Драмы «Авроры»

19
Драмы «Авроры»Все мы слышали про «исторический «залп «Авроры»» в Петрограде в 1917 году. Все остальное об этом знаменитом крейсере знаем плохо или не знаем вообще.
24 мая 1900 года, 110 лет назад, в присутствии императора Николая II, императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, со стапелей верфи Нового Адмиралтейства в Петербурге был торжественно спущен на воду крейсер «Аврора». Семья императора и он сам наблюдали за церемонией из нарядного павильона.

Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей новый крейсер благополучно сошел на воду, «без перегиби и течи», как доложили императору, а «по мере выхождения судна из эллинга на нем были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества».

По традиции, существовавшей со времен Петра I, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II был предложен список возможных названий.
Варианты были такие: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан» и «Нептун». Император подчеркнул название в списке, и на полях карандашом написал: «Аврора».

Авророй звали древнеримскую богиню утренней зари. Но для российского императора она стала, скорее, символом заката…

Конструктивно крейсер оказался, мягко говоря, не самым удачным проектом - машины были маломощными, броня тонкой, артиллерия слабее, чем у иностранных аналогов. На флоте в те времена бытовала шутка: «Низкая скорость и немного пушек - вот что отличает «Аврору» от обычного парохода». Экипаж составлял почти шестьсот человек. Корпус был обшит медью, против обрастания ракушками.

В 1904 году «Аврора» отправилась в поход в составе Второй тихоокеанской эскадры контр-адмирала Зиновия Рожественского на войну с Японией. Путешествие на Дальний Восток было долгим. Никаких «революционных» настроений на корабле не было еще и в помине. Назначенный на «Аврору» старшим судовым врачом надворный советник Кравченко писал в дневнике: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Все это отрадно видеть».

В ночь на 9 октября, когда эскадра находилась в Северном море, произошел инцидент, который в России назвали Гулльским. Был обнаружен силуэт корабля, который двигался без опознавательных огней и шел курсом, пересекающим курс русской флотилии, что являлось грубым нарушением международных правил. На эскадре решили, что ей грозит атака, и открыли огонь. Позже выяснилось: русские корабли обстреляли небольшие британские рыболовецкие суда, одно из которых было затоплено. Одновременно с этим на горизонте показались силуэты еще двух кораблей, по которым тоже был открыт огонь. На этот раз обстрелянными оказалась крейсеры «Аврора» и «Дмитрий Донской», которые находились в отдалении от основной группы кораблей эскадры.

Инцидент привел к серьезному дипломатическому конфликту с Англией, который удалось уладить лишь после того, как Россия согласилась возместить рыбакам все убытки и обеспечить родных погибших и раненых пенсиями. Эскадра, между тем, продолжила свой путь.

На многих кораблях нередко были свои питомцы. На «Авроре» некоторое время обитали два крокодила, которых взяли на борт в одном из африканских портов. Им дали клички: одному - Сам, другому - Того, по имени японского адмирала, который позднее руководил разгромом 2-й Тихоокеанской эскадры. «Тропический климат, тяжелые условия плавания расшатывали здоровье, психику, - описывает присутствие рептилий на боевом корабле писатель Юрий Чернов в книге «Судьба высокая «Авроры». - Осточертело мертвящее однообразие. Матросов, даже прежде равнодушных к животным, неудержимо потянуло к ним… На крейсере появились два молодых крокодила, несколько хамелеонов, не только менявших цвет, но и форму тела - они надувались, преображались на глазах».

Однажды Сам неожиданно бросился к борту и прыгнул в океан. Командир «Авроры» записал в дневнике: «Не захотел идти на войну один из молодых крокодилов, которого офицеры выпустили сегодня на ют для забавы, он предпочел выскочить за борт и погибнуть». А вот его собрат Того остался и жил, как ни в чем ни бывало.

В ночь на 14 мая 1905 года эскадра вошла в Корейский пролив. Рано утром на горизонте по правому борту был замечен японский разведчик «Идзуми». После 9 часов показались идущие параллельным курсом японские корабли, а вскоре в семи милях появились главные силы японцев. Во время боя «Аврора» получила серьезные повреждения, были раненые и убитые. Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался.

В течение боя на «Авроре» осколками шесть раз был сбит флаг, но моряки неизменно поднимали его. К вечеру он был изрешечен, но продолжал развеваться над крейсером.
Идя на юг, русские крейсера делали попытки повернуть во Владивосток, но всякий раз сталкивались с японскими кораблями. После того, как корабли прибыли в Манилу, 26 мая с команды крейсеров была взята подписка о неучастии в военных действиях, 23 августа был подписан Портсмутский мирный договор между Россией и Японией, и наши корабли покинули столицу Филиппин. «Аврору» вернули в Кронштадт, где она надолго стала учебным кораблем.

В феврале 1911 года «Аврора» посетила Мессину на итальянском острове Сицилия, в сентябре отправилась в Сиам для участия в торжествах по случаю коронации тамошнего короля. В годы Первой мировой войны крейсер стоял дозором на Балтике…

Наступил 1917 год, 28 февраля напротив «Авроры», которая стояла в Петрограде для ремонта, появились группы рабочих с красными флагами, некоторые из них - с оружием. Из толпы слышались крики, призывающие команду крейсера бросить работу и идти в город. Капитан крейсера Михаил Никольский заявил, что все желающие, кроме занятых на вахте, могут сойти на берег. Толпа, тем временем, заполнила корабль и принялась захватывать оружие. Матросы решили препроводить капитана и старшего офицера в Таврический дворец, куда сводили всех, сопротивлявшихся восстанию. На берегу от офицеров потребовали, чтобы они шли во главе шествия с красными флагами в руках. Никольский ответил отказом, тогда из толпы грянул выстрел, пуля попала капитану в голову, и он погиб на месте.

В советские времена «Аврору» назвали «кораблем революции». К утру 25 октября – по старому стилю - в руках большевиков находились основные стратегические пункты и правительственные учреждения Петрограда. Оставалось захватить Зимний, в случае отказа правительства сдаться предполагалось обстрелять его из Петропавловской крепости и с «Авроры», а затем взять дворец штурмом. Начальник штаба восставших, Владимир Антонов-Овсеенко, прибыл на крейсер и распорядился: по сигнальному выстрелу Петропавловки «Аврора» даст пару холостых выстрелов из шестидюймовки.

Принято говорить: «Залп «Авроры». В действительности из бакового орудия был произведен лишь один, холостой выстрел, который будто бы послужил сигналом для начала штурма Зимнего. Однако, как теперь известно, никакого «штурма» не было, революционеры без особых помех вошли во дворец и арестовали Временное правительство.

Легенда о «героическом штурме» была создана позднее и закреплена в художественном фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь», кадры из которого в СССР показывали в качестве документальных.
Член экипажа Ховрин так описал события в ночь с 25 на 26 октября: «Одним из распоряжений Военно-революционного комитета было приказание крейсеру «Аврора» встать на якорь у Николаевского моста на случай обстрела Зимнего дворца, где помещалось Временное правительство. Не зная, как поведут себя находившиеся воинские подразделения, мера эта явилась необходимой, тем более что на «Авроре» были крупнокалиберные пушки. Однако командование крейсера отказывалось от выполнения приказов, ссылаясь на неглубокий фарватер на Неве. Кроме того, машины «Авроры» не были в то время собраны. Все же буксир вывел крейсер к мосту, где он и встал на якорь. Когда стали готовить пушки, то оказалось, что к ним нет прицелов. Кто-то запер прицелы в каюте. Так, в поисках того и другого, дотянули до вечера. Словом, все делалось для того, чтобы приказ Военно-революционного комитета не был выполнен. Но все же, в самый решающий момент «Аврора» дала один холостой выстрел, и этим роль крейсера была исчерпана».

На другой день поползли слухи, будто по Зимнему стреляли боевыми снарядами. Для их опровержения в газете «Правда» от 27 октября года была опубликована заметка: «Команда крейсера «Аврора» выражает протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Председатель судкома А. Белышев. Секретарь С. Захаров»

Стрелять боевыми «Аврора» не могла еще и по той простой причине, что на ней не было боезапаса. Его сняли с корабля во время ремонта.

С началом Великой Отечественной войны корабль, находившийся в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С «Авроры» на фронт уходили краснофлотцы, с крейсера снимали вооружение.

В июле 1941 года была сформирована располагавшаяся в районе Дудергофа батарея «А» - «Аврора», в состав которой вошли девять снятых с крейсера орудий.
В сентябре, в течение недели, батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боев из 165 человек личного состава к своим вышли только 26 моряков.

Немецкая авиация начала подвергать «Аврору» беспощадным налетам, стремясь уничтожить памятник революции. Видя бессмысленность дальнейшего пребывания экипажа на борту неподвижного судна, капитан Иван Саков разместил моряков на берегу, оставив на «Авроре» постоянную вахту. За это он был арестован и вскоре расстрелян по обвинению в паникерстве и бегстве с корабля.

В конце ноября экипаж все-таки опять перевели на берег. Вахту несли у единственного боеспособного зенитного орудия и у флага. Видя этот флаг, развевающийся над севшим на грунт крейсером, немецкие батареи, время от времени, открывали по нему огонь. В августе 1943 года осколком снаряда флаг был сбит, но его немедленно подняли из воды. Обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.

В августе 1944 года исполком Ленсовета принял постановление, согласно которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Нахимовского военно-морского училища. Созданный на крейсере музей в 1956 году расширили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея.

К концу семидесятых годов корпус «Авроры» пришел в аварийное состояние. Несмотря на протесты историков флота, стремившихся сохранить уникальный памятник, было принято решение о полной замене подводной части с применением современных технологий. Корпус ввели в док, где от него была отделена практически вся подводная часть. Она не была утилизирована, и находится в затопленном состоянии у населенного пункта Ручьи Кингисеппского района. Как писали газеты, местные жители начали отпиливать от него куски на сувениры.

После войны «Авроре» пришлось сыграть в кино роль другого героического крейсера - «Варяга», о котором стали снимать фильм. Советские кинематографисты «загримировали» корабль: построили командирский балкон на носу судна, сделали иной навес носовой части, добавили орудий, соорудили еще одну, четвертую трубу. Она была из фанеры, но из нее, как положено, на экране валил густой черный дым. Фильм «Крейсер Варяг» вышел на экраны в 1946 году.

В 2009 году «Авроре» пришлось сыграть другую роль, но на этот раз куда менее почетную – ресторана для вип-персон. На ее борту устроили вечеринку под занавес проходившего в Санкт-Петербурге Международного экономического форума.
Мероприятие проходило под флагом журнала «Русский пионер», который издается на деньги олигарха Михаила Прохорова. «Собрался весь бомонд и бизнес-элита Петербурга, - напишут потом о вечеринке в журнале. - Слетелись чуть не в полном составе гости Международного экономического форума. Приехала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, владелец компании «Русский стандарт» Рустам Тарико, пивной магнат Олег Тиньков, глава «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров, президент «Одноклассников.ру» Никита Шерман, главный редактор русского «Форбса» Максим Кашулинский…»

Вечеринка вызвала возмущение в Санкт-Петербурге, особенно среди моряков-ветеранов. Главная военная прокуратура, проведя расследование по факту «тусовки» с участием высокопоставленных чиновников на «Авроре», внесла представление в адрес главнокомандующего ВМФ…

Сейчас крейсер снова отправлен на ремонт в Кронштадт. Предполагается, что в 2016 году «Аврора» вернется на место своей «вечной стоянки» у Петроградской набережной.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    6 июня 2015 06:23
    "В 2009 году «Авроре» пришлось сыграть другую роль, но на этот раз куда менее почетную – ресторана для вип-персон. На ее борту устроили вечеринку под занавес проходившего в Санкт-Петербурге Международного экономического форума." - в этом вся "элита" России. Партнёры то хоть, остались довольны?
  2. +6
    6 июня 2015 06:37
    даже Наебуллина побухала на "АВРОРЕ"... am вот дрянь... fool
  3. +15
    6 июня 2015 07:17
    Прочел статью и вспомнил анекдот: Самая мощная пушка в мире на Авроре, достаточно было одного выстрела, чтобы перевернуть весь мир. А по поводу шабаша на борту нашей святыни, так это сознательное глумление над нашей историей. Спекулянты и барыги не могут простить, что им длительное время не давали поскудничать и жить за счет рудового народа.
  4. +21
    6 июня 2015 08:04
    Статье поставил минус. История "Авроры" описана предвзято и односторонне. Что такое бронепалубный крейсер? Линкор? Броненосец? Нет, бронепалубный крейсер-это рейдер и создан для каперства. «Низкая скорость и немного пушек - вот что отличает «Аврору» от обычного парохода» так может рассуждать только дилетант! В тяжёлом походе 2-й Тихоокенской эскадры "Аврора" зарекомендовала себя как один из лучших кораблей эскадры. Во время Цусимского боя "Аврора" следовала за "Олегом", на котором держал флаг командир отряда контр-адмирал О. А. Энквист. Эти два корабля, обладая преимуществом в скорости и вооружении, по сравнению с двумя своими более старыми собратьями "Донским" и "Мономахом", оказывались всякий раз именно в том месте, откуда исходила наибольшая опасность. Для использования большей мощи своей артиллерии они сближались с противником на максимально возможные малые дистанции вплоть до 24 кб. Были моменты, когда крейсеры оказывались под огнем сразу четырех японских кораблей. Для того чтобы не дать противнику возможности пристреляться и в то же время удержать свое место в строю, "Авроре" приходилось постоянно менять курс и скорость. Автор пишет..В феврале 1911 года «Аврора» посетила Мессину на итальянском острове Сицилия. Зачем заходила "Аврора" в Мессину? Действия крейсера в первой мировой войне описаны скомкано. Зато участие в революции очень даже расписано. Вся заслуга "Авроры" в революции только в том что крейсер был единственным крупным кораблём на тот момент в Питере.
    1. +11
      6 июня 2015 10:40
      Цитата: Serg65
      Зачем заходила "Аврора" в Мессину?

      В феврале 1911 года “Аврора” зашла в сицилийский порт Мессина - надо было получить особую золотую медаль, присужденную экипажам русских боевых кораблей за героизм в ликвидации последствий разрушительного землетрясения 1908 года. И надо же было так случиться, что в день прихода в городе случился сильнейший пожар. Авроровцы приняли в его тушении активное участие, и с тех пор в глазах мессинцев русские моряки стали стойко ассоциироваться с ликвидаций стихийных бедствий.
      1. +6
        6 июня 2015 11:03
        Цитата: Кэптен45
        В феврале 1911 года “Аврора” зашла в сицилийский порт Мессина - надо было получить особую золотую медаль, присужденную экипажам русских боевых кораблей за героизм в ликвидации последствий разрушительного землетрясения 1908 года.

        Вот именно, автор же пишет так, что "Аврора" между делом заскочила в Мессину, командир устроил шопинг матросикам и помахав мессинцам ручкой, крейсер побежал дальше. А то что авроровцев итальянцы на руках носили и в каждом дворе чаркой вина угощали, это наверное случайность?
    2. +13
      6 июня 2015 11:47
      Воюют не корабли, а люди на них (экипажи). "Даша" и "Палаша" (бронепалубные крейсера "Диана" и "Паллада") были систер-шипами "Авроры" - и все вместе в Российском императорском флоте носили очень "лестное" и говорящее само за себя название "Сонные богини". Но кто, кроме специалистов, сейчас знает и помнит про "Диану" (которая, прорвавшись из осажденного Порт-Артура, после неудачного боя в Желтом море, была интернирована во французском тогда Сайгоне, затем без особых успехов и заслуг служила на Балтике, где и пошла на металлолом в 1922 г.) и "Палладу" (которая была потоплена японской артиллерией в гавани Порт-Артура, по окончании войны поднята, отремонтирована и вступила в строй японского флота под названием "Tsugaru" - "Цугару", исключена из состава в том же 1922 году, чтобы через два года погибнуть под авиабомбами как корабль-мишень). А "Авроре" - единственной из всех сестер - "богинь" повезло - вошла в Историю и стала памятником самой себе и Эпохе (пишу без всякого сарказма).
      Честь имею.
      1. +6
        6 июня 2015 12:03
        Цитата: Александр72
        вошла в Историю и стала памятником самой себе и Эпохе (пишу без всякого сарказма).

        Вы правы Александр! Друзья мои, вы только вдумайтесь!!! Крейсер "Аврора"-единственный русский корабль участвовавший в Цусимском сражении, единственный корабль участвовавший в революции 17-го года, первой мировой и Великой отечественной войнах!!! Это же целая эпоха!
      2. 0
        7 июня 2015 09:34
        носили очень "лестное" и говорящее само за себя название "Сонные богини"

        Еще их называли "Богини отечественного производства"
    3. +2
      6 июня 2015 15:39
      Лучше уж прочитать - Крейсер «Аврора». Бартев Г. П., Бурковский Б. В., Скляров И. И..
    4. +5
      6 июня 2015 16:03
      Цитата: Serg65
      Нет, бронепалубный крейсер-это рейдер и создан для каперства. «Низкая скорость и немного пушек - вот что отличает «Аврору» от обычного парохода» так может рассуждать только дилетант!

      Бронепалубные крейсера русского флота.
      1. Аврора-1900г.с 6370т 20узлов 8х152 и 24х75мм
      2. Аскольд-1902г.с. 5900т 23уз. 12х152 и 12х75.
      3. Богатырь-1902г.с. 6645т 23уз. 12х152 и 12х75.
      4. Варяг-1901г.с 6600т 23уз 12х152 и 12х75
      Аврора как крейсер устарел еще в момент спуска на воду. При одинаковом водоизмещении Аврора уступала своим одновременным одноклассникам по скорости и вооружению.
  5. +5
    6 июня 2015 08:14
    В 2009 году «Авроре» пришлось сыграть другую роль, но на этот раз куда менее почетную – ресторана для вип-персон. На ее борту устроили вечеринку под занавес проходившего в Санкт-Петербурге Международного экономического форума.
    Мероприятие проходило под флагом журнала «Русский пионер», который издается на деньги олигарха Михаила Прохорова. «Собрался весь бомонд и бизнес-элита Петербурга, - напишут потом о вечеринке в журнале. - Слетелись чуть не в полном составе гости Международного экономического форума. Приехала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, владелец компании «Русский стандарт» Рустам Тарико, пивной магнат Олег Тиньков, глава «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров, президент «Одноклассников.ру» Никита Шерман, главный редактор русского «Форбса» Максим Кашулинский…»

    Представители параллельного мира,одним словом.Наебуллина,конечно,среди них.
  6. PPD
    +5
    6 июня 2015 11:19
    Основная проблема крейсеров типа Диана-не низкая мощность машин, а общая несбалансированность проекта. Напортачили с обводами,неправильная общая центровка, несбалансированность машин- часть котлов даже собирались снимать и взамен переоборудовать под артпогреба, котлов оказалось слишком много. Те же проблемы со скоростью были и у Варяга. Японца это решили проще-просто разгрузили нос и нагрузили корму.Починили машину и даже с якобы ущербными котлами Варяг достигал скорости которую у нас никак не мог развить. Но все эти проблемы не только у Авроры с сестрами-всё что собиралось на наших верфях- имело те же проблемы с качеством и продуманностью. Достаточно канлодку Храбрый вспомнить.
    1. +3
      6 июня 2015 12:21
      Цитата: PPD
      Те же проблемы со скоростью были и у Варяга.

      "Самые роковые последствия для судьбы крейсера имел неудачный выбор силовой установки. Американцы предпочли поставить так называемые вертикальные паровые котлы. Система эта была еще недостаточно отработанной и испытанной, зато стоила значительно дешевле и монтировалась проще. Коварные котлы в начале службы своей работали отлично, и потому "Варяг" на приемочных испытаниях показал чемпионскую прыть - 23,25 узла (около 45 км/час). Но, увы, во время первого же дальнего перехода через Атлантику в Балтийское море паровая система начала сдавать. Кроме того, принявшая корабль команда российских моряков обнаружила серьезные изъяны в машине, у которой некоторые детали были выполнены из некачественного металла. Когда крейсер прибыл в Кронштадт, он едва мог двигаться и сразу же был отправлен на капитальный ремонт!
      Вот и получается, что морские справочники ошибаются: вместо быстроходнейшего крейсера в знаменитом бою у корейского порта Чемульпо 9 февраля 1904 года участвовал "инвалид", способный едва-едва выжимать из своих машин 15-17 узлов"
      Источник:http://flot.com/history/events/unknownfacts.html
      1. +1
        7 июня 2015 18:48
        "Дело было не в машине ... " котлы Никлосса использовались не только на Варяге и не только в РИФ, а в 03 году он показал скорость близкую к рассчетной .....
        Это как ненадежная и клинящая СВТ в пехоте, в руках матросов была практически безотказной .
    2. +1
      6 июня 2015 16:09
      Цитата: PPD
      Но все эти проблемы не только у Авроры с сестрами-всё что собиралось на наших верфях- имело те же проблемы с качеством и продуманностью.

      Крейсер Олег тоже плохо себя зарекомендовал ? И Олег и Аврора строились в одном месте, на верфи Адмиралтейства. Только почему-то небо и земля. На перегруз Олега никто не жаловался.
  7. +7
    6 июня 2015 11:56
    Тяжело сейчас на ВО с интересными тематическими статьями)))
    Попался интересный ресурс,в коментариях там конечно не так жгут,и погон нет но инфа разнообразная и интересная.
    http://feldgrau.info/2010-09-02-14-35-19/12279-verdun-nichejnaya-zemlya-otravlen
    naya-vojnoj

    А по Авроде--что сказать богини оказались неудачными,и не лестные характеристики все про них.Наверняка их орудия принесли больше пользы когда их сняли для сухопутной обороны Ленинграда в Блокаду,


    фотка из под вердена меня просто поразила))
  8. +3
    6 июня 2015 12:24
    Цитата: Kars
    Тяжело сейчас на ВО с интересными тематическими статьями)))

    Приветствую,Вас Kars,что-то не встречал Ваших комментариев в бурной дискуссии по "Армате". Не интересно?А по статьям согласен,особенно по комментариям.Раньше столько всего можно было почерпнуть из комментариев,что и энциклопедию лазить не надо было.А сейчас...
    1. +3
      6 июня 2015 13:16
      Цитата: Кэптен45
      Приветствую,Вас

      hi
      Цитата: Кэптен45
      бурной дискуссии по "Армате"

      статей слишком много--и в основном об одном и том же,но в паре тройке я отметился.
  9. +1
    6 июня 2015 16:16
    Суровая была служба на этих кораблях.На той же Авроре,если посетить бытовое помещение моряков,(кубриком его назвать вряд ли можно),сразу можно отметить тесноту и спартанские условия быта,а также многочисленные свернутые койки матросов,висящие где-то под потолком.Деваться некуда,такой огромный экипаж надо как-то и где-то размещать.Если посмотреть внимательно на носовое орудие,то можно заметить,что во время боя орудийный расчет располагался прямо на палубе,не имея никакой защиты от осколков-со всеми вытекающими последствиями.Однако это была общая тенденция корабельного дизайна.
  10. -7
    6 июня 2015 17:59
    Корабль прошёл путь от войны до ресторана)) Такое может быть только в России))
  11. +2
    6 июня 2015 18:18
    Имеется такая книга, гда подробно расписан ремонт и реконструкция "Авроры" в 1987г. С автографом разработчиков и руководителей этой реконструкции.Правда, автограф, не мне(((
    1. 0
      7 июня 2015 00:51
      Правельнее говорить о том,что в 87г была произведена реконструкция,корпус был заменен полностью,за основу"новодела"был взят проэкт бетонной наливной баржи(№ не помню).Проэкт был переработан так,что бы изготовленный стальной корпус был заполнен бетоном в междонном и межбортном пространстве(несколько выше ватерлинии).Таким образом сейчас"Аврора"представляет собой стояковое,несамоходное судно.Корпус имеет 3и водонепронецаемых отсека(скорее 5 учитывая таранные переборки).В первом складские помещения-там хранится куча различного оборудования демонтированного при реконструкции и сами"музееводы"не знают,что там к чему.Второй-непосредственно экспозиция.Третий-здесь расположенна ЭУК,кубрик команды,каюты офицеров,боевые посты(судно входило в состав флота).Интересна история оригинального корпуса-то есть РЕАЛЬНОГО КРЕЙСЕРА"Аврора".После реконструкции его притопили на Петровском канале ленинградского порта в качестве навигационного ореентира.Чем обрекли отвечать на неприятные вопросы экипажи советских пассажирских судов перевозивших иностранцев.Данный факт грозил стать крупным политическим скандалом,поэтому спустя некоторое время корпус был поднят и отбуксирован в угольную гавань лен.порта,где находился несколько лет.В скорости после развала державы корпус был отбуксирован,затоплен и после намывки грунта стал основанием одного из причалов строящегося порта в Усть-Луге.
  12. 0
    6 июня 2015 18:21
    Не совсем разобрался со всеми тонкостями, поэтому прошу прощения. Вот эта книга.
  13. +2
    6 июня 2015 18:29
    Цитата: uzer 13
    во время боя орудийный расчет располагался прямо на палубе,не имея никакой защиты от осколков-со всеми вытекающими последствиями

    Там же установлены щиты на орудиях. К башням пришли, только на "Богатырях". Есть и книга Л. Поленова.
  14. +3
    6 июня 2015 21:19
    Статья, не ехидный комментарий, готовится надо серьёзней и факты не выдергивать. Пьяная вечеринка, а ещё на корабль проникли сталкеры и повесили "весёлого роджера", а ещё в 2008 "Аврору" подключили к городскому водопроводу и канализации(порядок событий такой же). Интересно было прочитать о 26 выживших моряках с позиции на Киевском шоссе, с детства нам рассказывали, что не выжил никто.Не затронут меж военный период "Аврора" учебный корабль, заход в Копенгаген, извините но статье "-"
  15. +1
    7 июня 2015 13:51
    Как я понимаю, крейсера в те времена вообще
    не предназначались для морского боя (для этого были
    броненосцы) , а лишь для контроля над побережьем и обстрелом
    берега. Максимум, они могли отогнать миноносцы противника,
    когда сами были вне досягаемости огня его броненосцев.

    Английские крейсера патрулировали воды многочисленных
    удаленных колоний, проверяли или отгоняли подозрительные суда,
    пиратов, контрабандистов, осуществляли карательные обстрелы
    берега во время бунтов и т.д...
    Зачем втянули крейсера в морской бой при Цусиме - не понятно.