На заднем дворе США прописался Китай
Инвестиционный размах китайцев поражает. Побывав в Бразилии, Перу и Колумбии, товарищ Ли Кэцян подписал с представителями этих государств соглашения о крупнейших инвестиционных проектах. Масштабы «строек века» действительно впечатляют. Пекин готов участвовать в строительстве трансконтинентальной ж/д магистрали, которая протянется от бразильского побережья Атлантики до портов Перу в Тихом океане. А Бразилия? Во время визита Ли Кэцяна Китай и Бразилия заключили тридцать пять соглашений! Китайцы собираются вложить в бразильскую инфраструктуру более пятидесяти миллиардов долларов. И вложат, можно не сомневаться. Китайцы планируют строить здесь железные и автодороги, аэропорты, реализовывать разнообразные совместные проекты и т. д., и т. п. Чтобы сделка была полюбовной, Пекин предложил бразильцам купить у них самолёты фирмы «Empresa Brasileira de Aeronáutica», более известной под маркой «Embraer» (сделка о продаже 40 самолетов за миллиард долларов уже согласована), и объявил о снятии эмбарго на бразильскую говядину (было введено в 2012 г. по причине эпидемии «коровьего бешенства»). Учитывая бразильский экономические трудности и довольно низкий рейтинг правительства, китайские деньги и инициативы придутся более чем кстати.
Исполнительный секретарь Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна Алисья Барсена в мексиканской газете «El Universal» (источник перевода — «ИноСМИ») указывает, что визит премьера Госсовета КНР в Бразилию, Колумбию, Перу и Чили знаменует собой новый этап в углублении экономического и политического сотрудничества Поднебесной со странами Латинской Америки и Карибского бассейна.
Эксперт отмечает, что с 2000 по 2015 гг. товарооборот Китая и Латинской Америки увеличился в 22 раза. Прямые китайские инвестиции в регион значительно выросли.
В ближайшее десятилетие экономический рост в Китае составит 6%-7%, что эксперт называет одним из лучших мировых показателей. А вот в странах Латинской Америки и Карибского бассейна всё наоборот: там «экономический спад, обусловленный внутренними причинами». Среди последних Барсена называет застой в привлечении иностранных инвестиций и сокращение потребления.
Производственное сотрудничество с Китаем, считает эксперт, могло бы помочь Латинской Америке «закрыть пробелы» в логистике и сфере коммуникаций. Кроме того, оно поспособствовало бы стимулированию внутрирегиональной торговли.
Елена Данилович («Deutsche Welle») рассказала о китайских «инъекциях» странам Латинской Америки.
Самые большие капиталовложения Китай предложил Бразилии. Пекин стал главным торговым партнёром Бразилии ещё в 2009 году, обогнав США, напоминает обозреватель. В 2014 году объём двусторонней торговли составил 78 миллиардов долларов.
Новые соглашения, подписанные Китаем и Бразилией, предусматривают участие КНР в строительстве дорог, аэропортов, олимпийских и других объектов. Соглашения о сотрудничестве подписаны также с энергетической компанией «Petrobras» и горнодобывающей «Vale».
Крупнейшим проектом станет совместный проект по строительству железной дороги, которая пройдёт от Атлантики до Тихого океана (уже в Перу). По территории Бразилии, указывает журналистка, будет протянуто 4400 километров стальной магистрали. Железная дорога снизит стоимость экспорта из Латинской Америки в Китай сои, мяса, зерновых и железной руды.
Что касается Колумбии, то здесь Ли Кэцян и президент Хуан Мануэль Сантос думают над планом развития портового города Буэнавентура. Политика тоже играет роль: Пекин пообещал дать восемь миллиардов долларов на разрешение проблемы гражданской войны в стране.
Владимир Скосырев («Независимая газета») полистал китайские СМИ. Они отрицают, пишет журналист, что поездка товарища Ли Кэцяна по Латинской Америке нацелена на ослабление в регионе влияния США.
«Такие предположения беспочвенны. У Китая нет намерения соперничать с кем-то на этом континенте», — сообщает, например, «Синьхуа».
Но огромные средства, которые Китай собирается вложить в регионе, и амбициозный проект железной дороги, который может обойтись в 50 млрд. долларов, наводят и на геополитические соображения. И тут сразу же возникает экологический вопрос: строительство магистрали может натолкнуться на протесты защитников окружающей среды, а также аборигенов Амазонии.
Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский объяснял «НГ», что означает китайская экспансия в Латинскую Америку.
Эксперт не сомневается, что китайцы преуспеют и с железной дорогой: «Я правда боюсь, что они скорее построят высокоскоростную дорогу в Латинской Америке, чем дорогу Москва — Казань».
Что до США, то Вашингтон и вправду с опаской смотрят на мощного азиатского конкурента. Однако Белому дому вряд ли по силам остановить расширение китайского влияния…
Татьяна Полоскова (ИА «REGNUM») считает, что если у КНР есть перспективы в Латинской Америке, то у России в этом вопросе скорее «надувание щёк».
По мнению эксперта, у Москвы нет «налаженной системной работы в регионе с деловыми и интеллектуальными элитами, нет реальной структурированной диаспоры». Нет в регионе и пророссийских СМИ. А вот председатель КНР Си Цзиньпин в 2014 году выдвинул инициативу о совместном создании со странами Латинской Америки «Сообщества с единой судьбой». Очевидно, что инициативы Китая «имеют длительную перспективу», считает эксперт.
Экспансия КНР, добавим от себя, даёт понять не только США, но и России: свято место пусто не бывает. Туда, откуда ушли (или даже куда не успели прийти) в глобальной экономике американские или российские компании, идут китайцы. Сам масштаб китайских проектов показывает: Пекин планирует не на годы и даже не на десятилетия, а на века. Поднебесная действительно связывает общей «судьбой» все народы, с которыми развивает сотрудничество. Плохого в этом ничего нет, но вот конкуренты свой кусок упустили.
— специально для topwar.ru
Информация