Танки Российской империи

47
В годы Первой мировой на полях появились первые танки, которые в концу войны активно применяли обе стороны. В это время в России на фронте появились первые в мире бронеавтомобили, ставшие началом другой ветви современной бронетехники. Сейчас многие интересующиеся бронетехникой знают такие проекты русских танков, как вездеход Пороховщикова и царь-танк, но были и другие проекты, так и не увидевшие свет. В данной статье постараюсь не просто написать историю создания танков, расписать ТТХ, но и рассмотреть их место на поле боя.

Вездеход Пороховщикова

Александр Александрович Пороховщиков, работающий на тот момент на заводе Руссо-Балт, начал работу над своим вездеходом в 1914 году. Проект представлял собой быстроходную гусеничную бронемашину для движения по бездорожью. К январю 1915-го была готова документация, 18 мая этого же года машина вышла на испытания. Зимой финансирование проекта прекращено в связи с тем, что проходимость по снегу не превышала 30 см (1 фута). Что интересно, вездеход проходил испытания как небоевая машина.

Танки Российской империи

Александр Пороховщиков и наблюдающий за постройкой машины инженер-полковник Поклевский-Козелло


Экипаж состоял из одного человека, находившегося в центре. МТО располагалось сзади. В целом такую компоновку можно назвать классической, учитывая размер экипажа. Корпус сварной. Двигатель Volt, 2-цилиндровый, карбюраторный, с воздушным охлаждением развивал мощность 10 л.с., что позволило на испытаниях 3,5-тонной машине развить скорость в 25 км/ч. По некоторым данным, зимой 1916-го вездеход разогнался до 40 верст/ч (≈43 км/ч), что сомнительно. Ходовая больше всего напоминала современные снегоходы — единственная брезентовая гусеница натянута на барабаны, протянута под днищем. Чисто гусеничный ход использовался для движения по бездорожью. Основной ход был всё-таки колёсно-гусеничным — на двух колёсах и заднем барабане. Такое устройство позволило снизить давление на грунт (порядка 0,05 кг/см2), но слишком затрудняло повороты и конструкцию. В процессе испытаний Пороховщиков непрерывно дорабатывал ходовую.



Одной из интереснейших особенностей машины было бронирование — округлые, рикошетные формы и многослойная конструкция из котельного железа и слоёв сушёной прессованной морской травы. По словам изобретателя, такая броня могла выдержать пулемётную очередь. В опытной версии в лобовой плоскости находился заман воздухозаборника, резко снижающий продвинутую конструкцию корпуса, правда на поздних чертежах эта уязвимая зона была ликвидирована. Вооружение из одного пулемёта находилось в поворотной башне, которая так и не появилась на испытаниях, но была видна на чертежах.

В 1916-м Пороховщиков начал разработку вездехода-2 с большим экипажем, мощным по тем временам для лёгкой машины вооружением из 3 пулемётов, одного курсового и двух во вращающихся друг над другом башнях. Ходовая усовершенствована — теперь основой были 4 колеса. Броня потеряла округлые формы. До революции прототип машины так и не был выпущен.


Вездеход-2, или вездеход 16-го года


Пусть многие считают вездеход Пороховщикова первым русским танком — это далеко не так. Первая машина не была приспособлена к боям — малая манёвренность, удельная мощность, невозможность ведения поиска цели, ведения огня и движения, несовершенство брони. Хоть конструкция брони и опередила своё время на полвека, но реальной боевой стойкости котельное железо с прослойкой морской травы дать не могло. Хоть рикошетная форма и могла отразить некоторые попадания, но пробить с коротких дистанций такую броню вряд ли будет трудно винтовочной пуле. Появление в 60-70-х многослойной брони обусловлено противодействием кумулятивным боеприпасам, а не росту могущества кинетических снарядов. Среди минусов вездехода как можно отметить и уязвимость гусеницы. Также невысокой была и преодолеваемая вертикальная стенка. Но несмотря на все эти недостатки, во многом машина была революционной, т.к. первый танк классической компоновки появился в 1917-м, рациональные углы наклона брони реализовали в 30-е, а одногусеничная схема до сих пор здравствует на снегоходах.

Царь-танк

Проект капитана Николая Николаевича Лебеденко до сих пор остаётся самым большим по линейным размером танком, воплощённым в металле. Длина 17,7 м, ширина 12 м, высота 9 м, что, прямо скажем, очень спорное достижение. Идею танка Лебеденко, по собственным словам, взял у арбы — телеги с двумя высокими колёсами, которые легко преодолевали кавказское бездорожье с грязью, камнями, ямами. По мнению изобретателя, схема бронированной арбы очень бы пригодилась для прорыва полос обороны с её рвами, окопами, воронками от снарядов и главным врагом пехоты и кавалерии — пулемётом. Проявив целеустрёмлённость, достойную подражания, Лебеденко добился того, что его принял к себе император. Заводной макет танка очень увлёк государя, и деньги, средства и рабочая сила были выделены незамедлительно. В металле царь-танк изготовили к августу, и 27 числа начались ходовые испытания. Испытания с треском провалились, и машина до 1923-го стояла в лесах под Дмитровом, где и была разобрана на металл.



Танк представлял собой увеличенный пушечный лафет с одной станиной. Монстра толкали два трофейных авиационных карбюраторных двигателя Maybach мощностью по 250 л.с., позволявшим разгоняться до 10 км/ч по пересечённой местности и 17 км/ч — по дороге. Запас хода составлял порядка 40-60 км. Танк массой в 60 тонн на испытаниях без особого труда ломал деревья, как и предполагал изобретатель. Бронирование составляло 10 мм по кругу и 8 мм — крыши и днища, причём в проекте эти цифры были 7 и 5 мм соответственно. Экипаж в 15 человек поднимался в боевое отделение по станине (да простит меня читатель за такое наименование этого элемента конструкции). Вооружение состояло из 2 капонирных 76-мм пушек и 8-10 пулемётов, что было мощнейшим вооружением по меркам того времени.

Перейдём к грустному. Одной из причин отказа военных от боевой машины с высокой проходимостью стала её… низкая проходимость. Из-за неправильного баланса конструкции колесо станины проваливалось в грунт, и 500 л.с. двигателей не хватало вытянуть танк. Громадные колёса, по мнению комиссии, были слишком уязвимы для артиллерии, в чём они были абсолютно правы — по мастодонту таких размеров промахнуться трудно. Броня без углов наклона, так что вряд ли бы смогла надёжно защитить экипаж. Огромное количество стволов затрудняло ведение и корректировку огня. В отличие от вездехода Пороховщикова, царь-танк был приспособлен для боя, но не настолько, чтобы стать машиной прорыва.

Танк Менделеева

Этот танк хоть и не был воплощён в металле, но во многом его идеи опередили время, сделав его прообразом тяжёлых САУ. Создателем этого чуда стал сын великого нашего учёного Д.И. Менделеева Василий Дмитриевич Менделеев, инженер-корабел. Танк проектировался с 1911-го года. И несмотря на детальную проработку чертежей, делающих честь русской школе инженеров, военные не восприняли «бронированный автомобиль» (так Менделеев назвал своё детище) всерьёз.



Что же было такого особенного в танке? Во-первых, стальная закалённая броня, по расчётам выдерживающая 6-дм снаряд, достигала 150 мм во лбу корпуса, по 100 мм с бортов и кормы, 8 мм на днище и 76 мм крыши, правда, рациональных углов наклона не было. Таким образом, только тяжёлая артиллерия могла вывести танк из строя. Вооружение не уступало — 120-мм морская пушка Канэ (длина ствола 45 калибров, 5400 мм) в лобовой плите с боекомплектом в 51 снаряд и углом горизонтального наведения в 32 град. Дополнительно танк оснащался пулемётом Максим в поворотной башне, которая убиралась в танк. МТО и вход в танк располагались в корме. Экипаж состоял из 8 человек. Длина составляла 13 м, ширина 4,4 м и высота — 4,45 м с башней. Ходовая часть гусеничная, состояла из 6 катков, направляющего и ленивца. Подвеска пневматическая, позволяющая менять клиренс (!) и ложиться танку на грунт, превращаясь в дот. Слабым место был бензиновый 4-х цилиндровый двигатель в 250 л.с. на 173 тонны, что было ничтожно мало. Расчётная скорость составляла 25 км/ч, что с таким двигателем было маловероятным.

И несмотря на всю вундервафленность «бронированного автомобиля», Менделеев создал самый лучший проект русского танка для своего времени. Упростив конструкцию подвески, срезав лишнюю броню, ослабив вооружение, мы могли бы получить своё решение позиционного тупика Первой мировой, но история не терпит сослагательного наклонения, так что оставим это на долю писателей-фантастов.

Танк Рыбинского завода

Об этой машине впервые написали в 1956-м году в книге Мостовенко В.Д. «Танки» (имеется издание второе, исправленное и дополненное). Танк внешне напоминал менделеевский — тот же кирпич на гусеницах с пушкой, правда в кормовой плите. Двигатель — в середине. Бронирование куда скромнее — предположительно 12 мм лоб и корма, 10 мм борт. Вооружение состояло либо из 107-мм пушки и крупнокалиберного пулемёта, либо из 76-мм и 20-мм автоматической пушек. Подвеска по типу французских танков от трактора Холт. Двигатель бензиновый, 200 л.с., неплохо для своего времени смотрелся на машине массой 12 или 20 тонн. В целом машина получалась современной и прекрасно смотрелась на поле боя, но так и не поступила на сборку.



Были и другие проекты танков в Российской империи, но о многих известно так мало, что порой неизвестно, был ли тот или иной проект в реальности, или это фантазии поздних авторов.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    12 сентября 2015 06:21
    Царь-танк конечно впечатляет,надо же такое построить!Именно воплотить в металле.Вот бы реконструкцию такой машины сделать и на выставках показывать,"умом Россию не понять..",но её размах и величие только с задранной головой обозреть и можно.
    Кстати,Умельцы у нас есть.Новосибирская обл.Колывань.Фестиваль реконструкции"Сибирский огонь",воссозданный танк Т-28(внешне бронекорпус похож на настоящий,естественно без брони,ходовая от трактора,пока не на ходу).
    1. Комментарий был удален.
    2. +17
      12 сентября 2015 07:00
      Т-35.Единственный в мире, сохранившийся до наших дней.Сылка:https://youtu.be/Owf2e7Xtx70
    3. +6
      12 сентября 2015 07:18
      Боковая проекция.
    4. Комментарий был удален.
    5. +14
      12 сентября 2015 07:45
      Это Вячеслав Веревочкин сделал. Но он умер, увы, сразу после смерти сына. Сердце не выдержало. А так коллекция у него богатейшая и многие танки на ходу! Какая их теперь ждет судьба?
      1. +5
        12 сентября 2015 12:19
        Вячеслав Веревочкин
    6. +11
      12 сентября 2015 08:25
      Цитата: askold
      воссозданный танк Т-28

      В Пскове восстановили Т-28. Корпус и некоторые башни были взяты с укрепрайонов. Погон башни точили на станках.
    7. +7
      12 сентября 2015 11:46
      Танк Рыбинского завода


      ТТХ:длинна- 5 мет, высота -2 мет , ширина-2 мет..... экипаж: 4 чел...максимальная скорость: 10-15 км / ч (( 8 км / ч )))

      сравнительные размеры((визуально))),танков Менделеева ,Рыбинского завода и М113
    8. Комментарий был удален.
    9. +3
      12 сентября 2015 11:58
      "Нетопырь" / "Царь-Танк" конструктора Н. Лебеденко
    10. +4
      12 сентября 2015 13:20
      Это не "реконструкция" танка.
      Термин "реконструкция" - значение:
      Реконструкция - (от ре... и лат. constructio - построение) -1) коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования (напр., реконструкция предприятий, реконструкция города).2) Восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам (напр., реконструкция памятника архитектуры).3) Реконструкция лингвистическая - гипотетическое воссоздание исчезнувших языковых форм и систем на основе их позднейших отражений и с учетом возможных путей языкового развития.
      В последнее время реконструкцией также называют как правило точное подражание (воссоздание или новодел) форме одежды, вооружению воинов предыдущих столетий и театрализованные костюмированные представления, что вообще-то благое дело. А "Т-28" на снимке - это самоделка, приблизительное (хотя и довольно похожее) подражание реальной технике. Что на мой взгляд носит весьма двусмыссленый характер - т.к. подражать можно по разному. Можно и так (создав очередного урода, выдавая его за реальную боевую машину - таких кстати очень много и следует ли говорить о том, какое негативное влияние они оказывают на подрастающее поколение):
      1. +4
        12 сентября 2015 14:28
        Цитата: Александр72
        Это не "реконструкция" танка.
        Термин "реконструкция" - значение:


        можно назвать-РЕПЛИКА ((replika/реплика - - авторская копия (повторение) , отличающаяся от оригинала размерами или деталями)))),используя чертежи оригинала -это дорого...
        дёшево- просто копирование/имитация корпуса...
        1. +4
          12 сентября 2015 19:27
          А всё-таки интересно, почему у тигра рулевое колесо, а не рычаги?...
          1. +3
            12 сентября 2015 19:43
            Цитата: sabakina
            почему у тигра рулевое колесо, а не рычаги?...


            штурвалом "Тигр" управлялся через гидравлическую систему,на случай ее поломки у м/в были 2 ручных рычага, которыми он управлял тормозами поворотов, а также стояночными тормозами...
  2. +8
    12 сентября 2015 06:29
    Ещё на фестивале были представлены две немецкие самоходки,одна из них "Фердинанд"("Элефант")..
  3. Комментарий был удален.
  4. +3
    12 сентября 2015 06:43
    ..и "StuG-III",обе на ходу.Ходовые у всех конечно от тракторов,но поверьте когда они движутся на это не обращаешь внимание.
  5. +5
    12 сентября 2015 07:04
    В принципе статья хорошая.Точнее обзор.Разработки начались во всех странах,когда Первая мировая приняла позиционный характер.Идея бронированного автомобиля родилась в России во время Русско-японской войны.Это был броневик Накашидзе.В принципе его и можно считать предтечей танков.После его испытаний и появились проекты по преодолению недостатков бронеавтомобиля.Но и путей преодоления недостатков пока видно не было.Были проекты экзотические, были проекты бронировки тракторов.Но к сожалению до нашего времени не дошли.Есть упоминания что над двигателями для танков работали Микулин и Стечкин.Над трансмиссией и гусеницами работал механик царского гаража Адольф Кегресс.Но к сожалению революции и гражданская война затормозили эти работы.В прочем как и отсутствие узлов и агрегатов транссмисии и двигателей.Потому что завод Руссо-Балт не смогли успешно эвакуировать,а мехцеха на АМО запустили где-то к 1919году.По-этому первыми и построили Рено ФТ в1920году.Но проекты были.Проект танка Максимова,проект щитоноски.Это наиболее известные проекты.Были и другие проекты.
    1. +1
      12 сентября 2015 21:24
      .Идея бронированного автомобиля родилась в России во время Русско-японской войны.Это был броневик Накашидзе.

      "Идея защиты автомобиля бронёй появилась уже вскоре после изобретения бензинового двигателя. В 1885 году на базе парового трактора Бурелла Джеймс Коуэн предложил свой пятиколёсный бронеавтомобиль. Броневой корпус с 50 бойницами для стрелков имел полусферическую форму. У основания машины имелись четыре ножа-косы, которые вращались при движении и угрожали приближающимся к ней. Вооружение состояло из восьми пушек малого калибра. На испытаниях машина показала скорость в 8 км/ч. Из-за плохой управляемости и низкой прочности не была принята на вооружение.
      Первый проект бронеавтомобиля был представлен в 1896 году американским изобретателем И. Д. Пеннингтоном. Первый же настоящий бронеавтомобиль был построен в 1902 году в Великобритании Ф. Р. Симмсом."
  6. +2
    12 сентября 2015 07:05
    Танк Менделеева впечатляет, жаль двигателя к нему не было..На царь-танка Майбах ставили,от сбитого немецкого дирижабля..
    1. +8
      12 сентября 2015 07:43
      Одной из интереснейших особенностей машины было бронирование — округлые, рикошетные формы и многослойная конструкция из котельного железа и слоёв сушёной прессованной морской травы. По словам изобретателя, такая броня могла выдержать пулемётную очередь. Бред! В документах нет того, что ЭТО предлагалось в его "танке". Отдельно - есть фото - такая броня испытывалась установленной вертикально на авто, но не на танке. "Броня" испытываемой машины была деревянной - см. фото. И в чертежах Вездехода башни нет. Это потом пунктиром ее пририсовали. Кстати. ОБО ВСЕМ ЭТОМ ЗДЕСЬ УЖЕ ПИСАЛОСЬ. Новаций каких-то нет и... зачем тиражировать нелепости 1948 - 56 гг.? Идем дальше...Из-за неправильного баланса конструкции колесо станины проваливалось в грунт, и 500 л.с. двигателей не хватало вытянуть танк. Неправильно! Мощности как раз хватило бы! Но привод на ведущие колеса был такой: два автомобильных колеса прижатые к ободу! Сырость, грязь - и нет никакого сцепления и они проскальзывают. Когда пишешь о первых русских танках такие подробности надо бы знать! А хочешь действительно новое слово сказать - в архив,пожалуйста. Он в Москве на набережной... В Подольск ехать не надо! Конечно, о наших первых танках можно и нужно писать, но... зачем повторяться в нехорошую сторону? А заодно демонстрировать свое незнание!
      Кстати, о пулемете на схеме. Ни на одном из пунктирных рисунков он не в масштабе - что легко проверить. Потому, что будь он в масштабе, то... места водителю бы там не осталось!
      1. +2
        12 сентября 2015 08:03
        совершенно верно - про масштаб .
      2. +3
        12 сентября 2015 11:31
        kalibr Если вы пишите, о Царь-танке, меня за него агитировать не надо... wink Сама конструкция тупиковая...гигантская арба..с пулеметной башней..Проект Рыбинского завода,более ближе к истине..жаль остался проектом..Вездеход Пороховщикова - испытательная платформа....отдельных узлов, идей..не более..Но..это же заря,первые лучики зари, российского танкостроения..пробы и ошибки..Это мы сейчас такие грамотные..тогда,только начинали...нужно быть немного снисходительным.. hi
        1. 0
          12 сентября 2015 12:44
          Снисходительным к кому? К конструкторам? Да, согласен! К авторам побасенок - нет! И чем Вас так прельстил танк Рыбинского завода? Чушь полнейшая. У него же нос там, где пулемет. А пушка торчит из ж...ы! Он что же ж...й на врага наезжал, а водитель рулил... как? Голосовыми командами им управляли? Или цветными лампочками - левее, правее, еще правее. Тому, кто это придумал никакая снисходительность не поможет!
      3. +1
        12 сентября 2015 17:59
        Благодарю за критику, но изначально хотел обзор ТТХ сделать вторичным, а главным - посмотреть на место танка на поле боя. Ни одна из этих машин так и не появилась на войне, так что много не опишешь. Про броню Вездехода - описывается та комплектацию, которая должна идти в серию.
        1. +1
          12 сентября 2015 19:35
          Хотеть и сделать это разные вещи. Я вот вчера хотел паровоз у нас на памятнике сдвинуть, но не вышло. Вам уж коль Вы взялись за такую сложную тему надо было не книгу Мостовенко переписывать, а посмотреть, что уже есть здесь на сайте, на других сайтах. На какие источники ссылаются авторы. Нет у Вас возможности попасть в соответствующий архив - посмотрите такое издание "Как Великая война в образах и картинах" - там отличные танки на поле боя.Можно было и саму статью Пороховщикова - "Сухопутный флот изобретение русское" в газете того времени найти и переписать с комментариями. Ей Богу, вышло бы лучше.И в документах нет нигде, что Пороховщиков предлагал свою броню с травой именно на Вездеход. Это все враки! Отдельно он ее предлагал! И схема составной башни с тремя пулеметами глупость, а не достижение. Единственный танк где это применили "Трубиа", именно из-за этого очень не любили испанские танкисты. Плохое решение и даже очень. Так что понятно, что поиск, понятно, что не знал, не умел, не продумал, а в итоге... кто он после этого? Лузер, как сейчас говорят.Так что вряд ли стоит возвышать то, что особо возвышать смысла не имеет. Вон Хеттерингтон разработал свой "крейсер", но никто же о нем пафосно не говорит... Сделали макет и забыли. И танк МакФая - та же история. Никто же не пишет - первый плавающий танк. Винт нарисовать может кто угодно! Ты вот сделай, чтобы он плавал! Так что Вы по-серьезнее относитесь к историографии вопроса!
        2. +1
          12 сентября 2015 20:07
          Есть и еще одна к Вам претензия. Сейчас проверил уровень новизны Вашего материала по системе Адвего-плагиатус - он оказался всего 3%. Любой читатель ВО это может проверить. Да, я знаю, что здесь можно размещать любые статьи, в том числе и уже где-то печатавшиеся. Но при этом принято указывать, откуда человек тот или другой материал скомуниздил, потому что первоисточник публикации это тоже интересно и знающим людям скажет о многом. А вот если это Вы написали сами... то 3% новизны для ВО...
    2. +2
      12 сентября 2015 10:49
      Двигателя были.В этот период заводы Нобеля и Коломенский паровозостроительный выпускали дизеля необходимой мощности и приемлимых габаритов.Коломенский завод уже в ту пору выпускал дизель-электрическу установку для судов и весила она примерно столько же, сколько весила дизель-редукторная. Подачу топлива уже обеспечивал прибор инженера Тринклера и надобность в громоздком компрессоре отпала.Фактически прибор инженера Тринклера это прообраз ТНВД.
  7. +1
    12 сентября 2015 08:03
    в целом неплохая статья- но ничего нового - увы.........
  8. +4
    12 сентября 2015 09:08
    А вот еще фото ( в этом году сьездил в Кубинку)вот Там,Есть Что посмотреть.
    1. +2
      12 сентября 2015 09:48
      Цитата: sergant89
      ( в этом году сьездил в Кубинку)вот Там,Есть Что посмотреть.

      У нас в Екатеринбурге тоже есть что посмотреть.Музей военной техники«Боевая слава Урала» в Верхней Пышме.
    2. +2
      12 сентября 2015 12:51
      Мне генералиссимус у Вас на плече понравился!
  9. +2
    12 сентября 2015 09:12
    Этот вроде по теме статьи.
    1. +4
      12 сентября 2015 13:50
      Цитата: sergant89
      Этот вроде по теме статьи.

      Он самый , Т-35 soldier Его совсем недавно на ход поставили ,так что он теперь вполне себе действующий hi
      1. +5
        12 сентября 2015 15:16
        Это чудо! Низкий поклон всем тем, кто это сделал!!!
  10. +1
    12 сентября 2015 10:13
    Цитата: bionik
    У нас в Екатеринбурге тоже есть что посмотреть.Музей военной техники«Боевая слава Урала» в Верхней Пышме.

    Спасибо большое,сам с Ямала следующий раз обязательно заеду. yes
    1. +1
      12 сентября 2015 10:41
      Как говориться "Будете у нас на Колыме....."-не пожалеете,от медалей до ракет и бронепоездов.Многие экспонаты действующие.
  11. +1
    12 сентября 2015 11:45
    Менделеев огромный умница,опередивший время, придумав еще в то время использовать пневмо-подвеску, ведь потом это было реализовано только в середине века в 60-х, на БМД, ну или шведами к примеру на strw 103!!
    1. 0
      12 сентября 2015 12:47
      Вы хотите сказать, что вот этих его "чертежей" достаточно чтобы сделать танк с таким весом на пневмоподвеске? Я вот вчера придумал аннигиляционный звездолет, опередивший время, и схему начертил. И если абстрагироваться от сложностей технической реализации, то Нобелевка у меня в кармане! Пневмоподвеска в то время уже была известна. А вот на "танк" это хоть что ставь - монстр совершенно мертворожденный.
      1. +1
        12 сентября 2015 13:19
        Ну Эйнштейн как известно то же был теоретиком, что не отменяет его вклад в физику! А по поводу пневмо-подвески(позволяющей менять клиренс) в то время, скиньте пожалуйста ссылочку, просто я если честно не слышал, что бы в то время она бы использовалась в проектах бронетехники! Да и само решение об изменении клиренса, новаторство в то время! Если я не прав скиньте материал, пожалуйста!
        1. -1
          12 сентября 2015 15:02
          В бронетехнике не использовалась, это верно, тут и скидывать нечего!Но в мире техники уже было.
  12. +1
    12 сентября 2015 13:28
    Цитата: kalibr
    И чем Вас так прельстил танк Рыбинского завода? Чушь полнейшая

    И опыт, сын ошибок трудных...Мда...даже слабый свет зари...вы хотите..затоптать..можно сказать,что затоптали... hi
    1. 0
      12 сентября 2015 15:13
      Плохой это свет - голой ж... на окопы врага! Тут какую броню не поставь - далеко не уедешь! А раз так, то чего этим хвалиться?
  13. +1
    12 сентября 2015 14:26
    Как сейчас бы сказали про "Царь-танк" в РФ: "не имеет аналогов в мире" :))))))))))))))))
    1. +2
      12 сентября 2015 14:46
      Вы правы и не правы.
      У "Царь-танка» капитана Лебеденко (он же "Нетопырь") был английский аналог. В январе 1915 года в Британское адмиралтейство поступил проект «сухопутного крейсера» майора Хетерингтона.
      Майор RNAS Хетерингтон представил проект "сухопутного крейсера", который представлял собой гигантскую трехколёсную машину длиной 30 м, шириной 24 м и высотой 14 м. Диаметр колёс предполагался 12 м. В каждой из трёх башен, защищённых 75-мм бронёй, должны были быть установлены но две четырехдюймовые пушки. Автор предлагал установить на "крейсере" двигатель дизеля в 800 л. с. и электрическую передачу. При весе 300 т машина должна была развивать скорость до 13 км/час, преодолевать стенки высотой до 6 м и реки глубиной до 4,5 м; на ней можно было бы форсировать Рейн.
      При проверке оказалось, что действительный вес машины должен был бы составлять не 300 т, а около 1000, а скорость не более 3 км/час. Главная же причина, почему проект был отвергнут, заключалась в большой уязвимости "крейсера" от огня тяжёлой артиллерии. Но если «Царь-танк» удалось хотя бы построить и испытать (правда неудачно, что в принципе было предсказуемо), то англичане даже не набрались смелости, чтобы материализовать свой мега-проект. Картинки этого танка (хотя бы схему проекта я не нашел).
      Вы правы в том, что никто больше не построил танк, подобный "Нетопырю" конструкции Лебеденко, и не правы, т.к. аналоги у него все таки были, другое дело что до их строительства дело не дошло.
      Да и вообще сверхтяжелые танки во все времена ни разу (!) в реальных боевых действиях не участвовали, оставаясь своеобразным инженерно-конструкторским полигоном для последующих разработок более легких машин.
      Честь имею.
  14. +2
    12 сентября 2015 17:56
    Всё это очень хорошо и доходчиво описано в книге "Танк" 1954 года издания.

    А для наглядного восприятия снят в 2009 году и неоднократно показан ТВ каналом "Звезда" фильм "Броня России".
    1. +1
      12 сентября 2015 19:22
      Было бы интересно увидеть здесь кусочек этого текста доходчивого. Чтобы сравнить, как писали тогда с тем, что известно сейчас. И может быть даже немного удивиться. Ведь документы и тогда и сейчас в архиве одни и те же!
      1. +1
        13 сентября 2015 11:13
        Заходите на бронесайт Василия Чобитока, открываете "библиотека". Там это книга выложена в формате Dgvi. Откройте, не пожалеете. Исторический обзор создания танка и всё, всё, всё про Т-34.
        http://armor.kiev.ua/wiki/index.php?title=Танк_(книга,_1954)
  15. +2
    13 сентября 2015 07:08
    Царь-танк завораживает своими размерами и конструкцией, вот бы сделать копию и в Кубинку на экспозицию, уверен что повысится посещаемость музея.
    1. +2
      13 сентября 2015 07:52
      А вот это - ДА! Никаких денег не жалко. Потому как приключение мысли налицо! А это всегда интересно!
  16. 0
    13 сентября 2015 11:10
    Кризис Российской империи проявился и в том что военная бюрократия выбирала заведомо неосуществимые, бредовые и дорогостоящие проекты как во флоте так и постройке танков и сухопутном вооружении. Вступив в союз с Антантой в 1907 году и за семь лет так толком и не подготовиться к войне с Германии. Имея опыт Русско-Японской войны никак его не воплотить. Линкоры и Линейные крейсера воплотила Англия и Америка, броневики и танки которые должны были начать строить сразу после войны, задержались в развитии на 10 лет, только в 1915 году когда жареный петух в жопу клюнул, миномёты и ручные пулемёты тоже стали покупать в 1915 году, хотя об их необходимости в войсках было очевидно уже в 1904-05 годах.