Для солдат США война превращается в развлечение
Максимальная удаленность от врага (оператора БПЛА от противника отделяют тысячи километров), непрерывная «видеоигра» в виртуальной реальности могут вызывать серьезное психологическое нарушение, которое полностью поменяло современный облик войны.
Американские военные уже не отличают войну от развлечения. Любой американский солдат может, нажимая кнопки на пульте управления современного высокотехнологичного вооружения, уничтожать талибов. После этого боевого дежурства военные отдыхают, а затем снова продолжают свою игру при помощи джойстика, убивая на этот раз неприятеля в видеоиграх.
Тайлер Сандаски, 21-летний американский солдат, уже ветеран афганской войны. При патрулировании северо-восточной провинции Кунар Тайлеру приходится иногда уничтожать цели, расположенные на значительном удалении, при помощи джойстика и экрана дистанционного модуля «CROWS» с пулеметом калибра 12,7 мм. «Довольно таки забавно вести наблюдение за талибами. Они от вас далеко и не подозревают, что вы наблюдаете за ними, – рассказывает солдат. – Такие ощущения, как и в видеоиграх: вы только нажимаете на кнопку, и враг уничтожен».
Действительно, очень похоже: оператор «CROWS» защищен броней транспортного средства, на мониторе тепловизора отображается картинка, и днем, и ночью одинаковая, а процесс стрельбы даже до 2 км представляет из себя элементарное совмещение перекрестка прицела на экране и простое нажатие кнопки на джойстике. Как высказались военнослужащие, подобные боевые задания ничем практически не отличаются от компьютерных стрелялок перед отбоем в казарме.
Профессор Дин-Питер Бейкер из Академии ВМС США рассказывает, что подобное сходство связано с этим не случайно. Производители современного оружия вовсю используют «поколение геймеров». Но существует и обратная сторона медали: управляемые дистанционно установки «CROWS» и броня значительно увеличивают степень защиты солдата: ему уже нет необходимости высовываться из машины и стрелять из пулемета, когда возле головы свистят пули. В результате такой войны происходит так называемая дегуманизация противника: фигуры на мониторе «CROWS» как живые люди не воспринимаются. У солдат нет чувства опасности, они не могут видеть боль, кровь, не слышат крики умирающих.
Для оператора «CROWS» – только на экране вся смерть и боль
Все меньшую роль в подобной «войне геймеров» играет моральный дух солдат, а большинство военнослужащих никаких эмоциональных потрясений от участия в дистанционном уничтожении противника не испытывают. Это хорошо, с одной стороны, потому, что понижает тяжесть и количество посттравматического синдрома, который связан с соприкосновением со смертью. Хотя, с другой стороны, идет неуклонное снижение планки для применения силы. Сейчас большое количество беспилотных бомбардировщиков совершенно без риска для операторов совершают ежедневные полеты над вражескими территориями, вызывая при этом огромное количество жертв среди мирного населения. ООН уже выразила определенную озабоченность тем, что подобные удары БПЛА в Пакистане и Афганистане нарушают международные законы о применении смертной казни без суда и следствия. Такую практику, возможно, ранее назвали бы обычной расправой, но высочайшая точность нанесенных авиационных ударов и самое непосредственное участие человека-оператора затрудняют дать юридическое определение такой практике.
Психологические изменения в состоянии военнослужащих вызывают опасения и по сути являются приметой новых, дистанционных войн. В Афганистане на сегодняшний день столкнулись две абсолютно разные силы: солдаты армии США, которые «играются в войну», и талибы. Они, в свою очередь, жертвуют собой и смерть видят не через объективы телекамер.
Война в XXI веке не стала более гуманной, просто военнослужащие отдалились от наиболее неприглядных ее проявлений. Хотя американские офицеры считают, что это только на благо, так как опыт всех предшествующих войн свидетельствует, что при столкновении лицом к лицу враждующих сторон происходят ужасные зверства. Подобное проявляется как по отношению друг к другу, так и к гражданскому населению. Но все же и офицеры пришли к выводу, что «видеовойны» у солдат не вызывают неприятия и сегодня развязать войну им не составляет труда. За монитором видеоприцела – ты в безопасности, а после такой «рабочей смены» можно спокойно расслабиться в кругу близких или друзей.
Информация