10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 1)

37
В дело разгрома гитлеровских захватчиков огромный вклад внесли представители советских военно-воздушных сил. Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Некоторые из них навсегда вошли в элиту отечественных ВВС, в прославленную когорту советских асов — грозу Люфтваффе. Сегодня мы вспомним 10 наиболее результативных советских летчиков-истребителей, которые записали на свой счет больше всех сбитых в воздушных боях самолетов противника.

4 февраля 1944 года выдающийся советский летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб был награжден первой звездой Героя Советского Союза. К окончанию Великой Отечественной войны он был уже трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще лишь один советский пилот смог повторить это достижение — это был Александр Иванович Покрышкин. Но на двух этих наиболее известных асах история советской истребительной авиации времен войны не заканчивается. За время войны еще 25 летчиков были дважды представлены к званию Героев Советского Союза, не говоря уже о тех, кто был единожды награжден этой высшей воинской наградой страны тех лет.

Иван Никитович Кожедуб

В годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7.

В официальной советской историографии фигурировало 62 сбитых самолета противника, но проведенные архивные исследования показали, что Кожедуб сбил 64 самолета (по каким-то причинам отсутствовали две воздушных победы — 11 апреля 1944 года — PZL P.24 и 8 июня 1944 года — Me 109). Среди трофеев советского летчика-аса были 39 истребителей (21 Fw-190, 17 Me-109 и 1 PZL P.24), 17 пикирующих бомбардировщиков (Ju-87), 4 бомбардировщика (2 Ju-88 и 2 Не-111), 3 штурмовика (Hs-129) и один реактивный истребитель Ме-262. Помимо этого, в своей автобиографии он указал, что в 1945 году сбил два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые атаковали его с большого расстояния, приняв за немецкий самолет.



По всей вероятности, начни Иван Кожедуб (1920-1991) войну в 1941 году, его счет сбитых самолетов мог быть бы еще больше. Однако его дебют пришелся лишь на 1943 год, а первый свой самолет будущий ас сбил в сражении на Курской дуге. 6 июля во время боевого вылета он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. Таким образом, результативность летчика действительно поражает, всего за два военных года ему удалось довести счет своих побед до рекордного в советских ВВС.

При этом Кожедуба ни разу за всю войну не сбивали, хотя он несколько раз возвращался на аэродром на сильно поврежденном истребителе. Но последним мог бы стать уже его первый воздушный бой, который состоялся 26 марта 1943 года. Его Ла-5 был поврежден очередью немецкого истребителя, бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. А по возвращении домой его самолет обстреляла собственная ПВО, машина получила два попадания. Несмотря на это, Кожедуб сумел посадить самолет, который уже не подлежал полному восстановлению.

Первые шаги в авиации будущий лучший советский ас сделал, обучаясь в Шоткинском аэроклубе. В начале 1940 года он был призван в Красную Армию и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил службу в данной школе в качестве инструктора. С началом войны школа была эвакуирована в Казахстан. Сама война для него началась с ноября 1942 года, когда Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось только в марте 1943 года, после чего она вылетела на фронт. Как уже говорилось выше, первую свою победу он одержал только 6 июля 1943 года, однако начало было положено.



Уже 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза, на тот момент он успел совершить 146 боевых вылетов и сбить в воздушных боях 20 самолетов противника. Вторую свою звезду он получил в том же году. Он был представлен к награде 19 августа 1944 года уже за 256 совершенных боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника. На тот момент он в должности капитана занимал должность заместителя командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка.

В воздушных боях Ивана Никитовича Кожедуба отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, которое у него было доведено до совершенства. Возможно, то, что перед отправкой на фронт он провел несколько лет в должности инструктора, сыграло очень большую роль в его будущих успехах в небе. Кожедуб мог легко вести прицельный огонь по противнику при любом положении самолета в воздухе, а также легко выполнял сложные фигуры пилотажа. Будучи отличным снайпером, он предпочитал вести воздушный бой на дистанции в 200-300 метров.

Свою последнюю победу в Великой Отечественной войне Иван Никитович Кожедуб одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, в этом бою он сбил два немецких истребителя FW-190. Трижды Героем Советского Союза будущий маршал авиации (звание присвоено 6 мая 1985 года) майор Кожедуб стал 18 августа 1945 года. После войны он продолжил службу в ВВС страны и прошел очень серьезный путь по карьерной лестнице, принеся еще немало пользы стране. Легендарный летчик скончался 8 августа 1991 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышки воевал с самого первого дня войны и до последнего. За это время он совершил 650 боевых вылетов, в которых провел 156 воздушных боев и официально лично сбил 59 самолетов противника и 6 самолетов в группе. Является вторым по результативности асом стран антигитлеровской коалиции после Ивана Кожедуба. В годы войны летал на самолетах МиГ-3, Як-1 и американском P-39 «Аэрокобра».



Цифра сбитых самолетов является весьма условной. Довольно часто Александр Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где ему также удавалось одерживать победы. Однако засчитывались лишь те из них, которые можно было подтвердить наземными службами, то есть по возможности над своей территорией. Таких неучтенных побед только в 1941 году у него могло быть 8. При этом они копились всю войну. Также Александр Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счет своим подчиненным (в основном ведомым), стимулируя их таким образом. В те годы это было довольно распространенным явлением.

Уже во время первых недель войны Покрышкин смог понять, что тактика советских ВВС устарела. Тогда же он начал заносить свои записи на этот счет в записную книжку. Он вел аккуратную запись воздушных боев, в которых принимал участие он сам и его друзья, после чего делал детальный анализ написанного. При этом в то время ему приходилось сражаться в очень тяжелых условиях постоянного отступления советских войск. Позднее он говорил: «Те, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знают настоящей войны».

После развала Советского Союза и массированной критики всего, что было связано с тем периодом, некоторые авторы принялись «урезать» количество побед Покрышкина. Связано это было и с тем, что в конце 1944 года официальная советская пропаганда окончательно сделала из летчика «светлый образ героя, главного истребителя войны». Для того чтобы не потерять героя в случайном бою, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича Покрышкина, который к тому моменту уже командовал полком. 19 августа 1944 года после 550 боевых вылетов и 53 официально одержанных побед он стал трижды Героем Советского Союза, первым в истории.



Волна «разоблачений», которая нахлынула после 1990-х годов, прошлась по нему еще и потому, что после войны он сумел занять пост Главнокомандующего войсками ПВО страны, то есть стал «крупным советским чиновником». Если же говорить о низком соотношении побед к совершенным вылетам, то можно отметить, что длительное время в начале войны Покрышкин на своем МиГ-3, а затем и Як-1 вылетал на штурмовку наземных войск противника или выполнение разведывательных полетов. Для примера к середине ноября 1941 года летчик выполнил уже 190 боевых вылетов, но подавляющее их большинство — 144 было на штурмовку наземных войск врага.

Александр Иванович Покрышкин был не только хладнокровным, отважным и виртуозным советским летчиком, но и думающим пилотом. Он не боялся выступать с критикой существующей тактики применения истребительной авиации и выступал за ее замену. Дискуссии по этому поводу с командиром полка в 1942 году привели к тому, что летчика-аса даже исключили из партии и направили дело в трибунал. Спасло пилота заступничество комиссара полка и вышестоящего командования. Дело против него прекратили и восстановили в партии. После войны Покрышкин долгое время конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно сказывалось на его карьере. Все изменилось лишь в 1953 году после смерти Иосифа Сталина. В последующем он сумел дослужиться до звания маршала авиации, которое было присвоено ему в 1972 году. Скончался прославленный летчик-ас 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет в Москве.

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов воевал с самого первого дня Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. В годы войны выполнил более 450 боевых вылетов, сбив в 122 воздушных боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе. По другим данным количество его личных воздушных побед могло перевалить за 60. В годы войне летал на самолетах И-153 «Чайка», И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра».



Наверно, ни у одного другого советского летчика-истребителя не было на счету такого разнообразия сбитых машин противника, как у Григория Речкалова. Среди его трофеев были истребители Me-110, Me-109, Fw-190, бомбардировщики Ju-88, He-111, пикирующий бомбардировщик Ju-87, штурмовик Hs-129, самолеты-разведчики Fw-189 и Hs-126, а также такая редкая машина как итальянская «Савойя» и польский истребитель PZL-24, который использовали ВВС Румынии.

Удивительно, но за день до начала Великой Отечественной войны Речкалов был отстранен от полетов по решению врачебно-летной комиссии, у него был выявлен дальтонизм. Но по возвращении в свою часть с этим диагнозом, он все равно был допущен к полетам. Начало войны заставило начальство просто закрыть глаза на этот диагноз, просто проигнорировав его. При этом в 55-м истребительном авиаполку он служил с 1939 года вместе с Покрышкиным.

Этот блистательный военный летчик отличался очень противоречивым и неровным характером. Являя образец решимости, мужества и дисциплины в рамках одного вылета, в другом он мог отвлечься от выполнения основной задачи и так же решительно начать преследование случайного противника, стремясь увеличить счет своих побед. Его боевая судьба на войне тесно переплелась с судьбой Александра Покрышкина. Он летал с ним в одной группе, сменял его на должности командира эскадрильи и командира полка. Сам Покрышкин лучшими качествами Григория Речкалова считал откровенность и прямоту.

Речкалов, как и Покрышкин, воевал с 22 июня 1941 года, но с вынужденным перерывом практически на два года. В первый же месяц боев он на своем устаревшем истребителе-биплане И-153 сумел сбить три самолета противника. Успел полетать он и на истребителе И-16. 26 июля 1941 года во время боевого вылета под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу огнем с земли, но сумел привести свой самолет на аэродром. После этого ранения он провел в госпитале 9 месяцев, за это время пилоту сделали три операции. И в очередной раз медицинская комиссия попыталась поставить на пути будущего прославленного аса непреодолимое препятствие. Григория Речкалова отправили служить в запасной полк, который был укомплектован самолетами У-2. Будущий дважды Герой Советского Союза воспринял такое направление, как личное оскорбление. В штабе ВВС округа он сумел добиться того, чтобы его вернули в свой полк, который на тот момент времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиационным полком. Но совсем скоро полк был отозван с фронта для перевооружения на новые американские истребители «Аэрокобра», которые шли в СССР в рамках программы Ленд-лиза. По этим причинам вновь бить врага Речкалов начал лишь в апреле 1943 года.

10 лучших советских асов Великой Отечественной войны (часть 1)


Григорий Речкалов, будучи одной из отечественных звезд истребительной авиации, прекрасно мог взаимодействовать с другими летчиками, угадывая их намерения и работая вместе группой. Еще в годы войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, но он никогда не стремился выплеснуть по этому поводу какой-то негатив или обвинить своего оппонента. Напротив, в мемуарах он хорошо отзывался о Покрышкине, отмечая, что им удалось разгадать тактику немецких летчиков, после чего они начали применять новые приемы: начали летать парами, а не звеньями, лучше использовать для наведения и связи радио, эшелонировать свои машины так называемой «этажеркой».

Григорий Речкалов одержал на «Аэрокобре» 44 победы, больше чем у других советских летчиков. Уже после завершения войны кто-то спросил прославленного летчика, что он больше всего ценил в истребителе «Аэрокобра», на котором было одержано столько побед: мощь огневого залпа, скорость, обзор, надежность мотора? На этот вопрос летчик-ас ответил, что все перечисленное, конечно, имело значение, это были явные достоинства самолета. Но главное по его словам было в радио. На «Аэрокобре» была отличная, редкая в те годы радиосвязь. Благодаря этой связи летчики в бою могли общаться между собой, словно по телефону. Кто-то что-то увидел — сразу все члены группы в курсе. Поэтому в боевых вылетах у нас не случалось никаких неожиданностей.

После завершения войны Григорий Речкалов продолжал свою службу в ВВС. Правда, не так долго как другие советские асы. Уже в 1959 году он ушел в запас в звании генерал-майора. После чего жил и работал в Москве. Скончался в Москве 20 декабря 1990 года в возрасте 70 лет.

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев оказался на фронтах Великой Отечественной войны в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично уничтожил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Такая статистика делает Гулаева самым эффективным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходился сбитый самолет или в среднем больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра», большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на «Аэрокобре».



Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев сбил не намного меньше самолетов, чем Александр Покрышкин. Но по результативности боев он намного превзошел и его и Кожедуба. При этом воевал он меньше двух лет. Сначала он в глубоком советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов вражеской авиации. А в сентябре 1944 года, его практически в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.

Свой самый результативный бой советский летчик совершил 30 мая 1944 года. В одном воздушном бою над Скулени ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов: два Me-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время боя он был сам серьезно ранен в правую руку, но сконцентрировав все свои силы и волю, смог довести свой истребитель до аэродрома, истекая кровью, совершил посадку и уже, зарулив на стоянку, потерял сознание. Летчик пришел в себя только в госпитале после операции, здесь же он узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.

Все время, пока Гулаев был на фронте, он воевал отчаянно. За это время он успел совершить два успешных тарана, сумев после этого посадить свой поврежденный самолет. Несколько раз за это время был ранен, но после ранений неизменно возвращался назад в строй. В начале сентября 1944 года летчика-аса в принудительном порядке отправили на учебу. В тот момент исход войны всем уже был ясен и прославленных советских асов старались беречь, в приказном порядке отправляя в Военно-Воздушную академию. Таким образом, война неожиданно закончилась и для нашего героя.



Николая Гулаева называли ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Зачастую летчик отваживался на совершение «нерациональных действий», которые шокировали немецких летчиков, но помогали ему одерживать победы. Даже среди других далеко неординарных советских летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделялась своей колоритностью. Только такой человек, обладающий беспримерной отвагой, сумел бы провести 10 сверхрезультативных воздушных боев, записав две своих победы на успешный таран самолетов противника. Скромность Гулаева на людях и в своей самооценке диссонировала с его исключительно агрессивной и настойчивой манерой ведения воздушного боя, а открытость и честность он с мальчишеской непосредственностью сумел пронести через всю свою жизнь, сохранив до конца жизни и некоторые юношеские предрассудки, что не помешало ему дослужиться до звания генерал-полковника авиации. Прославленный летчик скончался 27 сентября 1985 года в Москве.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев дважды Герой Советского Союза. Как и Кожедуб начал свой боевой путь сравнительно поздно, только в 1943 году. За годы войны совершил 296 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбив 53 самолета противника и 3 в группе. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-5ФН.

Почти двухлетнее «запоздание» с появлением на фронте было связано тем, что летчик-истребитель страдал язвенной болезнью желудка, а с этим заболеванием на фронт не допускали. С начала Великой Отечественной войны он работал инструктором в летной школе, а после этого перегонял ленд-лизовские «Аэрокобры». Работа инструктором дала ему очень много, как и другому советскому асу Кожедубу. При этом Евстигнеев не переставал писать рапорты командованию с просьбой отправить его на фронт, в результате они все-таки были удовлетворены. Свое боевое крещение Кирилл Евстигнеев получил в марте 1943 года. Как и Кожедуб он воевал в составе 240-го истребительного авиационного полка, летал на истребителе Ла-5. В первый же свой боевой вылет 28 марта 1943 года одержал две победы.



За все время войны неприятелю так и не удалось сбить Кирилла Евстигнеева. Но вот от своих ему досталось дважды. Первый раз увлекшийся воздушным боем пилот Як-1 врезался в его самолет сверху. Летчик Як-1 тут же выпрыгнул из самолета, лишившегося одного крыла, с парашютом. А вот Ла-5 Евстигнеева пострадал меньше, и ему удалось дотянуть самолет до позиций своих войск, посадив истребитель рядом с окопами. Второй случай более загадочный и драматичный произошел над своей территорией в отсутствии в воздухе самолетов противника. Фюзеляж его самолета прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги, машина загорелась и вошла в пике, а летчику пришлось прыгать из самолета с парашютом. В госпитале врачи склонялись к тому, чтобы ампутировать пилоту стопу, но он нагнал на них такого страху, что те отказались от своей затеи. А уже через 9 дней летчик сбежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения своей родной части 35 километров.

Кирилл Евстигнеев постоянно наращивал количество своих воздушных побед. До 1945 года летчик опережал Кожедуба. При этом врач части периодически отсылал его в госпиталь подлечивать язву и раненную ногу, чему летчик-ас страшно противился. Кирилл Алексеевич был тяжело болен еще с предвоенных времен, в своей жизни он перенес 13 хирургических операций. Очень часто прославленный советский летчик летал, превозмогая физическую боль. Евстигнеев, что называется, был одержим полетами. В свободное время он старался натаскивать молодых летчиков-истребителей. Был инициатором проведения учебных воздушных боев. По большей части его противником в них оказывался Кожедуб. При этом Евстигнеев был начисто лишен чувства страха, даже в самом конце войны хладнокровно шел в лобовую атаку на шестипушечные «Фоккеры», одерживая над ними победы. Кожедуб так отзывался о своем боевом товарище: «Летчик-кремень».

Войну гвардии капитан Кирилл Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиаполка. Последний свой бой летчик провел в небе Венгрии 26 марта 1945 года, на своем уже пятом за войну истребителе Ла-5. После войны продолжил службу в ВВС СССР, в 1972 году ушел в отставку в звании генерал-майора, жил в Москве. Скончался 29 августа 1996 года в возрасте 79 лет, похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Источники информации:
http://svpressa.ru
http://airaces.narod.ru
http://www.warheroes.ru
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    3 июня 2015 07:43
    Ну,хотелось чтоб автор на первых 10 не останавливался,а продолжил эдак до 20.Хотя конечно и про асов бомбо-штурмовых ударов надо не забывать.Ведь это они сквозь бурю зенитного огня и заслоны мессеров,останавливали колонны бронетехники рвавшейся к Москве,это они помогали сдерживать врага сухопутным войскам,и пробивать им дорогу на Берлин.
  2. 0
    3 июня 2015 07:53
    Отлично! Ждем продолжения!
  3. +2
    3 июня 2015 07:58
    Замечательно! С удовольствием прочитал, что-то узнал, что-то вспомнил.
    Всегда удивляло какое-то немного детское лицо Речкалова, по сложившимся стереотипам асы бывают только с мужественными чертами лица.
  4. +1
    3 июня 2015 08:07
    Может кто-нибудь подскажет- есть ли статистика по самым результативным стрелкам/ штурманам бомбардировщиков и штурмовиков?
  5. +4
    3 июня 2015 08:14
    Великие мужики! Низкий поклон им и вечная память героям!
    1. +14
      3 июня 2015 08:33
      Цитата: Сахалинец
      Великие мужики! Низкий поклон им и вечная память героям!

      я тут недавно(в инете) схлестнулся с молодым укро-аинцем....выясняли кто такие героли и их вклад в ВОВ.... так вот он не знал вообще кто такой Кожедуб...долго объяснял что это украинский пилот-ас и т.д....в итоге ответ был такой...Кожедуб и Бандера -оба сражались за независимость-окраины.....но Кожедуб был агрессор.....писец зимой...мальцу 27 лет....Украины похоже уже нет вообще.....есть укропия((
  6. +1
    3 июня 2015 09:15
    Статье как обычно плюс, а всем рекомендую прочитать книгу "Все асы Сталина" за авторством Михаила Быкова.
  7. +6
    3 июня 2015 09:47
    "Рэмбы", "терминаторы", "человеки-пауки" и прочая шелупонь! Вы в подмётки не годитесь таким людям, про которых рассказывается в этой статье. Хотя бы потому, что вас выдумали, а советские асы - взаправдошная легенда. И не только лётчики.
    Самое интересное, настоящие герои, как правило, очень скромные люди и им не нужна какая-то атрибутика. Их главная сила - несгибаемый стержень внутри, поддерживаемый ПРАВДОЙ и СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ. А перед этим, как мы все знаем, пасует всё, что угодно.
  8. +3
    3 июня 2015 09:47
    Страна должна знать своих ГЕРОЕВ, это я адресую подрастающему поколению, но для этого, и ТВ, и школы должны вести ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ работу, иначе мальчишки и девчонки будут мечтать о тряпках "смартах" и прочей дребедени, а не о ВЫСОКИХ полётах, в полном смысле этого слова.
  9. +7
    3 июня 2015 09:51
    Есть много чего сказать по статье.
    Кожедуб.
    Автор статьи довольно поверхностно прошелся по случаю с двумя сбитыми "Мустангами". Случай этот далеко не случаен. Напряжение между СССР и союзниками проскакивало уже в 45-м. И случае нападения американских самолетов на советские были не единичными. Для таких случаев всегда было стандартное оправдание "приняли за немцев". Хотя всем было понятно, что американцы показывают кто в небе главный. На тот памятный вылет Кожедуба... В общем на него навалилось 3 американских "Мустанга" (если мне память не изменяет). Двух он "успокоил", третий сбежал. Возвращался он на свой аэродром с мыслями о наказании или возможном трибунале. Но после просмотра видеосъемки боя комполка ему пленку отдал со словами: "Забери и никому не показывай. Эти 2 самолета пойдут в счет будущей войны."
    О чем это говорит? О том, что иллюзий в мае 45-го у командиров нашей армии не было и они понимали, что следующие противники - американцы. Кожедуб слова комполка понял. И в Корейской войне именно он командовал авиационным соединением Красной армии. Именно тогда появился знаменитый ас - гроза американцев - Ли Си Цын. Американцы помниться мне несколько месяцев взлетать боялись.
  10. +7
    3 июня 2015 10:10
    Обратите внимание, практически все эти летчики имели или предвоенный приличный налет, или приличный налет в должности инструктора, а это говорит о том, что на фронт они пришли уже с хорошей техникой пилотирования и не отвлекались на управление самолетом. Согласитесь, что научиться видеть вокруг и вести бой гораздо легче с этими навыками, нежели с дрожащими руками и коленками во время пилоирования. В начале войны у молодых немецких летчиков тоже был большой налет в учебных частях, что положительно сказывалось на их боевой деятельности. Как только у нас появилась хорошая техника и появилась возможность более тщательно готовить молодых летчиков, немцы стали "сдуваться", в свою очередь у них не стало возможности подготовки качественных пилотов.
  11. +8
    3 июня 2015 10:23
    Теперь Покрышкин.
    Лучше него все равно про его действия никто не расскажет. А он все подробно разложил в книге "Небо войны". Там не мало сказано про его конфликты с командирами, но ни слова про Василия Сталина и про трудности возникшие с этим конфликтом. Так что откуда это взял Автор статьи, мне не ведомо. Книгу я перечитывал с детства не один раз. Очень интересная. И про горечь отступления, и про то как его сбивали, и про потери друзей и про радость побед - все там есть. Даже как была угроза нападения бандеровцев ночью на аэродром и они выставляли самолеты по периметру аэродрома орудиями в стороны возможного нападения и спали рядом с самолетами.

    Позабавил приказ его командира запретивший ему называться в воздухе по фамилии - типа немцы кричат "Ахтунг" высылают сразу подкрепление и по возможности сматываются. С тех пор обзывался по бортовому номеру самолета - "13".

    Еще помниться читал воспоминания одного генерала то ли штурмовой авиации то ли бомбардировочной про Покрышкина. Типа когда ему рассказывали про воздушные победы Покрышкина, тот долго ругался и сказал, что это все фигня и далеко не главное. Главное другое. Истребителей он считал вспомогательным типом авиации для своей по причине малого количества боекомплекта, которые они с собой несли, в следствии чего не могли нанести большого урона противнику на земле. Главным видом авиации он считал конечно же свой. Так вот в каком-то году (ВОВ) они воевали на каком-то фронте (не ругайтесь - не помню конкретики) и приданные ему истребители прикрытия никак не могли его самолеты прикрыть полностью - слишком многочисленные атаки со стороны немецкой авиации. Результат - в каждом бою потери. Так длилось определенное время, пока его не стал прикрывать полк Покрышкина. А вот как он описывает "работу" с Покрышкиным: Взлетаем, становимся в строй, ложимся на курс. Сегодня нас прикрывают истребители хваленного полка Покрышкина, но в назначенной точке они нас не встречают. Выходим на связь - бл..ь, где вы?
    Ответ - все в порядке, следуйте согласно маршрута. Мы работаем.
    Мы - какое на х.й в порядке?! Мы идем без прикрытия!!! Если нас посбивают - подам жалобу, добьюсь трибунала!
    Ответ - следуйте согласно заданию!

    Долетаем до цели, бомбим, уходим. Ни одного вражеского самолета!!! Ни одного. "Повезло" думаем.

    Следующим вылет. История повторяется. И мы понимаем, что не повезло и действительно "работают".

    Вот в понимании того генерала высшая оценка качества работы истребителей.
  12. 2ez
    +7
    3 июня 2015 10:39
    Вот все мы всегда с удовольствием смотрим великолепный фильм "В бой идут одни старики". Фильм снят Леонидом Быковым по воспоминаниям летчика-аса дважды героя Советского Союза Виталия Попкова. Фильм о реальных событиях и людях. А сколько у нас таких героев осталось за кадром? А мы про киношного рядового Райана больше знаем, чем про своих настоящих героев! Обидно...
  13. +9
    3 июня 2015 10:43
    И вобще... Столько героев, что описание даже 10 лучших не даст представления о размере подвига.
    Например:
    Маресьев Алексей Петрович. Не герой даже. Глыба... Скала, а не человек. Сбил 4 самолета. Потом сбили его. с поврежденными ногами (раздроблены косточки в ступнях ног) 18 дней полз по лесу по территории занятой немцами к своим. Питался корой и ягодами. Дополз. Ему ампутировали ноги из-за гангрены. Но все равно сначала научился ходить. Потом танцевать. А потом летать. При том не просто летать, а вернулся в истребительную авиацию в 1943. И на протезах сбил еще 7 (СЕМЬ!!!) вражеских самолетов до конца войны.

    А есть еще Девятаев Михаил Петрович. Воевал, сбивал самолеты. Ранен. Вернулся на фронт но уже в ночные бомбардировщики. Сбит. Попал в плен. Пытался сбежать. Переведен в лагерь смертников. И оттуда сбежал с 9-ю товарищами, угнав вражеский самолет. Обстрелян своими. Сел и при этом передал важные данные командованию по засекреченному объекту, где делали ракеты "ФАУ". Помещен в фильтрационный лагерь, но все равно после этого вернулся в армию.

    Надо таким людям вдоль наших границ памятники ставить с подробным объяснением за что. Чтобы супостаты при подготовке нападения очередного ознакомились и еще раз трижды взвесили, прежде чем очередной раз убиться.
    1. +2
      3 июня 2015 13:29
      Цитата: Xoxo4un
      А есть еще Девятаев Михаил Петрович. Воевал, сбивал самолеты. Ранен. Вернулся на фронт но уже в ночные бомбардировщики. Сбит. Попал в плен.

      Девятаев вообще эпическая личность!
      Попал в плен он уже истребителем дивизии Покрышкина (9-й гвардейская авиадивизия). Умудрился с пленными товарищами угнать немецкий бомбардировщик!
      Читал его книжку "Побег из ада". Позже узнал, сколько пришлось претерпеть несправедливости и подозрений, чтобы оправдали свои... И с героем долго тянули. Только по представлению Королева соблаговолили признать заслуги.
      1. 0
        3 июня 2015 13:38
        Тоже книгу про него читал, только не помню как называется. Он вроде еще потом на гражданке по Москве-реке и Волге "Ракеты" водил.
    2. +3
      3 июня 2015 15:59
      Сколько читал о Покрышкине, информация очень противоречивая. У него в мемуарах все вокруг виноваты, только он везде прав. И мнения летчиков очень диаметрально противоположные. С Василием Сталиным поссорился, уйдя из приемной, когда тот его к себе вызывал, просидел около часа и не дождался. При этом В.Сталин был тогда командующим авиацией МВО, генерал-лейтенантом. У командующего могли быть разные вопросы, каким бы он не был, это начальник, и ничего страшного в этом ожидании не было. При этом такие летчики-истребители, Герои Советского Союза, как Куманичкин, Долгушин, Крамаренко о В.Сталине отзывались очень положительно. У Покрышкина был конфликт с командиром полка Исаевым Николаем Васильевичем. По его словам, он безграмотный в вопросах тактики, плохой командир и т.д.. Но вот интересно, как Покрышкин с ним служил, когда Исаев стал его заместителем в дивизии? И потом Исаева назначили командиром дивизии, он стал Героем Советского Союза, генерал-майором. Неужели никудышнего человека наградят Золотой Звездой, сделают комдивом, дадут генеральские погоны? И почему в Корею отправили Кожедуба, а не Покрышкина?
      Я думаю, что Александра Ивановича подводил его характер. Ну что поделаешь, бывает... При этом он был ЛЕТЧИКОМ.
      Все знают историю Алексея Маресьева, но мало кто знает майора Белоусова Леонида Георгиевича, который летал на Ла-5 без ног, причем одна нога была ампутирована выше колена, вторая - под самое колено. В 1957 году ему присвоили звание ГСС. Служил на Балтике, в морской авиации, в 4-м ГИАП, где командиром был Голубев Василий Федорович. После увольнения в запас Ленид Георгиевич еще работал в аэроклубе. Умер в 1998 году в возрасте почти 90 лет.
      А по Девятаеву Михаилу Петровичу... Мужественный был человек. Повезло ему, что они угнали "именно тот Хейнкель", а так бы неизвестно было, что с ним стало бы после возвращения. И у меня есть книжка с его автографом. В далекие 70-е он к нам в школу приходил.
      1. 0
        3 июня 2015 20:54
        Скажу как сам думаю, без плагиата... Ваша точка зрения понятна и уважаема. Позволите ИМХО.
        В Чечне-Дагестане имел свое видение командиров и сослуживцев, все стало понятно позднее, кто и что из себя представляет...
        Считаю что Покрышкин заслужил свои звания, кто-то оказался обделен... а кое-кто приписал заслуги.
        Так всегда бывает.
      2. +1
        6 июня 2015 19:45
        С детства помню беллетризованные для младших школьников воспоминания Захара Сорокина "Поединок в снежной пустыне".
        Это Маресьев авиации Северного флота. Служил в полку Бориса Сафонова.
        Уже в послесоветское время МиГ-31 174-го Гвардейского Краснознамённого Печенгского истребительного авиационного полка им. Б. Ф. Сафонова присвоили почётные имена однополчан-героев, в том числе Бориса Сафонова и Захара Сорокина.

        Про Сафонова Wiki:"Первый дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны, лучший советский летчик-истребитель 1941—1942 годов".
        Если б не подвёл его нежный лендлизовский двигатель...
  14. +2
    3 июня 2015 11:06
    Встречал и такие цифры.
    Хотя по поводу Фёдорова многие результат оспаривают.

    лично - в группе - всего - реально
    Фёдоров Иван Евграфович 49 - 47 - 96 - 135
    Покрышкин Александр Иванович 59 - 6 - 65 - 94
    Кожедуб Иван Никитович 62 - 0 - 62 - 107
    1. +4
      3 июня 2015 11:30
      Цитата: Ангро Маньо
      Встречал и такие цифры.
      Хотя по поводу Фёдорова многие результат оспаривают.

      лично - в группе - всего - реально
      Фёдоров Иван Евграфович 49 - 47 - 96 - 135
      Покрышкин Александр Иванович 59 - 6 - 65 - 94
      Кожедуб Иван Никитович 62 - 0 - 62 - 107

      Бывший инспектор по технике пилотирования 3 Воздушной армии и командир группы штрафников подполковник, ныне полковник ФЁДОРОВ Иван Евграфович, за всё время пребывания на Калининском фронте по данным боевых донесений и учётным данным сбил 8 самолётов противника, о чём ему Штабом Армии 5 марта 1943 года и была выдана справка. Подтверждая достоверность этой справки, сообщаю, что все остальные справки лётного состава 157 и 163 истребительных полков и телеграмма ГРОМОВА подтверждают те же самолёты, которые указаны в итоговой справке от 5.3.1943 г. о боевой работе ФЁДОРОВА на Калининском фронте.
      Оснований к представлению тов. ФЁДОРОВА к званию 'Герой Советского Союза' не было.
      (с) Письмо командующего 3 ВА ген-лейтенанта авиации Н.Ф.Папивина генерал-лейтенанту авиации С.И.Руденко. 25.03.1944.
      За руководство боевой работой частей и лично сбитые 8 самолётов противника тов. ФЁДОРОВ награждён: орденом Отечественной войны I степени в 1942 г. и орденом Александра Невского в 1943 г.
      Имея личную нескромность и пристрастие к Правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. ФЁДОРОВ стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги (15 лично сбитых и 3 подбитых самолёта противника).
      В результате настоятельных требований полковника ФЁДОРОВА командиром 6 ИАК был представлен наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза полковнику ФЁДОРОВУ. При рассмотрении наградного материала в январе 1944 года в представлении мною было отказано.
      В феврале месяце 1944 г. командир 6 ИАК вторично представил наградной лист с приложением справок о сбитых самолётах противника. Рассматривая наградной лист и приложенные к нему справки, у меня возникло сомнение в правильности последних, т.е. не выданы ли справки на одни и те же сбитые самолёты, только разными частями и лицами. Запросив Командующего 3 Воздушной армии по существу этого вопроса, я получил ответ как и предполагал ранее, что полковник ФЁДОРОВ проявил исключительную нечестность и очковтирательство, приписав себе дважды одни и те же самолёты, сбитые им.
      За недостойное поведение старшего офицера, выразившееся в вымогательстве и очковтирательстве, а также неудовлетворительную работу как командира дивизии - ходатайствую о снятии полковника ФЁДОРОВА с занимаемой должности и о назначении с понижением.
      (с) Командующий 16 ВА генерал-лейтенант авиации С.И.Руденко 7.04.1944 г.
      1. 0
        3 июня 2015 18:59
        Alexey RA, совершенно верно. Успехи Фёдорова - спорный момент. Однако, в те времена требовать наград на пустом месте - это нечто с чем-то. Всё ведь документировалось. Нечисто всё это, ох нечисто.
      2. Комментарий был удален.
  15. AAV
    0
    3 июня 2015 15:41
    Спасибо за статью.
    До ее прочтения знал только Покрышкина и Кожедуба.
  16. 0
    3 июня 2015 15:56
    Почитал и задумался об эффективности. Интересно, а каково процентное отношение между теми, кто сбивал и теми, кто только вылетал или имел скромный результаты? Как в истребительной авиации проявляется известный принцип Парето - 20 на 80? Некогда читал в одной работе, что во время Первой мировой 5% лётчиков сбили 90% самолётов.
    Кто-то должен провести такое исследование.
    1. +2
      3 июня 2015 16:12
      Да проводили их и не раз... Но это довольно бесполезное занятие. Во первых эффективность работы пилота вовсе не в количестве сбитых. Увеличение личного счёта это скорее спорт и к реальной боевой работе имеет мало отношения. В этом плане весьма показательны огромные личные счета немецких "экспертов" но крайне низкая итоговая эффективность "люфтов". Опять же стоит учитывать общую интенсивность боевых действий на том участке где работает тот или иной пилот. В этом плане показательны как раз счета лучших асов союзников - им по большей части было просто нечего сбивать уже - "люфты" сгорели на Востоке. Так что "личный боевой счёт" это просто наиболее наглядный для "публики" но далеко не самый значимый показатель умения, эффективности и героизма пилота.
  17. 0
    3 июня 2015 16:22
    Хорошая статья.
    Продолжение будет?
  18. +1
    3 июня 2015 20:33
    повторюсь
    я слышал одну историю еще в детстве от одного летчика.
    расказчик в начале 70-х годов служил в хабаровске на "большом аэродроме" и поскольку для молодых лейтенантов (женатых в казарму не селили) не хватало жилья снимал квартиру неподалеку от аэродрома в частном секторе на улице Шкотова у одного "деда". и вот однажды на День Победы рассказчик (тогда лейтенант) вернулся с торжественного построения и пригласил хозяина поднять рюмочку за Победу. хозяин вышел из комнаты... и вернулся в военном кителе с майорскими погонами...а на кителе по словам рассказчика весь "иконостас" - только звезды героя не хватало... ну тогда лейтенант и стал распрашивать - что да как. "Дед" и рассказал....воевал почти всю войну истребителем, имел десятки (зачтенных - по летной книжке! - по словам рассказчика - больше Кожедуба...) сбитых самолетов врага, весь в орденах и медалях (с его слов "героя" не получил за пятую графу, и не только, хотя представление было готово) - уже ближе к концу войны во время боев где то в районе молдавии был сбит, выпрыгнул с парашютом и при падении ударился головой, потерял сознание и попал в плен. в плену попал в концлагерь в югославии. при переводе пленных в другой лагерь на конвой напали югославские партизаны и отбили пленных, большинство из которых (в том числе и "дед") вступили в отряд и продолжили бить фашистов, и воевали хорошо. а отрядом руководил сам Тито. во время из одной из операций Тито был ранен и наш герой тащил его на себе несколько километров, невзирая на погоню. потом по освобождении югославии "дед" вернулся в строй (хотя смотрели многие косо - в плену был!, и на всякий случай представление на героя отозвали). закончив войну он демобилизовался и попал в хабаровск (опять плен дал себя знать).
    а история продолжалась...Тито, став руководителем югославии, не забыл человека который его вынес из боя. он наградил (заочно) "деда" званием "герой югославии" и потом многие годы искал этого человека. что сыграло роль, расказчик не знал, то ли отношения Тито с руководством СССР, то ли что то другое, в общем сведения о о своем спасителе Тито получил перед смертью...они встретились, Тито хотел забрать своего спасителя в югославию, но "дед" не получил разрешение для выезда за границу...так и прожил до конца дней в хабаровске.
    надо сказать, что (по словам рассказчика) по статусу "герой югославии" получал к награде виллу на адриатике...вот так человек и доживал свой век (имея в теории все льготы в югославии и виллу на адриатическом побережье), не хвастясь и не бахвалясь
    этот рассказ я слышал от одного очень достоверного человека...за что купил, как говорится. может рассказчик и добавил чего, так для красочности повествования, а история имела место быть
  19. 0
    3 июня 2015 22:34
    Иван Кожедуб был еще классным гиревиком, он считал, что занятия гирями помимо общего тренировочного эффекта имеют и один важный момент для летчика, а именно укрепляют сосуды головного мозга, иными словами пилот способен выдерживать сверхперегрузки не теряя сознания.
  20. 0
    3 июня 2015 22:38
    Первым в статье должен стоять Александр Иванович Покрышкин,третьим Николай Дмитриевич Гулаев,не надо ставить историю с ног на голову.
  21. 0
    3 июня 2015 22:40
    Цитата: Xoxo4un

    А есть еще Девятаев Михаил Петрович. Воевал, сбивал самолеты. Ранен. Вернулся на фронт но уже в ночные бомбардировщики. Сбит. Попал в плен. Пытался сбежать. Переведен в лагерь смертников. И оттуда сбежал с 9-ю товарищами, угнав вражеский самолет. Обстрелян своими. Сел и при этом передал важные данные командованию по засекреченному объекту, где делали ракеты "ФАУ". Помещен в фильтрационный лагерь, но все равно после этого вернулся в армию.


    М.П. Девятаев НИКОГДА не летал на бомбардировщиках. Он летчик-истребитель, воевал в полку Покрышкина, в 1944-м был сбит ЗА противника, попал в плен. Смог вернуться в действующую армию тоже благодаря Покрышкину - он заступился за своего бывшего летчика.
    Удивляет еще вот что - поднять в воздух Не-111 пилоту, никогда не летавшему на двухмотроном самолете, тем более без возможности разобраться в приборах, тумблерах и прочее-прочее... Вот это действительно мастерство!
  22. 0
    3 июня 2015 23:07
    Спасибо всем лётчикам АСАМ и не АСАМ и в их лице всем воинам СОВЕТСКОЙ АРМИИ за их стойкость,мужество,професионализм и за то что отстояли и ПОБЕДИЛИ в этой КРОВОПРОЛИТНОЙ войне.Вечная Память,Почёт и уважение ВАМ во ВЕКИ ВЕКОВ !!!
  23. +1
    5 июня 2015 19:17
    Хочу внести поправку. А.И. Покрышкин сбил 116 немецких самолетов, из которых 15 приписаны другим пилотам. Уже на 1.01.1942 г. у него было сбито 12 немецких самолета (Основание - его мемуары). И. Е. Федоров сбил около 150 самолетов, причем 24 в Испании. Герой Советского Союза,награждался этим званием 3 раза (!!!). Первый раз за Испанию, но был лишен звания лично Сталиным за хулиганскую выходку во время воздушного парада в Москве. По данным статистики сбил 96 немцев в ВОВ, окончил войну полковником (Основание - интервью с И. Е. Федоровым, опубликованном в МК). И. Н. Кожедуб свою 2 Звезду Героя получил не за сбитые самолеты, а за то, что сумел отбить атаку немецкого истребителя-перехватчика на транспортный самолет, который вез делегацию генералов из Ставки ВК, прилетавших на фронт с инспекцией. Получил Звезду по личному указанию командующего фронтом. Окончил войну дважды Героем, как и его однополчанин К. Евстигнеев. Третью Звезду получил летом 1945 года. А. Ф. Клубов, сбил лично 39 немецких самолетов и 19 в группе (Основание - личные воспоминания А. И. Покрышкина). Второй звездой награжден посмертно.
    1. 0
      6 июня 2015 19:53
      То есть - смотри выше - все подвиги Фёдорова подтверждаются его же словами...
  24. 0
    7 июня 2015 01:05
    Кроме "его слов" подвиги И.Е.Федорова подтверждаются - помимо советских наград - еще и высшими орденами Испании, Китая (отдельно - от Мао, отдельно - от Чан Кай Ши) и даже Железным крестом (вручал лично Геринг) за испытания немецких самолетов в период советско-немецкой "дружбы". Видимо, там он тоже всех "вводил в заблуждение"?
  25. 0
    11 июня 2015 11:28
    Памятники таким людям ставить надо! Книги и фильмы! Рассказывать о них в школах, а не заставлять детей Солженицына читать!!