О системных проблемах нашего военного строительства

22
Если строить дом без строгого соблюдения строительных норм и правил, он непременно рухнет. Например, можно начать сооружение с пятого этажа вместо первого. Не заложить фундамент. Построить дом на слабых грунтах и плывунах. Вместо высококачественного цемента применить песок. Можно не сомневаться – здание обязательно завалится. Военное строительство в нашей стране за последние четверть века отчасти напоминает эти процедуры. Кухня размещается в ванной, спальня – на крыше, а туалет выносится на балкон, причем последний делается без соответствующих ограждений, а отхожее место – в сокращенном или скадрованном составе, в виде одного унитаза. Потом после грохота от завала только что построенного здания и оседания туч пыли строители-неудачники удивляются: как, почему так вышло, что случилось?

И в самом деле, в чем причина? Почему так получается, что сначала влево, потом вправо, затем назад и в конце концов вперед, но в результате в сухом остатке ноль или величина, весьма близкая к нему?

В ходе разного рода мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах, можно менять длину и форму аксельбантов, фасон головных уборов и шитье на фуражках, цвет приборного сукна, вводить и отменять воротники, удлинять до полутора метров уши на шапках-ушанках и вновь укорачивать их до 15 сантиметров, но если не затрагивать основ, на которых, собственно говоря, и держится здание российских Вооруженных Сил, то результат всегда будет примерно одинаков. Поэтому и есть смысл остановиться на некоторых основополагающих проблемах, без конструктивного разрешения которых у нас вряд ли получится что-либо дельное в сфере военного строительства.

О системных проблемах нашего военного строительстваПервое. Вряд ли для кого будет тайной мадридского двора (так в нашей стране сложилось исторически), что область строительства армии и флота является вотчиной сугубо двух лиц – Верховного главнокомандующего и отчасти министра обороны. Исключительно от их знаний, воли и глубины понимания вопроса зависят те или иные судьбоносные решения. В ряде случаев эта система давала отличные результаты (Петр Великий, Сталин), порой – весьма хорошие (Леонид Брежнев), но зачастую дело заканчивалось явными провалами (Михаил Горбачев, Борис Ельцин).

Ярко выраженным недостатком этой системы является отсутствие каких-либо прозрачных процедур и механизмов принятия решений по ключевым вопросам военного строительства. Кроме того, не существует никакого аварийного автомата защиты от волюнтаристических (и просто дурацких, что называется, из ряда вон) решений. И сегодня в Вооруженных Силах, к примеру, напрочь отсутствует какой-либо способ защиты от своеволия и фантазий первого лица военного ведомства. К примеру, выпрыгнул, как черт из коробочки, Анатолий Сердюков, наворотил дел, что у экспертного сообщества волосы и поныне дыбом стоят, – и пропал со сцены. Уже давно нет самого непопулярного в новой (да и старой) российской истории министра обороны, а завалы, оставшиеся после него, разгребать придется еще не одно десятилетие. И нет никакой ответственности за содеянное. И непонятно, кто оплатит издержки его начальственного пыла и административного восторга в проведении разрушительных для обороноспособности государства затей.

Самое главное – нет никаких гарантий, что через некоторое время не произойдет реинкарнация очередного мебельных дел мастера вместе с его женским батальоном и на сцене не появится Сердюков-2 и не начнет чудесить еще круче предыдущего. Скажем, заявит: не хочу ни военных округов, ни оперативных командований, ни дивизий, ни корпусов, ни бригад, а хочу полки левой и правой руки. И чтобы воеводы ими командовали. И вообще, особо подчеркнет очередной глава военного ведомства, все, что до меня делалось, неправильно. И ведь придется засучив рукава выполнять. А через пару лет появится новый министр и прикажет: не хочу атомных ракетных крейсеров и авианосцев, хочу тяжелую стратегическую конницу и чтобы непременно вся в латах была! И куда денешься, придется и это воплощать в жизнь. Ведомственная военная наука сразу же и с высоким качеством обоснует целесообразность очередного «нового мышления».

Поэтому все-таки должны быть отлаженный механизм и точно установленные процедуры. Должна быть всем понятная цепочка: зарождение идеи – экспертная проработка – принятие решения – проведение в жизнь. Должно быть четко установлено: что лично глава военного ведомства может, что нет. Такого типа решение он проводит в жизнь без согласования с первыми лицами государства и законодательной властью, а вот другое – только после рассмотрения на экспертном уровне и утверждения президентом и Федеральным собранием.

Иными словами, речь идет о гражданском контроле над Вооруженными Силами. Эта тема вообще мало обсуждается как в СМИ, так и на экспертном уровне. Вполне возможно, что для гражданского контроля в нашем государстве еще не пришло время по причине отсутствия в стране гражданского общества (да и граждан как таковых – будем смотреть правде в лицо). Но проблема-то от этого никуда не делась, не рассосалась сама по себе.

В частности, в тех же Соединенных Штатах, которые никогда не знали таких загогулин с военным строительством, как у нас, любой доктринальный документ в этой сфере начинается со слов: «Вооруженные силы США находятся под гражданским контролем».

Остается дожидаться появления граждан и в нашей стране. Вполне возможно, что этот процесс займет еще не одно десятилетие.

Второе. Необходимо радикальным образом изменить систему выдвижения офицеров и генералов на вышестоящие должности, чем подорвать сложившуюся за последние десятилетия в Вооруженных Силах селекцию командного состава на вышестоящие должности большей частью по отрицательным или кланово-семейным признакам. В армии и на флоте должны быть созданы реальные возможности добиваться вышестоящих постов умом и талантом, на соответствующей конкурсной основе. Иными словами, надо создать, как и в армиях других стран, систему подбора и выдвижения кадров на вышестоящие должности. Пока такой системы нет. Поэтому кадровая катастрофа с началом военных действий практически неминуема.

Третье. Исключительным правом на получение воинских званий и ношение военной формы одежды должен обладать только личный состав Вооруженных Сил. Персонал других силовых и тем более гражданских структур (например члены Федерального собрания) такого права иметь не должны.

Однако ситуация на сегодня такова, что никакими силами ни полицию, ни ФСБ, ни пограничников и ФСИН не удастся убедить отказаться от системы воинских званий и распогонить. Скорее общими усилиями силовых ведомств инициатор этой идеи будет задвинут далеко-далеко за Можай. Пока же разобраться на улице чисто визуально, кто же это идет с погонами полковника – командир полка или же начальник ближайшей исправительно-трудовой колонии, работник прокуратуры, представитель СК РФ, невозможно.

Поэтому реальный выход для российских Вооруженных Сил только один – перейти к собственной системе воинских званий и различий. Оставить полиции, ФСБ, ФСИН, прокуратуре, СК все, как есть. А для ВС создать новую систему воинских званий и знаков отличия. Какую именно – вопрос для дальнейшего обсуждения.

Четвертое. В отечественных Вооруженных Силах так и не появился корпус младших командиров (сержанты/унтер-офицеры как отдельный институт с особой системой образования, управления и прохождения службы). Определенные нескоординированные и разнонаправленные попытки создать что-либо подобное имели место быть, но вот Института (именно Института) так и не появилось. Не возникло даже системы соответствующих званий. У нас так и остался минимальный набор званий для младших командиров (младший сержант, сержант, старший сержант). А на деле необходимо не менее десяти градаций званий унтер-офицерского (сержантского) состава.

Можно в принципе вообще отказаться от нынешних сержантских званий (оставив их полиции и другим силовым структурам) и перейти к унтер-офицерам. Градация могла бы быть приблизительно такой же, как и в русской императорской (германской) армии – унтер-офицер, унтер-фельдфебель, фельдфебель, обер-фельдфебель, штабс-фельдфебель с добавлением каких-либо промежуточных ступеней, чтобы довести таким образом (с помощью, в частности, 1, 2, 3-го классов) общее число званий до десяти. Разработать и утвердить для них новые знаки отличия. Есть, видимо, необходимость плавно отказаться от прапорщиков в Вооруженных Силах, оставив их другим силовикам. Без всякого ущерба переаттестовать армейских прапорщиков в обер-фельдфебелей, скажем, 1 и 2-го классов.

Пятое. Министерству обороны нужно обязательно иметь независимые аналитические центры. Военное ведомство должно создать и само финансировать подобные центры. Но при этом важно обеспечить их независимость от военных структур. Только в таком случае можно будет получить и анализ, и непредвзятые рекомендации, лишенные ведомственных пристрастий.

Шестое. Главная ответственность за состояние военной промышленности должна быть возложена на Министерство обороны, а не на другие правительственные структуры.

Седьмое. Функции как административного, так и оперативного управления должны быть безраздельно сосредоточены в руках гражданского министра обороны.

Можно отмахиваться от перечисленных проблем. Делать вид, что они не существуют. Но проблемы от этого никуда не исчезнут. Можно отложить их решение на пять-десять-пятнадцать лет, но делать это рано или поздно придется. Разумеется, уже по другому прейскуранту. А пока есть смысл развернуть по этим «февральским тезисам» самую широкую дискуссию на страницах еженедельника «Военно-промышленный курьер».
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    26 февраля 2015 18:46
    Пятое. Министерству обороны нужно обязательно иметь независимые аналитические центры. Военное ведомство должно создать и само финансировать подобные центры. Но при этом важно обеспечить их независимость от военных структур. Только в таком случае можно будет получить и анализ, и непредвзятые рекомендации, лишенные ведомственных пристрастий.
    Я так понимаю, вся статья была написана именно ради этого. Какой же эксперт не мечтает о независимом аналитическом центре с госфинансированием: максимальный полёт фантазии в прогнозах и аналитике и никакой ответственности. Ведь любая ответственность может быть интерпретирована как покушение на независимость. smile
    1. -6
      26 февраля 2015 18:48
      Ответы:
      1. Военный бюджет это источник денег для годами прикормленных структур, так просто тут никто не даст лезть даже Президенту.
      2. Продвижение по службе кланов-семейным способом противостоит другому перегибу, когда наверх выплывают откровенные сво лочи на взятках и поборах. Другие способы пока не очень работают.
      3. Силовые структуры и чиновники это главная опора правящего класса бизнесменов. Им так приятнее, а прикормленным помогает знать свое место и получать соответственно. Это система, не самая плохая.
      4. Младшие офицеры это прямая конкуренция снизу обыкновенным офицерам, этого никто не позволит.
      5. Минобороны даже теоретически неспособно спросить чужое мнение, тем более не совпадающее с его собственным. Пример:
      Ни одному офицеру еще никто не смог объяснить, что срочник тоже гражданин его страны. тоже россиянин.
      6. Это будет означать снова выпуск одного и того же танка десятилетиями, и 100 лет ходить в кирзовых сапогах, пользоваться саперной лопатой вместо бензопилы... проходили.
      7. Это приводит к адинистративному коллапсу, барадку в документации вследствии незнания законодательства.
      1. +1
        26 февраля 2015 18:54
        Хочу 100 лет ходить в кирзовых сапогах.
        1. с1н7т
          0
          27 февраля 2015 15:18
          Я бы всё же юфтевые предпочёл. Автор просто не знает про них laughing
      2. +5
        26 февраля 2015 18:57
        Умеете Вы - "гражданский" всё на стол выложить)),
        я думал в статье про стройку речь пойдёт, хотел правду-матку дать))), а тут в общем)))
    2. +4
      26 февраля 2015 19:14
      Ну я не мечтаю об аналитическом центре с госфинансированием. Так как тогда про любую работу можно будет забыть полностью. Ровно на 100%. Потому что как всегда вылезет обычное: я тебе плачу деньги? Плачу. Потому будь добр писать те результаты, которые я тебе сказал. А что там на самом деле было меня не интересует. Я тебе сказал, что должно быть - значит то там и должно быть. Я тебе деньги за это плачу, а не за то, чтобы ты там чего-то исследовал. По крайней мере в ИВИ подход именно такой.
    3. денис fj
      +6
      26 февраля 2015 19:18
      Конечно,давно назрела необходимость изменения системы подбора и расстановки кадров на всех уровнях. Кое-кто видимо забыл известное изречение о том,что кадры решают всё. Ведь Сердюков не с Луны свалился,его кто-то нашёл,оценил и привёл на должность Министра обороны. К большому сожалению, ни он сам,ни его "протеже" не понесли никакой ответственности за содеянное. В реально,а не мнимо правовом государстве такого не должно быть.
      1. 0
        27 февраля 2015 07:50
        И нет никакой ответственности за содеянное. И непонятно, кто оплатит издержки его начальственного пыла и административного восторга в проведении разрушительных для обороноспособности государства затей. (из статьи)


        Соизмеримая ответственность за содеянное, за сделанное, за неудачное решение, за бездеятельность - вот одно из главнейших условий любого действия (бездействия), любого человека вплоть до министра обороны и Главнокомандующего.
        Не сделал, не смог, пробездельничал на посту без пользы для дела и развития вперед - понеси наказание в виде снятия с должности, понижения в звании, а то и уголовного наказания при явных признаках уголовного деяния.

        А в целом автор Михаил Ходаренок затронул многогранную тему повышения обороноспособности страны, которую действительно нужно обсуждать и принимать по ним решения вплоть до званий, погон, выдвижения кадров и др.
        И прежде всего действительно обратиться к опыту прошлого, к своей истории, к опыту зарубежных армий сильных государств.
        И не сводить дело к какой-то заинтересованности автора "иметь независимые аналитические центры", к какой-то его заинтересованности, как некоторые тут пишут, не уводить обсуждение от главного - обеспечение обороноспособности государства.
    4. денис fj
      +2
      26 февраля 2015 19:20
      Ивану Красову. "Автор считает, что в стране нет гражданского контроля над ВС, договорился даже до того, что нет граждан". А знаете, Иван, вот тут я, пожалуй, с автором соглашусь. Нет, мы-то. конечно, считаем себя гражданами, но правящие круги, похоже, всё-таки считают нас подданными. "Федеральное Собрание( представители народа)"... Знаете, Иван, тут я хорошо посмеялся. Давно так не веселился. " о Совете безопасности, где есть более десятка межведомственных комиссий" - ну, тут вы и сами должны понимать, что такое размножение комиссий демонстрирует прежде всего животный страх перед ответственностью. "Где есть научный сорвет" - а вы, Иван. сможете назвать хоть одно имя из членов этого совета? " Таким образом и гененратор идей есть, и научный совет есть, и народный контроль народными избранниками есть, и кому решения принимать есть" - здорово напоминает известную инвективу Салтыкова-Щедрина: "В книги записали, по лоро и ностро провели, а денежки всё равно - тю-тю!" Отбор по негативным характеристикам - это теперь называется не "вредительство", Иван. а "негативная селекция". Мы все её помним ещё по 70-80-м гг.
  2. +3
    26 февраля 2015 18:52
    "И нет никакой ответственности за содеянное. И непонятно, кто оплатит издержки его начальственного пыла и административного восторга в проведении разрушительных для обороноспособности государства затей". Вот здесь "собака зарыта", как грворится..... Нет персональной жёсткой ответственности, твори что хошь....
  3. +4
    26 февраля 2015 18:57
    По порядку гражданского контроля, Сердюков со своей бандой балонок и др. наконтролировался, хватит. БЕЗРАЗДЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ГРАЖДАНСКОГО МИНИСТРА УЖЕ БЫЛА- хорош, уже оскомина. Распогонить структуры не связанные с МО-это политическая воля, практически не реально,но привлекать к ответственности за ношение военной формы без оснований-это можно. При строительстве ВС главное понимать конечную цель , у нас зачастую только личное мнение и какая-то интуиция основанная на опыте которого нет. Короче бред. И самое главное приспособленцев гнать поганой метлой из главных и центральных управлений и органов. Кумовство-это вообще непреодалимая вещь, не победимая. Вот такие реалии на сегодня.
    1. +3
      26 февраля 2015 20:27
      А по каким критериям Вы причислили Шойгу к военным?
    2. +4
      26 февраля 2015 22:10
      Господин Матяш , наш министр Шойгу в армии не служил. Он был комсомольский работник и ему присвоили капитана запаса. Жириновский хоть два года офицером прослужил.Шойгу сын друга семьи Ельцина и за ночь вырос до полковника запаса , пока доехал до ГУ МО России стал генерал- майором. Сократил став министром МЧС пожарных-парашюютистов, сейчас востанавливаем.Разогнал добровольные пожарные дружины и разогнал пожарные команды по поселкам и селам , сечас востанавливаем . Разогнал региональную пожарную авиацию , сечас делаем региональные центры.Став министром обороны , по просьбе ветеранов , востановил Таманскую и Кантемировскую дивизии , а граница с Украиной не прикрыта , до самой Тулы нет даже роты. Зато есть роты научные , видимо они будут клавиатурой отбивать поход бандерояцев.Нужна политика в военном строительстве , а не искать гениев среди бывших комсомольцев.
  4. +12
    26 февраля 2015 18:59
    Куча-мала. Эмоциональное эссе, а не анализ, зато с каким заголовком! Есть здравые мысли, но они размазаны по абзацам болтовни и рассуждений.
    Какие на хрен обер-фельфебели? Еще вахмистров приплести! Какие новые звания? "Тененте" вместо лейтенантов; поручики, ротмистры? Квартирмейстры?
    Специальные звания в МВД и ФСБ, конечно, можно убрать, оставив лишь в военизированных структурах типа ВВ и ЦСН ФСБ. Но все это полумеры.
    А тут еще и аналитические центры и ВПК под колпак МО! И еще гражданский министр обороны!
    Не, любой может напридумывать массу вещиц для армии, только вот все это - личные мнения, далекие от реальности.
    Армия страны далеко не в полном порядке и перспективы ее - не прямая дорога. Хотя есть положительные подвижки, но работы еще до хрена и больше. Вот только особо уж крутых кренов точно не надо, как и экспериментов со званиями и прочим цирком!

    Вообще, столько болтовни и пустопорожних словес, да еще под соусом необходимых перемен. Хочется перемен? Смените сорт пива. Или водки. Хотите лично участвовать в процессе - вперед, в стройные ряды и дослужиться хотя бы до полковника. А там уж и флаг в руки и барабан на шею и палочки... пригодятся.
    1. +2
      26 февраля 2015 19:55
      Цитата: стер
      Вообще, столько болтовни и пустопорожних словес, да еще под соусом необходимых перемен. Хочется перемен? Смените сорт пива. Или водки. Хотите лично участвовать в процессе - вперед, в стройные ряды и дослужиться хотя бы до полковника. А там уж и флаг в руки и барабан на шею и палочки... пригодятся.

      Абсолютно согласен с этим выводом! Сотрясение воздуха на темы, в которых, как минимум, нужно разбираться! А это там не прослеживается!
    2. +3
      27 февраля 2015 00:21
      Цитата: стер
      Вообще, столько болтовни и пустопорожних словес, да еще под соусом необходимых перемен.
      Пару слов по теме.
      1. Гражданский контроль только в плане расходования средств, выделенных на оборону, ну может быть быта военнослужащих.В остальном -- идите лесом, на кухню.
      2. О кадровом провале с началом БД. Бред. Это значит, что зам ком взвода не в состоянии заменить взводного. А где же система подготовки резерва на ступень выше занимаемой должности? На флоте с этим легче: лодка она либо есть, либо -- вечная память героям. На новостройки -- та же система: тех кто реально может, а не папинького сыночка! В море окопов нет, за бугорок не спрячешься...
      3. О форме и погонах. Ну чего так страдать-то! Моряки испокон века ходили без погон, только нашивки. И ничего, как-то справлялись!Или у автора по принципу: общество лишенное цветовой сегрегации штанов обречено на вымирание!(с) Это не существенно для реформы ВС.
      4. Так же лишним, на мой взгляд, является "выдумывание" экзотических званий. Хотя в свое время мы предлагали ввести в/зв "мл мичман" и "гл. мичман" наряду с уже существующими "мичман" и "ст мичман". В остальном -- сложилась стройная троичная система в/м званий: "лейтенанты", "ранги", "адмиралы". Нам бы кораблей поболее, а с "мишурой" и повременить можно!
      5. Исследовательские центры. Они тоже разные бывают. Есть профильные НИИ, лаборатории, центры, которые работают в интересах видов ВС РФ.
      А вот так, чтобы содержать "независимые" конторы -- это фантастика! "Кто платит деньги, тот девушку и танцует!"(с)
      6. МО имеет экспериментальные площадки, испытательные центры, а вот полномасштабное производство -- это увольте! МО -- заказчик, государство (компании) -- производитель, Заказчик платит те средства, которые ему выделены на оборону гос-во.
      7. О гражданском МО. Это амерам оставьте. Это их нац. фишка. Мы с Сердюковым попробовали -- хватит. В этой связи хочется задать вопрос: а почему в АН РФ не избрать Президентом ПОЭТА?
      К вопросу о структуре основного тактического соединения СВ РФ. Батальон -- мало, Дивизия -- много. Решили, что самое то -- бригада. Но это должна быть усиленная бригада из состава Армейской тактической группы. А у нас все через назад! Под это можно было и промежуточное в/зв ввести "бригадный генерал", к примеру.
      Меня очень порадовала дивизия РВСН (ОС) из 7 (!) полков! Вот это "ДИВИЗИЯ!На флоте все проще. Основная тактическая единица -- корабль 1-2 ранга, дивизион кораблей 3-4 ранга. Полагаю менять ничего не нужно. Появятся АВУ, ДВКД и прочие "монстры" -- тогда можно будет подумать...
      Вот, собственно, коротко по теме. Могут быть варианты, но мне проблема видится под таким углом зрения.
      С уважением, hi
  5. +1
    26 февраля 2015 19:01
    Так у нас во всем так. Можно сказать страной руководят низко профессиональные гастарбайтеры, аля Джамшут (ВВП)и Равшан (ДАМ) Ни о каких фундаментах и нормах в-принципе не знающие или намерено не желающие принимать во внимание, к чему я больше склонен. Нет ни чего что позволит стране твердо стоять на ногах. Смешно сказать что одна шестая суши первая полетевшая в космос с огромнейшими наработками в науке, целиком зависит от цен на нефть, и самое главное абсолютно ничего не делает что бы это изменить, только наращивает долю ТЭК в доходах, бред.
    Рождаемость, идеология, здоровье нации, образование это самые что ни на есть первостепенные задачи для любого правительства любой страны, которая думает хотя бы на пару десятков лет вперед. А у нас что?
    А самое поганое что их обслуживают первоклассные пиарщики еще со времен ЕБН привезшие из США эту дрянь (пиар). И народ которому выбивают табуретку из под ног кричит "Ура" "Слава Великому Джамшуту".
    Смотрю кругом и балдею, зомби апокалипсис просто, может нам как и хохлам в водопровод что подмешивают?
    Без решения этих первостепенных задач и армия то в-принципе не нужна, зачем если все рушится преднамерено это еще и охранять? Разве что от самого народа если вдруг прочухает что к чему.
    1. +2
      26 февраля 2015 19:22
      Цитата: BELGAM
      Смотрю кругом и балдею, зомби апокалипсис просто, может нам как и хохлам в водопровод что подмешивают?

      Подмешивают и возможно поболее.
    2. -2
      26 февраля 2015 20:00
      А Вы Сударь, как сюда затесались?! Вот Вам точно Что-то подмешали! И бойтесь быстрого протрезвления от "саперки"!
      1. +2
        26 февраля 2015 20:09
        А конкретней с фактами что сказать для опровержения есть? Флуд.
      2. 0
        26 февраля 2015 20:42
        Цитата: тол100в
        А Вы Сударь, как сюда затесались?

        А Вы , Сударь, уверены, что знаете другой способ? wink
        Цитата: тол100в
        Вот Вам точно Что-то подмешали!

        Мне жена мёда в молоко намешала.., простыл.... crying
        Цитата: тол100в
        И бойтесь быстрого протрезвления от "саперки"!

        В умелых руках и хрен-балалайка, а в неумелых и балалайка-хрен. Будьте аккуратней. yes

        Вот вам на память виделка-напоминание, и картиночка на память.
  6. +6
    26 февраля 2015 19:02
    Охренеть ! Да-да - все то что сказал автор + покрасить Кремль в желтый цвет. И будет нам счастье...
  7. +12
    26 февраля 2015 19:11
    Что то тов. Ходарёнок смешал в своей статье кровь, песок, г... и сахар.
    По существу затронутых проблем больше вопросов, чем ответов.
    1."речь идет о гражданском контроле над Вооруженными Силами".
    Что за граждане должны контролировать ВС? Почему сейчас не контролируют?
    Или контролируют, но нет так, как надо?
    2.Система выдвижения на бумаге нормальная и никакие попытки на бумаге же её улучшить толку не дадут.
    Тут надо вспомнить почему в ходе войн быстро выдвигались толковые командиры (и не всегда, было много исключений, губительных кадровых решений)?
    Да потому, что все старшие начальники находились под громадным грузом персональной ответственности за выполнение поставленных задач. Они сами старались найти себе офицеров, которые могли бы их не подвести на своём участке работы.
    Окружил себя г...м, сынами, "нужниками", завалил службу и боевую подготовку - ответишь за всё. Т.е. принцип единоначалия и персональной ответственности в дело. Построже нужно.
    3.Что же до воинских званий надо вспонить как звучит слово военный на не популярной ныне укромове: вiйськовый, т.е. войсковой, проходящий в в войсковой части, тот кого можно (и целесообразно) поднять по тревоге, дать оружие и отправить в бой в составе подразделения или штаба.
    Остальные так называемые силовики должны быть по "статской" службе, с соответствующим чином. Всё украл (придумал) ещё до нас Пётр Великий со своей Табелью о рангах.
    4. Градацией званий созданию крепкого сержантского корпуса не поможешь.
    Тут дело в порядке прохождения воинской службы. Особенно по командной линии. В реальных правах и статусе командиров вообще и сержантов в частности. Общий смысл таков, что в офицеры и в прапорщики через службу рядовым и сержантом.
    5. Аналитические центры и сейчас есть (ГШ, академии и пр.)но вот главная инспекция и свой аналитический центр должен быть в подчинении СНБ, а не МО. Для верности.
    6.С ВПК и всё правительство иной раз не может справиться, МО это не по плечу, да и не надо - самому себя контролировать тяжко.
    7. Все функции управления сосредотачивать в руках МО никто и никогда не будет. Каждый сверчок знает свой шесток. И МО должен быть не гражданским, а компетентным в своём деле человеком. То есть не из гражданских манагеров точно.
    Вот такой наш ответ Чембер., виноват М.Ходарёнку. wink
    1. +2
      26 февраля 2015 20:46
      алексеев
      Отличный ответ.
  8. +1
    26 февраля 2015 19:26
    Может и флаги в войсках предложите заодно поменять на радужные??? wassat Вот тогда в европах нас точно примут за своих и воевать ни с кем не придётся, да и армия может не нужна будет am
    1. +1
      26 февраля 2015 19:34
      Цитата: татарин 174
      Может и флаги в войсках предложите заодно поменять на радужные??

      Так и поменяли уже, Красные Боевые Знамёна на цветные с вензелёчками и мутировавшими кУрами.
  9. +3
    26 февраля 2015 19:34
    Должна быть всем понятная цепочка: зарождение идеи – экспертная проработка – принятие решения – проведение в жизнь. Должно быть четко установлено: что лично глава военного ведомства может, что нет. Такого типа решение он проводит в жизнь без согласования с первыми лицами государства и законодательной властью, а вот другое – только после рассмотрения на экспертном уровне и утверждения президентом и Федеральным собранием.

    Остановлюсь на "зарождении идеи".
    Она не зарождаться должна в буйных головах всякого рода пассионариев, а прямо исходить от Ромула, т.е. военной доктрины. Которую да, наверное должны готовить эксперты всех мастей и калибров - от разведчиков до ЖКХшников.
    Необходимо радикальным образом изменить систему выдвижения офицеров и генералов на вышестоящие должности, чем подорвать сложившуюся за последние десятилетия в Вооруженных Силах селекцию командного состава на вышестоящие должности большей частью по отрицательным или кланово-семейным признакам. В армии и на флоте должны быть созданы реальные возможности добиваться вышестоящих постов умом и талантом, на соответствующей конкурсной основе.

    Подпишусь двумя руками. Только конкурсная основа не остановит системы подбора кадидатов "под себя", потому что будет разрабатываться и эксплуатироваться теми же самыми полководцами мирного времени. Которые и будут плодить себе подобных. Вообще, полагаю это удел любой армии, не только нашей. Командиры военного времени приходят к власти в результате мучительной эволюции армии с началом боевых действий. Примеров в мировой практике - не счесть.
    Поэтому реальный выход для российских Вооруженных Сил только один – перейти к собственной системе воинских званий и различий. Оставить полиции, ФСБ, ФСИН, прокуратуре, СК все, как есть. А для ВС создать новую систему воинских званий и знаков отличия. Какую именно – вопрос для дальнейшего обсуждения.... русской императорской (германской) армии – унтер-офицер, унтер-фельдфебель, фельдфебель, обер-фельдфебель, штабс-фельдфебель с добавлением каких-либо промежуточных ступеней, чтобы довести таким образом (с помощью, в частности, 1, 2, 3-го классов) общее число званий до десяти. Разработать и утвердить для них новые знаки отличия. Есть, видимо, необходимость плавно отказаться от прапорщиков в Вооруженных Силах, оставив их другим силовикам. Без всякого ущерба переаттестовать армейских прапорщиков в обер-фельдфебелей, скажем, 1 и 2-го классов.

    Смешно и нелепо. Существуют уже вековые традиции воинских и "спецзваний" в России (РИ).
    Откуда в императорской армии взялись обер- и штаб-фельдфебели (о йа, йа, натюрлих!) и куда делись от века существующие там прапорщики и подпрапорщики (в современном виде просто прапорщики и старшие)??
    Министерству обороны нужно обязательно иметь независимые аналитические центры. Военное ведомство должно создать и само финансировать подобные центры. Но при этом важно обеспечить их независимость от военных структур.

    Обеспечить независимость. Ага, пчёлы против мёда. Каков будет механизм этого обеспечения? Кто девушку обедает, тот её и танцует. Это как в 90-е НИИ РВСН сначала подвёл экспертную до нельзя научную базу под объеденение ВКС, войск ПРО и РВСН, а потом, когда МО Сергеева ушли, правильно - научнейшим же образом обосновал необходимость их разделения.
    Да, и не стОит пенять на якобы отсутствие граждан в стране.
    Хотелось бы узнать просто, где в мире такой аппарат работает - вот в США работает, например? Стратегия "глобального удара", например, гражданскому контролю подвергалась?
  10. +1
    26 февраля 2015 19:39
    Не понял, а кто эти "независимые аналитические центры", которых "...военное ведомство должно создать и само финансировать подобные центры. Но при этом важно обеспечить их независимость от военных структур"? Певцы,танцоры и журналисты? С этим оружием кто будет воевать, ЕПРСТ! За такие статьи пальцы рубить!
  11. +1
    26 февраля 2015 19:39
    Даже комментировать не хочется.
  12. +5
    26 февраля 2015 19:49
    А пока есть смысл развернуть по этим «февральским тезисам» самую широкую дискуссию


    Начнём Берём тезис. Февральский № 5

    Министерству обороны нужно обязательно иметь независимые аналитические центры. Военное ведомство должно создать и само финансировать подобные центры. Но при этом важно обеспечить их независимость от военных структур.


    Тезис интересный. Но не понятный. Как это в Минобороны не зависеть от военный структур. Это получается муж должен финансировать жену и обеспечить её независимость от самого себя.

    Берём утверждение:
    можно менять длину и форму аксельбантов, фасон головных уборов и шитье на фуражках, цвет приборного сукна, вводить и отменять воротники, удлинять до полутора метров уши на шапках-ушанках и вновь укорачивать их до 15 сантиметров, но если не затрагивать основ, на которых, собственно говоря, и держится здание российских Вооруженных Сил, то результат всегда будет примерно одинаков.


    И тезис Февральский № 3
    Поэтому реальный выход для российских Вооруженных Сил только один – перейти к собственной системе воинских званий и различий.


    Можно продолжить, но не стоит. Приведу лишь слова из песни одного барда:
    "Страна мы не типичная,
    Страна не ординарная.
    У нас любое действие
    Всегда нулю равно.
    Системы - бессистемные,
    Стандарты - нестандартные,
    Пространство - не евклидово,
    Хрен знает чьё оно."
    (Оговорюсь, что эти слова относятся к современной России)
  13. +2
    26 февраля 2015 19:55
    Чудная статья. Из разряда " Взять и поделить!". Армейская структура складывается веками с корректировкой под сегодняшние реалии. Нефиг изобретать велосипед. Хотя автор молодец, лишь только в том, что задумывается и высказывает свое мнение, пусть и не очень верное. А в споре рождается истина.
  14. -3
    26 февраля 2015 20:28
    Хорошая статья. Заставляет задуматься.
  15. +3
    26 февраля 2015 21:20
    то ли Карамзин, то ли Некрасов, простите, не помню сказал - "В мире железные дороги построены чтобы народ возить, а у нас ещё и для воровства".
  16. +4
    26 февраля 2015 21:56
    Еще один либерал. Это армия, а не пионерский лагерь. Аналитиков захотелось? Да Вы в телевизор не влезаете уже!!!! Анализируете экономику, армию, образование....Работать кто будет? Служить кто будет? У МЕНЯ ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО В МОСКВЕ ВОБЩЕ ОДНИ АНАЛИТИКИ И УЗБЕКИ ЖИВУТ. ВЕДЬ И В АРМИИ НЕ СЛУЖИЛ НАВЕРНО, А УЧИТ КАК СЛУЖИТЬ НАДО. Этого Сердюкова давно уже все "повесили", что там еще что-то осталось облизывать? От количества и цвета погон и звёздочек измениться структура армии? Ваша фамилия не Юдашкин-2??? Думайте прежде чем писать, а лучше "срочку" в 2 года отслужите, от Вашей болезни помогает говорят.
    1. +1
      27 февраля 2015 08:32
      Посоветуйте отслужить срочку или закончить училище заодно и Шойгу, не служил он ни срочку , ни в училище не учился.Более того , внимательно проанализируте его деятельность на посту министра МЧС. Посмотрите , что он разогнал и что потом восстанавливали в тихушку.То что сделали в Москве - это не значит , что это есть во всей России. Почему горели леса по России , а Шойгу по телевизору вещал , что теперь за это отвечают регионы. Интересно кто до него за это отвечал.Куда делась пожарные пожарные в селах и посёлках как потом оопять стали появляться.Почему тушили пожары в Европе наши самолёты , а на Дальнем Востоке горели десятки тысяч гектаров леса.
  17. SAVA555.IVANOV
    0
    27 февраля 2015 10:42
    Можно в принципе вообще отказаться от нынешних сержантских званий (оставив их полиции и другим силовым структурам) и перейти к унтер-офицерам. Градация могла бы быть приблизительно такой же, как и в русской императорской (германской) армии – унтер-офицер, унтер-фельдфебель, фельдфебель, обер-фельдфебель, штабс-фельдфебель с добавлением каких-либо промежуточных ступеней, чтобы довести таким образом (с помощью, в частности, 1, 2, 3-го классов) общее число званий до десяти. Разработать и утвердить для них новые знаки отличия. Есть, видимо, необходимость плавно отказаться от прапорщиков в Вооруженных Силах, оставив их другим силовикам. Без всякого ущерба переаттестовать армейских прапорщиков в обер-фельдфебелей, скажем, 1 и 2-го классов.

    И после этого абзаца я понял что мои коменты и ненависть к клоунам из ФСКН и прочих республиканских контор это детский лепет ( я хотя бы статьи не пишу),сумасшествие налицо.Автор если Вы бывший военный то работайте с малолетками реально , никому не нужен шевронный -патриотичный настрой а шевроны оставьте клоунам от кутюр.
  18. +1
    27 февраля 2015 12:43
    Просто сделать им форму других цветов, а звания можно и не трогать...
    Впечатления какое-то странное - автор набирал "максимальное количество букв", что ли? Свалил Сердюкова в одну кучу с оберфельдфебелями...