Подземные лодки. Попытки постройки необычного оружия

30
Возможно, кто-нибудь из вас смотрел когда-то фильм «Земное ядро» режиссера Джона Эмисела. По сюжету фильма, земное ядро перестает вращаться, что грозит гибелью всему человечеству. Чтобы спасти всех от надвигающегося конца света, группа американских ученых и инженеров строит подземную лодку, которая отправляется прямиком к ядру Земли с целью восстановления его вращения подрывом нескольких атомных бомб. Что за бред, спросите вы, и будете правы. Однако в XX веке сразу несколько государств серьезно работали над возможностью постройки подземных лодок (по аналогии с подводными), или субтеррин. Таким образом, известная фраза про «подводную лодку в степях Украины» даже обретает некоторый смысл.

XX век в целом был богат на странные, на первый взгляд, разработки, многие из которых в итоге смогли изменить наше представление о мире. Еще до Второй мировой войны сразу несколько государств, в том числе СССР, Германии и Великобритания, работали над созданием субтеррин. Прототипом для всех проектов был так называемый проходческий щит. Впервые такой щит был использован в Туманном Альбионе при постройке тоннеля под Темзой еще в 1825 году. С помощью проходческого щита строились и тоннели метро в Москве и Санкт-Петербурге.

В нашей стране к идее постройки подземной лодки обратились еще в самом начале XX века. Так, еще в 1904 году российский инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал материал, в котором описывал возможность разработки специальной капсулы, которая могла бы преодолевать большие расстояния, передвигаясь под землей. Однако позднее во время волнений в Москве, он был убит шальной пулей. Помимо Рассказова идею создания подземной лодки приписывают и другому нашему соотечественнику Евгению Толкалинскому. Будучи инженером-полковником царской армии, зимой 1918 года он бежал из страны через Финский залив. Карьеру он сделал в Швеции, где на одной из фирм усовершенствовал уже упоминавшийся проходческий щит.



Но по-настоящему внимание на подобные проекты обратили лишь в 1930-е годы. Первый подземный самоходный аппарат в те годы был создан советским инженером А. Треблевым, которому помогали в этом А. Баскин и А. Кирилов. Любопытно, что принцип работы своего устройства он во многом скопировал с действий известного строителя подземных нор — крота. До начала работ над проектом конструктор очень долго изучал биомеханику действий и движений животного под землей. Особое внимание он уделял лапам и голове крота, а уже затем на основе полученных результатов сконструировал свое механическое устройство.

Субтеррина Александра Требелева

Стоит отметить, что, как и любой изобретатель, Александр Требелев был одержим своим детищем, но даже он не думал об использовании подземной субмарины в военных целях. Требелев считал, что субтеррину будут использоваться для рытья туннелей под коммунальные нужды, проведения геологоразведки, добычи полезных ископаемых. К примеру, его субтеррина могла подобраться к запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который начал бы выкачивать черное золото на поверхность. Даже сейчас изобретение Требелева кажется нам фантастическим.

Субтеррина Требелева имела капсулообразную форма и двигалась под землей за счет бура, шнека и 4-х кормовых домкратов, которые толкали ее наподобие задним лапам крота. При этом подземной лодкой можно было управлять как снаружи — с поверхности земли с помощью кабелей, так и непосредственно изнутри. По тому же кабелю субтеррина должна была получать необходимое электропитание. Средняя скорость ее движения под землей должна была составить 10 метров в час. Однако из-за частых отказов и ряда недоработок данный проект был все-таки закрыт.



Согласно одной из версий ненадежность машины была доказана в результате проведения первых испытаний. Согласно другой версии — перед самой войной подземную лодку все-таки пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова. Если руководствоваться второй версией, то в 1940-е годы конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова сумел доработать и усовершенствовать проект Требелева. При этом данный проект сразу же проектировался под военные цели, а субтеррина должна была действовать уже без связи с поверхностью. За 1,5 года удалось создать один опытный экземпляр. Предполагалось, что подземной лодке удастся проработать автономно под землей на протяжении нескольких дней. На это время лодка снабжалась необходимым запасом топлива, а экипаж, который состоял всего из одного человека, необходимым запасом кислорода, пищи и воды. Но завершить работу над данным проектом помешала Великая Отечественная война, при этом судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова теперь неизвестна.

Боевые траншеекопатели Великобритании

Разрабатывались подобные проекты и в Великобритании. В этой стране их предполагалось использовать для рытья тоннелей на линии фронта. По таким тоннелям пехота и танки должны были внезапно выходить в расположение противника, избегая при этом прямого штурма наземных укреплений. Работы в этом направлении были обусловлены печальным английским опытом окопной войны во время Первой мировой. Приказ о разработке подземных лодок был отдан лично Уинстоном Черчиллем, который основывался именно на кровопролитном опыте штурма хорошо укрепленных позиции. К началу 1940 года предполагалось построить уже 200 таких подземных лодок. Все они обозначались аббревиатурой NLE (Naval Land Equipment — военно-морское и сухопутное оборудование). Для маскировки военного назначения создаваемых машин разработчики давали им свои названия: White Rabbit 6 («Белый кролик 6»), Nellie («Нелли»), Cultivator 6 («Культиватор 6»), No mans Land Excavator («Экскаватор без участия человека»).

Создаваемые в Англии траншеекопатели обладали следующими габаритами: длина — 23,47 метра, ширина — 1,98 метра, высота — 2,44 метра и имели по две секции. Главная секция была на гусеничном ходу. По своему внешнему виду она напоминала очень длинный танк, обладающий весом в 100 тонн. Передняя секция весила меньше — 30 тонн и могла рыть траншеи 2,28 метра шириной и 1,5 метра глубиной. Выкопанный машиной грунт конвейеры переносили на поверхность и откладывали по обе стороны от траншеи, образуя отвалы, высота которых составляла 1 метр. Скорость движения устройства составляла более 8 км/ч. После достижения заданной точки субтеррина останавливалась и преобразовывалась в платформу, предназначенную для выхода гусеничных средств из прорытой траншеи на открытое пространство.

Подземные лодки. Попытки постройки необычного оружия


Первоначально на данную машину собирались ставить один двигатель компании Rolls-Royce Merlin, развивавший мощность в 1000 л.с. Но затем из-за недостатка данных двигателей решили пойти на их замену. На каждую подземную лодку ставилось два двигателя Paxman 12TP, развивавших мощность в 600 л.с. каждый. Один двигатель приводил в движении всю конструкцию, а второй использовался для резака и конвейера в передней секции. Быстрое поражение Франции в войне и наглядная демонстрация современной войны моторов затормозили реализацию данного проекта. В итоге испытания субтеррин прошли только в июне 1941 года, а в 1943 году проект был закрыт. К этому моменту в Англии успели собрать 5 таких устройств. Все они после войны были разобраны, последний боевой траншеекопатель в начале 1950-х годов. Справедливости ради, стоит отметить, что английский проект хоть и оказался бесполезен, но был вполне реален. Другое дело, что все-таки это было лишь «извращенное» видение траншеекопателя, а не полноценная подземная лодка.

Субтеррины Германии

Интерес к столь необычным проектом проявляли и в Германии. Перед Второй мировой войной субтеррины конструировались и здесь. В 30-е годы ХХ века инженер фон Верн (по другим данным — фон Вернер) получил патент на подводно-подземную «амфибию», которую она так и назвал — Subterrine. Предложенная им машина обладала возможностью двигаться как в воде, так и под земной поверхностью. При этом согласно расчетам фон Верна, при движении под землей его субтеррина могла развивать скорость до 7 км/ч. При этом подземная лодка была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе 5 человек, а также 300 кг. взрывчатки, это изначально был военный проект.

В 1940 году в нацистской Германии всерьез рассматривали проект фон Верна, такие устройства могли пригодиться в военных действиях против Великобритании. В планах разрабатываемой операции «Морской лев», которая предусматривала высадку немецких войск на Британские острова, нашлось бы место и подводно-подземным лодкам конструкции фон Верна. Его детища должны были незамеченными подплыть к берегам Великобритании и продолжить движение уже под землей по английской территории, для того чтобы затем нанести противнику внезапный удар в самом неожиданном для английских войск районе.

Немецкий проект Subterrine пал жертвой самонадеянности Геринга, который руководил Люфтваффе и считал, что сможет победить англичан в воздушной войне без какой-либо помощи. В итоге проект подземной лодки фон Верна так и остался в образе нереализованной на практике идеи, как, впрочем, и фантазии его знаменитого однофамильца — французского писателя Жюля Верна, задолго до появления первых проектов подземных лодок написавшего свой знаменитый роман «Путешествие к центру Земли».



Другой гораздо более грандиозный проект немецкого конструктора Риттера был с изрядной долей пафоса назван Midgard Schlange («Змей Мидгарда»). Такое необычное название проект получил в честь мифической рептилии — мирового змея, который опоясывал всю обитаемую землю. По задумке создателя его машина должна была передвигаться и над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до 100 метров. При этом Риттер полагал, что под землей в мягком грунте его подземная лодка сможет развить скорость до 10 км/ч, в твердом грунте — 2 км/ч, по земной поверхности — до 30 км/ч, под водой — 3 км/ч.

Однако больше всего воображение поражают размеры этой огромной машины амфибии. Midgard Schlange задумывался создателем, как полноценный подземный поезд, который включал в себя большое количество вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый вагон имел в длину 6 метров. Общая длина такого подземного поезда составляла от 400 метров до 500 метров в самой длинной комплектации. Путь этой махине под землей должны были пробивать сразу четыре полутораметровых бура. Также в машине имелось 3 дополнительных буровых комплекта, а общий вес достигал 60 000 тонн. Для того чтобы управлять таким механическим монстром необходимо было 12 пар рулей и экипаж из 30 человек. Впечатляло и проектное вооружение огромной субтеррины: до двух тысяч 250-кг и 10-кг мин, 12 спаренных пулеметов и специальные подземные торпеды длиной 6 м.

Первоначально данный проект планировалось использовать для уничтожения стратегических объектов и фортификаций на территории Бельгии и Франции, а также для подрывной работы в английских портах. Однако в итоге этот бредовый проект сумрачного немецкого гения так и не был реализован в хоть каком-то приемлемом виде. Но некоторая техническая информация, касающаяся разрабатываемых в Германии подземных лодок, все же попала в конце войны в руки советских разведчиков.

Советский «Боевой крот»

Еще одним полумифическим проектом разработки субтеррин является советский послевоенный проект под названием «Боевой крот». Непосредственно после завершения Второй мировой войны к реализации проекта по постройке подземных субмарин руководитель СМЕРШа В. Абакумов привлек профессоров Г. Бабата и Г. Покровского, они должны были работать с трофейными чертежами. Однако по-настоящему продвинуться в этом направлении удалось уже после смерти Сталина в 1960-е годы. Новому генсеку Никите Хрущеву понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, о своих планах Хрущев заявил даже публично, возможно, у него были на то некоторые основания.

Об этой разработке известно мало, она упоминалась лишь в ряде книг на достоверность не претендующих. Согласно имеющейся информации, советская субтеррина «Боевой крот» должна была получить ядерный реактор. Подземная лодка обладала вытянутым цилиндрически корпусом из титана с заостренным концом и мощным буром в передней части. Размеры такой атомной субтеррины могли составлять от 25 до 35 метров в длину и от 3-х до 4-х метров в диаметре. Скорость движения аппарата под землей лежала в диапазоне от 7 км/ч до 15 км/ч.



Экипаж «Боевого крота» состоял из 5 человек. Помимо этого, данное устройство могло перевозить сразу до тонны различных грузов (вооружений или взрывчатки) или 15 десантников с их снаряжением. Предполагалось, что подобные подземные лодки будут успешно поражать подземные бункеры, фортификационные сооружения, командные пункты и стратегические ракеты шахтного базирования. Готовились такие аппараты и к решению особой миссии.

В случае обострения отношения между СССР и США по замыслу советского командования субтеррины могли быть использованы для нанесения полноценного подземного удара по территории США. При помощи советских подлодок субтеррины должны были быть доставлены к американскому побережью в районе сейсмически нестабильной Калифорнии, после чего пробуриться на американскую территорию и установить подземные ядерные заряды в районах, где располагались стратегические объекты противника. Предполагалось, что подрыв атомных мин может привести в действие мощное землетрясение и цунами, которые в случае чего можно было бы списать на обыкновенные природные катастрофы.

По некоторым сведениям, испытания советской атомной подземной лодки были проведены в разных грунтах — в Ростовской и Московской областях, а также на Урале. При этом самые сильные впечатления атомная субтеррина доставила участникам испытаний в уральских горах. «Боевой крот» легко проходил твердую скальную породу, уничтожая в конце учебную цель. Однако при проведении повторных испытаний произошла трагедия: субтеррина по неизвестной причине взорвалась, а ее экипаж погиб. После этого случая проект был закрыт.

Источники информации:
http://rg.ru/2015/03/21/subterrina-site.html
http://24smi.org/article/11468-proekty-sssr-podzemnaya-lodka.html
http://brodude.ru/neizdannye-shedevry-voennoj-promyshlennosti
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/484327.html
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    24 апреля 2015 06:43
    Вот причём "Создаваемые в Англии траншеекопатели ...." если в заголовке
    "Подземные лодки..." ?
    1. +2
      24 апреля 2015 10:38
      МЕТРО -тоже не везде под землей!!! а тут не экскаватор а целый комплекс.
    2. +1
      27 апреля 2015 16:59
      "по неизвестной причине взорвалась, а ее экипаж погиб. После этого случая проект был закрыт"
      Вроде не просто взорвалась, а взорвался ядерный реактор. Подземная лодка Крот питалась вроде от ядерного реактора.
      В любом случае, незаметным его точно не назовёшь, работу этого агрегата будут фиксировать все сейсмографы в округе.
  2. +4
    24 апреля 2015 06:49
    В детстве я читал очень интересную научно-фантастическую книгу советского автора о такой подземной лодке построенной в Советском Союзе. Она выполнила задачу, прошла Землю насквозь, но экипах к сожалению погиб. Жаль не помню ни автора, ни названия книги. С удовольствием бы опять перечитал.
  3. +3
    24 апреля 2015 06:57
    Чепуха все это, особенно слухи про атомную!Это все из репертуара РЭН ТВ. Хотя бы сделали машину для прокладки коммуникаций под дорогами и улицами, чтобы их не уродовать постоянно. Но нет её !
    1. +9
      24 апреля 2015 10:03
      Цитата: Штык
      Чепуха все это, особенно слухи про атомную!Это все из репертуара РЭН ТВ. Хотя бы сделали машину для прокладки коммуникаций под дорогами и улицами, чтобы их не уродовать постоянно. Но нет её !

      Есть и нескольких видов:ГНБ(горизонтально-наклонное бурение),прокладка продавливанием,ГБ(горизонтальное бурение),это только "малые диаметры" до 2000мм, а дальше различные проходческие щиты(это мы еще методы перекладки без земляных работ не рассмотрели, но сайт не тот), единственное, совсем не "уродовать" во всех этих технологиях не получится laughingА что касается атомных электроустановок, так мой отец в 60-х перекладывал электросеть в одном из ленинградских почтовых ящиков, так там разрабатывали АЭС на гусеничном шасси размером с ГТ ,время тогда такое было "мирный атом,романтика"
      1. +5
        24 апреля 2015 16:58
        Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
        А что касается атомных электроустановок,

        Первый раз увидел как делают прокол под дорогой в ГДР , в 1971 году. Маленький дизель с гидронасосом, в яме рабочий цилиндр, упорная плита и свинчивающийся из секций рабочий орган. Все просто и дорога целая. В 60-х помню показывали в какой то передаче по телевизору, атомную электростанцию на гусеничном шасси.
        Вот нашел.
        В 1961 году в СССР поступила в опытную эксплуатацию первая передвижная АЭС «ТЭС-3», фактически это была экспериментальная установка, для изучения применения подобных атомных станций для обеспечения энергией труднодоступных районов страны.
        «ТЭС-3» состояла из четырех гусеничных шасси на базе танка Т-10, правда из-за ее больших габаритов шасси пришлось удлинить до 10 катков на борт. Один самоход использовался как шасси для реактора, на втором установили парогенераторную установку, третий и четвертый самоход стали шасси для турбогенератора, пульта управления и вспомогательного оборудования. Мощность 1,5-2 МВт, срок службы на одной загрузке — до года, вес одного самоходного модуля — 90 т. Всего модулей -4.
    2. +2
      24 апреля 2015 21:03
      Цитата: Штык
      Но нет её !

      Вообще-то есть: в Казани прокладка сетей открытым способом запрещена, только с помощью установок горизонтального бурения - буржуи давно придумали, и у нас давно применяется...
      1. +3
        25 апреля 2015 05:45
        Цитата: alex86
        у нас давно применяется...

        Казани повезло ! А у нас все раскапывают, раскапывают ...А еще на столбах такое творится! Раньше просто провода были, а сейчас и кабели затеяли вешать, на некоторых вообще - как бешенный паук порезвился!
  4. +5
    24 апреля 2015 08:13
    Ох, спасибо! Давно просил статью про подземные лодки). Плюс!
    1. +2
      24 апреля 2015 12:01
      Извини что минус поставил, плюсануть хотел
  5. +4
    24 апреля 2015 08:47
    "...подрыв атомных мин может привести в действие мощное землетрясение и цунами, которые в случае чего можно было бы списать на обыкновенные природные катастрофы". А, ведь идея не лишена здравого смысла.
  6. +1
    24 апреля 2015 09:21
    А почему проходческие щиты обошли вниманием?
  7. legorell
    +3
    24 апреля 2015 09:59
    Цитата: Штык
    Чепуха все это, особенно слухи про атомную!Это все из репертуара РЭН ТВ. Хотя бы сделали машину для прокладки коммуникаций под дорогами и улицами, чтобы их не уродовать постоянно. Но нет её !


    Как? Ты не понимаешь? Жкх под предлогом мнимого сокращения рабочих мест, да и под захватившими рынок кучке директоров И Чиновников потеряют свой безграничный кусок пирога. Ведь перекапывать можно бесконечно На одном месте, И ни в коем случае нельзя все починить :
    Во первых это лишит их фронта безграничных работ.
    А во вторых это же на соседней улице, и люди (по ихнему "стадо" ) как раз и должны жаловаться , писать и т.д. для возможности увеличивать траты из гос. бюджета .
  8. +1
    24 апреля 2015 10:29
    Цитата: legorell
    Как? Ты не понимаешь? Жкх под предлогом мнимого сокращения рабочих мест, да и под захватившими рынок кучке директоров И Чиновников потеряют свой безграничный кусок пирога. Ведь перекапывать можно бесконечно На одном месте, И ни в коем случае нельзя все починить :
    Во первых это лишит их фронта безграничных работ.
    А во вторых это же на соседней улице, и люди (по ихнему "стадо" ) как раз и должны жаловаться , писать и т.д. для возможности увеличивать траты из гос. бюджета .

    При неразрушающих проезжую часть методах почти те же самые директора, стоит это дороже, побочных эффектов( порванный газ,телефонные,силовые кабели, бур.гелем канализацию малых диаметров можно забить) по сравнению с грамотным вскрытием и добросовестной шурфовкой может быть намного больше(но тут идут траты на ГАИ,вывоз грунта),правда при ГНБ можно уйти к "центру земли", а потом вернутся( но такой трубопровод у вас могут никогда не принять), а мухлевать с этими методами можно куда как лучше laughing
  9. +4
    24 апреля 2015 10:32
    Бред это всё, ни один бур не возьмёт плотный гранит, чтобы разрыхлить породу и тогда и сейчас использут промышленные взрывы.
    1. +1
      24 апреля 2015 10:40
      Есть иная идея. Сложно бурить грунт? Можно сделать жаростойкую лодку, чтобы именно плавать, в слоях мантии)
      1. +1
        24 апреля 2015 17:02
        Цитата: AlexDARK
        Можно сделать жаростойкую лодку, чтобы именно плавать, в слоях мантии)

        Вы имели в виду магму? Ну до неё еще добраться нужно, а самое интересное,через какое время экипаж изжарится? smile
      2. 0
        27 апреля 2015 17:03
        Цитата: AlexDARK
        Сложно бурить грунт?

        Бурить сложно, вот если можно было бы при помощи плазмы плавить грунт и твёрдые породы, тогда скорости возросли бы при подземном передвижении.
    2. +4
      24 апреля 2015 12:03
      Цитата: La-5
      Бред это всё, ни один бур не возьмёт плотный гранит, чтобы разрыхлить породу и тогда и сейчас использут промышленные взрывы.

      А самая глубокая шахта в Мурманской области?А метро и канализация в Хельсинки (старая часть города стоит на скале из розового гранита,пром взрывы не прокатывали, город уже был). К сожалению не могу выложить фото гранитных цилиндров после алмазного бурения старых фундаментов, но даже в конторах им занимающихся в прайс листах гранит стоит дешевле чем железобетон( в нем стальная арматура) laughing
      1. Быстрый
        +1
        24 апреля 2015 14:22
        Никите деньги не куда девать было, хотел в овальный кабинет занырнуть чтоб прославиться, на том его и развели.
      2. +2
        24 апреля 2015 16:33
        Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
        Цитата: La-5
        Бред это всё, ни один бур не возьмёт плотный гранит, чтобы разрыхлить породу и тогда и сейчас использут промышленные взрывы.

        А самая глубокая шахта в Мурманской области?А метро и канализация в Хельсинки (старая часть города стоит на скале из розового гранита,пром взрывы не прокатывали, город уже был). К сожалению не могу выложить фото гранитных цилиндров после алмазного бурения старых фундаментов, но даже в конторах им занимающихся в прайс листах гранит стоит дешевле чем железобетон( в нем стальная арматура) laughing

        И скалько времени занимало сдедать эту шахту в Мурманске и канализацию в Хельсинки, если например проходческий щит прокладывает тоннель со скоростью 70-90 метров в месяц?
      3. +2
        24 апреля 2015 20:46
        Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
        . К сожалению не могу выложить фото гранитных цилиндров после алмазного бурения

        Здесь все понятно, режется только кольцевая канавка, а внутренняя монолитная часть (тот самый цилиндр ) удаляется после извлечения буровой коронки. При работе проходческий щит дробит породу и она вывозится на поверхность. При глубинном бурении скважин, порода выносится на поверхность специальным глинистым раствором постоянно закачиваемым в скважину по колонне бурильных труб. Как бы это все работало в случае с "подземной лодкой" ?
  10. +2
    24 апреля 2015 16:49
    Миф. Сказка одного из каналов, специализирующихся на всякой мистической шняге (НЛО, пришельцы и т. д.). Однако этот миф получил развитие. Ну и на здоровье! Пусть "партнёры" думают, где правда, а где вымысел, а где - туман.
  11. +2
    24 апреля 2015 18:11
    Сама идея подземного аппарата очень интересная и перспективная.Если были созданы экспериментальные образцы,значит можно доработать конструкцию и создать реально рабочие устройства.Использовать их лучше всего без экипажа в качестве средства доставки термоядерного заряда.В какие точки-можно сообразить.
  12. +1
    24 апреля 2015 19:25
    Вот если поломка и не спасешся lol и спасатели не понадобяться
    1. +1
      24 апреля 2015 21:32
      А что с подводниками не та же ситуация? Мне кажется схожесть под 70-80%
      Если не глубоко, и там и там спасут, а если глубоко, и там и там кранты.
  13. 0
    24 апреля 2015 19:27
    БЫТЬ ПОДЗЕМНОЙ РАКЕТЕ!
    http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1978/7/pod-rak.html
  14. 0
    24 апреля 2015 21:30
    Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
    время тогда такое было "мирный атом,романтика"

    Вспоминаются разработки амеровских авто с ядерным реактором... :)
  15. +1
    26 апреля 2015 06:50
    Был у нас в 30 годы писатель Адамов. Написал роман про подземоход "Покорители недр" с обязательным героем пионером "зайцем" Васей. С этого все и пошло. Мы рождены, что б сказку сделать былью!
  16. 0
    13 мая 2015 19:30
    А я в детстве был под большим впечатлением от повести "захвати с собой улыбку на дорогу", как раз на эту тему.