до 75 мм толщины.
Ближе ко второй мировой войне мониторы получили новые виды вооружения. Но изначально все мониторы были оснащены именно таким вышеперечисленным оружием.
Любопытно, что у румынских мониторов сложилась счастливая военная судьба: все они сохранились. Правда, экипажи стали русскими. После капитуляции Румынии "с 10 ноября 1944 года трофейные речные мониторы вошли в состав Дунайской военной флотилии под наименованиями: «Азов» («Ион К. Братиану»), «Мариуполь» («Александр Лаховари»), «Бердянск» («Ардеал»), «Измаил» («Буковина») и «Керчь» («Бессарабия»)" (И.И.Черников, "Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. Дунайская военная речная флотилия Советского Союза").
"Ветер... возвращающийся на то место, с которого он начинал дуть"
Сегодня две военно-морские базы — Мангалия и Констанца основными пунктами базирования румынского флота. Но флот снова признают устаревшим. "Состав ВМС: 1 подлодка, 4 фрегата, 4 корвета, 6 ракетных катеров, 5 минных кораблей, 5 артиллерийских катеров на Дунае. Батальон морской пехоты и 1 дивизия береговой обороны. Состояние, как у Болгарии, вооружение старьё, надежда только на помощь НАТО. (Александр Самсонов, "В зоне внимания — Черное море", "Военное обозрение").
Что ж, всё вернулось на круги своя. В энциклопедии это выражение "означает "возвращение чего-либо или кого-либо возвращение на обычное место, в исходное положение. В этом фразеологическом выражении (восходящем к Библии)… имеется в виду ветер, дующий сначала на юг, потом на север и затем вновь возвращающийся на то место, с которого он начинал дуть".
На первом фото: Румынский монитор "Ардеал", который стал советским и получил новое название "Бердянск".
Информация