Старейшее судно ВМФ отметило 100-летний юбилей

30
14 июля в Стрелецкой бухте прошло торжественное празднование столетия старейшего судна Военно-морского флота «Коммуна». Экипаж корабля поздравили представители командования, экипажей других судов, а также руководство объединенного профсоюзного комитета частей вспомогательного флота.



Спасательное судно подводных лодок «Волхов» было заложено для Российского Императорского флота в Санкт-Петербурге на Путиловской верфи Общества Путиловских заводов (нынешнее ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь"). 14 июля 1915 года судно вошло в состав Военно-Морского Флота.

За время его пребывания в составе флота им было поднято более 150 затонувших объектов, включая десять подводных лодок. Примечательно, что ветеран, переживший все мировые войны, все еще состоит на службе

Нужно отметить, что катамаран-спасатель является носителем поисково-спасательного комплекса, разработанного компанией «Тетис Про» на базе современного рабочего телеуправляемого подводного аппарата «Пантера Плюс», который позволяет обследовать объекты на глубинах до 1000 метров.

Комплекс на базе РТНПА "Пантера плюс" установлен на СС "Коммуна" в 2010 году вместо глубоководного обитаемого аппарата.

Специалисты отмечают большой потенциал аппарата, маневренность, обеспечиваемую 8 горизонтальными и 2 вертикальными движителями, и хорошую управляемость. Особо отмечается, что подготовка РТПА "Пантера плюс" к погружению занимает всего 30 минут. Нужно отметить, что эксплуатация подобных аппаратов существенно расширяет возможности спасательных сил Черноморского флота.
Старейшее судно ВМФ отметило 100-летний юбилей

Рабочий ТПА "Пантера Плюс" предназначен для выполнения сложных подводных работ в условиях сильных течений на глубинах до 1000 м. Особенностями этой модели является дублирование движительного контура. В отличие от других моделей, которые обладают 4 горизонтальными движителями, РТПА имеет сдвоенные горизонтальные движители, увеличивающие упор, за счет которых осуществляется эффективное противостояние течениям, маневренность и управляемость аппарата. Десять двигателей обеспечивают передвижение аппарата под водой, в зависимости от направления, со скоростью до 4 узлов.

Положение и передвижение аппарата определяется с помощью навигационной гидроакустической системы позиционирования по данным судовой антенны, маяков-ответчиков и глобальной навигационной системы GPS.

Телеуправляемый аппарат имеет систему автоматического удержания глубины, эхолот, комплекс спутникового позиционирования и устройство для размыва грунта. Наблюдать за его действиями операторы могут с помощью двух управляемых телекамер повышенной светочувствительности, расположенных рядом с манипуляторами, а также видеокамер заднего обзора.

Кроме того аппарат способен нести полезную нагрузку до 150 кг. Так «Пантера Плюс» может быть оборудована одновременно большим спектром дополнительных устройств, в том числе 2 гидравлическими манипуляторами, многолучевым эхолотом, трассопоисковым комплексом и комплексом обследования трубопроводов.

В состав комплекса входит сам аппарат с глубиной погружения 1000 м, устройство глубоководного погружения (УГП), спуско-подъемное устройство (СПУ) с кабельной лебедкой. При "скромных" массогабаритных характеристиках (длина – 2,14 м, ширина - 1.06 м, высота – 12,17 м, масса - 800 кг) аппарат способен выполнять большой объем подводно-технических работ.

Это может быть поиск объектов с помощью гидролокатора кругового обзора на дистанции до 300 м, обследование объектов в толще воды и на грунте, видеосъемка, выполнение различных работ с помощью манипуляторов и сменного гидравлического инструмента – дисковой пилы и мощного тросореза. Аппарат может доставлять под воду и поднимать на поверхность различные грузы и инструменты массой до 105 кг.

Аппарат оснащен тремя видеокамерами и двумя манипуляторами. Манипуляторы аппарата имеют по 7 и 5 степеней свободы соответственно. Сменные дисковая пила и тросорез позволяют пилить трубы и арматуру, перерезать тросы и кабели диаметром до 90 мм.

Также на судне расположен тренажер, где проводится практическое обучение операторов комплекса.

В последние годы судно «Коммуна» принимало участие в испытаниях глубоководной техники, с его участием проводились и аварийно-спасательные и подводно-технические работы.

В мае-июне «Коммуна» в акватории Черного моря в ходе учений отработала элементы второй курсовой задачи - действий одиночного корабля в море по предназначению. В морском полигоне состоялась практическая отработка задач операторами РТПА «Пантера Плюс». Аппарат отработал более 90 часов на глубине, 70 из которых операторы поддерживали устойчивые акустические и видеоконтакты с учебными объектами. Во время контрольного погружения операторы "Пантеры плюс" сумели отыскать "аварийную подлодку" на глубине более 60 метров всего за шесть минут.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    19 июля 2015 07:40
    Вот это корабль.Сделан на века без иронии.
    1. +1
      19 июля 2015 17:24
      Вот интересно, может спецы подскажут "гос. тайну". Почему со всем фаршем, Комсомолец не смог с Курском работать, когда тот на грунте лежал? Может модернизацию на тот момент не прошла? И чем сей пепелац лучше современных выпускаемых лодок? Может по тому что их нет, а только вводятся (проект 21300С)? Поясните характеристики, а то из статьи ничего не понятно. hi
      1. +2
        19 июля 2015 18:15
        к такому юбилею хотелось бы более обзорной статьи (почему в строю, каково его состояние и сколько планируют его эксплуатировать , что и когда на нем менялось и модернизировалась итд) как никак 100 лет и все еще в строю!
        1. +1
          21 июля 2015 20:45
          17 ноября 2013 года в Севастополе состоялась церемония в честь столетия спуска на воду старейшего судна, числящегося в составе ВМФ России - спасательного судна-катамарана «Коммуна». В подъёме флага и торжественном митинге по этому случаю на отряде спасательных судов Черноморского флота, куда входит «Коммуна», принял участие командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Витко.

          Спасательное судно подводных лодок «Волхов» было заложено для Российского Императорского флота 12 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге на Путиловской верфи Общества Путиловских заводов (нынешнее ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь") и спущено на воду 17 ноября 1913 года. В состав Балтийского флота судно вошло 14 июля 1915 года. 31 декабря 1922 года переименовано в «Коммуна». В 1967 году судно с Балтийского флота перешло в Севастополь в состав Черноморского флота.

          Судно неоднократно проходило ремонты и модернизации. За время его пребывания в составе флота им было поднято более 150 затонувших объектов, включая десять подводных лодок. Сейчас «Коммуна» находится по-прежнему в строю ВМФ и является носителем приобретенного в Великобритании современного рабочего телеуправляемого подводного аппарата Saab Seaeye Panther Plus, который позволяет обследовать объекты на глубинах до 1000 метров. Также на судне расположен тренажер, где проводится практическое обучение операторов комплекса. В последние годы судно «Коммуна» принимало участие в испытаниях глубоководной техники, с его участием проводились и аварийно-спасательные и подводно-технические работы.

          «При последнем доковании в 2005 году проводился замер толщины корпуса в носовой части, в районе ледового пояса он составил – 14, 9 мм, в то время, как при спуске на воду – 16 мм», - сообщил капитан бессменный капитан судна «Коммуна» в последние десять лет Анатолий Ишинов. Капитан отметил, что судно может служить ещё долгие годы, по его словам до последнего времени единственным неработающим механизмом на судне было пианино, подаренное судну в 1914 году, но сегодня и оно пребывает в рабочем состоянии.

          "Коммуна" обладает водоизмещением в 3100 т., его длина - 81 м, ширина - 13,2 м, осадка - 3,7 м.
          Скорость полного хода - 8,5 узлов, а дальность плавания - 4000 миль.
          Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства - левый корпус на 80 тонн, правый корпус - на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
          Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.
          Это было здесь же 20 ноября 2013 года.
      2. +2
        20 июля 2015 09:43
        Как он по Вашему из Черного моря станет с Курском работать?
  2. +9
    19 июля 2015 08:24
    С Днем Варенья "Волхов-Коммуна"!!! И как можно меньше тебе настоящей работы...
  3. -8
    19 июля 2015 11:10
    Интересно, а без буржуйского GPS эта "Пантера" что-нибудь сможет, или сразу же заблудится под водой?
    1. +1
      19 июля 2015 13:53
      То есть патриотов тут нет... А чего не ГЛОНАСС ? А? Поздравляю корабль с юбилеем!
    2. +1
      19 июля 2015 15:13
      Цитата: Dikson
      Интересно, а без буржуйского GPS эта "Пантера" что-нибудь сможет,


      Так "пантера" тоже вроде "буржуйская".
      1. +1
        19 июля 2015 17:27
        Подозреваю, что от буржуйского остались лишь обводы корпуса laughing
  4. -3
    19 июля 2015 11:46
    Волхов - куда лучше звучит, Коммуна - ни то, ни сё.
  5. -2
    19 июля 2015 12:32
    Хорошая машина! Только где она была в 2000-м, когда ребята на "Курске" задыхались???
    1. +2
      19 июля 2015 17:28
      А что минусуем? Логичный вывод. Эй, минусёры, давай в сискуссию вступай!!! Может мы чего не знаем, так поясните нам love
    2. +2
      19 июля 2015 20:55
      Ну логично предположить что там же где и приписан! Мне тоже крайне жаль ребят с "Курск"а но данное судно туда бы добиралось месяц. Проблема не в том где и кто был, проблема почему там где это нужно не было анологичной техники.
      1. +1
        20 июля 2015 13:46
        Цитата: Alex_Rarog
        проблема почему там где это нужно не было анологичной техники.

        ЕБНу "спасибо" надо сказать. Поищите (в сети есть) воспоминания экипажей спасательныс аппаратов в "курскую эпопею". Тогда состояние спасательной техники довели до такого, что она стала "спасаемой". Вот и просили норгов.
  6. +1
    19 июля 2015 13:32
    Подобная техника для выполнения спасательных работ должна всегда идти на шаг впереди прогресса,Коммуна чисто морально устарела,её даже оснащение современным оборудованием не спасает.
    Если настолько удачно применение катамарана для спасательных работ логично заложить новые суда подобного класса,если и использовать судно то только как учебный цент,для популяризации военной службы у молодежи и курсантов.Можно приписать к военному училищу в качестве испытательной лаборатории.
  7. -3
    19 июля 2015 13:34
    С каким удовольствием поставил плюсы за корабль, с таким же и минусы ниже!
    1. 0
      19 июля 2015 15:51
      А что, за здоровую конструктивную критику у вас принято минусовать? Тогда я ошибся сайтом, т.к. привык смотреть на вещи трезвым взглядом, а не через дымчатый фильтр благополучия.
      1. +5
        19 июля 2015 17:10
        Цитата: Алексашка964
        А что, за здоровую конструктивную критику у вас принято минусовать? Тогда я ошибся сайтом, т.к. привык смотреть на вещи трезвым взглядом, а не через дымчатый фильтр благополучия.

        Хоть и не минусовал - но , подсчитайте время перехода с Черного моря на СФ , хотя бы приблизительно .
        1. +1
          19 июля 2015 17:31
          К сожалению не учёл, а сколько, месяц-два?
          1. 0
            19 июля 2015 18:31
            Около месяца .
        2. 0
          19 июля 2015 21:05
          Вообще-то, когда проводятся учения, с боевыми стрельбами (тем более такие масштабные), средства спасения ДОЛЖНЫ быть дислоцированы в районе учений, т.к. уровень подготовки современных войск таков, что без пострадавших не обходится.
  8. +2
    19 июля 2015 18:43
    Ну что это за хрень в комментах про спасение Курска Коммуной? Бл, господа, Вы водоизмещение сопоставляли, а главное - переход из Черного в Баренцево?
  9. +3
    19 июля 2015 18:45
    Секрет долголетия Коммуны(Волхова):

    "Судно было построено в 1910-х годах на верфях Путиловского завода в Петрограде. При изготовлении корпуса использовалась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. За столетие она стерлась всего на несколько миллиметров и практически не тронута коррозией. Это поражает даже опытнейших инженеров – ведь им хорошо известно, что стальные корпуса современных судов коррозия съедает за 30-40 лет. Но на катамаране ржавеют и превращаются в труху только те железные конструкции, которые были установлены уже в более позднее время."

    http://tainy.info/technics/kommuna-pervyj-sredi-ravnyx/
  10. +5
    19 июля 2015 19:51
    Корабль хорош но меня "напряг" автор,статья должна была быть о корабле отметившем своё столетие в строю,а получился рекламный "опус" про телеуправляемый подводный аппарат "Пантера плюс";я не собираюсь спорить о нужности статей о новых средствах облегчающих поиск и спасение,но если пишете про юбиляра так будьте любезны писать статью про сам корабль,а не увлекаться рекламой.
    1. +1
      20 июля 2015 00:19
      См. на первоисточник. Да и РТНПА "Пантера плюс" не самый новый их образец. Сам Тетис Про сейчас и покруче выпускает. С Глонассом.
  11. 0
    20 июля 2015 02:49
    Хорошо что работает. Где он был и когда?... На месте. Есть желание, но нет возможностей. Года забыли? что и как было?
  12. AAV
    +2
    20 июля 2015 16:44
    Цитата: пролетарий
    Корабль хорош но меня "напряг" автор,статья должна была быть о корабле отметившем своё столетие в строю,а получился рекламный "опус" про телеуправляемый подводный аппарат

    Полностью с Вами согласен. Название статьи не соответствует содержанию. Про "Коммуну" фактически только первый абзац. Может автору стоит разбить статью на две отдельных: одна про корабль-носитель, в вторая про подводный аппарат.
    А вообще интересно сколько в мире осталось в строю судов перешагнувших 100-летний юбилей.
  13. 0
    21 июля 2015 18:17
    Да умели раньше железо делать(я про корпус судна)!
  14. -2
    22 июля 2015 00:48
    Старейшее судно ВМФ отметило 100-летний юбилей
    На такие темы надо скромно молчать в тряпочку, а не юбилей отмечать. Это уже плавучая рухлядь. Ткни гвоздем, развалится. 100 лет в соленой воде металл не живет.
    При изготовлении корпуса использовалась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. За столетие она стерлась всего на несколько миллиметров и практически не тронута коррозией.
    Бред, разумеется.
    Уже несколько раз надо было обновлять. Позорище.
  15. 0
    8 октября 2015 09:19
    К сему материалу могу добавить пару слов о подводно-технических работах http://diving-ms.com.ua/ru/articles/108-underwater-engineering-works