Танки Д и ДД (первая часть)

11
История этих танков, в общем-то, связана между собой, хотя и весьма замысловатым образом. Начать же надо с того, что каждая британская танковая часть во Франции имела собственную ремонтную мастерскую. В одной из таких мастерских как раз и работал подполковник Филипп Джонсон. Он занялся усовершенствованием танка «Уиппет» и сумел повысить его скорость, а затем разработал так называемую «тросовую гусеницу», отличие которой от традиционной в том, что траки в ней не соединялись друг с другом, а были закреплены с промежутками на тросе. Трос перематывается между колесами, а траки… могут качаться при этом из стороны в сторону. Такая гусеница легче, в пластины траков можно вставлять деревянные панели. Но зато… если уж она разорвется, то починить ее будет нельзя, потому что как вы соедините разорванный металлический канат, то есть его концы?


"Медиум Д" во время испытаний.


Самый первый танк Д с гусеницей Филиппа Джонсона.

Максимальная скорость модифицированного танка Мк.V с этой гусеницей увеличилась до 20 миль в час по сравнению с 4,6 милями у стандартного танка. Танку, как опытному, присвоили индекс Д, после чего эксперименты со «змейковой гусеницей» (а называли ее и так!) были продолжены. Одновременно Джонсон разработал новую и весьма перспективную подвеску для танка. И тут со всем этим ознакомился «гений танковой войны» Ф.С. Фуллер и решил, что такой танк как раз то, что надо для его «плана 1919 года», предусматривавшего, во-первых, продолжение войны и в 1919 году, а во-вторых, массированное применение скоростных и амфибийных танков.

Черчилль пропагандировал «средний Д» как важный шаг в развитии Королевского танкового корпуса, но тут Первая мировая война завершилась и расходы на военную технику начали стремительно уменьшаться. Танков Д планировалось сделать 500 в декабре 1918-ого, потом 75 в июле 1919-ого, а закончилось все на 20 машинах. Тем не менее, деревянный макет среднего танка Д был показан в Вулвиче в начале 1919 года.

Танки Д и ДД (первая часть)

Деревянный макет танка Д.

Танк во многом походил на «Уиппет», развернутый задом наперед! Двигатель мощностью 240 л. с. располагался сзади, а рубка с четырьмя пулеметами – спереди. Это стало ответом на критику «Уиппета», имевшего плохой обзор вперед. Танк мог преодолевать препятствие высотой 1.22 м при движении вперед и 1.83 м при движении в обратном направлении. Проходимость, понятно, была хуже, чем у ромбовидных танков, но зато танк должен был плавать! Причем двигаться по воде за счет перемотки гусениц, игравших роль своеобразных гребных лопаток.


Танк с «задом» выше «переда»!

Тут надо несколько отступить назад, чтобы выяснить: это был уже не первый плавающий танк Королевского танкового корпуса, потому что самым первым оказался танк Mk.IX. Чтобы обеспечить ему плавучесть, использовались пустые цистерны, закрепленные по бортам и в носовой часть корпуса. Бортовые двери герметизировались резиновыми прокладками, для создания избыточного давления воздуха внутри корпуса применялись меха. Движение по воде осуществлялось за счет перемотки гусениц, для чего на них устанавливались специальные лопатки. Помимо этого на корпусе танка была установлена высокая надстройка, в которой размещалась часть оборудования, а через ее крышу наружу вывели выхлопные трубы.


Вот так «средний Д» плавал.

На испытания плавающий Mk.IX, получивший название «The Duck» («Утка»), вышел 11 ноября 1918 года. Плавать его заставляли на акватории базы в Долли Хилл, и хотя танк очень слабо управлялся на воде и имел невысокий запас плавучести, испытания были признаны удачными. Подобное устройство машины исключало размещение десанта внутри корпуса (а Мк.IX как раз и был «десантным танком», прообразом современных БТР и БМП) и установку на нем мощного вооружения. К тому же окончание войны в ноябре 1918 года не позволило продолжить работы в этом направлении. Единственный плавающий Mk.IX впоследствии разобрали на металл, но опыт, полученный при его испытаниях, помог при постройке более совершенных плавающих танков впоследствии.


Mk.IX на плаву. Рис. А. Шепса

Что же касается плавающих танков Д, то их для испытаний заказали 11 штук, но все из малоуглеродистой, то есть не броневой стали. Известны варианты Д* и Д** («со звездой» и «с двумя звездами»). При весе 13.5 т танк имел скорость 23 мили в час по ровной местности и до 28 миль в час под гору. Затем два танка в 1922 году отправили в Индию для испытаний в условиях тропиков. Танки имели асбестовый слой на броне для защиты от нагрева на солнце, но оба они сломались во время переезда от железнодорожного вокзала в военный лагерь, где их и забросили.


Один средний Д* был произведен фирмой Виккерса в конце 1919 года. Корпус расширили, чтобы увеличить водоизмещение, увеличена также ширина гусеницы. Оригинальная трехступенчатая коробка передач была заменена четырехступенчатой, так что максимальная скорость стала даже чуть выше, 24 мили в час, хотя вес танка возрос до 14,5 тонн. А вот лучше танк плавать не стал!

Средний Д** сделали также у Виккерса в 1920 году. Ширина корпуса была вновь увеличена, поставлен новый двигатель в 370 л.с. «Роллс-Ройс». 15-тонный танк с ним достиг максимальной скорости в 31 км/час, но точно не известно при каком двигателе была достигнута эта скорость.

Два танка ДМ («доработанный» или «модернизированный») были произведены в 1921 году в Вулвиче. В боевом отделении был установлен дополнительный купол сверху для командира танка, но который сократил видимость для водителя еще больше. Масса танка возросла до 18 тонн, а максимальная скорость снизилась до 20 км/час. По крайней мере, один такой танк утонул в Темзе, и его пришлось поднимать, о чем в 1921 году рассказал знаменитый кинематографический Пате-журнал – «Все видит, все знает».


«Средний Д» преодолевает вертикальное препятствие.

Джонсону было также поручено разработать семейство броневиков для использования в колониях. Джонсон сделал танк на базе «Уиппета» с двумя пулеметными башнями и старыми гусеницами, но со своей новой и тоже тросовой подвеской. Одна машина была построена в Вулвиче в качестве «тропического танка» в 1922 году. Он был испытан в Фарнборо, но развития не получил. До настоящего времени сохранился только один танк из всего этого «семейства» первых плавающих танков – Mk.IX с бортовым номером IC 15, который экспонируется в Королевском танковом музее в Бовингтоне. В итоге КБ Джонсона было закрыто в 1923 году, и ни одного танка типа «средний Д» в Англии не сохранилось.


Американский вариант «среднего Д» (Соединенные Штаты – M 1922).

Однако история «танка Д» на этом не закончилась! За океаном спецификация на новый средний танк была подготовлена в том же 1919 году. Вес танка должен был равняться 18 т, удельную мощность определили в 10 л. с. на тонну. Максимальная скорость должна была составлять 12 км/ч, а запас хода 60 километров. Танк следовало вооружить легкой пушкой и двумя пулеметами, а толщина брони на нем должна была выдерживать попадания пуль калибра 0.50 дюйма (12,7-мм) с близкого расстояния. Деревянный макет был создан в апреле 1920 года. С некоторыми незначительными изменениями отдел боеприпасов армии США (курировавший этот проект) разрешил строительство двух экспериментальных танков этого типа. Первый из них был довольно обычным по устройству, с пружинной подвеской, и получил обозначение M1921. Но тут в отделе боеприпасов были получены чертежи и спецификации на «змеевидную гусеницу» и подвеску танка «средний Д» из Англии. Поэтому второй прототип был построен именно с такой гусеницей и подвеской и получил обозначение M1922.


М1922 на Абердинском полигоне сегодня. Хорошо видны пустотелые траки, куда должны были вставляться деревянные пластины.

В то время армии США приходилось экономить буквально на всем. Поэтому и речи не могло идти о том, чтобы построить много таких танков. Их решили строить только, чтобы сохранить опыт. В итоге M1921 был построен в Арсенале Рок-Айленда и доставлен на Абердинский испытательный полигон в феврале 1922. На нем стоял двигатель Мюррей и Трегурта мощностью 220 л. с., но реально выдававший только 195! Недостаток мощности ограничил скорость M1921 всего 10 милями в час.


М1922 на ходу.

Танк был вооружен 6-фунтовой (57-мм) пушкой и 7,62-мм пулеметом в круглой башне. Еще один пулемет мог быть смонтирован на ее малой башне вверху. Испытания M1922 были завершены в 1923 году, а сам он отправлен в Абердин в марте 1923 года. Испытания показали, что несущий трос очень быстро изнашивается, и его заменили на цепь. Интересно, что траки этого танка также имели деревянные вставки. Подвеска работала хорошо, и, хотя танк не имел мощного двигателя, он достиг скорости 16 миль в час. Машину даже приняли на вооружение под индексом М1 и… тут же оставили в Абердине в качестве музейного экспоната. Еще один танк находится в городе Аннистон в штате Алабама. На этом история похожих, словно братья-близнецы, «танков Д» закончилась по обе стороны океана!
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    28 сентября 2015 09:06
    Спасибо автору-очень интересная статья, освящающая малоизвестный период танкостроения.
    1. +2
      28 сентября 2015 11:58
      Ждите продолжение!
  2. jjj
    +3
    28 сентября 2015 10:26
    Да, весьма любопытно
  3. +4
    28 сентября 2015 11:53
    Ну и ну...
    Конечно-автору благодарность за такие материалы!
  4. +5
    28 сентября 2015 14:53
    Благодаря ВО и таким авторам,узнаешь много нового о развитии вооружений.
  5. 0
    28 сентября 2015 16:18
    Спасибо душевное автору от Танкиста - новая для меня страничка ......... редко узнаешь новое - ну тут . спасибо еще раз - познавательно!
    1. +4
      28 сентября 2015 18:04
      Уважаемый КАЗАК, рад, что ТАНКИСТУ это понравилось. Я танками (сначала моделями, потом их историей) занимаюсь с 1980 года. Ну и кое-что набралось за это время. Куда только не писал, чтобы добыть информацию: в министерство обороны Швеции, в Бовингтон, в Самюр, в Пуккапунуал (не выговоришь без полрюмки), в Брисбейн, в Джакарту... Так что теперь остается лишь систематизировать, писать и радоваться.Ну, а Вам читать и тоже радоваться, если есть чему.
  6. 0
    28 сентября 2015 16:51
    Личинки TOG II* smile
    1. 0
      28 сентября 2015 18:04
      Да, в какой-то степени. Это Вы верно подметили!
      1. 0
        28 сентября 2015 18:20
        Цитата: kalibr
        Да, в какой-то степени. Это Вы верно подметили!

        Дык... он у меня всегда перед глазами - каждый вечер у себя в ангаре вижу. Иногда даже выкатываю. feel
  7. 0
    28 сентября 2015 18:41
    избыточного давления воздуха внутри корпуса применялись меха. ,,
    незавидую танкистам,которым бы пришлось это ,, чудо-технику ,, обслуживать.