Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип C»

5
Русская императорская армия изначально проявила интерес к бронеавтомобилям, но в дальнейшем охладела к ним. В результате к началу Первой мировой наша армия, в отличие от вооруженных сил других государств, не располагала подобной техникой. Уже в первых боях против врага, вооруженного броневиками, стали понятны перспективы такой техники. Результатом этого стали несколько приказов военного командования, в соответствии с которыми были разработаны первые отечественные серийные броневики.

17 августа 1914 года военный министр генерал-адъютант В.А. Сухомлинов по распоряжению великого князя Николая Николаевича приказал начать работы по созданию нового бронеавтомобиля, предназначенного для вооружения армии. Предполагалось, что в обозримом будущем будет построено несколько таких машин, которые будут сведены в одну бронированную пулеметную автомобильную батарею. Непосредственным исполнителем проекта был назначен полковник Лейб-гвардии егерского полка А.Н. Добржанский. Он должен был отвечать за разработку проекта и дальнейшее строительство новых броневиков. Примечательно, что незадолго до войны полковник Добржанский занимался созданием бронебойной пули для патрона 7,62х54 мм R, а после начала конфликта стал указывать на необходимость массового строительство броневика.

Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип C»


Имея опыт работы с броней и бронебойными боеприпасами, Добржанский предложил несколько оригинальных идей, направленных на повышение уровня защиты бронекорпуса и сокращение массы конструкции. При этом по своей общей архитектуре новый броневик не должен был отличаться от иной техники этого класса, созданной в то время. В качестве основы для нового броневика планировалось взять готовое шасси серийного автомобиля, поверх которого следовало монтировать броневой корпус.

Базой для перспективного броневика должен был стать массовый серийный легковой автомобиль C24/40 серии XIII-бис Русско-Балтийского завода («Руссо-Балт»). Для строительства бронеавтомобилей были выделены восемь шасси с номерами от «530» до «542». Перед началом работ шасси перегнали на Ижорский завод. Изготовлением корпусов должна была заняться бронепрокатная мастерская №2.

В ходе разработки проекта новый броневик получил собственное обозначение. По названию базового шасси его обозначили как «Руссо-Балт Тип C». Под этим именем бронеавтомобили пошли в серию и эксплуатировались в войсках.



Разработкой проекта корпуса и броневика в целом занимались несколько специалистов во главе с А.Н. Добржанским. При этом за создание бронекорпуса отвечал инженер-механик Грауэр, имевший солидный опыт в работе с броней. В качестве материала для корпуса была выбрана хромоникелевая броневая сталь особой закалки. Листы толщиной от 3 до 5 мм предлагалось устанавливать на базовом каркасе с использованием болтов и заклепок. Грауэр и Добржанский использовали несколько оригинальных идей, которые позволили повысить уровень защиты корпуса без применения тяжелой брони. По имеющимся данным, им удалось обеспечить защиту от винтовочных пуль при обстреле с дистанций до 200 м.

Броневой корпус машины «Тип C» состоял из двух основных отсеков: моторного и обитаемого. Для улучшения характеристик защиты было решено разместить основные бронелисты корпуса под углами к вертикали. Т.н. рациональные углы бронирования позволили в некоторой мере повысить уровень защиты без серьезного роста веса всей конструкции. Лоб и корма машины были защищены наклонными листами толщиной 5 мм, борта имели толщину 3,5 мм, а сверху экипаж защищался 3-мм крышей. Как выяснилось позже, рациональные углы не были излишними, поскольку действительно позволили вывести защиту машины на приемлемый уровень.

Двигатель базового шасси располагался в передней части корпуса и был защищен угловатым капотом. Предусматривался наклонный лобовой лист с люком для вентиляции и вертикальные борта. Крышка капота была выполнена в виде двух наклонных и одной горизонтальной панелей. При этом боковые листы закреплялись на петлях и могли подниматься, открывая доступ к двигателю.



Обитаемый отсек корпуса имел шестиугольный лобовой лист, сопряженный с капотом. Борта корпуса состояли из двух основных деталей: нижние их части были установлены с развалом наружу, тогда как верхние сходились внутрь. Кормовая проекция защищалась крупным шестиугольным листом. В передней части обитаемого отсека предусматривалась небольшая надстройка. Таким образом, крыша отделения управления была выше крыши боевого отделения.

В корпусе предусматривался набор смотровых щелей и люков. Водитель, располагавшийся в передней части машины у правого борта, должен был следить за дорогой через смотровые щели в лобовом листе и борту. Посадка в машину производилась через люки в нижней части бортов. Кроме того, в лобовом, кормовом и верхних бортовых листах предусматривались люки для пулеметов со специальными подвижными щитками для защиты стрелков.

Под капотом нового броневика находился бензиновый двигатель мощностью 40 л.с. При помощи механической трансмиссии крутящий момент двигателя передавался на ведущую заднюю ось. Как и множество машин того времени, базовый автомобиль имел зависимую подвеску на листовых рессорах.



Экипаж боевой машины «Руссо-Балт Тип C» состоял из пяти человек: водителя, командира и трех стрелков. Ввиду небольших габаритов обитаемого отсека посадка членов экипажа была крайне плотной.

Вооружение нового броневика состояло из трех пулеметов «Максим» с жидкостным охлаждением ствола. Специально для новой боевой машины были разработаны два варианта пулеметных станков, устанавливавшихся рядом с амбразурами. В лобовом листе, корме и бортах корпуса предусмотрели по одной амбразуре оригинальной конструкции. В листах корпуса, рядом со станком пулемета, предусматривался широкий люк сравнительно небольшой высоты. Снаружи этот люк закрывался скользящим щитком, установленным на специальных держателях. В центре щитка находилось отверстие для кожуха ствола пулемета с небольшим дополнительным вырезом сверху для прицеливания. Таким образом, при перемещении пулемета в горизонтальной плоскости щиток скользил в своих держателях и постоянно закрывал широкий люк, обеспечивая требуемую защиту стрелка. Кроме того, конструкция амбразур позволяла максимально увеличить ширину обстреливаемого сектора, обеспечив некоторое перекрытие зон ответственности соседних пулеметов.

Броневик «Тип C» имел четыре подобные амбразуры, но оснащался только тремя пулеметами. По одному пулемету размещалось в лобовом и кормовом листах, а третий предполагалось устанавливать на один из бортовых станков, в зависимости от обстановки на поле боя. Вдоль бортов корпуса располагались стеллажи для патронных коробок. Общий боезапас нового бронеавтомобиля составлял 9000 патронов – по 3 тыс. патронов на каждый пулемет.



Из-за легкового шасси и связанных с ним ограничений машина получилась компактной и легкой. Общая длина броневика конструкции Добржанского не превышала 4,5 м, ширина и высота – около 2 м. Боевая масса с полным боекомплектом и экипажем находилась на уровне 2,96 т.

Соотношение характеристик базового шасси и нового корпуса сказалось на ходовых характеристиках броневика. Его максимальная скорость на хорошей дороге не превышала 20 км/ч. На пересеченной местности максимальная скорость сокращалась вдвое. Запаса топлива хватало на 100 км пути по шоссе. Тем не менее, для начала Первой мировой войны подобные характеристики были вполне достаточными и позволяли новой машине эффективно выполнять поставленные задачи.

Разработка и строительство новых бронеавтомобилей «Руссо-Балт Тип C» заняли всего несколько недель. Чуть более чем через месяц после первого приказа военного министра Ижорский завод завершил строительство всех восьми требуемых броневиков. 19 сентября были сформированы четыре взвода по две машины в каждом. Кроме того, вскоре эти взводы были усиленны новыми броневиками с пулеметным и пушечным вооружением. Четыре взвода были сведены в 1-ю автомобильную пулеметную роту, которой также придали несколько вспомогательных машин и небронированных грузовиков с вооружением.



Имеются сведения о строительстве нескольких других броневиков на базе аналогичного шасси. Одновременно с машинами «Тип C» на Ижорском заводе собрали несколько бронеавтомобилей с открытым сверху корпусом, двумя пулеметами в амбразурах и одним ручным пулеметом. По другим данным, это были броневики, отличавшиеся от первоначальной проектной конфигурации только отсутствием крыши. Кроме того, существовало несколько зенитных бронеавтомобилей с 76-мм пушками. При строительстве этой техники использовались некоторые наработки по проекту Добржанского.

Через месяц после формирования, 19 октября, 1-ю роту отправили на войну. В качестве места службы новых бронеавтомобилей был выбран самый проблемный участок фронта. К этому времени русская армия была вынуждена отступить в Пруссии и Польше, куда и направили автомобильную пулеметную роту. Подчиняться она должна была командованию 2-й армии. До конца месяца броневики готовились к вступлению в бой и обкатывались в новых условиях.

9 ноября состоялся первый бой с участием серийных отечественных бронеавтомобилей, не запомнившийся особыми успехами. На следующий день броневики показали весь свой потенциал. Сразу шесть машин «Тип C» прорвались через город Стрыков, где находился противник. Кроме того, два пушечных броневика поддержали наступление стрелковых полков. За успешное выполнение задачи несколько офицеров были представлены к наградам.



В дальнейшем 1-я автомобильная пулеметная рота участвовала в боях на различных участках фронта, эффективно поддерживая пехоту пушечным и пулеметным огнем. При этом машины нередко попадали под ответный огонь противника, что приводило к появлению пробоин и ранениям экипажей. Тем не менее, наносимый противнику урон был несравнимо выше.

По результатом первых месяцев эксплуатации броневиков «Руссо-Балт Тип С» и другой техники 1-й автомобильной пулеметной роты были сделаны определенные выводы. Выяснилось, что машины имеют как плюсы, так и минусы. Положительным качеством сочли сравнительно высокую огневую мощь и количество техники. На полях сражений Первой мировой даже один пулеметный броневик являлся серьезной силой, не говоря о более многочисленных соединениях.

Тем не менее, были выявлены и недостатки. Несмотря на все усилия полковника Добржанского и инженера Грауэра, 5-мм броня машин не обеспечивала требуемый уровень защиты. Она спасала только от обстрела с дистанций более 200-300 м, что в некоторых ситуациях было недостаточно. Более того, на малых дистанциях не исключались и сквозные пробития винтовочными пулями. Также осенью проявилась невысокая проходимость машин по бездорожью. Достаточная подвижность обеспечивалась только на грунтовых дорогах, однако и в таком случае она оставляла желать лучшего.



Несмотря на выявленные недостатки, эксплуатация новой техники позволила определить наиболее эффективные тактические приемы. 11 февраля 1915 года военное ведомство издало специальную инструкцию, по которой следовало вести дальнейшую эксплуатацию бронеавтомобилей всех типов. Как и другие новые соединения, 1-я автомобильная пулеметная рота изучила этот документ и начала использовать его на практике.

Время от времени 1-я рота получала новую бронетехнику различных типов. В конце осени 1916 года роту переформировали в 1-й броневой дивизион. К этому времени в составе соединения присутствовала техника различных типов, в том числе и несколько машин из самого первого состава роты.

Несколько машин «Руссо-Балт Тип C» дожили до начала Гражданской войны. По некоторым данным, все сохранившиеся броневики достались Красной Армии, которая применяла их в различных операциях. Известно, что один из «красных» броневиков успел дважды сменить хозяев. Так, летом 1919 года бойцы 21-го автобронеотряда был вынужден бросить свою машину, из-за чего она стала трофеем белогвардейцев. Через несколько месяцев 32-й автобронеотряд 1-й конной армии во время наступления отбил машину. В дальнейшем этот бронеавтомобиль использовался только РККА.


Современная реплика броневика


По разным данным, до конца Гражданской войны в строю оставалось менее половины построенных машин «Тип C». Так, в 1921 году в разных подразделениях Красной Армии числилось всего три таких броневика. Прочие были уничтожены в боях или разобраны ввиду выработки ресурса. Остававшиеся в армии машины так же не отличались высоким ресурсом, из-за чего их тоже разобрали за ненадобностью.

Все восемь броневиков «Руссо-Балт Тип C» были уничтожены или утилизированы. Тем не менее, в настоящее время существует возможность увидеть подобную машину. В 2009 году энтузиасты из московского клуба исторической реконструкции «Лейбштандарт», использовав оригинальные чертежи, построили полноразмерную копию первого отечественного серийного броневика. Получившаяся реплика в течение некоторого времени присутствовала в экспозиции Государственного центрального музея современной истории России (Москва). Кроме того, броневик время от времени участвует в различных военно-исторических мероприятиях.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://zonwar.ru/
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    10 сентября 2015 07:17
    Читал об этих машинах в 80-е года в Моделисте-Конструкторе. Но в целом о них редко вспоминают.
    И кстати, обратите внимание на трапецевидное днище и вынесенные колеса. Россия - родина MRAP. lol
    1. 0
      10 сентября 2015 14:08
      Цитата: qwert
      Россия - родина MRAP.


      к сожалению нет...MRAP/минозащищённый бронеавто...это прежде всего противопартизанский ББМ.....

      поэтому "родиной "классических MRAP,являются Ю.Родезия/ЮАР..
      PS:по мнению автора ,это франция(применившая минозащищённые бронеавто...в Алжире)
  2. +1
    10 сентября 2015 08:31
    Спасибо за серию статей. Серия статей всегда интересней одиночных статей. Интрига. Что еще предложит автор.
    Несколько не в тему. Вчера нашел интересную фотографию. Довольно таки "мощный" броневик. С командирской башенкой. Чей он? Как называется?
    1. +1
      10 сентября 2015 16:47
      Боюсь ошибиться, но по-моему это германский БА Daimler DZVR, Schuposonderwagen -SdKfz.3.
      Кстати, кому интересно - вот сайт с кучей фотографий бронетехники 1-й мировой войны: http://www.blitzfront.com/gallery/.
      А что касается БА "Руссо-Балт", то по моему мнению это вполне заурядная конструкция, т.н. эрзацбронеавтомобиль, но "за неимением гербовой, пишем на туалетной" - такие бронеавтомобили были очень нужны при условии их тотального дефицита.
      Вот фото БА Daimler DZVR, Schuposonderwagen в другом ракурсе, рядом доблестные дойче панцерзольдатен:
  3. +1
    10 сентября 2015 11:09
    Спасибо за статью, но к ней есть 2 вопроса.
    В результате к началу Первой мировой наша армия, в отличие от вооруженных сил других государств, не располагала подобной техникой. Уже в первых боях против врага, вооруженного броневиками, стали понятны перспективы такой техники.


    1)Как назывался броневик, стоящий на вооружении Германии в 1914 году?
    2)Как назывался броневик, стоящий на вооружении Австро-Венгрии в 1914 году?
    Немцы начали разрабатывать броневики (Ehrhardt E/V-4, Daimler model 1915 и Büssing A5P) только после начала Первой мировой, а точнее 22 октября 1914 германское командование выдало задание на их разработку. В июне 1915 года "Эрхардт", "Даймлер" и "Бюссинг" отправила в войска по одному образцу и в августе 1915 была сформирована боевая группа Panzerkampfwagen-MG-Zug 1, отправленная на Восточный фронт.
    Австрийцы отправили первенца Romfell на фронт только в конце 1915.
    В России же, как следует из статьи, броневики попали на фронт уже 19 октября 1914. За 3 дня до того, как немцы приняли решение их делать.