Первые бронеавтомобили фирмы Bianchi (Италия)

1
Начало войны с Турцией подстегнуло военную промышленность Италии. Одним из результатов этого стала активизация работ по созданию новых бронеавтомобилей. Всего через несколько месяцев после начала боев в Ливии, в 1912 году были представлены сразу несколько новых боевых машин. Одним из первых броневиков, появившихся уже после начала войны, стала машина, созданная компанией Bianchi и бароном Антонио де Марчи.

Авторы нового проекта, по году создания получившего обозначение Mod.1912, решили пойти по самому простому пути создания бронированного автомобиля. Было решено взять шасси серийного коммерческого грузовика марки «Бьянки» и установить на него специальный защищенный корпус. Подобный подход самым активным образом использовался на протяжении длительного времени, поскольку позволял сократить расходы на разработку и строительство серийной техники. Кроме того, до определенного времени большинство разработчиков бронетехники попросту не имели возможности разрабатывать шасси с нуля специально для новых бронеавтомобилей.

В качестве основы для перспективного броневика было взято шасси грузового автомобиля с колесной формулой 4х2. Базовый грузовик Bianchi имел типичную для подобной техники того времени компоновку. В передней части рамы устанавливался двигатель и коробка передач. Снизу к раме крепились листовые рессоры и мосты. Машина оснащалась бензиновым двигателем и механической трансмиссией. Вдоль рамы проходил карданный вал, приводивший в движение задние колеса. Передние колеса были выполнены управляемыми.

Первые бронеавтомобили фирмы Bianchi (Италия)
Броневик Bianchi Mod.1912


За разработку броневого корпуса машины отвечал барон Антонио де Марчи. Он предложил свой вариант конструкции бронекорпуса, который, тем не менее, напоминал аналогичную разработку компании Isotta Fraschini. В силу определенных причин броневики «Изотта-Фраскини» Mod.1911 и «Бьянки» Mod.1912 были весьма похожи внешне, что может приводить к определенной путанице. Так или иначе, проект де Марчи в дальнейшем получил развитие, результатом чего стало серьезное изменение внешнего вида машины.

При строительстве первых броневиков Bianchi Mod.1912 базовое шасси грузовика претерпело минимальные изменения. С него сняли все лишние детали и установили некоторые новые. В частности, было решено оставить одинарные задние колеса. При этом шины были заменены на бескамерные, а передние колеса были оснащены дополнительными ободами, улучшавшими проходимость.

Бронекорпус машины было предложено собирать из листов толщиной 6 мм, на заклепках устанавливаемых на металлическом каркасе. Корпус состоял из двух основных частей. Передняя сравнительно малая часть корпуса вмещала двигатель и коробку передач, а задняя крупная представляла собой общий обитаемый объем, объединявший в себе отделение управления и боевое отделение. Подобная компоновка корпуса вскоре стала классической для броневиков всего мира.


Броневик Bianchi Mod.1912


Броневой капот двигателя имел прямую переднюю стенку с прорубленными жалюзи. Основная его часть имела скругленную форму и лючки для доступа к внутренним агрегатам. По-видимому, такая конструкция капота оказалась слишком сложной, из-за чего в обновленных вариантах проекта предлагался измененный отсек двигателя.

Непосредственно за моторным отсеком бронекорпус машины расширялся, также увеличивалась его высота. Верхний лобовой лист обитаемого объема корпуса располагался под углом к вертикали. Также имелись две скошенные скулы бортов корпуса. Расположенные под углами к горизонтали и вертикали листы позволяли обеспечить правильное сопряжение двух отсеков с разными размерами, а кроме того, в определенной мере повысить уровень защиты лобовой проекции.

В наклонном лобовом листе корпуса имелся широкий люк для наблюдения за дорогой. В боевой обстановке его следовало закрывать крышкой со смотровой щелью. Кроме того, в передней части бортов предусматривались две щели меньшего размера, позволявшие наблюдать за пространством сбоку от машины.


Броневик Bianchi Mod.1912, вид сзади. Хорошо виден кормовой пулемет


Борта корпуса изготавливались из нескольких ровных металлических листов и располагались вертикально. Также предусматривался вертикальный кормовой лист. Крыша корпуса и кормовой лист соединялись наклонным листом с еще одним широким смотровым люком. На бортах, в кормовой их части, устанавливались два металлических ящика, выполнявшие функции защиты задних колес. Подобные детали уже использовались в проекте фирмы «Изотта-Фраскини».

Экипаж броневика Bianchi Mod.1912 должен был состоять из трех человек. Водитель располагался в передней части обитаемого объема, два стрелка – в центре и корме корпуса. В распоряжении стрелков были два пулемета. Один из них располагался во вращающейся башне цилиндрической формы с крышей и люком в ней. Второй пулемет поместили в амбразуре кормового листа корпуса. Таким образом, один стрелок мог контролировать все окружающее пространство, а второй обстреливал широкий сектор позади машины, контролируя его при помощи смотрового люка или щели в крышке. Попадать в машину следовало через дверь в левом борту.

Получившийся броневик весил около 3 т и на хорошей дороге мог развивать скорость до 25-30 км/ч. Ввиду отсутствия опыта создания и эксплуатации подобной техники такие характеристики сочли достаточными.


Броневик Bianchi Mod.1915


Разработка проекта нового бронеавтомобиля завершилась в первой половине 1912 года. Вскоре началось строительство первого прототипа. Как следует из имеющихся сведений, броневик Bianchi Mod.1912 прошел испытания только к осени, из-за чего не успел на войну. К этому времени в Ливию были отправлены несколько новых бронеавтомобилей итальянской разработки, но машина фирмы «Бьянки» не вошла в их число.

Итало-турецкая война закончилась в октябре 1912 года. Использовавшиеся в боях броневики были возвращены в Италию, а единственный прототип Bianchi Mod.1912 без дела стоял на заводе. Эта машина не представляла никакого интереса для потенциального заказчика в лице итальянской армии, из-за чего проект можно было смело закрывать.

Тем не менее, итальянские инженеры не отказались от дальнейшего развития, как тогда казалось, многообещающего проекта. В течение нескольких следующих лет специалисты фирмы «Бьянки» и барон де Марчи продолжали выдвигать и обсуждать новые идеи, которые следовало внедрять в имеющийся проект. Однако, насколько известно, до определенного времени никто не воспринимал эти работы всерьез. Армия не проявляла интерес к новым броневикам, а отсутствие вооруженных конфликтов негативным образом сказывалось на ходе проектов военной техники.


Броневик Bianchi Mod.1916


В 1914 году началась Первая мировая война, однако Италия не спешила присоединяться к воюющим странам. Не дожидаясь вступления своей страны в войну, итальянские инженеры занялись созданием новой техники и модернизации старой. К этому времени на фирме Bianchi уже имели общее представление о примерных путях обновления своего проекта. Результатом этого стало появление еще одного варианта броневика Mod.1912. В начале 1915 года на испытания вышел модернизированный бронеавтомобиль, так же получивший название по году выпуска. Новый Mod.1915 серьезно отличался от базового Mod.1912.

Новый броневик базировался на том же шасси, что и предыдущий, но имел иную конструкцию корпуса. По результатам исследований было решено защитить броней раму шасси, установить защитные кожухи на передние колеса, а также сделать кожухи задних меньше и легче. Кроме того, теперь в конструкции защиты моторного отсека отсутствовали изогнутые детали. Новый капот состоял из двух лобовых деталей пятиугольной формы, двух вертикальных бортов небольшой высоты и наклонных листов крыши, соединенных с узкой горизонтальной балкой вверху. Для обслуживания двигателя наклонные боковые листы могли откидываться на петлях вверх.

Модернизированный корпус не имел скул между моторным отсеком и обитаемым отделением. Вместо этого зазор между бортами капота и обитаемого объема прикрывался вертикальным листом, располагавшимся поперек продольной оси машины. По-прежнему предусматривался наклонный лобовой лист со смотровым люком обновленной конструкции. Под люком находилась фара для передвижения в темноте. Машина Mod.1912 имела прямые вертикальные борта и клиновидную кормовую часть. На крыше осталась цилиндрическая башня с пулеметом. Для доступа в боевое отделение имелась дверь в левом борту.


Броневик Bianchi Mod.1916. Заметно отсутствие щитка пулемета


Экипаж, как и ранее, состоял из трех человек. Для атаки противника предлагалось использовать два пулемета: один в башне и один в кормовой амбразуре. Из-за отсутствия скошенного кормового листа пулеметчику приходилось полагаться только на имеющиеся смотровые приборы и прицел.

Испытания броневика Bianchi Mod.1911 показали, что дополнительные обода на передних колесах не дают особых преимуществ при передвижении по мягким грунтам. По этой причине в новом проекте отказались от таких деталей. Среди прочего, это позволило использовать сравнительно узкие и, соответственно, более легкие кожухи передних колес. «Засевшую» в грязи машину предлагалось вытаскивать при помощи специального лотка-рельса. Это устройство крепилось на правом борту корпуса.

Новый бронеавтомобиль должен был работать на полях сражений Первой мировой с многочисленными проволочными заграждениями. Для их преодоления машина получила специальную раму, установленную на верхней части корпуса. Перед капотом рама раздваивалась и имела форму буквы «Л». Предполагалось, что крюки-направляющие этой части рамы, установленной под углом к вертикали, будут приподнимать проволоку и переносить ее длинный изогнутый рельс, расположенный над крышей корпуса. Далее за счет движения машина должна была поднимать заграждение и пропускать его по раме, не цепляясь элементами шасси и другими деталями.


Броневик Bianchi Mod.1916


Примерно через год после броневика Bianchi Mod.1915 появилась машина с индексом Mod.1916. Она представляла собой незначительно доработанный вариант своего предшественника. Главным и самым заметным отличием было отсутствие крыши корпуса и башни. Было решено сделать боевое отделение машины открытым. Вооружение по-прежнему состояло из двух пулеметов. При этом один из них, ввиду отказа от башни, устанавливался на специальной турели над боевым отделением. От пуль противника стрелка прикрывал броневой щиток. По некоторым данным, щиток мог сниматься, либо не устанавливаться вовсе. Этим можно объяснить существование фотографий, на которых изображен броневик Mod.1916 без щитка.

По имеющимся данным, за несколько лет компания «Бьянки» построила всего четыре бронеавтомобиля трех типов. Точное число машин каждой модели неизвестно, но существующие сведения позволяют предполагать, что существовало по одному экземпляру броневиков Mod.1912 и Mod.1915, а Mod.1916 был построен в количестве двух единиц.

Италия вступила в Первую мировую войну в мае 1915 года. В боях пришлось использовать почти всю имевшуюся на тот момент военную технику, включая прототипы перспективных машин. Броневики компании Bianchi не стали исключением. Все четыре машины (или три, за исключением самой старой) применялись в различных сражениях в течение 1915-16 годов.

На протяжении Первой мировой войны броневики неоднократно оказывали решающее влияние на ход боя. Подобная техника на практике демонстрировала свои реальные возможности и наносила серьезный ущерб противнику. Опыт боевого применения бронеавтомобилей «Бьянки» был учтен итальянским командованием, вследствие чего развитие этого класса техники продолжилось. Вскоре в Италии были созданы несколько новых проектов броневиков с пулеметным вооружением.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://warwheels.net/
http://cimeetrincee.it/
Bartholomew E. Early Armoured Cars. Oxford, UK. Shire Publications Ltd, 1988
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    2 августа 2015 20:48
    Интересно. Спасибо. Не думал, что приоритет у Италии в создании бронеавтомобилей. Прошу обратить внимание на складной велосипед, принайтовленный в верхней части корпуса. Видимо, как средство связи...