Проект Standardpanzer. Прототипы танка Leopard 1

18
C середины шестидесятых годов вооруженные силы ФРГ эксплуатировали основной танк Leopard 1. Работы по созданию этой машины начались еще во второй половине пятидесятых. Изначально планировалось, что новый танк пополнит подразделения сразу нескольких стран. Однако идея создания «общеевропейского» танка провалилась, в результате чего основным заказчиком, требования которого учитывались конструкторами, стал Бундесвер.

В середине пятидесятых основу парка танков Западной Германии составляли американские машины M47 и M48. Эта техника в целом устраивала немецких военных, однако требовала замены в среднесрочной перспективе. В то время военная техника развивалась весьма быстрыми темпами, в результате чего не самые новые M47 или M48 должны были окончательно устареть всего за несколько следующих лет. Осенью 1956 года руководство Бундесвера подняло вопрос создания нового танка для замены устаревающей техники. Присоединиться к проекту предложили нескольким зарубежным странам.

В июне 1957 года Германия и Франция подписали договор о создании перспективного танка, получившего обозначение Standardpanzer («Стандартный танк») или Europanzer («Европейский танк»). В 1958 году к программе создания перспективной бронемашины присоединилась Италия. По мере разработки нескольких предварительных проектов, из которых планировалось выбрать самый лучший, участники проекта и заказчики неоднократно вносили коррективы в изначальные требования. Это привело к тому, что в начале шестидесятых годов проект Standardpanzer перестал быть международным. Франция начала разработку собственного проекта AMX-50, исходя из своих требований, а итальянские специалисты занялись своими разработками.

Первоначальный вариант технических требований к перспективному «Стандартному танку» выглядел достаточно интересно. В новых проектах предполагалось учесть ряд особенностей современного вооружения и техники. Перспективная бронемашина должна была иметь боевую массу на уровне 30 т, двигатель мощностью до 900 л.с. (удельная мощность 30 л.с. на тонну) и орудие калибра 90 мм. Также существовали ограничения по удельной нагрузке на грунт и способности преодолевать различные препятствия.

Особый интерес представляют требования к защите машины. Ввиду появления и широкого распространения кумулятивных снарядов, способных пробивать броню большой толщины, Standardpanzer требовалось оснастить сравнительно тонкой гомогенной броней, защищающей от снарядов небольшого калибра. За счет уменьшения уровня защиты предлагалось повысить подвижность, которая в сочетании с высокой огневой мощью должна была обеспечивать достаточную живучесть и эффективность машины на поле боя.

От Германии в программе «Стандартный танк» участвовали три группы предприятий, получившие условные обозначения «A», «B» и «C». Первую группу возглавила компания Porsche, головным предприятием второй стала Rheinmetall, а в третьей главная роль отдавалась фирме Borgward. Участники программы должны были к лету 1959 года представить свои варианты проекта перспективной боевой машины. В дальнейшем планировалось начать строительство прототипов с последующими сравнительными испытаниями.


А1 — с башней для 90-мм орудия



А2 — с башней для 105-мм орудия


В 59-м группа «A» во главе с компанией Porsche представила свой проект перспективного танка, носивший заводское обозначение Model 734. Предлагался танк классической компоновки со сварным корпусом и литой башней. В моторно-трансмиссионном отделении предлагалось установить дизельный двигатель Daimler-Benz MB837 мощностью 670 л.с. Гусеничная ходовая часть машины должна была иметь по шесть опорных катков с независимой торсионной подвеской на каждом борту. В башне планировалось установить нарезное орудие калибра 90 мм. За счет уменьшения толщины брони и плотной компоновки агрегатов боевая масса танка «734» не должна была превышать 33-34 тонны.


B1 — оснащался гидропневматической подвеской


Проект Standardpanzer. Прототипы танка Leopard 1
В2 — с подвеской Dubonet


Группа разработчиков «B», возглавляемая специалистами из Rheinmetall, разработала иной вариант перспективного танка. В общих чертах эта машина была похожа на Model 734 и другие боевые машины того времени, однако отличалась гидропневматической подвеской, башней иной конструкции со сравнительно крупной кормовой нишей, компоновкой некоторых агрегатов и другими особенностями. По своим характеристикам танки групп «A» и «B» были примерно равны.


Прототип Borgward RR EP-1, 1960 г


Компания Borgward, возглавлявшая группу «C», решила внедрить в новый проект массу смелых и оригинальных идей, достойных отдельного рассмотрения. Предложенный танк должен был иметь нестандартную компоновку и необычное вооружение. В передней части корпуса предлагалось поместить четыре шестицилиндровых двигателя общей мощностью 1500 л.с. Через набор редукторов и коробок передач крутящий момент двигателей предлагалось передавать на ведущие колеса в кормовой части корпуса. Для этого вдоль бортов должны были идти карданные валы, соединяющие передние и кормовые агрегаты трансмиссии.

В составе ходовой части предлагалось использовать по пять сдвоенных опорных катков с резиновыми шинами. Для изменения клиренса машину можно было оснастить регулируемой гидропневматической подвеской. По некоторым данным, танк компании Borgward мог бы перемещаться по шоссе без гусениц, для чего передняя и задняя пары опорных катков могли использоваться в качестве управляемых колес.

В средней части корпуса предлагалось поместить боевое отделение, выполненное в виде отдельной капсулы с вооружением и местами экипажа. Трое танкистов должны были располагаться в кормовой части боевого отделения. Их места предлагалось делать неподвижными. В центральной части боевого отделения предусмотрели оригинальную систему установки орудия с автоматикой подачи боеприпасов. Унитарные 90-мм снаряды должны были располагаться в ячейках автомата заряжания, размещенных у бортов боевого отделения. Для управления таким вооружением танк должен был получить набор специального оборудования, в том числе соответствующие прицелы.

Решение о продолжении работ по предложенным проектам предполагалось принять в 1959 году. Заказ на строительство опытных «Стандартных танков» получили компании Porsche и Rheinmetall (группы «A» и «B»). Группа «C» во главе с Borgward осталась без заказа. Предлагаемый ею проект был слишком сложен, а также требовал массы серьезных доработок, вследствие чего было решено отказаться от строительства опытного танка. В дальнейших работах по проекту Standardpanzer от Германии участвовали только две группы предприятий.

В 1960 году предприятия-участники программы построили шесть опытных танков двух моделей. По своим характеристикам, живучести и другим параметрам предложенные танки были примерно равны. Тем не менее, Бундесвер стал склоняться в сторону разработки группы «A». Эта машина выглядела более интересной и, как казалось, имеет большие перспективы. Тем не менее, в ее конструкцию требовалось внести некоторые изменения.

В том же 1960 году стартовали работы второго этапа программы. На этот раз от участников требовалось доработать предлагаемые проекты, а именно исправить выявленные недостатки и изменить состав используемых узлов и агрегатов. Так, толщину лобовой брони требовалось довести до 70 мм, что грозило увеличением боевой массы. Для сохранения характеристик при увеличившейся массе танки должны были получить двигатель Daimler-Benz MB 838 Ca 500 мощностью 830 л.с.

В самом начале 1962 года стартовали испытания 28 опытных Standardpanzer немецкого производства. Группа «A» построила 26 машин, группа «B» – лишь 2. На этом этапе заказчик сохранил свое мнение относительно перспектив предлагаемых проектов. Более удачным по-прежнему считали проект компании Porsche, к этому времени получивший новое название Model 773.


1963: Der Standardpanzer (Prototyp Serie II)


Осенью 62-го Германия приобрела у Великобритании несколько сотен танковых пушек Royal Ordnance L7A1 калибра 105 мм, которые предлагалось использовать на новых танках. Специалисты двух групп предприятий были предупреждены об этом, вследствие чего были разработаны обновленные варианты башен, способные вместить более мощное оружие.

В начале 1963 года Бундесвер принял окончательное решение. Из трех проектов, разработанных в рамках программы «Стандартный танк», был выбран созданный группой предприятий «A». Компании Porsche вновь выдали список необходимых доработок, результатом чего стало появление проекта Model 814. Этот танк отличался от первого «734» конструкцией башни, увеличенным моторно-трансмиссионным отделением (с заделом на использование новых более крупных двигателей), составом оборудования и рядом других черт.

Летом 63-го были заказаны 50 танков «814» так называемой нулевой серии, предназначенной для опытной эксплуатации в войсках. Летом следующего года компания Krauss-Maffei развернула производство заказанной техники. В связи с началом эксплуатации новой боевой машины руководство вооруженных сил выдало ей новое обозначение. Танки нулевой серии получили название Leopard 1. В дальнейшем серийные «Стандартные танки» производились и эксплуатировались именно под названием «Леопард-1».

Танки Leopard 1 строились до восьмидесятых годов. За это время они прошли шесть модернизаций, а также стали основой для нескольких боевых машин иных типов. На протяжении нескольких десятилетий «Леопарды-1» были основным вооружением бронетанковых подразделений ФРГ. В начале восьмидесятых годов началась постепенная замена этих машин более новыми и совершенными Leopard 2.


"Леопард-1" предварительной серии


По материалам сайтов:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://panzertruppe.de/
http://panzerbaer.de/
http://militaryfactory.com/
http://militaryparitet.com/
http://blogtanker.ru/











18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 февраля 2015 07:52
    Как мне кажется танк ранней серии имел явно не достаточное бронирование, 70 мм в лобовой проекции (с учетом приведенной брони так же будет недостаточно). Танк сам себя уничтожал со значительного расстояния.
    1. +12
      5 февраля 2015 08:06
      Слабым бронированием грешили почти все западные танки!Яичные скорлупки с кувалдами)Единственным исключением являлся Чифтен.Англичане как всегда пошли своим путём и создали самую мощную натовскую машину тех времён!С мощной 120 мм пушкой и толстой бронёй hi
      1. АцКиПаПа,
        0
        5 февраля 2015 20:30
        Вообще-то первые "чифы" шли со 105-кой
        1. 0
          6 февраля 2015 00:49
          Не буду вас минусовать,Уважаемый.Все серийные Чифтены были вооружены 120 мм.Погуглите прежде чем что то написать hi
    2. +4
      5 февраля 2015 09:00
      Цитата: ivanzu87
      Танк сам себя уничтожал со значительного расстояния.

      Жертва концепции "маневр лучшая защита" которая в то время преобладала. Но войны на ближнем востоке показали её несостоятельность и появился Лео2...
      1. +3
        5 февраля 2015 15:01
        Цитата: Nayhas
        Жертва концепции "маневр лучшая защита" которая в то время преобладала.

        Сказывалось послевоенное влияние идеи Т-34.
    3. 0
      5 февраля 2015 23:10
      Цитата: ivanzu87
      Как мне кажется танк ранней серии имел явно не достаточное бронирование, 70 мм в лобовой проекции (с учетом приведенной брони так же будет недостаточно).

      И это в то время, когда основной противник Т-54/55 имел лоб в 100, а башню в 200 мм толщиной.
    4. 0
      7 февраля 2015 20:42
      Немецкий танк он такой самый немецкий, не спутаешь
  2. +6
    5 февраля 2015 08:32
    Все-таки немцы в части развития танков всегда искали новые пути, что приносило свои плоды. Да и нереализованные ими идеи часто находили воплощение в других странах, тот же "Кирасир" - явно наследник Borgward RR EP-1.
    1. +2
      5 февраля 2015 09:52
      Согласен, сильный инженерный корпус Германии давал свои плоды.
      1. 0
        5 февраля 2015 11:17
        Германия как и СССР\Россия с 40-х годов были "впереди планеты всей" в производстве танков и других БТ, и без сомнения сильный импульс в развитии и разработке им дала ВОВ, которая несмотря на всё, очень сильно"подстегнула" науку и технологию во всех областях.
  3. +1
    5 февраля 2015 12:42
    Не знаю как вам но мне кажется что корпус и от части башня слизаны с наших 54-к и 55-к.
    1. +1
      5 февраля 2015 14:42
      Тенденция развития танков. Естественный отбор танков так сказать.)
      1. 0
        5 февраля 2015 15:21
        А собственно пантера?Тоже естественный отбор?
        1. 0
          6 февраля 2015 07:11
          В природе очень много тупиковых видов биологических видов. Но разнообразие живых форм позволяет хоть кому то приспособится. Насчет эффективности пантеры можно много спорить. Все что существует все рационально.
      2. 0
        6 февраля 2015 23:28
        Советская школа танкостроения wink
    2. АцКиПаПа,
      0
      5 февраля 2015 20:32
      Эталон- однако.
  4. Крэнг
    0
    5 февраля 2015 15:29
    Цитата: gla172
    Не знаю как вам но мне кажется что корпус и от части башня слизаны с наших 54-к и 55-к.

    Ну так... Меркава это что? Сильно разжиревшая смесь Т-62 и Т-72.
  5. +3
    5 февраля 2015 18:11
    Меркава, отдельный разговор, она заточена под конкретные условия. Мобильность низкая защита высокая. Она больше продолжает традиции Чифтена, а Леопард 1 проектировался по мотивам наших Т-34, но на немецкий лад и в теории должен был неплохо выпиливать Т55.
  6. 0
    5 февраля 2015 22:43
    Интересная концепция с массой около 30 тонн и 90-мм орудием. Явно вдохновлялись Т-34.
  7. +1
    7 февраля 2015 06:06
    Т-34 здесь не при чем. "Леопард-1" создавался по новой бундесверовской концепции - танки должны были обладать высокой оперативной маневренностью, для того чтобы в условиях атомной войны быстро выйти из зон поражения ОМП и нанести контрудар атакующим танковым армадам Варшавского Договора. Для этого танк должен был обладать высокой подвижностью и именно поэтому у него тонкая броня, высокая скорость а мощное вооружение предназначено для надежного поражения советских танков. И вообще бундесвер вплоть до развала СССР представлял собой сплошное панцерваффе - танковая бригада входила даже в состав горнопехотной дивизии и на кой черт в горах танки - ктобы объяснил. Кстати французский АМХ-30 являлся выражением той-же концепции танкостроения (тонкая броня, высокая скорость и маневренность, мощное вооружение). Британцы со своим "Чифтен" (который изначально получил мощную нарезную 120-мм пушку L-11) выражал другую концепцию - поражение бронетанковой техники противника с недосягаемых для последнего расстояний и способности легко выдерживать ответный огонь, маневренность и подвижность ставилась на второе место после защиты и огневой мощи. Именно поэтому и "Чифтена" была очень мощная броня и низкая скорость (у модификации Мк.1 всего 40 км/час максималки по шоссе, на поле боя существенно ниже) - это была так сказать реинкарнация "вермахтовского" "Тигра" на новом техническом (но не концептуальном) уровне.
  8. 0
    7 февраля 2015 16:08
    Танковые конструкторы , что в ФРГ, что в ССР шли одними путями. И внешне машины получались похожими. Танковые ТТХ тоже близки. Но во многом наши танки были по боевым возможностям интересней. А уж по количеству ежегодно построенных в СССР - вне конкуренции am