Россия разорвала натовскую удавку ДОВСЕ
10 марта 2015 года Россия совершила ещё один шаг по восстановлению собственного суверенитета, полностью остановив действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). О своём выходе из него РФ заявила устами Антона Мазура, главы российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями.
Процедура выхода полностью соблюдена, мы ничего не нарушили. Таким образом, Россия окончательно отказалась следовать требованиям одного из наиболее одиозных и невыгодных договоров, подписанных ею в новейшей истории.
Мертворождённый договор
Смысл ДОВСЕ, подписанного 19 ноября 1990 года странами НАТО и членами Варшавского договора, заключался в создании ограниченных квот на размещение техники и вооружения армий этих государств на гипотетическом европейском театре военных действий. Немедленно после распада Организации Варшавского договора (1 июля 1991 года) и крушения Советского Союза (31 декабря 1991 года) ДОВСЕ перестал быть актуальным, однако продолжал действовать — к явной выгоде лишь одной из сторон.
Целый ряд положений Договора — в частности, так называемые фланговые ограничения, драматически снижающие возможность применения вооруженных сил на севере и юге Европейского континента, — ещё могли устраивать Советский Союз, но никак не постсоветскую Россию, «фланги» которой в одночасье откатились от Варны и Лейпцига до Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону.
Достаточно напомнить, что некогда глубоко тыловой Северо-Кавказский военный округ к середине 90-х годов превратился в настоящую «горячую точку» — однако, по ДОВСЕ, подпадал под существенные ограничения на количество танков, БМП, самолётов и вертолётов. Для Москвы это выглядело нонсенсом — но не для Запада, который долгие годы «уличал» нашу страну в «ненадлежащем соблюдении» условий устаревшего Договора.
С началом расширения НАТО на восток ситуация приняла угрожающие для России очертания. В полном соответствии с ДОВСЕ, Североатлантический альянс, вместе со своими новыми членами, получал трёхкратное превосходство над мощью российских Вооружённых сил в Европе и при этом не имел никаких проблем с ограничением численности на важнейших направлениях. В свою очередь, Россия испытывала нарастающие трудности в оборонительном обеспечении таких ключевых точек, как Калининградская область и Приднестровье, покинуть которые она не могла, но и защитить должным образом не имела возможности.
Поскольку уже менее чем через год после начала действия ДОВСЕ он перестал устраивать нашу страну, Москва пыталась тем или иным способом внести в него коррективы. В 1997 и 1999 годах были подписаны дополнительные соглашения к Договору, дававшие России чуть большую свободу манёвра, однако из всех подписантов ДОВСЕ эти соглашения были ратифицированы лишь Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном.
Ситуация зашла в полный тупик после вступления в НАТО трёх балтийских государств: предыдущие фланговые ограничения для Альянса были фактически перечёркнуты, ратифицировать же адаптивные соглашения натовцы даже не собирались.
Мир живёт не по бумажкам
Уже к 2007 году сложилась парадоксальная ситуация: Россия оказалась единственным подписантом ДОВСЕ, которая выполнила все прописанные в нём обязательства — притом, что именно РФ этот Договор был менее всего выгоден. Любые попытки Москвы призвать «западных партнёров» к здравому смыслу наталкивались на стену непонимания и новые встречные требования. В компромисс по этому вопросу больше никто не верил.
В конце концов, 14 июля 2007 года президент Владимир Путин подписал указ о приостановке Россией действия ДОВСЕ — в связи с «исключительными обстоятельствами», затрагивающими безопасность Российской Федерации и требующими «безотлагательных мер».
Последующие затем «пятидневная война» 2008 года, новое похолодание в отношениях с Западом и, наконец, гражданская война на Украине окончательно похоронили любые перспективы реанимации Договора в его прежнем формате.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения Москвы, стали объявленные, но пока отложенные планы поставок американского «летального оружия» на Украину, отправка 300 военных инструкторов США во Львовскую область, а также переброска нескольких сотен единиц американской тяжёлой военной техники в Латвию и Германию для 90-дневных учений Atlantic Resolve, военно-морских манёвров НАТО в Черном море и размещения в Польше батареи зенитно-ракетного комплекса «Пэтриот». С нашей стороны, впрочем, постоянные учения в Калининградской, Ростовской, Псковской областях, а также в Крыму и на Чёрном море тоже стали обыденной практикой — не затрагивающей, однако, жизненные интересы западных государств.
Похоже, в последние недели генералы в Москве и в Брюсселе одновременно пришли к общему пониманию уровня взаимных угроз: в случае серьёзного обострения ситуации на Украине, с непосредственным вовлечением в конфликт России и стран Запада, боевые действия вовсе не ограничатся Донбассом, а будут перенесены на весь европейский ТВД — от Баренцева моря до Армянского нагорья.
Кто с кем будет воевать, пока не понятно
Впрочем, от вероятной большой войны с Западом — ядерной или «конвенциональной» — нас всё ещё отделяют многие месяцы и годы. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что сегодня в НАТО отсутствует единство в вопросе противодействия России в случае эскалации украинского и любого другого конфликта.
Переброска вооружений в Прибалтику — это не более чем демонстрация американских мускулов и политической готовности Вашингтона «защитить своих», при полном отсутствии какой бы то ни было реальной угрозы для суверенитета балтийских государств со стороны России. Отправка «летального оружия» из США на Украину была приостановлена Бараком Обамой после переговоров с Ангелой Меркель и под тем предлогом, что подобный жест способен «внести раскол» (!) в ряды НАТО.
В эти же дни вся континентальная европейская пресса «оттаптывается» на американском генерале Филиппе Бридлаве, командующем НАТО в Европе, умудрившемся не заметить отвод тяжёлой военной техники ополченцев от линии соприкосновения сторон в Донбассе. Берлин и Париж видят в подобных заявлениях американцев попытку торпедировать Минские соглашения — плод многомесячных мирных усилий Старого Света.
На фоне нарастающих противоречий между политикой США и Евросоюза в отношении Украины серьёзнейшим «звоночком» для НАТО прозвучала «ересь» главы правительства ЕС Жана-Клода Юнкера, высказавшегося за создание «единой европейской армии» на базе вооружённых сил Германии и Франции. Сложно относиться к этому предложению иначе как к антинатовской фронде и фактическому вызову господству США в структурах Альянса. Вызову, который, добавим, был «на ура» принят в германских политических и промышленных кругах, поскольку для первых европейская армия означала бы конец семидесятилетнему оккупационному доминированию Вашингтона над ФРГ, а для вторых — рост ассигнований на оборонные нужды. Очевидно, высказывание Юнкера обозначает некий консенсус старых европейских держав, прекрасно понимающих, что в случае большой войны с Россией Америка постарается действовать чужими руками и на чужой земле — как это не раз уже бывало.
Нашу страну более чем устраивает подобный американо-европейский раздрай. При этом собственный выход из ДОВСЕ Россия оформит сугубо утилитарно — немедленным восстановлением хотя бы относительного паритета в вооружениях на критически важных направлениях (прежде всего, на Северо-Западе) и качественным наращиванием государственного оборонного заказа. Последнее практически неизбежно: в условиях нарастающего кризиса новые многомиллиардные заказы для предприятий ОПК способны подстегнуть промышленный рост и встряхнуть всю российскую экономику.
Информация