Самолёты-долгожители: учебно-тренировочный самолёт Т-38

16
Долголетие в авиации — удел не только тяжелых машин. Среди самолетов-долгожителей встречаются и небольшие модели. Примером является американский сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-38 Talon, который совершил свой первый полет еще в 1959 году. В это трудно поверить, но и спустя более 50 лет самолеты Т-38 остаются основным учебным самолетом американских ВВС. Данные самолеты используются для подготовки военных летчиков после прохождения ими базовой летной практики на учебно-тренировочных самолетах Beechcraft T-6A Texan II.

Northrop T-38 Talon (Нортроп T-38 «Тэлон» ) — это двухместный американский сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет. Первый полет машина совершила 10 марта 1959 года. А уже 17 марта 1961 года первые сверхзвуковые учебные самолеты начали поступать на вооружение учебных частей ВВС США. В основном данный самолет использовался для подготовки летчиков. В настоящее время в распоряжении американских ВВС находится около 500 подобных самолетов, а всего за годы производства заводские цеха покинули 1187 самолетов T-38, также на основе «Тэлона» был создан легкий истребитель Northrop F-5. С помощью Northrop T-38 Talon было подготовлено порядка 75 тысяч пилотов, а общий налет составляет уже более 13 миллионов часов. Помимо ВВС, самолет используется и НАСА, являясь основным учебным реактивным самолетом астронавтов. Один из пилотов НАСА даже установил рекорд, налетав 9200 часов на самолете Т-38. Самолет продолжает оставаться в строю и в наши дни.



Как первый сверхзвуковой самолет, который проектировался в качестве учебно-тренировочного, начиная со стадии эскиза, Т-38 добился существенного успеха и обеспечил себе продолжительную карьеру, главным образом, в составе американских ВВС. Созданный компанией Northrop как N-156T, учебно-боевой самолет Talon (англ. коготь) являлся побочным продуктом программы компании по разработке модели легкого истребителя (N-156C), результатом которой в будущем стал F-5 Freedom Fighter (англ. борец за свободу), продававшийся в достаточно больших объемах на экспорт.

Стоит отметить, что работа по созданию самолета Т-38 велась компанией по собственной инициативе, на свой страх и риск на протяжении двух лет, пока американские ВВС наконец-то не разработали проект требований именно на такой сверхзвуковой учебно-боевой самолет. К работе над самолетом инженеры компании Northrop приступили в середине 50-х годов прошлого века, работы велись на собственные средства. Целью работ было создание легкого истребителя с высокими летными характеристиками — N-156. Данный проект должен был открывать целое семейство самолетов, включая и сверхзвуковой учебно-тренировочный N-156T.



Три опытных образца новой машины — YT-38 — были заказаны военными в декабре 1956 года, а в июне 1958 года их количество было доведено до 6. Первый из этих самолетов-прототипов впервые поднялся в небо 10 апреля 1959 года. Первые две машины были оснащены бесфорсажными ТРД Дженерал Электрик YJ85-GE-1 тягой по 953 кгс, однако уже остальные машины получили более мощные двигатели YJ85-GE-5 с тягой 1663 кгс и форсажной камерой. Именно испытания самолета с более мощными двигателями привели к успеху — заключению первоначального контракта на учебно-тренировочный самолет T-38A Talon, первый из которых был передан военным 17 марта 1961 года.

Сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет, предназначенный для базовой подготовки летчиков и обладающий двухместной кабиной для ученика и инструктора, был оборудован тандемными катапультируемыми креслами, которые имели полностью автоматическую систему управления. При этом самолет обладал высочайшим уровнем надежности. Когда в начале 1972 года производство самолета было завершено, всего было собрано 1187 машин, главным образом использовавшихся для тренировки пилотов. В те годы единственным иностранным покупателем самолета стала Португалия, которая в 1977 и 1981 годах получила две партии, состоящие из 6 самолетов, оснащенных ракетами «Сайдуиндер». Португалии передавались самолеты из состава ВВС США, они должны были заменить на службе истребителей F-86 «Сейбр», применяясь и как учебно-тренировочные.



Пять самолетов у ВВС США приобрели американские ВМС. Некоторое количество самолетов приобрело и американское космическое агентство, которое использовало их в качестве тренировочных для подготовки астронавтов. Еще 46 учебно-тренировочных самолетов Т-38 через американские ВВС были поставлены ВВС ФРГ. Данные самолеты применялись для подготовки германских летчиков, которые проходили ее в США. Два самолета T-38A Talon после процесса их переделки для оценки в качестве учебного штурмовика и опытно-экспериментального самолета получили обозначения AT-38A и NT-38A соответственно. Еще 4 самолета T-38 Talon ВВС США были переоборудованы в летающие пункты управления беспилотными мишенями, получив обозначение DT-38A. Также существовал вариант AT-38B — легковооруженный самолет, который использовался для вводной подготовки летчиков-истребителей. Часть самолетов T-38A была переделана в мишени QT-38A и в улучшенный вариант — T-38C. В целом можно отметить, что на экспорт данный самолет шел очень ограниченно, при этом продавались обычно самолеты из наличия ВВС США.

Учебно-тренировочный самолет T-38 «Talon» представляет собой низкоплан, построенный по классической схеме, с прямым трапециевидным крылом относительной толщины 4,8% и положительным углом стреловидности передней кромки 24 градуса. Задняя кромка крыла обладала небольшой отрицательной стреловидностью. Коэффициент сужения крыла — более двух. Крыло-моноблок было оснащено щелевыми закрылками, отклоняемыми с помощью электропривода в диапазоне от 0 до 44 градусов и блокируемыми в произвольном положении и элеронами.



Удлиненный фюзеляж сверхзвукового учебного самолета был выполнен в соответствии с правилом площадей. Контур плоской нижней части фюзеляжа был образован тремя дугами. Плоская форма фюзеляжа самолета во взаимодействии с крылом способствовали созданию необходимой подъемной силы. В передней части фюзеляжа находились: кабина экипажа (пилоты сидят друг за другом) и отсек оборудования. Кабина экипажа оснащалась трехсекционным фонарем кабины, который состоял из открываемой вверх-вперед передней и вверх-назад задней и средней частей. В центральной части фюзеляжа находились топливные баки самолета, а также два двигателя, которые инженер расположили рядом друг с другом в горизонтальной плоскости. Малая длина силовой установки позволила на практике применить скошенную линию разъема центральной и хвостовой частей фюзеляжа самолета. На хвостовой части T-38 «Talon» был установлен только управляемый стабилизатор.

Классическое вертикальное оперение самолета с небольшим рулем направления и дефлектором, установленным на конце киля, крепилось к силовым шпангоутам центральной части фюзеляжа при помощи двух узлов. На нижней поверхности центральной части фюзеляжа находились 2 тормозных щитка, которые с помощью гидропривода могли отклоняться в диапазоне от 0 до 50 градусов. В системе управления самолетом применялись бустеры и автоматы загрузки командных рычагов, которые функционировали в зависимости от угла отклонения ручки управления, скорости полета и положения педалей. Передаточное отношение от органов управления самолетом к рулям изменялось в зависимости от положения шасси. В канале тангажа был использован демпфер низкочастотных продольных апериодических и периодических колебаний. Шасси самолета было трехстоечным с пневматиками высокого давления и одинарными колесами. Передняя стойка шасси убиралась вперед в фюзеляж, а главные стойки — в крыло, вдоль размаха. При этом сами стойки полностью убирались в консоли крыла, а колеса — в нижнюю часть фюзеляжа машины. Учебно-тренировочные самолеты T-38A не несли никакого вооружения.



Первые 2 опытных образца самолета получили по два турбореактивных двигателя YJ58-GE-1 производства компании «General Electric». На последующих опытных экземплярах самолета, равно как и на серийных машинах, были установлены другие двигатели — J85-GE-5 с тягой 11,12 кН (1134 кгс) без форсирования и 17,12 кН (1746 кгс) в форсированном режиме работы. На самолете использовались боковые воздухозаборники — нерегулируемые, дозвуковые, с выдвинутой вперед верхней кромкой. Интересной была топливная система машины. Каждый из двух расположенных в центральной части фюзеляжа топливных баков, как правило, питал свой двигатель, но в случае необходимости существовала возможность подсоединения любого двигателя к любому баку. Установленная на самолете система питания позволяла двигателям работать даже при пикировании или «горке» под углом 90 градусов, в планирующем полете с углом скольжения 25 градусов, а также с набором некоторых ограничений при полете в перевернутом положении.

Самолет постоянно модернизируется, а сроки нахождения его на службе продлеваются. К примеру, в 2009 году отмечалось, что самолет T-38 Talon, который используется для подготовки военных летчиков, будет оставаться на вооружении как минимум до 2020 года. Летом 2015 года появилась уточненная информация, согласно которой ВВС США начали получать первые учебно-тренировочные самолеты Northrop T-38 Talon, которые были модернизированы в рамках работ по программе Pacer Classic III. По информации издания Janes.com, американские военные хотят модернизировать по этой программе 150 из 453 имеющихся у них самолетов данного типа. Модернизация сможет продлить жизнь этих учебно-тренировочных самолетов до 2029 года. Программа по проведению модернизации самолетов должна закончиться к 2021 году. По мнению представителей ВВС США, это наиболее крупная конструктивная модернизация самолета, которая когда-либо проводилась с Northrop T-38 Talon. Всего на реконструкцию было потрачено примерно 8900 человеко-часов.



Стоит отметить, что за годы производства с 1961 по 1972 год свет увидело более 10 модификаций данной машины. В настоящее время помимо ВВС США данные самолеты применяются армиями Германии, Турции, Португалии, Южной Кореи и Тайваня. Помимо этого, по информации из СМИ, некоторыми самолетами в настоящее время владеют и частные лица.

Летно-технические характеристики T-38 Talon:

Габаритные размеры: длина — 14,14 м, высота — 3,92 м, размах крыла — 7,7 м, площадь крыла — 15,79 кв. м.
Масса пустого самолета — 3270 кг.
Максимальная взлетная масса — 5360 кг.
Силовая установка — 2 ТРД General Electric J85-GE-5, тяга 2х11,2 кН, на форсаже — 2х17,12 кН.
Максимальная скорость полета — 1381 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 935 км/ч.
Скороподъемность — 10 240 м/мин.
Практическая дальность полета — 1835 км.
Практический потолок — 15 240 м.
Экипаж — 2 человека.



Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/other/t38.html
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/1538-ychebno-trenirovochn.html
http://avia.pro/blog/northrop-t-38-talonr-5-freedom-fighter-foto-harakteristiki
http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft21886.htm
http://www.i-mash.ru/news/zarub_sobytiya/70187-obnovlen-pervyjj-uts-northrop-t-38-talon.html
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    20 августа 2015 07:25
    В это трудно поверить, но и спустя более 50 лет самолеты Т-38 остаются основным учебным самолетом американских ВВС.

    Да, на редкость долговечная и востребованная машина. Впрочем, истребитель F-5E/F/N созданный на базе Т-38 тоже до сих пор в строю. В том числе и в США, где он используется для имитации самолётов противника в ближнем бою. На спутниковом снимке истребители F/A-18 и F-5N на авиабазе морской авиации Мирамар.
    1. +3
      20 августа 2015 07:36
      Цитата: Bongo
      Да, на редкость долговечная и востребованная машина.

      ВВС США планирует замену Талонов на УТС по программе Trainer-X, года через два объявят победителя, так что скоро пенсия Т-38...
  2. +10
    20 августа 2015 08:07
    Спасибо, отличные фото.
    Очень красивый и гармоничный самолет. И кинозвезда - отметился во множестве амеровских фильмов о ВВС, от "Топ гана" до "Горячих голов" (правда, там и Ф-5 были, но ведь это почти один и тот же самолет, да еще и "Хоуки" светились, тоже УТС).
  3. +6
    20 августа 2015 11:07
    «Самолет-парта» нескольких эпох. Разработан с любовью, служит с любовью, и на пенсию уйдет с любовью (надеюсь). Потенциальные «партнеры», должны ему дань уважения высказать обязательно. Где-то считал, что частные коллекционеры за ним гоняются, дабы поиметь в своих ангарах эту пташку. Спасибо автору за статью, интересно, легко и познавательно. Фотографии великолепны, утащил к себе в "конуру", будут теперь на рабочем столе глаз радовать. hi
    1. gjv
      +3
      20 августа 2015 15:58
      Цитата: nvn_co
      «Самолет-парта» нескольких эпох.

      Для подготовки летчиков в ВВС США используются самолеты трех типов. Это T-1A Jayhawk (179 машин), T-6A Texan II (405 единиц) и T-38A Talon (546 единиц).

      T-1A Jayhawk с 1986 г.


      T-6A Texan II с 1992 г.


      Northrop T-38 Talon (с 1961 г.) и B-2 Spirit
      1. +2
        20 августа 2015 16:31
        Я в курсе, что готовят не на одном типе и их больше чем три... А имел в виду, что эта машина, верой и правдой, учила летать несколько поколений летчиков. После нее садилиь и на "новенькие" (всмысле только с завода) F-104, F-4, и на "новенькие" F-14, F-15, F-16, и на "новенькие" F-22... Три эпохи, три поколения! А за последнее фото спасибо, утянул к себе в конуру, очень уж классное... wink
    2. Комментарий был удален.
  4. +1
    20 августа 2015 11:18
    Удачная была машина. И хорошо, что США F-5 не приняли для себя на вооружение.
    1. +3
      20 августа 2015 14:06
      Цитата: qwert
      Удачная была машина. И хорошо, что США F-5 не приняли для себя на вооружение.

      Как это не приняли? what Они, что в "Агрессорах" нелегально были?

      Более того не так давно было решено выкупить у Швейцарии снимаемые там с вооружения «Тайгеры». Полученные из Швейцарии F-5 проходят восстановительный ремонт и модернизируются до варианта F-5N. В настоящее время работы по модернизации закупленных в Швейцарии самолётов завершены.
      9 апреля 2009 года состоялась торжественная церемония выкатки последней машины F-5N (бортовой номер 761550, первоначально собран на предприятиях компании «Нортроп» в 1976 году).

      Однако, похоже, что история на этом не закончилась. В феврале 2014 года появилась информация о намерении США закупить в Швейцарии дополнительную партию истребителей F-5. Швейцария выставила на продажу 42 истребителях F-5E и 12 F-5F.

      Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F-18 и F-5 ВМС США, авиабаза Ки-Уэст
      1. 0
        20 августа 2015 19:29
        Цитата: Bongo
        Цитата: qwert
        Удачная была машина. И хорошо, что США F-5 не приняли для себя на вооружение.

        Как это не приняли? what Они, что в "Агрессорах" нелегально были?

        Более того не так давно было решено выкупить у Швейцарии снимаемые там с вооружения «Тайгеры». Полученные из Швейцарии F-5 проходят восстановительный ремонт и модернизируются до варианта F-5N. В настоящее время работы по модернизации закупленных в Швейцарии самолётов завершены.
        9 апреля 2009 года состоялась торжественная церемония выкатки последней машины F-5N (бортовой номер 761550, первоначально собран на предприятиях компании «Нортроп» в 1976 году).

        Однако, похоже, что история на этом не закончилась. В феврале 2014 года появилась информация о намерении США закупить в Швейцарии дополнительную партию истребителей F-5. Швейцария выставила на продажу 42 истребителях F-5E и 12 F-5F.

        Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F-18 и F-5 ВМС США, авиабаза Ки-Уэст

        qwert имел ввиду, что не приняли в обычные строевые полки.
        1. +2
          21 августа 2015 02:21
          Цитата: La-5
          qwert имел ввиду, что не приняли в обычные строевые полки.

          Вы заблуждаетесь, пусть в относительно небольших количествах, но в годы вьетнамской войны F-5 в строевых частях были.
          1. 0
            24 августа 2015 12:57
            Цитата: Bongo
            Цитата: La-5
            qwert имел ввиду, что не приняли в обычные строевые полки.

            Вы заблуждаетесь, пусть в относительно небольших количествах, но в годы вьетнамской войны F-5 в строевых частях были.

            Я не заблуждаюсь, я в курсе, что во Вьетнам было отправлено 12 F-5, но машины выполняли, так сказать, войсковые испытания в реальном бою, машина показала себя хорошо и фирма Nothrop использовала это в рекламной компании и дальнейшей продажи самолётов. Само же ВВС США отказалась от машины в 1960г.
  5. +4
    20 августа 2015 13:14
    Изящный самолетик и смотрится вполне современным, даже и не скажешь что 1959 года! smile Хорошая статья о хорошем самолете, спасибо!
  6. 0
    20 августа 2015 20:39
    Цитата: inkass_98
    да еще и "Хоуки" светились, тоже УТС
    Только не "Хоки", а "Нэты". "Хоки" низкопланы", а там (в "Горячих головах") высокопланы
  7. +1
    20 августа 2015 21:22
    Вроде часть деталей использовались на Х-29
    1. +1
      21 августа 2015 02:24
      Цитата: kugelblitz
      Вроде часть деталей использовались на Х-29

      Передняя часть фюзеляжа Х-29 с кабиной заимствована от F-5; средняя часть фюзеляжа и моторама под двигатель, центроплан и вертикальное оперение – уникальной разработки; шасси – от General Dynamics F-16; двигатель – от McDonnell Douglas F/A-18.
  8. +1
    21 августа 2015 08:33
    Вот, никто не обратил внимание, что НИ РАЗУ НЕ БЫЛА НАПИСАНА ФРАЗА ПРО М О Р А Л Ь Н О Е устарение. Не может самолет МОРАЛЬНО устареть. Морально устареть может программное обеспечение аппаратуры внутри самолета, а как могут морально устареть законы аэродинамики?
  9. +1
    21 августа 2015 10:54
    Мне кажется, что Т-38 – двухместный вариант легкого истребителя F-5E и, с точки зрения, конструкции, материалов и летно-технических характеристик особенного интереса не представляет. Он может быть сверхзвуковым, но весьма непродолжительное время, как и российские самолеты с индексом «УБ». Этот самолет облегчает подготовку пилотов тех стран, где на вооружении состоит F-5E, но не более того, подобно советским машинам с индексом «УТИ».

    Что касается F-5E, то наши летчики ЛИИ им.Громова в 70-х годах имели возможность детального ознакомления с ним и сравнения с основным советским фронтовым истребителем того периода МиГ-21. «Американец» был хорошо сбалансирован, прост в управлении и доступен летчику средней квалификации. В ближнем маневренном бою в руках опытного пилота мог оказаться серьезным противником.

    Т-38 стал своего рода «классикой» в учебной авиации и не удивительно, что машина используется по прямому назначению до настоящего времени. Это служит еще одним подтверждением правильности замысла конструктора, рационального использования возможностей американской авиационной науки и техники.