Самое древнее судно на земле

21
Какие корабли были у древней Трои? Вопрос – заинтересовавший очень многих посетителей ВО. И как вообще выглядели корабли той эпохи? Ведь очевидно, что знаменитые греческие триеры, известные нам по черно- и краснолаковой греческой керамике, никакого отношения к Троянскому периоду греческой истории не имеют! Фрески из Феры? Но они относятся к более раннему времени… Однако, есть оказывается место в Средиземноморье, где древних кораблей ну просто очень много, причем самых разных веков. Это его морское дно! Другое дело, что найти их совсем не так просто. Какие-то суда сразу, едва они затонули, разбило волнами. Другие занесло песком и сверху их не видно. Другие может быть и целы, но лежат уж очень глубоко. Так что нужно редкое везение и стечение обстоятельств, чтобы ныряльщики, во-первых, наткнулись бы на такой корабль, а во-вторых – там было бы что доставать! Это тоже имеет значение. Ведь потом это можно реставрировать и выставить в музее.


Замок св. Петра в Бодруме. Вид с берега.

Здесь на страницах ВО я уже рассказывал о реплике корабля из Кирении, которая находится в Музее Моря в Айя-Напе, тогда как собственно его останки – в Музее Корабля на Северном Кипре. Однако это не самый древний на сегодня средиземноморский корабль! Самый, самый древний находится на материке, а именно в турецком городе Бодруме, что расположился на юго-западном побережье Малой Азии между курортами Мармарис и Измир. Говорят, что Бодрум - это столица «лазурного берега» Турции и это действительно так, но только речь сейчас не об этом.

Самое древнее судно на земле

Замок св. Петра в Бодруме. Вид с моря.

Для нас куда важнее и интереснее, что именно на его месте в древности располагался тот самый город Геликарнас, который на всю Ойкумену прославился величественной гробницей царя Мавсола, впервые получивший название Мавзолея. В античное время Мавзолей считался одним из семи чудес света, но он был полностью разрушена, и лишь некоторые каменные блоки из его стен использовали при возведении крепостных стен замка крестоносцев. А потом все-таки нашли и сохранившееся основание Мавзолея, и чудом уцелевшие статуи и рельефы. В середине 19 века все это вывезли в Англию в Британский музей. Хотя до сих пор частично сохранился кусок городской стены Геликарнаса, несколько башен и легендарные ворота Миндос.


Карта места находки «корабля из Каша».

А вот на выдающемся в море мысе Зефирион в начале 15 века рыцари ордена госпитальеров возвели себе замок, который назвали замком святого Петра. И вот в нем-то после всех исторических трагиколлизий в 1973 году разместился музей подводной археологии и уж если вы оказались там где-то поблизости, то посетите его обязательно!


Инструменты, найденные на борту судна.

Чего там только нет, начиная с находок, относящихся к 14 в. до н.э.: это и оружие, и монеты, и сосуды с византийского корабля эпохи средневековья. В зале карийской принцессы Ады можно полюбоваться на ее гробницу и золотые украшения. Именно здесь хранится и наиболее богатая в мире коллекция древних амфор Средиземноморья, предшественников контейнеров и цистерн современных морских перевозок. Но самая главная изюминка экспозиции музея – это реконструкция улу-бурунского корабля, который затонул здесь же неподалеку от города Каш в конце 14 в. до н.э. Интересно, что хотя корабль этот и невелик по размерам, поднимали его из воды в течение целых 10 лет!


Корабль в разрезе.

Новодел судна в натуральную величину можно рассмотреть в деталях, начиная с корпуса, сделанного из кедровых досок, тяжелых каменных якорей и обломков весел. На нем историки нашли немало сокровищ в самом прямом смысле этого слова. Например, это золотой скарабей с именем царицы Нефертити, каменный топор, явно ритуального предназначения, четыре меча разной формы и даже страусовые яйца!

Экспонаты с древнего корабля и его реконструкция находятся в зале «Улубурун», названном так в честь каменистого мыса на южном берегу в районе города Каша. Здесь этот корабль со всем своим грузом несколько тысяч лет назад как раз и потерпел крушение, и затонул, а все богатства, находившиеся у него на борту, отправились на дно моря. Долгие годы он спокойно лежал на глубине около 60 м, пока его не обнаружили совершенно случайно…


Палуба и рулевые весла.

А было так, что в 1983 году один местный ныряльщик, промышлявший добычей морских губок и хорошо знавший морское дно, нашел необычное скопление странных слитков и останки деревянного корабля. Он поднял со дна несколько образцов и отнес их в музей, где сразу же выяснилось, что слитки эти в форме бараньей шкуры – из меди и что относятся они к позднему бронзовому веку, а сам этот корабль – к 14 веку до нашей эры.


Трюм со слитками меди.

Находка сразу же вызвала необычайный интерес не только среди специалистов по подводной археологии, но и простых граждан, прочитавших об этом событии в престижном журнале «National Geographic». Понятно, что Бодрумский музей подводной археологии после этого также привлек к себе внимание публики, и число посетителей из разных стран в нем сразу увеличилось в несколько раз. (Вот она явная и очевидная «теория заговора»: это все было сделано специально, чтобы обмануть доверчивых читателей этого журнала и повысить доход музея!) Однако, доходы – доходами, а с работой по подъему корабля явно не спешили. Она была проведена в целых 11 этапов, по 3-4 месяца каждый, и шла с 1984 по 1994 год.

Удалось выяснить, что корабль был невелик по размерам: длиной всего 15 метров, но вез груз весом около 20 тонн. Корпус его оказался довольно сильно поврежденным, хотя отдельные его части сохранились очень даже неплохо. Оказалось, что сделан он был из кедровых досок, которые между собой соединялись встык – то есть на расклиненных изнутри колышках, вставленных в отверстия, просверленные в досках. Были найдены остатки весел, самое большое из которых было 1,7 м длиной и толщиной 7 см. На судне было обнаружено также целых 24 каменных якоря весом от 120 до 210 кг и два маленьких якоря весом по 16-21 кг. Возможно, что такое большое количества якорей появилось на судне не случайно. Возможно, что их использовали не по своему прямому назначению, а для балластировки судна, хотя это и не более, чем предположение.


Корабль в разрезе: входи и смотри.

Находки с корабля позволили определить, что этот корабль был торговым судном с Ближнего востока, и скорее всего с Кипра, а по времени катастрофы его можно отнести к 14 веку до н.э., то есть он представлял собой самое древнее морское судно в мире.


Египетские скарабеи, найденные на дне. Белые и большие (вверху) двухсторонние увеличенные гипсовые копии. Вот это забота о посетителях!

Эта находка имела большое значение, так как автоматически сдвинула историю морской международной торговли к бронзовому веку, поскольку груз, найденный на корабле: слоновая кость, амфоры, мелкая керамика, домашняя утварь, 10 тонн меди и слитки олова, прекрасные изделия из стекла и драгоценности из золота – все это было родом из Египта. Корабль, судя по всему, совершал плавание к берегам Сирии и Кипра, и, возможно, конечным местом его пути были берега Черного моря. Предполагают, что груз могли везти в Египет, но точно определить, куда плыл этот корабль, конечно же, невозможно.


Кусок морского дна, сохраненный в музее.


Еще один кусок дна с лежащими на нем штоками якорей. Музей моря в Айя-Напе. Остров Кипр.

Интересно, что в Бодрумском музее выставлены не только добытые со дна моря детали этого 15-метрового корабля и выставлена его реплика, но и показано, каким образом его груз мог располагаться в трюме. Есть здесь и экспонаты, и ценные вещи с других кораблей, сохранившихся намного хуже, но все равно что-то давших науке, в том числе с мыса Гелидонья, и из других мест этого побережья.


Медные слитки в форме шкур.

Дендрохронологические исследования деревянных частей судна провел доктор Кемалем Пулаком из Техасского университета, и они показали примерную дату его постройки – около 1400 года до н. э. Получается, что оно на 150 лет старше столь же условной даты падения Трои. Но это же и однозначно говорит о том, что уже в то время налаженная средиземноморская торговля существовала.


Синее стекло – сырье для переплавки.

Профессор Питер Кунихольм из Корнельского университета провел исследование деревянных частей корабельного груза. Их результаты говорят, что судно могло затонуть около 1316 – 1305 гг. до н. э. Эта датировка подтверждается найденной на борту керамикой. Такую археологи находят в слоях «затмения Мурсили» 1312 года до н. э., названному так в честь хеттского царя Мурсили II.


Микенские амфоры (копии)


Находки бус и украшений.

Всего со дна достали около 18 000 предметов. Из них 354 слитка меди 10 тонн весом, 40 слитков олова весом около одной тонны, 175 слитков стекла. Нашли окаменевшую еду, так же, как и в сосудах гробницы Тутанхамона: желуди, миндаль, оливки, гранаты, финики. Из драгоценностей нашли золотой перстень с именем царицы Нефертити, а также целый ряд золотых подвесок разной формы, бусы из агата, фаянсовые бусы, серебряные браслеты, золотую чашу, крошечные фаянсовые бусы, сросшиеся в ком, золотой и серебряный лом.


Каменная секира явно культового предназначения очень интересной формы.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 ноября 2015 08:04
    Спасибо,не знал о существовании такого музея,тем более корабля(хотя вернее средство для передвижения),судя по фото ,использовали данное творение только в благоприятную погоду,20тонн груза,плюс команда,явный перегруз,интересно,а какая ширина судна?Еще снимки наводят на мысль,что это не судно,а что то типа баржи,а судно вполне могло идти рядом,охраняя и пролаживая маршрут,более легкое и маневренное
  2. +4
    4 ноября 2015 08:36
    О кораблях древности можно прочесть тут http://fanread.ru/book/8979518/
    1. AAV
      +1
      4 ноября 2015 10:17
      Спасибо за ссылку. Обязательно прочитаю.
  3. 0
    4 ноября 2015 08:52
    несколько вопросов:на югах кедры растут?
    как возраст определили-даты стоят на обшивке?
    с технологическими возможностями ТОГО времени как согласованы находки?
    1. +6
      4 ноября 2015 09:17
      Ливанский кедр изображен даже на флаге этой страны и является ее национальным символом. В Крыму в парке Воронцовского дворца тоже. Правда их туда посадили. Но ведь растут. Причем именно южные.Даты действительно стоят на обшивке! Это углерод-14 и годовые кольца. И керамика - Вы же видели фото? Типичная микенской эпохи. А инструменты на борту Вы тоже видели на фото. Кроме того - невнимательно Вы читали, - там нашли скарабей с картушем Нефертити.
      1. +2
        4 ноября 2015 21:36
        лис (1) SU Сегодня, 08:52
        несколько вопросов:на югах кедры растут?
        kalibr RU Сегодня, 09:17 ↑
        Ливанский кедр изображен даже на флаге этой страны и является ее национальным символом. В Крыму в парке Воронцовского дворца тоже. Правда их туда посадили.

        В природе ареал рода охватывает южные и восточные горные районы Средиземноморья и западные районы Гималаев[1]. На южном берегу Крыма кедры вполне натурализовались в районе от Севастополя до Кара-Дага, в районах, где абсолютный минимум температур не достигает -25 °C, и дают самосев. Также встречаются (кедр ливанский) и дают самосев в Одессе (без повреждений выдерживают абсолютный минимум -27 °C).


        Вот тока там и растут.

        В Сибири они появились волею Петра Великого. Велел найти - и нашли! Не кедр. Но для корабельного строительства - сойдёт. А шоб не серчал - назвали сию сосну кедром. А природный кедр именуем теперь "ливанским". Всё это родня сосны.
    2. +4
      4 ноября 2015 09:57
      Весь древний мир средиземноморья знал о ливанском кедре.По всему миру им торговали.Еще египетские фараоны строили из него свои дворцы и суда. Рос он громадными лесами- сейчас почти исчез.
  4. AAV
    +2
    4 ноября 2015 10:19
    Спасибо за статью, очень интересно.
    Учитывая, что море, точнее мировой океан, исследован меньше чем космос (по заверению тех же ученых) сколько еще тайн и находок он хранит.
  5. +2
    4 ноября 2015 10:28
    В середине 19 века все это вывезли в Англию в Британский музей. Хотя до сих пор частично сохранился кусок городской стены Геликарнаса, несколько башен и легендарные ворота Миндос...Видимо не захотели вывозить, было бы желание и это вывезли.. smile
    Спасибо за статью..А ведь на таком корабле можно и до Америки доплыть..Ничем не хуже каравелл Колумба..
    1. +3
      4 ноября 2015 10:50
      В принципе "да", но он все-таки меньше самой большой каравеллы "Санта Марии" , хотя, наверное, с "Нинью" и экипаж был бы очень мал.
    2. +2
      4 ноября 2015 21:51
      Ничем не хуже каравелл Колумба..

      Паруса, форма корпуса и навигаторская наука уступали request

      Хотя... До Колумба каравеллы бороздили в основном те же средиземные воды! winked
  6. +1
    4 ноября 2015 10:31
    Ковчег с Арарата ,подревнее будет.
    И материал ,окаменевшее дерево там найден.
    Были упоминания ещё о паре таких ковчегов в разных местах европы.
    http://lah.flybb.ru/topic2936.html
    Наиболее интересная статья о ковчеге.
    1. +3
      4 ноября 2015 21:56
      Ковчег с Арарата ,подревнее будет.
      И материал ,окаменевшее дерево там найден.


      Это - не ковчег! Это монумент в память о ковчеге. Построен атлантами по чертежам Попокатепетля.

      читайте профессора и акадэмика Невустроева!
      http://hiplibirea.ru/topic2330001.html
  7. +4
    4 ноября 2015 13:31
    Интересная статья, спасибо автору за цикл по бронзовому веку. Замечу только, яйца - страусиные.
  8. +3
    4 ноября 2015 19:43
    Надо сказать, что микенцы - наши люди были. Какое трепетное отношение к бухлу! Вы только посмотрите на эти сосуды! Какой бы пьяный ты ни был - ни за что не прольешь в серьезном количестве, покуда саму амфору не расколотишь. Ну тут уж... а так - сосуд станет на донце неваляшкой по любому, и если сплеснется что, так в обьеме не более обязательной жертвы богам. Молодцы.
    А вот устройство рулевых весел меня всегда изумляло. Такое впечатление, что древние мастера на каждое судно ежедневно ждали визит Посейдона или Геракла. На какой предмет делать поворотные механизмы на уровень плеча и выше? Почему не на уровень бедра? Надежнее было бы... Средний рост тогдашних людей нам известен (насорили люди своими костяками, как водится, тут в отличие от анекдотической дендрохронологии есть бесспорные данные).
    Хорошо, когда автор просто описывает уведенное. Это у него неплохо выходит.