Трагедия, ставшая триумфом

23
Трагедия, ставшая триумфом


Начало тридцатых годов. Страна охвачена энтузиазмом трудовых свершений. Пущен крупнейший в Европе рудник по добыче железной руды на горе Магнитной, введены в действие первые доменные печи на Магнитогорском и Кузнецком металлургических комбинатах, выполнены по основным показателям планы ГОЭЛРО, пущена Днепровская ГЭС.

Реальным для страны становилось и освоение Северного морского пути, имеющего большое хозяйственное и оборонное значение. Первым по этому пути за одну навигацию прошел из Архангельска во Владивосток ледокольный пароход «Сибиряков». Это произошло в 1932 году.

Стоит сказать, что этот рейс явился воплощением мечты замечательного флотоводца России С.О. Макарова, высказавшего еще в 1897 году на заседании Русского Географического общества в лекции «К Северному полюсу - напролом» мысль о постройке ледокола для плавания по Северному морскому пути. Целесообразность этой идеи он подчеркнул следующим образом: «Достаточно взглянуть на карту России, чтобы понять, что она своим фасадом выходит на Ледовитый океан». Такой ледокол при непосредственном участии С.О. Макарова был построен уже в 1898 году, а летом следующего года на нем был совершен первый рейс в Арктику. Это был ледокол «Ермак», названный так в честь первооткрывателя Сибири. Этому кораблю была суждена большая жизнь: в составе арктического флота он находился свыше шестидесяти лет, заметны были его заслуги и в годы Великой Отечественной войны - вместе с другими ледоколами «Ермак» осуществлял переброску войск и военной техники.

После успешного рейса ледокольного парохода «Сибиряков» в конце 1932 года, руководство страны принимает решение об организации Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть). Его начальником назначается замечательный русский ученый, государственный и общественный деятель, академик О.Ю. Шмидт, имя которого ярко вписано в героическую историю освоения Арктики.

Главсевморпуть ведет большую работу. В тридцатые годы трудом и доблестью полярников создаются десятки научных зимовок, по сей день несущих круглосуточную вахту в Северном Ледовитом океане. Чтобы закрепить успех плавания «Сибирякова», Главсевморпуть решает послать Северным морским путем уже обычный пароход. Наиболее подходящим сочли недавно построенный в Дании для СССР пароход «Челюскин». Это было судно водоизмещением порядка 7000 тонн, с мощностью силовой установки в 2400 л.с., со скоростью хода 12,5 узлов, вступившее в эксплуатацию в 1933 году.

16 июля этого же года «Челюскин» вышел из Ленинградского порта. Без происшествий пароход обогнул Скандинавский полуостров, принял в Мурманске необходимый для рейса груз, участников экспедиции и в августе вышел в Баренцево море. Первая половина пути прошла без происшествий, однако в Восточно-Сибирском море судно подверглось настолько сильному натиску льдов, что корпус парохода не выдержал: несколько шпангоутов были погнуты, а один лопнул, обнаружилась течь. Опасные повреждения экипажу удалось устранить.



В Чукотском море через трудный участок, забитый тяжелыми льдами, «Челюскина» должен был проводить мощный ледокол «Красин». Но когда дошли до мыса Челюскина, стало ясно, что от помощи ледокола придется отказаться, так как «Красин» сломал об лед один из трех своих машинных валов и потерял значительную часть своих качеств.

Это была первая неожиданность. О второй стало известно позднее, когда за кормой осталась уже большая часть моря Лаптевых. Из бухты Тикси пришла радиограмма от летчика С.А. Леваневского, который должен был обеспечить экспедицию авиаразведкой. Он сообщал, что мотор его самолета выработал ресурс, и полеты надо льдами придется прекратить. Это значило одно - дальше необходимо пробиваться собственными силами.
Выйдя в Восточно-Сибирское море, «Челюскин» двинулся к острову Врангеля. Пробиться к нему не удалось и пришлось отвернуть на юг - к Чукотке, а затем пробиваться от мыса к мысу.

Ледовая обстановка день ото дня становилась все более тяжелой, и вскоре «Челюскин» не столько расталкивал льдины, сколько вместе с ними медленно дрейфовал на восток.

5 ноября льды вытолкали «Челюскин» в Берингов пролив. Более трех месяцев ледяные поля тянули судно по Чукотскому морю. Льды то и дело до хруста сжимали судно. Все было приготовлено к немедленному спуску на лед.

Катастрофа произошла в самый разгар полярной зимы - 13 февраля 1934 года. Невиданной силы напор льдов, перекатывающихся друг через друга и достигающих высоты восьми метров, пробил борт. В авральном режиме началась выгрузка аварийного запаса.



Лед продолжал вдавливать железные листы обшивки и рвать их по шву, левый борт у носового трюма разорвало, была порвана и подводная часть. Пароход был обречен.

Через два часа пятнадцать минут после начала сжатия льдами «Челюскин» затонул. До этого момента удалось сбросить на лед весь аварийный запас - продукты, палатки, горючее, другое имущество. Из ста пяти челюскинцев сто четыре сошли на лед. Погиб один человек, им был завхоз Борис Могилевич. Он покидал пароход одним из последних, и его придавило досками. Помочь ему было невозможно.

Далекое Чукотское море, огромное ледяное поле, штормовая морозная ночь и мороз -38 градусов, ветер - семь баллов и полная неясность, что ждет впереди.



Высадившиеся на льдине люди не падали духом. Они оборудовали лагерь, ставший впоследствии знаменитым. Находясь в необычайно тяжелых условиях, они не сомневаются, что им окажут помощь, и делают все, чтобы продержаться до ее прихода. С полной отдачей работают, строят аэродромы - их за время дрейфа было построено тринадцать, снимают фильм, выпускают стенгазету «Не сдадимся!», ведут научные наблюдения, учатся в ледовом университете, где бессменным лектором работает Отто Юльевич Шмидт.

«Спасти челюскинцев!» - такой лозунг прокатился по всей стране. В редакции и организации пошли многочисленные заявления добровольцев, а также разнообразные проекты спасательных работ и экспедиций.

На следующий день после гибели корабля была создана специальная комиссии, которая взяла на себя организацию спасения лагеря О.Ю. Шмидта. Возглавил этот орган заместитель председателя Совнаркома СССР В.В. Куйбышев.

Для спасения пленников Арктики готовились к рейду по льду отряды спасателей, которые должны были добираться на собачьих упряжках. Кроме того на выручку к лагерю О.Ю. Шмидта отправили два ледокола. Одним из первых был отдан приказ задействовать для спасения авиацию. Таким образом, помощь отправлялась по земле, по воде и по воздуху.

Однако пробиться к челюскинцам на собачьих упряжках не удалось. Ледоколам же предстоял очень долгий путь. Подсчитали, что когда они достигнут лагеря, льды могут уже растаять и помощь опоздает. Оставался последний путь - воздушный. Об этом радировал в Москву и О.Ю. Шмидт: «Самолеты всего реальней».

Первым в ледовый лагерь из Уэлена прилетел морской летчик А.В. Ляпидевский на самолете АНТ-4. Пятого марта он вывез с льдины десять женщин и двух детей. Именно Анатолию Ляпидевскому была вручена грамота N 1 о присвоении звания Героя Советского Союза.



На пароходе «Смоленск», вышедшем в море из Владивостока 2 марта, было доставлено пять бипланов Р-5 и два По-2, которые выгрузили на Олюторовском мысе в Беринговом море - исходном пункте воздушного пути в лагерь челюскинцев. В состав спасательного отряда кроме летчиков входили пятьдесят техников.

Из Олюторки авиаторы пробились в Анадырь. Далее курс был взят на бухту Провидения, Ванкарем, где пробыли меньше часа, и оттуда до лагеря оставалось еще 55 минут полета. На ближайший подступ к лагерю Шмидта - Уэллен - прилетели только 3 апреля.

Первым из этой группы самолетов Р-5 на льдину сел руководитель Н.П. Каманин, следом за ним самолет В.С. Молокова. Взяв в первом рейсе с льдины по три человека, Каманин и Молоков через час возвратились в Ванкарем. Завязалось «регулярное воздушное сообщение» по воздушной трассе Ванкарем - лагерь Шмидта - Ванкарем.

Наиболее удачным был день 11 апреля, когда Молоков сделал четыре рейса к челюскинцам, Каманин - три. В тот день ими было вывезено из лагеря 35 человек. Еще одной радостью того дня было то, что на мыс Северный на своем самолете Р-5 прилетел знаменитый М.В. Водопьянов.



Для помощи челюскинцам на самолете РС-4 прилетел и И.В. Доронин, который первым преодолел Анадырский хребет в 35-градусный мороз, следом за ним шел Водопьянов.

Морские летчики М.Т. Слепнев и С.А. Леваневский на специально закупленных в Америке для оказания помощи челюскинцам двух девяти местных монопланах «Флейстер» стартовали из Нома. Вот только самолет Леваневского потерпел аварию, и принять участие в спасении ему не довелось.

Всего Ляпидевским в один рейс было вывезено двенадцать человек, Молоковым за девять перелетов - 39 человек, Каманиным за такое же количество рейсов - 34, Водопьяновым за три рейса - десять человек, Слепневым за один раз - пять человек и Дорониным за один рейс - два человека.

В это время тяжело заболел воспалением легких О.Ю. Шмидт. Он был переправлен на Аляску для оказания срочной медицинской помощи на борту самолета «Флейстер» М.Т. Слепневым.

13 апреля 1934 год лагерь Шмидта опустел: все челюскинцы были переброшены на Большую землю. Кренкель отстучал последнюю радиограмму - рапорт об успешном окончании эвакуации, погрузил на самолет Водопьянова свою рацию и в числе последних вместе с капитаном «Челюскина» В.И. Ворониным и комендантом ледового аэродрома А.Е. Погосовым покинул льдину.

Развитие событий подтвердило, что в тех условиях оказать необходимую помощь попавшим в беду челюскинцам стало возможным только благодаря использованию авиации, мастерству и мужеству летчиков. Всё мировое сообщество, авиационные специалисты и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. Настолько хорошо организованной и проведенной спасательной операции в мировой истории еще не было.

Стоит отметить и тот факт, что за исключением двух «Флейстеров» и одного «Юнкерса» все самолеты были советского производства.



14 апреля на далекую Чукотку пришла правительственная телеграмма, в которой сообщалось о присвоении летчикам Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину недавно утвержденного звания Героя Советского Союза.

Эпопея по спасению челюскинцев нашла широкий отзвук и за рубежом. Некоторые весьма скептически высказывались о возможности спасения членов экспедиции. Но многие выражали уверенность, что предпринятые меры спасут людей. Академик И.М. Майский, в то время посол СССР в Англии, вспоминал два своих разговора о челюскинцах со всемирно известными, но очень не похожими друг на друга англичанами.

Первый из них - Бернард Шоу. Знаменитый писатель, поклонник Советского союза, известный своим саркастическим взглядом на жизнь, не скупился на самые восторженные слова. Он восхищался О.Ю. Шмидтом, челюскинцами, советскими летчиками, советским правительством. При этом он со смехом сказал: «Удивительная у вас страна! Вам удалось превратить Полярную трагедию в настоящее национальное торжество».

Лидер же английских либералов Ллойд Джорд оценил события с позиции опытного политика: «Ни одно другое правительство не пошло бы на такие жертвы для спасения полярных исследователей! - сказал он Майскому. - Вы одержали большую дипломатическую победу».

После прекращения существования ледового лагеря, еще много времени продолжалась переброска спасенных по воздуху из Ванкарема в Уэллен, а далее - в бухту Провидения, для доставки пароходом на материк. Дальше они ехали поездом. На всем пути челюскинцев встречали жители городов и поселков, мимо которых следовал поезд, стихийно проводились митинги, люди выражали свое ликование по поводу счастливого завершения челюскинской эпопеи.

А 19 июня 1934 года участников экспедиции и первых летчиков - Героев Советского Союза встречала и приветствовала Москва. Над Красной площадью, в честь этого события, пролетел и символически приветствовал героев гигантский воздушный корабль «Максим Горький», сопровождаемый почетным эскортом двух истребителей. Вел его заслуженный летчик Союза ССР М.М. Громов, ставший в сентябре 1934 года восьмым Героем Советского Союза.



В 1974 году гидрографическому судну «Степан Малыгин» удалось обнаружить точное место гибели «Челюскина». Погибший корабль покоится на глубине 50 метров в 1100 метрах от места, определенного в свое время челюскинцами - 155 миль от мыса Северный и 144 мили от мыса Уэллен.



Источники:
Почтарев А., Горбунова Л. Полярная авиации России 1914-1945. М.: Паулсен, 2011. С.193-215.
Демин А. Забытые страницы челюскинской эпопеи. // Авиация и космонавтика. 1999. №4. С. 5-14.
Каманин Н. Лётчики и космонавты. М.: Политиздат, 1971. С. 66-74.
Матулевич Б. Герои спасали героев. // Гражданская авиация. 1994. №5. С. 14-15.
Орлов М. Последняя надежда. // Крылья Родины. 2002. №3. С. 11.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    13 августа 2015 06:34
    Первым по этому пути за одну навигацию прошел из Архангельска во Владивосток ледокольный пароход «Сибиряков». Это произошло в 1932 году....Жаль мало об этом пишут...и почти не вспоминают..героический поход..был..В советское время книга была о параходе "Сибяриков", как о человеке о судьбе судна,экипажа..как построили, как погиб..Гибель "Сибярикова" была героической..
    1. +2
      13 августа 2015 09:55
      «Александр Сибиряков» - пароход ледокольного типа (ледокольный пароход). Назван в честь русского исследователя Сибири и золотопромышленника А. М. Сибирякова.

      История корабля Заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу компании «Беллавенчур Стимшип» (англ. Bellaventure Steamship Co Ltd). Спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур» (англ. Bellaventure). Базировался в порту Сент-Джонс, Ньюфаундленд. Использовался для промысла тюленей.

      Рекордным в охотничьей биографии судна стал 1910 год, когда было добыто 35816 тюленей. Общее количество добытых на «Беллавенчур» тюленей составляет 112135 туш. С 1913 по 1915 год работал по подрядам правительства Доминиона Ньюфаундленд при строительстве портовых терминалов.

      В 1914 году «Беллавенчур» участвовал в эвакуации тел погибших от холода моряков судна «Newfoundland». 4 апреля 1914 года «Беллавенчур» прибыл в Сент-Джонс, неся на палубе 69 тел.

      В 1915 году «Беллавенчур» вместе с однотипным зверобойным ледокол-пароходом «Бонавенчур» («Владимир Русанов») куплен у компании «Эй Джи Хэрви» (англ. A. J. Harvey and Co.) министерством торговли и промышленности России для зимних рейсов в Белом море. В 1916 году переименован из «Беллавенчур» в «Александр Сибиряков».

      В 1-ю мировую войну работал в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовался ежегодно для весеннего зверобойного промысла в горле Белого моря и в навигацию как грузовое и снабженческое судно.
      В июле 1932 года «Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом.
      Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.
      В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Летом 1933 года В. И. Воронин и О. Ю. Шмидт повторили попытку, возглавив новую экспедицию на более крупном судне - пароходе «Челюскин»
      1. +2
        13 августа 2015 09:57
        В 1936 году судно наскочило на каменную гряду у берегов Новой Земли в Карском море, в следующем году было спасено ЭПРОНом и отремонтировано в Архангельске.
        До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как снабженец.
        В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм и два 45-мм орудия, пулемёты.
        Капитану ледокола Анатолию Алексеевичу Качарава было присвоено воинское звание старший лейтенант.
        24 августа (понедельник) 1942 года вышел с Диксона, выполняя рейс с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле, экипаж 104 человека.
        25 августа 1942 года у острова Белуха в Карском море встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вел поиск советских и союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». На немецком крейсере подняли флаг другой страны и передали сигналами ложное название корабля. На требование спустить флаг и лечь в дрейф «Сибиряков» ответил огнём артиллерии.

        Ответный огонь крейсера: первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик). Вторым снарядом накрыло корму, кормовые пушки выведены из строя, вся прислуга, около тридцати человек, погибла (снаряд главного калибра рейдера весил больше 300 килограммов).
        Третий снаряд попал на носовую палубу, взорвался бензин. К дымовой завесе прибавился дым и огонь на пароходе. Четвертый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый котел вышел из строя). После очередного попадания тяжело ранило капитана.

        Когда с мостика передали в машину: «Капитан убит», старший механик Н. Г. Бочурко открыл кингстон (он утонул вместе с судном). Переданный с «Сибирякова» сигнал о появлении немецкого рейдера помог спастись во льдах пролива Вилькицкого 14 судам каравана. 18 моряков, в т. ч. капитан (старший лейтенант А. А. Качарава), были подобраны рейдером и попали в плен. Кочегару Павлу Вавилову удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня, эвакуирован с острова самолетом (летчик Черевичный).
        1. +1
          13 августа 2015 10:04
          В 29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода «А. Сибиряков» в бою с фашистским крейсером «Адмирал Шеер» в период Великой Отечественной войны». Последний капитан «Александра Сибирякова» Анатолий Алексеевич Качарава был награжден орденом Красного Знамени.
          По приказу командующего ВМФ в районе гибели ледокола отдаются в честь его подвига воинские почести.
          В 1945 году название «Сибиряков» получил полученный из Финляндии по репарациям ледокол «Иеекарху» (1926 года постройки).
          В честь команды ледокола пролив в Карском море к Северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев, имя судна носит банка в Баренцевом море у Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби.
        2. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  2. 0
    13 августа 2015 06:56
    Наше МЧС вывозит народ из горячих точек и мест катастроф, спасатели работают. Так что и сейчас не хуже, чем в 30-е.
    1. +4
      13 августа 2015 16:32
      Цитата: strelets
      Наше МЧС вывозит народ из горячих точек и мест катастроф, спасатели работают. Так что и сейчас не хуже, чем в 30-е.

      Кхм... вообще-то, по меркам начала 30-х, эвакуация людей с дрейфующего на льдине спешно оборудованного лагеря в Чукотском море - это примерно как экстренная эвакуация космонавтов в наше время. Арктика того времени - это практически Terra Incognita. Глонасс и НАВСТАР ещё нет. Даже ЛОРАН ещё нет. Радиосвязь работает 50/50 (то работает, то нет). Ориентиров нет - "белое безмолвие". И в этих условиях надо выйти на дрейфующую льдину и уместить машину на маленькую и неровную ледовую площадку (450 на 150 м, все подходы к ней были заставлены высокими ропаками метра в два-три), потом взлететь с грузом и выйти обратно на свой аэродром.
      А теперь добавим ко всему этому обледенение, снежные заряды, туманы и прочую плохую видимость. И трудности снабжения - горючее на передовую базу Ванкарем, например, доставлялось местным населением на собачьих упряжках. Также "на собаках" пришлось доставлять запасной мотор к месту аварийной посадки одного из АНТ-4.
      Да и самолёты были - не чета нынешним. вот отчёт Ляпидевского о вылете 18 февраля:
      снова не работают приборы. Не работает "саф", масляный манометр, водяной термометр. Вдобавок перебои левого мотора…

      А уж какую радость доставляет полёт в открытой кабине Р-5 или По-2 в тех широтах в феврале-апреле... впрочем, на тяжёлых машинах было не лучше - их кабины "закрытыми" можно было назвать лишь условно.
  3. +2
    13 августа 2015 09:51
    Как говорил классик богатыри не вы. Из таких людей как челюскинцы гвозди можно делать.
    1. 0
      13 августа 2015 21:38
      Цитата: ImperialKolorad
      Как говорил классик богатыри не вы. Из таких людей как челюскинцы гвозди можно делать.

      Вообще то М Ю Лермонтов сказал:"богатыри не мы"!
  4. +1
    13 августа 2015 11:02
    "Красин" тут причем? Это был ледорез "Литке",он сопровождал суда Северо-Восточной Полярной экспедиции. "Челюскину" не повезло, он опоздал, последние суда экспедиции проскочили за пару дней перед ним.
    http://tfi.chukotnet.ru/Public/bochek/boogl.html
  5. +4
    13 августа 2015 11:29
    Цитата: strelets
    Наше МЧС вывозит народ из горячих точек и мест катастроф, спасатели работают. Так что и сейчас не хуже, чем в 30-е.

    Вы себе слабо представляете что такое зима на Чукотке видимо. Я в пгт бухта Проведения прожил 20 лет. И могу себе представить, так сказать на собственной шкуре, погоду в тех местах.
    Это реальный подвиг, при этом учитывая в каком зачаточном состоянии авиация была в те годы. Даже сейчас нелётная погода там может длиться месяцами! Я както в аэропорту Анадыря просидел полтора месяца, пока распогодилось и мы смогли вылететь.
    Вы видимо себе слабо представляете что такое настоящая чукотская пурга...
    Скажу просто не пишите глупостей, пилоты ГЕРОИ с большой буквы!
  6. 0
    13 августа 2015 11:42
    Заинтересовало самое последнее фото. Это получается район парка победы? Если да, там теперь и дороги то такой нет, откуда фото сделано.
    1. +1
      13 августа 2015 18:22
      Цитата: Fibrizio
      Это получается район парка победы?
      Тверская застава,недалеко от Белорусского,просто сейчас все перестроили.
  7. 0
    13 августа 2015 12:02
    Цитата: Fibrizio
    Заинтересовало самое последнее фото. Это получается район парка победы? Если да, там теперь и дороги то такой нет, откуда фото сделано.

    Ага там теперь дома:)) а чуть дальше, в левую сторону, съезд с третьего транспортного..
    Блин, или наоборот,это с другой стороны сфотографировано...
  8. +1
    13 августа 2015 13:08
    Спасибо за статью.
  9. +1
    13 августа 2015 13:09
    Великая Страна, великие люди. Каждый хотел что-то сделать для её развития не щадя самого себя. То, чем сегодня располагаем создано их руками. Воспитание подрастающего поколения должно происходить на примере этих людей. Рассказывать, снимать, писать и тогда всё чуждое навязываемое нам из вне растворится и будет вспоминаться как кошмарный сон.
  10. +1
    13 августа 2015 13:31
    Странно!!!Почему нигде никогда не говорят об удачном походе в 1910году графа Самарина и барона Врангеля?????...Наверно из-за фамилии последнего!!!!????...Они прошли от Архангельск до бухты Угольная(((нынешний Анадырь(( и всё прошло СУПЕР-хорошо без потопления и героической высадки!!!!
    1. 0
      13 августа 2015 15:24
      Это какой из Врангелей? Ссылочку можно?
      1. 0
        13 августа 2015 20:26
        Это двоюродный дядя""того-самого""----инициалы ИДЕНТИЧНЫ!!!К сожалению в Рунете данных нет.""Странствия Российиского флота""---1989год.
        1. 0
          13 августа 2015 21:03
          И такого тоже нет в инете. Кто издавал, выходные данные?
  11. +1
    13 августа 2015 14:20
    Цитата: strelets
    Наше МЧС вывозит народ из горячих точек и мест катастроф, спасатели работают. Так что и сейчас не хуже, чем в 30-е.

    Так вы не ровняйте современное техническое оснащение и уровень развития 30-х годов. Спасатели настоящие герои!
  12. 0
    13 августа 2015 19:27
    Цитата: GAndr
    Вы себе слабо представляете что такое зима на Чукотке видимо. Я в пгт бухта Проведения прожил 20 лет. И могу себе представить, так сказать на собственной шкуре, погоду в тех местах.

    Наверно я получу кучу минусов,но хотелось сказать.Почему обычный пароход,построенный в Дании,где не знают,что такое зима,послали осваивать Арктику.Только со стапелей,не прошедший государственные испытания-сразу на Чукотку!Конечно челюскинцы-герои,но кто их послал на гибель и потерял корабль-ВРЕДИТЕЛИ.Помоему "Челюскин" был обречен,ему бы плавать по Черному морю.Называется-создали проблему и героически ее преодалеваем. hi
    1. 0
      13 августа 2015 20:18
      Я выше давал ссылку на отчет Северо-Восточной полярной экспедиции. Так ее суда, работавшие в том же районе одновремено с "Челюскиным" тоже не относились к ледовому классу. Они все вышли, последние даже без помощи "Литке". А "Челюскин" чуть опоздал. Не заходили бы на о.Врангеля, успели бы.
  13. 0
    13 августа 2015 20:17
    Время великих свершений! И как наше поколение 70-90-х всего этого оказалось недостойно. И получили мы страну в ранге сырьевой колонии, которая мечтает догнать и перегнать, уже не знаю и кого, но только не Штаты или Китай. Хотя вес еще можно, но не при либерастах во власти.