Ил-86: первый советский «аэробус»

70
Ил-86 стал первым и самым массовым советским широкофюзеляжным пассажирским самолетом. Эта четырехдвигательная машина была спроектирована инженерами КБ Ильюшина. Самолет серийно производился в Воронеже на заводе ВАСО с 1980 по 1997 годы (в некоторых источниках вместо 1997-го фигурирует 1993 год). За это время в Воронеже было собрано 106 самолетов Ил-86. В настоящее время самолет снят с коммерческой эксплуатации. До 4-х машин может по-прежнему использоваться ВВС России. Это самолеты Ил-80 (или Ил-86 ВКП — воздушный командный пункт).

Первый в нашей истории широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86 поднялся в воздух на 10 лет позже своего американского собрата, в роли которого выступил Boeing-747. Данное запоздание объяснялось не слабостью советской конструкторской мысли и уровнем развития авиапромышленности, а вполне обоснованными экономическими предпосылками. Для появления в СССР подобных авиалайнеров, которые могли перевозить более 300 пассажиров, на тот момент просто не существовало социальных и экономических предпосылок. Советские граждане летали, в том числе и за границу, далеко не в тех объемах, которые начали наблюдаться в США, уже начиная с середины 1960-х годов. Хотя стоит отметить, что инициализации работ над первым советским «аэробусом» Ил-86 поспособствовало и появление на трансконтинентальных трассах в 1970 году американского гиганта Боинг-747 и завершение строительства первого европейского аэробуса А-300.



Для авиаперевозчиков из США широкофюзеляжный самолет к началу 70-х годов прошлого века был жизненно необходим. Сработал закон спроса и предложения, и компания Boeing представило свое решение проблемы в виде широкофюзеляжного лайнера. В это время советский «Аэрофлот» вполне удовлетворял потребности пассажиров обычным парком самолетов: Ту-134, Ту-154, Ил-18, Ил-62, Як-40. Эти самолеты были достаточно надежны и были в состоянии закрыть весь диапазон перевозок как по пассажирам, так и по дальности полетов. Однако развитие советской экономики и рост благосостояния граждан делали свое дело, с каждым годом количество авиапассажиров росло. В связи с увеличением пассажиропотока расширились и два главных аэропорта Москвы — Домодедово и Шереметьево. Пик нагрузки на аэропорты ожидался в 1980 году, что было обусловленное проведением в Москве летней олимпиады. Как раз в этом году Ил-86 совершил свой первый регулярный рейс.

Именно Ил-86 стал первым отечественным серийным пассажирским широкофюзеляжным лайнером. Требования к новой машине были сформулированы «Аэрофлотом» в 1967 году, авиаперевозчик рассчитывал получить самолет, рассчитанный на 250-300 мест. В том же году 13 октября было принято постановление Совмина СССР о создании подобного самолета. В конструкторском бюро имени Ильюшина изначально работали над вариантом 250-местного самолета Ил-62-250, это была версия с удлиненным на 6,8 метра фюзеляжем. Но данный проект не получил дальнейшего развития. Для того чтобы разместить на борту 350 пассажиров необходимо было наращивать количество кресел в ряду, однако, стремясь сохранить достигнутый на самолете Ил-62 уровень комфорта, в ОКБ Ильюшина начали прорабатывать двухпалубный вариант, а также однопалубный вариант самолета с фюзеляжем, имевшим овальное сечение с двумя раздельными кабинами. Однако и эти предложения в итоге были отклонены.

22 февраля 1970 года ОКБ Ильюшина было выдано конкретное задание на проектирование широкофюзеляжного пассажирского самолета, рассчитанного на перевозку 350 пассажиров. Еще через два года Совмином СССР было принято решение о начале работ над проектом самолета Ил-86. Кроме уточнения технических характеристик новинки, было и дополнительное задание — разработать условия перевозки багажа пассажиров (принцип «багаж при себе»). Решение данной задачи поставило перед разработчиками ряд вопросов по подбору оптимального диаметра фюзеляжа лайнера.



Для создателей нового самолета выбор правильной геометрии и расстановки пассажирских кресел оказался задачей с множеством неизвестных. Среди параметров, которые влияли на этот выбор, выделяли не только аэродинамические качества, заполняемость салона и ожидаемый коммерческий успех, но и такие факторы, как безопасность эксплуатации лайнера, способность эвакуировать всех пассажиров самолета в отведенное нормативное время, удобство работы экипажа, уровень комфортности, условия погрузки/разгрузки багажа и многое другое. Уделялось внимание и необходимой длине и состоянию ВПП. В результате создатели остановились на варианте самолета с круглым сечением фюзеляжа и расстановкой кресел на верхней палубе со схемой 3-3-3 с двумя проходами между рядами кресел. Благодаря тесному сотрудничеству инженеров ОКБ Ильюшина со специалистами ЦАГИ, удалось создать такой фюзеляж, параметры которого позволяли поставить в ряд сразу 9 кресел с двумя проходами. При этом их ширина оказалась даже больше, чем в существующих иностранных аналогах. Эксплуатации самолета со сравнительно коротких ВПП удалось добиться за счет применения подходящей механизации крыла, которая состояла из трехщелевых закрылков и предкрылков.

Нижняя палуба авиалайнера оснащалась стеллажами, она предназначалась для грузов и багажа. Пассажиры через три люка попадали на нижнюю палубу лайнера, оставляли здесь свой багаж, после чего по трем однопролетным лестницам поднимались на вторую палубу — в пассажирский салон. Стоит отметить, что Ил-86 выгодно отличался от зарубежных образцов именно значительно меньшим временем, которое пассажиры тратили на посадку и покидание здания аэровокзала после прилета. В основном это происходило за счет реализации на практике системы «багаж с собой», которая не предполагала длительной процедуры сортировки и загрузки багажа на борт. Не нужно было пассажирам и стоять по полчаса в зале прилета у ленты багажного конвейера.



22 декабря 1976 года испытательный образец самолета Ил-86 совершил свой первый полет с Центрального аэродрома имени Фрунзе. Машину поднял в небо экипаж под руководством Э. И. Кузнецова. Уже в июне 1977 года новый советский самолет был продемонстрирован на международной авиационно-космической выставке в Париже. В апреле 1978 года состоялся первый технический рейс самолета Ил-86 по маршруту Москва-Сочи. В этом же году были выполнены демонстрационные полеты в Ленинград, Ростов-на-Дону, Симферополь и Минеральные воды. По информации КБ имени Ильюшина в конце 1970-х годов Ил-86 успел побывать и в Новосибирске, но официальной датой первой посадки авиалайнера в аэропорту «Толмачево» считается февраль 1980 года. В сентябре 1979 года начались эксплуатационные испытания нового лайнера (самолеты СССР-86003 и СССР-86004), которые проводились на базе Внуковского производственного объединения гражданской авиации. В декабре 1980 года самолет Ил-86 получил Сертификат летной годности и 26 декабря 1980 года совершил свой первый регулярный рейс по маршруту Москва-Ташкент. Так началась эксплуатация первого в нашей стране широкофюзеляжного авиалайнера, на смену которому в будущем придет Ил-96, на котором сегодня совершает полеты президент Российской Федерации.

Уже в сентябре 1981 года, то есть меньше чем через год после начала официальной эксплуатации лайнера, на самолете было установлено 17 официальных мировых рекордов. Это были рекорды скорости полета по замкнутом маршруту длиной 1000 и 2000 километров с разным объемом груза в классе самолетов без ограничения взлетной массы. В ходе рекордных полетов на Ил-86 удалось достичь скорости полета 962 км/ч и 975,3 км/ч соответственно. Согласно официальному сайту Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), данные рекорды не были превзойдены в течение 20 лет. При этом Ил-86 стал самым надежным самолетом среди представителей отечественной гражданской авиации.



Широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 был предназначен для эксплуатации на линиях средней протяженности. На момент создания на самолете было установлено современное оборудование, которое в сочетании с многократным резервированием основных систем позволило обеспечить высокую надежность машины и безопасность полета. Установленные на авиалайнере три встроенных трапа обеспечивали быструю посадку и высадку пассажиров независимо от работы наземной службы аэропорта. В 1981 году коллектив создателей самолета был удостоен Ленинской премии, а генеральный конструктор Генрих Новожилов «за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники» был награжден второй Золотой медалью Героя Социалистического труда.

Ил-86 — это четырехдвигательный турбореактивный низкоплан, обладающий стреловидным крылом и однокилевым оперением. Специально для данного самолета в СССР были созданы двигатели НК-86, которые стали глубокой модернизацией двигателей НК-8, устанавливаемых на пассажирские самолеты Ил-62 и Ту-154Б, данные двигатели обладали тягой 13 000 кгс. Именно эти двигатели и стали в дальнейшем главной причиной преждевременного вывода самолета Ил-86 из эксплуатации. НК-86 отличались большим расходом топлива и повышенной шумностью. Они обеспечивали самолету слишком малую тяговооруженность — из-за вялого разбега и отрыва от взлетной полосы даже ходила шутка, что Ил-86 взлетает, благодаря кривизне планеты. Помимо этого размеры двигателей НК-86, под которые был произведен расчет планера и шасси, сделали невозможной дальнейшую ремоторизациию авиалайнера, что в конечном итоге повлекло за собой создание нового самолета — Ил-96. Помимо этого, устаревшие конструкции и материалы НК-86, который являлся лишь модернизацией старичка НК-8, снижали его работоспособность при высокой температуре окружающего воздуха по сравнению с более современным авиационными двигателями. При взлете самолета в жару иногда срабатывали установленные на нем регуляторы температуры РТ-12, которые начинали срезку топлива для снижения температуры газов турбиной или совсем отключали двигатель, что вело к прекращению взлета.



Помимо этого НК-86 оказался слишком шумным. Справедливости ради стоит отметить, что в салоне самолета звукоизоляция была хорошей и пассажиры не особенно ощущали на себе шум работающих двигателей. Однако ужесточение международных норм для полетов гражданской авиации по уровню шума не позволило Ил-86 влезть в допустимые границы. В этой связи возникли проблемы с совершением полетов Ил-86 в иностранные государства. В целом летный век советского «аэробуса» оказался сравнительно недолгим. Из-за крайней неэкономичности и шумности двигателей НК-86, самолет не выжил в новых условиях. Массовое списание и вывод из эксплуатации самолетов этого типа началось уже в 2001 году. Причиной этого стало и то, что в ЕС были введены ограничения по шуму, что автоматически закрыло для Ил-86 большинство аэропортов Европы. Последними регулярными рейсами данного авиалайнера в России стали рейсы Москва — Симферополь и Москва — Сочи, которые выполнялись самолетами авиакомпании «Атлант-Союз» до конца октября 2010 года.

В 1980-е годы в СССР проводились исследования проектов самолетов Ил-86В и Ил-86Д, на которые планировалось установить двигатели ТРДД Rolls-Royce RB211-22В английского производства с тягой 19 000 кгс. Так среднемагистральный Ил-86В обладал удлиненным фюзеляжем, он был рассчитан на транспортировку 450 пассажиров на расстояние в 3600-4000 км. Самолет Ил-86Д должен был перевезти 330 пассажиров на расстояние до 9000 км. В дальнейшем именно Ил-86Д стал основой для создания дальнемагистрального самолета Ил-96-300. Во второй половине 1990-х годов изучалась возможность установки на самолет высокоэкономичных двигателей ТРДД CFM56-5C-2 тягой 14160 кгс, которые позволили бы довести дальность полета самолета с 350 пассажирами на борту сразу до 6400 км. Однако, по бытующему мнению, КБ Ильюшина отказалось от идеи ремоторизации Ил-86 из практических соображений. Однако в итоге лишь прогадало, так как ни Ил-96, ни ремоторизованный Ил-86 так и не пошли в массовую серию, а эту нишу на российском рынке в начале 2000-х годов окончательно заняли бывшие в употребление авиалайнеры Airbus А310, Boeing 747, Boeing 767, возраст которых на момент покупки часто составлял 10-20 лет.

История советского аэробуса закончилась довольно печально, а перспективы его ближайшего родственника Ил-96 весьма туманны. Данных широкофюзеляжных самолетов для авиалиний средней и большой протяженности было построено всего 27. При этом сегодня эксплуатируется лишь 11 таких машин. Самолеты Ил-96-300 (4 штуки) и Ил-96-300ПУ (4 штуки) входят в состав Специального летного отряда «Россия», подчиненного Управлению делами президента. Еще 3 самолета эксплуатируются кубинской авиакомпанией Cubana de Aviacion. Весной 2014 года «Аэрофлот» прекратил эксплуатацию шести своих самолетов Ил-96-300, последний рейс из Москвы в Ташкент был выполнен 30 марта 2014 года. Символично, что Ил-86 в далеком 1980 году совершил свой первый регулярный рейс по этому же маршруту. Комментируя решение о выводе из эксплуатации самолетов Ил-96, в авиакомпании подчеркнули, что в мире сегодня четырехмоторные дальнемагистральные самолеты вымирают как класс, отметив также возраст самолетов (эксплуатировались с 1995 года), высокую топливозатратность машин и жалобы пассажиров из-за низкого комфорта салона.



После вывода из эксплуатации самолетов Ил-96-300 и MD11F парк «Аэрофлота» помолодел. На 31 декабря средний возраст 143 самолетов компании составлял 5,5 лет, а на 27 июня 2014 года снизился до 3,9 лет, при увеличении количества самолетов до 156 единиц. В настоящее время парк компании на 88% состоит из иностранных машин, а оставшиеся 12% приходятся на долю ближнемагистральных самолетов Sukhoi Superjet 100. С уходом с рынка Ил-96 рынок дальнемагистральных перевозок в России на 100% занят иностранными самолетами. Сегодня Ил-96 выпускается в гомеопатических объемах. Два самолета Ил-96-300 строятся для Специального летного отряда «Россия» (скорее всего, в рамках обновления парка). Еще два самолета по сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны России, строятся в версиях самолетов-топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ. Данная версия топливозаправщика в состоянии передать на другие самолеты более 65 тонн топлива (на Ил-78М — 40 тонн) на удалении до 3,5 тысяч километров (на Ил-78М — до 2-х тысяч километров). Однако данные заказы не имеют ничего общего с гражданской авиацией.

Летно-технические характеристики Ил-86:

Габаритные размеры: длина — 59,94 м, высота — 15,81 м, размах крыла — 48,1 м, площадь крыла — 320 м2.
Масса снаряженного самолета — 111,5 тонны.
Платная нагрузка — 42 тонны.
Взлетная масса — 215 тонн.
Запас топлива — 113 950 кг.
Силовая установка — 4 ТРДД НК-86, тягой 4х13000 кгс.
Вспомогательная силовая установка — 1 ГТД ТА-10.
Крейсерская скорость полета — 950 км/ч.
Эксплуатационный потолок — 12 000 м.
Дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) — 3800 км.
Дальность полета с 350 пассажирами и багажом (с резервами топлива) — 4350 км.
Потребная длина ВПП — 2600 м.
Экипаж — 3-4 человека.
Пассажировместимость — 350 человек (эконом), 314 человек (3-х классная компоновка), 234 человека (2-классная компоновка).

Источники информации:
http://www.vaso.ru/?menu=planes_p11
http://avia.pro/blog/il-86
http://svpressa.ru/post/article/108476/?rintr=1
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/07/02/aeroflot-prodaet-starye-samolety
Материалы из свободных источников
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    15 сентября 2015 06:34
    в 1996-м на ИЛ96-300 из Москвы в Сиетл летел через Северный Полюс.. Нормально так слетали , было комфортно и удобно.. И покурить можно было в "хвосте" без проблем.. Интересно было видеть в илюминатор как самолет "махал" крыльями как птица, будьто пытался двигателям помочь.
    Когда сели в Сиетле ( после 12 часов лета), уже с терминала посмотрел на нос самолета- краска облупленная, но все равно смотрелось завораживающе.. неплохая махина была..
    1. +4
      15 сентября 2015 08:31
      Цитата: Lunic
      Интересно было видеть в илюминатор как самолет "махал" крыльями как птица, будьто пытался двигателям помочь


      Крылом, а не крыльями. И "машут" им все современные самолеты. Просто может не всегда заметно. drinks
    2. +22
      15 сентября 2015 09:47
      Четыре года в 80-х летал из Ташкента в Москву и обратно на 86-х.
      Уровень шума - обычный для самолётов тех времён (не сравнивать с АН-24), а вот по скорости посадки в самолёт и высадки - да, аналогов нет, да и по комфорту в салоне - коленями в переднее сидение не упираешься и с соседом плечами не трёшься.
      Самые приятные воспоминания об этом лайнере.
      1. +6
        15 сентября 2015 11:28
        Цитата: roadsmell
        Уровень шума - обычный для самолётов тех времён


        Нее..."Ильюша" был тише,можно правда сравнить с Ту-154..там да..если сидишь в первом салоне или в начале 2-го то ..то же тихо, а вот в районе центроплана уже..."ощущаешь" .."шум" wink

        Цитата: roadsmell
        да и по комфорту в салоне - коленями в переднее сидение не упираешься и с соседом плечами не трёшься.


        Будите удивлены,но при всех макетных комиссиях(на всех типах самолётов) шаг кресел просто belay шикарный, а вот когда уже пошёл в серию,то...почему-то сразу же..уменьшается (бизнес и..ничего личного wink

        Цитата: roadsmell
        Самые приятные воспоминания об этом лайнере.


        То же нравился самолёт good единственно,что "напрягало немного" это заход на посадку в режиме АЗП...очень уж резко доворачивал и по курсу и по тангажу recourse ,а учитывая его,самолёта,размеры и маленькую скорость на глиссаде снижения, становилось как-то..."неуютно".
        Придёт уважаемый ССИ "просвятит"..это его.."детище" drinks
        1. +12
          15 сентября 2015 12:15
          Цитата: древний
          Придёт уважаемый ССИ "просвятит"..это его.."детище

          Привет, старичок!!! hi Кренами управляет ВНУТРЕННИЙ элерон, поэтому, из-за малого момента, скорость вхождения в крен большая, плюс, очень часто, угол крена становился выше 30°, но на безопасность полета это не влияло...
          1. 0
            15 сентября 2015 13:20
            Вроде только один 86й упал и то без пассажиров?
          2. +2
            15 сентября 2015 18:16
            Цитата: ССИ
            Привет, старичок!!!


            Привет,друже! drinks Всё как всегда...."разжёвано и в рот положено" good
            Ну "нас" кренами то не "удивишь", мы и не такие "фортиля" на глиссаде .."выбрасывали"...благо,что "скоростёнка всегда была в наличии,не в пример "гражданам" wink
            У нас главное "показания" по УАСП .."контролировать"( в смысле за "зазором" следить и..."звоночек" слушать),что бы на 2-й режим не въехать wassat
            1. +3
              15 сентября 2015 18:28
              Цитата: древний
              Ну "нас" кренами то не "удивишь", мы и не такие "фортиля" на глиссаде .."выбрасывали".

              Объективный проверят, и КВСу клизьму - крен больше 30°, а машина сама проскакивала, правда САУ быстренько взад крен возвращала, но ты прав - при заходе на посадку скорость кренения впечатляла...
        2. +2
          15 сентября 2015 14:41
          .если сидишь в первом салоне или в начале 2-го то ..то же тихо, а вот в районе центроплана уже..."ощущаешь" .."шум" wink ---------------------------------------------- И ещё одно неудобство мест "в хвосте"- ощущение ,что сидишь в переходе метро .Когда 300 человек из второго салона непрерывным потоком тянутся мимо тебя в туалет , это как-то раздражает sad .
          1. +2
            15 сентября 2015 15:22
            Да , и ещё одно наблюдение : пару раз попадал на 86-м в грозовой фронт .Неприятно поразило , что такую махину так сильно "болтает" , к примеру Тушка в подобных условиях ведёт себя более достойно . А в целом - очень удобный и комфортный (для пассажира) самолёт , полетать на нём довелось достаточно .В 80-90-е из МинВод по четыре рейса в день на Москву летало (не считая Тушек) , для них даже отдельный терминал построили .
            1. +3
              15 сентября 2015 15:31
              Цитата: 26rus
              к примеру Тушка в подобных условиях ведёт себя более достойно

              В АБСУ-154 есть режим - "включи в болтанку" - демпфируются колебания, НО не забывайте про габариты и вес... Машины РАЗНЫХ классов, демпфировать колебания на Ил-86 (еще аналоговая система управления, на Ил-96 - уже цифра и демпфирование более качественное) сложнее, нежели чем на Ту-154...
            2. +2
              15 сентября 2015 18:11
              Цитата: 26rus
              Неприятно поразило , что такую махину так сильно "болтает" , к примеру Тушка в подобных условиях ведёт себя более достойно .


              Если с первым коментом,где насчёт "перехода в метро" wink , согласен,то здесь request ...вы просто "не попадали" в.."приличные болтанки",где.."голова-.опа.голова,опа и...штанга" wassat

              И так,к сведению, в грозовой фронт попасть низя....Запрещено ЗАКОНАМИ авиационными...можно между очагами,когда есть 20 км,слева-справа обойти если есть 10 км и сверху...когда есть более 2 000 метров запаса.

              Хотя если "сдохнет обезъянка",то...случаи бывали..как и у граждан,так и у нас.

              И у граждан есть ещё один "неприятный момент", с которым "боролся" всю жизнь,по мере возможности,но.....где я а где "ЖИЗНЬ", в смысле ...деньги wassat
              Так как...любое "удлинение маршрута полёта" это дополнительный расход топлива..а это деньги и..что самое страшное у граждан - "всё выполняется решением командира воздушного судна и под его отвнтственность" (т.е. и премия,вернее получение её возможности....то же....вот и "ломятся"..как в "последний раз" несмотря на все..."законы" recourse
              1. +3
                15 сентября 2015 18:15
                Цитата: древний
                И у граждан есть ещё один "неприятный момент", с которым "боролся" всю жизнь,по мере возможности,но.....где я а где "ЖИЗНЬ", в смысле ...деньги

                Пример: питерский Ту-154, который "ссыпался" с эшелона при попытке сверху облететь грозу, вместо полета на запасной... Деньги, деньги... "Гражданам" платят бонусы за экономию топлива, сокращение стоянок и т.д. и т.п.
      2. +2
        15 сентября 2015 21:54
        Ну да ИЛ-86-классный самолет. Но АН-24 несмотря на шумность считается одним из самых безопасных в мире. И до сих пор эксплуатируется.
      3. +2
        17 сентября 2015 12:14
        Я был свидетелем и участником строительства этих самолётов в Воронеже, на Авиационном заводе. Позднее не раз летал им в Новосибирск и обратно. Самолёт очень надёжный, комфортный, уровень шума, в сравнении с Ту-114 или Ил-18, и даже с Ту-154, намного ниже. На маршруте Внуково-Толмачёво прилично кормили.
    3. 0
      15 сентября 2015 21:21
      Цитата: Lunic
      как самолет "махал" крыльями



      Боинг-737, Аэрбас-319\320. Крылья выгибаются. Особенно у Боинга.
      1. +1
        16 сентября 2015 13:51
        Крылья выгибаются у всех самолетов. Зависит от плеча и нагрузки.. И честно, не припомню ни одной катастрофы из-за крыльев. Запас здоровенный, надо знать сопромат и теормех. Ежели не ошибаюсь, градусов на 30-35 крылья могут гулять( при жестких обстоятельствах).
        1. +2
          16 сентября 2015 14:11
          Цитата: bandabas
          Крылья выгибаются у всех самолетов

          Прошу прощения - не крылья, а КРЫЛО. Оно одно на самолете, две консоли ОДНОГО крыла. И 30°... Не много ли?
    4. +1
      15 сентября 2015 21:36
      Классный самолет! Могли бы наши все таки пободаться с Боингом и Аэробусом и сейчас на современном этапе!
  2. +3
    15 сентября 2015 06:37
    Красивые "Ильюшки"! Было бы очень даже хорошо, если бы удалось создать на их базе что-то отвечающее современным требованиям; комфортность в салоне, я думаю, это легко сотворить, а вот разработать двигатели- большой вопрос... Мы можем или нет, мать перемать...?!
    1. +3
      15 сентября 2015 09:01
      Цитата: kobussubok
      Красивые "Ильюшки"! Было бы очень даже хорошо, если бы удалось создать на их базе что-то отвечающее современным требованиям; комфортность в салоне, я думаю, это легко сотворить


      Разработать на их базе - что то отвечающие требованиям не получится. Как не печально, но все наши гражданские самолеты уже проектировались устаревшими, если сравнивать с западными аналогами.

      В статье его сравнили с 747, но это конечно в корни не корректно. Наш и меньше и дальность гораздо скромнее! Скорее его можно сравнивать с 767, он на пару лет позже взлетел, но тем не менее до сих пор не только эксплуатируется, но и можно новый купить.

      Цитата: kobussubok
      а вот разработать двигатели- большой вопрос... Мы можем или нет, мать перемать...?!


      Нам нужен был именно двухдвигательный широко-фюзеляжник. Такой проект должен был стать Ту-304 с движками НК-44 по 44 тонны тяги. что то приближенное к 777 бойнгу должно было выйти. Но планы рухнули. Может это и стал бы первый конкурентоспособный гражданский самолет, с нормальными движками.

      А до этого проекта сопоставимых по всем параметрам с западными двигателей у нас небыло и нет...

      Вся надежда на ПД-14, но правда его еще только испытывают а конкурент Pratt & Whitney PW1000 уже летает. Да еще и имеют рабочую версию purepower, о которой мы только мечтаем.

      И это все не говоря о проекте керамических лопаток турбины у GE, для повышения температуры газов...
  3. 0
    15 сентября 2015 06:47
    Вон как, двигателя оказываются причиной, а все задавался вопросом почему 86-х не стало
    1. +7
      15 сентября 2015 12:25
      Они обеспечивали самолету слишком малую тяговооруженность — из-за вялого разбега и отрыва от взлетной полосы даже ходила шутка, что Ил-86 взлетает, благодаря кривизне планеты.
      Автор ,по не знанию или специально,как бы слукавил.В ввиду конструктивных особенностей размещения опорных шасси,угол тангажа при взлете составлял 9 градусов.Отсюда и затяжной взлет!!!При 11 град.косание фюзеляжем взлетки.
      Так что шутка из области глупости.
      Автор!!!!
      Ил-86 удалось достичь скорости полета 962 км/ч и 975,3 км/ч соответственно.
      С плохими двигателями? И данные рекорды не были превзойдены в течение 20 лет?
  4. Комментарий был удален.
  5. 0
    15 сентября 2015 06:59
    Ну что тут скажешь?Красавец!!![media=http://https://youtu.be/VZRPAa5AZC4]
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      16 сентября 2015 16:31
      Вторая попытка помочь(!!! видео не вставляется!!):

  6. +3
    15 сентября 2015 07:00
    Эх такова красавца по-рили, летал на нём и не раз и кому в нём комфорта не хватало. А учитывая что широка страна моя родная такая машина нужна. И да камень в огород импортозамещенцев.
  7. +2
    15 сентября 2015 07:11
    Отличный самолет, никакие Боинги и Эрбасы не идут в сравнение!
    1. +15
      15 сентября 2015 08:12
      Цитата: Добрый
      Отличный самолет, никакие Боинги и Эрбасы не идут в сравнение!

      Самолет действительно отличный и конечно Боинги и Аэробусы еще как идут в сравнение. Приходилось летать на Иле из Хабаровска в Москву. впечатления положительные. ЕМНИП то Ил-86 рекордсмен по отсутствию катастроф. good
      1. avt
        +1
        15 сентября 2015 09:13
        Цитата: профессор
        . ЕМНИП то Ил-86 рекордсмен по отсутствию катастроф.

        По раздолбайству уронили ОДИН пустой в 90е кажется . А так машина чудесная - воспоминания о полете на нем - в общественном транспорте едешь - главное остановку не проехать . laughing Очень жаль что машину не ремоторизировали - рано сошла . sad
        1. +4
          15 сентября 2015 11:21
          Цитата: avt
          По раздолбайству уронили ОДИН пустой в 90е кажется

          В 2002 вылет из Шереметьево, после чартеров, положение стабилизатора не соответствовало взлетному весу... Сентябрь 2001 - посадка в Дубае без шасси, забыли выпустить... Пожалуй, все...
          1. +1
            15 сентября 2015 14:25
            Цитата: ССИ
            Цитата: avt
            По раздолбайству уронили ОДИН пустой в 90е кажется

            В 2002 вылет из Шереметьево, после чартеров, положение стабилизатора не соответствовало взлетному весу... Сентябрь 2001 - посадка в Дубае без шасси, забыли выпустить... Пожалуй, все...

            Кажется ,в Дели один сгорел на стоянке , в него въехал другой самолет .
      2. 0
        15 сентября 2015 13:57
        Доброе слово из ваших уст "Профессор" дорогого стоит!
  8. +2
    15 сентября 2015 08:19
    На вертолетах приходилось летать и раньше, но первый полет на самолете был именно на Ил-86. Поразил своими размерами, удобством, оборудованием. Второй полет был на Ту-154 - никакого сравнения, таким тесным показался после аэробуса. Прекрасная машина, впечатления на всю жизнь.
  9. +1
    15 сентября 2015 08:32
    Детские впечатления от этого самолёта были просто потрясающие. Он мне казался очень большим, огромным! И очень просторным. Удалось полетать практически на всех самолётах аэрофлота времён СССР. Начиная от Ан-2, заканчивая Ил-86. Не летал только на Ил-62. Салон Ил-86 казался спортзалом))) А необычность посадки? С улицы (утрирую) по трапу на нижнюю палубу, тёмную, с полками, чеммоданами под сетками. И по лестнице, в светлое и просторное помещение))), где в отличие от тушек было просторно)))
  10. +1
    15 сентября 2015 08:50
    86 создавался для полетов по СССР. Ташкент-Москва-Новосибирск-Сочи. По авиалиниям ,где загруженность оч высокая. Аэропорты СССР не все были готовы принять такой гигант, поэтому и 6 встроенных трапов. И дальность, если я не ошибаюсь около 4000 км. Поэтому сравнивать с 747м немного некорректно
    1. avt
      +1
      15 сентября 2015 09:16
      Цитата: Zaurbek
      . По авиалиниям ,где загруженность оч высокая. Аэропорты СССР не все были готовы принять такой гигант, поэтому и 6 встроенных трапов.

      А если подумать ? Ну про то что как такое количество пассажиров посадить и высадить через ОДИН трап ? Вот задачка для средней школы но только вместо бассейна и трубы - пассажиры и трап , один , или шесть . Вот сколько он на поле стоять будет , когда из одного выходить будут ? wassat
      Цитата: Zaurbek
      . Поэтому сравнивать с 747м немного некорректно

      Ну это -да .Джамбо из другой категории , к нему только 96 подбираться начал.
      1. +5
        15 сентября 2015 11:23
        Цитата: avt
        Вот сколько он на поле стоять будет , когда из одного выходить будут ?

        А это деньги... Для А-380 специально причалы проектируются, с тремя "хоботами"...
        1. 0
          15 сентября 2015 13:23
          Спасибо за экскурс в среднюю школу. Я не про количество дверей , нужное для посадки-высадки людей. А про то , что наши аэропорты были плохо оборудованы и 6 трапов приходилось возить вместе с самолетом. А это вес, керосин и тд. Идеология создания самолета другая. Тогда СССР сам думал, сам создавал самолеты под свой домашний рынок. А Ил 96-это уже попытка создания конкурента Боингу 747.
          1. 0
            15 сентября 2015 14:11
            Цитата: Zaurbek
            96-это уже попытка создания конкурента Боингу 747


            Нет, это попытка переделать платформу 86 под более разумный вариант применения.
            До конкурента 747 там ой как далеко. Это класс 330 арбуза, но ни как не 747...
            Да еще и заведомо провальная попытка.
          2. avt
            +1
            15 сентября 2015 14:28
            Цитата: Zaurbek
            и 6 трапов приходилось возить вместе с самолетом.

            Каким трапом то ? С каким самолетом??? wassat Вы собственно о чем ???Я на 86 входил в открытую дверь без приставной машинки . Аппарат брал пассажиров прямо с бетона без подгона к нему аэродромной техники , ставил вещички в ячейку и поднимался на пассажирскую палубу у кресло.
            1. 0
              15 сентября 2015 17:15
              Я про , вот эти двери с лесенками, помимо них были и обычные еще. У Обычных самолетов один комплект дверей.
              1. +3
                15 сентября 2015 17:22
                Цитата: Zaurbek
                Я про , вот эти двери с лесенками,

                Простите, у самолета не двери, а люки... Дверь в туалет и в кабину экипажа. Встроенный трап это называется, прошу прощения...
            2. -2
              15 сентября 2015 17:15
              Я про , вот эти двери с лесенками, помимо них были и обычные еще. У Обычных самолетов один комплект дверей.
              1. avt
                +1
                15 сентября 2015 17:23
                Цитата: Zaurbek
                У Обычных самолетов один комплект дверей.

                laughing Про ,,комплект дверей " , да еще один , это сильно ! laughing Ну да ладно .
        2. +1
          15 сентября 2015 14:08
          Цитата: ССИ
          77 бойнгу должно было выйти


          Это которые рукава то терминала?

          Ходили же слухи, что 380 вообще прикрыть собираются. Мол может не выдержать конкуренции с а-350 и особо с 777NG...
          1. +4
            15 сентября 2015 14:23
            Цитата: Фалкон
            Ходили же слухи, что 380 вообще прикрыть собираются.

            Пока прикроют... Их порядка 170-180 штук уже летают, так что эксплуатировать все равно надо...
  11. +2
    15 сентября 2015 11:12
    Не понравилась статья,начали за здравие закончили за упокой.Главное то что СССР мог аэробусы делать полного цикла а Россия нет,уровень шума под западные стандарты подвели для чего они в России чтобы самолёты такого класса больше не появились,для России самолёт самое то и а то движки прожорливые и вообще он какой-то не такой надо срочно покупать боенги и эрбасы а своё на помойку а не улучшать ведь и движки пс90 вполне на уровне.Слава богу что военные заказали танкеры ил96 дай бог что под эту дудку и аэробусы будут делать.
  12. +2
    15 сентября 2015 12:30
    Классный самолёт, первый раз в сознательном возрасте на нём летал, невероятные ощущения, Алма-Ата - Питер и обратно, или повезло или от самолёта зависело ни разу не тряхнуло, а потом летал на "буржуйских", каждую "яму" чувствуешь
  13. +2
    15 сентября 2015 12:40
    Из всех самолетов, на которых довелось летать - у Ил-86 салон для меня был самым просторным, ноги в переднее сиденье не упирались.
  14. +5
    15 сентября 2015 13:27
    Машина сказка! Был рад, когда летали на ней.
    2005 год. Аэропорт Бодрум, Турция.
    Такой кораблик заставлял гордиться своей страной - СССР.
    Спокойный взлет среди местных гор, идеальный полет.
    1. 0
      15 сентября 2015 14:11
      Цитата: Dan Slav
      Машина сказка! Был рад, когда летали на ней.
      2005 год. Аэропорт Бодрум, Турция.
      Такой кораблик заставлял гордиться своей страной - СССР.
      Спокойный взлет среди местных гор, идеальный полет.

      ----
      конец 90х начало 2000х пик, наверное, поездок в турцию, 86й там изрядно поработал
  15. +1
    15 сентября 2015 13:47
    хороший самоль.
    тоже в детстве летали в Хабаровск (90-е года), тогда еще можно было курить на задней палубе.
  16. +1
    15 сентября 2015 14:13
    Само по себе, наличие такого самолета, заставляет гордиться за свою страну!
  17. 0
    15 сентября 2015 14:47
    И я на таком летал! Хороший самолёт! Мне понравился!
  18. +1
    15 сентября 2015 16:26
    На Ил-86 я, увы, наверное никогда уже не полетаю, а вот на Ил-96 я летал в Ханой. Это был мой единственный полёт на отечественном самолёте за всю жизнь, даже во Вьетнаме на внутренних рейсах были уже Фоккеры. Если не ошибаюсь, было это в 1999 году и мне было десять лет.
  19. +1
    15 сентября 2015 16:58
    Самые яркие впечатления от этого самолета. маршрут Москва-Адлер. Поднимался он на 11000 м. Чувствовал себя космонавтом: уже с этой высоты видел космос и кривизну земли. Еще один факт врезался в память: на борту во время полета раздавали игры шахматы, электронный "ну погоди". и лестница внутри самолета: как-то необычно смотрелось.
    1. avt
      +2
      15 сентября 2015 17:26
      Цитата: 123321
      Самые яркие впечатления от этого самолета. маршрут Москва-Адлер

      good Тоже туда первый раз на нем летел .
      Цитата: 123321
      . Поднимался он на 11000 м. Чувствовал себя космонавтом: уже с этой высоты видел космос и кривизну земли.

      Нееееее! Ощущение такое было - сел в кресло как в зале ожидания и ждешь когда рейс вызовут , а тут глядь и прилетели .
      Цитата: 123321
      и лестница внутри самолета: как-то необычно смотрелось.

      laughing А в низу ячейки багажа как в магазине.
  20. +1
    15 сентября 2015 17:39
    Цитата: 26rus
    Да , и ещё одно наблюдение : пару раз попадал на 86-м в грозовой фронт .Неприятно поразило , что такую махину так сильно "болтает" , к примеру Тушка в подобных условиях ведёт себя более достойно .

    Намедни, летел на Боинг-777-300. Так это мой первый импортный самолет, до этого летал исключительно на отечественных - от Ан-2 до Ту-204, включая тоже "импортный" Л-410. Так вот, тоже не припомню, чтобы раньше на наших самолетах объявляли-бы по трансляции о входе самолета в зону турбулентности и требовании пристегнуть ремни. А тут, за почти 9 часов полета раз пять объявляли об этой самой турбулентности. А трясло, по моим ощущениям, явно не больше, чем на Ту-154 или Ил-62.
    1. +4
      15 сентября 2015 17:54
      Цитата: surovts.valery
      . А тут, за почти 9 часов полета раз пять объявляли об этой самой турбулентности.

      Есть такая примочка на ВСЕХ нынешних самолетах (включая и наши Ту-204/204СМ/214, Ил-96-300/-400, Ан-148, суперджет(естественно)) - метеорадар называется. Он показывает зоны турбулентности и КВС предупреждает пассажиров... Но, месяц примерно назад, А-330-300 (приличный по габаритам самолет, под 400 пассажиров вместимость) при снижении в Китае (садился где-то внутри Китая) попал в зону турбулентности...20 пассажиров на скорой увезли. Вот такие пироги с котятами, не справляется хваленая импортная техника с капризами природы, не справляется...
      1. +2
        15 сентября 2015 18:23
        Цитата: ССИ
        не справляется хваленая импортная техника с капризами природы, не справляется...

        Недавно отец (он 40 лет проработал на АРЗ-411)был с делегацией ветеранов на заводе, там сейчас база S-7 Инжиниринг,посмотрели они на эту импортную технику . Знаете , какое самое сильное впечатление ? "Какие же они хлипкие!!!"
        1. +3
          15 сентября 2015 18:34
          Цитата: 26rus
          Знаете , какое самое сильное впечатление ? "Какие же они хлипкие!!!"

          Да, это верно... Суперджет (проект Боинга, между прочим) не прошел наших прочностных испытаний, пришлось заново крыло проектировать... Как-то так...
      2. +1
        15 сентября 2015 18:39
        Цитата: ССИ
        Есть такая примочка на ВСЕХ нынешних самолетах (включая и наши Ту-204/204СМ/214, Ил-96-300/-400, Ан-148,


        и раньше было:

        Радиоэлектронное оборудование самолета Ан-26

        Метеонавигационный радиолокатор «Гроза-26» позволяет экипажу самолета решать следующие задачи:

        - производить обзор расположенной впереди самолета части земной поверхности с целью выполнения ориентировки по характерным наземным объектам. При этом радиолокационное изображение на индикаторе близко к изображению данного участка на карте местности соответствующего масштаба;

        - обнаруживать зоны активной грозовой деятельности и турбулентной облачности и определять их местоположение относительно самолета. При этом радиолокационное изображение на индикаторе соответствует виду в плане горизонтального слоя воздушного пространства впереди самолета на высоте его полета;

        - оценивать относительную опасность обнаруженной зоны или облака для полета;

        - измерять угол сноса самолета при полете над любыми участками суши, включая участки, лишенные характерных ориентиров.

        - вывод самолета в заданную точку по наземным радиомаякам или радиолокационным ориентирам для решения специальных задач прицеливания при десантировании.





        Ту-154М РЛС "Гроза-154", за ним ПРФ-14


        Да и наземные метеолокаторы, мрл, дмрл, радио разведка погоды (РРП) были ведь

        РОССИЯ — ДМРЛ г. Санкт-Петербург (Пулково), МРЛ-5 г. Самара (Курумоч), МРЛ-5 г. Москва (Крылатское), МРЛ-5 г. Тверь, МРЛ-5 г. Ростов-на-Дону, МРЛ-5 г. Калуга (Грабцево), МРЛ-5 г. Волгоград (Гумрак), МРЛ-5 г. Нижний Новгород, МРЛ-5 г. Краснодар, МРЛ-5 г. Пермь (Большое Савино), МРЛ-5 г. Москва (Внуково), МРЛ-5 г. Анапа (Визяево), МРЛ-5 г. Сочи (Адлер), МРЛ-5 г. Минеральные Воды.

        1. +2
          15 сентября 2015 18:50
          Цитата: opus
          и раньше было:

          Просто, человек написал про полет на современном самолете... АБСУ--154 - есть режим включи в болтанку, я там выше писал, это с метеорадара бралось, поэтому, ну, принимаю Ваше возражение, хотя это для меня не новость...
          1. 0
            15 сентября 2015 19:02
            Цитата: ССИ
            это с метеорадара бралось

            Мне вот интересно как лучше засекались "сложные метеооусловия" ?
            В Режиме "Контур" или Режим "Метео"?
            И там и там на всех масштабах дальности используется узкая диаграмма направленности антенны
            Цитата: ССИ
            АБСУ--154

            а где она описана?


            В книге 8 нет.

            В 9 часть 2?

            Я к тому ,что на Ту-154 целый электрогидромеханический комплекс систем управления:
            системы продольного, поперечного и путевого управления;
            автоматическую бортовую систему управления АБСУ-154-2;
            систему управления воздушными тормозами (гасителями подъемной силы);
            систему управления закрылками;
            систему управления предкрылками.

            может "системы" и обеспечивали " режим в болтанку"?

            встречал,что АБСУ - это автопилот самолета Ту-154. АБСУ работает в следующих режимах:
            Штурвальное управление. В этом режиме автопилот формирует требуемый закон управления, "помогая" пилоту.
            Режим стабилизации боковой, продольной. Автопилот удерживает заданный курс и крен, возможно управление ручками "тангаж" и "разворот".
            Режим удержания высоты, приборной скорости или числа М изменением тангажа.
            Режим стабилизации заданного курса (режим ЗК)
            Режим полета по сигналам маяка VOR (режим АЗ-I, АЗ-II)
            Режим полета по сигналам навигационной системы НВУ (режим НВУ)
            Режим автоматического захода на посадку по сигналу ILS (режим Заход)
            Режим автоматического полета по глиссаде по сигналу ILS (режим Глисс)
            Режим автоматического ухода на второй круг (режим Уход)
            Режимы автоматического захода на посадку ("Заход", "Глисс") позволяют выполнять автоматический полет по глиссаде, по сигналам ILS, до высоты принятия решения (обычно 60 м).
            1. +2
              16 сентября 2015 10:08
              Цитата: opus
              Я к тому ,что на Ту-154 целый электрогидромеханический комплекс систем управления:

              Я абсушник... Понимаю, что такое АБСУ и 154, и 145, и 200, и 134, и т.д....
    2. 0
      15 сентября 2015 18:51
      Цитата: surovts.valery
      тоже не припомню, чтобы раньше на наших самолетах объявляли-бы по трансляции о входе самолета в зону турбулентности и требовании пристегнуть ремни.

      Объявляли.
      По моему все в НЛГС описано

      В СССР НЛГ гражданских самолётов (НЛГС) впервые изданы в 1967. НЛГС в основном соответствовали требованиям Международной организации гражданской авиации и учитывали FAR и BCAR. В 1971 были изданы изменения к НЛГС и НЛГ вертолётов СССР (НЛГВ).
      В 1972=НЛГС-1, учитывающих новые требования Международной организации гражданской авиации.
      В 1974 = НЛГС-2, которые полностью соответствовали требованиям Международной организации гражданской авиации и устанавливали уровень ЛГ, аналогичный уровню НЛГ США и Великобритании тех лет.
      В 1975 на основе НЛГС-2 с учётом специфики сверхзвуковых летательных аппаратов были разработаны и введены в действие Временные нормы лётной годности сверхзвуковых гражданских самолётов СССР (ВНЛГСС). На основе накопленного опыта применения НЛГС-2 разработаны и введены в действие нормы лётной годности для гражданских транспортных самолётов НЛГС-3 (1984) и нормы для вертолётов НЛГВ-2 (1987).
      НЛГС-3 соответствуют требованиям Международной организации гражданской авиации и устанавливают уровень ЛГ, аналогичный уровню ЛГ, предусмотренному FAR и JAR.


      ======================
      Если пропускали,то при тряске все равно объявляли:это полномочия и обязанность командира воздушного судна или старшего бортпроводника объявить пассажирам о необходимости быть пристегнутыми, и находиться на своих местах.
  21. +1
    15 сентября 2015 19:28
    Несколько раз летал на 86м. Самый комфортный самолёт по моему. Единственный минус-шумные движки. Один раз наблюдал взлёт 86го в Хургаде-громче только Ту-95. А в остальном-отличная машина, жаль что списали. Но тут уже либерасты руку приложили-в том числе и зять Ёлкина, сам бывший лётчик Окулов и нынешний руководятел "Аэрофлота" гламурный Савельев.
    1. +2
      16 сентября 2015 15:32
      Минус от либераста из "Аэрофлота"? Сами то летали на 86м? Скорее всего нет
  22. +2
    15 сентября 2015 22:46
    Несколько раз летал на 86-м по маршруту Ростов-Москва. Самолет был = что надо. А смотреть, как садится этот "сарай" - аж дух захватывало. В отличии от других не было проблем с багажом. Да и свободно. И к сожалению, где-то в 2010, улетая из Внуково было больно и обидно смотреть на несколько машин (правда не могу вспомнить, 86 или 96), стоявших на стоянке без двигателей. А вокруг "Боинги", "Эрбасы"....
  23. +1
    16 сентября 2015 02:47
    Меня с этой машиной связывает лётное происшествие. Это было в начале 80 х годов ,точно не помню, в силу ещё малого возраста, но точно с 80 го по 83 год. Так вот летели мы с моей мамой из Москвы в Симфирополь. Когда я первый раз увидел этот самолёт при посадке я был поражён его гигантскими размерами и блестящим ( в буквальном смысле слова) состоянием, потому как краска новая просто блестела. Огромный салон ,три ряда кресел ..Это же АЙРОБУС!!! Все так говорили. Полёт нормально шёл, и я как все дети сидел у окна наблюдая уже чёрное море в далеке. Вдруг стало почти через минуту или две ужасно холодно, у всех пар повалил изо рта, меня ещё 10 летнего мальчика просто трясло от ужасного холода я жался к маме чтобы хоть как то согреется. Ту же забегали стюардессы разнося бегом одеяла какие то тонкие но их давали почему то только интуристам и нам одеяла не досталось , это я хорошо помню. По громкой связи объявили, что произошли технические неполадки, Не помню сколько минут прошло ( по моему вечность целая) самолёт уверено летел к аэродрому и благополучно приземлился в Симферополе а открывшаяся дверь салона принесла тепло и ощущение того ,что всё уже позади. Много лет прошло с тех пор. Но я отчётливо всё помню , Паники не было, была гробовая тишина нарушаемая только каким то шёпотом и стуком каблучков бегающих по салону стюардесс. ИЛ 86 несмотря на технические неполадки всё таки благополучно вернул нас на землю в целостности и сохранности , за что от меня и мой мамы , от всех кто летел этим рейсом , ИЛ 86 му и всем людям кто его проектировал, огромное человеческое СПАСИБО. Думаю, что найдутся свидетели этого рейса или пассажиры.
    1. +3
      16 сентября 2015 10:06
      Цитата: трассер
      . Вдруг стало почти через минуту или две ужасно холодно, у всех пар повалил изо рта

      Отказ СКВ (система кондиционирования воздуха)... Чаще всего отказывают заслонки, перекрывая доступ теплого воздуха, а за бортом - минус....
  24. +2
    17 сентября 2015 19:19
    Тангаж не тот, глиссада не по фен-шую, я таких слов не знаю, но когда после Ил-62 полетел на Дальний Восток на 86, мне казалось, что я уже в 21 веке. ) Ощущения были, как будто перешёл в качку с рейдового катера на большой пароход: качка вдруг пропала. Всё было офигенно. Да, для моих ног место было только у аварийного выхода или у прохода, куда я мог их выставлять. Но так было везде.
    Так что только самые хорошие воспоминания о самолёте.
  25. 0
    3 октября 2015 16:40
    Полетал нормально 11 лет и все!
  26. 0
    5 апреля 2017 21:53
    летал на таком в конце 80-х из Хабаровска в Ленинград (с посадкой в Красноярске) - шикарный аппарат для пассажиров
    а "кузнецовские" двигатели НК-86 (как в большинстве случаев) вышли "не очень"