Еще раз о В.П. Глушко

16
Еще раз о В.П. Глушко


Далекой зимой 1922 года, в небольшом зале Одесской публичной библиотеки, нельзя было не заметить скромного подростка в шинели и сапогах. Библиотека в ту зиму не отапливалась, и парня то и дело брал озноб.

Закоченевшими пальцами, словно завороженный, он листал пожелтевшие страницы и переписывал в тетрадь целые листы волшебной книги. Книгу эту - "Исследование мировых пространств реактивными приборами" - написал Константин Эдуардович Циолковский. Этим подростком был Валентин Петрович Глушко - будущий конструктор ракетных двигателей, академик, лауреат Ленинской и Государственных премий, дважды Герой социалистического труда.

Родился он в 1908 году в Одессе. В тринадцать лет прочел произведение Ж. Верна "Из пушки на Луну" и "Вокруг Луны". Эти книги потрясли мальчика. Глушко вспоминал, что именно после прочтения этих романов он понял, что должен посвятить свою жизнь осуществлению этих чудесных полетов. Безусловно, для достижения своих целей необходимы обширные знания. И тут без высшего образования не обойтись. Но пока нельзя терять времени, и он увлеченно занимается описательной астрономией, идет в Одесскую астрономическую обсерваторию.

"Мне полюбилась наблюдательная астрономия, - В своих воспоминаниях Валентин Петрович писал, как с благоговением он взирал в телескоп на космические светила. Его завораживала близость разноцветных планет. Особенно притягивала его Луна, которая представлялась по земному близкой, когда наблюдение удавалось вести при большом увеличении. Мальчику повезло. В обсерватории он встретился с В.А. Мальцевым, который заканчивал курс в университете и также, как и Глушко, был влюблен в астрономию. С ним он поделился мечтой о космических путешествиях.



Мальцев серьезно воспринял увлечение младшего товарища. Рассказал ему о К.Э. Циолковском, его идеях межпланетных полетов, посоветовал почитать книги ученого. Вот тогда-то Глушко и пришел в промерзшую библиотеку. К его разочарованию там оказалась только одна книга Константина Эдуардовича.

А как хотелось прочитать побольше из произведений великого ученого. И тут ему пришла мысль: «А не написать ли Циолковскому письмо? Может, вышлет книгу-другую?». В 1923году году Глушко написал Циолковскому в Калугу. С нетерпеньем он ожидал ответа. И вдруг – письмо, и бандероль с книгами Циолковского. Завязалась переписка основоположника теоретической космонавтики, выдающегося русского ученого с мировым именем и пятнадцатилетнего Глушко, будущего основоположника советского ракетного двигателестроения. Она продолжалась несколько лет.

В письме от 10 марта 1924 года Глушко писал Константину Эдуардовичу, что "межпланетные полеты" являются целью его жизни, которую он мечтает посвятить для этого великого дела. Прочитав научно-фантастическую повесть "Вне Земли" Циолковского, шестнадцатилетний Глушко долго ходил под ее впечатлением. Об этом он написал ученому, подчеркнув, что в художественной повести Циолковский все затруднения разрешает посредством физики и механики, предусмотрев все сложности межпланетного полета, как если бы автор сам их уже совершил. "В общем "Вне Земли" - даже трудно назвать повестью".

В шестнадцать лет одухотворенный юноша публикует в газете «Известия Одесского Губкома ВКП(б)У» первую статью " Завоевание Землей Луны 4 июля 1924г." Статья была откликом на появившиеся в печати сообщения о предполагаемом полете на спутник земли 4 июля 1924 года автоматического аппарата Р. Годдарда. Юный Глушко доказывает, что из различного рода идей и теорий межпланетных полетов, единственно правильной, является теория К.Э. Циолковского и других ученых о полете реактивного межпланетного аппарата. Автор статьи привел и описание такого аппарата.

Интерес вызвала и статья Глушко "Станция вне Земли", которую в 1926 году напечатали в журнале "Наука и техника". В ней он говорил о необходимости создания орбитальной станции (спутника Земли) для метеорологических и астрономических наблюдений и для радиосвязи с Землей.

Пришло время подумать о поступлении в ВУЗ. Валентин едет в Ленинград, где поступает в государственный университет на физико-математический факультет. Там основательно изучает труды Циолковского. Впоследствии Глушко скажет, что именно труды Циолковского позволили ему понять, что основными вопросами при разработке средств достижения и освоения космического пространства, является изыскание наиболее оптимального источника химической энергии и способа использования его в ракетном двигателе. Поэтому первой задачей в практической работе В.П. Глушко по ракетной технике, по его словам, стало изучение химии разнообразных взрывчатых веществ.

В 1928 году Глушко увлекается идеей создания электрического ракетного двигателя. Ему он посвящает часть своей дипломной работы. По совету товарищей, материал об электрическом ракетном двигателе выпускник университета направляет в отдел военных изобретений, который существовал при Комитете по делам изобретений.

К радости молодого инженера, его предложением заинтересовались. Было решено развернуть экспериментальные работы по созданию электрического двигателя. Весной 1929 года по предложению Глушко в Ленинградской газодинамической лаборатории, куда пришел молодой инженер, организовался новый отдел. Его сотрудники под руководством Глушко начали интенсивные работы по разработке ракеты и опытных ракетных моторов (ОРМ). Именно тогда был построен первый в мировой истории электротермический ракетный двигатель.



"Вскоре, - пишет Глушко в книге "Путь в ракетной технике", - стало ясно, что при всей своей перспективности, работы по ЭРД упреждают события. Чтобы выйти в космос, необходимо было преодолеть первый этап, указанный К.Э. Циолковским. Поэтому с начала 1930 года основное внимание сосредотачивалось на разработке ЖРД".

За неполных три года было создано целое семейство жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) - от ОРМ-1 до ОРМ-52. Делала первые успехи и Московская группа изучения реактивного движения "МосГИРД". В нее входили С.П. Королев, Ф.А. Цандер, М.К. Тихонравов, Ю.А. Победоносцев, Н.И. Ефремов. И вскоре она была вознаграждена достижением: 17 августа 1933 года взлетела первая советская ракета. ЖРД к ней разработал Цандер.

Неплохо шли работы над реактивными двигателями в отделе Глушко Ленинградской ГДЛ. Назрела необходимость объединить два учреждения, сконцентрировать усилия молодых ученых и инженеров-конструкторов в одном месте. По инициативе М.Н. Тухачевского, коллективы объединяются в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Институт возглавил Иван Терентьевич Клейменов, а его заместителем назначают С.П. Королева.

В 1934 году Глушко читает два курса лекций в Военно-Воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского - по ракетным двигателям и топливам для них. Первая часть этих лекций составила основу книги Глушко "Жидкое топливо для ракетных двигателей", вышедшей в 1936-м.

Во время работы в РНИИ, он вместе с коллегами создает двигатель многократного использования ОРМ-65 для ракетоплана и самолета-снаряда. В отчете о завершении испытаний ОРМ-65 С.П. Королев писал, что отработка запуска ЖРД во время всех 20 огневых испытаний, происходила без каких-либо неполадок или отказов.



В 1937-м были арестованы И.Т. Клейменов, С.П. Королев и некоторые другие сотрудники РНИИ. Не удалось избежать этой печальной участи и Глушко. Он был арестован в марте 1938 года. Из Лубянки Глушко отправляет письма в разные инстанции, и даже самому Сталину, с просьбой и требованием разобраться в этой трагической ошибке. Да, под моральным и физическим воздействием он вначале признался в предъявленных ему обвинениях. Но в действительности-то он не предатель, не вредитель, никогда не был сторонником "троцкистско-зиновьевского блока". "Я создал два опытных ракетных двигателя и газогенератора для использования в морских торпедах, - писал он Сталину. - Материалом моего обвинения служит лишь заявление о том, что несколько лабораторных опытов оказались неудачными". Не знаю как сейчас, а в те годы подобные письма с Лубянки доходили даже до руководителя страны. Следователь был заменен, а на новом допросе Глушко отказался от своих первых показаний, будто бы он на одном из испытаний подготовил взрыв ОРМ-65. Такие признания его вынудили сделать. В результате его не освободили, и не оправдали тогда. Но зато направили в специальный лагерь, в особый технический отдел", который сами заключенные назвали "шарага №1".

Судьба ему все же улыбнулась: с назначением его главным конструктором ОКБ-29 НКВД в Казани он мог заняться своим делом, разрабатывать ускорители для советских боевых самолетов. Ведь в эти годы шла тяжелая война. С назначением Валентина Петровича главным конструктором ОКБ НКВД-29 в Казани, он сразу же начал разыскивать Королева. Написал в НКВД просьбу направить к нему в ОКБ Клейменова, Лангемака и Королева. Не дождавшись ответа, он вторично обращается в НКВД. Королева удалось разыскать в Омске, в Туполевской "шарашке". С приездом Сергея Павловича в Казань он становится заместителем Глушко по летным испытаниям.

Два будущих выдающихся конструктора и весь коллектив ОКБ занялись оснащением самолетов реактивными двигателями. Созданный Глушко РД-1 было решено поставить на боевой самолет - пикирующий бомбардировщик Пе-2. Во время испытаний Валентин Петрович модифицировал двигатель, предложив вместо электрической системы зажигания - химическую.

Двигатели РД-1ХЗи РД-2 испытывались на шести разных типах самолетов - Пе-2, Ла-7Р и Ла-120Р, Як-3, Су-7. Испытания всех силовых установок В.П. Глушко прошли успешно. В августе 1944-го Валентина Петровича и его сотрудников освобождают.



Довольно плодотворной была четырехмесячная командировка Глушко в Германию, в ракетный центр в Пенемюнде, где еще недавно Вернер фон Браун создавал и строил ракеты Фау-2.Сталин распорядился направить туда группу советских специалистов ознакомиться с документацией, вывезти оттуда, что не успели вывезти американцы, занявшие Пенемюнде. И поставил задачу: скопировать немецкую ракету.

Нашим специалистам удалось вывезти одиннадцать комплектов Фау-2, станочное оборудование, демонтировать участок установки ЖРД. Переехали в СССР десятки немецких специалистов.

С возвращением из Германии, Валентин Петрович пишет докладную записку о необходимости развития ракетного дела в стране. Докладная попадает к Сталину. Для развития реактивного оружия в стране, важное значение имело вышедшее в мае 1946 года постановление ЦК и Совмина о создании реактивного вооружения, организации системы научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и испытательного полигона. В Капустином Яру появился полигон, где 18 октября 1947-го стартовала ракета, скопированная с Фау-2. Она пролетела 270 км.

Но военным требовалась гораздо большая дальность ракеты. А Валентин Петрович понимал: для значительного увеличения дальности ракеты требуется новый двигатель, гораздо мощнее немецкого для Фау-2. И ОКБ Глушко создает и испытывает двигатель РД-100. Однако на испытаниях ЖРД работает десятки секунд, а нужно в десять-пятнадцать раз дольше. К тому же постоянные аварии. Несколько лет ушло на разработку жидкостного ракетного двигателя для ракеты Р-5М, который обеспечил дальность пуска ракеты с атомной боеголовкой в 1200 км.



Наконец, в августе 1957 года в СССР запустили сверхдальнюю многоступенчатую баллистическую ракета с двигателями, которые разработали в центре ракетного двигателестроения в Химках, которым руководил Глушко.

С появлением мощной ракеты Р-7 уже можно было рассчитывать на запуск искусственного спутника Земли (ИСЗ), работы над которым интенсивно велись последнее время. И действительно, в октябре 1957-го первый в мире ИСЗ был успешно запущен.

Именно двигатели РД-107, разработанные в КБ Глушко, для первой межконтинентальной ракеты Р-7, вывели на орбиту Земли первый ИСЗ, автоматическую станцию "Луна", корабли "Восток", "Восход" и "Союз". Именно они осуществили прорыв человека в космос.

В середине семидесятых Глушко стал генеральным конструктором в основанном С.П. Королевым Научно-производственном объединении "Энергия". Здесь, по инициативе Глушко началась разработка сверхтяжелой ракеты-носителя "Вулкан", ставшей основой будущего носителя "Энергия" грузоподъемностью свыше 100 т. По замыслу генерального конструктора, именно такой носитель позволил бы создать обитаемые лунные базы.



Для новой ракеты разработали кислородно-водородные двигатели РД-170. В ноябре 1988-го состоялся запуск многоразовой космической системы "Энергия-Буран" с автоматической посадкой орбитального корабля на аэродром.

Как вспоминал Валентин Петрович, он с детства грезил полетами на Луну, об освоении ее человеком. С помощью мощных двигателей, которые были разработаны под его руководством, Луну исследовали различные аппараты. Именно РД-170 подвели отечественную космонавтику к реализации идеи по созданию постоянной научной базы на Луне. И только смерть Глушко, и распад СССР встали на пути осуществления его Мечты.
Скончался Валентин Петрович в 1989-м. Незадолго до смерти он завещал развеять свой прах над поверхностью Венеры, куда его могла доставить ракета с двигателями РД-170. Однако завещание Глушко выполнено не было. Великий конструктор и ученый был похоронен на Новодевичьем кладбище.

После смерти Глушко, решением Генеральной ассамблеи международного аэрокосмического союза, в 1994 году его именем был назван кратер диаметром 43 км расположенный на видимой стороне Луны. После первого полета человека в космос, были десятки других полетов с экипажами на борту. Освоение космического пространства продолжалось и продолжается. И в его успех внес огромный вклад один из пионеров ракетного дела, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Валентин Петрович Глушко.



Источники:
Соколов В. Огнепоклонники. М. Политехника, 1996. С. 24-44
Душкин Л. Так кто же есть кто? // Крылья Родины 1989. № 7. С. 28-31.
Крикуненко А. Мечта его жизни. // Крылья Родины. 2003. №4. С. 30-31
Осипчук И. К 105-летию со дня рождения первопроходца отечественной космонавтики, академика В.П. Глушко // Газета «Факты». 03.09.2013.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 октября 2015 07:41
    Ушла эпоха титанов. Таким людям надо памятники из золота ставить.
  2. +1
    1 октября 2015 07:52
    И только смерть Глушко, и распад СССР встали на пути осуществления его Мечты. ...Если будет космическая станция на Луне, её необходимо назвать им.Глушко..
  3. +3
    1 октября 2015 07:57
    Личности, подобные Глушко, Королеву, Алексееву, Исаеву умели то, что сейчас не умеют. Они умели мечтать. И делали все, чтобы их мечта стала реальностью.

    И время наверное было удачное, в Великой Стране им не приходилось всячески рекламировать свои идеи и клянчить деньги на проекты. Представляете какими ресурсами распоряжались великие советские конструктора.
    1. +1
      1 октября 2015 10:39
      Цитата: lilian
      в Великой Стране им не приходилось всячески рекламировать свои идеи и клянчить деньги на проекты

      Приходилось "и рекламировать и клянчить", только в Великой Стране давали и деньги и возможность достигать успеха.
  4. 0
    1 октября 2015 11:01
    Это была эпоха великих свершений, эпоха строительства социалистического общества. Уйти от сохи и шагнуть в космос, превратить отсталую технически страну в передовую космическую державу было под силу только таким советским людям, как Валентин Петрович Глушко и его соратникам.
  5. +1
    1 октября 2015 12:53
    Я утверждаю
    Когда я учился в Бауманке в начале 80-х, 15-20% ребят имели такое сочетание трудолюбия, природной самобытности, интеллекта, практической и теоретической подготовки, что можно заявлять -
    при дальнейшем удачном их развитии на участии в серьезных НИОКР-ах - они подымутся и достигнут квалификационного уровня Глушко, Королева и прочих...
    1. 0
      2 октября 2015 07:40
      Да,..Лет 10-15 дать им зеленый свет в предельно серьезных проектах при предельной ответственности за результат и мы бы имели следующее поколение великих людей и великих результатов...

      А так - что я увидел на 25-летии выпуска - куча Технических директоров, немного Генеральных, просто собственников фирм...
  6. +1
    1 октября 2015 13:11
    Но теперь не имея таких титанов, как Глушко и Королёв, делаем Ангару на 38 тонн вместо РКК "Энергия" на 100 тонн.
  7. 0
    1 октября 2015 15:30
    Для новой ракеты разработали кислородно-водородные двигатели РД-170.

    РД-170 не имеют ни какого отношения к кислородно-водородным двигателям. Для Инженера-технаря - это очень серьёзный ляп в статье.
  8. +1
    1 октября 2015 18:13
    "Освоение космического пространства продолжалось и продолжается."

    Продолжается ? А что сделано принципиально нового за последние 20-25 лет ? Пока что,это все старые проекты, но с новыми материалами.

    Телескопы - было, марсоходы- аналог советского Лунохода, границу Солнечной системы достигли Вояджеры, запущенные в 70-х. Человечество топчется на месте, а не осваивает космос.
  9. +1
    2 октября 2015 00:09
    В 1966 году Глушко возглавил освоение космоса. Сразу же была свернута лунная программа, Н-1 так и сгнили в степи. А мы всё модернизируем да модернизируем "Союз". Да разве ж можно сравнивать посредственность Глушко с Королёвым?
    1. 0
      2 октября 2015 16:29
      Вот хорошую грамотную дискуссию по этому поводу было бы и интересно услышать...
  10. +1
    2 октября 2015 07:37
    Интересно, кто из современных известных людей, получив восторженное письмо подростка, подобно Циолковскому ответит на него да еще пришлет посылкой свои труды?..
  11. +1
    2 октября 2015 13:00
    Мне в своё время Академик Абарцумян(астрофизик) отвечал на письма и высылал свои статьи. А сейчас и не знаешь даже куда писать.
  12. 0
    2 октября 2015 16:58
    Давайте посмотрим на газодинамическую профилировку всей приведенных здесь двигателей - это сопло Лаваля со сферическим переходоми - И можно покачать головой..
    Соотношение площади критического сечения к к площади выходного среза сопла - Тоже говорит о многом..

    Теперь о любви к Циолковскому..
    Учась на физ-мате и учиться по трудам Циолковского?
    Для коммунистического общества такие опусы вполне приемлемы..
    Проблема в том, что все основные труды Циолковского сейчас очень доступны в интернете..
    Чтобы не быть голословным - я взял и почитал..
    Это чтиво - на очень большого любителя..
    Наиболее занятное из него - как он добивался благорасположения коммунистической власти..

    И тут возникает вопрос - мы собираемся делать ставку - на дураков или на умных?
  13. 0
    5 октября 2015 19:27
    Цитата: пушкарь
    В 1966 году Глушко возглавил освоение космоса. Сразу же была свернута лунная программа, Н-1 так и сгнили в степи.

    Вообще-то он возглавил объединенное КБ 22 мая 1974 года.
    Был назначен директором и генеральным конструктором НПО «Энергия», соединившем ОКБ, основанное В. П. Глушко, и КБ, руководимое ранее С. П. Королёвым. Так что не стоит придумывать. Да, программу Н-1 закрыл, но вместо нее предложил программу РЛА...