Мобильные храмы для служивых и штатских
Вот и идея создания передвижных православных церквей зародилась очень давно. С тех пор как люди стали отправлять культовые обряды, возник вопрос о постройке помещений, чтобы было где молиться Богу. Но возможность построить «стационарную» церковь была далеко не всегда. Это, прежде всего, касалось воинов, рыбаков, торговцев, мореплавателей, которые по долгу службы постоянно находились в движении и не имели возможности посетить храм. Тогда-то и родилась идея передвижных храмов.
Если мы обратимся к Библии, то первым мобильным храмом был переносной храм – Скиния, первый храм после выхода евреев из Египта. Этот переносной храм сопровождал иудеев, ведомых Моисеем, все 40 лет скитаний по пустыне. С ним же они вошли в Землю Ханаанскую. Вот так слово Божье не дало скитальцам упасть духом, оно укрепляло их веру в божий промысел, не позволяло впадать в отчаяние. Впоследствии переносной храм был перенесен в город Шило, куда в праздники и стали приходить сыны Израилевы.
В России первая передвижная церковь была сооружена в 1724 года. Ну, а в русско-японскую войну походные храмы в России начали создаваться по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Она заказывала разработку и создание походных церквей, которые можно было быстро разобрать и собрать, быстро доставить в любое мало-мальски населенное место к тем, кто нуждался в слове Божьем. Они нужны были и для медицинских работников, отряды которых посылались на Дальний Восток. Ведь кому как не раненым, больным и искалеченным нужно было поднимать дух, возвращать веру в свои силы и себя. Иногда молитва, произнесенная батюшкой у изголовья больного, в буквальном смысле этого слова, ставила того на ноги. Излечивая душу, молитва излечивала и израненное тело. В поддержке духа, безусловно, нуждались и врачи, видевшие каждый день кровь, страдания, смерть.
Одновременно и Священный Синод при поддержке царя решил активизировать работу по донесению слова Божьего в малонаселенные места страны. Так и появились церкви-вагоны и церкви-пароходы. Начало истории создания православных поездов в России относится к концу XIX столетия. Тогда, в 1896 году на Путиловском заводе Санкт-Петербурга по приказу императора Николая II был впервые изготовлен вагон-церковь. Он носил имя равноапостольной княгини Ольги, дочери царя, и верой и правдой прослужил Томской епархии до 1917 года. Впоследствии вагон был утрачен. Вероятно, его сдали в металлолом за ненадобностью. Вагоны-церкви имели Среднеазиатская, Мурманская, Западносибирская, и Закаспийская железные дороги.
Традиция создания плавучих храмов в России родилась на Волге, еще до революции. Первый храм, который плавал по воде, был создан в 1910 году. Николай Яковлев – астраханский мещанин, весьма религиозный человек, живший на рабочих промыслах подолгу и не имеющий возможности посещать храм, предложил построить храм, который, спускаясь по Волге, мог бы останавливаться в крупных городах и на пристанях совсем уж маленьких населенных пунктов. Местная епархия эту идею поддержала и приобрела старый буксир-пароход. Впоследствии его переоборудовали в плавучий храм для рыбаков, кои промышляли в Каспийском море, вдалеке от берегов, и потому не имевшие возможности посещать православный храм на суше.
В 1997 году было принято решение о строительстве плавучего корабля-храма, который по окончании строительства получил имя «Святитель Иннокентий». Первыми прихожанами плавучего храма стали люди волжского поселка Нариман, отдыхавшие на пляже, которые, увидев плывущие сквозь камыши золоченые купола и услышав колокольный звон, восприняли все это как наваждение. Но людская молва весть о храме разнесла, и народ потянулся в храм: кто на исповедь, кто на причастие.
Кроме плавучей церкви Волго-Донского бассейна, есть храмы и в Сибири, и в Якутии. «Святой апостол Андрей Первозванный» ходит в рейсах по Оби. «Святой Николай» и «Атаман Атласов» работают плавучими храмами в Якутии на реках Алдан, Вилюй и Лена. На сегодняшний день в России «работает» уже около двух десятков плавучих храмов.
В царской армии обязательно в каждом воинском подразделении был свой полковой священник, который и на путь истинный наставлял, и силу духа укреплял солдатам, проводя перед боем обязательный молебен и давая благословение на подвиг ратный. Традиция эта стала возрождаться и в наши дни, и вот уже есть части, которые могут похвастаться своими полковыми священниками. А рязанские десантники идут впереди всех. На вооружении их воинской части есть авиадесантируемый, не имеющий аналогов в мире, храм. Как пояснил отец Михаил, служащий при такой церкви, «…это форма добраться до паствы, которая состоит из десантников. Часто они оказываются в таких местах, куда Макар телят не гонял. И мы, священники, нуждаемся в способах доставки туда». Уникален храм также и тем, что батюшки, служащие в храме, проходят полный курс подготовки к полетам. С инструкторами, поднимаясь на определенную высоту, они выполняют прыжки, учатся правильно приземляться и правильно ставить мобильный храм в любом, заданном командиром месте. Неудивительно, что именно в Рязани стали привлекать церковных служителей в армию. В самом городе много приходов, где служат батюшки, прошедшие и Афганистан, и Чечню, поэтому защита Родины для них не пустой звук. К тому же история знает достаточно примеров, когда батюшки вставали под ружье, и шли защищать Родину.
В начале двадцатого века передвижные церкви были явлением обычным для многих стран как Старого света, так и Нового. Это и понятно: переселенцы, осваивая новые земли, не всегда успевали построить храм. Хозяйственная деятельность начиналась прежде духовной жизни. Тогда и возникли храмы на колесах, мобильные, быстроходные, пусть и небольшие, но такие нужные людям. В России мобильные храмы с использованием автомобилей стали появляться в конце XX в. Первый такой храм для воинской части был изготовлен в 2003 году. Он вмещает в себя пятьдесят человек, очень быстро разбирается и устанавливается за несколько часов. А из техники подходит любой из тягачей, два человека и механическая лебедка.
Идея передвижных церквей пришлась по душе и руководству Русской православной церкви. Итогом стало создание мобильных храмов и для мирян. А основой для них послужили автобусы и «Газели». Впрочем, чему удивляться, если впервые такие же передвижные «авто-храмы» появились у союзников еще в годы Первой мировой войны!
С развитием техники и расширением возможности ее использования человечество придумало храмы на базе самолетов и вертолетов, арендованных у авиакомпаний. Чего только не сделаешь для того, чтобы слово Божье услышало как можно больше людей! В Голландии один чудак-философ изобрел надувную церковь, которую можно перенести по воздуху и возвести в любом месте, где только будет в этом необходимость.
В развернутом виде она вмещает в себя около тридцати прихожан. А в сложенном виде ее можно легко уместить в багажнике автомобиля. В дополнение прилагается необходимая для проведения церковной службы утварь: складной алтарь, иконы и еще много нужного и необходимого.
Особняком стоят… вышитые храмы. Пожалуй, это лучшее из того, что можно было придумать в плане мобильности храма. Материалы для изготовления легко найти. Такую вышитую церковь, сделанную по православным канонам, можно легко унести одному человеку. Она легка в обращении. При желании развернуть этот храм возможно как в помещении (казарма, здание вокзала), так и в полевых условиях. Ну и конечно на военных транспортных средствах: подводных лодках, военных кораблях, самолетах и поездах.
Информация