На острие решения больших задач

10
Рождение «Сигнала» определили стабилизаторы танкового вооружения

В середине 50-х годов ХХ века в провинциальном, районного масштаба, с населением в 80 тысяч человек, не очень-то благоустроенном городе Коврове родилось предприятие, ставшее впоследствии всесоюзным научно-исследовательским институтом «Сигнал» (ныне ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал», входящее в НПО «Высокоточные комплексы»).

А начиналось это так: в 1954 году министром оборонной промышленности СССР Дмитрием Федоровичем Устиновым был утвержден приказ об учреждении филиала Центрального научно-исследовательского института-173 (сегодня АО «ЦНИИАГ») на заводе № 46 (ныне ОАО «КЭМЗ», город Ковров) в количестве 150 человек для работы по стабилизаторам танкового вооружения.

Проверка «Шилкой» и «Енисеем»

На первых порах оказание КЭМЗу помощи в освоении СТВ было первоочередной задачей филиала, ведь ради этого он и создавался. Но все-таки дальнейшую судьбу его определило то, что уже в 1956 году будущему «Сигналу» были поручены опытно-конструкторские работы по созданию систем наведения и ориентирования для зенитных артиллерийских самоходных установок (ЗСУ) «Шилка» и «Енисей». В то время ни в СССР, ни за рубежом еще не было ни одной ЗСУ, в которой бы на ходу обеспечивались автоматические поиск, захват и сопровождение цели. К СНС предъявлялись чрезвычайно высокие требования по скоростям, ускорениям, точности наведения. Для приводной техники того времени эти цифры были предельно достигаемыми. Недаром на защите эскизного проекта по «Шилке» в ГРАУ выступавшие в прениях известные ученые из ЦНИИАГ А. А. Осмер и В. И. Щеголев утверждали, что требуемые заказчиками характеристики пока нереализуемы.

На острие решения больших задач

Коллаж Андрея Седых


Но благодаря задору, энергии, творчеству, помощи ЦНИИАГ поставленные задачи были успешно решены, а это определило становление и развитие в «Сигнале» целого ряда направлений по разработке систем наведения и стабилизации, навигации и топопривязки, гидравлики, гироскопических приборов. Накопленный опыт стал залогом успешного выполнения в будущем большого числа разработок: ЗСУ «Тунгуска», «Оса», «Куб», «Бук», «Тор», «Панцирь», «Роман»; РСЗО «Ураган», «Смерч»; корабельных АК-630, АК-306, «Огонь», «ЗИФ-121», «Кортик», «Каштан», «Кинжал» и др.; ракетных комплексов «Ока», «Точка», «Тополь», «Искандер» и т. д.; танков Т-72, Т-80, Т-90, БМП-2, БМП-3.

Технические задания из фантазий

Вторым основополагающим импульсом для развития «Сигнала» было поручение ему в конце 60-х годов разработки систем управления оптико-электронного комплекса обнаружения и сопровождения высокоорбитальных космических объектов «Окно» для трех видов станций: обнаружения (СО), сбора координатной информации (ССКИ), сбора некоординатной информации (ССНИ).

Это была сложнейшая не только по тем временам, но даже для наших дней разработка. Требовалось обеспечить точность слежения за космическими объектами в пределах пяти угловых секунд, а перемещать станции с высочайшей плавностью, чтобы исключить рывки со скоростью выше пяти угловых секунд в единицу времени. Причем все – в огромном диапазоне регулирования скорости. Это и понятно: «Окно» обеспечивает обнаружение и сопровождение космических объектов диаметром один метр на дальностях от 8 до 40 тысяч километров. А для полноты картины стоит отметить, что, например, ССКИ представляет шестиметровый телескоп, размещенный на управляемом ОПУ, который защищен стальным куполом из 6-миллиметровой брони диаметром 25 метров. Ориентировочная масса телескопа – 15 тонн. Прямо скажем: требования – на грани фантастики. Решение этой задачи хорошо охарактеризовали бауманцы, сотрудничавшие по этой теме с «Сигналом»: выполнение требований «можно сравнить с задачей проезда автомобиля под мостом через тоннель шириной три метра со скоростью 100 километров в час при соединении руля автомобиля с рулевым механизмом посредством пружин».

Выполнение этой разработки потребовало создания уникальных помещений и стендов, освоения прецизионных датчиков угла, исследования механических передач как динамического звена приводов, разработки и освоения в производстве элементов цифровой техники, проведения глубокого анализа возможных схем построения опорно-поворотных устройств.

Параллельно с этой темой в «Сигнале» велась разработка цифровой части управления следящими приводами по комплексу «Терра-3» (высокоэнергетический лазер для поражения на конечном этапе траектории головной части баллистических ракет).

Работы в «Сигнале» по обеим темам не были завершены, но они создали уникальный по профессионализму и квалификации коллектив, определили развитие на предприятии цифровой тематики.

Учимся управлять артиллерией

В 1967 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров о создании нового поколения самоходной артиллерии. Институту поручили разработку машин и средств автоматизированного управления новыми самоходными орудиями «Гвоздика», «Акация», а затем САО «Тюльпан», «Гиацинт», «Пион». Подобные средства в СССР проектировались впервые и фактически не имели зарубежных аналогов (кроме создававшейся в США системы «Тэкфайер»).



Институт разработал первый отечественный комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) самоходной артиллерии «Машина». В 1973 году он был принят на вооружение. В 1974-м завершилась разработка комплекса «Машина-Б» для автоматизированного управления огнем буксируемой артиллерии и РСЗО. Эти работы обеспечили качественный скачок тактико-технических характеристик отечественной артиллерии (сокращение в два-три раза времени подготовки к открытию огня, повышение на 25–30 процентов точности полной подготовки стрельбы). Резко возросла боевая эффективность артподразделений, на длительный период был обеспечен паритет с артиллерией НАТО.

В настоящее время серийно производятся комплексы «Капустник-Б» и «Машина-М». Оснащение ими подразделений самоходной артиллерии (в первую очередь СГ «Мста-С» и «Акация») и РСЗО «Град» повышает их боевую эффективность на 30–50 процентов.

Разработаны орудийные автоматизированные системы управления наведением и огнем (АСУНО) ряда «Успех» для оснащения модернизируемых и вновь разрабатываемых самоходных орудий, РЗСО типа «Град», «Ураган», «Смерч», буксируемой артиллерии. Освоено серийное изготовление, ведется поставка АСУНО «Успех-С» для СГ «Мста-С». С их внедрением реализуется комплексная автоматизация процессов управления боевыми действиями артподразделений.

В 2006 году ОАО «ВНИИ «Сигнал» создало комплекс автоматизированного управления огнем дивизиона (батареи) самоходной артиллерии, получивший индекс 1В181. В настоящее время завершаются работы по созданию комплексов нового поколения – 1В197 и 1В198, в которых применены более совершенные программное обеспечение, вычислительные устройства, средства разведки, связи и передачи данных, реализована возможность прямого управления орудиями непосредственно командиром дивизиона.

Нас зовут в космос

В 2006–2011 годах разработана, изготовлена и поставлена на стартовую площадку космодрома Куру (Французская Гвиана) электрогидравлическая система дистанционного управления составными частями комплекса: система с гидравлическим приводом дистанционного управления перемещением опорных ферм; приводы верхней и нижней кабельных мачт; приводы устройств направляющих для выставления ракеты. Успешно произведены несколько запусков российской ракеты «Союз-СТ». Это была первая работа сигнальцев в области космонавтики. В настоящее время ведутся работы по модернизации и разработке систем управления стартовых комплексов космодромов Байконур и Восточный. Можно ожидать, что разработки «Сигнала» применительно к ракетно-космическим комплексам получат дальнейшее развитие.

Ищем свое место в робототехнике

На базе традиционных сфер деятельности ОАО «ВНИИ «Сигнал» активно развивается новое направление – разработка робототехнических комплексов и устройств военного назначения, предназначенных для сбора разведывательной информации, разминирования, выполнения боевых задач по уничтожению целей противника, транспортировки грузов, эвакуации раненых с поля боя, инженерного обеспечения в зонах повышенной опасности.

Кадры решают все

За прошедшие 60 лет ВНИИ «Сигнал» выполнил свыше 800 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Более 250 изделий внедрены в производство.

За большие заслуги в деле укрепления могущества нашей страны многие сотрудники института удостоены высоких званий и наград. Среди них два лауреата Ленинской премии, 13 лауреатов Государственной премии СССР, три лауреата премии Правительства РФ и СМ СССР. Пять сотрудников отмечены премиями им. С. И. Мосина, 11 – премиями В. А. Дегтярева. 10 сигнальцев стали лауреатами национальной премии «Золотая идея», 29 – удостоены почетных званий РФ (заслуженный деятель науки, конструктор, машиностроитель, изобретатель). Более 350 сотрудников награждены орденами и медалями СССР и РФ.

Творческая активность коллектива неизменно высока. Разработки института защищены 1335 авторскими свидетельствами и патентами на изобретения. Издано более 1400 научных трудов и публикаций. Четыре сотрудника стали докторами технических наук, 58 – кандидатами наук.

Передовой технический уровень и высокое качество работ, добросовестное и самоотверженное отношение коллектива к делу создали институту заслуженный авторитет не только в отрасли, но и в эксплуатирующих организациях.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    24 мая 2015 07:39
    Как говаривал один корреспондент - молодые ученые, которым была поставлена задача, не знали, что она не имеет решения и в конечном счете она была решена...
    1. TIT
      0
      24 мая 2015 08:01
      Цитата: zulusuluz
      Как говаривал один корреспондент


      это какой то фантаст был
      1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  2. +8
    24 мая 2015 07:59
    Да минует предприятие оптимизация! А с остальным у них проблем нет
  3. +3
    24 мая 2015 09:12
    Если только "димона" и его друзей удалить. Но это невозможно по определению.. Значит так и будем топтаться на месте, отрабатывая шаг.
  4. +3
    24 мая 2015 09:17
    Интересная статья, автору - спасибо. С Уважением.
  5. 0
    24 мая 2015 14:18
    а между тем, появились неофициальные ТТХ Арматы -
    Т-14 – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. По мнению военных экспертов, «Армата» – новое слово в танкостроении, не имеет аналогов мире. Это принципиально новая и полностью российская разработка.
    ...
    Танк оборудован активной и динамической защитой, оснащен дистанционно управляемым боевым модулем с мощной пушкой и автоматической системой перезарядки. По периметру башни и корпуса установлены оптико-электронные приборы наблюдения, прицеливания и обнаружения угроз.

    Предназначен для ведения маневренных боевых действий против любого противника в составе танковых и мотострелковых подразделений в качестве основного многоцелевого боевого средства в условиях применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.

    Тактико-технические характеристики:
    Экипаж ..................................................3 человека
    Боевая масса..........................................48 т
    Масса с комплектом для ведения
    боевых действий в городе....................53 т
    Длина с пушкой вперед ........................10,8м
    Ширина...................................................3,5м
    Ширина по экранам...............................3,9м
    Высота.....................................................3,3м
    Вооружение:
    1х125мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А82-1М
    Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания)
    1х7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке
    Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте
    Силовая установка:
    Х-образный турбонаддувный многотопливный дизель 2В-12-3А
    Мощность 1200...1500л.с.
    Трансмиссия механическая, "роботизированная"
    Система охлаждения вентиляторного типа (2 вентилятора)
    Подвеска - управляемые лопастные амортизаторы, гидроупоры
    Гусеницы с параллельным РМШ со стальной беговой дорожкой и возможностью установки асфальтоходных башмаков, 93 звена
    Скорость максимальная...........................................75-80км/ч
    Средняя скорость по пересеченной местности.....45-50км/ч
    Запас хода (без бочек)...............................................500км
    Защита комбинированная, модульная, комплекс универсальной динамической защиты, КАЗ "Афганит", система постановки многоспектральных завес, система защиты верхней полусферы, система электромагнитной защиты, комплекс подавления радиовзрывателей.
    Противоминная защита днища в районе расположения экипажа
    Система управления огнем:
    Прицел наводчика дневно-ночной многоканальный
    Прицел командира панорамный дневно-ночной многоканальный
    Дальности обнаружения и распознавания целей на уровне лучших мировых аналогов. Реализовано полное дублирование работы командира и наводчика.
    Резервный низкоуровневый телевизионный прицел с автономным питанием.
    Автомат сопровождения целей. Устройство автоматического учета теплового изгиба ствола. Полный круговой обзор для всех членов экипажа за счет TV-камер с автономным питанием.
    Интеграция в АСУтб с возможностью стрельбы по внешним целеуказаниям.
    Эргономика обеспечивает непрерывное нахождение экипажа внутри танка в течении 72 часов.
    Гарантийный ресурс............14000км

    источник - http://gurkhan.blogspot.ru/2015/05/blog-post_45.html
  6. 0
    24 мая 2015 18:56
    Шах и мат любители айфонов и "все устарело"! Законы физики устареть не могут, в отличии от ситуации на рынке. Поэтому инициатива со знаниями всегда опередят жажду наживы.
  7. 0
    24 мая 2015 21:17
    Хорошая всё-таки была советская промышленность!!!....Главное,чтобы не разрушили то,что осталось!!!!
  8. +1
    25 мая 2015 13:50
    Вы удивитесь в индустриализации СССР, в сталинское время активно участвовали американцы. В проектировании и строительстве около 500 предприятий из общего количества в 9000.

    Если молодому инженеру, да и не только инженеру, а работнику любой области. Поставить трудно решаемую задачу, то он с высоким процентом успехом может её выполнить. Но риск неудачи при этом фатально высок. Сдесь, как русская рулетка. Молодых бросают под рельсы, когда риск провала фатален. Из-за неопытности, и не боязни риска молодой может вполне успешно справится ибо не связывает себя дополнительными предосторожностями. А если дело завалит, ну что с него возьмёшь, молодёжи ведь.

    Такая практика вполне приемлема. Это обычно.
  9. 0
    25 мая 2015 22:43
    Что за ЗСУшка "Роман"?
  10. 0
    30 мая 2015 23:06
    Спасибо за статью. Горжусь что у нас есть еще такие светлые головы. Многое бы отдал что бы поработать совместно над такими интересными проектами и с такими людьми...