Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)
Свой немалый вклад в создание новой югославской БМП внесли французские специалисты из компании "Испано-Сюиза", поэтому по своей конструкции, компоновке и основным характеристикам машина и представляла собой нечто среднее между советской БМП-1 и французской АМХ-10Р, но она имела и свои отличительные особенности. В ходовой части использовались некоторые элементы бронетранспортера М60Р.
Боевая машина пехоты М80 имела классическую для этого типа машин компоновку. В носовой части корпуса размещены моторно-трансмиссионное отделение (справа) и отделение управления (слева). Позади механика-водителя находится место командира машины, имеющее свой собственный люк и оборудованное дневным/ночным прибором наблюдения. Командирская башенка может вращаться на 360 градусов. В средней части установлена одноместная башня, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним в корме машины расположены места для десанта. Корпус сварен из стальных бронелистов, имеющих рациональные углы наклона.
В боевом отделении оборудовано рабочее место наводчика-оператора и установлены бортовое вооружение с приводами наведения и приборами наблюдения и прицеливания, боеукладка пушки и ПТРК, баллоны системы противопожарного оборудования. Основное вооружение БМП — 20-мм автоматическая пушка М55 (производится в Югославии по лицензии "Испано-Сюиза") с боекомплектом в 400 выстрелов, способная вести борьбу с легкой бронетехникой противника, а также с низколетящими целями. Бронебойный снаряд способен пробить 20-30 мм брони на дальности до 800 м. С пушкой спарен 7,92-мм пулемет M-53, его полный боекомплект — 2250 патронов. В задней части башни оборудована сдвоенная пусковая установка ПТУР 9М14М "Малютка" с полуавтоматическим наведением по проводам (советского производства), еще две ракеты находятся в укладке в боевом отделении, перезарядка осуществляется вручную через люк наводчика-оператора в крыше башни. Комбинированный дневной/ночной бесподсветочный прицел находится в левой части башни. Головка прицела может поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет использовать его в качестве зенитного. В десантном отделении размещены посадочные места для 7 стрелков, имеющие индивидуальные перископические приборы наблюдения. Амбразуры для стрельбы из автоматов оборудованы вентиляторами отсоса пороховых газов и гильзоуловителями. Посадка десанта в машину и высадка из нее производятся через две герметично закрываемые двери в кормовом листе. Еще два люка размещены в крыше десантного отделения.
Двигатель HS-115-2 мощностью 191 кВт, главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке. Также в один блок объединены элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель. Доступ в МТО для обслуживания и ремонта осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом бронелистах. БМП имеет максимальную скорость передвижения по шоссе до 58 км/ч, запас хода при этом составляет 500 километров.
В ходе серийного производства на М80 был установлен новый более мощный двигатель FAMOS-10B-003 (мощн.235 кВт), что позволило увеличить удельную мощность машины и, соответственно, скорость, которая составила 65 км/ч по шоссе и 7,8 км/ч на плаву. Эта модификация получила обозначение М80А.
БМП выпускалась в следующих модификациях:
— М80А (новый двигатель);
— М80А KB/KC (машина управления);
— M80А SPA (30-мм спаренная ЗСУ);
— M80А LT (самоходный ПТРК);
— M80A SAN (санитарная машина);
— M80A MOS (миноукладчик);
— SAVA (самоходный ЗРК с ЗУР "Стрела-10М2J").
По оценкам экспертов было выпущено около 900-1000 БМП всех модификаций: 450 М-80 и 500 М-80А.
В 1978 году в Румынии было закуплено 40 колесных бронетранспортеров ТАВ-71М-румынского варианта советского БТР-60ПБ, но со значительно более мощной двигательной установкой с французскими 140-сильными двигателями Saviem 797-05 , увеличенным углом возвышения башенных пулеметов, что позволяло использовать их для обстрела воздушных целей, а также рядом других мелких изменений. Поставки были осуществлены двумя партиями в 1980 и 1981 г.г. Впрочем на вооружении ЮНА бронетранспортеры продержались недолго и были переданы полиции.
В 1982 году для замены устаревших американских 105-мм самоходных гаубиц М-7 "Прист" в СССР было закуплено 100 122-мм самоходных гаубиц 2С1 "Гвоздика", поставленных в 1983 году.
Одновременно было поставлено около 100 машин управления артиллерией 1В13, 1В14, 1В15 и 1В16, а также РЛС наземной артиллерийской разведки "СНАР-10" на базе МТ-ЛБ.
Еще в конце 70-х югославской фирмой TAM из Марибора (Словения) на базе советской БРДМ-2 было разработано семейство колесных бронеавтомобилей BOV. Все варианты бронеавтомобиля имеют одинаковую компоновку: в передней части располагается отделение управления, затем боевое отделение, а за ним — моторно-трансмиссионное. Впереди находятся места водителя и командира. Над их сиденьями в крыше корпуса имеются люки. Бронеавтомобили оснащались шестицилиндровыми дизельными двигателями с воздушным охлаждением F 6L 413F мощностью 148 л. с., позволяющими развивать скорость до 95 км/ч. Двигатели производились по лицензии из ФРГ. Коробка передач ручная, пять скоростей для движения вперед и одна — назад. Броневая защита состояла из стальных пластин толщиной 8 мм. Основными задачами машины были борьба с диверсантами, защита важных объектов и противодействие беспорядкам.
Бронеавтомобиль выпускался в нескольких вариантах:
BOV-1 — противотанковый бронированный автомобиль. Также известен как POLO M-83.
Оснащен двумя контейнерами с тремя пусковыми установками модернизированных ПТУР 3М14 "Малютка", выпускаемых в Югославии по лицензии, в каждом. Контейнеры установлены на смонтированной на крыше боевого отделения вращающейся башне. Изнутри корпуса перезарядка пусковых установок невозможна.
Внешний вид бронеавтомобиля немного изменился — вместо рубки, имеющейся у десантного варианта, была установлена башня с пусковыми установками ПТУР. Перед люком водителя находится три смотровых прибора и один перед люком командира. Причем сами люки находятся в верхней части переднего наклонного бронелиста.
BOV-1 создавался как замена устаревшим советским ПТРК 2П27 "Шмель", поставленным еще при Тито и в качестве дополнения к ПТРК 9П122 и 9П133 "Малютка", поставленным из СССР.
BOV-3 — версия БТР противовоздушной обороны. При разработке было принято решение оснастить её лицензионным вариантом орудия Испано-Сюиза HS804 — пушкой M55 A4B1. Скорострельность — 750 выстрелов в минуту. Дальность эффективной стрельбы по наземным целям — 2000 метров, по воздушным — 1500 метров. Значительным недостатком ЗСУ было размещение магазинов на 60 снарядов каждый сверху пушек. Таким образом, как и в случае с BOV-1, перезарядка изнутри невозможна. Остальной боезапас из 22 магазинов находился в башне. Она оснащена оптическим прицелом J-171.
BOV-30 — прототип БТР противовоздушной обороны с двойной монтируемой 30-мм пушкой. В массовое производство не пошёл, было произведено только несколько экземпляров.
BOV-М — бронетранспортёр для сил милиции. Эта версия вооружена дымовым гранатомётом и пулемётом 7,62-мм и 12,7-мм.
BOV-SN — версия автомобиля скорой помощи.
BOV-VP — бронетранспортёр военной полиции. Также известен как M-86. Бронетранспортер с десантным отделением на восемь человек, не учитывая командира и водителя. В кормовой части расположены две двери для десантирования. Вооружение — 12,7 мм пулемет, открыто установленный на крыше боевого отделения. По бортам находится по три пусковых установки дымовых гранат BDK-79. Боекомплект — 12 гранат. В Югославской народной армии BOV-VP использовался в подразделениях МВД и военной полиции.
С 1981 года из СССР, а возможно из ЧССР в Югославию начались поставки танка Т-72. Всего было поставлено 93 Т-72М (90 T-72M и 3 T-72MK).
Танк так, понравился югославам, что решено было развернуть их лицензионное производство для замены танков всех остальных типов. Лицензионный танк, выпускавшийся с 1983 года, на заводе им. Джуро Джаковича (г.Славонски-Брод, Хорватия), получил индекс М-84. По разным данным изготовлено от 500 до 700 единиц. Корпус, бащня, ходовая часть, двигатель, трансмиссия и вооружение танка принципиальным изменениям не подверглись и в целом соответствуют Т-72. Основные отличия М-84 от прототипа обусловлены использованием комплектующих собственной разработки. Прицел-дальномер ТПД-2-49 и ночной прицел наводчика ТПН-1 заменены на комбинированный прицел-дальномер наводчика DNNS-2 , вместо командирского прибора ТКН-3 установлен командирский прибор DNKS-2. В отделении управления установлен ночной бесподсветочный перископический прибор механика-водителя PPV-2. Установлена система коллективной защиты DRHT, система управления огнем SUV-M84, средства связи и внутренней коммутации югославского производства. Мощность двигателя доведена до 1000 л. с. Таким образом, югославский танк М-84 по своим характеристикам был вполне сопоставим с современными танками третьего поколения (как западного производства М-1 Abrams, Leopard-2, AMX-40, так и советского Т-80).
Танк выпускался в следующих модификациях:
-M-84А — базовая модификация. Принята на вооружение югославской армией в 1984 году. Оснащалась двигателем В-46-6 мощностью 780 л.с.
-M-84А — модернизированный М-84 с двигателем В-46-6ТК мощностью 1000 л.с. Выпускался с 1988 по 1991 год.
-M-84АБ — модернизация М-84 с установкой новой СУО SUV-M-84, состоит на вооружении армии Кувейта.
-M-84AI – БРЭМ, по-сути польская WTZ-3 югославской постройки на шасси M-84A. Было намечено построить 15 машин для Кувейта, однако есть данные, что ни одной из них построить так и не успели. Был изготовлен один прототип, который сейчас эксплуатируется в СВ Сербии.
В середине 1989 года Кувейт заказал 170 танков M84AB, 15 БРЭМ и 15 командирских машин, однако поставки были прерваны в связи с агрессией Ирака. Около 80 танков были переправлены в Саудовскую Аравию, где ими вооружили несколько частей кувейтской армии. В феврале 1991 года эти танки принимали участие в операции "Буря в пустыне". после окончания войны югославы продолжили выполнение контракта, который окончательно сорвался уже с распадом Югославии. Всего в Кувейт было поставлено 149 танков М-84. В настоящее время на вооружении армии Кувейта осталось 78 M-84 в войсках и около 75 единиц на хранении.
Дальнейшим развитием М-84 должен был стать основной боевой танк M90 Vihor. Разработка началась в середине 80-х, и перед конструкторами была поставлена цель создать новую боевую машину, которая бы смогла заменить М-84... Но тут Югославия распалась и от проекта остались лишь два прототипа. Впрочем хорваты использовали наработки по M90 Vihor при создании своего танка М-95 "Дегман", но это уже другая история...
Нельзя не вспомнить и еще одну интересную югославскую машину, хотя она к бронетехнике и не относится-самоходное орудие NORA-B со 152-мм орудием с длиной ствола 45 в калибров. Само артиллерийское орудие ставилось на открытую движущуюся платформу, хотя впоследствии для него установили дополнительный орудийный щит. В качестве шасси использовался грузовой внедорожник FAP 2832. Аэродинамические показатели снарядов позволяли повысить дальность стрельбы до 39 км при помощи газогенераторов, что считалось высочайшим достижением югославской военной промышленности 1980-х годов.
Парад Югославской народной армии 9 мая 1985 года:
По материалам сайтов:
http://samlib.ru
http://shushpanzer-ru.livejournal.com
http://www.tankfront.ru/allies/jugoslavija/april1941.html
http://stef124.tripod.com/,
http://www.vojska.net/
http://srpsko.fastbb.ru/
http://m1kozhemyakin.livejournal.com/4580.html
Информация