Проекты модернизации самолета Як-130: легкий штурмовик и беспилотник

22
Учебно-боевой самолет Як-130 в течение нескольких последних лет строится серийно и активно используется для обучения летного состава. Отмечается, что бортовое радиоэлектронное оборудование и системы управления этой машины позволяют имитировать «поведение» всех современных отечественных боевых самолетов: такая особенность самым активным образом применяется в процессе подготовки будущих летчиков. Кроме того, специалисты утверждают, что Як-130 имеет большой потенциал для модернизации и может выполнять широкий круг задач, не ограниченный только обучением пилотов.

Достаточно давно стало известно, что Як-130 будет способен выполнять некоторые боевые задачи. Проектом в его базовой конфигурации допускается перевозка ракетного и бомбового вооружения весом до 3 т. Для уничтожения воздушных целей этот самолет может использовать управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности Р-73, а для ударов по наземным целям предлагаются неуправляемые ракеты и бомбы различных типов калибром до 500 кг. Таким образом, при необходимости Як-130 может, с некоторыми ограничениями, применяться в качестве боевого самолета.

Не так давно представители российской оборонной промышленности затрагивали тему модернизации учебно-боевого Як-130 с «превращением» в полноценный легкий штурмовик. Утверждалось, что российские специалисты могут заняться таким проектом в случае появления спроса со стороны потенциальных зарубежных заказчиков. В дальнейшем, в подтверждение этих заявлений, был продемонстрирован модернизированный вариант самолета с расширенными возможностями по атаке наземных целей.


Як-130. Фото Uacrussia.ru


На недавнем аэрокосмическом салоне МАКС-2015 корпорация «Иркут», занимающаяся серийным строительством Як-130, продемонстрировала первый экземпляр модернизированного самолета с обновленным составом оборудования. Главным нововведением этой модернизации, направленным на расширение боевых возможностей самолета, является лазерный дальномер-целеуказатель, установленный в носовой части фюзеляжа. Ожидается, что такое оборудование позволит самолету более эффективно выполнять удары по наземным целям с использованием всех доступных вооружений. При помощи дальномера самолет сможет с большей точностью определять местоположение цели и осуществлять атаку.

Информагентство ТАСС со ссылкой на представителя корпорации «Иркут» сообщало, что такая модернизация стала ответом на соответствующий запрос от одной из зарубежных стран. Неназванный иностранный заказчик проявил интерес к ударной модификации Як-130, вследствие чего российские предприятия провели некоторые доработки самолета. К моменту начала выставки МАКС-2015 специалисты успели провести некоторые испытания обновленного самолета и его новой аппаратуры. В дальнейшем предполагается начать испытания вооружения с применением дальномера.

Введение в состав БРЭО лазерного дальномера, как следует из заявлений специалистов, позволяет заметно повысить ударный потенциал учебно-боевого самолета. Для дальнейшего повышения характеристик существующего Як-130 требуется новое оборудование, предназначенное для поиска целей и обеспечения эффективных атак. В настоящее время отечественные предприятия активно занимаются подобными проектами.

Активным участником проекта модернизации самолета Як-130 являются предприятия, входящие в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Они занимаются разработкой новых бортовых систем для отечественной авиационной техники в целом и для самолета Як-130 в частности. По последним данным, в настоящее время специалисты КРЭТ заняты несколькими проектами, целью которых является расширение боевых возможностей этого самолета.

Сообщается, что в рамках создания перспективного легкого штурмовика КРЭТ разрабатывает несколько новых приборов. Для нового самолета создаются новая радиолокационная станция (РЛС) и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс (ОЭПНК). Подобное оборудование позволит значительно упростить процесс слежения за обстановкой и поиска цели. Кроме того, планируется улучшить характеристики атаки обнаруженных объектов и расширить номенклатуру пригодных для использования вооружений.

Советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев утверждает, что после планируемой модернизации Як-130 сможет эффективно решать задачи в рамках нескольких сценариев боевого применения, предусматриваемых для истребителей четвертого поколения и штурмовиков. При этом Михеев отмечает, что Як-130 имеет преимущества перед другими самолетами с точки зрения экономичности и особенностей базирования. Модернизированный самолет сможет участвовать не только в борьбе с незаконными вооруженными формированиями и террористами, но и с современным хорошо оснащенным противником. В последнем случае легкий штурмовик сможет наносить удары, не входя в зону действия вражеской ПВО.

Официальный сайт концерна «Радиоэлектронные технологии» сообщает некоторые подробности проекта БРЭО для модернизированной версии Як-130. Перспективная РЛС войдет в комплекс радиоэлектронных средств, который будет функционировать под управлением единой боевой центральной вычислительной машины. Также в этот комплекс войдут ОЭПНК и другие системы.

Радиолокационная станция позволит самолету следить за обстановкой в воздухе и на земле. Кроме того, она сможет вести картографирование подстилающей поверхности и тем самым облегчать выполнение поставленных боевых задач. При помощи РЛС самолет сможет искать цели и выполнять целеуказание при использовании вооружения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различных типов, в том числе противокорабельных и противорадиолокационных ракет.

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс даст возможность применять высокоточное ракетное и бомбовое вооружение. В частности, появится возможность использовать управляемые ракеты Р-73Э, Х-29Л, Х-25МС, Х-29МЛ, «Вихрь-М» и т.д.

В. Михеев утверждает, что подобная модернизация бортовой электроники значительно повысит потенциальные технические характеристики самолета Як-130. По своим возможностям он приблизится к специализированному штурмовику Су-25СМ. Кроме того, в некоторых ситуациях модернизированный Як-130 сможет заменить истребитель Су-30СМ, что, среди прочего, позволит сэкономить ресурс более дорогой техники.

Таким образом, в настоящее время одной из главных задач корпорации «Иркут» и концерна «Радиоэлектронные технологии» является «превращение» учебно-боевого самолета в полноценную ударную машину. Для реализации этих планов требуется разработать несколько новых систем, расширяющих боевые возможности самолетов. Эти работы займут некоторое время и, вероятно, уже через несколько лет будет показан полноценный образец легкого штурмовика на базе Як-130.

В дальнейшем нынешний учебно-боевой самолет Як-130 сможет стать основой для другой боевой машины с рядом новых характерных черт. В. Михеев отмечает, что на базе имеющегося самолета в будущем может быть создан беспилотный летательный аппарат ударного назначения. Такой беспилотный штурмовик будет иметь высокие характеристики, а по некоторым параметрам превзойдет аналогичную технику зарубежного производства. Так, по числу решаемых задач и тяговооруженности беспилотный Як-130 будет превосходить один из самых известных ударных БПЛА – MQ-9 Reaper американской разработки.

Тем не менее, проект беспилотного легкого штурмовика связан с определенными трудностями. КРЭТ уже сейчас располагает рядом технологий, необходимых для создания подобной машины. Однако при разработке полноценного проекта модернизации придется затратить массу времени и сил на серьезнейшую переработку исходной машины. Для установки систем дистанционного управления придется внести существенные изменения в существующий комплекс БРЭО.

Сроки начала работ по проекту беспилотника-штурмовика на базе Як-130 пока не назывались. Более того, пока даже сама возможность начала разработки подобного проекта может быть предметом обсуждений на разных уровнях. Поэтому на данный момент специалисты нескольких предприятий оборонной промышленности занимаются только проектом легкого штурмовика на базе учебно-боевого самолета. Тем не менее, нельзя исключать, что в дальнейшем Як-130 станет основой и для другой техники иных классов. Заложенный в проекте модернизационный потенциал еще не исчерпан и может быть использован в новых проектах.


По материалам сайтов:
http://kret.com/
http://rostec.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://uacrussia.ru/
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 сентября 2015 07:13
    Я с одного прочтения статью усваиваю. Или повторение мать учения...Для тех кто прогулял?
    1. +3
      22 сентября 2015 08:14
      Нет ничего удивительного в большом количестве статей по этой теме.
      Неназванный иностранный заказчик проявил интерес к ударной модификации Як-130

      Да и вообще, в мире есть спрос на подобную технику. И конкуренция тут есть. Даже если не вспоминать ударные варианты "Хоков" и "Альфа-джетов", на рынок сейчас выходит специализированный лёгкий ударный "Скорпион".
      Надо рынок застолбить и бортануть конкурентов.
    2. +2
      22 сентября 2015 14:54
      БПЛА – MQ-9 Reaper, винтовой с большим временем полёта, а БПЛА от Як, турбореактивный, расход топлива и времени в воздухе несоизмеримы в американцем.
  2. +3
    22 сентября 2015 08:38
    Ну, штурмовик из Яка мы тут уже сто раз все обсудили, прям уже до изжоги эти темы. Про беспилотник из яка слышал, только там мало чего от 130 и вообще не понятно зачем переделывать самолет в беспилотник, если можно сразу спроектировать нормальный беспилотник, с нормальной компоновкой. А тут получается убрали кабину и пилота, значит все оборудование должно там же располагаться для сохранения центровки самолета.
    1. 0
      22 сентября 2015 17:53
      Что-то там с процентами запутались... 125% выходит. При этом зачем проводить Як-130, как истребитель-бомбардировщик + штурмовик. Всё же для задач штурмовика - как-то не очень... Слабоват будет. yes
      1. 0
        23 сентября 2015 00:10
        Он выступает как легкий штурмавик, не более
        Его задачи - поразить несколько целей из высокоточного оружия и улететь, либо обеспечить легкую поддержку, как Douglas A-1 Skyraider, который великолепно справлялся со своими задачами:)
  3. 0
    22 сентября 2015 08:48
    Скорпион это другой подход к военному самолету, он на гражданских технологиях построен, экпл дешевле выйдет.
  4. +3
    22 сентября 2015 08:55
    Для начала надо поставить в войска необходимое колтчество убс Як.А уже потом думать нужна ли его штурмовая модификация!После развала СССР И ДОСААФ,у нас в стране почти не осталось убс.А те что есть устарели.Давно нужна летающая парта.Можете минусовать но я здесь высказываю своё мнение.И кстати.По поводу штурмовой модификации и сравнении её возможностей с Су-25СМ.Глупость несусветная.Грач создавался для тромбовки и выжигания земли,поэтому и бронирован где надо и системы продублированы!А Як это всего лишь УБС.Грубо говоря на низких высотах отличная цель для стрелкового оружия.Поэтому я кардинально против такой модификации.Если только на экспорт.Лётчиков надо беречь.И лучше для штурмовки использовать Сушки или бпла hi
  5. +4
    22 сентября 2015 09:34
    Возродить Ил-10М и все дела (немного модернизировать). Як очень дорого для легкого штурмовика.
    1. 0
      22 сентября 2015 09:44
      Цитата: gallville
      Возродить Ил-10М и все дела (немного модернизировать).

      А двигатель ему какой, АИ-24, так где его взять? А вот как беспилотник Як-130 самое то
      1. 0
        23 сентября 2015 23:18
        Проблема наладить выпуск? А если современный поставить так еще и летные характеристики возрастут.
    2. 0
      22 сентября 2015 14:26
      Ил-104 самое то, передать стрелку управление вооружениями и вперёд.
  6. 0
    22 сентября 2015 09:48
    а не стоит ли задуматься об использования его в качестве палубного самолётика. а чё - легкий и боевой. а?
  7. 0
    22 сентября 2015 09:55
    А тем временем власти Норвегии сообщили о планах по покупке у США 52 истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. Вопрос за чей счет банкет то будет? Решились все же видать норвеги раздербанить свой фонд благосостояния или все же хозяин наиглавнейший "светлый эльф" решил не гоже ему одному быть в долгах и других в долги вгоняет. laughing
    1. +1
      24 сентября 2015 10:49
      В их фонде 900 миллиардов долларов,
      почти триллион. Это всего на 5 млн человек
      населения. Можно только позавидовать.
      Они могут абсолютно не напрягаясь и 100 Ф-35 купить,
      если взбредет в голову.
  8. +1
    22 сентября 2015 11:13
    На "штурмовик" он не тянет. Скорее, это можно назвать "антипартизанским самолётом". Главное назначение этой платформы - эффективное обучение военных лётчиков. А обучать военных лётчиков значит обучать их боевому применению по наземным и воздушным целям. Л-39 для этого не подходит.
  9. Комментарий был удален.
  10. 0
    22 сентября 2015 12:47
    Цитата: Инжeнeр
    Ну, штурмовик из Яка мы тут уже сто раз все обсудили, прям уже до изжоги эти темы. Про беспилотник из яка слышал, только там мало чего от 130 и вообще не понятно зачем переделывать самолет в беспилотник, если можно сразу спроектировать нормальный беспилотник, с нормальной компоновкой. А тут получается убрали кабину и пилота, значит все оборудование должно там же располагаться для сохранения центровки самолета.

    Сделать фонарь радиопрозрачным и поставить туда направленную антенну - будет крутой БПЛА!
  11. 0
    22 сентября 2015 13:36
    Что то новость эта дублирована что ли?
    Ну по ЯК-130,глупо рассматривать его как полноценный штурмовик а в качестве барражирущего бомбадировщика,носителя высоко точного оружия он был бы не плох,использовать можно в тандеме с БПЛА,есть причины что ударные БПЛА ряду стран не продают.
    Конечно можно использовать в качестве носителей вооружения самолеты классом выше но дороговато.
    В вобще 130 будет не плох для решений узкоспециализированных контртерраристических задач и может стать конкурентом не которым моделям противо партизанских самолетов.
    К стати появились КАБ-250.
  12. 0
    23 сентября 2015 03:43
    На самом деле давно пора было сделать из Як-130 одноместный лёгкий штурмовик. Кто говорит что он слаб получится, не все страны могут позволить себе Су-25. А подобный самолёт был бы очень даже актуален в ряде стран.
    1. 0
      10 ноября 2015 13:47
      Су-25 (Су-39) дешевле Як-130
  13. +1
    23 сентября 2015 19:11
    Что-то ни в одном комменте про "папуасов гонять" не попалось. Даже как-то непривычно.
  14. 0
    24 сентября 2015 15:50
    Израильские летчики тренируются фактически на Як-130.

    В его итальянском варианте, основанном на Яке-130: M-346 Master
    (Alenia Aermacchi )