Просто цуба (часть 2)

7
Со временем в Японии появилось большое количество школ и стилей мастеров-цубако, были разработаны различные техники, появились популярные сюжеты, и, конечно, рассказ о цубах будет неполным без того, чтобы еще не упомянуть и об этом.

Просто цуба (часть 2)

Рукоять и цуба японского меча.




Наверное, самая старая техника отделки цубы состоит в том, чтобы имитировать на ее поверхности грубую кузнечную работу, чтобы на выкованной пластинке были отчетливо видны следы работы молотом и… все! Какой-то мастер (или заказчик) вполне могли этим и ограничиться. Мол, в оружии самое важное - это клинок, а не цуба. Но грубая кузнечная работа вполне могла быть дополнена словно бы случайно упавшими на металл крошечными лепестками сакуры из какого-нибудь белого сплава или там мог сидеть крошечный демон из меди или бронзы с серебряными клыками, когтями и непременно золотыми браслетами на руках! Сюжета тут никакого нет, но… есть прямые намеки на мастерство и одновременно… на характер мастера-цубако: да, а я вот такой, могу себе и такое позволить, я мастер!


Цуба, муфта крепления клинка фути, две шайбы сэппа и цука (рукоятка) – части традиционного японского меча помимо собственно клинка.


К древним образцам украшения поверхности цубы относится и сквозной прорезной орнамент. Например, это мог быть иероглиф или мон – личный герб самурая, который было хорошо видно, когда меч находился у него за поясом. При этом общая простота цубы только подчеркивала ее функциональность: в ней не было абсолютно ничего лишнего! Но фантазия мастера могла проявиться даже и в столь ограниченной технике. Например, он мог вписать в окружность цубы десять малых окружностей, а затем в каждой из них выбить, например, парный прорезной орнамент и… все!


Такие прорезные цубы получили свое название от провинции Овари.


Иногда всю поверхность цубы равномерно или «кусками» заполняют имитации различных искусственных или же природных материалов. Вроде бы простая работа, но на самом деле нужно было иметь немалое мастерство, чтобы добиться точного соответствия с аналогом изображаемого материала, при этом ненавязчивость декора только лишь подчеркивала изысканный вкус мастера и хозяина меча.

Такой, например, могла быть цуба, поверхность которой выглядела так, как если бы она была изготовлена из куска коры или старого дерева. Такого эффекта достигали путем обработки ее резцом, то есть – гравировкой по металлу. При этом неровности и слои коры воспроизводились настолько мастерски, что издалека казалось, будто бы это самое настоящее дерево, и только вблизи можно было заметить, что это все-таки металл. Накаго-ана в этом случае задавало вертикальную ось, а вот фактура коры слева и справа зеркально повторяла друг друга, что, конечно, было бы совершенно невозможно, будь это настоящее дерево.

Техника нанако («рыбья чешуя») – считается одной из самых трудоемких, но смотрится на изделиях очень эффектно, из-за чего она пользовалась большой популярностью среди богачей. Суть ее заключалась в нанесении на поверхность металла крошечных гранул не более 1 мм в диаметре. Все гранулы были одного диаметра и расположены рядами или по окружности. Классическая техника нанако использовалась и для фигурных композиций, составленных из небольших по размеру «лоскутков», сделанных из различных гранул. Это могли быть гономе-нанако (гранулы с резко очерченными краями), и нанако-кин (гранулы набитые на поверхность через золотую фольгу), и нанако-татэ (гранулы, расположенные в виде прямых линий) – тут фантазия цубако могла быть поистине безграничной.


Цуба стиля сэами – очень редкая цуба.


Очень популярным типом оформления цуб была круговая композиция и вот почему. Во-первых, здесь имела значение особая привязанность японцев ко всему, что, так или иначе, имеет форму окружности. Еще в древности ритуальные фигурки ханива вокруг могильников и курганов расставляли концентрическими кругами, а любые круглые отверстия в Японии всегда считались возможными дверями в мир духов. Круг также символизировал не только Солнце и Луну, но и постоянное движение стихий, их изменчивость, перетекание одного вида материи в другой, и даже бесконечность бытия.


Очень простая цуба мару гата XVIII век.


Во-вторых, круглая форма цубы была популярна еще и в силу свой функциональности, ведь она требовалась, прежде всего, как упор, а это заставляло ее создателя выстраивать композицию от центра к краям. Ведь самый центр был занят накаго-ана и одной либо двумя хицу-ана, что оставляло немного места для размещения вокруг них фигур и изображений. К тому же композиция должна была сочетаться и с рукоятью, и клинком, и всеми остальными деталями меча, что опять-таки легче всего удавалось в том случае, если располагать фигуры вдоль ободка мими на цубе именно круглой формы.

Композиция такой цубы могла быть предельно проста. Например, цветы хризантемы расположенные на ней по кругу, либо бегущие друг за другом завитки облаков. Понятно, что японский мастер не был бы японцем, если бы и цветы, и облака были у него одинаковыми, чего на японских изделиях не приходится ожидать даже в принципе.

Иногда в круг цубы может быть вписан и прорезной рисунок, весь состоящий из раздутых ветром парусов или летящих по ветру стрел. Или это мог быть краб с раскрытыми клешнями или же стебли бамбука, на одном из которых, только присмотревшись, можно было бы увидеть мастерски исполненную из золота фигурку кузнечика или стрекозы. Впрочем, то, что изображалось на цубе, делалось обычно отнюдь не по прихоти мастера – что хочу, то и сделаю, – а содержало в себе глубокий смысл и являлось важным напоминанием о самурайских доблестях. Так, цветок ириса был символом самурайского сословия, а бамбук – символом его стойкости и упорства. Изображение хорая – боевого рога яма-буси – древних воинов Японии, имело, прежде всего, сакральный смысл, поскольку в этот рог, сделанный из большой морской раковины, могли трубить как на поле сражения, подавая сигналы, так и в ходе различных религиозных церемоний.



На этой гравюре художника Утагава Кунисада (1786–1865), в правом верхнем углу хорошо видна квадратная цуба, которая обычно приписывается мечам ниндзя. На самом деле такие цубы были в ходу точно так же, как и все другие.



Отверстия хицу-ана очень часто также привлекали внимание мастера и в общем рисунке на цубе являлись связующим звеном той или иной композиции. Например, три четверти плоскости цубы мог заполнять рисунок, а хицу-ана в этом случае становились самостоятельным ее элементом.


«Бамбук» – очень популярный мотив цубы: «То, что сгибается, может и распрямиться!» – говорят японцы. Метрополитен-музей, США.


Интересно, что сюжеты цубы лишь очень редко изображали что-то воинственное или, скажем, такого хищного зверя как тигр. В подавляющем большинстве случаев изображение на ней было вполне мирным, неброским и очень лиричным, о чем говорят даже сами их названия. «Бабочки и цветы», «Водяное колесо», «Колодец», «Четыре зонта», «Облако и Фудзи». Очень популярны сюжеты «Журавль» и «Краб». В первом случае в окружность вписан журавль с расправленными крыльями, а во втором – краб с растопыренными клешнями! Есть даже такая цуба, как «Храмовые ворота». А появилась она, скорее всего, после того, как самурай – владелец меча, посетил храм Исэ (для японца это то же самое, что для мусульманина побывать у Каабы!), и хотел, чтобы об этом узнали и другие. Несколько более воинственно смотрится цуба «Лук и стрелы», с изображением лука и двух летящих стрел. Но это скорее исключение из правила не помещать на ней изображения каких-либо других средств ведения боя, хотя там, где на поверхности цубы присутствуют сложные композиции с фигурками сражающихся людей и богов, можно увидеть самые различные виды японского оружия.


Цуба «Фудзи и дерево».


В наши дни цуба стала популярным предметом коллекционирования и зажила отдельной от меча жизнью. К ним делают специальные экспозиционные настольные и настенные подставки, расписные шкатулки для хранения – одним словом, сегодня они являются уже более объектом прикладного искусства, нежели частью смертоносного оружия. Немаловажно и то, что цубы дорого стоят: есть и по 5 тысяч, и по 50 и по 75 тысяч рублей. Цена зависит и от срока давности, и качества изготовления, и степени известности мастера, поэтому сегодня это не только вид досуга, но и… отличный способ капитализации ваших свободных денежных средств!


Еще одна прорезная цуба с листьями и цветком.


Автор выражает свою признательность компании «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/) за информационную поддержку и предоставленные фотографии.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    10 июня 2015 07:45
    Красиво. И подчеркивает мастерство кузнеца, работающего с различными материалами в одном изделии.
    Большое спасибо.
  2. +8
    10 июня 2015 08:31
    самурай-он с пелёнок самурай! yes
  3. +2
    10 июня 2015 10:43
    Спасибо автору. Очень познавательно. hi
  4. +1
    10 июня 2015 16:35
    Красиво, четр побери!
  5. +1
    10 июня 2015 23:11
    На последнем снимке цубы цветок похож на чертополох.
    Красивые все.
    Спасибо автору,очень интересно.
    1. 0
      25 августа 2015 17:52
      Это не "похож", это он и есть. Очевидно, катана для изгнания дьявола. )
  6. 0
    25 августа 2015 17:51
    Фигня фигнёй, но как красиво ) Сделали из больстера искусство.