Бронеавтомобиль прапорщика Вонлярлярского

3
После начала Первой мировой войны российское военное ведомство начало получать большое количество писем с предложениями, касавшимися создания новой военной и специальной техники. Самые смелые идеи предлагались военными и гражданскими специалистами, а также простыми энтузиастами. Среди авторов оригинальных идей был и прапорщик Вонлярлярский. Он не предлагал уникальный проект с невиданным потенциалом, но все же смог заинтересовать специалистов.

Прапорщик Вонлярлярский предлагал интересный проект перспективного бронеавтомобиля, который мог дополнить парк существующей техники армии. По задумке автора, новая бронемашина должна была иметь корпус необычной изогнутой формы. По-видимому, таким способом планировалось значительно повысить характеристики защиты корпуса без увеличения массы всей машины. Действительно, большое количество броневиков того времени имело защиту в виде ровных броневых листов, установленных вертикально или под небольшим углом. Понятие рациональных углов бронирования тогда еще отсутствовало, но уже имелись некоторые соображения на этот счет.

Бронеавтомобиль с пулеметным вооружением, задуманный прапорщиком Вонлярлярским, представлял большой интерес. Тем не менее, для определения реальных возможностей машины требовалось построить и испытать опытный образец. Сборка прототипа велась мастерской Броневого отдела Высшей автомобильной школы. Специалисты отдела изготовили броневой корпус необычной формы и установили его на одно из имевшихся в наличии шасси.

Бронеавтомобиль прапорщика Вонлярлярского
Броневик Вонлярлярского, вид сбоку


Известно, что основой для прототипа нового броневика стало шасси французской фирмы Renault. По некоторым данным, это были агрегаты бронемашины «Рено» французского производства, поставленной в соответствии с контрактом 1914 года. Согласно другим источникам, шасси было заимствовано у некоего легкового автомобиля неустановленной модели. Так или иначе, с базового шасси сняли все лишние детали, на месте которых поместили новый бронекорпус.

По имеющимся данным, шасси «Рено» оснащалось двигателем мощностью 40 л.с. французского производства. Механическая трансмиссия передавала крутящий момент только на задние колеса. Обе оси крепились на листовых рессорах. Использовались колеса со спицами. Передняя ось имела механизмы управления и оснащалась односкатными колесами. На задней оси предусматривались сдвоенные.

Главной задачей нового проекта было повышение уровня защиты экипажа, что сказалось на конструкции и форме броневого корпуса. При этом компоновка его внутренних объемов была стандартной для подобной техники времен Первой мировой. В передней части корпуса размещался двигатель, позади которого располагался пост управления с рабочим местом водителя. Вся корма корпуса была отдана под боевое отделение с вращающейся башней и пулеметом в амбразуре.

Моторный отсек корпуса и передняя часть обитаемого объема были изготовлены из прямолинейных листов брони. На раме смонтировали крупные борта, между которыми предусматривалась наклонная крыша капота. Спереди моторный отсек, по-видимому, закрывался панелью с жалюзи. Позади верхнего листа капота размещалась лобовая деталь корпуса с двумя смотровыми люками.

В годы Первой мировой войны подавляющее большинство бронеавтомобилей вступало в бой, двигаясь задним ходом. При этом экипаж был надежно защищен от пуль противника, а стрелки могли успешно выполнять поставленную задачу. Броневик конструкции Вонлярлярского тоже должен был атаковать «задом наперед». Такая особенность его применения стала одной из главных причин появления необычного бронекорпуса.

С целью повышения уровня защиты экипажа при обстреле сзади, а также для сохранения приемлемого веса боевое отделение нового броневика имело корпус необычной изогнутой формы. Средняя и кормовая части корпуса собирались из нескольких изогнутых деталей. Так, с прямыми панелями моторного отсека и отделения управления соединялись выгнутые борта боевого отделения, а корма корпуса имела форму, близкую к конической. За счет столь сложной формы, вероятно, планировалось обеспечить повышенный уровень защиты. Фактически это был ранний необычный вариант применения рациональных углов бронирования.

На прямой крыше корпуса располагалась цилиндрическая башня. В ней планировалось установить один из двух пулеметов «Максим». Второй пулемет должен был находиться в амбразуре одной из кормовых деталей. Таким образом, при подаче машины задним ходом оба пулемета могли эффективно вести огонь по целям на поле боя.

Экипаж перспективного броневика должен был состоять из трех или четырех человек. В отделении управления располагались водитель и командир (если наличие последнего предусматривалось проектом), в боевом отделении – два стрелка. Один должен был управлять башенным оружием, второй – кормовым. Для наблюдения за окружающей обстановкой в лобовом листе отделения управления имелись два смотровых люка с заслонками. Стрелкам следовало использовать имеющиеся амбразуры. Для попадания внутрь машины в крыше корпуса, над рабочим местом водителя, предусматривался люк. Достоверные сведения о других люках или дверях отсутствуют.

Точные параметры получившегося броневика неизвестны. По-видимому, его длина не превышала 4,5-5 м, ширина и высота укладывались в 2-2,5 м, а боевая масса не превышала 2,5-3 т. При этом можно было говорить о сравнительно высоком уровне защиты экипажа и внутренних агрегатов. Ходовые характеристики построенного прототипа тоже могли быть весьма неплохими. Тем не менее, проходимость машины на пересеченной местности ухудшалась колесной формулой 4х2.

Следует отметить, скорость, запас хода, параметры преодолеваемых препятствий и другие характеристики подвижности могли быть улучшены за счет использования иного шасси. Кроме того, не следует забывать, что первый прототип броневика конструкции прапорщика Вонлярлярского, вероятно, строился для проверки оригинального предложения, касавшегося конструкции корпуса.


Броневик, вид сзади


Сборка первого броневика новой модели была выполнена в марте 1915 года силами специалистов Высшей автомобильной школы. По-видимому, в ходе изготовления изогнутых деталей специалистам пришлось столкнуться с определенными трудностями, поскольку существовавшие в то время технологии накладывали определенные ограничения на конструкцию новых изделий. Тем не менее, поставленная задача была выполнена, и уже весной опытный броневик вышел на испытания.

Подробности испытаний неизвестны. Можно предположить, что бронемашина успешно преодолела тестовые трассы, а также показала хорошие показатели защиты и огневой мощи. В целом, проект признали успешным. По результатам испытаний было принято предварительное решение о сборке нескольких новых броневиков.

Предполагалось, что до конца 1915 года Ижорский завод изготовит два броневых корпуса оригинальной конструкции и установит их на имеющиеся шасси. В таком случае, армия могла рассчитывать, как минимум, на три бронеавтомобиля конструкции Вонлярлярского, обладавших достаточно высокими характеристиками. Нельзя исключать и того, что военные строили планы по строительству такой техники на 1916 и последующие годы.

Тем не менее, броневик-прототип так и остался единственной машиной своего типа. При всех своих преимуществах проект прапорщика Вонлярлярского имел один серьезный недостаток. Из-за основных особенностей конструкции, в первую очередь из-за сложной формы деталей корпуса, бронемашина получалась чрезвычайно дорогой. Строительство всего одного опытного образца обошлось военному ведомству в 5900 рублей – значительно дороже любого другого броневика того времени.

При всех преимуществах перспективный броневик имел фатальный недостаток в виде сложности изготовления корпуса и, как следствие, общей дороговизны производства. Технологии того времени не позволяли просто и с минимальными затратами освоить производство изогнутых деталей для корпусов. Военные не могли позволить себе не только массовое строительство подобной техники, но и выпуск нескольких дополнительных образцов. В итоге было решено полностью отказаться от проекта, предложенного Вонлярлярским.

Судьба единственного бронеавтомобиля неизвестна. Вероятнее всего, корпус демонтировали и отправили на переплавку. Шасси марки «Рено», в свою очередь, использовали по прямому назначению. Всю документацию по проекту отправили в архив и более к ней не возвращались. Проект прапорщика Вонлярлярского был слишком смелым для своего времени. Тем не менее, идея оснащения военной техники изогнутыми броневыми деталями позже нашла свое применение в некоторых других областях.


По материалам:
http://arsenal-info.ru/
http://aviarmor.net/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    3 сентября 2015 09:01
    Накашидзе знал, Мгебров знал, а Вонлярлярского не знал what
    Интересный пепелац.
  2. +1
    3 сентября 2015 11:11
    "Технологии того времени не позволяли просто и с минимальными затратами освоить производство изогнутых деталей для корпусов. "
    Трудно с этим согласиться. Еще в 20-е годы XIX века пресс стал широко использоваться для штамповки изделий из металла. Однако прошло еще несколько десятилетий, прежде чем были созданы мощные ковочные прессы, пригодные для штамповки стальных и железных деталей. Настоятельная потребность в таких прессах появилась во второй половине XIX века, когда заметно увеличились размеры обрабатываемых заготовок. В начале двадцатого века мощные прессы были уже широко распространены в промышленности. hi
    1. 0
      4 сентября 2015 08:29
      Действительно. Немцы ведь свои знаменитые каски тоже не отливкой изготавливали. :)