Варшаве не нравится, что в России польский "Тухоль" считают концлагерем, а "Освенцим" называют "Освенцимом"
Однако претензия польской стороны к устоявшему в России названию «Освенцим» оказалась не единственной. Заместитель польского посла в Российской Федерации Ярослав Ксёнжек заявил о том, что российский историк неправомерно использует термин «польские концлагеря» в отношении лагерей, на территории которых в начале 20-х годов прошлого века, содержались пленные красноармейцы.
Из письма представителей польского посольства в редакцию упомянутого выше ресурса:
Вот как? «Не соответствует исторической правде», и в период с 1918 по 1939 «такие лагеря не существовали»? Интересное заявления польского посольства в России. Но если «не существовали», то как же тогда, господа польские дипломаты, вы назовёте «учреждение», действовавшее в независимой Польской республике с 1934 года в городке Берёза-Картузская (ныне Брестская область Белоруссии), которое в документах такого человека как Юзеф Камаль-Курганский (один из комендантов) проходило не иначе как концентрационно-изоляционный лагерь? В лагерь в Берёзе-Картузской попадали и те, кого принято называть политическими заключёнными (в частности, оппоненты г-на Пилсудского – в т.ч. польские коммунисты), так и представители украинского и белорусского сопротивления, еврейские политические активисты, а также немецкие военнопленные (в первые дни Второй мировой). Одним из узников концлагеря в Берёзе-Картузской являлся, например, Роман Шухевич – тот самый, на которого сегодня молится Украина, и на поклонение которому украинскими неонацистами и киевскими властями по иронии судьбы закрывают глаза в Варшаве.
Из материалов «МОПР в Западной Белоруссии (1923-1939)», автор Т.А.Лугачёва, Гродно, 2001 г.:
Лагерь имел проволочные ограждения с пулемётными вышками по периметру. Арестанты носили полотняную одежду с круглой полотняной шапочкой, на ногах — деревянные башмаки. В небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключённые не садились, пол постоянно поливался водой. Им запрещалось разговаривать. Уделом узников была изнурительная работа и голодный паёк. Жестокое обращение со стороны лагерной администрации было нормой.
По данным историков, через концентрационный лагерь в Берёзе-Картузской прошли не менее 10 тысяч человек – цифра весьма условна, так как в сентябре 1939 года администрация лагеря уничтожила почти все лагерные документы.
Если в период с 1918 по 1939 годы, по заявлениям польской стороны, на территории Польши концентрационные лагеря отсутствовали, то чем же тогда, по версии Варшавы, являлся лагерь в городе Тухоль, где сгинули (по самым скромным оценкам) 22 тысячи (по другим оценкам – свыше 60 тыс.) пленных бойцов Красной Армии. Польские историки сообщают, что в Тухоле погибли «лишь» 2 тысячи красноармейцев. А что – понятие «концентрационный лагерь» связано исключительно с тем, какое количество человек в нём погибло? Или смерть 2-х тысяч красноармейцев в этом лагере как-то оправдывает Варшаву и то, что Польша в своё время отказывалась подписывать даже такой документ как обязательства по линии Красного Креста по отношению к военнопленным? Руки польских надзирателей в Тухоле были развязаны, а потому у тысяч бойцов РККА фактически не оставалось шансов.
Дмитрий Офицеров-Бельский приводит фрагмент из записок узника Тухоля по фамилии Каликин (Госархив РФ):
Неужели же для этой "чести" необходим был Тухоль? Итак, мы приехали в Тухоль и расселились по железным баракам. Наступили холода, а печи не топились за неимением дров. Через год 50 процентов находившихся здесь женщин и 40 процентов мужчин заболели, главным образом, туберкулёзом. Многие из них умерли. Большая часть моих знакомых погибла, были и повесившиеся.
Если Тухоль - это не концлагерь, то что тогда?
Из исторического определения концентрационного лагеря:
термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:
военнопленных и интернированных во время войны;
политических заключенных при некоторых диктаторских режимах, во внесудебном порядке;
лиц, лишенных свободы по национальному или иному признаку;
заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации;
предназначенных к ликвидации в лагерях уничтожения в нацистских государствах.
Есть факты и внесудебного порядка, и большого числа военнопленных, и лишения свободы по национальному признаку (как в той же Берёзе-Картузской). Польская сторона может сколько угодно твердить о том, что это никакие не концлагеря, пытаясь спрятать очевидное за фокусами с переиначиванием истории, но все эти попытки скрыть реальные факты выдают в польских дипломатах нынешнего поколения исторических вандалов. Не нужно забывать и о том, что при постоянных заявления о «расправе советских спецслужб над десятками тысяч польских офицеров в Катыни» польская сторона даже слышать не хочет о возведении памятника красноармейцам, загубленным в том же Тухоле. «Кладбище» сгинувших в этом лагере воинов РККА сегодня и на кладбище-то не похоже – участок земли где-то в районе цементного завода и стока для нечистот… Это при учёте того, что Катынский мемориал Россия не только открыла, но и ведёт работу по его содержанию и уходу. Польская сторона про Тухоль и слышать не хочет.
Ещё один отрывок из письма польского посольства:
Ну, это уж, простите, полный бред. В конце концов, это уж личное дело каждого из россиян, что и с чем ассоциировать. Если глава польской дипломатии Схетына считает, что двери этого лагеря открыли украинцы, так как фронт был Украинским, и в МИД Польше эту позицию активно поддерживают, то претензии относительного того, как в России должны называть лагерь смерти в Освенциме, официальная Варшава должна оставить при себе. Семьдесят лет называли лагерь Освенцимом, и при этом ни у кого даже мысли не возникало считать этот лагерь «польским», и тут вдруг – «директива» от польского посла об "Аушвице" - получите, распишитесь! Поучите-ка лучше истории и вопросам терминологии своего "историка" Схетыну или расскажите о том, что делают польские наёмники в составе украинских карательных батальонов в Донбассе!..
Информация