Индия и Китай оспаривают Большой Белуджистан

9


Белуджи — народ арийского происхождения со специфическим этногенезом и клановым устройством. Площадь расселения этноса составляет 650 тыс. кв. км, из которых 350 тыс. кв. км приходится на Пакистан, 200 тыс. — на Иран и 100 тыс. — на Афганистан. Численность белуджского народа колеблется от 10 до 18 млн. человек. Религия — ислам суннитского толка. На протяжении всего XX века белуджи неоднократно предпринимали попытки создать собственное государство. Отдельно стоит сказать и о ресурсах Белуджистана. Полезные ископаемые рассыпаны в изобилии — медь, золото, серебро, железная руда, цинк, хром, каменный уголь, природный газ, полудрагоценные камни и т.д. Первая промышленная скважина была пробурена в 1952 г., что положило начало освоению крупнейшего газового месторождения Суй (Suii) в Пакистане. Кроме того, Белуджистан известен двумя морскими портами — Гвадар и Чабахар (Чахбехар).

В Иране белуджи проживают в провинциях Систан и Белуджистан. Это наиболее бедные провинции ИРИ, ключевые маршруты наркотрафика. Численность белуджей в исламской республике превышает 1,5 млн. человек. В их личных документах указывается не национальность, а клан (эсези, наутани, калбели и пр.), что приводит к некорректному отображению численности в статистике и дроблению самого этноса. Иранская стратегия «единый персидский народ» проводит строгую национальную политику в отношении меньшинств в целом и белуджей в частности, включая заключение под стражу за «вражду с Богом» и казнь за «распространение скверны на земле».

В Пакистане их численность составляет 6,2 млн. человек. Белуджи многократно заявляли о своих правах на природные ресурсы пакистанского Суи, на который приходится 85% общей добычи природного газа и 65% производства угля. Белуджистан — отсталая в социально-экономическом плане провинция Пакистана, испытывающая нехватку питьевой воды и современных коммуникаций. Главная причина радикализма местных белуджей состоит в том, что получая значительные прибыли от эксплуатации газовых ресурсов края, Исламабад выделяет им скудные средства на развитие инфраструктуры и экономики.

Ситуацию усугубляют несколько дополнительных факторов. Во-первых, две провинции, особо отличающиеся националистическими тенденциями — Белуджистан в Пакистане и Белуджистан в Иране — граничат друг с другом, а значит имеют постоянное взаимодействие и большие возможности для эскалации и дестабилизации региона. Условно назовем регион Большим Белуджистаном. Во-вторых, как указано выше, провинции обладают важными стратегическими объектами — это иранский порт Чахбехар и пакистанский порт Гвадар. Значение морского порта в современных реалиях известно. Это место сосредоточения геополитических интересов, важнейшая экономическая база для региона и возможность многократного увеличения товарооборота.

Борьбу за Белуджистан ведут сразу две великие державы — Китай и Индия. Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение — это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар — третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов. Прежде всего, это стоянка для кораблей ВМФ, транспортный коридор для Западного Китая, возможность контроля над военной активностью США в зоне Персидского залива, а также связующее звено Иран-Пакистан, которое выступает в качестве дополнительной оси китайского трансконтинентального проекта.

Сам Пакистан рассматривает провинцию Белуджистан в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов, объект стратегических амбиций. Гвадар для Пакистана — инструмент интеграции экономики в Китай, а также доступ к рынкам Средней Азии с точки зрения импорта энергоресурсов и экспорта китайских товаров. Кроме того, Гвадар призван стабилизировать западные мусульманские провинции Китая путем привлечения инвестиций в регион и усиления экономических связей с мусульманскими странами Средней Азии. На сегодняшний день, мощность Гвадара составляет порядка 5,5 млн. тонн в год. По состоянию на конец 2014 года, через Аравийское море экспортируют нефть в Китай следующие страны — Саудовская Аравия (19,8%), Иран (10,9%), Ирак (5,4%), Оман (7,2%), Судан (5,1%), ОАЭ (2,7%).

Второй внерегиональный игрок — Индия, объектом внимания которого выступает порт Чахбехар. Индия и Иран условились совместно развивать его ещё в 2003 году, однако экономические санкции против иранской ядерной программы препятствовали этому. Теперь в условиях вероятного снятия санкций сотрудничество вновь приобрело актуальность. В конце августа президент Ирана Хасан Рухани предложил расширить участие индийских компаний в развитии порта Чахбехар, а также инвестировать в инфраструктуру региона средства на сумму $8 млрд. Соответствующее заявление сделал иранский посол в Индии Голам-Реза Ансари. Будучи одним из крупнейших портов Ирана, Чахбехар оборудован для приема океанских судов и является одним из ключевых элементов транспортного коридора «Север-Юг». Для Индии порт Чахбехар выгоден, потому что позволяет коротким путем доставлять грузы в Афганистан, Россию и Среднюю Азию, исключая транзит через Пакистан. Для Ирана порт Чахбехар — самая близкая точка доступа в Индийский океан, для востока страны — это важнейший центр торговли. Кроме того, развитие Чахбехара — часть программы централизованного бункеровочного бизнеса.

Таким образом, проект Большого Белуджистана стал объектом геополитических войн. Чахбехар от Гвадара отделяют всего 70 км. Именно на этом отрезке сталкиваются интересы Китая и Индии. В баталиях за Белуджистан выиграет тот, кто последует тактике win-win: реализует свои геополитические ссылки и обеспечит благополучие белуджского народа.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    14 сентября 2015 06:14
    Что хотел поведать автор, так и не понял! Два порта, один в Иране, второй в Пакистане, соседние государства, в каждом государстве свои приоритеты и свои спонсоры. Причем тут столкновения интересов Китая и Индия, к чему здесь белуджи?
    1. +2
      14 сентября 2015 10:32
      Здесь вообще не просматривается геополитическое столкновение Индии и Китая. И Индия, и Китай имеют неплохие отношения с Ираном, а Китай ещё и с Пакистаном.Китаю для его глобального проекта "Великий шёлковый путь" нужна стабильность в экономике региона, а военные действия эту стабильность расшатывают. Индия в своём противостоянии с Пакистаном может, конечно, использовать фактор белуджей, но союзником Индии они вряд ли не станут по причине различий в религии и клановости белуджей. Из истории известно, что белуджи зачастую заключали союзы не с родственниками по крови, а
      1. +2
        14 сентября 2015 11:32
        Цитата: andj61
        Здесь вообще не просматривается геополитическое столкновение Индии и Китая.

        Главное для западных партнеров, как раз и есть, то что бы столкнуть, Индию с Китаем, что бы не было Шелкового пути.
        1. +1
          15 сентября 2015 00:13
          Статья полностью провокационная.И в этом месяце уже третья или четвёртая.Да в конце концов неужели власти не видят к чему это может привести.Это не призыв вводить тотальную борьбу с инакомыслием это призыв к соблюдению законов.А эта, да и предыдущие статьи на эту тему,явно носят провокационный характер.
    2. 0
      14 сентября 2015 22:38
      "...все смешалось - кони, люди..."
  2. +4
    14 сентября 2015 07:14
    Такое ощущение, что в статье чего-то не хватает. Текущая версия больше на черновик похожа.
  3. +2
    14 сентября 2015 07:19
    Просто при желании Матрасы смогут расшатать регион. Как с Курдистаном. И увязнут и Иран и Пакистан. И Индия с Китаем инвестиции уже сделанные не бросят. Очередной гордиев узел. Может и туда скоро печеньки повезут.
  4. +1
    14 сентября 2015 09:02
    Статья ни о чём. А вот то что сепаратисткие настроения среди белуджей зреют перманентно, ни для кого не секрет по-моему. Правда бяда в том, что Индии муслимуны на фиг не сдались. А Пакистан уже себя показал как их враг. Вот они и мирятся с текущим положением. Будут ли они воявать - вряд ли, не та сила, не смотря на их "асвабадительнаю армийю". Ну да, индусам неплохо бы заиметь порт - ослабить Пакистан, это просто традиция. Китай и КНДР уже и так всюду влезли, почти как Россия - и в Сирию и в Ближний Восток в целом.
    Принципиально если даже там что начнётся, России от этого не будет ни холодно, ни жарко. Нормальных тесных дипотношений с Пакистаном у России нет, взаимная нелюбовь из-за Афгана до сих пор остаётся. Ну разве что индусы вспомнят про бха-бхай-руси-хинди, но опять же Россия нее полезет разбираться - Китай же партнёр, а русские излишне честные.
  5. +1
    14 сентября 2015 10:14
    После прочтения статьи возникла мысль, что раскрой автор шире материал по белуджам, было-бы интересно. А вот вопросы геополитики изложены скомкано, и с достаточными неточностями в логистике, при попытке автора описать значимость, указанных в статье, портов. Конечно информацией автор владеет и умеет её анализировать, но донести свои мысли и точку зрения до читателя не смог.
    Эт конечно типа моё мнение.
  6. 0
    14 сентября 2015 18:45
    Цитата" ....получая значительные прибыли от эксплуатации газовых ресурсов края, Исламабад выделяет им скудные средства на развитие инфраструктуры и экономики...." Хм... что - то мне это сильно напоминает родную страну....только Исламабад заменить на Москву а белуджей на русских....со всеми вытекающими
  7. +1
    14 сентября 2015 19:17
    включая заключение под стражу за «вражду с Богом»

    У нас тоже все к этому идет, судя по активности гундяевских прихвостней.
  8. +1
    14 сентября 2015 20:51
    Китайцы и так все получат , через свои инвестиции в данный регион . А Индии он зачем , единственно ослабить Пакистан , так Китай не даст этого сделать .Провокационная статья.