Рыцари на миниатюрах из средневековых манускриптов (часть первая)

30
«Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»;
но это было уже в веках, бывших прежде нас»
(Книга Екклезиаста 1:10)


О том, как жили люди в средние века, во что одевались, чем питались, как сражались, узнать историкам помогают самые различные источники информации. Это и археологические находки, и тексты различных манускриптов, и памятники в церквях и соборах. Но особую ценность представляют для нас цветные, раскрашенные от руки миниатюры, которые есть в старинных книгах той далекой эпохи. Ведь они с большой точностью передают окружавший художника мир, а значит, становятся для нас своего рода «машиной времени». Причем в европейских библиотеках, музеях и частных собраниях хранятся тысячи подобных манускриптов. И в большинстве своем они проиллюстрированы цветными рисунками, так как люди той эпохи любили изображения и яркие цвета. Некоторые из этих манускриптов содержат по несколько сотен таких вот изображений, и каждая из них рассказывает какую-нибудь свою историю: показывает людей за работой, на празднике, за обеденным столом или на поле брани. При этом что-то они объясняют, а вот что-то так и остается тайной, объяснить которую они нам не в состоянии. Так что о многом, глядя на них, нам по-прежнему остается лишь гадать. Вот, например, знаменитая «Библия Мациевского», наполненная множеством просто прекрасных цветных миниатюр. Однако достаточно внимательно их рассмотреть, чтобы найти их в них немало интересного и… даже таинственного!



Рыцари на миниатюрах из средневековых манускриптов (часть первая)
На этой миниатюре из «Библии Мациевского» показан воин (в данном случае это ни кто иной, как великан Голиаф!) в шлеме «шапель де фер» (или «шапе»), сюрко, надетом поверх кольчуги, стеганых наколенниках и пластинчатых поножах, с завязками на икрах.


Рассказ о ней начнем с того, что эта богато иллюстрированная книга хранится в Нью-Йоркской Библиотеке Пирпонта Моргана (шифр по каталогу – Ms M. 638), вот почему ее за рубежом часто называют «Библией Моргана». В нашей стране она фигурирует под названием «Библия Мациевского» – ведь она находилась в собрании Бернарда Мациевского, епископа Краковского и кардинала Польского до 1608 года. Но ее также называют и Библией Людовика IX или «Библией Крестоносца». Это связано с тем, что манускрипт был создан по заказу короля Франции Людовика IX Святого, вошедший в историю как организатор и руководитель сразу двух крестовых походов – Седьмого и Восьмого. Само создание этой книги относится к 1240 – 1250 гг.

Но в чем заключается ее такая уж большая ценность? А в том, что она наполнена прекрасными красочными миниатюрами, демонстрирующими нам быт современников той эпохи. Так что именно этот манускрипт считается одним из основных изобразительных источников в области исторической реконструкции средневековья, и в первую очередь его оружия и костюмов. Однако давайте посмотрим: события в ней описываются библейские? Да, безусловно, причем многие из них случились «задолго до Потопа»! Но вот все люди на ее иллюстрациях изображены в одеждах ХIII века! Художник, который их рисовал, не обладал историческим мышлением, то есть о том, что раньше все могло быть несколько иначе, он не имел ни малейшего понятия! И это нужно помнить всем, кто рассматривает средневековые миниатюры. Истории в развитии на них просто нет и быть не может! То, что они изображают – это фотокопия того, что окружало их создателя даже тогда, когда он хотел бы проиллюстрировать предшествующее ему время удаленное от него на многие века!

Впрочем, для нас ничего плохого в этом нет, напротив. Тем более что при минимальном количестве текста этот великолепный кодекс содержит целых 283 иллюстрации к первым книгам Библии, начиная от Творения и до царствования Давида, то есть до Первой Книги Царств. Композиционно на странице обычно располагаются четыре прямоугольника с различными сценами из Библии. Первоначально текста в книге не было вообще, но позднее, примерно через 100 лет (в середине XIV века), на полях добавили краткие описания происходящего на латыни. Принято считать, что это было сделано в Неаполе по инициативе Карла Анжуйского.

В 1604 году кардинал Мациевский передал манускрипт папской делегации, направлявшейся с визитом к персидскому шаху Аббасу I, который и получил драгоценную книгу в подарок. Шах заказал персидский перевод большинства латинских пояснительных надписей. Так в этой книге появился еще и персидский текст. Однако шах, будучи истинный тираном, приказал три листа из книги удалить. А все потому, что иллюстрации на них показывали, как Авессалом поднял восстание против своего отца Давида. Ну, и, конечно, шах счел подобный пример для своих сыновей совсем неподходящим. Более того впоследствии он и вовсе приказал их ослепить и убить, опасаясь, что они станут любимцами народа и свергнут его с трона! Но правду говорят те, кто утверждает, что рукописи не горят! Все три эти удаленные страницы, к счастью, пережили все невзгоды времени и находятся сегодня в Париже.

Позднее сюда же добавились еще и иудео-персидские (выполненные на персидском языке еврейским алфавитом) надписи. Ну, а в итоге некий Томас Филипс купил ее у грека по имени Ионас Атанасий, а уж его потомки продали ее Джону Пирпонту Моргану, известному американскому миллиардеру и собирателю древностей. Вот ведь какие приключения пришлось ей пережить ради того, чтобы донести до нас всю свою красочность и… всю свою назидательность!

Как известно Библия книга весьма двусмысленная, недаром католическая церковь долгое время запрещала читать ее рядовым верующим. Впрочем, коронованных особ это не касалось и даже более того, Библию для них можно было… переписать так, как этого, видимо, хотелось заказчику! Например, в циклах миниатюр «Библии Мациевского» почему-то особо выделена жизнь царей Саула и Давида. Уникально для списков Ветхого Завета V – XIII вв. и то, что в «Библии Моргана» содержится 21 большая батальная сцена, выписанная во всех своих жестоких подробностях! Мы видим рассекаемые мечами и топорами шлемы и кольчуги, всадников, вонзающих кинжалы в глаз врагу, отрубленные и кровоточащие части тел. Наверное, Людовик Святой, когда он рассматривал эти миниатюры, видел все это перед глазами и… может быть вспоминал о том, как командовал своим крестовым походом. Кто знает? Однако самое главное, что тот, кто все это рисовал, рисовал со знаем дела. Кроме того, следует отметить, что при всем своем натурализме, сцены в «Библии Мациевского» размещены так, чтобы выделить причину и следствие праведных и неправедных поступков, то есть работал над ней человек умный и начитанный. Например: вначале мы видим Каина, убивающего Авеля, и Ламеха, который убивает Каина, после чего поворот страницы ведет нас к Ною, который построил ковчег и тем спас свою семью от потопа. Ну, а Авраам, готовящийся опустить меч на Исаака, показан еще до того, как он победил эламитов и спас семью Лота.

Подобные отклонения от хронологии повествования Ветхого Завета могли быть продиктованы только одним обстоятельством, а именно: желанием автора усилить дидактическую, то есть назидательную, направленность текста. Так, если в нижнем правом углу страницы изображены мрачные и угрюмые содомиты, то в верхнем левом углу показано, что их грех привел к разрушению Содома. И здесь же мы видим жену Лота, превратившуюся в соляной столп. А вот изображения, рассказывающего о том, как Авраам просил для Содома божьего милосердия здесь нет. И это позволяет сделать вывод, что подобная толерантность в отношении содомского греха автору манускрипта была явно недоступна.

Также и изображение Авимелеха, который убивает своих братьев, помещено напротив изображения Ифтаха, приносящего в жертву свою дочь. То есть, очевидно, что подобное расположение сцен должно было помочь зрителю понять большую разницу между праведным и неправедным убийством и наставить их на путь истинный.

Ну, а теперь давайте внимательно рассмотрим хотя бы некоторые из ее иллюстраций, потому, что тогда мы сможем увидеть просто уникальные исторические подробности, изображенные очень и очень достоверно, ведь рисовал эти иллюстрации человек того времени. Прежде всего, сами сцены – ведь в них чего только нет. Тут и пахота, и строительство стен при помощи примитивного крана с подъемным механизмом типа «беличье колесо», картины охоты и даже «постельная сцена». Однако первое, что бросается в глаза – сюрко, которые рыцари того времени надевали поверх кольчуги, здесь чаще всего совсем не белые, а красного, оранжевого, синего, зеленого, серого и коричневого цветов. И цвет попон на лошадях у всадников с цветом сюрко практически никогда не совпадает! Вот, например, сцена, где израильтяне преследуют мадианитян, и на которой слева видны четыре всадника-трубача. На них нет шлемов, только хауберки с приплетенными к рукавам перчатками, облекающие их кольчугой с головы до ног. Так вот обратите внимание: у первого сюрко синего цвета, но с красным подбоем, конская попона белая, а ее подбой почему-то синего цвета. На двух других трубачах сюрко вообще нет, тогда как у последнего в этой четверке сюрко сверху красный, а внутри зеленый, а попоны на лошади нет вообще!

Зато на одной из миниатюр у воина одетого в хауберк, сюрко без рукавов оранжевого цвета, но зато из-под него выглядывает кафтан синего цвета с широкими рукавами до локтей. То есть получается, что некоторые тогда носили сразу по два сюрко или по две котты одна под другой?

Крестьяне, как и положено, все в чепцах, словно современные младенцы, широких нижних штанах брэ и узких верхних штанах-чулках – шоссах. На одном из рыцарей на голове явно виден чепец, поверх которого надет металлический шлем сервильер, а вот кольчужный капюшон у него откинут на спину! Точно такой же сервильер синего цвета мы видим и на голове у коленопреклоненного Авраама, которого благословляет Мелхиседек, и кольчужный капюшон у него точно также откинут на спину! Конические шлемы обычно просто раскрашены и все. А вот раскраска шлемов «шапель де фер» выглядит весьма оригинальной: на миниатюрах из «Библии Мациевского» у них раскрашен только купол, а вот поля и поперечная металлическая полоса, соединяющей части купола, имеют цвет металла. На шлемах типа топхельм у многих персонажей мы видим золотые короны, обозначающие их ранг, а сами шлемы у кого-то позолочены, а у кого-то просто раскрашены. И почему-то кроме корон на них нет никаких других нашлемных украшений.

Интересно, что некоторых рыцарей щиты почему-то круглые (возможно так художник обозначил врагов христианства – сарацин, хотя шлему у всех одинаковые) тогда как у большинства других они, как правило, имеют форму утюга. Гербовые изображения на них есть, но их поразительно мало, хотя по идее их должно быть значительно больше. Впрочем, на некоторых щитах у всадников виднеются кресты, есть явно геральдический лев, у одного из мадианитян на щите орел или ворон, а вот у пехотинцев на щитах узоры!

Доспехи многих пехотинцев явно стеганые – то есть те самые акетоны и гамбизоны, при этом они имеют фестончатый подол и часто такие же рукава . Кольчуги воины надевают через голову, при этом капюшоны у них явно присоединены к кольчугам. Шлемы пехотинцев самые простые и раскрашены целиком, причем в достаточно контрастные цвета. Например, у одного воина в красном стеганом доспехе шлем синего цвета! Здесь поневоле вспоминается исторический советский кинофильм 1938 года «Александр Невский», где рыцари-крестоносцы отличаются просто потрясающими воображение нашлемными украшениями и где дело происходит как раз в 1242 году!



Первый, кто обращает на себя внимание на этой миниатюре – всадник в коричневом сюрко, и на коне в белой попоне. Он держит двумя руками некое странное оружие с лезвием в форме «косы», более походящее на алебарду-коуз (или на короткую глефу) с укороченным древком, с помощью которого разрубает отступающего противника буквально пополам. Реализма этому рисунку не занимать, хотя композиционно он ужасен: воин на коне в белой попоне ближе к зрителю, чем тот, что скачет на вороном коне. И, тем не менее, ему каким-то образом удается нанести удар этому воину справа, хотя, судя по его положению в пространстве, он должен находиться от него слева!


А вот на этой миниатюре из «Библии Мациевского» мы видим сразу два приема употребления копья: куширование, то есть когда копье зажимается под мышкой, и древний способ, при котором воин держит копье двумя руками.



Израильтяне преследуют мадианитян (миниатюра из «Библии Мациевского»).



Поединок Кнута Великого и Эдмунда Железнобокого, после которого они заключили мир, а Эдмунд был предательски убит. Миниатюра из «Библии Исповедника» Матвея Парижского. Около 1250 г. (Библиотека Паркера, колледж «Тело Христово», Кэмбридж)



Высадка армии Харальда Хардрада и разгром армии Нортумберленда. Миниатюра из «Жизни св. Эдуарда Исповедника» Матвея Парижского. Около 1250 г. (Библиотека Паркера, колледж «Тело Христово», Кэмбридж)[/center]


Увеличенный фрагмент из миниатюры из «Жизни св. Эдуарда Исповедника».
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    1 апреля 2015 06:37
    Действительно, пожалуй только подобные иллюстрированные манускрипты позволяют понять особенности традиций,быта,войн и вообще облика человека того времени. Поэтому тема, поднятая автором статьи, весьма интересна,познавательна и привлекает внимание ко всем мелочам изображённым на картинках (ибо мелочей в таком деле не бывает.
  2. Alex_Popovson
    +1
    1 апреля 2015 07:57
    Спасибо огромное!
  3. +5
    1 апреля 2015 09:06
    Прочитал, и думаю - а что это мне напоминает.
    И тут - осенило - комиксы.
    Не касаясь Библии, как книги, отмечу, что по сути эти творения, те же комиксы, что и нынешние.
    Что сейчас читать разучились, картинки смотрят. Что в 13 веке - безграмотные разглядывали картинки - и радовались.
    Чтобы вес придать, им сообщали, что это Библия. А на самом деле это были "бульварные листочки". Недаром и Церковь запрещала читать такую Библию.
    Потому что реальная Библия, настоящая, была тайной. Криптой. Скрытой.
    ...
    Так что, вылезает какая-то кривая правда из всех этих манускриптов - типо, как в 22 веке о нашей истории будут судить по Плейбою и Максиму.
    ...
    Это еще не ФиН. Но уже и не традиционная история.
    Будем верить - раскрашенным листочкам? По лубочным картинкам никто, почему-то, историю Руси не строит.
    1. +4
      1 апреля 2015 09:20
      Да, Вы правы, тем более, что авторы подчас очень вольно обращались и с текстами и с сюжетом, стремясь к большей назидательности. Но владеть такими книгами было престижно!
    2. +5
      1 апреля 2015 10:17
      Цитата: Игарр
      Это еще не ФиН. Но уже и не традиционная история.
      Будем верить - раскрашенным листочкам? По лубочным картинкам никто, почему-то, историю Руси не строит.

      В статье об истории как таковой речи не идёт. В статье рассматривается история костюма и вооружения. Т.к. художники того времени рисовали практически с натуры, то рисунки могут передавать средневековые доспехи весьма точно. Рисунки можно сопоставить с сохранившимися до нашего времени доспехами. Так что некая степень достоверности в этих рисунках есть.
      1. +4
        1 апреля 2015 13:06
        Не вижу точности в рисунках.
        Когда речь шла о надгробных статуях - там да, вопросов не возникало. Даже застежки можно было увидеть.
        А на этих рисунках, ощущение, что специально допускалась схематичность некая. Может быть, для того времени это было и понятно, а сейчас уже не ясно почему так.
        Вот, к примеру, - "
        Высадка армии Харальда Хардрада и разгром армии Нортумберленда. Миниатюра из «Жизни св. Эдуарда Исповедника» Матвея Парижского. Около 1250 г. (Библиотека Паркера, колледж «Тело Христово», Кэмбридж)"
        В верхнем правом углу всадник размахивает то ли саблей, то ли ятаганом, да еще с какими-то финтифлюшками на выгнутой части.
        Это что, рисовано с натуры? Не меч, не ятаган, не серп ритуальный. Что, непонятно. А в самом углу вместо капюшонов или шлемов или морионов - вообще шапки какие-то на бойцах.
        Рыцари все поголовно в топхельмах или капюшоны с коронами...а в то же время просто открытых шлемов и нет.
        На трех миниатюрах можно увидеть шлемы, в русском понимании (или шеломы) - т.е. плавный конус с наносьем - в одном таком пара мадианитян у...лепётывает от израильтян, другие на двух верхних.
        У пехоты - морионы в основном. Хотя я считал, что типичные морионы появились позже, веке в 14-м.
        Боевые топоры, которые на чеканы больше похожи вообще гигантские. Скорее алебарды напоминают.
        Так и выходит, что у художника задача была не достоверность соблюсти, а передать какую-то мысль. Ныне недоступную нам.
        И какова тогда ценность этих миниатюр?
        ...
        Проще прочитать М.Твена "Янки при дворе короля Артура" - "...на гобеленах были изображены рыцари в кольчугах. Колечки кольчуг имитировались дырочками в гобелене. И при рассмотрении картин создавалось впечатление, что кто-то основательно прошелся вилкой по полотну."
        Написал по памяти, дословность не гарантирую.
        1. +2
          1 апреля 2015 13:35
          Вы абсолютно правы, обращая внимание на такие "мелочи" и об этом будет во второй части. И топор велик, и сабля смешная... Вы правы, у авторов была сверхидея и они пытались ее донести, но суть ее утеряна. И в это как раз и проблема миниатюр с манускриптов. В скульптуре идею передать сложнее - вот и не пытались. А тут... ох много чего они нарисовали...
    3. +1
      1 апреля 2015 12:43
      Цитата: Игарр
      По лубочным картинкам никто, почему-то, историю Руси не строит.

      Вы уверены? А немчура откуда столько чуши про нас накапала, что нам ей до сих пор головы морочат? laughing
      1. +2
        1 апреля 2015 13:22
        Дык....высадка этого Харальда Хардрада...бери, изучай, твори. Выдумывай, пробуй. Тем более, еще раз подчеркну, в крайнем правом верхнем углу всадники в ШАПКАХ. Судя по положению лиц, собираются сбечь. Куды-то...
        ...
        Я, в общем-то, говорил про лубочные картинки типо - коробейники, офени, медведи, самовары, сарафаны, балалайки.
        На таких картинках про "теорию норманнов" ничего не помню.
        Может, просто не все знаю?
  4. +3
    1 апреля 2015 09:34
    Ну, конечно, 13 век. А текст библии канонический, утвержденный Тридентским собором в 16 веке, а библия написана за 300 лет до этого....ну, конечно! Три страницы вырваны, но странным образом так же и сохранились. Да и вся история книги хорошо известна прямо за 4 столетия...
    Ну конечно, 13 век,,,
    1. +3
      1 апреля 2015 11:57
      Да, тоже заинтересовался, а насколько ей можно доверять как источнику, и оказывается, что до 19 века, когда она возникла, как феникс из темноты забвения у какого-то грека, кроме её описаний ни чего не было известно. Т.е. версия того, что её нарисовали какие-нибудь "шутники", знающие историю и умеющие делать подделки, вполне возможна.
      1. 0
        1 апреля 2015 12:53
        Цитата: srha
        ... она возникла, как феникс из темноты забвения ...

        Информация к размышлению.
        Книжные полки хранилища Ватикана составляют порядка 18 км. подземных пещер. Из них только около 100 метров открыто для общего пользования.
        1. +3
          1 апреля 2015 13:28
          А может, на остальных 17 900 метрах подземелья ничего и нет, а?
          Глядишь, еще не прорыли? Кому надо было буриться на 18 км? по кругу, по прямой, многоэтажная?
          Или затоплено?
          Я, вот положа руку на сердце, скажу - в домике родителей в деревне, в погребе хранится библиотека Ярослава Мудрого.
          Но я ее никому не покажу.
          И кто оспорит?
          ...
          С 1-м апреля.
  5. 0
    1 апреля 2015 09:37
    Весьма полезны подобные статьи.
    Очень жаль, что на фоне всяких шоу и мыльных сериалов, сегодня настоящей историей мало кто интересуется, особенно молодежь!
    1. padonok.71
      +4
      1 апреля 2015 10:17
      Вот уж позвольте не согласится! Молодеж историй увлекается! Тому подтверждение - множество военно-исторических, реконструкторских клубов. Ребята там в большинстве своем подкованы (пускай в рамках "своей" эпохи, но все же), увлеченные. И вообще по молодежи (по своему городу сужу) ситуация потихоньку начинает менятся. Есть конечно и алкаши-утырки, но есть (и думаю их большинство) и нормальные ребята, серьезно увлекающихся спортом, наукой.
      Может нация запустила программу самоочищения? На то только и уповаю.
  6. 0
    1 апреля 2015 11:12
    Всё верно, библия - комиксы, церковь - сми.
  7. +3
    1 апреля 2015 12:45
    Как это в духе Англо-саксонского мира - иллюстрировать Святую книгу картинками убийств !!! Причем со всеми подробностями... Обращает на себя внимание 5-я картинка на которой изображены два целующихся мужчины - у них что там на западе это наследственное заболевание ? )))

    Кстати на древних славянских рисунках и иконах вы такого никогда не найдете - изображать целующихся людей (даже мужчину и женщину) считалось греховным делом !!! А символом примирения была картина на которой люди просто держали друг друга за руки или картина совместной трапезы...
    1. 0
      1 апреля 2015 13:04
      Да уж, грехом было даже спать с собственной женой!Но зато в исповедальном каноне 15 века был вопрос: Не смотрел ли с похотию на святые иконы?
  8. 0
    1 апреля 2015 13:22
    Цитата: Игарр
    Прочитал, и думаю - а что это мне напоминает.
    И тут - осенило - комиксы.
    Не касаясь Библии, как книги, отмечу, что по сути эти творения, те же комиксы, что и нынешние.
    Что сейчас читать разучились, картинки смотрят. Что в 13 веке - безграмотные разглядывали картинки - и радовались.
    Чтобы вес придать, им сообщали, что это Библия. А на самом деле это были "бульварные листочки". Недаром и Церковь запрещала читать такую Библию.
    Потому что реальная Библия, настоящая, была тайной. Криптой. Скрытой.
    ...
    Так что, вылезает какая-то кривая правда из всех этих манускриптов - типо, как в 22 веке о нашей истории будут судить по Плейбою и Максиму.
    ...
    Это еще не ФиН. Но уже и не традиционная история.
    Будем верить - раскрашенным листочкам? По лубочным картинкам никто, почему-то, историю Руси не строит.

    Извините, но то, что вы написали - нагромождение нелепостей. Библия никогда не была скрытой (разве, что в во времена Римской империи её хранили тайно - опасаясь репрессий). Просто из-за дороговизны рукописей (печати тогда не было)она в 13 веке имелась только у богатых людей. А такие как эта - у ОЧЕНЬ богатых людей. Они в основном (не все, но в основном) читать умели. Что же касается "запрета", то в 12 веке его не было. И так почти никто не имел доступа:) Запрет появился после начала Реформации западной церкви и широкого распространения книгопечатания. И запрещала католическая церковь как раз вполне адекватные, национальные переводы.
    1. 0
      1 апреля 2015 13:33
      Вы либо через строку читали, что я написал.
      Либо, когда читали, формулировали - как возразить.
      Если это у вас все, по части нелепостей, то разрешите откланяться.
  9. +1
    1 апреля 2015 13:46
    Обратил внимание на обувку пехотинцев: чулки и штиблеты. Подтверждается мысль, что сапоги исконно русское изобретение.
    "Заметим, что русские сапоги вплоть до 20 века были экзотикой в западных странах, носивших штиблеты, сандалии и туфли различных фасонов. Они же (сапоги) являются отличительной этнографической особенностью бодричей, ругов и руссов, причем настолько важной, что по их наличию определяли способность племени постоять за себя. Вспомним совет Добрыни данный Владимиру Святославовичу после сражения с вятичами: "У них сапоги, княже. Дани они не дадут. Пойдем лапотников поищем" (Повести временных лет...)."
  10. 0
    1 апреля 2015 14:52
    А почему автор утверждает, что тот кто рисовал картинки к Библии был идиотом и не понимал исторического контекста своих творений. Ну почемы мы современные люди думаем, что древние авторы были глупее нас: вот мы понимаем современные события в историческом контексте, (и не рисуем современных солдатов виде папуасов с копьем), а вот те древние были ну совсем дураками и изображали римских солдат в виде средневековых рыцарей. А может они изображали правду? Может так и было? Может действительно события в Библии были не 2000 лет назад,а 700 лет назад. А вот нас таких умных и образованных просто дурят и выдают желаемое за действительное. Объективные факты (отсутствие на территории Евразии деревьев старше 150 лет, здания Петербурга, которые не могут быть построены даже сейчас; древние карты, изображающие совсем другие государства, чем те которые указаны в ИзТории и тому подобные факты, которые просто не замечаются нашими и не очень ИзТориками; тексты древних русских Вед) свидетельствуют, что у НАС была СОВСЕМ ДРУГАЯ ИзТория.
    1. +2
      1 апреля 2015 17:18
      О, дык Вы Фоменко начитались, бедный! Деревьев старше 150 лет нет? Да у меня в городском парке растет 300-летний дуб. А в имении Тарханы Вы были? Там лежит упавший лермонтовский дуб,колечки замучаешься считать. Более того, есть рисунки римских воинов и колонны с их изображением. И есть такая штука как калий-аргон. Он позволяет определить где взят мрамор, возраст... И есть Помпеи,где под слоем пепла нашли... ох, сколько все нашли и все датируется. Не поленитесь - посмотрите в Сети картинки оттуда. А еще лучше - съездите и посмотрите вживую. Навсегда излечит от "новой хронологии".
    2. -1
      1 апреля 2015 18:04
      Кроме того, очень полезно читать современников тех далелеких событий, а не современных толкователей истории. Если не поленитесь и ознакомитесь с трудами, например, Корнелия Тацита (жил в 1 в н.э.), узнаете, что в его время в языческом Риме были страшные гонения на христиан, их попросту убивали, в том числе через распятие (кстати, в Риме это была самая распространенная казнь для беглых рабов, римских же граждан казнили по законам предков через удушение).
  11. padonok.71
    -1
    1 апреля 2015 17:59
    На третьей картинки сверху у двух центральных персонажей наблюдаются мечи каролинги (типа Z по Кирпичникову?) Не поздновато ли для 13в? Или показалось? Или автор опять что то хотел донести.
    1. 0
      1 апреля 2015 18:15
      Трудно сказать, что он хотел донести. К тому же типологий много и Оакшотта, и Петерсена, и Кирпичникова.
      1. padonok.71
        0
        1 апреля 2015 19:58
        Вроде во второй части обещали открыть некий тайный смысл этих картин. Смысл который откроет тайну боевой косы/катаны/двуручной сабли?, мегатопоров, ятагана с рюшечками. Может там и про каролинги будет, а я впереди паровоза бегу.
        По классификации, помоему указал же что по Кирпичникову.
    2. +1
      2 апреля 2015 01:07
      На третьей картинки сверху у двух центральных персонажей наблюдаются мечи каролинги (типа Z по Кирпичникову?) Не поздновато ли для 13в? Или показалось? Или автор опять что то хотел донести.


      Оружие служило долго - веками и поколениями. И возникновение новых моделей не означало одномоментного "устаревания" предыдущих. (В отличие от телефонов...)

      Классификации в большинстве говорят о начале выпуска той или иной разновидности, а не о выходе из употребления.
  12. 0
    3 апреля 2015 08:53
    Художник, который их рисовал, не обладал историческим мышлением, то есть о том, что раньше все могло быть несколько иначе, он не имел ни малейшего понятия! И это нужно помнить всем, кто рассматривает средневековые миниатюры. Истории в развитии на них просто нет и быть не может! То, что они изображают – это фотокопия того, что окружало их создателя даже тогда, когда он хотел бы проиллюстрировать предшествующее ему время удаленное от него на многие века!

    А вот Фоменко с данной мыслью совсем не согласен, и не без основания, с чего это автор вдруг решил что это именно так , может он сам
    не обладал историческим мышлением, то есть о том, что раньше все могло быть несколько иначе, он не имел ни малейшего понятия!
    1. 0
      3 апреля 2015 12:01
      А вот мнение физика Фоменко мне как раз и не интересны!