Экономика и политика в решении карабахского вопроса
В течение последних 17-ти лет сохраняется весьма шаткий мир в Нагорном Карабахе. Как известно, де-юре Нагорно-Карабахская Республика входит в состав Азербайджана, однако по факту она уже давно живет своей жизнью. При этом на территории НКР сегодня проживает подавляющее число этнических армян, которые, по понятным причинам, не желают, чтобы управление их территорией велось из Баку. В Нагорном Карабахе уже давно существуют собственные органы фактически государственной власти, которые работают над тем, чтобы мировое сообщество признало независимость Республики.
Сегодня существует рабочее соглашение, согласно которому Армения и Азербайджан при активном посредничестве России ведут открытый диалог по поводу будущего Нагорного Карабаха. Однако, несмотря на постоянные встречи лидеров этих государств и другие контакты на высоком уровне, пока ни о каких подвижках в вопросе дальнейшей судьбы НКР говорить не приходится. Почему? Да дело в том, что и Армения, и Азербайджан стоят на своих позициях, что называется, насмерть. Армянская сторона говорит о международном праве, в частности о том, что каждая нация в мире имеет право на самоопределение. Жители Нагорного Карабаха уже давно определились и желают жить в независимом государстве. Азербайджан выступает с тем, что любое государство на планете должно сохранять свою целостность. А раз НКР входит в состав Азербайджана, то дробление на два государства для Баку неприемлемо. Азербайджанская сторона уверяет, что готова предоставить Степанакерту широчайшую автономию, но в составе Азербайджана.
Эти полярные позиции сложно свести к общему знаменателю. В этой ситуации посредничество России может сыграть первостепенную роль. Однако это дело, как все понимают, будет крайне нелегким. Итак, что же может в такой ситуации предложить Москва своим коллегам по СНГ. С одной стороны, нужно попытаться учесть интересы и Армении, и Азербайджана, но есть и сторона другая – собственное реноме в этом регионе. Собственные интересы России, безусловно, заключаются в стабильности на территории Закавказья. Однозначным можно считать то, что в случае возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе обстановка накалиться и в северокавказских республиках самой России. А тут еще под боком Грузия с ее желанием возобновить контроль над Сухуми и Цхинвалом. В общем, если не задаться целью осуществления самого мягкого политического лавирования, то проблем избежать не удастся.
Напомним, что в начале девяностых военный конфликт в НКР привел к многочисленным жертвам и изгнанию азербайджанского населения с территории автономии. Многие азербайджанцы потеряли свой кров и, без сомнения, желают вернуться на свою историческую родину, чтобы жить в мире и согласии. Но возможно ли достичь мира, если в памяти еще остаются боевые действия 17-летней давности. В это же время на территории НКР уже успело вырасти целое поколение, которое не понимает, как можно жить под одной крышей с мусульманским Азербайджаном. Ситуация близка к патовой.
С большим пристрастием смотрят на разрешение армяно-азербайджанского конфликта и другие страны региона. В первую очередь это Иран и Турция. Однако и эти страны занимают почти полярные позиции. Турки активно поддерживают Баку и не намерены рассматривать претензии Армении на то, чтобы Азербайджан дал НКР независимость. Иран, в свою очередь, не так тесно связан с Баку и, в принципе, был бы не против, если бы от Азербайджана откололся кусок территории.
Что же выгодно в этой ситуации Москве? В связи с последними новостями из Азербайджана, власти этой страны желают сделать свое государство частью газотранспортной системы, которая пойдет в обход России. Получается, что если Россия выступит за сохранение территориальной целостности Азербайджана, то она де-факто проиграет в газовых спорах. Очевидно, что однозначная поддержка Баку со стороны Москвы уж точно не является тем, что может устроить Кремль. В это же время Армения на данном этапе сохраняет гораздо более прагматичную позицию в отношениях с Россией, а значит, и поддержки она достойна в большей степени, чем Азербайджан. Кроме того, армия Еревана гораздо более собранная и обученная, чем армия Азербайджана, которая при всей своей численности умудрилась проиграть в 1994 войну армии Нагорно-Карабахской Республики.
Получается, что для России было бы выгодно бескровное отделение НКР от Азербайджана. А если такая выгода есть, то процесс нужно реализовать. Ситуацию с отделением НКР можно вполне использовать в своих целях, оказывая давление на Баку, если Ильхам Алиев действительно решится активно участвовать в проекте «Набукко» по обходу России газовой трубой. Здесь любая поддержка извне для Азербайджана уже не сравнится с тем, что тот может потерять от противостояния с Москвой.
В общем, любые попытки решить ситуацию односторонне, как это попыталась в 2008 сделать Грузия, могут закончиться не только быстрым отделением Степанакерта от Баку, но и масштабным конфликтом в регионе. Чтобы этого не допустить, нужно выработать позицию, которая устроит все стороны тлеющего конфликта. При этом позиция должна быть еще и выгодной для России. Если о братстве народов речи давно не идет, то в ситуации мирового кризиса за свою лояльность можно и нужно требовать дивиденды. Рынок есть рынок… Лучший бонус от такой стратегии – это долгосрочные инвестиции, которые будут приносить не только экономический, но и геополитический доход.
Информация