Носители мира

32
Ракетные войска стратегического назначения

В силу своего геостратегического положения Советский Союз, а затем и Россия основной упор в формировании структуры СЯС традиционно делали и делают на их наземную составляющую. Ведущая роль РВСН в стратегической ядерной триаде определяется не только их превалированием по количеству развернутых носителей (более 60 процентов) и числу ядерных боезарядов (до двух третей от суммарного количества), но и высочайшей оперативной готовностью к выполнению боевых задач, всепогодностью их решения и устойчивостью управления в условиях возможного противодействия агрессора.

В состав РВСН входят три ракетные армии (РА): 27-я гвардейская (штаб во Владимире), 31-я (штаб в Оренбурге) и 33-я гвардейская (штаб в Омске). На конец 2014 года в их составе имелось 12 ракетных дивизий, на вооружении которых находилось в общей сложности около 400 пусковых установок (ПУ) ракетных комплексов (РК) шахтного и мобильного базирования. Количество развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) – порядка 350 единиц с размещенными на них примерно 1200 ядерными боезарядами (ЯБЗ). До 96 процентов этой ударной группировки содержится в готовности к немедленному применению.

Шахтный РК «Воевода» разработан в КБ «Южное» (Днепропетровск). Его развертывание производилось в 1988–1992 годах. МБР РС-20В (Р-36М2, SS-18) – двухступенчатая жидкостная ракета со стартовой массой 211,1 тонны (тяжелого класса), может нести до 10 ЯБЗ (существует также вариант моноблочной ракеты), дальность стрельбы – до 11 тысяч километров, при оснащении моноблочной головной частью – до 16 тысяч километров. Производство осуществлялось на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске. Первоначальный гарантийный срок эксплуатации РС-20В – 15 лет. В настоящее время осуществляется комплекс мероприятий по ее сохранению в группировке РВСН до 2022 года. С лета 2014-го КБ «Южное» и другие украинские предприятия выведены из кооперации, обеспечивающей техподдержку РК «Воевода». Ныне головным предприятием является Государственный ракетный центр имени академика Макеева (Миасс, Челябинская область).

Шахтный РК «Стилет» разработан в Научно-производственном объединении машиностроения (Реутов, Московская область). Его развертывание производилось в 1979–1984 годах. МБР РС-18 (УР-100Н УТТХ, SS-19) – двухступенчатая жидкостная ракета со стартовой массой 105,6 тонны, может нести до шести ЯБЗ, дальность стрельбы – до 10 тысяч километров. Производство осуществлялось на Машиностроительном заводе имени Хруничева (Москва). Первоначальный гарантийный срок эксплуатации РС-18 составлял 10 лет. В настоящее время он продлен до 35 лет. Комплекс мероприятий по поддержанию РК «Стилет» в технической готовности позволит, как предполагается, сохранить этот комплекс в группировке РВСН до 2019 года.

Носители мира


Подвижный грунтовый РК «Тополь» разработан в Московском институте теплотехники. Его развертывание производилось в 1985–1992 годах. МБР РС-12М (SS-25) – трехступенчатая твердотопливная ракета со стартовой массой 45 тонн, несет один ЯБЗ, дальность стрельбы – до 10 500 километров. Производство осуществлялось на Воткинском машиностроительном заводе (Удмуртия). Первоначальный гарантийный срок эксплуатации РС-12М – 10 лет. В настоящее время он продлен до 25 лет. Проводятся мероприятия по его увеличению еще на два года, что позволит сохранить РК «Тополь» в группировке РВСН до 2019-го.

Шахтный РК «Тополь-М» также разработан в Московском институте теплотехники. Его развертывание производилось в 1997–2012 годах. МБР РС-12М2 (SS-27) – трехступенчатая твердотопливная ракета со стартовой массой 47,2 тонны, несет один ЯБЗ, дальность стрельбы – до 11 500 километров. Производство ракет осуществлялось на Воткинском машиностроительном заводе. Первоначальный гарантийный срок эксплуатации РС-12М2 составляет 15 лет. В настоящее время развертывание шахтного РК «Тополь-М» прекращено, но проводится комплекс мероприятий по сохранению его в группировке РВСН до конца следующего десятилетия.

Подвижный грунтовый РК «Тополь-М» является мобильной модификацией шахтного РК «Тополь-М». В его составе используется модифицированная МБР РС-12М1 с теми же ТТХ, что и у МБР РС-12М2. Развертывание подвижного грунтового РК «Тополь-М», начало которому было положено в 2006 году, также прекращено. Предполагается сохранить этот комплекс в группировке РВСН до начала 30-х годов нынешнего столетия.



Московский институт теплотехники разрабатывал и подвижный грунтовый РК «Ярс», развертывание которого началось в 2010 году. МБР РС-24 (SS-29) – трехступенчатая твердотопливная ракета со стартовой массой 46,5 тонны, может нести до шести ЯБЗ, дальность стрельбы – до 10 500 километров. Производство осуществляет Воткинский машиностроительный завод. Первоначальный гарантийный срок эксплуатации РС-24 – 15 лет. Считается, что подвижный грунтовый РК «Ярс» сохранится в группировке РВСН до середины 2030-х.

Шахтный РК «Ярс» – стационарная модификация подвижного грунтового РК «Ярс». Его развертывание в Козельской ракетной дивизии началось в 2014 году. Он оснащается той же МБР, что и подвижный грунтовый РК «Ярс». Можно ожидать, что РК «Ярс» сохранится в группировке РВСН до конца 30-х годов нынешнего столетия.

Морские стратегические ядерные силы

МСЯС формируют бльшую часть потенциала глубокого ответного удара СЯС России, поскольку им априори присуща повышенная живучесть благодаря высокой скрытности действий при нахождении в море. Слабыми сторонами МСЯС, причем не только российских, считаются уязвимость ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) при нахождении в пунктах базирования, а также низкая надежность доведения до них приказов централизованного боевого управления в подводном положении. К тому же вследствие произошедшего в 1999–2010 годах значительного ослабления потенциала сил общего назначения Военно-морского флота (ВМФ) России российским РПКСН в океанских просторах присуща существенно меньшая боевая устойчивость, чем аналогичным американским подводным лодкам с баллистическими ракетами (ПЛАРБ).

РПКСН, оснащенные корабельным ракетным комплексом (КРК) с баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ), входят в состав двух российских флотов – Северного и Тихоокеанского (штабы в Североморске Мурманской области и Владивостоке соответственно).



По состоянию на конец 2014 года в составе ВМФ России находилось 12 РПКСН четырех типов: два – проекта 667БДР («Кальмар»), шесть – проекта 667БДРМ («Дельфин»), один – проекта 941У («Акула») и три – проекта 955 («Борей»). Все подводные крейсеры проектов 667БДР и 667БДРМ и один проекта 955 («Юрий Долгорукий») имели баллистические ракеты на борту (всего 144 развернутых БРПЛ с размещенными на них более 400 ЯБЗ).

Разработку всех РПКСН проводило центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург), а их строительство осуществляло Северное машиностроительное предприятие (Северодвинск).

Два РПКСН проекта 667БДР входят в состав дивизии атомных подводных лодок командования подводными силами Тихоокеанского флота (ТОФ), которая базируется в Вилючинске (бухта Крашенинникова, полуостров Камчатка). Подводные крейсеры этого типа введены в состав ВМФ в 1976–1982 годах (всего построено 14 единиц). Они вооружены КРК Д-9Р с 16 ПУ БРПЛ РСМ-50 (Р-29РКУ, SS-N-18) разработки Конструкторского бюро машиностроения (Миасс, Челябинская область). В настоящее время КБ носит название Государственный ракетный центр имени академика Макеева. БРПЛ РСМ-50 – двухступенчатая жидкостная ракета со стартовой массой 35,3 тонны, может нести до трех ЯБЗ, дальность стрельбы – до 6500 километров. Производство осуществлялось на Красноярском машиностроительном заводе. Планируется, что РПКСН проекта 667БДР в ближайшие несколько лет выведут из боевого состава ТОФа.

Шесть РПКСН проекта 667БДРМ входят в состав дивизии атомных подводных лодок командования подводными силами Северного флота (СФ). Это соединение базируется в поселке Гаджиево (бухта Ягельная, Кольский полуостров). РПКСН проекта 667БДРМ введены в состав ВМФ в 1985–1991 годах (всего построено семь единиц). Они вооружены КРК Д-9РМ с 16 ПУ БРПЛ РСМ-54 (Р-29РМУ, SS-N-23) разработки Конструкторского бюро машиностроения. БРПЛ РСМ-54 – трехступенчатая жидкостная ракета со стартовой массой 40,3 тонны, может нести до четырех ЯБЗ, дальность стрельбы – до 8300 километров. Ракеты изготовлялись на Красноярском машиностроительном заводе. В 1999-м возобновлено их производство в модернизированном варианте, известном как «Синева». В 2012 году испытана, а в начале 2014-го принята на вооружение усовершенствованная модификация БРПЛ РСМ-54, получившая название «Лайнер». Эта ракета способна нести до 10 ЯБЗ малой мощности. Информация о ее развертывании на РПКСН проекта 667 БДРМ отсутствует.

РПКСН проекта 941 (тяжелого класса) введены в состав ВМФ в 1981–1989 годах (всего построено шесть единиц). Они вооружены КРК Д-19 с 20 ПУ БРПЛ РСМ-52 (Р-39У, SS-N-20) разработки Конструкторского бюро машиностроения. БРПЛ РСМ-52 – трехступенчатая твердотопливная ракета со стартовой массой 90 тонн, способна нести до 10 ЯБЗ на дальность до 8300 километров. Снята с вооружения по истечении срока эксплуатации в 2004 году. К настоящему времени из шести построенных РПКСН проекта 941 пять выведены из состава ВМФ. Исключение составляет головной РПКСН «Дмитрий Донской», который переоборудован для использования в качестве испытательной платформы для отработки БРПЛ РСМ-56 («Булава»). Он известен как подводный крейсер проекта 941У и приписан к Северодвинской военно-морской базе.

Три РПКСН проекта 955, носящие названия «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», введены в состав ВМФ в 2013–2014 годах. Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» входит в состав СФ, а подводные крейсеры «Александр Невский» и «Владимир Мономах» приписаны к ТОФу, но временно базируются в поселке Гаджиево. Их межфлотский переход к месту постоянного базирования в Вилючинске спланирован на лето-осень этого года. Крейсеры вооружены КРК с 16 ПУ БРПЛ РСМ-56 (Р-30, SS-NX-32) разработки Московского института теплотехники. БРПЛ РСМ-56 – трехступенчатая твердотопливная ракета со стартовой массой 36,8 тонны, может нести от 6 до 10 ЯБЗ, дальность стрельбы при оснащении шестью боеголовками – 9300 километров, десятью – 8000 километров. Производство осуществляется на Воткинском машиностроительном заводе.

В настоящее время в состав сил постоянной готовности входит только подводный крейсер «Юрий Долгорукий».

С учетом того что все РПКСН проекта 667БДРМ прошли в недавнем прошлом восстановительный капитальный ремонт с перевооружением на новые БРПЛ «Синева» и что в состав ВМФ уже введены три РПКСН проекта 955, на сегодня оснащенность МСЯС современными образцами вооружения оценивается на уровне 56 процентов.

Авиационные стратегические ядерные силы

АСЯС по праву считаются гибким средством как глобального, так и регионального ядерного сдерживания. Такими возможностями не обладают никакие другие компоненты стратегической ядерной триады. Слабой стороной российских АСЯС является ограниченность аэродромов базирования тяжелых бомбардировщиков (ТБ) и самолетов-заправщиков.

По состоянию на конец 2014 года в боевом составе стратегической авиации России насчитывалось 66 ТБ: 11 бомбардировщиков Ту-160 и 55 Ту-59МС. Все они, как и полк самолетов-заправщиков Ил-78М, входят в состав командования дальней авиации Военно-воздушных сил (ВВС). Местами постоянного базирования ТБ являются авиабазы в городе Энгельсе Саратовской области и поселке Украинка Амурской области, а самолетов-заправщиков – авиабаза в Рязани.



В Энгельсе дислоцируются полк ТБ Ту-160 и ТБ Ту-95МС, а в Украинке – два полка ТБ Ту-95МС. На этих базах складировано 200–300 ядерных крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности, предназначенных для установки на ТБ. Общий запас ядерных КРВБ для ТБ с учетом хранящихся на арсеналах 12-го Главного управления Минобороны России – около 800 единиц.

Разработка всех ТБ проведена Конструкторским бюро имени Андрея Туполева.

Серийное производство ТБ Ту-95МС осуществлялось в 1984–1991 годах на авиационном заводе в Куйбышеве (в настоящее время «Авиакор»). Этот бомбардировщик представляет собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом, стреловидным оперением и трехстоечным шасси с носовым колесом. Максимальная взлетная масса – 185 тонн. Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей НК-12МП (каждый мощностью 15 000 л. с.). Максимальная скорость полета – 910 километров в час, крейсерская – 800 километров в час. Практический потолок полета – 12 000 метров. Экипаж – семь человек. Ударное вооружение бомбардировщика в варианте Ту-95МС6 состоит из шести ядерных КРВБ Х-55, которые размещаются в бомбоотсеке на многопозиционной катапультовой установке (МКУ). Вариант бомбардировщика, обозначаемый как Ту-95МС16, способен дополнительно нести до 10 КРВБ Х-55, размещаемых на пилонах под крыльями самолета. Но при этом его дальность полета значительно уменьшается – с 10 500 до 6500 километров без дозаправки в воздухе.

Серийное производство ТБ Ту-160 осуществлялось в 1984–1992 годах на авиационном заводе в Казани (в настоящее время Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова). В 1999-м возобновлено штучное производство этого бомбардировщика (выпущено два самолета в 2000 и 2008 годах). ТБ Ту-160 представляет собой самолет, планер которого выполнен по нормальной аэродинамической схеме с интегральной компоновкой центроплана. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, в том числе на малых высотах в режиме следования рельефу местности. Шасси имеет управляемую двухколесную носовую и две шестиколесные основные стойки. Максимальная взлетная масса – 275 тонн. Силовая установка состоит из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей НК-32 (каждый мощностью 25 000 л. с.), которые размещены в двух мотогондолах под неподвижными частями крыльев, а также имеется бортовая вспомогательная силовая установка. Максимальная скорость полета – 2200 километров в час, крейсерская – 2000 километров в час. Практический потолок полета – 15 000 километров. Дальность полета без дозаправки в воздухе с максимальной боевой нагрузкой – 10 500 километров, с нормальной боевой нагрузкой – до 14 000 километров. Экипаж – четыре человека. Ударное вооружение включает 12 ядерных КРВБ Х-55СМ, которые размещаются на двух МКУ по шесть единиц в двух внутрифюзеляжных бомбоотсеках.

КРВБ Х-55 (РКВ-500А, AS-15А) разработана машиностроительным конструкторским бюро «Радуга» (Дубна, Московская область). Максимальная дальность полета до цели – 3500 километров. Производство ракет с 1983 года осуществлял Дубнинский машиностроительный завод. Разработан также вариант ракеты Х-55СМ (РКВ-500Б, AS-15B), обладающей повышенной дальностью полета за счет установки дополнительных топливных баков. В 1999 году проведены испытания модернизированного варианта ракеты, ставшего известным как Х-555 (представляет собой неядерную КРВБ, которой могут оснащаться ТБ Ту-160).

По договору СНВ-3

В настоящее время строительство и развитие СЯС России осуществляется с учетом тех ограничений, которые наложены российско-американским Договором СНВ-3 2010 года, вступившим в силу 5 февраля 2011-го. Согласно статье II этого договора каждая из сторон сокращает свои межконтинентальные баллистические ракеты и пусковые установки, баллистические ракеты подводных лодок и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ), боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и ядерные вооружения ТБ таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу договора и в дальнейшем до истечения срока его действия суммарные количества не превышали 700 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми ТБ; 800 единиц для развернутых и неразвернутых ПУ МБР, ПУ БРПЛ и ТБ.

Согласно последнему обмену уведомлениями (на 1 сентября 2014 года) суммарно у России имелось 911 единиц развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений, у США – 912. Из них развернутых носителей: у России – 528 единиц с засчитываемыми за ними 1643 боезарядами, у США – 784 единицы с засчитываемыми за ними 1642 боезарядами.

Такое соотношение свидетельствует о том, что в настоящее время СЯС России сохраняют баланс по боевым возможностям в отношении стратегических наступательных сил США. Вместе с тем для того, чтобы соответствовать к 5 февраля 2018 года планке в 700 единиц развернутых носителей, России приходится решать сложнейшую двуединую задачу: выводя из боевого состава СЯС носители с выработанным эксплуатационным ресурсом, вводить взамен такое количество новых, которое не только компенсировало бы эти потери, но и покрыло образовавшуюся на 1 сентября 2014 года разницу более чем в 170 единиц от установленного Договором СНВ-3 уровня для развернутых носителей. США существенно проще выполнять условия Договора СНВ-3: им предстоит сократить излишнее количество носителей и снять с оставшихся развернутых носителей избыточное число боезарядов.

В течение 2013–2014 годов президент России Владимир Путин провел серию совещаний с руководящим составом Минобороны и представителями ОПК по вопросам состояния и развития Вооруженных Сил. Большое внимание уделялось обсуждению и выработке мер, реализация которых при посильных для государства затратах обеспечит способность нашей страны осуществлять надежное ядерное сдерживание любого агрессора. Президент дал целевые установки в отношении количественно-качественных характеристик ядерных сил страны на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

Основополагающие документы и указания Верховного главнокомандующего позволяют сформулировать три основных направления перспективного строительства СЯС до 2020 года. Во-первых, создание и развертывание новых ракетных комплексов (РК) наземного и морского базирования, модернизация существующих тяжелых бомбардировщиков (ТБ), что должно обеспечить доведение доли перспективных и современных вооружений в составе компонентов СЯС до 90–95 процентов, а по ряду типов – до 100. Во-вторых, это разработка и создание для стратегических носителей перспективного оснащения со специализированными боевыми блоками и эффективными средствами преодоления противоракетной обороны (ПРО). И, наконец, третье направление – совершенствование системы централизованного управления СЯС с обеспечением гарантированного доведения приказов до стратегических носителей в любой обстановке.

Только современные и перспективные

Совершенствование и повышение боевых возможностей группировки РВСН связано c созданием перспективных РК и наращиванием темпов ввода в эксплуатацию современных комплексов.

Ввод в состав Нижнетагильской, Новосибирской и Козельской ракетных дивизий в 2014 году трех ракетных полков, перевооруженных на РК «Ярс», с постановкой их на боевое дежурство позволил увеличить долю современных РК в группировке РВСН до 50 процентов. В 2015-м предусмотрено продолжить перевооружение вышеуказанных ракетных дивизий на РК «Ярс», а также начать развертывание этого РК в мобильном варианте в Йошкар-Олинской ракетной дивизии. В дальнейшем темпы перевооружения на РК «Ярс» тех ракетных дивизий, которые ныне вооружены РК «Тополь» и РК «Стилет», планируется существенно повысить с тем, чтобы завершить этот процесс к концу 2020 года.

Что касается перспективных РК, то в настоящее время ведутся три опытно-конструкторские работы (ОКР) по их созданию.

В рамках одной из этих ОКР завершается разработка подвижного грунтового РК «Ярс-М» с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) РС-26. Эта твердотопливная ракета разработана Московским институтом теплотехники на базе МБР РС-24. Она оснащается разделяющейся головной частью с маневрирующими боеголовками. Принятые при создании МБР РС-26 прорывные конструкторские решения вкупе с использованием нанотехнологий и высокоэнергетического топлива обеспечили существенное снижение массогабаритных характеристик. Это в свою очередь позволило уменьшить размеры и вес снаряженной самоходной пусковой установки, благодаря чему РК «Ярс-М» получил отличные маневренные характеристики и проходимость. Принятие на вооружение РК «Ярс-М» запланировано в 2015 году, а с 2016-го начнется его развертывание в Иркутской ракетной дивизии.

По другой ОКР («Сармат») кооперацией российских промышленных предприятий во главе с Государственным ракетным центром имени Виктора Макеева ведется разработка шахтного РК с жидкостной МБР тяжелого класса. Это будет качественно новый РК с характеристиками, превосходящими по многим параметрам РК «Воевода». В частности, МБР станет обладательницей более высокой энергетики, чем МБР РС-20В. Это позволит ей гарантированно преодолевать создаваемую американцами ПРО, в том числе за счет возможности поражать цели не только по энергетически оптимальным траекториям с жесткими, а следовательно, прогнозируемыми азимутами подлета, но и с различных направлений, включая доставку маневрирующих боеголовок через Южный полюс. В настоящее время завершено проектирование МБР и в целом РК. Выпущена конструкторская и технологическая документация, начато изготовление составных частей РК, узлов и агрегатов МБР. Проводится их экспериментальная обработка. Предполагается, что летно-конструкторские испытания МБР начнутся во второй половине следующего года. Принятие РК на вооружение возможно в 2018–2020 годах. Он будет развертываться в Домбаровской и Ужурской ракетных дивизиях, которые ныне вооружены РК «Воевода».

Третья ОКР («Баргузин») во главе с Московским институтом теплотехники нацелена на разработку боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Этот мобильный РК воплотит в себе положительный опыт эксплуатации своего предшественника – БЖРК 15П961, созданного в советские времена и выведенного из эксплуатации в 2005-м. Но воссоздаваемый БЖРК должен значительно превосходить его по целому ряду характеристик. Считается, что МБР, которой оснастят этот РК, будет сделана на базе РС-24. Если это так, то габаритовесовые характеристики этой ракеты позволят ей без проблем вписаться в стандартный рефрижераторный вагон с четырьмя колесными парами. В конце 2014 года завершено эскизное проектирование создаваемого БЖРК, начата разработка конструкторской документации. Ожидается, что отработка БЖРК с проведением летно-конструкторских испытаний МБР, которой его оснастят, завершится в 2018 году с последующим принятием на вооружение не позднее 2020-го.

Таким образом, к 2021 году в группировке РВСН будут находиться только современные и перспективные РК двух видов базирования: шахтные (РК «Тополь-М», РК «Ярс» и РК с МБР тяжелого класса) и мобильные (РК «Тополь-М», РК «Ярс», РК «Ярс-М» и БЖРК). При этом все МБР, которыми оснастят РК «Тополь-М», РК «Ярс», РК «Ярс-М» и БЖРК, относятся к одному семейству твердотопливных ракет, первой из которых стала МБР РС-12М. Лишь МБР тяжелого класса будет жидкостной ракетой.

«Борей» с продолжением

Группировку морских стратегических ядерных сил (МСЯС) планируется обновить коренным образом за счет ввода в боевой состав Северного флота (СФ) и Тихоокеанского флота (ТОФ) дополнительного количества ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) типа «Борей». Из существующих РПКСН проекта 667БДРМ сохранятся только те, которые обладают запасом эксплуатационного ресурса после 2020 года, а РПКСН проекта 667БДР выведут из состава подводных сил ТОФа.

В настоящее время на стапелях производственного объединения «Северное машиностроительное предприятие» ведется строительство трех РПКСН модернизированного проекта 955А: «Князь Владимир» (заложен в июле 2012-го), «Князь Олег» (июль 2014-го), «Генералиссимус Суворов» (декабрь 2014-го). Эти РПКСН отличаются от первых трех РПКСН проекта 955 обводами корпуса и рубки лодки, а также лучшей акустикой и меньшей шумностью.


Фото: wikipedia.org


Всего же по плану развития МСЯС предусмотрено строительство серии из восьми РПКСН типа «Борей». Два последних подводных крейсера этой серии (в облике 955А) заложат в 2015 году. Это позволит ввести их в строй к 2020-му и тем самым полностью реализовать ГПВ-2020 в части, касающейся наращивания боевых возможностей группировки МСЯС.

Следует заметить, что РПКСН типа «Борей» не уступают лучшим мировым образцам, а по ряду характеристик и превосходят их. Так, максимальная глубина погружения РПКСН типа «Борей» составляет 450 метров, а американской подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» – менее 400 метров, максимальная скорость подводного хода РПКСН типа «Борей» – 29 узлов, ПЛАРБ типа «Огайо» – 26 узлов.

После 2020 года, как заявил гендиректор центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» Игорь Вильнит, предусмотрено дальнейшее совершенствование РПКСН типа «Борей».

Один ударный тип

В отношении авиационного компонента СЯС запланирована модернизация всего парка существующих ТБ, а также разработка перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) и авиационных средств поражения нового поколения.

Модернизацию ТБ Ту-160 осуществляет Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени Горбунова, а ТБ Ту-95МС – авиационный завод «Авиакор». Как заявил командующий ДА генерал-лейтенант Анатолий Жихарев, на всех самолетах, подвергаемых модернизации, не только заменят морально устаревшие узлы и агрегаты, но и установят новые двигатели и системы вооружения, которые обеспечат применение перспективных образцов авиационных средств поражения. Это позволит увеличить срок службы самолетов, повысить их боевые возможности.

В 2014 году в боевой состав ДА введены семь модернизированных ТБ Ту-160 и Ту-95МС, а также два усовершенствованных дальних бомбардировщика Ту-22М3. Гособоронзаказом на 2015 год предусмотрена модернизация 12 самолетов с сохранением в дальнейшем этого графика – по 12 единиц в год.

Самолеты-заправщики Ил-78М в настоящее время проходят выборочный восстановительный ремонт с заменой выработавших эксплуатационный ресурс узлов и агрегатов. В ближайшей перспективе планируются поставки в ДА модернизированного Ил-78М2-90А, а во второй половине десятилетия – нового стратегического самолета-заправщика, создаваемого на базе Ил-96-400Т.

Расширенные возможности вышеуказанных образцов позволят увеличить дальность действия ударных авиационных комплексов.

С разработкой ПАК ДА дело обстоит следующим образом. В августе 2009 года Минобороны России заключило трехгодичный контракт с КБ имени Туполева на научно-исследовательскую работу (НИР) по разработке аванпроекта ПАК ДА, защита которого состоялась в 2012-м. В марте 2013 года утвержден эскизный проект, предусматривающий создание самолета по схеме «летающее крыло». Он будет дозвуковым с дальностью полета без дозаправки в воздухе до 15 тысяч километров, с широким спектром вооружений в ударном арсенале.

ПАК ДА придет на замену не только ТБ Ту-95МС и Ту-160, но и дальнего бомбардировщика Ту-22М3. То есть в перспективе у ДА будет один тип ударного самолета, что позволит снизить эксплуатационные затраты.

Государственный контракт на выполнение ОКР по созданию ПАК ДА заключен с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) в конце 2013 года. Сформирована кооперация входящих в ОАК предприятий во главе с КБ имени Туполева с минимальным привлечением сторонних исполнителей. Ожидается, что первые самолеты для проведения испытаний появятся в 2019-м, а на вооружение поступят в 2025 году.

Что же касается информации относительно разработки новых крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности для ТБ, то она скудна и во многом противоречива. Достоверно можно утверждать только то, что машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» реализует проект, цель которого – создание двух новых КРВБ большой дальности – Х-101 и Х-102. Обе ракеты, являющиеся дальнейшим развитием заложенной при создании КРВБ Х-55 концепции, предполагается максимально унифицировать, а все различия коснутся лишь их боевого оснащения: у КРВБ Х-101 будет осколочно-фугасная боевая часть, а у КРВБ Х-102 – ядерная. Возможны также варианты оснащения КРВБ Х-101 фугасной, объемно-детонирующей и кассетной боевой частью.

Весной 2012-го Анатолий Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Минобороны упомянул, что ВВС получили на вооружение новую КРВБ большой дальности. В сентябре того же года в СМИ появилась другая информация. Со ссылкой на тогдашнего первого заместителя министра обороны Александра Сухорукова утверждалось, что в течение ближайших месяцев в ДА поступит КРВБ повышенной дальности. Но вплоть до настоящего времени официальных сообщений о принятии на вооружение КРВБ Х-101/Х-102 не было.

Проведенная оценка отрывочных сообщений о разработке КРВБ Х-101/Х-102, появившихся в СМИ в 2013–2014 годах со ссылками на анонимные источники, позволяет предположить, что эти ракеты все еще проходят цикл испытаний. Имевшие место сообщения о включении в гособоронзаказ 2012 и 2013 годов закупки небольших партий КРВБ Х-101/Х-102 (в количестве до 20 единиц) следует, вероятнее всего, расценивать как приобретение ВВС экспериментальных партий для последующей апробации в составе модернизируемых ТБ Ту-95МС и Ту-160.

В отношении тактико-технических характеристик КРВБ Х-101/Х-102 имеется следующая информация: длина ракеты – около 7,5 метра, стартовая масса – 2200–2400 килограммов, максимальная скорость полета – 250–270 метров в секунду, предельная дальность – 5000–5500 километров. Ракеты оснащены автономной оптико-электронной корреляционной системой и интегрированным приемником системы ГЛОНАСС, а на конечном участке траектории их движения задействуется оптико-электронная ГСН. Все это обеспечивает возможность полета на предельно малых высотах (30–70 м) с огибанием рельефа, что значительно затрудняет их обнаружение радарами на фоне подстилающей поверхности, а также позволяет достичь высокой точности попадания в цель.

Если вышеприведенные характеристики КРВБ Х-101/Х-102 соответствуют реальности, то оснащение этими ракетами ТБ Ту-95МС и Ту-160 значительно повысит их боевые возможности и придаст им способность поражать цели на расстояниях, позволяющих самолетам не входить в зону ПВО противника.

Приоритетная во всех отношениях

Повышение уровня боевой мощи СЯС в значительной степени зависит от качества управления ими. По словам начальника ГШ ВС РФ генерала армии Валерия Герасимова, задача по созданию перспективной системы централизованного боевого управления СЯС для Минобороны России является приоритетной во всех отношениях.

Первым реальным шагом в этом направлении стало появление в 2014 году Национального центра управления обороной (НЦУО) Российской Федерации, который был поставлен на боевое дежурство 1 декабря. В составе НЦУО отдельно выделен Центр управления СЯС, предназначенный для применения ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства страны. Считается, что этот центр позволяет существенно сократить время на принятие и реализацию решений в чрезвычайных условиях.

Другая первоочередная задача – завершение разработки и принятие на вооружение Единой космической системы (ЕКС) раннего предупреждения и боевого управления, которая создается по ГПВ-2020. В ее составе планируется иметь орбитальную группировку из 10 специализированных космических аппаратов (КА) нового поколения (ОКР «Тундра») и модернизированные командные пункты, обеспечивающие управление орбитальной группировкой, прием, обработку и передачу специальной информации потребителям в автоматическом режиме. При этом новые КА станут многофункциональными: они не только способны надежно определить факт старта любых баллистических ракет и отследить траектории их полета, но и благодаря размещенной на их борту связной аппаратуре составят космический сегмент автоматизированной системы боевого управления СЯС. Через них в считаные секунды можно передать приказ президента Российской Федерации – Верховного главнокомандующего ВС РФ на ответные действия СЯС.

Как заявил в конце прошлого года заместитель командующего войсками космического командования Войск ВКО генерал-майор Александр Нестечук, в 2015-м спланирован запуск первого КА для формирования орбитальной группировки ЕКС. Полноценная же орбитальная группировка, по его словам, начнет функционировать в 2018 году.

Это позволит в разы повысить своевременность обнаружения ракетного нападения на Россию, надежность и оперативность доведения приказов централизованного боевого управления на ответные действия СЯС в самой неблагоприятной ситуации.

Контрольные цифры

Выполнение вышеперечисленных планов (программ) строительства и развития СЯС потребует серьезных усилий федерального правительства не только в части ресурсного, прежде всего финансового и кадрового обеспечения, но и модернизации ОПК. С последним мы явно запаздываем. Как следствие образовался недопустимый разрыв между теми передовыми инженерными решениями, которые закладываются в разрабатываемые вооружения, и производственными возможностями ОПК. Если этот разрыв оперативно не ликвидировать, все благие намерения по оснащению СЯС перспективными образцами вооружения повиснут в воздухе.

И второе. С учетом складывающейся негативной ситуации в экономике России, чреватой повторением кризиса 2008–2009 годов и даже более серьезными последствиями, нельзя исключать того, что намеченные планы строительства и развития СЯС могут быть подвергнуты существенной корректировке. При этом представляется весьма важным сохранить потребные объемы финансирования для выполнения НИОКР по созданию перспективных образцов стратегических наступательных вооружений, поступившись объемами серийного производства. Их сравнительно легко можно увеличить после выхода экономики страны из кризисного состояния, а вот замедление либо хуже того – замораживание НИОКР крайне пагубно скажется на перспективах СЯС.

Не станет критичным для национальной безопасности и то обстоятельство, если Россия к 2018 году не сможет достичь паритета с США по количеству стратегических наступательных вооружений. Исходя из проведенных российским экспертным сообществом оценок представляется вполне приемлемым иметь в СЯС России к этому сроку 530–570 развернутых носителей и около 1550 размещенных на них боезарядов. Структура этой ударной группировки может быть такой: 300–320 развернутых РК с МБР, оснащенных 900–940 боеголовками; 11–12 РПКСН со 176–192 развернутыми БРПЛ и 530–560 боеголовками на них; 54–58 развернутых ТБ с засчитываемыми за ними 54–58 боезарядами.

Нет сомнений, что к 2018 году в США будет 700 развернутых носителей с 1550 боезарядами. Кроме того, американцы станут обладателями большего, чем у россиян, так называемого возвратного потенциала стратегических наступательных вооружений. Но это превосходство не окажет существенного влияния, поскольку возвратным потенциалом ни одна из сторон российско-американского Договора СНВ-3 не сможет воспользоваться. К 5 февраля 2021 года – моменту истечения срока действия договора – Россия в любом случае приблизится к планке в 700 развернутых носителей, которая им установлена.

Этим самым будет обеспечено поддержание потенциала СЯС РФ на уровне, обеспечивающем возможность решения задачи нанесения неприемлемого ущерба любому агрессору, и как следствие – стратегического его сдерживания от развязывания войны против нашей страны и ее союзников в любых условиях военно-стратегической обстановки.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    26 февраля 2015 14:26
    РВСН с ядерной начинкой - пожалуй основная причина, что нас еще не бомбят. Фактор мира. Могут, так сказать, и в Америку попасть.
    1. +2
      26 февраля 2015 14:27
      СЯС мы им устроим стратегический паритет! am
      1. +5
        26 февраля 2015 15:07
        Обожаю это "имя" "Воевода",и как трепет запад, это слово "САТАНА"!
        1. +2
          26 февраля 2015 16:38
          Хорошая статья. Приятно сознавать, что есть чем ответить.
          1. -7
            26 февраля 2015 17:30
            Цитата: dobrjak
            Хорошая статья.

            Для кого написана эта "хорошая статья"? Показать свою информированность или чтобы очередная "многодетная домохозяйка" позвонила к примеру в посольство Венесуэлы?
            1. +1
              26 февраля 2015 17:40
              Я уже писал проблема не в "домохозяйке", а в идиоте или идиотах, что возбудили дело против неё. На психиатрическое обследование её и дело с концом, так же и с этой статьёй всё это общедоступная информация и ничего крамольного в ней нет.
              1. 0
                27 февраля 2015 02:28
                Практический потолок полета – 15 000 километров

                Нихренасе!

                (а вы хоть статью-то читали?)
    2. TribunS
      0
      26 февраля 2015 23:01
      Вспомнилось известное к теме...
  2. +1
    26 февраля 2015 14:26
    России нужно проводить исследования в области производства антиматерии. В случае успеха боевые заряды станут меньше и легче, как следствие время доставки заряда сократится и перехватывать их станет сложнее. Существующие ракеты практически достигли предела технического совершенства. Дальше только революционный подход.
    1. Комментарий был удален.
      1. +2
        26 февраля 2015 14:38
        Пока производство антиматерии обходится очень дорого(самая дорогая субстанция, 1 грамм 10 триллионов долларов). Нужно искать способы более дешевого производства. Где то читал что нужно где то несколько граммов антиматерии чтобы слетать на марс и вернуться. КПД 100%. Буквально тысячные доли грамма антиматерии при аннигиляции, по мощности как несколько мегатонн(могу ошибаться с количеством)
        1. 0
          26 февраля 2015 16:27
          Цитата: Лт. запаса ВВС
          Нужно искать способы более дешевого производства.

          Пожалуйста, можно посмотреть в сторону получения и хранения атомарного водорода, его на рекомбинации хватит, чтобы самолет слетал на Луну и обратно
    2. +7
      26 февраля 2015 14:31
      Цитата: Лт. запаса ВВС
      России нужно проводить исследования в области производства антиматерии. В случае успеха боевые заряды станут меньше и легче


      нафига тогда с ЯО заморачиваться... можно америку сделать меньше и легче laughing
      1. +2
        26 февраля 2015 15:09
        Цитата: vorobey
        нафига тогда с ЯО заморачиваться... можно америку сделать меньше и легче

        Филигранное "замечание"!!!
    3. +2
      26 февраля 2015 14:55
      Цитата: Лт. запаса ВВС
      России нужно проводить исследования в области производства антиматерии. В случае успеха боевые заряды станут меньше и легче, как следствие время доставки заряда сократится и перехватывать их станет сложнее.

      Сейчас не существует ни технологии, ни даже теоретических основ хранения антиматерии. Те атомы, которые удаётся создать в ускорителях элементарных частиц мгновенно аннигилируют - по их аннигиляции и судят, сколько же этих атомов удалось получить.
      К тому же стоимость этих полученных единичных атомов просто запредельная. Так что оружие на этом принципе вряд ли удастся создать в ближайшие 100 лет.
      А вот модернизация существующих вооружений себя вовсе не исчерпала. Новые высокоэнергетические виды топлива, новые типы ядерных зарядов, новые системы и способы прорыва ПРО - по этим направлениям ещё можно работать и работать!
      Как говорили древние - Si vis pacem, para bellum - хочешь мира — готовься к войне».
      1. +1
        26 февраля 2015 15:06
        Где то читал высказывание главного конструктора кб производящее Ярсы, он сказал что в Ярсе достигнут предел очистки твёрдого топлива, дальше уже некуда. Нужно что то революционно другое придумывать для повышения разгонных характеристик. Про житкотопливные ракеты, тоже ничего лучше гиптила не придумали. Вряд ли получится в ближайшее время открыть новый элемент таблицы менделеева, который будет обладать лучшими энергетическими характеристиками чем существующие на сегодняшний день.
        Антиматерию пытались хранить в магнитной ловушке, но не долго. Нужно продолжать исследования. А насчёт 100 лет помнится Альберт Эйнштейн на вопрос когда появятся первые атомные электростанции? сказал через 100 лет, а они появились значительно раньше его прогноза.
        1. +4
          26 февраля 2015 15:34
          Цитата: Лт. запаса ВВС
          Где то читал высказывание главного конструктора кб производящее Ярсы, он сказал что в Ярсе достигнут предел очистки твёрдого топлива, дальше уже некуда. Нужно что то революционно другое придумывать для повышения разгонных характеристик.

          Уже придумано. На ВО уже писали про новое топливо для КР, содержащее частицы алюминия - горящий алюминий существенно повышает температуру горения и даёт много энергии. В чистой паре амил-гептил этого и близко нет (хотя амил-гептил используется в "чистых",а не крылатых ракетах)
          . К тому же есть более лучшие виды топлива, чем амил-гептил даже для "традиционной" ракетной техники - ж.кислородно-керосиновое, или пара ж.водород-ж.кислород. Правда, тут нужна уже криотехника, а это существенно усложняет задачу использования, особенно в случае использования жидких кислорода и водорода.
          Мы ещё увидим создание нового, прорывного топлива, как для авиационной, так и для ракетной техники - ни химия, ни физика в этом направлении себя ещё далеко не исчерпали.
          Антиматерию пытались хранить в магнитной ловушке, но не долго.

          Не пытались, а предлагали, как вариант - это всё-таки разные вещи.Антиматерию сейчас нет возможность поместить в ЭМ ловушку - она существует после создание тысячные доли секунды. Для того, чтобы "поймать" антиматерию, прежде всего, нужно создать вакуум минимум в тысячу раз более разряжённый, чем межзвёздный вакуум (иначе антиматария аннигилирует)- даже эта задача нынешнему уровню развития науки и техники не по плечу!
          1. +1
            26 февраля 2015 16:34
            Цитата: andj61
            ни химия, ни физика в этом направлении себя ещё далеко не исчерпали.

            К сожалению насчет химии вы ошибаетесь, все уже перебрали, самый высокий удельный импульс у фтор-водород-лития, насчет физики на текущий момент понятно что лучше ядерный движок, такой в РД0410 еще в 70-х испытывали, но до его использования в космосе непонятно как далеко и будут ли вообще, эдак проще термояда в космосе дождаться быстрее наверное получится
            1. 0
              26 февраля 2015 20:01
              Цитата: saag
              К сожалению насчет химии вы ошибаетесь, все уже перебрали, самый высокий удельный импульс у фтор-водород-лития,

              С точки зрения "чистых" элементов или материалов - это так. А если насытить топливо мелкими частицами металла, которые, сгорая, дают существенно более высокую температуры, и, как результат, большую эффективность "отдачи", то есть получения того самого удельного импульса? Это уже не отнесёшь чисто к химии, тут и без физики не обойтись.
              А так самым эффективным топливом будут жидкие фтор-водород (но это крайне сложно выполнить технологически), далее идут жидкие кислород-водород - "Энергия" на таких движках уже летала, но тоже сложно - 2 криокомпонента, причём у ж.водорода температура кипения ниже -250 градусов - очень сложно сжижать водород и хранить сжижженный. Поэтому сейчас пошли по другому пути: используют жидкий кислород (темп. кипения -183 град) и керосин - один ене очень сложный криокомпонент, дёшево и сердито.
              Литий использовать сложнеее из-за его "нормального" твёрдого агрегатного состояния.
  3. +3
    26 февраля 2015 14:26
    Был в Саратове, лично видел ТУ !!!
    Непередаваемое ощущение, и вообще РВСН это сила!

    Как мой брат говорил...кто обидит девушку ракетчика, тот станет загадкой для хирурга (армейский юморок)
  4. +5
    26 февраля 2015 14:27
    Да, как дорого стоит мир на земле.
    Если бы народы научились жить в мире без затрат на вооружение - сказка.
  5. +1
    26 февраля 2015 14:29
    Нужно подумать как войска за океан перебросить...или через Аляску пойдем?)))
  6. 0
    26 февраля 2015 14:29
    Вот и славненько! Есть чем шарахнуть по ворогу!!!
    1. heccrbq 5.
      -3
      26 февраля 2015 15:37
      Кто на кнопку будет нажимать?Окстись,у них там счета,дома,машины,жены в пушки заряженны,спиногрызы в университетах учаться....Неужель они по своему ,добытому непосильным трудом в РФ будут воеводами шарахать?
  7. 0
    26 февраля 2015 14:29
    Цитата: Лт. запаса ВВС
    России нужно проводить исследования в области производства антиматерии. В случае успеха боевые заряды станут меньше и легче, как следствие время доставки заряда сократится и перехватывать их станет сложнее. Существующие ракеты практически достигли предела технического совершенства. Дальше только революционный подход.


    дальше только крысы и тараканы....вона, тем более таках никому не нужна, а кто о ней заикается, даже из-за лужи, просто бздо!!!
  8. +1
    26 февраля 2015 14:31
    Ну вот))) развернуто и доходчиво - горжусь страной и млею, осознавая как меня (нас) боятся ВСЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ
    1. +2
      26 февраля 2015 15:44


      "Эт точно" (с)Сухов
    2. 0
      26 февраля 2015 15:48
      Блиииин, минусанул случайно sad Звиняй. В рейтинге плюс поставил winked .
  9. +2
    26 февраля 2015 14:33
    Да! Раньше, только за первый абзац такой статьи тяжелая рука "комитетчика" уже лежала бы на плече автора! bully
    1. 0
      26 февраля 2015 19:56
      Цитата: Decathlon
      Да! Раньше, только за первый абзац такой статьи тяжелая рука "комитетчика" уже лежала бы на плече автора!

      Да, а сейчас ВСЁ сдал и ведьничего ему за это не будет... хотя... может тридцать американских серебренников пришлють...
  10. 0
    26 февраля 2015 14:37
    Да1 ТУ -160 это сила! Помню ,учился в 80-х в Казани .У нас в общаге стекла иногда вылетали от гула движков. И это в 10 км от завода!
  11. +1
    26 февраля 2015 14:42
    Автор старался, писал, все обосновал, только метры с километрами путает, внимательней надо с данными обращаться.
    Практический потолок полета – 15 000 километров.
  12. +1
    26 февраля 2015 14:45
    Цитата: volot-voin
    РВСН с ядерной начинкой - пожалуй основная причина, что нас еще не бомбят. Фактор мира. Могут, так сказать, и в Америку попасть.

    good yes
    Легко!!!! fellow
  13. Scarp
    +4
    26 февраля 2015 14:48
    Воевода Р36, она же SS-18 Сатана - настолько вещь, что сэшэпэшцы от неё реально срутца. А когда они срутца, мне приятно.
    1. 0
      26 февраля 2015 23:56
      Р-39, морской аналог Р-36 на ТРПКСН проекта 941, пока есть ТРИ штуки, хапаем днепропетровск и ракеты будут...
  14. +4
    26 февраля 2015 15:46
    Бывал в Ужуре. Запомнились слова одного капитана. "В России про наш городок не слышал никто, а вот в пентагоне о нас знают очень хорошо." recourse
    1. 0
      26 февраля 2015 21:30
      В нашем городке магазинчик с таким названием есть. Я все думал откуда пошло...а вот оно как......видать директор служивый.......РВСН
  15. +3
    26 февраля 2015 18:04
    в 1978 году офицеры услышали от нас про пионер. они были в шоке. им под расписку рассказали про этот комплекс, а тут простые солдаты знают не меньше и непонятно откуда smile
    1. 0
      26 февраля 2015 20:11
      Сейчас смысла нет скрывать обедом умную информацию все что написано в этой статье нашим《лучшиМ друзьям》давно известно.
  16. -1
    26 февраля 2015 22:41
    С лета 2014-го КБ «Южное» и другие украинские предприятия выведены из кооперации, обеспечивающей техподдержку РК «Воевода».


    Это не так. wink yes