Ливийские МиГ-25: мощные «Летающие лисицы» снова поднимаются в небо

13
Спутниковые изображения авиабаз в Мисурате и Митиге подтверждают, что группировка Рассвет Ливии недавно захватила, по крайней мере, один МиГ-25 в рабочем состоянии или находится в процессе доведения его до полной работоспособности. Хотя до сих пор неизвестно какой это вариант самолета: перехватчик или разведчик-бомбардировщик, но подтверждается давнишний слух о том, что эта группировка действительно работает над восстановлением одной из ливийских «Летающих лисиц» (Foxbat, классификация НАТО). Эта новость пришла одновременно с новостью о том, что ливийские ВВС в настоящее время работают над восстановлением, по крайней мере, одного истребителя-бомбардировщика Mirage F.1AD.

Группировка Рассвет Ливии, сражающаяся за непризнанный парламент, который в настоящее время находится в Триполи, является второй по могуществу силой (касательно личного состава и вооружения), ведущей борьбу за власть в Ливии. Самой же могущественной силой остается Ливийская Национальная Армия (ЛНА), сражающаяся за признанное мировым сообществом правительство, разместившееся в Тобруке. Эта странная ситуация является наследием изначально чисто политической проблемы. Но при отсутствии политического или военного решения эта ситуация вероятно будет продолжаться еще неопределенно долгое время.

Группировка Рассвет Ливии контролирует обширные районы Ливии, включая ливийскую столицу Триполи и такие крупные города, как например, Мисурата и часть Бенгази. Она также контролирует международный аэропорт в Триполи и стратегически важные авиабазы, например Митига, Мисурата и аль-Джуфра, на последней из них хранятся большая часть парка в настоящее время списанных ливийских МиГ-25 и все ливийские бомбардировщики Ту-22. Благодаря самолетам и вооружению, обнаруженным на этих авиабазах Рассвет Ливии преуспела в создании своих собственных военно-воздушных сил, состоящих из, по меньшей мере, двух Соко Г-2 Галеб, одного Соко J-21 Ястреб, пары Аэро Л-39 Альбатрос и двух МиГ-23МЛД плюс несколько Ил-76, SF-260 и небольшое количество вертолетов. Рассвет Ливии в настоящее также работает над восстановлением одного Миг-23УБ и двух Soko G-2 Galeb на авиабазе в Митиге и вероятно в очередь на восстановление стоят еще несколько штук.

Один из МиГ-23МЛД, базирующийся на авиабазе Мисрата, был подбит ракетой Игла-С, выпущенной из установки Стрелец во время бомбардировки взлетной полосы ал-Зинтан 23 марта 2015 года, пилот самолета погиб. Эта была первая потеря летчиков группировки Рассвет Ливии и что вполне очевидно существенная, учитывая небольшой размер парка самолетов, находящихся в рабочем состоянии. Удивительно, но в настоящее время выяснилось, что этот парк также включает, по крайней мере, один недавно восстановленный МиГ-25. Группировка Рассвет Ливии уже заявляла, что работала над МиГ-25 в Мисурате несколько месяцев назад, но только сейчас этот самолет появился на снимках со спутника. Он первый раз появился 31 января 2015 года в Мисурате и второй раз его видели в феврале в Митиге. Вероятно, что фактически это один и тот же самолет, который просто перелетел с базы на базу, что является общей практикой для самолетов МиГ-23 группировки Рассвет Ливии.



Хотя на авиабазе в Митиге размещались действующие самолеты МиГ-25, все эскадрильи, летающие на этом типе самолетов, прекратили полеты примерно в 2003 году, когда крупные запасы запасных частей для этих самолетов закончились. Базирующаяся на авиабазе в Митиге эскадрилья 1035 стала одной из последних эскадрилий летавших на этом типе самолетов, но она прекратила полеты на них в 2004 году. Ее самолеты остались на хранении в южной части авиабазы.

Большое число самолетов МиГ-25 дислоцировалось в аль-Джуфре, там размещались эскадрильи 1005 и 1025. Поскольку авиабаза расположена в пустыне, самолеты размещенные там имели в общем и целом гораздо лучшее техническое состояние по сравнению с теми, что дислоцировались на авиабазе в Митиге, которая полностью открыта для соленого воздуха Средиземного моря, находящееся всего в двух километрах от нее.

Хотя ни одному из МиГ-25 по планам прежней власти не было суждено когда-нибудь вернуться в ливийское небо, все же большая часть корпусов самолетов в аль-Джуфре были поставлены в упроченные укрытия для самолетов и таким образом были хорошо защищены от погодных катаклизмов. Одиннадцать самолетов, стоявших на открытых площадках, были в худшем состоянии, их зеленый опознавательный знак и флаг Джамахирии, матовый фонарь кабины и серийный номер в настоящее время медленно выгорают под безжалостным солнцем.



На недавних снимках из аль-Джуфры видно, что четыре МиГ-25 были отбуксированы из своих укрытий в южную часть авиабазы. Это служит знаком того, что их корпуса были проверены на счет возможности ремонта. К сожалению новых снимков северной части авиабазы нет и поэтому неизвестно произошло ли тоже самое и там.


Лучше всего сохранившийся МиГ-25 был впоследствии отобран и был либо отремонтирован в аль-Джуфре, либо, скорее всего, был перевезен по воздуху в самолете Ил-76 в Мисурату для ремонта на этой авиабазе. Ремонт был проведен группой иностранных экспертов и местных механиков, которые подняли самолет в свой первый полет 11 февраля 2015 года, вероятно пилотируемый бывшим ливийским пилотом МиГ-25. Хотя национальность зарубежных экспертов не подтверждается независимыми источниками, неожиданное появление украинцев на авиабазах в Митиге и Мисурате не оставляет почти никаких сомнений касательно того, кто они. Также сообщалось о присутствии суданских механиков в Мисурате, но это могло быть связано с ремонтом других самолетов.

Хотя пока неизвестно в какой конфигурации этот МиГ-25, в варианте перехватчика или бомбардировщика, но можно ожидать, что группировка Рассвет Ливии выбрала последний. При оборудовании несколькими MER точками подвески МиГ-25РБT в разведывательной конфигурации может быть переделан в бомбардировщик, вооруженный восемью свободнопадающими бомбами ФАБ-500T, имеющими чрезвычайно плохую точность. Хотя нет никаких свидетельств того, что Ливия когда либо получала MER, то эти держатели легко могут быть куплены на Украине.

Поскольку аль-Джуфра является домом для всех ливийских бомбардировщиков Ту-22, входящих в эскадрилью 1022, Рассвет Ливии может рассчитывать на большой запас авиабомб первоначально предназначенный для Ту-22. Большое количество этих авиабомб беспорядочно разбросано по всей авиабазе и, учитывая нынешнее положение Ливии, маловероятно, что они будут должным образом нейтрализованы в ближайшее время.

Ливийские МиГ-25: мощные «Летающие лисицы» снова поднимаются в небо

Перехватчик МиГ-25ПДС может использовать ракеты «воздух-воздух» Р-40 и Р-60, которые были закуплены Ливией в конце 70-х годов и начале 80-х и гарантийный срок хранения которых давным-давно уже истек. Хотя это не означает, что эти ракеты полностью непригодны к использованию, но боевые возможности некоторых из них вызывают большие сомнения.

Коалиция стран НАТО в 2011 году, по всей видимости, опасалась, что некоторые из базирующихся на авиабазе в аль-Джуфре самолетов МиГ-25 находятся в достаточно хорошем состоянии и смогут подняться в небо и поэтому несколько складов вооружения с ракетами «воздух-воздух» для МиГ-25 были уничтожены превентивными ударами. Это было проще, чем бомбить все укрепленные ангары для самолетов с МиГ-25, к тому же это стало бы слишком дорогим удовольствием. В результате мощных взрывов ракеты Р-40 были разбросаны по всей авиабазе, образовав в результате поля, усеянные неразорвавшимися боеприпасами.



Итак, если нынешний отремонтированный МиГ-25 является перехватчиком, то он мог бы получить свои ракеты со складов прежде используемых эскадрильей 1035, базирующейся в Митиге. Но опять же они имеют такие же проблемы со сроком хранения, как и все ракеты в Ливии.

Таким образом, гораздо вероятнее, что самолет, о котором идет речь, является МиГ-25РБT, то есть он может использоваться для разведывательных задач и бомбометания. Хотя точность бомбометания отставляет желать лучшего, это позволит группировке Рассвет Ливии поражать крупные цели, например нефтяные месторождения и аэропорты, на недосягаемой для переносных зенитно-ракетных комплексов высоте. При большом количестве сохранившихся корпусов в аль-Джуфре и Митиге и привлечении иностранных специалистов карьера МиГ-25 в Ливии может быть далека от завершения. В зависимости от того, в каком состоянии находятся брошенные самолеты, и способности группировки Рассвет Ливии найти достаточное количество технического персонала и пилотов для полетов на самолетах МиГ-25 зависит сколько «Летающих лисиц» сможет снова мощно прогрохотать над небом Ливии.

Использованы материалы:
www.spioenkop.blogspot.ru
ru.wikipedia.org
eng.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    22 апреля 2015 07:26
    бред. такие самолёты продавать криворуким.
    1. 0
      24 апреля 2015 16:55
      [quote=ядро]бред. такие самолёты продавать криворуким..... после того ,как Беленко угнал машинку в Японию,а амери....кашки разобрали его там до болтов,он перестал быть секретным но все равно самолет оставался исключительным бойцов:и не мудрено ,что Каддафи на него глаз положил.
  2. +25
    22 апреля 2015 07:37
    Весьма сомнительно, что власти "новой Ливии" когда либо смогут, да и захотят реанимировать МиГ-25. И сенсационное название публикации:Ливийские МиГ-25: мощные «Летающие лисицы» снова поднимаются в небо - абсолютно не соответствует действительности. МиГ-25 весьма сложная машина, требующая квалифицированного дорогостоящего обслуживания подготовленными кадрами. Так же сомнительно, что в современной Ливии найдутся пилоты соответствующей квалификации. Делать какие либо выводы на основании спутниковых снимков о перспективах ввода в строй изрядно изношенной ещё при Кадафи авиатехники нелепо. С таким же успехом можно утверждать, что вскоре в строй вернуться ливийские Ту-22, что на снимке рядом с МиГ-25 и МиГ-23.
    1. +9
      22 апреля 2015 08:00
      Полностью согласен! Тем более, при подавляющем господстве саудовской "коалиции", данная машина обречена на быструю гибель (если вообще взлетит...), да и толка, практически от данной "авиации" (разношорстной) не будет.
      Даже, при Кадафи, её практически, не воспользовались.(
      1. 0
        22 апреля 2015 12:02
        Цитата: N.O.M.A.D.E.
        Полностью согласен! Тем более, при подавляющем господстве саудовской "коалиции", данная машина обречена на быструю гибель (если вообще взлетит...), да и толка, практически от данной "авиации" (разношорстной) не будет.
        Даже, при Кадафи, её практически, не воспользовались.(

        А зачем саудовцы?
        Европейское ПВО не сможет противостоять.
        Амерам это выгодно. Нашим тоже.
        ЗАКАЗЫ
        А смертников найдут.
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv
      +3
      22 апреля 2015 15:02
      Цитата: Bongo
      Так же сомнительно, что в современной Ливии найдутся пилоты соответствующей квалификации. Делать какие либо выводы на основании спутниковых снимков о перспективах ввода в строй изрядно изношенной ещё при Кадафи авиатехники нелепо. С таким же успехом можно утверждать, что вскоре в строй вернуться ливийские Ту-22, что на снимке рядом с МиГ-25 и МиГ-23.

      Да пилоты то и техники может и найдутся, всё таки у Каддафи 23000 был личный состав ВВС. Неужели всех поубивали?
      А вот самолёты - ? Непонятно откуда авторы взяли снимки авиабаз, насколько они "свежие"?
      Вот, например, французы в 2011 хлестанулись, что все ливийские Ту-22 разбабахали. А как же тогда МиГ-25 уцелели? Так сегодня "гугловский картоспутник" на той же площадке в Мисурате показывает уже три МиГ-25. А ведь они снимки берут у французского CNES. А не копипастят ли они периодически старые фотки под свежий копирайт? А что, удобно - и сэкономить и дезу подсунуть. wassat
      Вот когда будет фотка на которой МиГ-25 над взлёткой, а рядом ещё и ливийский Рассветовец флагом машет, тогда и заголовок статьи будет соответствовать.
      1. +3
        22 апреля 2015 15:29
        Цитата: gjv
        Да пилоты то и техники может и найдутся, всё таки у Каддафи 23000 был личный состав ВВС. Неужели всех поубивали?

        Полёты на МиГ-25 - дело достаточно сложное - это не МиГ-21 или Л-39. При Кадафи в последние годы из-за отсутствия запчастей и плохого технического состояния 25-е в воздух практически не поднимались. Следовательно пилотов способных на них нормально выполнить боевую задачу практически нет. Да и непонятно какой смысл исламистам применять сложные и дорогие в обслуживании МиГ-25, при том что машин других типов находящихся в лучшем состоянии хватает?

        Цитата: gjv
        А вот самолёты - ? Непонятно откуда авторы взяли снимки авиабаз, насколько они "свежие"?


        Снимки действительно относительно свежие yes Взяты они с ресурса Google earth. В этом при наличии времени может убедится каждый желающий, главное знать, что и где искать.

        Цитата: gjv
        Вот, например, французы в 2011 хлестанулись, что все ливийские Ту-22 разбабахали. А как же тогда МиГ-25 уцелели? Так сегодня "гугловский картоспутник" на той же площадке в Мисурате показывает уже три МиГ-25


        Ту-22 в лётном состоянии в Ливии к тому моменту уже не было, впрочем МиГ-25 оставалось в нормальном состоянии тоже не много. НАТОвцы били в основном по системам ПВО - ЗРК и РЛС. Аэродромы блокировались в основном путём разрушения ВПП и выборочного уничтожения укрытий.

        На снимках уничтоженное в результате авиаудара бетонное авиационное укрытие и ливийский ЗРК С-125.
    4. +1
      23 апреля 2015 00:29
      Цитата: Bongo
      Весьма сомнительно, что власти "новой Ливии" когда либо смогут, да и захотят реанимировать МиГ-25

      И украйна как-то себе аж Ту-160 отхапала.Что с ними стало,летали?
      Такое вот печальное сравнение
  3. 0
    22 апреля 2015 13:19
    Интересно, в рейд на саудитов пойдут, или как?..
  4. +1
    22 апреля 2015 13:37
    Один в поле не воин. Хоть и этот предшественник МИГ-31 неплохая машина (но устарела и не только физически).
    1. 0
      22 апреля 2015 16:41
      Все новое-это забытое старое. Можно убить ракетой, можно женской шпилькой.
  5. 0
    22 апреля 2015 18:13
    Вся электроника в Ж...пе от стартости!О чём речь !
    1. +1
      24 апреля 2015 17:01
      Цитата: glasha3032
      Вся электроника в Ж...пе от стартости!

      эт не проблема,сохранились бы планер и движки,нефть есть ,а китазы любую начинку сварганят.