Россия на международном рынке торпедного вооружения

30
Россия занимает одно из первых мест в мире по экспорту вооружений и военной техники. Важной частью оборонного экспорта является строительство кораблей и подводных лодок для военно-морских сил третьих стран. Кроме того, заказчики российских кораблей и субмарин приобретают соответствующее вооружение: ракеты, торпеды и т.д. К настоящему времени на рынке флотских вооружений, в том числе торпед, сложилась достаточно сложная ситуация. Рынок уже поделен основными игроками, но некоторые новые производители пытаются отбить у них свою долю. Российские предприятия при этом пока остаются на лидирующих позициях.

После распада Советского Союза отечественная торпедная отрасль оказалась в очень сложном положении. Как готовые торпеды, так и некоторые их агрегаты производились заводами, оставшимися в новых независимых государствах. К примеру, завод «Физприборы» (ныне ТНК «Дастан») остался в Киргизии, а Машиностроительный завод им. Кирова перешел под юрисдикцию Казахстана. Все это могло привести к нарушению отработанных производственных связей с негативными последствиями для создания и производства вооружений. Тем не менее, оборонные предприятия России и стран СНГ были вынуждены смириться с распадом общей страны и привыкать к новой обстановке.

Попав в сложное положение, предприятия оборонной промышленности не прекратили свою деятельность. Некоторые организации сосредоточили усилия на создании новых проектов, результатом чего стало появление ряда перспективных разработок, которые могли бы заинтересовать как отечественного, так и зарубежного заказчика. В девяностых и двухтысячных годах было разработано большое количество новых торпед, в том числе являвшихся глубокой модернизацией существующего вооружения, часть которых дошла до серийного производства.

Россия на международном рынке торпедного вооружения
Погрузка торпеды 53-65К на субмарину. Фото Flot.sevastopol.info


К примеру, петербургский ЦНИИ «Гидроприбор» продолжил работу по ранее замороженным проектам, результатом чего стало появление пяти новых торпед. Изделия ТТ-1, ТЭ-2, ТТ-3, ТТ-4 и ТТ-5 с тепловыми (ТТ) и электрическими (ТЭ) силовыми установками отличались калибром и другими габаритами, весом боевой части и т.д. Так, торпеда ТТ-4 являлась малогабаритной и имела калибр 324 мм, а самым крупным изделием семейства была 650-мм ТТ-5. Тем не менее, развитие получили не все новые проекты. К примеру, малогабаритная ТТ-4 с конца прошлого десятилетия не упоминается в официальных источниках. Вместо нее соответствующую нишу занимает изделие УМГТ-МЭ.

Завод «Двигатель» (г. Санкт-Петербург), ныне ставший подразделением «Гидроприбора» в девяностых годах самостоятельно провел модернизацию серийных торпед ТЭСТ-71М и СЭТ-65. За счет использования некоторых новых комплектующих удалось в определенной мере повысить характеристики этого оружия.

ГНПП «Регион», сейчас входящее в состав Концерна «Тактическое ракетное вооружение», продолжило развитие авиационных торпед нескольких типов. Так, на базе изделия АПР-2Э появилась торпеда АПР-2МЭ, способная работать на малых глубинах. Изделия АПР-3Э и АПР-3МЭ за счет некоторых нововведений получили более высокие характеристики в сравнении с «двойками».

В 2001 году руководители предприятий «Регион», «Дагдизель» и НИИ Мортеплотехники приняли решение запустить совместную научно-исследовательскую работу «Малышка». В рамках этого инициативного проекта планировалось разработать новую малогабаритную торпеду, получившую индекс МТТ. В дальнейшем был разработан предварительный вариант проекта, получивший одобрение и ставший поводом для начала нескольких новых НИР и ОКР. Своеобразной точкой стало внесение торпеды МТТ в список вооружений, разрешенных для экспорта. Это событие произошло в самом начале сентября 2003 года.

Необходимо отметить, почти все упомянутые проекты представляли собой модернизацию существующих. Это было обусловлено особенностями сложившейся ситуации, а также спецификой рынка. Кроме того, некоторые существующие проекты стали основой для нескольких новых. Так, уже упоминавшаяся торпеда ТЭ-2 являлась экспортной модификацией изделия УСЭТ-80. Кроме того, известно о том, что на базе ТЭ-2 в дальнейшем была создана торпеда УЭТТ, отличавшаяся от нее некоторыми особенностями бортового оборудования.

Текущее десятилетие можно считать позитивным для международного рынка торпедного вооружения. Наблюдается постепенное увеличение общих объемов поставок торпед, произведенных в разных странах. Кроме того, на международных выставках регулярно появляются новые разработки в этой сфере. При этом российские предприятия, несмотря на некоторые проблемы прошлых десятилетий, имеют хорошее положение на рынке, уверенно лидируя по количеству поставленных вооружений.

По имеющимся данным, с 2010 по 2014 годы российская оборонная промышленность изготовила и передала заказчикам 250 торпед нескольких типов. Второе место по объемам поставок занимает итальянская компания WASS, поставившая 60 торпед. Объем производства экспортных торпед в США не превысил 40 единиц. Три десятка торпед поставили немецкие предприятия.

Портфель заказов российских предприятий тоже выглядит солидно. По состоянию на начало этого года Россия должна была поставить заказчикам еще 70 торпед. В портфеле США, в свою очередь, два заказа общим объемом чуть менее сотни торпед. При этом, однако, следует ожидать поставки только 48 торпед Турции. Заказ Тайваня на 50 единиц оружия не выполняется в течение длительного времени из-за сложной ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В начале рассматриваемого периода хорошим толчком для выхода России на первое место среди экспортеров торпед стал заказ Алжира. В соответствии с этим контрактом несколько российских предприятий в 2010 году передали заказчику 40 торпед ТЭСТ-71МЭ-НК и такое же количество изделий 53-65К.

Так же 80 торпед было отправлено в Индию. Индийский заказ подразумевал поставку четырех десятков торпед двух типов: УГСТ и ТЭ-2. Еще одним крупным заказчиком стал Вьетнам, который в течение нескольких лет должен получить 160 торпед нескольких типов. До конца прошлого года вьетнамскому флоту было передано по 45 торпед типа ТЭ-2 и 53-65К. Кроме того, существующий контракт подразумевает поставку 50 противокорабельных ракет 3М-54Э, чуть больше половины которых было изготовлено к началу текущего года.

В настоящее время на рынке торпедного вооружения наблюдается любопытная ситуация. Большинство основных экспортеров торпед сокращает объемы производства в связи с отсутствием крупных контрактов. Одновременно с этим Россия и США наращивают производство, выполняя все новые и новые заказы. Вероятно, такая ситуация будет сохраняться в течение нескольких следующих лет, после чего начнет меняться.

Тревожные для производителей новости в последние годы приходят из Юго-Восточной Азии. По последним данным, Китай получил несколько заметных заказов на строительство подводных лодок для третьих стран. Вполне возможно, что эти субмарины будут вооружаться торпедами китайского производства. Как следствие, на рынке может появиться третий серьезный игрок. Из-за этого позиции российских производителей могут пошатнуться или остаться на прежнем уровне без заметных колебаний. Такой же прогноз можно сделать и о торпедных контрактах США. Наконец, третьи страны, не имеющие крупных контрактов, могут быть почти полностью выдавлены с рынка.

Тем не менее, подробности будущих китайских контрактов, если они вообще будут, пока неизвестны. Лидерами рынка по-прежнему остаются Россия и США, а дальнейшее развитие ситуации может быть предметом серьезных споров. Так или иначе, солидная доля на рынке не является поводом «почивать на лаврах». Следует продолжать развитие торпедного вооружения с целью сохранения или улучшения позиций на рынке.


По материалам сайтов:
http://cast.ru/
http://flot.com/
http://dvigatel.net/
http://tass.ru/
http://arms-expo.ru/
http://sovpl.forum24.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 сентября 2015 06:15
    При всем моем уважении к автору hi , все таки, если бы были приведены сравнительные характеристики торпед (наших и забугорных), то можно было бы обсуждать перспективы продвижения изделий на мировые рынки.
    1. +1
      7 сентября 2015 06:47
      Вот нашел что-то подобное
    2. +1
      7 сентября 2015 19:26
      Цитата: капрал
      все таки, если бы были приведены сравнительные характеристики торпед (наших и забугорных), то можно было бы обсуждать перспективы продвижения изделий на мировые рынки.

      А кто такое расскажет сейчас в интернете? Все открытые источники описывающие современные вооружения заранее нужно считать не совсем достоверными.
      А перспективы продвижения видно и так. И по ним в целом видно и характеристики оружия. Так что даже по данным по продвижению можно увидеть качество оружия.
      1. 0
        7 сентября 2015 19:41
        А оно все остается прежним по всем параметрам.
      2. 0
        7 сентября 2015 19:43
        Оно остается прежним не потому , что является таковым , а потому , что общая идеология создания такого вооружения остается неизменной.
        1. +1
          7 сентября 2015 19:55
          Цитата: gridasov
          А оно все остается прежним по всем параметрам. Оно остается прежним не потому , что является таковым , а потому , что общая идеология создания такого вооружения остается неизменной.

          а сегодня в завтрашний день не все могут смотреть... Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать

          Мне одному показалось, что фразы - похожи, как однояйцевые близнецы? belay
          1. +1
            7 сентября 2015 20:01
            Это не важно каковы фразы и сколько повторяются. Все понимают , что в прессе остается то, что уже отработано и не является перспективным. Статистов много , каждый желает блеснуть тем , что знает. Однако будущее определяется тем , что нужно видеть уже не только пути развития , но и конкретику решения задач. Поэтому всегда интересно слышать мнение пусть людей фантазирующих, но думающих о будущем, а не живущих старыми достижениями.
  2. +2
    7 сентября 2015 08:48
    Без ТТХ совершенно неинформативно - что продажа металлопроката. И обсуждать то нечего.
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      +3
      7 сентября 2015 11:09
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      ТТ-1 - Экспортная телеуправляемая тепловая торпеда. Торпеда создана на базе одной из перспективных торпед для ВМФ России. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор".

      Компоновочная схема торпеды ТТ-1

      Система управления и наведение - бесплатформенная инерциальная система управления. Телеуправление торпеды осуществляется до захвата цели системой самонаведения (ССН). ССН торпеды по кильватерному следу обеспечивает минимальную потерю догонной скорости за счет наведения внутри кильватерного следа цели. При применении с надводных кораблей телеуправление не используется.
      Двигатель - тепловой двухрежимный аксиально-поршневой двигатель на унитарном топливе (монотопливе) с водометным движителем.
      ТТХ торпеды:
      Калибр - 533.4 мм
      ТТ-1 Россия ТТ-1 НАТО
      Длина 7200 мм 5895 мм
      Масса 2000 кг 1700 кг
      Масса ВВ 425 кг 425 кг (в тротиловом эквиваленте)
      Гарантийный срок хранения на носителе - 12 мес
      Назначенный срок службы - 10 лет
      Назначенный срок службы со средним ремонтом - 20 лет
      Носители: подводные лодки и надводные корабли (без телеуправления).
      Экспорт:
      Китай - в период с 1990 г. по 2002 г. ЦНИИ "Гидроприбор" по контракту с Китаем выполнил работы по разработке торпеды ТТ-1 - работы завершены поставкой отдельных отсеков изделий.
      1. gjv
        +4
        7 сентября 2015 11:31
        Цитата: KBR109
        Без ТТХ совершенно неинформативно

        ТЭ-2 - Экспортная универсальная телеуправляемая самонаводящаяся электрическая торпеда. Создавалась ЦНИИ "Гидроприбор" на базе опытной УЭТТ - универсальная электрическая телеуправляемая торпеда выпуска 1987, как экспортный вариант торпеды УСЭТ-80КМ с системой телеуправления. В период с 1990 по 2002 ЦНИИ "Гидроприбор" по контракту с Китаем выполнил разработку торпеды УЭТТ, произведена поставка изделий и необходимой документации заказчику. По данным 2009 г. разработка торпеды для ПЛ пр.677 LADA под наименованием ТЭ-2 начата в 1990-е годы. Торпеда ТЭ-2 предназначена для поражения подводных лодок, надводных кораблей и неподвижных морских объектов. Серийное производство торпед предполагается на заводе "Двигатель" (г.Санкт-Петербург). Испытания (МВИ) торпед ТЭ-2-02 должны были пройти в 2007 г. Предлагается на экспорт по состоянию на 2009 г. и ранее. В некоторых источниках торпеда носит ошибочно присвоенный шифр "Игрушка".

        Разрезной макет торпеды УЭТТ выпуска 1987 г. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru)


        Торпеда ТЭ-2 в варианте ТЭ-2-01 на выставке вооружений морского салона МВМС-2009 в Санкт-Петербурге (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).

        Модификации
        ТЭ-2 модель 01 - предназначена для 533-мм торпедных аппаратов с механическим вводом данных;
        ТЭ-2 модель 02 - предназначена для 533-мм торпедных аппаратов с электрическим вводом данных;
        ТЭ-2 модель 03 - имеет повышенные скорость хода и радиус самонаведения по ПЛ и НК, предназначена для 533-мм торпедных аппаратов с электрическим вводом данных
        Торпеда ТЭ-2 имеет сигарообразную форму разделённую на 7 основных отсеков:
        Головной отсек - универсальная акустическая система самонаведения (активно-пассивная - для стрельбы по ПЛ и подструйная - для стрельбы по НК).
        В боевом зарядном отделении - неконтактный и контактный взрыватели и заряд взрывчатого вещества типа морской смеси, обеспечивающий эффективное поражение цели.
        В приборном отсеке - малогабаритная специализированная вычислительная машина, электронный блок системы телеуправления и элементы системы автоматизированного контроля.
        В батарейном отделении - батарея одноразового действия, активируемая морской водой.
        В силовом отсеке - электрическая двухрежимная энергосиловая установка (биротативный электродвигатель), блок установки глубины и блок установки курса с механическим (шпиндельным) вводом данных (для ТЭ-2-01) и торпедная катушка телеуправления (ТКТУ).
        В кормовом отсеке с хвостовой частью расположены гребные винты и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине на несущих плоскостях которых закреплён разъём для электрического ввода данных (для ТЭ-2-02).
        Лодочная катушка телеуправления.
        Масса 2450 (2400 без КТУ) кг
        Длина 8300 (7900 без КТУ) мм
        Диаметр 533 мм
        Боевая часть МС, 250 кг
        Скорость 45 узлов (1 режим) 32 узла (2 режим)
        Дальность 15 км (1 режим) 25 км (2 режим)
        Глубина ПЛ при стрельбе 5-350 м
        Управление Самонаведение с НК Телеуправление с ПЛ
        1. -1
          7 сентября 2015 11:44
          Лодка при таких дальностях стрельбы торпедами станет 100% самоубийцей.
    3. gjv
      +3
      7 сентября 2015 11:46
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      Универсальная тепловая самонаводящаяся торпеда ТТ-3. Боевое назначение. Обнаружение, наведение и поражение любых типов подводных лодок (ПЛ) и надводных кораблей (НК) во всех районах Мирового океана.
      Носители - подводные лодки и надводные корабли:
      российской постройки;
      иностранной постройки с учетом доработки по условиям размещения и использования торпед.
      Режимы применения: - автономный (по принципу "выстрелил и забыл").
      Особенности конструкции торпед:
      наличие разветвленной встроенной системы автоматизированного контроля;
      модульный принцип конструкции, обеспечивающий возможность модернизации торпед.
      Состав торпед боевого исполнения:
      камерное боевое зарядное отделение с зарядом взрывчатого вещества повышенной мощности, системами неконтактного и контактного взрывателей;
      двухрежимная тепловая энергосиловая установка, работающая на монотопливе с турбинным двигателем и водометным движителем;
      бортовая электронная аппаратура, выполненная в виде единой аналого-цифровой автоматической системы с центральным процессором и периферийными устройствами, включающая:
      - бесплатформенную инерциальную навигационную систему управления;
      - адаптивную помехозащищенную работоспособную в глубоком и мелком морях активно-пассивную систему самонаведения по подводной лодке и подструйную систему самонаведения по надводному кораблю.
      Достоинства:
      высокая скорость хода;
      высокая надежность;
      безопасность торпед на носителях и в береговых условиях;
      безопасность подводной лодки после выстрела;
      длительный срок службы и низкая стоимость эксплуатации;
      торпеды ТТ-3 имеют один из лучших показателей по критерию "эффективность - стоимость".
      ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
      Калибр мм 533,4
      Длина (две модификации) мм 7500, 6300
      Масса (две модификации) кг 2000, 1800
      Масса ВВ в ТЭ кг 425
      Назначенный срок службы лет 15
      Общий срок службы с проведением среднего ремонта лет 20
      Срок хранения на носителе (в аппаратах) лет до 1,5
      Торпеда ТТ-3 реализовалась на практике в виде поставки на экспорт ее пропульсивной системы под индексом TPS-53.
    4. Комментарий был удален.
    5. gjv
      +6
      7 сентября 2015 13:44
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      ТТ-4 - Малогабаритная тепловая противолодочная торпеда. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор". Торпеда применяется надводными кораблями. подводными лодками, в составе ракетных противолодочных комплексов, а так же с авиационных носителей. По состоянию на 2010 г. предлагается на экспорт концерном «Морское подводное оружие-Гидроприбор».
      Система управления и наведение - акустическая система самонаведения (ССН).
      Двигатель - тепловой аксиально-поршневой двигатель на унитарном топливе.
      ТТХ торпеды:
      Калибр - 324 мм
      Длина - около 3200 мм (2700 мм по др. данным)
      Вес 215 кг
      БЧ 34 кг, кумулятивная
      Двигатель электрический
      Дальность 3,5 м. миль (6 км)
      Скорость 30 узлов
      Система наведения активно-пассивная гидроакустическая
      Носители - Alouette 3, Dauphin, Bell 206, AB 212, Sea King, Wasp, Lynx, Ми-24, Ка-27, Ка-29, Sa-319B, AS-550, ASH-3D, S-2E, EH-101

    6. Комментарий был удален.
    7. gjv
      +4
      7 сентября 2015 13:55
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      ТТ-5 - Тепловая экспортная торпеда. Разработана ЦНИИ "Гидроприбор" на базе опытной торпеды 65 ДСТ. Предназначена для уничтожения надводный кораблей и объектов у среза воды.

      Система управления и наведение - бесплатформенная инерциальная система управления с БЦВМ, система самонаведения (ССН) по кильватерному следу с минимальной потерей догонной скорости.
      Двигатель - тепловой двухрежимный на унитарном топливе (монотопливе). Движитель - водомет.
      ТТХ торпеды:
      Калибр - 650 мм
      Длина - 11300 мм
      Масса - 4750 кг
      Масса ВВ (тротиловый эквивалент) - 765 кг
      Гарантийный срок хранения на носителе - 3 года
      Гарантийный срок службы - 10 лет
      Гарантийный срок службы с проведением среднего ремонта - 20 лет
      Носители:
      - подводные лодки;
      - комплексы береговой обороны
      Данные по дальности вероятно относятся к торпеде 65-76/А. У экспортной ТТ-5 м.б. поменьше. request
      Дальность хода (при скорости):
      – 50 км (50 уз);
      – 100 км (30-35 уз);
      Скорость хода максимальная – 50 уз;
      Глубина хода – 14 м;
      Глубина пуска:
      – до 150 м (по итогам госиспытаний, 1975 г.);
      – до 480 м;
      Скорость ПЛ при пуске – до 13 уз
      1. 0
        7 сентября 2015 15:10
        Ориентир цены не дадите ?
        Шоб понимать цену вопроса и объем рынка.
        1. Комментарий был удален.
        2. gjv
          0
          7 сентября 2015 16:21
          Цитата: Олежек
          Шоб понимать цену вопроса

          Точными современными данными не располагаю. Можете зарегестрироваться бесплатной пробной регистрацией на тендерных сайтах и поискать. Исторические данные: для отечественной торпеды «Физик-1» в 2008 г. приводилась цены от 49,8 млн рублей до 50,6 млн. рублей; цена УГСТ указывалась в пределах «планки» 2,8 млн долл за изделие в индийском тендере по торпедам для ПЛ проекта 75I. Американская Mk48 - примерный аналог УГСТ - стоит порядка 3,8 млн долл.
    8. gjv
      +5
      7 сентября 2015 15:59
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      УМГТ-1МЭ - экспортная модификация универсальной малогабаритной противолодочной самонаводящейся торпеды УМГТ-1. УМГТ-1 разработана в НПО "Уран" Минсудпрома СССР (ЦНИИ "Гидроприбор") под руководством главного конструктора В.А.Левина. Испытания торпеды проводились на ПЛ пр.690 BRAVO. Принята на вооружение в 1981 г. в качестве БЧ противолодочного ракетного комплекса РПК-6 "Водопад". Позже на вооружение приняты модификации торпеды для применения в других РК, а так же для противолодочной авиации. Торпеда предназначена для поражения подводных лодок в любом положении, транспортов и других небронированных кораблей. Модификация УМГТ-1М создана ЦНИИ "Гидроприбор" после 1991 г.

      Ил-38 и торпеда УМГТ-1. Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru)


      Торпеда УМГТ-1МЭ (Прошкин С., Маринин В. Российское торпедное оружие. // Военный парад. №3 / 1997 г.)

      В головном отсеке - активно-пассивная акустическая система самонаведения торпеды.
      В отсек блока управления - приборы управления системы самонаведения, собранные в электронный блок.
      В боевом зарядном отделении - неконтактный взрыватель, запальные приспособления и взрывчатое вещество.
      В аккумуляторном отделении - одноразовые серебряно-магниевые батареи.
      В отсеке электродвигателя - электросиловая установка.
      В отсеке рулевого привода - механизмы, управляющие движением торпеды по курсу и глубине.
      Движителем торпеды служил слабонагруженный водомётный комплекс СВК, который состоял из высокооборотного рабочего колеса, осевого насоса, сужающейся накладки и аппаратуры спрямления.
      Масса 700 кг
      Длина 3580 мм
      Диаметр 400 мм
      Боевая часть 60 кг
      Двигатель ДП-52
      Винты водомёт
      Скорость хода 41 узел
      Дальность хода 8 км
      Глубина хода 10, 20-550 м
    9. Комментарий был удален.
    10. gjv
      +5
      7 сентября 2015 16:10
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      ТЭСТ-71 / ТЭСТ-71М - Противолодочная телеуправляемая электрическая самонаводящаяся торпеда. Разработана ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ) и ЦНИИ "Гидроприбор" в ходе работ по теме ОКР "Дельфин-2". Главные конструкторы - З.М.Персиц и М.П.Балуев, согласно части источников - В.А.Голубков. Задача НИР состояла в установке системы телеуправления на самонаводящиеся торпеды СЭТ-65. Испытания комплекса "Дельфин-2" проводились на Балтике и на Ладожском озере. Торпеда и комплекс телеуправления "Дельфин-2" приняты на вооружение под названием ТЭСТ-71 и КТУ-71 в 1971 г. Позже модернизирована в ТЭСТ-71М. Модификация ТЭСТ-71МЭ-НК универсальна по носителям и целям.

      Торпеда ТЭСТ-71 (Прошкин С., Маринин В. Российское торпедное оружие. // Военный парад. №3 / 1997 г.)


      Торпеда ТЭСТ-71М на выставке морского салона IMDS-2005, г.Санкт-Петербург, 2005 г. (http://paralay.iboards.ru)

      В приборном отсеке - акустическая активно-пассивная система самонаведения.
      В боевом зарядном отделении - неконтактный акустический взрыватель, запальное устройство и взрывчатое вещество.
      В аккумуляторном отделении - серебряно-цинковая аккумуляторная батарея.
      В приборном отсеке телеуправления - приборы управления, электронный блок и торпедная катушка.
      В хвостовой части - силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды, два гребных винта и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.
      За рулями управления хвостовой части - буксируемая катушка.
      Масса 1750 кг
      Длина 7900 мм
      Диаметр 533,4 мм
      Боевая часть 205 кг
      Двигатель постоянного тока
      Скорость хода 35 узлов и 24 узла
      Дальность хода 15 км при 24 узлах
      Дальность работы ССН 800 м при 35 узлах
      Глубина хода до 400 м
      ТЭСТ-71 - снята с вооружения РФ / ТЭСТ-71М - request
    11. Комментарий был удален.
    12. gjv
      +4
      7 сентября 2015 16:29
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      СЭТ-65 - Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда. Постановление СМ СССР №111-463 о создании новых образцов противолодочного вооружения вышло 13.10.1960 г. Торпеда создана в ЦНИИ "Гидроприбор" для борьбы с новыми атомными ПЛ на больших глубинах. Главный конструктор - В.А.Голубков. Торпеда принята на вооружение в 1965 г. Модификация СЭТ-65III принята на вооружение в 1972 г. Наименование проекта "Енот-2" упоминается в западных источниках.

      Один из первых образцов торпеды СЭТ-65А с ССН И.Б.Подражанского. Музей ЦНИИ "Гидроприбор", 2010 г. (фото В.Замятина и Е.Ерохина, http://www.missiles.ru)


      Торпеда СЭТ-65 с ССН "Сапфир" перед погрузкой на ПЛ "Алроса" пр.877В, Севастополь, 2008 г. (http://www.alrosa.net)

      Модификации
      СЭТ-65 — базовый вариант.
      СЭТ-65III — модификация СКБ завода «Двигатель». Новая активно-пассивная акустическая двухплоскостная система самонаведения разработки ЦНИИ «Гидроприбор». Принята на вооружение в 1972 г.
      ТЭСТ-71 — телеуправляемый вариант торпеды.
      СЭТ-65А — модификация ЦНИИ «Гидроприбор» с электрическим вводом параметров стрельбы. Разработана для подводных лодок пр.705. Принята на вооружение в 1972 г.
      СЭТ-65Э — экспортная модификация.
      СЭТ-65К / СЭТ-65КЭ — модификация СКБ завода «Двигатель», 1986 год. Новая система самонаведения.
      В 1967 - 1971 гг. на базе торпеды СЭТ-65 проводились исследования снижения гидродинамического сопротивления с использованием полимерных растворов.
      Масса 1755 кг
      Длина 7,8 м
      Диаметр 534.4
      Боевая часть 240кг
      Скорость 40 узлов
      Дальность до 15 км
      Глубина от 20 до 400 м
    13. Комментарий был удален.
    14. gjv
      +4
      7 сентября 2015 16:38
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      АПР-2 "Ястреб" / АПР-2М "Ястреб-М" / АПР-2Е "Ястреб-Э" - Авиационная противолодочная реактивная торпеда (ракета). Разработана кооперацией предприятий во главе с ГНПП "Регион" (НИИИ, Томский НИИЭМ, Ленинградский НИИ "Поиск", КБ завода им.Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ "Квант") на базе АПР-1. Главный конструктор М.Лисичко. Морские испытания торпеды начаты в 1969 г. Государственные испытания торпеды с системой управления "Ястреб-М" завершены в 1976 г. В том же году торпеда под названием АПР-2 принята на вооружение.


      Авиационная реактивная торпеда АПР-2 "Ястреб-М". Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru)

      Масса 575 кг
      Длина 3,7 м
      Диаметр 350 мм
      Боевая часть Фугас 80 кг
      Двигатель Двухступенчатый РДТТ
      Винты нет
      Скорость 60 уз. (115 км/ч)
      Дальность 600 м
      Глубина 600 м
      Вероятность поражения цели при среднеквадратической ошибке целеуказания 300—500 метров составляет 0,7-0,85. Боевая часть снаряжена взрывчатым веществом повышенной мощности.
      После приводнения ракета «планирует» под водой по спирали с углом −17 градусов до глубины 150 метров, осуществляя поиск цели в пассивном режиме. Система самонаведения ракеты — гидроакустическая, с комбинацией корреляционно-фазового метода обработки гидроакустической информации с методом согласованной фильтрации и амплитудной селекции. Если цель не обнаружена, то запускается двигатель ракеты и продолжается поиск цели в активном режиме, причём система обнаружения и пеленгования нормально работает при запущенном двигателе.
    15. gjv
      +3
      7 сентября 2015 16:54
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      АПР-3 "Орел" / изделие 473 / АПР-3Э "Орел-М" / АПР-3М / АПР-3МЭ "Орел-М" - Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с НИИПГМ (позже переименован в ГНПП "Регион", ныне входит в состав корпорации "Тактическое ракетное вооружение") на базе и параллельно торпеде АПР-2. Главный конструктор - М.Лисичко. Разработка начата в 1969 г. В процессе разработки проект неоднократно корректировался и в итоге вышел на Госиспытания как "Орел-М". Разработка торпеды завершена в 1990 г. Торпеда АПР-3 "Орел-М" принята на вооружение в 1991 г. (в 1990 г. по др.данным).


      Вертолет Ка-28 ВМС Китая применяет торпеду АПР-3Э (http://cnair.top81.cn)

      Носитель Ту-142М, Ил-38, Ка-27, Ка-28, Ми-14
      Калибр 350 мм
      Длина 3600-3700 мм
      Вес 500-525 кг
      БЧ фугасная 74-100 кг
      Взрыватель акустический неконтактный + контактный
      Система электропитания ампульная батарея большой мощности
      Траектория движения - поиск по спирали
      Глубина хода 0-800 м
      Скорость хода
      режим 1 65 узлов
      режим 2 100 узлов
      Глубина поражения ПЛ 800 м
      Скорость цели до 80 км/ч
      Время выполнения боевой задачи 1-2 мин
      Высота применения - с малых высот или с висения
      Двигатель регулируемый турбоводометный
      Парашют тормозной, отделяется в момент приводнения
      Система самонаведения - многоканальная гидроакустическая СОП
      Система управления инерциальная с трехстепенным гироскопическим датчиком
    16. Комментарий был удален.
    17. gjv
      +3
      7 сентября 2015 17:02
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      "Малышка" / МТТ - Малогабаритная тепловая противолодочная торпеда / торпеда-компонент комплекса "Пакет". Разработка торпеда начата в 2001 г. совместно НИИ "Мортеплотехника", ГНПП "Регион" и заводом "Дагдизель" (г.Каспийск). Головной разработчик - ГНПП "Регион", НИИ "Мортеплотехники" обеспечивали создание энергодвижительного модуля торпеды. Наименование НИР по созданию торпеды - "Малышка". Согласно официальным описаниям торпеда может применяться не только против подводных лодок, но и против надводных кораблей. Торпеда применяется надводными кораблями. подводными лодками, в составе ракетных противолодочных комплексов, а так же с авиационных носителей. По состоянию на 2010 г. торпеда предлагается на экспорт.


      Торпеда МТТ и её компоновочная схема: АМ - аппаратурный модель, БЗО - боевое зарядное отделение, ОА - отсек адаптации, РО - резервуарное отделение, СО - силовое отделение, ХО - хвостовое отделение (http://www.gidropribor.ru)


      Пуск торпеды МТТ комплекса "Пакет-НК" с СКР "Стерегущий" пр.20380

      Комплекс «Пакет-НК» предназначен для уничтожения подводных лодок и торпед в ближней зоне и состоит из автоматизированной системы управления, гидроакустической станции целеуказания «Пакет-А», пусковых установок и малогабаритных торпед двух типов. Тепловая малогабаритная торпеда МТТ калибра 324 мм с двухплоскостной акустической системой самонаведения предназначена для уничтожения подводных лодок на глубинах до 600 м, имеет дальность хода до 20 км, скорость до 50 узлов (в режиме поиска 30 узлов) и массу ВВ 60 кг. Реактивная противоторпеда АТ такого же калибра предназначена для уничтожения торпед, атакующих корабль на дальностях до 1400 м и глубинах до 800 м.
    18. gjv
      +3
      7 сентября 2015 17:15
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      53-65К / изделие 243 - Противокорабельная торпеда. Вариант торпеды 53-65 с кислородным тепловым двигателем с использованием серийных компонентов и решений от торпед 53-56, 53-57, 53-58, 53-56ВА и 53-61 разработан в инициативном порядке КБ Машиностроительного завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) по решению директора завода П.Х.Резчика. Без техзадания, НИР и ОКР. Главный конструктор - на стадии эскизного проекта - К.В.Селихов, позже - Гинсбург Д.С. (в некоторых источниках - Гинзбург), заместитель главного конструктора - Барыбин Е.М. Опытная торпеда отстреляна на оз.Иссык-Куль и на Черном море. Авторское свидетельство на торпеду №33583 выдано 22 апреля 1966 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной. Официально принята на вооружение в 1969 г. Первая серийная партия в 100 торпед произведена заводом в 1970 г. и отправлена на флот. В 1970-1971 г.г. при эксплуатации торпед во Владивостоке из-за конструктивной недоработки произошел взрыв торпеды с жертвами. Недостатки были исправлены и в 1972 г. серийное производство возобновлено. Торпеда отличалась простотой конструкции и низкой стоимостью при приемлемых ТТХ и массово использовалась в ВМФ СССР. На вооружении ВМФ РФ.

      Погрузка торпеды 53-65К на ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO (http://alrosa.net)


      Погрузка торпеды 53-65КЭ на ПЛ пр.877ЭКМ KILO ВМС Китая (http://cnair.top81.cn)

      Масса 2070 кг
      Длина 7,945 м
      Диаметр 533
      Боевая часть 307,6 кг
      Двигатель газотурбинный перекисно-водородный
      Скорость 45-68,5 узлов
      Дальность до 22 км
      Глубина 4-14 м
      Торпеда 53-65К - противокорабельная кислородная самонаводящаяся торпеда калибра 533,4 мм. Может применяться как с НК, так и с ПЛ (требуется только установка "лодочных наделок" на корпус торпеды и замена "корабельной" пробки на замедлителе пуска турбины на "лодочный".
    19. Комментарий был удален.
    20. gjv
      +3
      7 сентября 2015 17:22
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      УГСТ / "Физик-1" / изделие 2534 / УГСТ-М - Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда. Разработка торпеды начата по теме ОКР УГСТ "Физик" в 1986 г. в НИИ "Мортеплотехника" (г.Санкт-Петербург), система самонаведения торпеды разработана ГНПП "Регион", альтернативный вариант ССН - ЦНИИ "Гидроприбор". Торпеда предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок (универсальная). Двигатель АПД разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Торпеда принята на вооружение ВМФ России в 2002 г. и по состоянию на 2003 г. предлагается на экспорт. Впервые торпеда продемонстрирована в 2003 г. на морском салоне МВМС-2003 в г.Санкт-Петербурге. По умолчанию данные торпеды УГСТ для торпедных аппаратов российского стандарта. Серийное производство торпед УГСТ по состоянию на 2008 г. велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).

      Торпеда УГСТ на одной из выставок военной техники в Санкт-Петербурге (http://www.oborona.ru)

      Калибр, мм: 533,4
      Длина, мм: 7200 (6100)
      Масса, кг: 2200 (1800)
      Масса БЧ, кг: 300
      Скорость, узлов: 50 (40)
      Дальность, км: 50 (40)
      Глубина, м: до 500
      Глубина стрельбы с ПЛ, м: до 400
      Двигатель Аксиально-поршневой. Однокомпонентное топливо
      Движитель водомётный
      Радиус реагирования ССН, км.: по ПЛ до 2,5; по НК до 1,2
      В скобках даны желаемые данные торпед экспортного варианта.
      С тепловой пропульсивной системой ТПС-53 скорость может достигать 65 узлов, а максимальная дальность хода — 60 км.
    21. Комментарий был удален.
    22. gjv
      +5
      7 сентября 2015 17:37
      Цитата: KBR109
      Без ТТХ совершенно неинформативно

      3М-54Э - Калибр-С (противокорабельные крылатые ракеты).
      Основным элементом системы является 533-мм торпедный аппарат. Ракетная система способна поражать назначенные цели при ведении боевых действий в условиях сильного радиоэлектронного и огневого противодействия.

      Корабельная универсальная система управления (КУСУ) работает в реальном режиме времени и обеспечивает приём целеуказаний от корабельной БИУС, предстартовую подготовку ракет перед пуском, за время которой проводится проверка бортовых систем ракет, формирует и вводит в ракеты полетные задания и осуществляет пуск. Может принимать данные целеуказания от любых береговых, корабельных, авиационных, спутниковых систем и комплексов.
      1.Противокорабельная ракета 3М-54(Э, КЭ) оснащается 200 кг не отделяемой БЧ и активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-54 с дальностью действия около 60 км. Она проводит полёт, на маршевом участке, на высоте 20 метров над уровнем моря с последующим снижением до 10 метров на конечной траектории полёта.
      Длина 8,22 м
      Диаметр 533 мм
      Стартовая масса 2300 кг
      Боевая часть проникающая фугасная 200 кг
      Дальность стрельбы 220 км
      Скорость полёта На марше: М=0,8; У цели: M=2,9
      Система управления ИНС + РЛГСН
  3. 0
    7 сентября 2015 13:04
    А вот альтернативное мнение о состоянии торпедного оружия в России:
    Основным производителем торпед в России является ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор». Данное предприятие в ходе проведения международного военно-морского салона в 2009 году («МВМС-2009») представило на суд публике свои разработки, в частности 533 мм. универсальную телеуправляемую электрическую торпеду ТЭ-2.

    Торпеда может быть установлена на подводные лодки и корабли различных типов и по желанию заказчика выполнена в трех различных вариантах. Первый ТЭ-2-01 предполагает механический, а второй ТЭ-2-02 электрический ввод данных по обнаруженной цели. Третий вариант торпеды ТЭ-2 имеют меньшие массогабаритные показатели при длине в 6,5 метра и предназначен для использования на подводных лодках натовского образца, к примеру, на немецких подлодках проекта 209.

    Торпеда ТЭ-2-02 специально разрабатывалась для вооружения атомных многоцелевых подводных лодок 971 проекта класса «Барс», которые несут ракетно-торпедное вооружение. Есть информация, что подобная АПЛ по контракту была закуплена военно-морским флотом Индии.

    Самое печальное в том, что подобная торпеда уже сейчас не отвечает ряду требований предъявляемых к подобному оружию, а также уступает по своим техническим характеристикам иностранным аналогам. Все современные торпеды западного производства и даже новое торпедное оружие китайского производства имеет шланговое телеуправление. На отечественных же торпедах применяется буксируемая катушка – рудимент почти 50-летней давности. Что фактически ставит наши подводные лодки под расстрел противника с гораздо большими эффективными дистанциями по стрельбе. Не одна из представленных на выставке МВМС-2009 отечественных торпед не имела шланговой катушки телеуправления, у всех буксируемые. В свою очередь все современные торпеды оснащаются оптико-волоконной системой наведения, которая размещается на борту подводной лодки, а не на торпеде, что сводит к минимуму помехи от ложных целей.
    1. gjv
      +1
      7 сентября 2015 13:30
      Цитата: Alexey RA
      Самое печальное в том, что подобная торпеда уже сейчас не отвечает ряду требований

      Америкосы показывают, что у них Mk48 достигает дальности 50 км.
      Британцы тоже затеяли модернизацию своих Spearfish для увеличения дальности.
      1. +1
        7 сентября 2015 15:06
        Постараюсь как-то сдержаннее сказать о том , что известные самые скоростные торпеды , которые позиционируются как не управляемые, можно сделать управляемыми и по маневренности и по скорости если заменить химический принципы движения на механический. Т.е физический эффект по созданию эффекта с помощью которого достигается высокая скорость и управлению гидро газодинамическими потоками , которые обеспечивают маневренность, достигаются именно механическим способом . Создание такой торпеды может изменить всю расстановку сил на просторах морей. Вероятно не надо объяснять , что такая торпеда сама доставляет себя к месту скрытой "лежки". И в пределах ресурса аккумуляторов она пассивна, но всегда в режиме готовности . Т.е это подводный беспилотник. Интрига состоит в том . что на винтах таких эффектов не достичь.
        1. 0
          7 сентября 2015 17:02
          Цитата: gridasov
          Создание такой торпеды может изменить всю расстановку сил на просторах морей. Вероятно не надо объяснять , что такая торпеда сама доставляет себя к месту скрытой "лежки". И в пределах ресурса аккумуляторов она пассивна, но всегда в режиме готовности . Т.е это подводный беспилотник. Интрига состоит в том . что на винтах таких эффектов не достичь.

          Короче говоря, получается самотранспортирующийся "кэптор" или помесь СМДМ с МТПК-1.
          1. +2
            7 сентября 2015 19:11
            Даже простой анализ говорит о четко означенной проблематике, которую никто так и не пытается решить . Создается такое впечатление , что у всех одна и та же проблема . Нет исчерпывающих знаний о процессах в области гидрогазодинамики, и главное в части переходного от ламинарного к турбулентному и далее.Очевидно , что это главенствующая проблематика , поэтому ответственность должна быть на тех кто занимается этими вопросами. Высокоскоростные управляемые торпеды , а точнее с расширенным диапазоном управляемых скоростей не выходит за рамки невозможного.
      2. +2
        7 сентября 2015 16:30
        Все зависит от скорости. У американцев последние генерации могут плавно менять скорость. Если 10 узлов, то она далеко уплывет. Но только такой режим никому не нужен. Нужно мерять на максималке, или хотя бы на скорости 30-45 узлов. Ну чтобы одна размерность была. Тогда энергетика и эффективность изделия будет понятна.
        Но насколько я понял, на скоростях под 40-50 узлов они становятся почти слепые.
    2. +2
      7 сентября 2015 20:23
      Цитата: Alexey RA
      А вот альтернативное мнение о состоянии торпедного оружия в России:

      Выкинь каку - плохое оружие не продаётся. Клиенты не клинические и сравнивать умеют. И больше такой хрени не читай.
  4. +1
    7 сентября 2015 19:24
    "Тем не менее, подробности будущих китайских контрактов, если они вообще будут, пока неизвестны. "
    - эти заказы уже есть. 2 китайские подводные лодки типа "Ming" (номера пока не известны) уже передаются ВМФ Бангладеш. Но их приёмка задерживается тем, что экипажи Бангладеша не успевают принять лодки до конца этого года. По плану они должны были прийти туда в октябре-декабре 2015 года, но сейчас их приход перенесён на 2016 год.
    ВМФ Пакистана уже оплатили постройку 8 подводных лодок для своего флота. А ВМФ Таиланда выбрал Китай как поставщик для 3 подводных лодок для своего флота.
    В Бангладеш Китай поставляет свои торпеды. Их поставки пока что не осуществлены, т.к. будут проведены одновременно с поставкой лодок. Флоты Пакистана и Таиланда ещё не определились с заказом оружия для своих лодок. Но не нужно думать, что лодки туда придут безоружными.

    Правда ради нужно сказать, что изначально Бангладеш решил купить минимум 3 российские подводные лодки проекта 636, но после визита делегации Бангладеш там поняли, что не смогут их эксплуатировать, т.к. никогда не имели подводных лодок. Потому решили купить пару старых подводных лодок в Китае и использовать их как учебные для обучений экипажей. По имеемым на сегодня данным Бангладеш собирается получить в 2020 году минимум 3 подводные лодки проекта 636. Но заказ пока что не осуществил, т.к. ждёт прихода первых своих лодок и начало процесса обучения экипажей. Если всё пойдёт нормально, то заказ нам будет в 2017 году. Если будут проблемы, то лодки собираются заказать у нас в 2018 году.