Прощай, винт

22
76 лет назад, 20 июня 1939 года, на острове Узедом впервые совершил 60-секундный управляемый полет "Хейнкель" Не.176 - первый в мире самолет с реактивным (ракетным) двигателем. Начиная с того дня и до конца Второй мировой войны Германия лидировала в области реактивной авиации и ракетной техники, оставив далеко позади все остальные страны. Однако этот и многие другие технологические приоритеты, как известно, не спасли ее от разгрома.



Не.176 выглядел довольно оригинально. Его основные стойки шасси должны были убираться в полете, но на испытаниях их для надежности законтрили в выпущенном положении, а ниши закрыли крышками. Также при испытаниях не ставили верхний фонарь кабины, чтобы облегчить летчику покидание машины в аварийной ситуации. Тем не менее, ракетоплан развивал скорость 750 км/ч. До сих пор это является неофициальным рекордом для самолетов с открытой кабиной и фиксированным шасси.



Наземные испытания жидкостного ракетного двигателя HWK RI-203, установленного на Не.176 и развивавшего тягу 600 кг. Двигатель работал на метаноле, используя в качестве окислителя концентрированную азотную кислоту.



Схема ракетолета Не.176. Его фюзеляж был выполнен из металла, а консоли крыла и хвостовое оперение - из дерева. Носовой обтекатель отштампован из прозрачного пластика.



Статьи и заметки о Не.176 нередко сопровождаются вот этой картинкой, однако такого самолета никогда не существовало. Это проектный рисунок второго прототипа Не.176V2, который так и не был построен, поскольку Эрнст Хейнкель вскоре переключился на более перспективные газотурбнные двигатели.
Ну и, чтобы два раза не вставать, добавлю, что уже 27 августа, за четыре дня до начала Второй мировой войны поднялся в воздух первый в мире турбореактивный самолет Не.178, разработанный, как несложно догадаться, той же фирмой. Из него мог бы получиться удачный легкий перехватчик с высокой скороподъемностью. Однако Германии еще не скоро предстояло ощутить необходимость в таких самолетах, а потому перспективная разработка Хейнкеля не получила поддержки командования Люфтваффе.







Не.178 уже имел сдвижной фонарь и действующий механизм уборки шасси, но конструкция по-прежнему была смешанной. На фотографиях более темными выглядят деревянные участки обшивки.



Heinkel-Hirth HeS-3B - первый в мире авиационный турбореактивный двигатель, доведенный до практического применения. С ним Не.178 достигал скорости 700 км/ч, то есть, немного меньше, чем у Не.176. Но это компенсировалось гораздо большей дальностью и продолжительностью полета, поскольку запасов топлива и окислителя на первом ракетоплане хватало всего на одну минуту работы двигателя.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    28 июня 2015 07:09
    Германия лидировала в области реактивной авиации и ракетной техники, оставив далеко позади все остальные страны.


    Полет Бахчиванжи в мае 1942 года на БИ-1 это "далеко позади"?
    1. +6
      28 июня 2015 08:49
      Первый полет на ракетном истребителе БИ-1 - экспериментальном перехватчике с ЖРД, созданном инженерами-конструкторами Березняк А.Я. и Исаевым А.М. - сотрудниками ОКБ-293 Болховитинова В.Ф., был совершен 15 мая 1942 года. Летчик-испытатель НИИ ВВС Г.Я. Бахчиванджи совершил первый в наше стране реактивный полет с аэродрома Кольцово. В этом полете продолжительностью 3 мин 9 с, за 60 сек была достигнута высота 840 м, при максимальной скорости 400 км/час и зафиксирована скороподьемность 23 м/с. На самолете был установлено ЖРД Д-1А-1100 конструкции КБ Л.С. Душкина, с которым было очень много проблем в эксплуатации. Это были первые шаги советской реактивной авиации с естественными детскими болезнями.
      В Великобритании реактивная авиация появилась еще раньше:
      3 февраля 1940 г. компания "Глостер эйркрафт" в Брокуорте заключила официальный контракт с министерством авиации на постройку опытной реактивной машины. Самолет считался экспериментальным, что подтверждалось буквой "Е" в обозначении технического задания (Е.28/39), но предполагалось, что он может стать основой для разработки скоростного истребителя-перехватчика с оговоркой "если позволят ограничения габаритов и веса возможностями силовой установки". В этом случае собирались установить вооружение из четырех пулеметов калибра 7,69 мм с общим боезапасом 2000 патронов. Самолет по заданию Е.28/39, получивший название "Пайонир", построили в начале 1941 г. в одном из гаражей в Челтенхеме, ставшем с началом войны филиалом авиазавода. Это был небольшой цельнометаллический моноплан с трехколесным шасси. 15 мая он впервые поднялся в воздух. На нем стоял двигатель W. 1 тягой 390 кг. Ресурс мотоустановки составлял всего 10 часов. Хотя до скорости 612 км/ч, предусмотренной в задании, "Пайонир" не дотянул, но даже со своим маломощным двигателем он показал более 480 км/ч, доказав перспективность применения реактивной тяги. Так появился первый прототип будущего первого британского реактивного многоцелевого истребителя Gloster Meteor.
      Честь имею.
    2. +4
      28 июня 2015 09:14
      Цитата: bunta
      Полет Бахчиванжи в мае 1942 года на БИ-1 это "далеко позади"?

      А полёты Королёва на ракетоплане в феврале 1940-го?
      1. +2
        28 июня 2015 09:52
        "Для получения опытных данных, необходимых при создании РПИ-218, планер СК-9 был переоборудован в простейший ракетоплан РП-218-1, огневые испытания которого Сергеем Королевым проводились, начиная с декабря 1937. В мае1938 им была разработана программа летных испытаний, которые он намеревался провести лично. Но из-за аварии при испытаниях ракеты 212, получив ранение головы, он попал в больницу, а когда выписался из нее, 27 июня 1938 был арестован по печально знаменитой 58-й статье как участник контрреволюционной троцкистской организации внутри РНИИ (ранее по «делу РНИИ» подверглись аресту И. Т. Клейменов, Г. Э. Лангемак, В. П. Глушко). Сергей Королев был приговорен к 10 годам заключения, наказание отбывал на Колыме. "
      2. +3
        28 июня 2015 11:18
        Не нужно приписывать Сергею Павловичу того что он мог сделать по причине того, что находился в заключении. Королев С.П. был одним из конструкторов-первенцев реактивной авиации в СССР. Им были созданы несколько проектов планеров с ракетными реактивными двигателями различных типов (ЖРД с насосной и вытеснительной системами подачи топлива в камеру сгорания) в т.ч. ракетопланы РП-1 и РП-2 типа летающее крыло (ау, В-2!), ракетопланы РП-218 и РП-318, проведены расчеты и огневые испытания ЖРД и т.д. Именно на модифицированной версии последнего РП-318-1 (планер СК-9 с ЖРД РДА-1-150 конструкции Душкина Л.С.) 28 февраля 1940 года летчик-испытатель В.П. Федоров совершил первый полет с включенным реактивным двигателем. Но этот полет нельзя считать полностью реактивным, т.к. первоначально ракетоплан на буксире самолета Р-5 (пилот Фиксон) был поднят на высоту 2800 м, затем отцеплен и свободно планировал до высоты 2600 м, где летчик Федоров перевел ракетоплан РП-318-1 в горизонтальный полет и включил ЖРД, летел на реактивной тяге 110 сек (время работы ЖРД до полного израсходования топлива), при этом набрав высоту 2900 м, после чего спланировал на аэродром. В марте 1940 г. В.П. Федоров совершил еще два полета на РП-318-1, в ходе которых включался ЖРД. Оба полета были проведены над аэродромом.
    3. +4
      28 июня 2015 10:33
      Цитата: bunta
      Полет Бахчиванжи в мае 1942 года на БИ-1 это "далеко позади"?

      В то время счет велся не на годы, а на месяцы и даже дни. Да и БИ-1, по своим решениям ОЧЕНЬ далеко отставал от немецких разработок...Как и вот этот "итальянец" 1940 года рождения, хотя по компоновке он будет более передовой
      1. +1
        28 июня 2015 14:57
        Данный аппарат-"Капрони"Н-1 представляет собой менее доведенный до практического применения аналог наших И-250;Су-5.Где поршневой двигатель приводит компрессор безтурбинного реакивного двигателя-ВРДК.Но в наших конструкциях ПД одновременно вращал и традиционный воздушный винт,что увеличивало"приемистость"самолета и КПД мотоустановки в целом.В дальнейшем развитие комбинированных АвиаЭУ в СССР было признанно не перспективным.Это я к вопросу-чего вы передового увидели в"итальянце"?По поводу"лидерства"немцев-я согласен,что в ракетостроении и практических работах по ЖРД Германия занимала лидирующие позиции,что однако не дало ей какого либо реального приемущества-ФАУ2 конечно"воевала"но с задачей донести бомбу1000кг до Лондона и кинуть ее с"точностью"+\-10км гораздо дешевле справился бы и поршневой самолет.А вот в плане ТРД и самолетов их использующих-возможно немцы были первыми,но им так и не удалось решить весь комплекс теоретических,технических а главное технологических проблем,в этом отношении принятие на вооружение и серийный выпуск Ме-262(машины явно сырой,не доведенной) представляется как минимум ошибкой.На мой взгляд лидерами были англичане не особо торопясь(но при этом наступая на пятки"Гансам"),создали эксперементальный"Пионер",а затем и долгожителя"Метеор".
    4. 0
      28 июня 2015 13:07
      а просто ни кто не знает никто не удосуживается прославлять отечественную авиацию!!!!
    5. +2
      28 июня 2015 16:36
      Цитата: bunta
      Полет Бахчиванжи в мае 1942 года на БИ-1 это "далеко позади"?

      Конечно.Хенкель 178 первый полет совершил 27 августа 1939 года.Технология использовалась позднее, при разработке Me 262 и He 280.Кроме того Heinkel-Hirth HeS-3B был ТРД.Они и применяются с тех пор.А БИ-1 использовал ракетный двигун.Время полёта с его использованием на взлёте никогда не превышала 89 секунд.Мертворожденное дитятко в авиации.
  2. +3
    28 июня 2015 09:19
    А вот еще интересно:Румынский инженер Анри Коанда в 1910 году создал и испытал самолёт Coanda-1910 с поршневым двигателем, вместо воздушного винта приводившим в движение простейший лопастной компрессор. Позднее, после повсеместного внедрения реактивных двигателей, конструктор утверждал, что созданная им установка была мотокомпрессорным воздушно-реактивным двигателем, что шло вразрез с его же первоначальными публикациями и патентными заявками. Согласно А.Коанда, поток горячих газов действительно сжег хвост самолёта в первом же полёте.
  3. +1
    28 июня 2015 10:02
    Статья хорошая.Но автор соединил два события в одно и возможно потому к нему и появились вопросы.А в целом за статью +100
  4. +1
    28 июня 2015 11:24
    76 лет назад, 20 июня 1939 года, на острове Узедом впервые совершил 60-секундный управляемый полет "Хейнкель" Не.176 - первый в мире самолет с реактивным (ракетным) двигателем.

    Opel RК 22, испытанный в мае 1928 г. И то не уверен, что первый. what
  5. 0
    28 июня 2015 13:13
    Германия лидировала в области реактивной авиации и ракетной техники, оставив далеко позади все остальные страны.


    Сравнение отставаний-опережений стран в области технического прогресса сравнимо с меряньем длиной пиписок. Техногонез не возникает в территориально-национальных границах, как этногенез. Зато от "оставив далеко позади все остальные страны" остается один шаг до "...uber Alles" или "...по над усё". Рано или поздно оставшиеся "далеко позади" первыми уйдут в космос или высадятся на Луне.
    1. krotov
      -3
      28 июня 2015 15:22
      Рано или поздно оставшиеся "далеко позади" первыми уйдут в космос или высадятся на Луне

      Ага, уйдут. На Фау-2.
      lol
  6. 0
    28 июня 2015 13:28
    надо признать что немцы были первые - они сделали серию и эти самолеты успели повоевать в отличии от реактивных самолетов всех других стран
    1. +4
      28 июня 2015 13:57
      И что толку? На 1500 выпущеных машин 150 сбитых самолётов противника (если википедия не врет) при более чем пятикратной стоимости по отношению к винтовому истребителю, плюс собственные потери как небоевые так и боевые в количестве боле 200.

      Сомнительный приз за "первенство".
      1. +1
        28 июня 2015 21:32
        а теперь представьте - что у них был хотя бы год еще в запасе.Представили?а теперь 1500(доведенных до ума) против ЕДИНИЧНЫХ ОБРАЗЦОВ представьте?уже не очень весело....
        ВСЯ реактивная авиация послевоенная(всех стран победителей) содрана у немцев - поэтому кстати и не отличима друг от дружки на первый взгляд
        1. 0
          29 июня 2015 10:26
          Цитата: свой1970
          ВСЯ реактивная авиация послевоенная(всех стран победителей) содрана у немцев - поэтому кстати и не отличима друг от дружки на первый взгляд


          Всё что ни разрабатывается, разрабатывается на прототипах. С нуля изобретали только колесо. (Разновидность афоризма - "на своих ошибках учатся только дураки"). Вопрос первенства это вопрос обстоятельств и финансирования, а отнюдь не гениальности. В 1914 году Вацлав Нежинский в Париже выскочил на сцену без балетных штанов. Вот это было гениально. Важен не предмет, а те функции которые он выполняет. Калашников создавал не столько автомат, сколько его надежность.
          Как раз с функциональностью у немцев было не очень.
  7. bagaude
    +1
    28 июня 2015 14:57
    Прошло совсем немного времени и винт таки проиграл... А количество весьма сырых машин - фашисты всегда мечтали о вундервафлях, других намеков на затяжку борьбы уже не было.
  8. +5
    28 июня 2015 15:36
    Что-то я не совсем понял.
    Наземные испытания жидкостного ракетного двигателя HWK RI-203, установленного на Не.176 и развивавшего тягу 600 кг. Двигатель работал на метаноле, используя в качестве окислителя концентрированную азотную кислоту.

    Судя по маркировке, это один из вариантов установки Гельмута Вальтера. Но в его конструкциях окислителем была только перекись водорода и он никогда не работал с азотной кислотой. Так что автор или напутал марку двигателя или марку самолёта.
  9. 0
    29 июня 2015 09:32
    Первые реактивные истребители немцев имели хорошую максимальную скорость. Но набирали скорость гораздо хуже поршневых истребителей противника и современные поршневые истребители союзников могли достаточно эффективно противостоять реактивным истребителям немцев в воздушном бою. Винт далеко не сразу и бесповоротно сдал реактивной авиации. Настоящая эра реактивной авиации пришла с развитием ракетного оружия.
    1. 0
      29 июня 2015 18:19
      Главное - правильно тактически применить.
      Англичане не стали пускать свой Gloster Meteor в воздушные бои,
      а пристроили его в 1944 году в ПВО, как перехватчик крылатых ракет ФАУ-1
      1. 0
        29 июня 2015 20:01
        Исключительно из опасений потерять новую машину над территорией контролируемой противником. И тактика тут совершенно не причем.
        1. 0
          30 июня 2015 11:40
          "Исключительно из опасений потерять новую машину над
          территорией контролируемой противником"////

          Конечно. Они испытали реактивные и понимали, что они проиграют
          винтовым в маневренном бою.
          Зачем губить машины и летчиков зря? Это и есть - выбрать правильную
          тактику применения... wink