Экспорт истребителей Dassault Rafale: один контракт есть, два ожидаются
16 февраля индийское издание Business Standard, ранее неоднократно публиковавшее новости о ходе переговоров, огласило новые подробности сложившейся ситуации. Со ссылкой на неназванного представителя индийского военного ведомства утверждается, что военные уже рассматривают возможный отказ от дальнейших переговоров и закупки французских самолетов. Главная причина этого – неприемлемо высокая стоимость предлагаемой техники. Ранее компания Dassault была готова продавать истребители по 65 млн долларов США за единицу, однако год назад цены значительно выросли. Теперь каждый самолет обойдется заказчику примерно в 120 миллионов. Таким образом, общая стоимость партии из 126 истребителей Rafale превысит все разумные пределы. С учетом расходов на эксплуатацию в ходе жизненного цикла затраты достигнут 30 млрд долларов.
Также зарубежная пресса сообщает, что вместо французских истребителей Индия может приобрести технику у другой страны. Рассматривается возможность подписания нового контракта на строительство истребителей Су-30МКИ, созданных в России и производимых по лицензии на индийских предприятиях. Так, в середине января министр обороны Индии Манохар Паррикар отметил, что российский самолет является сильным конкурентом французского. Тем не менее, окончательное решение по этому вопросу еще не принято.
На фоне сообщений индийской прессы появились заявления российских авиастроителей. 17 февраля пресс-служба корпорации «Иркут» рассказала о планах на 2015 год. До конца текущего года корпорация должна завершить поставки всех комплектующих, заказанных Индией ранее. В течение 2015 года индийская компания Hindustan Aeronautics Limited должна получить последние из 222 заказанных комплектов для сборки истребителей Су-30МКИ. Таким образом, в течение нескольких следующих месяцев будет завершено выполнение очередного контракта на строительство российской авиационной техники.
Одновременно с этим руководство «Рособоронэкспорта» сделало заявление, касающееся возможного продолжения военно-технического сотрудничества с Индией. По словам заместителя генерального директора компании Сергея Гореславского, которого цитирует РИА Новости, возможно появление нового контракта на поставку дополнительной партии истребителей Су-30МКИ, которые уже состоят на вооружении индийских ВВС в достаточно большом количестве. Российская сторона готова к появлению подобного соглашения, однако для его появления необходимо соответствующее решение индийского руководства. Запрос от него пока не поступал.
Напомним, переговоры Индии и Франции по вопросу поставки 126 истребителей Dassault Rafale продолжаются с начала 2012 года, когда французский самолет был объявлен победителем тендера MMRCA. За прошедшее время стороны так и не смогли прийти к согласию и подписать контракт. По имеющимся данным, подписанию соглашения мешают несколько разногласий. Сначала сообщалось о невозможности договориться относительно порядка производства и сопровождения техники. Индия хотела получить сравнительно небольшую партию самолетов французского производства, а далее развернуть строительство «Рафалей» на своих заводах. Франция не согласилась на это, поскольку предлагаемый контракт подразумевал предоставление гарантии не только на «французские», но и на «индийские» самолеты. По ряду причин компанию Dassault не устроил такой порядок сопровождения.
Сравнительно недавно, в начале прошлого года, появилась новая проблема, на этот раз финансового характера. Французские авиастроители почти в два раза повысили стоимость своей продукции, вследствие чего военно-воздушным силам Индии пришлось бы серьезно увеличить вложения в обновление своей материальной части.
Последние новости о возможном отказе от контракта в сочетании с событиями в Европе привели к появлению новой версии, призванной объяснить действия индийского руководства. Франция в течение нескольких последних месяцев по политическим причинам отказывается передавать России заказанный ранее и построенный универсальный десантный корабль типа Mistral. Судьба второго корабля этого типа так же пока остается под вопросом. Таким образом, нельзя исключать, что Индия более не видит смысла в заключении сделки с поставщиком, который может в любой момент отказать в передаче заказанной техники. Тем не менее, такая версия выглядит менее правдоподобной, чем указанные выше.
Следует отметить, что текущая ситуация вокруг нового контракта одинаково невыгодна как французской, так и индийской стороне. Компания Dassault до недавнего времени не имела экспортных контрактов на истребители Rafale, а Индия нуждается в достаточно большом количестве современных самолетов. Известно, что для обеспечения требуемой боеспособности и эффективного противостояния с Пакистаном ВВС Индии должны располагать 45 эскадрильями различного состава. В настоящее время в их составе имеется только 25 эскадрилий, причем больше половины этих подразделений оснащено устаревшими самолетами, которые будут списаны в ближайшем будущем.
Таким образом, сложившаяся ситуация не слишком приятна для обеих сторон, а поиск выхода из нее может быть связан с серьезными затруднениями. В среду в индийском Бангалоре стартовал авиасалон Air India 2015. Возможно, в ходе этого мероприятия будут сделаны какие-либо заявления относительно затянувшихся переговоров по многострадальному контракту.
Договор о поставке «Рафалей» Индии должен был стать первым экспортным контрактом этого самолета. Тем не менее, переговоры затянулись на три года, из-за чего первым стало иное соглашение. 16 февраля Франция и Египет подписали сразу пять контрактов на поставку различного вооружения и техники. В обозримом будущем египетские военные получат 24 истребителя Rafale (16 двухместных Rafale B и 8 одноместных Rafale C) модификации F3 с партией управляемого вооружения, а также фрегат Normandie типа FREMM и вооружение для него. За самолеты Франция получит около 3,5 миллиарда евро (порядка 145 млн евро за единицу) и 700 миллионов будет уплачено за авиационное вооружение. Фрегат вместе с подготовкой личного состава и сервисным обслуживанием обойдется плательщику в 950 миллионов, вооружение для него – в 400 миллионов.
Большой интерес представляет структура финансирования этих закупок. Так, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты в порядке помощи дружественному Египту должны внести депозит в 10 млрд долларов. С целью скорейшей поставки заказанного вооружения и техники половина контракта будет оплачена за счет кредита трех французских банков. Первый платеж по контракту может состояться до конца февраля или в начале марта.
Контракты подразумевают передачу техники в течение нескольких ближайших лет. При этом фрегат «Нормандия», в настоящее время проходящий испытания, и первые три истребителя Dassault Rafale должны быть переданы египетским военным уже во второй половине 2015 года. По некоторым данным, эту технику покажут заказчику уже в начале августа, во время церемонии открытия реконструированного Суэцкого канала. Основные поставки начнутся позже и будут продолжаться до конца десятилетия.
Специфической особенностью первого экспортного контракта на поставку самолетов Rafale является порядок финансирования сделки и выбора товара. Фактически самолеты для ВВС Египта покупаются на деньги Саудовской Аравии и ОАЭ, эти же страны принимали активное участие в выборе новой техники для дружественного государства. Таким образом, новый контракт появился не в результате полноценного тендера, однако он стал знаковым событием в истории французского истребителя.
Франция надеется, что подписание контракта с Египтом благотворно скажется на дальнейшей судьбе самолета «Рафаль». В настоящее время Париж ведет переговоры с Катаром, предметом которых являются истребители этого типа. Одновременно с этим наиболее значимый контракт имеет сомнительное будущее, поскольку Франция все еще не может договориться с Индией, а последняя, похоже, рассматривает возможность отказа от дальнейших переговоров.
На данный момент дальнейшая судьба производства самолетов Dassault Rafale выглядит неоднозначно. Имеется контракт на 24 самолета для Египта (как минимум, три первых машины будут переданы из состава ВВС Франции), а в ближайшем будущем может появиться аналогичное соглашение с Катаром. При этом самый крупный и ожидаемый контракт на 126 самолетов пока не подписан, а его будущее вызывает вопросы. Одновременно с этим на горизонте появился возможный договор между Индией и российскими авиастроителями, в соответствии с которым может быть построена дополнительная партия истребителей Су-30МКИ. Что будет дальше – неизвестно. На данный момент существует только один твердый контракт, на который может рассчитывать компания Dassault. Два других, представляющих не меньший интерес, пока под вопросом.
По материалам сайтов:
http://business-standard.com/
http://economictimes.indiatimes.com/
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Информация