"Таинственное окно" на броне "Сен-Шамона": расследование продолжается!

24
В своем материале о танке «Сен-Шамон» я написал о том, что… смотровые приборы этого танка оставляли желать много лучшего. На фото этого танка видны элементарные смотровые щели, то и вовсе смотровые глазки, прикрытые заслонками. Неудивительно, что французским танкистам приходилось носить маски с очками, закрывавшие их лица от свинцовых брызг. Почему-то создатели танка (дорогого и сложного!) не додумались до очевидного. Поставить на него обычный окопный перископ, которые в то время уже применялись. Применялись, хотя и не очень широко, устройства для стрельбы из винтовок из окопа таким образом, чтобы сам стрелок из него не высовывался. И там тоже применялся перископ!

"Таинственное окно" на броне "Сен-Шамона": расследование продолжается!
Французские танкисты в масках. Фото военных лет




В своих комментариях некоторые читатели начали высказывать сомнения в том, что такой способ наблюдения был бы эффективным. Мол, смотровые приборы легко повредить. Но… вы представляете себе размер головки пехотного перископа и размер танка «Сен-Шамон». Увидеть на нем издали этот «прибор», а уж тем более попасть в него можно было лишь только случайно!

«При попадании в перископ внутрь будут сыпаться осколки стекла» - вот самое серьезное возражение, но… так же внутри еще и призма ставится, так что дальше призмы никакие бы осколки не попали! А сменить разбитое зеркало в верхней части перископа это дело нескольких минут! Так что, увы, но тут мы видим банальное пренебрежение интересами людей, свойственное в то время обществу вообще.

Стробоскоп был бы еще уместнее, не так ли, но его тоже не поставили. Между тем, его можно было бы не делать большим. Достаточно было бы купола такой высоты, чтобы там помещалась голова водителя и все! Ну, а сама по себе его конструкция очень проста: два цилиндра из броневой стали вращающиеся с большой скоростью в разные стороны. В них вертикальные щели шириной 4 мм, так что пули калибра 7,65-мм в них застревают. Внутри цилиндр из пулестойкого стекла, а сверху купол, имеющий щель по периметру (для вентиляции) – вот и вся конструкция! На «Сен-Шамоне» был электрогенератор, значит, можно было бы поставить и электромотор привода стробоскопа. Более того, два стробоскопа можно было установить и над местами пулеметчиков, чтобы облегчить им наблюдения поля боя. Туда же можно было перенести и прицел, так, чтобы стреляли они стоя, а не сидя на корточках, что и трудно и неудобно.


Пулеметчик ведет огонь. Фото военных лет.


Но больше всего вопросов и недоумения вызвало отверстие на броне в нижней части левого скоса носовой бронировки танка. Зачем оно? Там находился перископ? С одной стороны мысль здравая. Поскольку он смотрел бы вниз, а не вверх, то в него даже призма бы не потребовалась, все битое стекло высыпалось бы вниз. Обзор плохой, Да, но зато безопасно! Но… косой срез бронировки указывает на то, что перископ с широким полем зрения туда не поставить. Значит пехотный, небольшой, чтобы высовывать его в короб, находящийся внутри танка, и через него осматриваться? Да, но где крепления для этого перископа, не в руках же водитель его держал. К тому же короб закрыт крышкой!

Чтобы расставить все точки над «и» и не гадать на кофейной гуще я обратился в музей в Самюре, благо у них есть специальный сайт, на который присылают самые разные вопросы. И… удивительно, но не меня одного заинтересовало это отверстие, так что между куратором сайта и рядом его посетителей возникла настоящая полемика.

Кратко ее содержание можно изложить так: «нет архивных или боевые документов либо отчетов, из которых было бы ясно для чего оно. Факт, что оно имеет внутри «ящик» с крышкой, которая открывается при помощи установленного на нем колеса. Но доказательств до сих пор не найдено». Отверстие имело место быть на танках, по крайней мере, на 1 декабря 1916 года и есть на танке в Самюре.


Фото военных лет: таинственный короб открыт!


Тут же к обсуждению проблемы подключились как французы, так и англичане и предположения посыпались одно за другим. «Это «почтовый ящик» для связи с пехотой». Сейчас же есть телефоны в задней части танка и датчики связи. Можно подойти, нажать кнопку вызова, взять трубку и поговорить! Например, на танке АМХ-30 (см. фото) станция связи установлена справа на корпусе.

В годы Второй мировой войны такая же система связи устанавливалась на танках «Матильда», а вот это, так сказать, ее предок. А действовало это так: солдат или офицер стучал по броне, водитель открывал крышку и в отверстие внизу они «общались». В теории это еще как-то звучит, да? Но на практике… Вы представляете, идет бой, свистят пули, а пехотинец подходит к танку идущему вперед. Стучит, а потом садиться под это отверстие и… «общается»?! «Нет, это для того, чтобы бросать гранаты при прохождении окопа!» Такому воображению можно позавидовать, но реально это глупость, не так ли?! И опять же, а почему только слева? А справа гранаты в окоп спускать не надо – ха-ха? И опять же, а гранаты входили в боекомплект танка «Сен-Шамон»? Ответ – «Нет, не входили!» Тогда что бросать?!

«Система связи через этот канал кажется нелогичной даже в 1917 году» – написал один из тамошних форумчан и с ним нельзя не согласиться. «Раз это есть – значит это как-то использовали!» – утверждает другой и добавляет, что понять людей того времени очень сложно. «Остановки были частыми – вот в это время они и общались!» – высказывается очередное предположение. «Надо было отправить сообщение – вот через него и отправляли!» Но тогда надо, чтобы какой-то пехотинец постоянно следил за этим отверстием, иначе выпавшая… «емкость» с письмом могла тут же попасть под гусеницу! «Кроме того, все известные в 1917 году системы связи доступны были как сзади, так и сбоку, и не надо лезть под танк» – высказывает мнение очередной форумчанин. «Зачем так усложнять?»

«Слишком много рукояток и маховиков для «почтового ящика» – изумляется еще один, – « что-то тут «не то»! А что «то»? «Размеры коробки позволяют водителю плавно вводить в него руку и таким образом осуществлять обмен валюты…» – это, как я полагаю, уже юмор!

Итак, обсуждали они эту тему, обсуждали, да так ничего решить и не смогли! Есть смотровые глазки. Есть щели, есть откидная на петлях крышка люка на башенке над головой водителя. Есть короб с крышкой, которая приводится в действие сложным устройством, хотя я лично сделал бы просто на петлях с резиновой прокладкой по периметру (чтобы не гремело!) ручкой, как у таза, и крючком как у сортира. Но тут так все сложно, что наводит на мысли… о чем? О том, что нет ни документов, ни свидетельств боевого использования этого устройства! Между прочим, через него даже в туалет нельзя сходить – неудобно!

«Расследование продолжается!» – написал один из французов, и… вопрос по-прежнему остается открытым!


Круглая башенка над головой водителя. Вид изнутри. Фото военных лет.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    30 марта 2015 06:56
    Вопрос конечно интересный, зачем это отверстие в танке 100-летней давности, но эту бы энергию, да в мирное (полезное) русло направить! wink
    1. +4
      30 марта 2015 07:28
      Настоящая история собирается по крупинкам...
    2. +7
      30 марта 2015 11:23
      Я вот подумала: Может тупо гильзы выбрасывать от пушки, они ведь дымят и воняют после выстрела, аж глаза слезятся. А электровентилятора не видно в танке. 10 гильз - и экипаж выведен из строя, если противогазы не одеть. А в противогазе в такой коробке летом долго не просидишь.
      Потому и спереди, а не сзади, рядом с пушкой.
      1. 0
        1 апреля 2015 12:19
        это первое, что мне пришло в голову wink
    3. +2
      31 марта 2015 17:54
      А может все гораздо проще:
      "Машина имела передний и задний посты управления. Место первого водителя находилось спереди слева, и помимо смотрового окошка, закрывающегося заслонкой, имело зеркало переднего вида, расположенного в нижнем скошенном листе. Оно давало водителю надежную защиту, а так же обзор «мертвого пространства» непосредственно перед машиной. Для обеспечения кругового обзора, над местами водителей и командира на крыше корпуса устанавливались башенки со смотровыми щелями, имевшие сечение сплюснутого круга. Все башенки снабжались люками. Кроме того, на плоской крыше располагались шесть люков для эвакуации экипажа". И далее "Для посадки экипажа танка, состоящего из 8 человек, в передней части правого борта имелась дверь со съемной подножкой. Экипаж размещался следующим образом. Впереди, слева от орудия, размещался водитель (как правило, унтер-офицер), здесь же слева сидел наводчик. Правее пушки находилось место пулеметчика, а также сиденье командира танка. Три пулеметчика располагались у бортов и в корме, один из них исполнял обязанности механика. Слева в корме находился еще один водитель второго поста управления."
      Это все, как вы понимаете, о танке "Сен-Шамон".
      Источник: Морозов Ю. «Шнейдер» и «Сен-Шамон». Французские средние танки первой мировой войны. — М.: Изд. «Стратегия КМ», 2008.
      Честь имею.
  2. +1
    30 марта 2015 07:01
    Умом французов не понять!
  3. +3
    30 марта 2015 07:20
    Может это для вентиляции, в тех танках часто угорали от выхлопных газов. Водитель открывал и шел свежий воздух.
    1. +8
      30 марта 2015 07:48
      Цитата: Барбоскин
      Водитель открывал и шел свежий воздух.

      Или наоборот - если укачало, то сбрасывал в отверстие излишки laughing
      1. +6
        30 марта 2015 09:12
        Ага прямо в окоп на немцев))
  4. +2
    30 марта 2015 08:01
    Это французкий шарм. Как стеклоподьемники на Логане на центральной консоли или руль на Ситроене.
  5. +6
    30 марта 2015 08:17
    чем сложнее и непонятнее тем дороже-закон капитализма.Кстати вместо 10 "Пантер" можно было легко выпускать 25 -30 танков Т-4 которые были рабочей лошадкой "Панцерваффе" с 1939 и до конца войны.Но"Пантера" это дорогущий и сложный агрегат ,и прибыль при производстве 10 Т-5 намного выше чем 30 Т-4.Французы тоже читали учебники политэкономии отсюда и все поколение несуразных предвоенных танков и самолетов
    1. +2
      30 марта 2015 08:53
      Интересная мысль какая!
  6. +5
    30 марта 2015 10:16
    Ящик для хранения и охлаждения бутылочки бургундского drinks
  7. +2
    30 марта 2015 10:31
    Через эту дырку механик-водитель злобно расстреливал из пистолета типа Велодог супостатов, пытающихся подлезь под танк и зацепиться за что-нить под днищем.
    Или засунуть письмо сомнительного содержания унутрь.
    ...
    ДиванСолдату мое почтение. Угорел со смеху...а дырки под рукой не оказалось. Стравить на врага.
  8. 0
    30 марта 2015 10:35
    Мне другое не понятно.Почему на такую тяжелую машину установили такой маломощный двигатель ?
    Всего 90 л.с., двигатель для легковушки, но никак ни для танка.
  9. +2
    30 марта 2015 11:20
    Цитата: trenkkvaz
    Мне другое не понятно.Почему на такую тяжелую машину установили такой маломощный двигатель ?
    Всего 90 л.с., двигатель для легковушки, но никак ни для танка.


    На тот момент более сильных двигателей было не много, а двигатель этой мощности ставились на трактора того времени их хватало.
  10. +2
    30 марта 2015 11:25
    Может мусоропровод? Типа гильзы выкидывать, чтоб не засоряли пол танка?
  11. +4
    30 марта 2015 12:23
    А я думал, только у нас с архивными документами бардак... wink
    100 лет прошло - и уже загадки по обычному серийному предмету.
    А что будет через 1000 лет? Наверное, даже не будут помнить, что этот железный ящик - танк. Документов не найдут...
  12. +1
    30 марта 2015 12:46
    стопудово это фара, внутрь коробки ставили лампу и она через щель освещала дорогу.
    1. +1
      30 марта 2015 12:52
      ЗЫ. Кстати если уж всерьёз заниматься этим вопросом, то было бы неплохо получить фото внутренностей ящика, ибо он не пустой. Что крепится в нём этими двумя болтами?
    2. Комментарий был удален.
  13. +3
    30 марта 2015 13:55
    Т.к. этот короб стоит перед водителем, то вероятнее всего, что это связано с вождением. Приборов на то время нема, может все таки это нижнее смотровое окно? Чтобы ориентироваться, когда мост проезжает или понтон или на пандус взбирается.. Хотя конечно можно было бы в таком случае, сделать попроще.. Хотя это французы..
  14. sazhka4
    +1
    30 марта 2015 14:10
    Дизайном французы никогда не отличались. И даже сегодня без смеха на их технику смотреть нельзя. Даже знаменитое "Бистро", от Русского слова быстро. "Водки налей, быстро !!!"
  15. +2
    30 марта 2015 17:48
    Это парктроник!
  16. 0
    31 марта 2015 00:39
    Между прочим, через него даже в туалет нельзя сходить – неудобно!
    Моя первая мысль, правда потом пришла вторая, более мысленная, в танке ж водитель не один! laughing
  17. +1
    31 марта 2015 21:15
    почему-то создатели танка (дорогого и сложного!) не додумались до очевидного. Поставить на него обычный окопный перископ, которые в то время уже применялись.

    whatДык если уж Виттман, уже во Второй Мировой юзал буссоль, слямзенную у артиллеристов, вместо того чтоб в щели у командирской башенки "Тигры" глазеть, то чё уж про Первую говорить, оне, по ходу, тогда танков за людей не считали, и оптику, дорогостоящую, им доверять считали излишней роскошью и развратом request
  18. stasiche78
    +1
    6 апреля 2015 21:56
    Ну о чём вообще спор то? Ясноже человек написал:"Место первого водителя находилось спереди слева, и помимо смотрового окошка, закрывающегося заслонкой, имело зеркало переднего вида, расположенного в нижнем скошенном листе. Оно давало водителю надежную защиту, а так же обзор «мертвого пространства» непосредственно перед машиной."
    Кстати, на фото прототипа и первых моделей сего танчега, предмета обсуждения нет и в помине. Следовательно появилось оконце в процесе эксплуатации и доработки.