Дальний истребитель сопровождения. Проект. Сухой. СССР. 1948 г.

5
Дальний истребитель сопровождения. Проект. Сухой. СССР. 1948 г.


В конце 1948 года в ОКБ Сухого было завершено предварительное эскизное проектирование двухместного истребителя сопровождения под турбовинтовой двигатель ВК-2.

В пояснительной записке к проекту отмечалось, что: «Вопрос создания истребителей сопровождения для дальних бомбардировщиков типа Ту-4 до настоящего времени не мог быть решен ввиду отсутствия подходящего двигателя. В связи с намеченным выпуском в 1949 году ТВД ВК-2, появляется техническая возможность для постройки такого истребителя с дальностью полета 5000 км и максимальной скоростью 800 км/ч. Эта скорость, хотя и уступает скорости современного реактивного истребителя, однако будет достаточна для истребителя сопровождения, т.к. последний должен вести бой в основном на маневре, не отрываясь далеко от сопровождаемой группы. Маневренность истребителя сопровождения с двигателем ВК-2, несмотря на сравнительно большой вес (8 т у цели), не будет уступать маневренности нормального истребителя с реактивным двигателем. Это объясняется тем фактом, что на больших скоростях маневренность будет определяться в основном удельной нагрузкой на крыло и мощностью двигателя.
В предлагаемом проекте истребителя сопровождения размещаются два пилота. Это дает возможность основному пилоту прийти к цели с более свежими силами, и кроме того, второй пилот может оказать существенную помощь в боевой обстановке...».

При боевом использовании истребителя сопровождения предполагалось, что большая часть маршрута будет проходить на высоте 12000 м. Встреча с сопровождаемыми бомбардировщиками планировалась на удалении 300-500 км от цели на высоте 10000 м. В этом случае техническая дальность полета достигала 5000 км. При сопровождении на протяжении всего маршрута на высоте 10000 м, дальность полета снижалась до 4500 км.
Согласно эскизному проекту, самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом.
Фюзеляж овального сечения, в передней части которого устанавливался турбовинтовой двигатель. Спереди и сзади кабины летчиков размещались топливные баки. В центроплане, под полом кабины летчиков находился отсек основных опор шасси, а также третий топливный бак.


В хвостовой части фюзеляжа располагалось оборудование. Герметическая кабина летчиков была оборудована катапультируемыми креслами. Управление самолетом - дублированное.
Крыло свободнонесущее, трапециевидной формы в плане с удлинением, равным 7,5. Под законцовками крыла крепились дополнительные топливные баки.
Оперение, включающее стабилизатор с рулями высоты и киль с рулем поворота, крепились в хвостовой части фюзеляжа.
Силовая установка состояла из ТВД ВК-2, мощностью 4200 л.с, с удельным расходом топлива 0,135 кг/л.с.ч. Отвод газов осуществлялся через два реактивных сопла, расположенных по бортам фюзеляжа, за крылом.
Вооружение самолета состояло из двух неподвижных пушек НР-23, установленных в крыле, с суммарным боезапасом 400 патронов.
Шасси - трехопорное с хвостовым колесом. Колеса основных опор убирались вдоль размаха в носок центроплана, и хвостовое колесо - в хвостовую часть фюзеляжа.
Кабина пилотов оснащалась стандартным набором пилотажно-навигационных приборов (дублированных). Аэронавигация осуществлялась при помощи АРК-5 и автоштурмана. Для облегчения длительного пилотирования устанавливался автопилот. Связь с землей обеспечивали две радиостанции: УКВ - «Клен», КВ - РСБ-5.

Основные расчетные характеристики истребителя сопровождения:
длина самолета, мм – 13 350
размах крыла, мм – 16 200
площадь крыла, м2 - 35
масса самолета, кг пустого – 5 770, макс.взлетная – 10 000
максимальная скорость самолета, км/ч у земли - 715, на Н=10 000 м - 800
время виража, с на Н=1000 м - 18 на Н=5 000 м - 26
практический потолок, м -14 000
время набора Н=10 000м, мин. — 9
дальность полета, км на Н=12 000м, Vкр.=550 км/ч - 5000,
на Н= 10 000м, Vкр.=480 км/ч – 4 500
длина разбега, м (без ускорит.) - 650


Проект был передан на рассмотрение командованию ВВС, в ноябре 1948 года зам. председателя АТК ВВС ВС СССР генерал-майор ИАС Н.А.Жемчужин докладывая Главкому ВВС свои соображения по предложению П.О.Сухого, отметил: «... По данным проекта т. Сухого, предлагаемый им истребитель сопровождения не имеет преимуществ перед машиной Пашинина с АШ-73ТК и ТРД РД-45, которая строилась по плану 1947-48 гг. и решением Совета Министров была прекращена постройкой.
Создание истребителя сопровождения с этими данными вряд ли целесообразно, хотя и с другой двигательной группой…».

Истребитель Пашина в серию не пошел и данных о нем нет. А истребитель Сухого так и остался в эскизах. Хотя машина выглядела очень перспективной для ВВС СССР не только, как дальний истребитель сопровождения, а и как дальний разведчик (дальность 5 000 км) и особенно как высотный барражирующий перехватчик ПВО (практическая высота 14 000 м(!)).
По всей видимости, это был последний проект винтового одномоторного истребителя советских ВВС.
27 ноября 1949 г. решением МАП СССР конструкторское бюро П.О.Сухого в составе завода 134 было расформировано.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 сентября 2011 08:59
    Классная машина, спасибо автору, не знал о существовании такого проекта.
    Конечно у машины имеются свои достоинства, но - большая часть маршрута будет проходить на высоте 12000 м.Значит и возможность боестолкновения на таких высотах имеет место, а на такой высоте турбореактивный двигатель приоритетнее турбовинтового следовательно по формуле Покрышкина Скорость Огонь Маневр сопровождение бомберов за реактивными истребителями, но в чьих интересах было принято решение о расформировании коллектива?
    1. Ягуар
      +3
      22 сентября 2011 11:51
      Или был бы как американский собрат
      "Применяемые наземным персоналом стандартные защитные наушники совершенно не помогали. Неудивительно - ведь звук, производимый винтомоторной установкой, был слышен с расстояния 35 км! Находящийся на аэродроме персонал даже на расстоянии нескольких сотен метров от XF-84H с включенным двигателем испытывал недомогание, головокружение, были случаи обмороков и даже приступов эпилепсии. Один из пилотов фирмы "Рипаблик", выполнив один полет на новом самолете, наотрез отказался от дальнейшего участия в программе, и все остальные полеты совершил Генри Биэрд."
      http://www.airwar.ru/enc/xplane/xf84h.html
      1. +3
        22 сентября 2011 11:59
        Согласен, тупиковая ветка
  2. 0
    27 декабря 2011 04:34
    Здесь так же пожалуйста в ссылке уберите noindex
  3. Робертос
    0
    9 января 2014 14:35
    Удивительно красивый самолет, но конечно несколько запоздалый.